Практическая работа на уроке биологии, как средство познавательной самостоятельности учащегося.
Оценка 4.6

Практическая работа на уроке биологии, как средство познавательной самостоятельности учащегося.

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
биология
5 кл—11 кл
20.05.2023
Практическая работа на уроке биологии, как средство познавательной самостоятельности учащегося.
Самостоятельность учащихся через практикум на уроках биологии.
публикация.docx

Практическая работа на уроке биологии, как средство познавательной самостоятельности учащегося.

Важнейшей задачей, стоящей перед школой, является организация обучения, при которой совершенствуется умственное развитие учащихся, а также самостоятельное добывание знаний.

Важнейшей задачей учителя биологии при обучении детей, является развитие у учащихся специальных умений (наблюдать биологические явления, формулировать экспериментальную задачу, составлять план биологического эксперимента).

Одним из основных методов школьной биологии считают наблюдение. Наблюдение натуральных объектов и простейшие эксперименты с ними позволяют усилить мотивацию, активизировать эмоциональную сферу личности, вызывать у них желание принять участие в решении разнообразных, в том числе и экологических проблем.

Самостоятельные работы с натуральными объектами, т.е. с живыми системами разной степени сложности, способствуют формированию у школьников первичных исследовательских навыков. Лабораторные работы способствуют развитию творческой инициативы как обучающего, так и обучаемых.

Практическая работа это первая ступень познавательной деятельности, активизирующая познавательную деятельность учащихся, развивает их мышление.

Лабораторные занятия позволяют учащимся в ходе самостоятельного изучения натуральных объектов по заданиям учителя, целенаправленно рассматривать различные объекты, в результате чего возникает целостное восприятие этих объектов, представление о них, на основе чего формируются различные биологические понятия и умения ими оперировать. Самостоятельно действуя в процессе лабораторных работ, учащиеся постепенно овладевают предметно-действенным анализом, что является неотъемлемым качеством творчески мыслящего человека.

Лабораторные практикумы на уроке помогают показать науку как исследование. Они создают ситуацию, в которой сам учащийся может принять участие в исследовании. Каждая работа является реальным, действительным введением в научное исследование. Она может начинаться с материала, который знаком учащимся, и по вопросу, решение которого уже найдено. Однако по мере углубления в проблему уровень задания все больше и больше приближается к научному исследованию.

В основе практической работы стоит система научного познания. Учащиеся вначале анализируют факты, которые закономерно повторяются (факты – события, результаты, обнаруженные в процессе наблюдений, которые могут быть зафиксированы многократно). Сбор данных, их оценка позволяют формулировать гипотезы, которые обязаны объяснить известные факты. Все гипотезы подвергаются проверке, и случается так, что приходится выдвигать новые версии, осуществлять их проверку с помощью новых наблюдений, опытов, экспериментов. Если выдвинутая гипотеза выдерживает все испытания на истинность и признается общественностью, то такая гипотеза становится теорией.

Учащимся предлагаются различные по содержанию лабораторные работы. Некоторые уже даются готовые результаты исследований, а задача учащихся состоит в том, чтобы объяснить их.

Есть работы которые предполагают участие в исследовательской деятельности, где учащиеся смогли бы собрать или получить результаты для последующего их объяснения.

Любая лабораторная работа начинается с её вводной части (темы, целей, оборудования), основной части (собственно содержания работы) и заключения (в виде вывода).

Вводная часть ставит цель работы над определенной темой, формирует гипотезу, готовит учащихся к выполнению самостоятельной работы.

Основная часть включает биологические знания по определенной теме. С целью развития мышления учащихся оно должно изучаться в определенной логической последовательности: сначала следует ориентировать внимание учащихся на рассмотрение важнейших ключевых знаний, в конце работы необходимо направить усилия учащихся на установление связи между этими рассмотренными признаками.

Итогом является общий вывод, который формируется учащимся на основе его умозаключений.

В конце работы учитель проводит итоговую беседу по следующим вопросам:

1.     Как проводили опыт?

2.     Каков результат опыта?

3.     Какие были затруднения в ходе проведения опыта?

4.     Почему получился такой результат?

5.     Какой вывод вы сделали из опыта?

Эти вопросы рассчитаны на логическое обобщение результатов самостоятельных наблюдений и экспериментов, в процессе которого у учащихся формируются понятия, развиваются абстрактное мышление и речь. Однако это достигается благодаря умелому руководству мышлением учащихся со стороны учителя. Только при этих условиях самостоятельные эксперименты и наблюдения детей бывают продуктивными и обеспечивают им сознательное и прочное усвоение биологических знаний.


 

Практическая работа на уроке биологии, как средство познавательной самостоятельности учащегося

Практическая работа на уроке биологии, как средство познавательной самостоятельности учащегося

Все гипотезы подвергаются проверке, и случается так, что приходится выдвигать новые версии, осуществлять их проверку с помощью новых наблюдений, опытов, экспериментов

Все гипотезы подвергаются проверке, и случается так, что приходится выдвигать новые версии, осуществлять их проверку с помощью новых наблюдений, опытов, экспериментов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.05.2023