Авторская дидактическая игра «Словотрикс»
Автор: Кленова Ирина Владимировна,
учитель начальных классов МБУ «Школа № 89»
г.о. Тольятти
В начальном курсе русского языка большое значение придается словарно-орфографической работе, в процессе которой дети усваивают слова с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, данные в специальных списках для каждого класса. Первоначальные сведения о них дети получили в период обучения грамоте в I классе. В каждом из последующих классов количество слов, требующих запоминания и грамотного употребления в устной и письменной речи увеличивается. Данный дидактический материал – это помощь в запоминании словарных слов в игровой форме. Игра может применяться как на уроке, так и во внеурочное время.
Описание игры
Цель: активизировать умственную деятельность учащихся, развивать орфографическую и фонетическую зоркость, внимательность, логическое мышление.
Возраст: 1 – 4 классы
Оборудование: набор фишек со словарными словами ( 81 шт.)
Ход игры
Играть могут от двух до шести человек. Один из игроков назначается ведущим. Он тщательно перемешивает фишки и выкладывает на стол 12 штук словами вверх. Задача игроков – как можно быстрее заметить среди выложенных фишек трикс.
«Триксом» называют тройку фишек, которые можно объединить одним свойством. В игре, содержащей словарные слова можно выделить такие свойства:
· одинаковое количество слогов
· одинаковый ударный слог
· одинаковая непроверяемая буква
· одинаковый первый звук (гласный или согласный; если согласный, то твердый или мягкий)
· одинаковое количество мягких согласных
· все согласные твердые или мягкие
· одинаковое количество букв
· совпадение количества звуков и букв
· количество звуков больше (или меньше) количества букв и наоборот
Тот, кто заметил, громко говорит : «Трикс!», показывает три образующие его фишки, называет признак. Если игрок правильно определил свойство, объединяющее три фишки, он забирает их себе. Ведущий добавляет на стол еще три фишки, и игра продолжается.
Если же игрок ошибся, и три найденные им фишки на самом деле не являются триксом, то он пропускает один ход. Если на столе триксов нет, ведущий добавляет еще три фишки. Игра заканчивается, когда у ведущего в наборе не остается фишек, а на столе закончились триксы. Победителем в игре считается тот ученик, у которого больше всего оказалось фишек, то есть тот, кто нашел больше всего триксов.
В качестве наиболее значимых принципов обучения, реализуемых при разработке данной дидактической игры, хотелось бы выделить следующие:
1. Принцип доступности (дидактические материалы подбираются учителем согласно достигнутого уровня учащихся);
2. Принцип самостоятельной деятельности (работа с дидактическими материалами осуществляется самостоятельно);
3. Принцип индивидуальной направленности (работа с дидактическими материалами осуществляется в индивидуальном темпе;
4. Принципы наглядности и моделирования (поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, использование их в обучении оказывается чрезвычайно эффективным);
5. Принцип прочности (практическое использование полученных знаний и умений, являющееся эффективным способом продолжения их усвоения, в условиях игровой деятельности способствует их лучшему закреплению);
6. Принцип познавательной мотивации;
7. Принцип проблемности (в ходе игры обучающиеся должны решить конкретную дидактическую проблему, используя для этого свои знания, умения и навыки; находясь в новых практических условиях он осуществляет самостоятельную поисковую деятельность, активно развивая при этом свою интеллектуальную, мотивационную, волевую, эмоциональную и другие сферы).
Следует указать, что использование данной дидактической игры способствует активизации образовательной деятельности обучающихся, экономии учебного времени.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.