Авторская разработки заданий на формирование функциональной грамотности по русскому языку
Оценка 5

Авторская разработки заданий на формирование функциональной грамотности по русскому языку

Оценка 5
docx
21.05.2023
Авторская разработки заданий на формирование функциональной грамотности по русскому языку
Сборник текстов по Ф.Г. 11 класс.docx

Грамотность чтения           11 класс

 

Инструкция: «Внимательно прочитайте текст и правильно выполните задания к тексту»  Текст «Шторм»

Текст № 1  Шторм

     Над горами появились   облака- сначала лёгкие и воздушные, затем серые, с рваными краями. И море сразу же изменило краски- стало темнеть. Цепляясь за лесистые вершины гор, облака опускались всё ниже и ниже, захватывали ущелья и лощины, превращались в тяжёлые, непроглядные тучи. Только горы, казалось, сдерживали их сейчас, но и горы ничего не могли сделать: сизая пелена ползла от гор к морю.

     Тучи шли от гор, опускались всё ниже и ниже, к морю. Они, как бы нехотя, заволакивали воду дымкой – от берега и дальше. Они  ползли уже не только по склонам, где приютились домики верхних улиц, а и затянули туманом улицу нижнюю, главную. Водители включили фары и всё чаще давали сигналы.  И поезда шли сейчас,  нервозно гудя, с зажжёнными фонарями.

     Море темнело от берега. Тихое, вроде бы затаившееся, с гладкой поверхностью и чуть слышны прибоем, оно пошло то белыми, то чёрными пятнами, то непонятными разводами, как будто в него выбросили с воздуха другую воду.

     Ожидание  длилось  час. В горах ударил гром, и хлынули потоки дождя, а море бесновалось. Оно заливало берег, билось о бетонную набережную, о  лестницы и глыбы скал, оно гремело и вздрагивало, охало и восторгалось, плакало и ревело.

      Небо над морем стало не серым и не чёрным, а каким- то неестественно бурым. Молнии резали небо то слева, то справо, то впереди, то сзади, то где-то над самым берегом. Море поглощало их, проглатывало всеемте с бурым небом и ударами грома.

 

 

 

 

 

1.Стиль и тип речи

А) публицистический,  рассуждение

В) научный, описание

С) художественный, рассуждение

Д) художественный, описание

Е) публицистический, описание

 

2.Цветовая гамма не соответствует тексту

А) серый

В) бурый

С) чёрный

Д) огненный

Е) сизый

 

3.Вертикальное нижнее пространство в тексте

А) гром

В) облака

С) ущелье

Д) тучи

Е)водители

 

4.В предложениях использовано олицетворение

1) Море темнело от берега

2) Море гремело и вздрагивало, охало и восторгалось, плакало и ревело.

3) Водители включили фары и всё чаще давали сигналы.

4) В горах ударил гром, и хлынули потоки дождя, а море беспокоилось.

5) Небо над морем стало не серым и не чёрным, каким- то неестественно бурым

А) 1,2

В) 1,5

С) 2,3

Д) 2,4

Е) 3,4

 

5.Согласно источнику, во время густого тумана транспорту необходимо

1. не выезжать на трассу

2. не совершать обгон

3. включить фары

4. ограничить скорость

5. подавать сигналы

А) 3,4

В) 2,3

С) 1,2

Д) 3,5

Е)4,5

 

 

Инструкция: «Внимательно прочитайте  текст и правильно выполните задания к тексту»  Текст № 2

 

Текст №2

   

     Зачем мы ходим в горы? На высоте 4800 метров мы  лежим с моим другом Аркадием, засунув в головы под нависающий камень, чтобы хоть мозги защитить от этого максимального ультрафиолета. Юго- Западный Памир. В каменистом безветренном ущелье, формой напоминающем ложку, а  содержанием – сковородку, нам предстоит пролежать весь день, пока не подойдут остальные участники, вышедшие позже нас…. Несусветное пекло. Апатия и равнодушие. Первый подъем на высоту всегда тяжёл. Спина моей рубашки, калящаяся на солнце, хрустит как фанерная. Рядом стоят рюкзаки, всё ещё дымящиеся от нашего пота.

     Зачем  мы хотим в горы? Почему спортивное действие, совершенное наедине с самим собой, без свидетелей, если не считать товарищей по маршруту, звёзд, солнца и облаков, нам милее и дороже успеха, достигнутого а присутствии стотысячной толпы? Любимые спортивные игры, сколь прекрасны они бы ни были, всего лишь площадка, где демонстрируются сила, быстрота реакции, крепость нервов… Альпинист  же – партнёр природы. Он  состязается с величинами, не знающими ни правил игры, ни отступления, ни пощады.  Эти величины  – снег, скалы, лёд, отвесы, ветер, холод, гипоксия.  И победа в горах щедра потому. Что никакая спортивная радость не может сравниваться с ней.

    Меняется ли человек в горах? Да. Слесарь и администратор, художник и конструктор, технолог и учёный сообща занимаются  любимым делом,  и зачастую их городские привычки, стереотипы, нажатые за годы профессиональной деятельности, здесь не имеют значения.  Зато здесь на первый план выходят фундаментальные качества души.

    Я знаю многих товарищей- альпинистов, с которыми я ходил в горах, и весьма смутно представляю, чем они занимались «на равнине». Может, они и говорили мне, но как-то забывалось. А вот о том, какие они люди, я знаю и помню прекрасно. В  горах в совместно преодолённых трудностях я получил о них (и они обо мне) исчерпывающую человеческую информацию. Восхождение в этом смысле – идеальный точильный инструмент, способный вернуть сабельный блеск мужеству, покрывающемуся коррозией в вялой городской суете.

   Снизу слышны негромкие голоса, постукивание ледорубов о камни. Это подходят наши.

   Зачем мы ходим в горы? Я хожу процитировать французского альпиниста Роббера Параго: «Что важно – это опыт, который человек один сам с собой обретает для себя в этой школе истины: оценка, которую он получает своей силе и своей слабости, и возможность судить о себе….»

    

   

 

 

6. Природное явление, о котором герой рассказывает с юмором

А) холод

В) зной

С) ветер

Д) лавина

Е) камнепад

 

7.Ответ героя на вопрос: «Зачем мы ходим в горы?»

А) вернуться  к истокам, когда мужчина был воином, завоевателем

В) приобрести свой опыт, проверить себя и дать себе оценку, ибо для человека, прошедшего проверку восхождением, главный судья- он сам

С) проверить силу духа и выносливость, потому что остаешься наедине со стихией, не знающей ни пощады, ни отступления.

Д) только в горах можно обрести истинных друзей, ибо здесь никого не интересует твое социальное положение в обществе.

Е) отдохнуть от «вялой городской суеты», стать снова частью природы

 

 

8.Герой провел аналогию между горой и

А) сковородкой

В) маршрутом

С) площадкой

Д) ультрафиолетом

Е) стаканом

 

9. Пропущенные слова в отрывке из текста: Горы объединяют людей разных __________________ и выводят на первое место истинную человеческую ценность: ____________________.

А) стран, любовь  к Родине

В) вероисповеданий, любовь к природе

С)увлечений, взаимопомощь

Д) профессий, качества души

Е) сословий, мужество

 

10. Спортсмен на стадионе и спортсмен в горах отличаются

А) мужеством

В) силой духа

С) соперниками

Д) выносливостью

Е) ценой победы

 

 

ФИО______________________________________________________

ГРАМОТНОСТЬ ЧТЕНИЯ

Текст №1  Инструкция: «Внимательно прочитайте текст и правильно выполните задания к тексту».

Первая женщина-журналист

У казахов есть одно замечательное качество. Какими бы жестокими ни были споры, даже если речь шла о пролившейся крови, они слушались слова старших, иногда отменяя смертные приговоры. «Голову можно отрезать, но язык отрезать нельзя», – говорят в таких случаях, и, обращаясь к врагам, просят слова… Когда хан Абылай попал в плен к калмыкам, такое слово, глядя  прямо в лицо контайши Голдану, попросил бий Казыбек. И выручил из плена нашего хана.

В наше время есть люди, которые особенно ценят слово, знают ему цену – это журналисты. Про  казахских журналистов нельзя сказать, что они забыли о священных качествах слова. Острое слово придаёт статьям журналистов крылья, а писательскому перу лёгкость.

Первой женщиной-журналисткой была Назипа Сегизбайкызы Кулжанова. Она родилась 27 июля 1887 года в городе Торгае. В те времена перед городскими девушками не было таких препятствий, как в ауле. Целеустремлённая и талантливая девушка в 1902 году окончила русско-казахскую гимназию в Костанае, и с 1903 по 1904 годы преподавала в учительской семинарии. В 1913 году Назипа стала членом группы «Гражданские спутники» Семипалатинского отделения Русского Географического общества.

Назипа очень любила поэзию великого Абая. В 1914 году, начиная с 26 января, она проводит ряд вечеров, посвящённых десятилетию со дня смерти великого поэта. Она собирает людей, пропагандирует высокое поэтическое искусство, знакомит читателей и слушателей с творчеством поэта, читает его стихи широкой публике. С этого времени она пишет для газет «Казах», «Сарыарка» и «Алаш» многочисленные статьи о жизни казахских женщин, начинает вмешиваться в политику и общественную жизнь. В 1917 году Назипа участвует в съезде казахов Семипалатинской области и входит в Правление съезда. Пламенный журналист, она не останавливается на этом, активно участвует в жизни народа и страны, пишет основательные статьи, перо её остро и полезно обществу, что замечают многие. В то время женщин-журналистов не было вообще. И писать о женских проблемах, как Назипа, не мог и не умел никто, для этого ведь надо было быть женщиной. Вдвойне трудно было быть журналистом в те годы, когда почти ежемесячно менялась власть. О чём писать в такой обстановке? Оставалось одно: писать правду, невзирая на то, что творится вокруг, что Назипа и делала.

В 1920 году Назипа Кулжанова вошла в состав Комиссии Народного комиссариата Просвещения Казахской автономной республики по подготовке учебников, книг, по делам издательств. Находясь на этой работе, она стала известна как главный специалист по подготовке казахской азбуки. В 1922 году Назипа стала членом редакционной коллегии газеты «Енбекши казах».

С 1923 по 1925 годы она работала в журналах «Красный Казахстан», «Равенство женщин» и печатала статьи в газетах «Айкап», «Казах», «Знамя единства», «Алаш». По её просьбе русский композитор Александр Затаевич написал музыку к песням «Гайни-ау, саулем», «Плач Кадыра». У неё были и книги – «Традиционное воспитание в школе» (Оренбург, 1923), «Воспитание матери и ребёнка», – которые актуальны и сейчас.

 

 1. Сложности, с которыми столкнулась Назипа, работая журналистом

A) больше половина жителей было безграмотными

B) просвещение не интересовало людей

C) в тот период часто менялась власть

D) она столкнулась с беззаконием

E) люди не любили журналистов

2. Темы, затронутые в книгах Назипы, имеющие актуальность в нынешнее время

A) семья, воспитание детей

B) экономика страны

C) социальные отношения

D) гендерное равенство

E) политика

3. Названия редакций газет по порядку, где работала Назипа до периода разработки казахского букваря

A) «Айкап», «Сарыарка», «Енбекши казах»

B) «Знамя единства», «Казах», «Алаш»

C) «Казах», «Красный Казахстан», «Равенство женщин»

D) «Казах», «Сарыарка», «Алаш»

E) «Енбекши казах», «Красный Казахстан», «Равенство женщин»

4. Основная идея текста отражена в цитате

A) Набатному колоколу нужен смелый язык.

B) Власть укоряет журналистов не за то, что они врут, а за то, что пишут не ту правду.

C) Высокий стиль газетчика – это пустая болтовня о политике.

D) Газета считается культурной, если она формирует мнение своих читателей не грубой ложью, а изысканным умолчанием.

E) Первое правило журналистики – не спорить с предрассудками читателей, а опираться на них.

5. Темы ее статей, освещенных  в газетах «Казах», «Сарыарка» и «Алаш»

A) музыка в жизни казахов, поэзия,  вопросы политики

B) просвещение, скотоводство, проблема общественной жизни

C) жизнь казахских женщин,  политика и общественная жизнь

D) жизнь степняков, поэзия, проблемы материнства

E) природные явления, политическая жизнь, просвещение

 

Текст №2 Инструкция: «Внимательно прочитайте текст и правильно выполните задания к тексту».

       Еще с момента возникновения футбола идея использования более легких футбольных бутс всегда являлась привлекательной для футболистов. Рекламные объявления 1950-х и 1960-х активно расхваливали преимущества использования легких футбольных бутс, более подвижных на ноге, позволяющих игрокам двигаться быстрее на футбольном поле. Но на тот период легкая футбольная обувь еще не воспринималась игроками как важный фактор в футболе. На первый план выступал комфорт, соответствие профилю стопы и чувство мяча, нежели фактор веса, который занимал второстепенное значение.

Современная история легких футбольных бутс началась с чемпионата мира по футболу 1998 года, когда компания Nike начала активно пропагандировать концепцию, что более легкие бутсы сделают игроков быстрее и техничнее на поле. Компания начала производить свои известные бутсы в невиданном доселе сочетании цветов (серебристый, синий, желтый), в которых выступал знаменитый бразильский нападающий Рональдо.

Эта модель футбольной обуви вызвала огромный всплеск интереса к бутсам Nike, вызвав оживленные обсуждения их достоинств и недостатков среди футболистов и болельщиков. Компания производила эту модель на протяжении четырех лет до чемпионата мира в 2002 году (сейчас это кажется неслыханным: ведущие компании усовершенствуют свои модели каждые 12 месяцев).

Запуская обновленную модель бутс, компания Nike устанавливает новый стандарт сверхлегкой спортивной обуви, заменив более традиционный верх полностью переделанным синтетическим. Такой верх стал отличительной чертой модели, подрывая устоявшиеся каноны, согласно которым верх должен состоять из традиционной натуральной кожи.

Последняя модель, выпущенная в 2011 году, весит всего 226 граммов. Модель Super Fly весит всего 210 граммов! Естественно, на ноге они вообще не ощущаются. Более легких бутс, в природе пока не существует.

Роль высоких технологий в совершенствовании футбольных бутс  растет.

 

6. Эта информация о бутсах в обычной жизни пригодится читателю, когда

A) будет покупать спортивную обувь

B) начнет играть в гандбол

C) будет работать продавцом

D) пойдет на футбольный матч

E) будет снимать фильм о спортсменах

7. Этой информации нет в тексте

A) Кожаный верх заменили на синтетический

B) Раньше в бутсах ценили чувство мяча

C) Компании каждые два года усовершенствуют бутсы

D) Сделать бутсы легкими мечтали давно

E) Бутсы на ногах совсем не ощущаются

8. Название, в котором отражается тема текста

A) Бразильский нападающий Рональдо

B) Первые футбольные бутсы

C) Легкие футбольные бутсы

D) Роль высоких технологий в футболе

E) Новый дизайн футбольных бутс

9. Последовательность предложений

1. Современные бутсы позволяют развить очень большую скорость.

2. Первые легкие бутсы спортсмены увидели в 1998 году.

3. Современные бутсы спортсмены на ногах не ощущают, так они легки.

4. Сначала вес обуви по достоинству не был оценен футболистами.

A) 4, 2, 3, 1

B) 1, 3, 4, 2

C) 2, 3, 1, 4

D) 3, 1, 4, 2

E) 2, 1, 4, 2

10. Словосочетания, которого нет в тексте

A) серьезная конкуренция

B) фактор веса

C) впечатляющий результат

D) максимальная скорость

E) огромный всплеск

 

 


 

Грамотность чтения 11 класс

Грамотность чтения 11 класс

В) научный, описание С) художественный, рассуждение

В) научный, описание С) художественный, рассуждение

А) 3,4 В) 2,3 С) 1,2 Д) 3,5

А) 3,4 В) 2,3 С) 1,2 Д) 3,5

В горах в совместно преодолённых трудностях я получил о них (и они обо мне) исчерпывающую человеческую информацию

В горах в совместно преодолённых трудностях я получил о них (и они обо мне) исчерпывающую человеческую информацию

Пропущенные слова в отрывке из текста:

Пропущенные слова в отрывке из текста:

В 1913 году Назипа стала членом группы «Гражданские спутники»

В 1913 году Назипа стала членом группы «Гражданские спутники»

Темы, затронутые в книгах Назипы, имеющие актуальность в нынешнее время

Темы, затронутые в книгах Назипы, имеющие актуальность в нынешнее время

Компания начала производить свои известные бутсы в невиданном доселе сочетании цветов (серебристый, синий, желтый), в которых выступал знаменитый бразильский нападающий

Компания начала производить свои известные бутсы в невиданном доселе сочетании цветов (серебристый, синий, желтый), в которых выступал знаменитый бразильский нападающий

Последовательность предложений 1

Последовательность предложений 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.05.2023