ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к развернутому тематическому плану для 4 класса

  • Образовательные программы
  • doc
  • 24.08.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Настоящий развернутый тематический план разработан на основе учебной программы по изобразительному искусству для четырехлетней начальной школы (автор - доктор педагогических наук В. С. Кузин) с учетом федерального компонента государственного стандарта начального общего образования
Иконка файла материала темат. планирование 4 класс.doc

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к развернутому тематическому плану

для 4 класса

Настоящий развернутый тематический план разработан на основе учебной программы по изобразительному искусству для четырехлетней начальной школы (автор - доктор педагогических наук В. С. Кузин) с учетом федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.

Программа рассчитана на 34 учебных часа (1 раз в неделю), в том числе:

• на обучение

-    рисованию с натуры (рисунок - живопись) -12 ч;

-    рисованию на темы -7 ч;

-    рисование по памяти -2 ч;

-    декоративной работе -7 ч;

-    выполнению аппликации -2 ч;

• на проведение бесед об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас -4 ч.

Для реализации программного содержания используются учебно-методические пособия:

Кузин, В. С. Изобразительное искусство : 4 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина. - М. : Дрофа, 2009;

Кузин, В. С. Изобразительное искусство : 4 кл. : рабочая тетрадь / В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина. - М. : Дрофа, 2009;

Обучение изобразительному искусству направлено на достижение следующих целей:

-     развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

-     освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декора­тивно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окруже­нии ребенка;

-     овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятель­ности;

-     воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса

В результате изучения изобразительного искусства учащиеся должны знать/понимать:

-     основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;

-     известные центры народных художественных ремесел России;

 

-     ведущие художественные музеи России; уметь:

-     различать основные и составные, теплые и холодные цвета;

-  узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;

-  сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);

-   использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);

-    применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению; в декоративных и конструктивных работах; иллюстрациях к произведениям литературы и музыки);

-    использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

-    для самостоятельной творческой деятельности;

-    обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

-   оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесе­ны к элементам дополнительного (необязательного) содержания.

 


РАЗВЕРНУТЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(4 класс)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№ п/п

Наиме­нование раздела программы

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования

к уровню подготовки

обучающихся

(результат)

Вид контроля

Элементы

дополнительного

(необязательного)

содержания

Дата проведения

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

В МИРЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

(12 часов)

Красота родной природы в твор­честве русских художников. Рисунок «Летний пейзаж»

1

Беседа.

Практиче­ская работа

Знакомство с творчеством русских пейзажистов. Простейший анализ произведений искусства. Работа над развитием творческого воображения

Уметь передать эстетическое отношение к произведениям искусства

Рисование

на тему

Совершенствование умений отражать в тематических рисунках явления действительности

 

 

2

Составление мозаичного панно

«Парусные лодки

на реке»

1

Беседа.

Практиче-

ская

работа

Выбор и применение

выразительных средств

для реализации собственного замысла в аппликации. Наблюдение за окружающим миром

Уметь:

- работать над развитием творческого воображения, пространственного

мышления;

- образно передать задуманную композицию;

 - наблюдать за окружающим миром

Аппликация

Составление индивидуальных

мозаичных панно

 

 

3-4

Ознакомление

с произведениями изобразительного искусства. Рисо­вание с натуры натюрморта: кув­шин и яблоко; ваза с яблоками

2

Беседа.

Практиче­ская работа

Передача настроения

в творческой работе. Работа над развитием чувства композиции

Уметь анализировать

форму, цвет и их пространственное расположение предметов

Рисование

с натуры

 

 

 

5-6

Искусство натюр­морта. Рисование

с натуры натюрморта: кувшин и яблоко

2

Беседа. Практиче-

ская работа

Передача настроения в творческой работе.

Работа над развитием чувства композиции

Уметь анализировать форму, цвет, пропорции

предметов и их про­странственное располо­жение

Рисование с натуры

 

 

 


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

7

В МИРЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

(12 часов)

Изучаем азбуку изобразительного искусства. Рисование с натуры коробки

1

Беседа. Практиче­ская работа

Основы изобразительного языка искусства: объем, пропорции

Освоить приемы изображения объемных предметов простейших геометрических тел

Рисование с натуры

 

 

 

8

Изучаем азбуку

изобразительного искусства. Рисование с натуры шара

1

Беседа.

Практиче­ская работа

Основы изобразительного языка искусства: объем, пропорции

Освоить приемы изображения объемных предметов простейших геометрических тел

Рисование

с натуры

 

 

 

9

Рисование по памяти  «Моя улица» или «Мой двор»

1

Беседа.

Практиче­ская работа

Использование в индивидуальной деятельности различных художественных материалов. Работа над развитием наблюдательности к окружающему миру. Воспитание любви к родному краю

Уметь использовать в работе различные художественные материалы

Рисование

по памяти

 

 

 

 

10-11

Рисование с натуры фигуры человека

2

Беседа.

Практиче­ская работа

Первичные навыки рисования с натуры человека

Знать пропорции фигуры.

Уметь их анализировать

Рисование

с натуры

 

 

 

12

Лепка фигуры

человека с атри­бутами труда или спорта

1

Беседа.

Практиче­ская работа

Работа в художественно-конструктивной деятельности

Знать:

-пропорции фигуры человека;

-характерное соотношение частей фигуры человека и как они передаются в скульптуре малой формы

Лепка

 

 

 


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

13

МЫ ЛЮБИМ СМОТРЕТЬ КАРТИНЫ И РИСОВАТЬ

(22 часа)

Рисование жи­вотных с натуры или по памяти

1

Беседа. Практиче­ская работа

Навыки рисования по памяти. Работа над развитием зрительного представления, наблюдательности к повадкам животных

Уметь рисовать с передачей пропорций

Рисование по памяти

 

 

 

14

Рисование птиц с натуры или по памяти

1

Беседа.

Практиче-

ская

работа

Навыки рисования

по памяти

Уметь правильно определять и выразительно

передавать в рисунках

особенности формы

Рисование

с натуры

 

 

 

15-

16

Сказка в декоративном искусстве

2

Беседа.

Практиче­ская работа

Передача настроения

в творческой работе

Знать произведения народного декоративно-прикладного искусства (Палех, Городец, Хохлома, Гжель)

Декора-

тивное рисование

 

 

 

17

Иллюстрация

к сказке

А. С. Пушкина

«Сказка о рыбаке и рыбке»

Составление сюжетной аппликации русской народной сказки «По щучьему велению»

1

Беседа.

Практиче-

ская

работа

Приемы рисования

на сказочные сюжеты

Уметь использовать

в иллюстрации вырази-

тельные возможности

композиций сюжета из сказки

Рисование

на тему

 

 

 

18-

19

2

Беседа.

Практиче-

ская работа

Формирование творче-

ского воображения

Уметь передавать дина-

мику событий, действия

героев сказки посредством цветовых и тональных контрастов цветной бумаги

Аппликация

 

 

 

20

«В мирное время». Рисование с натуры или по представлению. Атрибуты армии Вооруженных сил

1

Беседа.

Практиче­ская работа

Совершенствование

графических умений и навыков

Знать жанры изобрази-

тельного искусства - батальный и исторический

Рисование

по памяти

 

 

 


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

21

МЫ ЛЮБИМ СМОТРЕТЬ КАРТИНЫ И РИСОВАТЬ

(22 часа)

Рисование с на­туры или по па­мяти современных машин

1

Беседа. Практиче­ская работа

Совершенствование навыков линейного рисунка

Знать о многообразии различных явлений, событий и предметов действительности

Рисование с натуры

 

 

 

22

Рисование народного праздника «Песни нашей Родины»

1

Беседа.

Практиче­ская работа

Эстетическое отношение к народным обычаям. Развитие интереса к народным традициям

Знать народные традиции, обычаи

Рисование

на тему

 

 

 

23-

24

Выполнение

эскиза лепного

пряника и роспись готового изделия

2

Беседа.

Практиче-

ская работа

Эстетическое восприятие произведений декоративно-прикладного искусства, передача объемной формы. Развитие творческого воображения и изобразительных навыков

Знать произведения народного декоративно-

прикладного искусства

Лепка,

декора-

тивная работа

 

 

 

25

Изображение животных и птиц

в произведениях

изобразительного искусства «Мы снова рисуем жи­вотных и птиц»

1

Беседа.

Практиче-

ская

работа

Упражнение в передаче

в рисунке основ изобразительного языка искусства. Работа над развитием творческих способностей, наблюда­тельности, внимания к природе

Уметь анализировать

особенности конструктивно-анатомического

строения птиц и животных

Рисование

животных

и птиц.

Рисование с натуры

 

 

 

26-

27

Иллюстрирование басни

И. А. Крылова «Ворона и Ли­сица»

2

Иллюст-

рирование

басни

Работа над развитием

творческого воображения, умения передать конструкторское строение цвета изображаемых объектов, совершенствованием навыков передачи сюжета литературного произведения в рисунке

Уметь самостоятельно

выбрать сюжет из басни

и проиллюстрировать его

Рисование

на тему

 

 

 


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

28-

29

МЫ ЛЮБИМ СМОТРЕТЬ КАРТИНЫ И РИСОВАТЬ

(22 часа)

Рисование на тему «Закат солнца»

2

Беседа.

Практиче­ская работа

Элементарные основы живописи. Основы воздушной перспективы. Совершенствование навыков рисования в цвете

Уметь:

-выделять главное в пейзаже;

-определять изменение цвета и различать цветовой тон;

-эмоционально воспринимать образ природы

Рисование

на тему

 

 

 

30

Люди труда

в изобразительном искусстве

1

Беседа.

Практиче-

ская работа

Работа над развитием эстетического восприятия и понимания красоты труда людей в жизни и произведениях изобразительного искусства

Уметь анализировать

содержание и художественные особенности картин

Творческое

рисование

 

 

 

31-

32

Составление мозаичного панно

«Слава труду»

2

Беседа.

Практиче-

ская

работа

Использование различных художественных материалов. Работа над развитием творческого воображения, эстетического восприятия, понимания красоты труда и творческого воображения

Уметь выполнять панно из цветной бумаги по эскизным рисункам

Составле-

ние моза-

ичного

панно

из цветной

бумаги

 

 

 

33

Аппликация. Орнаменты народов мира

1

Беседа.

Практиче­ская работа

Использование светотени в аппликации. Работа над развитием творческого воображения, изобразительных навыков

Уметь:

-самостоятельно выбрать
вид орнамента и народные мотивы к нему;

-оценивать свои работы и аппликации товарищей

Аппликация

 

 

 

34

Итоги года. Выставка рисунков. Искусствоведческая викторина

1

Игровая

форма, сообщения, соревнования, конкурсы

Любовь к истории народов. Работа над развитием творческого воображения, изобразительных навыков. Выступления по теме «Народные художест­венные промыслы»

Уметь:

-выразить отношение к произведениям искусства, к собственному творчеству;

-участвовать в дидактических играх и конкурсах;

-выступать с сообщениями

Выставка