Методическое пособие для подготовки к ОГЭ по биологии

  • Подготовка к тестированию
  • Руководства для учителя
  • pdf
  • 01.04.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Методическое пособие содержит описание процедуры ОГЭ, план самостоятельной работы ученика, советы по успешной подготовке к экзамену, описание типичных ошибок и рекомендации по выполнению заданий разных блоков.
Иконка файла материала Методическое пособие_огэ_био_Суслина.pdf



СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1.  ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2

2.  ЗАЛОГ УСПЕХА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

3.ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ОГЭ ПО БИОЛОГИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10

4.КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12

5.СОДЕРЖАНИЕ ОГЭ ПО БИОЛОГИИ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14

6.ПРИМЕРЫ И РАЗБОРЫ ЗАДАНИЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18

7.ТЕРМИНОЛОГИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28

8.ПЛАН САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ К ГИА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .31

9.БИБЛИОГРАФИЯ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .33

10. ОТ АВТОРА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .35

  

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Освоение образовательных программ основного общего образования завершается обязательной государственной итоговой аттестацией (далее – ГИА-9). ГИА проводится государственными экзаменационными комиссиями (ГЭК) в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися образовательных программ основного общего образования соответствующим требованиям ФГОС ООО.

 

Результаты экзамена могут быть использованы при приёме обучающихся в профильные классы средней школы или организации среднего профессионального образования.

 

 

 

 

 

 Экзаменационные материалы ГВЭ позволяют установить уровень освоения выпускниками федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования.

КИМ разработаны с учётом положения о том, что результатом освоения основной образовательной программы основного общего образования должна стать предметная компетентность выпускников, т.е. они должны: овладеть специфическими для данного предмета знаниями и видами деятельности; научиться преобразованию знания и его применению в учебных и внеучебных ситуациях; овладеть предметной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами; освоить основные методы научного познания окружающего мира.

 

Структура КИМ ОГЭ отвечает цели построения системы дифференцированного обучения в современной школе. Дифференциация обучения направлена на решение двух задач: формирования у всех обучающихся базовой подготовки, составляющей функциональную основу общего образования, и одновременного создания условий, способствующих получению частью обучающихся подготовки повышенного уровня, необходимой для активного использования во время дальнейшего обучения, прежде всего при изучении предмета в средней школе на профильном уровне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Залог успеха

Залогом успеха на экзамене является правильный подход к подготовке.

Система подготовки к ГИА по любому предмету держится на трех «китах»:

1.Информационная подготовка

Как правило, подготовка к ОГЭ занимает у учащихся достаточно много времени и требует, кроме умственных усилий еще и решения множества связанных вопросов, начиная от подачи заявлений на сдачу экзаменов по выбранным предметам в установленные сроки и заканчивая подбором литературы для подготовки, планированием   занятий.

Для эффективной подготовки к ГИА необходим комплексный подход, предполагающий целенаправленное сотрудничество администрации, учителей-предметников, учащихся и их родителей.

2.Предметная подготовка

Одним из главных условий успешной сдачи экзамена - это овладение необходимыми знаниями, умениями и навыками по предмету, а также универсальными учебными действиями. Школьные учебники и учебные пособия достаточно полно раскрывают тематику предмета, но также нужно использовать и дополнительную литературу, отражающую специфику предстоящего экзамена, Интернет-ресурсы.

На сайте ФИПИ девятиклассники могут познакомиться с КИМами, открытым банком задач. Есть официальные сайты, которые позволяют обучающимся пройти учебные курсы, воспользоваться тренажерами, посмотреть видеоуроки и разбор конкретных заданий. КИМ ОГЭ включают, помимо самих вариантов заданий, кодификаторы элементов содержания и требований к уровню подготовки учащихся. В них содержится перечень тем, на которые направлены экзаменационные задания, а также требования к уровню подготовки учащихся по предмету. Это дает возможность согласовывать объем уже имеющихся и необходимых для экзамена знаний, умений и навыков.

2.Психологическая подготовка

         Для успешного прохождения испытаний ГИА необходим и правильный психологический настрой, отсутствие тревожности и паники при подготовке к экзамену и в его процессе. От чего же зависит степень волнения на экзамене? Не только от того, насколько обучающийся уверен в своих силах, и как был выучен материал. Особую роль здесь играет психологическая готовность. Нужно выстраивать правильный режим работы и отдыха, сна, следить за уровнем стресса. В этом могут помочь психологические организации города, психологическая служба школы или консультации со специалистами онлайн.

 

Основные принципы подготовки учащихся к ГИА: Тематический принцип. Он заключается в том, что подготовка проводится по темам от простых типовых заданий к сложным. Система развития мышления учащихся осуществляется с помощью различных типов задач с нарастающей трудностью. Повторение организуется так, что однотипные задания располагаются группами, это дает возможность научить учащихся правильным рассуждениям при решении задач и освоить основные         приемы      их      решения.

 

Логический принцип. На этапе освоения знаний необходимо подбирать материал в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного следует другое. Знания, полученные логическим путем, способствуют понимания нового материала.

 

Принцип тренировки. Учащимся предлагаются подборки тренировочных тестов, выполняя которые, они могут оценить степень своей подготовленности к экзаменам. Ученик может не только выполнить тест, но и получить ответы на вопросы, которые вызвали     затруднение.

 

Временной принцип. Все тренировочные тесты следует проводить с ограничением времени, чтобы учащиеся могли контролировать себя: за какое время сколько заданий они успевают решить. Занятия по подготовке к тестированию нужно стараться всегда проводить в форсированном режиме с подчеркнутым акцентированием контроля времени. Этот режим очень тяжел школьникам на первых порах, но, привыкнув к этому, они затем чувствуют себя на ОГЭ намного спокойнее.

 

Принцип сложности. Работа по подготовке к ОГЭ должна осуществляться на высоком уровне трудности. Это значит, что не нужно бояться включения в задания на уроке таких вопросов, которые выходят за рамки школьного курса, большое значение должно быть уделено разбору заданий, вызвавших наибольшее затруднение.

 

Принцип доступности. Важнейшим моментом подготовки к ОГЭ является работа над пониманием формулировки вопроса и умением отвечать строго на поставленный вопрос. В процессе этой работы рекомендуется использовать различные упражнения, суть которых является анализ формулировки вопроса и подбор правильного ответа, т.е. соответствующего данной формулировке, для успешного выполнения заданий необходима постоянная тренировка в решении таких заданий.

 

Принцип синусоиды. За 2–3 месяца перед экзаменом напряженность подготовки должна достигать своего пика. За месяц до экзамена напряженная работа должна прекратиться – учащимся необходимо время для того, чтобы психологически подготовиться к экзамену.

 

Принцип интуиции. Учащихся нужно учить интуитивному мышлению, потому что умение интуитивно определить верное направление решения или выбрать ответ может помочь на экзамене сэкономить время и заработать баллы. При выполнении заданий ОГЭ, учащиеся могут пользоваться своей интуицией, опираясь на знания из разных областей предмета.

Применение педагогических приемов при подготовке обучающихся к выполнению заданий КИМ ОГЭ

Примеры и образцы. При выполнении заданий эффективным приемом является использование примеров и образцов. Например, обучающийся получает задание и готовое решение, которое он должен разобрать самостоятельно. Решение может быть дополнено советами, комментариями трудных или «неочевидных» элементов решения, могут быть предложены альтернативные способы решения и т.п. Важным условием является выход на стратегию, которую можно будет применить в дальнейшем при решении широкого круга задач.

Работа по алгоритму. Ученик должен самостоятельно выполнить задание, применив уже заданный алгоритм. После этого можно предложить выполнить подобное задание самостоятельно.

Использование подсказок. Весьма эффективно использование при решении задач подсказок, то есть некоторой дополнительной информации, которая дается ученику после (что важно!) того, как он начал работать над заданием. Подсказкой может быть похожее задание, которая выполнялось ранее, указание на конкретный метод или прием решения. Всегда полезно использовать результаты, методы уже выполненных заданий, решенных задач, а также опыт, приобретенный при решении.

Решение по аналогии. В процессе освоения новых способов учебной деятельности, повторения и систематизации предметного содержания, аналогии играют важную роль: позволяют сжато объяснить или повторить характеристику объекта, описать теорию, учение и так далее. Аналогии широко используются в математике, химии, физике, биологии и других областях знаний. Решение по аналогии, опираясь на предшествующий опыт обучающегося, зачастую полученный на других предметах, позволяет быстро и эффективно сформировать навык выполнения заданий различных типов.

Мозговой штурм. При обучении решению сложных или трудоемких в плане вычислений и преобразований задач полезно использовать групповые формы работы, а в качестве приема – мозговой штурм. Основные принципы мозгового штурма: на первом этапе – предложение как можно большего количества решений, без оценки их применимости, рациональности и проч., на втором – анализ и вывод о целесообразности предложенного, выбор наиболее ценных идей и предложений. Ценность приема – в стимулировании поисковой активности на первом этапе и критичности мышления на втором. Хорошо применим данный прием при поиске различных способов решения сложных физических, химических, геометрических задач и тригонометрических уравнений.

Переформулированные условия. При решении сложных текстовых задач важным приемом, позволяющим показать путь решения задачи, является переформулирование условия, которое разбивает задачу на ряд более простых задач, изменяет отношения, связи входящих в задачу величин. Важно также знать, что бесконечное решение задач, которые обучающиеся уже давно научились решать, может никак не повлиять на качество предметной подготовки. Часто девятиклассники, увидев на известной позиции знакомую, как им показалось, задачу, не читают внимательно и полностью ее условие и допускают существенные ошибки, следуя «типовому алгоритму». Несформированное наглядно-образное мышление становится препятствием формирования и развития логического мышления.

Визуализация. В основной и старшей школе целесообразно использовать различные способы визуализации предлагаемых задач. Это, прежде всего, различные предметные модели, компьютерные программы, позволяющие выполнять чертежи, графики, геометрические модели. Полезно выделить эту работу в отдельный тематический практикум, на  котором обучающиеся тренировались бы в построении рисунков, чертежей по условию задачи (в различных ракурсах, выбирая наиболее удобный для поиска решения).

Сама форма ОГЭ предъявляет особые требования к организации мыслительной деятельности выпускника. 

 

Следовательно, подготовка обучающегося к ОГЭ должна включать в себя:

 деятельность          в непривычных условиях; азвитие умения анализировать задание вне зависимости от привычных схем;


 решения или ответ;  внимания;

Поскольку природа возможных трудностей и страхов на экзамене в большей степени психологическая, особое внимание нужно уделить психофизическому состоянию подростка, которое во многом зависит от эмоционального настроя, уверенности в собственных силах и возможностях, а также от умения управлять своим эмоциональным состоянием, справляться со своим страхом, насколько он умеет преодолеть стресс.

 Следует выделить три основных направления деятельности:

 материала перед

экзаменом,

 

 

 

Правила проведения ОГЭ по биологии

 

 

 

 

 

 

 

Критерии оценивания заданий

Первый блок заданий экзаменационного билета по биологии — тестовый. Ответы на задания следует заносить в специальный бланк. 

Второй блок заданий имеет вопросы, на которые необходимо дать развёрнутое объяснение и подробное описание хода решения задачи. Ответы, описывающие математический расчёт, следует сделать максимально чёткими и подробными. Если на вопрос задачи будет дан верный, но не аргументированный ответ, балл засчитан не будет. 

В процентном соотношении уровень сложности заданий распределился следующим образом: 

      задания базового уровня составляют 40% от числа всех заданий;           задачи повышенной сложности представлены в 42%;       задания высокой сложности составляют 18%. 

Так как ответы на задания предусмотрены разных типов, то и проверяться они будут по-разному. Краткие ответы, занесённые в специальный экзаменационный бланк, проверяются автоматизированной системой. Развёрнутые ответы проверяются преподавателями по дисциплине сдаваемого экзамена, то есть учителями биологии.

                                                                

 

 

Содержание ОГЭ по биологии

ГИА по биологии можно назвать «репетицией ЕГЭ». ОГЭ проверяет уровень достижений учащихся за весь курс биологии с 5-го по 9-й классы. Планирование должно учитывать факт окончания изучения курса. Это выражается в обязательном присутствии в программе 9-го класса повторительно-обобщающих уроков по всем разделам курса биологии.

Контрольные измерительные материалы (КИМ) позволяют оценить уровень общеобразовательной подготовки выпускников IX классов по биологии в целях их государственной (итоговой) аттестации. 

В КИМ представлены задания, проверяющие следующие группы планируемых результатов:

освоение понятийного аппарата систематического курса биологии основной школы и умения применять полученные знания для анализа и объяснения биологических объектов, процессов и явлений; овладение методологическими умениями с целью изучения биологических объектов (проводить наблюдения, описание, измерения, ставить опыты, планировать учебное исследование или проектную работу);

понимание сущности живого, тела природы – организма и его функционирования;

умение работать с текстами биологического содержания.

Первый блок «Биология как наука» включает в себя задания, контролирующие знания:

ü     О роли биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей;

ü     Методах    изучения    живых        объектов     (наблюдение,       описание,          измерение, эксперимент).

  Второй блок «Признаки живых организмов» представлен заданиями, проверяющими знания:

ü     О строении, функциях и многообразии клеток, тканей, органов и систем органов;

ü     Признаках живых организмов, наследственности и изменчивости;

ü     Способах размножения, приёмах выращивания растений и разведения животных Третий блок «Система, многообразие и эволюция живой природы» содержит задания, контролирующие знания:

ü     О важнейших отличительных признаках основных царств живой природы

(Животные, Растения, Грибы, Бактерии);

ü     Классификации растений и животных (отдел (тип), класс);

ü     Об усложнении растений и животных в процессе эволюции;

ü     О биоразнообразии как основе устойчивости биосферы и результате эволюции.

Четвёртый блок «Человек и его здоровье» содержит задания, выявляющие знания:

ü     О происхождении человека и его биосоциальной природе, высшей нервной деятельности и об особенностях поведения человека;

ü     Строении и жизнедеятельности органов и систем органов (нервной, эндокринной, кровеносной, лимфатической, дыхания, выделения, пищеварения, половой, опоры и движения);

ü     Внутренней среде, об иммунитете, органах чувств, о нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности;

ü     Санитарно-гигиенических нормах и правилах здорового образа жизни.

Пятый блок «Взаимосвязи организмов и окружающей среды» содержит задания, проверяющие знания:

ü     О системной организации живой природы, об экологических факторах, о взаимодействии разных видов в природе;

ü     Об естественных и искусственных экосистемах и о входящих в них компонентах, пищевых связях;

ü     Об экологических проблемах, их влиянии на собственную жизнь и жизнь других людей;

ü     О правилах поведения в окружающей среде и способах сохранения равновесия в ней

Модель обновленных КИМ ориентирована на оценку естественнонаучной грамотности и показатели научного познания, т.е. того обобщенного результата, на достижение которого рассчитан курс биологии основной школы.

 

Каждый вариант содержит задания, направленные на проверку различных групп предметных результатов обучения биологии на разном биологическом содержании. Блоки предметных результатов обучения:

 неживого, перечислять основные закономерности организации, функционирования и эволюции объектов и явлений живой природы;

 представления об основных

царствах организмов, их строении, процессах жизнедеятельности и значении;

 биологии, грамотно применять научные термины, понятия, теории, законы для объяснения наблюдаемых биологических объектов, явлений и процессов;

 целью изучения биологических объектов, явлений и процессов: наблюдение, описание, проведение несложных опытов


Примеры и разборы заданий

План работы с биологическими рисунками

 

1.  Внимательно рассмотрите рисунок.

2.  Установите, что (или кто) изображено на рисунке (целый организм или его часть, процесс...)

3.  Дайте название рисунку.

4.  Прочитайте задание к рисунку.

5.  Внимательно рассмотрите рисунок с учетом задания.

6.  Дайте ответ на поставленный вопрос, не прибегая к помощи вариантов

7.  Прочитайте варианты ответов и выберите правильный ответ (в случае затруднения:

вычеркните варианты, которые вы точно знаете, что не являются правильными, из оставшихся вариантов ответа выберите один).

 

План работы с графиками

 

1.  Не читая задания, изучите график:

2.  Прочитайте задание к графику: читаем медленно, понимая каждое слово (до первого знака препинания, осмысливаем прочитанное, сопоставляем с графиком – читаем дальше).

3.  Осмысливаем задание, своими словами формулируем, что необходимо определить.

4.  Находим указанные в задании значения на осях графика, отмечаем их  точками.

5.  При помощи линейки и карандаша, проводим через отмеченные точки прямые параллельные противоположной оси; отмечаем точку пересечения проведённых прямых.

6.  Устанавливаем значение точки пересечения.

7.  Сравниваем установленное значение с вариантами ответа.

8.  Находим нужное нам значение (может быть приближенным), номер значение фиксируем, как правильный ответ.

План работы с таблицами

 

1.  Не читая задания: изучите таблицу

 таблице;

ий;

 большое)

2.  Прочитайте задание к таблице: читаем медленно, понимая каждое

слово (до первого знака препинания, осмысливаем прочитанное, сопоставляем с таблицей – читаем дальше).

3.  Осмысливаем задание, своими словами формулируем, что необходимо определить

4.  Выполняем задание, заполняем таблицу.

 

План работы с текстом

 

1.                Прочитайте название текста. Знакомы ли вам слова, указанные в названии? Понятно ли вам, о чем пойдет речь  в тексте? Посмотрите на тест. Установите сколько в нем абзацев.

2.                Прочтите задание к тексту. В каждом элементе задания подчеркните главное (ключевое слово).

3.                Приступайте к прочтению текста. Внимательно читаем перечень предложенных терминов.

4.                Еще раз читаем текст внимательно, по одному предложению. Устанавливаем, есть ли соответствие между перечнем терминов и текстом. Вписываем термины в пропуски в предложениях, а также соответствующие им цифры.

5.                Еще раз читаем текст. Проверяем, получился ли связный, биологически грамотный текст.

6.Вписываем соответствующие цифры в ячейки таблицы ответа.

 

 

 

     План работы с соотнесением морфологических признаков Занятие 1

 

 

Лошадь – давно одомашненное животное. Поэтому многие части имеют специфические названия (в школьных курсах не изучаются). Поэтому перед экзаменом необходимо учащихся познакомить с частями лошади: переносица, седалищный и пяточный бугор, запястье передних конечностей, локоть, путовый сустав.

Затем, во время занятия, необходимо проработать таблицы на соотнесение морфологических признаков организма или его отдельных органов с предложенными моделями, по заданному алгоритму (на примере лошади). Прежде чем приступить к работе с фотографией объекта, необходимо внимательно рассмотреть таблицу, прочитать и сравнить все характеристики и описания к ним. Выявить черты различия, а затем перейти к выполнению задания.

Обратите внимание учащихся на характерные отличительные  признаки предложенных моделей, на необходимость использования линейки (транспортира) и карандаша. Отработайте с учащимися приёмы расположения транспортира (руки и линейка не должны закрывать модель). При определении формы головы научите учащихся делить её на участки  от уха до глаз, от глаза до ноздрей и сравнивать их особенности с табличными данными. При определении формы спины прикладывать линейку  нужно сверху от рисунка к крайним точкам (круп и холка), так чтобы она не заслоняла спину. Для определения расположения запястья и постановки задних конечностей линейку необходимо прикладывать так, как это показано на моделях (научите их обводить карандашом локоть и переднюю часть предплечья и с помощью линейки находить середину). Ребята должны знать, что в КИМе они могут обводить нужные элементы рисунка карандашом и выделять требующиеся для выполнения задания части. Затем можно приступить к выполнению тренировочных заданий.

Занятие 2 

 

Во время занятия, необходимо проработать таблицы на соотнесение морфологических признаков организма или его отдельных органов с предложенными моделями, по заданному алгоритму (на примере собаки). Прежде чем приступить к работе с фотографией объекта, необходимо внимательно рассмотреть таблицу, прочитать и сравнить все характеристики и описания к ним. Выявить черты различия, а затем перейти к выполнению задания.

Обратите внимание учащихся на характерные отличительные  признаки предложенных моделей, на необходимость использования линейки (транспортира) и карандаша. Отработайте с учащимися приёмы расположения транспортира (руки и линейка не должны закрывать модель). 

При описании пород собак ошибки бывают в определении формы головы.

1.                Измерьте расстояние от носа до глаз и от глаз до ушей. Если расстояние примерно одинаковое, то голова клинообразная. Глаза раскосые. Если расстояние от глаз до ушей меньше и глаза расположены на одной линии, то – скуластая.

2.                Форма хвоста. Путают саблевидную (слегка отставлен) и поленом  (свободно свисает).

3.                Постановка головы. В области плечевого сустава провести горизонтальную линию. Затем провести линию от плечевого сустава до глаз. Измерить угол между линиями и сравнить с табличными данными. 

Занятие 3

 

Во время занятия, необходимо проработать таблицы на соотнесение морфологических признаков организма или его отдельных органов с предложенными моделями, по заданному алгоритму (на примере листа).  Прежде чем приступить к работе с фотографией объекта, необходимо внимательно рассмотреть таблицу, прочитать и сравнить все характеристики и описания к ним. Выявить черты различия, а затем перейти к выполнению задания. 

Затруднение может вызвать определение формы листа и типа листа. Предлагаем следующий алгоритм действий:

1.                 Очертите контур листовой пластинки в КИМе.

2.                 Разделите листовую пластинку пополам вдоль листа по центральной жилке, затем каждую половину еще раз разделите пополам, как показано на рисунке. 

3.                 Проанализируйте рассеченность листа в соответствии с таблицей в КИМе

Определение типа листа.

1.                 Измерьте длину и ширину листа.

2.                 Относительно центральной жилки найдите самую широкую часть листа и проведите линию перпендикулярную ей.

3.                 Проанализируйте полученные данные и сравните с таблицей.

 

 

Терминология

В процессе подготовки к ГИА по биологии учащимся целесообразно обратить внимание на технологические аспекты:

 инструкции по их

выполнению;

 

ожить начинать выполнение заданий с наиболее легких вопросов; трудные задания пропускать;  вызвавших

наибольшие затруднения.  процедуре проведения экзамена.

Вопросы, ежегодно вызывающие затруднения у школьников, участвующих в ГИА:  картины мира, в

практической деятельности людей,

-гуморальная регуляция физиологических процессов, протекающих в организме человека,

 картины мира, в практической деятельности людей.

В процессе подготовки к ГИА по биологии учащимся целесообразно

также обратить внимание на терминологические аспекты предмета: Антиген и антитело

Антигены – чужеродные вещества, а антитела - белки, которые образуются в ответ на проникновение антител.

Генетический код и Генетическая информация

Генетический код – система кодирования последовательностью нуклеотидов.

Генетическая информация – все гены организма (генотип).

Моногибридное скрещивание и дигибридное скрещивание

Моногибридное скрещивание – наследуется одна пара признаков (желтые и зеленые семена).

Дигибридное скрещивание – изучается характер наследования 2-х пар признаков (желтые, зеленые, гладкие, морщинистые).

Вибрион и вирион

Вибрионы – форма бактерий.

Вирионы – молодые вирусы, образовавшиеся при размножении вирусов. Спирилла, спирулина, спирогира

Спирилла – форма бактерий

Спирулина – многоклеточная нитчатая цианобактерия, прокариотический организм.

Спирогира – многоклеточная нитчатая водоросль, эукариотический организм.

Микозы и микориза

Микозы – заболевания животных и растений, связанные с патогенными грибами.

Микориза – симбиоз грибов и деревьев (грибокорень).

Нуклеотид и нуклеоид

Нуклеотид – мономер ДНК и РНК.

Нуклеоид – ДНК бактериальной клетки, замкнутая в кольце (аналог ядра эукариот).

Хлоропласт и хроматофор                                                                                                                 

Хроматофор – органелла, отвечающая за фотосинтез у водорослей.

Хлоропласт – органелла растений 

Клетчатка и жировая клетчатка

Клетчатка – целлюлоза, углевод в клеточной оболочке растений.

Жировая клетчатка – слой жира в организме животных (класс липидов).

Сцепленное наследование и наследование, сцепленное с полом Сцепленное наследование – гены, находящиеся в одной хромосоме, наследуются вместе, т.е. сцеплено.

Наследование, сцепленное с полом – наследование генов, находящихся в половых хромосомах. Цикл Кальвина и цикл Кребса

Цикл Кальвина – происходит в хлоропластах в темновую фазу фотосинтеза (пластический обмен).

Цикл Кребса – окислительный цикл реакций распада, относится кэнергетическому обмену.

Генотип и геном

Генотип – совокупность всех генов организма, характеризует вид. Геном – совокупность генов гаплоидного набора хромосом, характеризует особь.

Синонимы – слова, разные по написанию, но имеющие один и тот же смысл:

Органоиды и органеллы

Рибосомальные РНК и рибосомные РНК

Сапротрофы и сапрофиты

Земноводные и Амфибии

Пресмыкающиеся и Рептилии

 

План самостоятельной подготовки к ГИА

1.  Познакомьтесь со структурой экзаменационной работы прошлых лет.

Для выпускников 9 классов целесообразно начинать с ознакомления с демоверсиями КИМ, опубликованными на официальном сайте ФИПИ. Так же открытый банк заданий ФИПИ содержит примеры реальных вариантов, включаемых в тесты для экзаменов.

2.  Проанализируйте материал, который в них входит, и наметьте последовательность его изучения.

3.  Подумайте над тем, как можно наиболее экономно сгруппировать учебный материал для более эффективного его изучения.

4.  Выберите не более трёх учебных пособий, по которым вы будете заниматься.

5.  Определите наиболее простые и наиболее сложные разделы курса.

6.  Работайте с курсом последовательно, обращая внимание на наиболее трудные разделы.

7.  Работая с текстом, обязательно задумывайтесь над тем, о чём говорится в тексте.

8.  Составьте самостоятельно вопросы к отдельным фрагментам текста.

9.  Выбирая материал для тренировки, сравните его с образцами экзаменационных работ.

 

Рекомендуемый план повторения программного материала при подготовке к ОГЭ

– неклеточные формы.

 Организм как биологическая система.

систематические категории.

Библиография

Обзор интернет ресурсов по подготовке школьников к выполнению заданий ГИА в форме ОГЭ по биологии

1.    Официальный сайт «Федеральный институт педагогических измерений» –  www.fipi.ru.

В открытом банке заданий на этом сайте размещены задания по разделам «Биология как наука. Методы биологии», «Признаки живых организмов», «Система, многообразие и эволюция живой природы», «Человек и его здоровье», «Взаимосвязи организмов и окружающей       среды»).

Спецификации,   кодификаторы     и       демонстрационные       варианты контрольных       измерительных   материалов          для    проведения          основного государственного         экзамена     по      общеобразовательным предметам          обучающихся, освоивших     основные    общеобразовательные программы          основного общего образования находятся так же на сайте ФИПИ.

2.    ЕГЭ и ГИА портал 

http://egeigia.ru/

На сайте можно посмотреть любую официальную информацию о ОГЭ, ЕГЭ. Сайт содержит богатый разнообразный для подготовки к ЕГЭ по всем предметам. Тут есть учебники, справочники, база заданий и пробные тесты.           3. Образовательный портал для подготовки к экзаменам СДАМ

ГИА: РЕШУ ОГЭ 

https://bio-oge.sdamgia.ru/

Сайт для подготовки к ОГЭ по всем предметам. Есть учебники, справочники, база заданий и пробные тесты. Имеется возможность создать свой собственный тест.

4.                                     Сайт «Незнайка» https://neznaika.pro

Ресурс для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ по всем предметам. Есть возможность сдавать тесты или тренировать задания по темам. Сайт предоставляет возможность бесплатно отправить письменное задание по любому предмету на проверку экспертам сайта.

5.                                     Examen.ru – портал для абитуриентов и их родителей http://www.examen.ru

 Портал для         абитуриентов      и их родителей.   Тут    можно        найти информацию о выпускных экзаменах, пройти бесплатные онлайн-тесты ЕГЭ и ОГЭ по всем предметам, узнать о системах образования в разных странах, стипендиях и возможностях бесплатного обучения. На сайте можно пройти тесты для профориентации.

6.                                     Интернет-тестирование в        реальном    времени

- http://www.edu.ru/moodle/

- http://inf.сдамгиа.рф/

               7. Тесты по биологии  Biologii.Net

 http://test.biologii.net/

Пользуясь обширным банком заданий по общей биологии, выпускники могут проверить и систематизировать свои знания. Тесты разрабатываются преподавателями кафедры естественных наук ФМШ – физматшколы при

Новосибирском государственном университете.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

От авторов

Всё получится, если ответственно тренироваться и как следует вникать в предмет. Предлагаю всем, кому через некоторое время предстоит сдавать основной государственный экзамен, прочитать наши рекомендации к подготовке к ОГЭ по биологии и взять их на вооружение.

Как видите, если рассудительно подойти к задаче, она перестаёт казаться чем-то таким уж страшным. Основной государственный экзамен существует уже много лет, и каждый год тысячи учеников по всей России успешно справляются с этим испытанием. Базовая вещь для успеха в подобном деле – ваша персональная мотивация.

Надеюсь, что наши советы по эффективной подготовке к ОГЭ по биологии помогут вам сэкономить время на подготовку и поиски, а также получить самый высокий балл!