ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к развернутому тематическому плану
для 4 класса
Настоящий развернутый тематический план разработан на основе учебной программы по изобразительному искусству для четырехлетней начальной школы (автор - доктор педагогических наук В. С. Кузин) с учетом федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.
Программа рассчитана на 34 учебных часа (1 раз в неделю), в том числе:
• на обучение
- рисованию с натуры (рисунок - живопись) -12 ч;
- рисованию на темы -7 ч;
- рисование по памяти -2 ч;
- декоративной работе -7 ч;
- выполнению аппликации -2 ч;
• на проведение бесед об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас -4 ч.
Для реализации программного содержания используются учебно-методические пособия:
- Кузин, В. С. Изобразительное искусство : 4 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина. - М. : Дрофа, 2009;
- Кузин, В. С. Изобразительное искусство : 4 кл. : рабочая тетрадь / В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина. - М. : Дрофа, 2009;
Обучение изобразительному искусству направлено на достижение следующих целей:
- развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
- освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
- овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса
В результате изучения изобразительного искусства учащиеся должны знать/понимать:
- основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
- известные центры народных художественных ремесел России;
- ведущие художественные музеи России; уметь:
- различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
- сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);
- использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
- применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению; в декоративных и конструктивных работах; иллюстрациях к произведениям литературы и музыки);
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для самостоятельной творческой деятельности;
- обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
- оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
РАЗВЕРНУТЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(4 класс)
№ п/п |
Наименование раздела программы |
Тема урока |
Кол-во часов |
Тип урока |
Элементы содержания |
Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) |
Вид контроля |
Элементы дополнительного (необязательного) содержания |
Дата проведения |
|
план |
факт |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
1 |
В МИРЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА (12 часов) |
Красота родной природы в творчестве русских художников. Рисунок «Летний пейзаж» |
1 |
Беседа. Практическая работа |
Знакомство с творчеством русских пейзажистов. Простейший анализ произведений искусства. Работа над развитием творческого воображения |
Уметь передать эстетическое отношение к произведениям искусства |
Рисование на тему |
Совершенствование умений отражать в тематических рисунках явления действительности |
|
|
2 |
Составление мозаичного панно «Парусные лодки на реке» |
1 |
Беседа. Практиче- ская работа |
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в аппликации. Наблюдение за окружающим миром |
Уметь: - работать над развитием творческого воображения, пространственного мышления; - образно передать задуманную композицию; - наблюдать за окружающим миром |
Аппликация |
Составление индивидуальных мозаичных панно |
|
|
|
3-4 |
Ознакомление с произведениями изобразительного искусства. Рисование с натуры натюрморта: кувшин и яблоко; ваза с яблоками |
2 |
Беседа. Практическая работа |
Передача настроения в творческой работе. Работа над развитием чувства композиции |
Уметь анализировать форму, цвет и их пространственное расположение предметов |
Рисование с натуры |
|
|
|
|
5-6 |
Искусство натюрморта. Рисование с натуры натюрморта: кувшин и яблоко |
2 |
Беседа. Практиче- ская работа |
Передача настроения в творческой работе. Работа над развитием чувства композиции |
Уметь анализировать форму, цвет, пропорции предметов и их пространственное расположение |
Рисование с натуры |
|
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
7 |
В МИРЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА (12 часов) |
Изучаем азбуку изобразительного искусства. Рисование с натуры коробки |
1 |
Беседа. Практическая работа |
Основы изобразительного языка искусства: объем, пропорции |
Освоить приемы изображения объемных предметов простейших геометрических тел |
Рисование с натуры |
|
|
|
8 |
Изучаем азбуку изобразительного искусства. Рисование с натуры шара |
1 |
Беседа. Практическая работа |
Основы изобразительного языка искусства: объем, пропорции |
Освоить приемы изображения объемных предметов простейших геометрических тел |
Рисование с натуры |
|
|
|
|
9 |
Рисование по памяти «Моя улица» или «Мой двор» |
1 |
Беседа. Практическая работа |
Использование в индивидуальной деятельности различных художественных материалов. Работа над развитием наблюдательности к окружающему миру. Воспитание любви к родному краю |
Уметь использовать в работе различные художественные материалы |
Рисование по памяти |
|
|
|
|
|
||||||||||
10-11 |
Рисование с натуры фигуры человека |
2 |
Беседа. Практическая работа |
Первичные навыки рисования с натуры человека |
Знать пропорции фигуры. Уметь их анализировать |
Рисование с натуры |
|
|
|
|
12 |
Лепка фигуры человека с атрибутами труда или спорта |
1 |
Беседа. Практическая работа |
Работа в художественно-конструктивной деятельности |
Знать: -пропорции фигуры человека; -характерное соотношение частей фигуры человека и как они передаются в скульптуре малой формы |
Лепка |
|
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
13 |
МЫ ЛЮБИМ СМОТРЕТЬ КАРТИНЫ И РИСОВАТЬ (22 часа) |
Рисование животных с натуры или по памяти |
1 |
Беседа. Практическая работа |
Навыки рисования по памяти. Работа над развитием зрительного представления, наблюдательности к повадкам животных |
Уметь рисовать с передачей пропорций |
Рисование по памяти |
|
|
|
14 |
Рисование птиц с натуры или по памяти |
1 |
Беседа. Практиче- ская работа |
Навыки рисования по памяти |
Уметь правильно определять и выразительно передавать в рисунках особенности формы |
Рисование с натуры |
|
|
|
|
15- 16 |
Сказка в декоративном искусстве |
2 |
Беседа. Практическая работа |
Передача настроения в творческой работе |
Знать произведения народного декоративно-прикладного искусства (Палех, Городец, Хохлома, Гжель) |
Декора- тивное рисование |
|
|
|
|
17 |
Иллюстрация к сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» Составление сюжетной аппликации русской народной сказки «По щучьему велению» |
1 |
Беседа. Практиче- ская работа |
Приемы рисования на сказочные сюжеты |
Уметь использовать в иллюстрации вырази- тельные возможности композиций сюжета из сказки |
Рисование на тему |
|
|
|
|
18- 19 |
2 |
Беседа. Практиче- ская работа |
Формирование творче- ского воображения |
Уметь передавать дина- мику событий, действия героев сказки посредством цветовых и тональных контрастов цветной бумаги |
Аппликация |
|
|
|
||
20 |
«В мирное время». Рисование с натуры или по представлению. Атрибуты армии Вооруженных сил |
1 |
Беседа. Практическая работа |
Совершенствование графических умений и навыков |
Знать жанры изобрази- тельного искусства - батальный и исторический |
Рисование по памяти |
|
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
21 |
МЫ ЛЮБИМ СМОТРЕТЬ КАРТИНЫ И РИСОВАТЬ (22 часа) |
Рисование с натуры или по памяти современных машин |
1 |
Беседа. Практическая работа |
Совершенствование навыков линейного рисунка |
Знать о многообразии различных явлений, событий и предметов действительности |
Рисование с натуры |
|
|
|
22 |
Рисование народного праздника «Песни нашей Родины» |
1 |
Беседа. Практическая работа |
Эстетическое отношение к народным обычаям. Развитие интереса к народным традициям |
Знать народные традиции, обычаи |
Рисование на тему |
|
|
|
|
23- 24 |
Выполнение эскиза лепного пряника и роспись готового изделия |
2 |
Беседа. Практиче- ская работа |
Эстетическое восприятие произведений декоративно-прикладного искусства, передача объемной формы. Развитие творческого воображения и изобразительных навыков |
Знать произведения народного декоративно- прикладного искусства |
Лепка, декора- тивная работа |
|
|
|
|
25 |
Изображение животных и птиц в произведениях изобразительного искусства «Мы снова рисуем животных и птиц» |
1 |
Беседа. Практиче- ская работа |
Упражнение в передаче в рисунке основ изобразительного языка искусства. Работа над развитием творческих способностей, наблюдательности, внимания к природе |
Уметь анализировать особенности конструктивно-анатомического строения птиц и животных |
Рисование животных и птиц. Рисование с натуры |
|
|
|
|
26- 27 |
Иллюстрирование басни И. А. Крылова «Ворона и Лисица» |
2 |
Иллюст- рирование басни |
Работа над развитием творческого воображения, умения передать конструкторское строение цвета изображаемых объектов, совершенствованием навыков передачи сюжета литературного произведения в рисунке |
Уметь самостоятельно выбрать сюжет из басни и проиллюстрировать его |
Рисование на тему |
|
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
28- 29 |
МЫ ЛЮБИМ СМОТРЕТЬ КАРТИНЫ И РИСОВАТЬ (22 часа) |
Рисование на тему «Закат солнца» |
2 |
Беседа. Практическая работа |
Элементарные основы живописи. Основы воздушной перспективы. Совершенствование навыков рисования в цвете |
Уметь: -выделять главное в пейзаже; -определять изменение цвета и различать цветовой тон; -эмоционально воспринимать образ природы |
Рисование на тему |
|
|
|
30 |
Люди труда в изобразительном искусстве |
1 |
Беседа. Практиче- ская работа |
Работа над развитием эстетического восприятия и понимания красоты труда людей в жизни и произведениях изобразительного искусства |
Уметь анализировать содержание и художественные особенности картин |
Творческое рисование |
|
|
|
|
31- 32 |
Составление мозаичного панно «Слава труду» |
2 |
Беседа. Практиче- ская работа |
Использование различных художественных материалов. Работа над развитием творческого воображения, эстетического восприятия, понимания красоты труда и творческого воображения |
Уметь выполнять панно из цветной бумаги по эскизным рисункам |
Составле- ние моза- ичного панно из цветной бумаги |
|
|
|
|
33 |
Аппликация. Орнаменты народов мира |
1 |
Беседа. Практическая работа |
Использование светотени в аппликации. Работа над развитием творческого воображения, изобразительных навыков |
Уметь: -самостоятельно выбрать -оценивать свои работы и аппликации товарищей |
Аппликация |
|
|
|
|
34 |
Итоги года. Выставка рисунков. Искусствоведческая викторина |
1 |
Игровая форма, сообщения, соревнования, конкурсы |
Любовь к истории народов. Работа над развитием творческого воображения, изобразительных навыков. Выступления по теме «Народные художественные промыслы» |
Уметь: -выразить отношение к произведениям искусства, к собственному творчеству; -участвовать в дидактических играх и конкурсах; -выступать с сообщениями |
Выставка |
|
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.