Практическая работа на уроке биологии, как средство познавательной самостоятельности учащегося.
Важнейшей задачей, стоящей перед школой, является организация обучения, при которой совершенствуется умственное развитие учащихся, а также самостоятельное добывание знаний.
Важнейшей задачей учителя биологии при обучении детей, является развитие у учащихся специальных умений (наблюдать биологические явления, формулировать экспериментальную задачу, составлять план биологического эксперимента).
Одним из основных методов школьной биологии считают наблюдение. Наблюдение натуральных объектов и простейшие эксперименты с ними позволяют усилить мотивацию, активизировать эмоциональную сферу личности, вызывать у них желание принять участие в решении разнообразных, в том числе и экологических проблем.
Самостоятельные работы с натуральными объектами, т.е. с живыми системами разной степени сложности, способствуют формированию у школьников первичных исследовательских навыков. Лабораторные работы способствуют развитию творческой инициативы как обучающего, так и обучаемых.
Практическая работа это первая ступень познавательной деятельности, активизирующая познавательную деятельность учащихся, развивает их мышление.
Лабораторные занятия позволяют учащимся в ходе самостоятельного изучения натуральных объектов по заданиям учителя, целенаправленно рассматривать различные объекты, в результате чего возникает целостное восприятие этих объектов, представление о них, на основе чего формируются различные биологические понятия и умения ими оперировать. Самостоятельно действуя в процессе лабораторных работ, учащиеся постепенно овладевают предметно-действенным анализом, что является неотъемлемым качеством творчески мыслящего человека.
Лабораторные практикумы на уроке помогают показать науку как исследование. Они создают ситуацию, в которой сам учащийся может принять участие в исследовании. Каждая работа является реальным, действительным введением в научное исследование. Она может начинаться с материала, который знаком учащимся, и по вопросу, решение которого уже найдено. Однако по мере углубления в проблему уровень задания все больше и больше приближается к научному исследованию.
В основе практической работы стоит система научного познания. Учащиеся вначале анализируют факты, которые закономерно повторяются (факты – события, результаты, обнаруженные в процессе наблюдений, которые могут быть зафиксированы многократно). Сбор данных, их оценка позволяют формулировать гипотезы, которые обязаны объяснить известные факты. Все гипотезы подвергаются проверке, и случается так, что приходится выдвигать новые версии, осуществлять их проверку с помощью новых наблюдений, опытов, экспериментов. Если выдвинутая гипотеза выдерживает все испытания на истинность и признается общественностью, то такая гипотеза становится теорией.
Учащимся предлагаются различные по содержанию лабораторные работы. Некоторые уже даются готовые результаты исследований, а задача учащихся состоит в том, чтобы объяснить их.
Есть работы которые предполагают участие в исследовательской деятельности, где учащиеся смогли бы собрать или получить результаты для последующего их объяснения.
Любая лабораторная работа начинается с её вводной части (темы, целей, оборудования), основной части (собственно содержания работы) и заключения (в виде вывода).
Вводная часть ставит цель работы над определенной темой, формирует гипотезу, готовит учащихся к выполнению самостоятельной работы.
Основная часть включает биологические знания по определенной теме. С целью развития мышления учащихся оно должно изучаться в определенной логической последовательности: сначала следует ориентировать внимание учащихся на рассмотрение важнейших ключевых знаний, в конце работы необходимо направить усилия учащихся на установление связи между этими рассмотренными признаками.
Итогом является общий вывод, который формируется учащимся на основе его умозаключений.
В конце работы учитель проводит итоговую беседу по следующим вопросам:
1. Как проводили опыт?
2. Каков результат опыта?
3. Какие были затруднения в ходе проведения опыта?
4. Почему получился такой результат?
5. Какой вывод вы сделали из опыта?
Эти вопросы рассчитаны на логическое обобщение результатов самостоятельных наблюдений и экспериментов, в процессе которого у учащихся формируются понятия, развиваются абстрактное мышление и речь. Однако это достигается благодаря умелому руководству мышлением учащихся со стороны учителя. Только при этих условиях самостоятельные эксперименты и наблюдения детей бывают продуктивными и обеспечивают им сознательное и прочное усвоение биологических знаний.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.