РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КРУЖКА «ГОВОРУША» ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
Оценка 5

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КРУЖКА «ГОВОРУША» ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

Оценка 5
docx
10.11.2023
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КРУЖКА «ГОВОРУША» ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
Программа кружка Говоруша.docx

ПРИНЯТО                                                                                       УТВЕРЖДЕНО

Педагогическим советом                                                       приказом заведующего

МБДОУ Детский сад  №86  «Сударушка»                          МБДОУ Детский сад  №86 «Сударушка»

протокол №  от             2021 г.                                                приказ №    от          .2021г.

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КРУЖКА «ГОВОРУША» ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

 

 

 

 

                                                                                                Учитель-логопед:

                                                                                                Липатенкова О.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

Смоленск 2021г.

Пояснительная записка

 Дошкольный возраст – важный и неповторимый период в развитии ребенка, особенно в плане развития его речи. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение правильным звукопроизношением у дошкольников заканчивается к 5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается. В наш век «высоких технологий» и глобальной компьютеризации общества, уровень развития речи и коммуникативных навыков дошкольников оставляет желать лучшего. В старшей группе мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими, ребенок не умеет правильно построить фразу и, тем более, составить рассказ по картинке. Очень часто речевое нарушение, являясь первичным дефектом, влечет за собой заметное отставание в психическом развитии. Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи. И, как известно, чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее. В настоящее время наблюдается неумолимый рост числа детей с различными речевыми расстройствами. Поэтому проблема ранней профилактики и ранней коррекции речевых нарушений представляется на сегодняшний день очень актуальной. В соответствии с «Положением о логопедическом пункте», на логопедические занятия зачисляются дети 5-7 лет, хотя многие дошкольники нуждаются в более раннем начале лого-коррекционной работы. Кружковая логопедическая работа является предварительной перед занятиями по коррекции звукопроизношения в старшем дошкольном возрасте, она дает возможность охватить логопедическим воздействием всю группу детей и запустить механизм самокоррекции. Программа логопедического кружка «Говоруша» позволяет оказывать специализированную логопедическую помощь детям 5-6 лет, которые не могут быть зачислены на индивидуальные логопедические занятия.

·        Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании”»№273-ФЗ ОТ 29.12.2012г.

·        Содержание рабочей программы соответствует федеральному образовательному стандарту №1155 от 17.10.2013г.

Кружок «Говоруша» выступает как дополнительная образовательная услуга для детей 5-6 лет, имеющих низкий уровень речевого развития. Программа направлена на обеспечение стартовых возможностей воспитанников в коммуникативно – речевом плане готовности к школе. В основу данной программы дополнительного образования легла программа «От слова к звуку» составлена на основе авторской программы Е.В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты». Программа соответствует ФГОС ДО. В Программе используется системный, комплексный, личностный и деятельный подход к развитию детей В программе используются методические разработки: В. А. Кныш, М. Ю. Картушиной, О. И. Крупенчук, Т. А. Ткаченко, Е.А. Пожиленко, А.В. Никитина.

Данная программа составлена с учётом и использованием современных инновационных технологий и методик в области профилактики и коррекции речевых нарушений у детей.

Программа дополнительного образования реализуется в доступной и интересной форме: дидактических играх и упражнениях с использованием наглядного материала. Учитывается интеграция следующих областей: коммуникация, социализация, познание, чтение художественной литературы, здоровье.

·        Коммуникация - обогащение словаря, звуковая культура речи, развитие умения поддерживать диалог.

·        Социализация – приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

·        Познание – беседы, дидактические игры, совершенствование смысла понимания пространственных отношений.

·        Художественная литература – используются произведения познавательной направленности ( стихи, сказки).

·        Здоровье - укрепление мышц артикуляционного аппарата через специальные упражнения; укрепление физического здоровья детей через упражнения на развитие общей и мелкой моторики, физкультминутки, самомассаж.

Цель : развитие звуковой культуры речи у детей 5-6 лет через решение следующих задач:

·        развитие слухового внимания и слухового восприятия, фонематического слуха;

·        развитие моторики артикуляционного аппарата;

·        формирование и развитие речевого дыхания;

·         развитие мелкой моторики;

·        формирование и развитие чувства ритма;

·        формирование правильного произношения гласных звуков первого ряда [А, О, У, Ы, Э,И] и согласных звуков[ М, Н, П, Б, Т, Д, К, Г, Х, В, С, З, Ц ]

·         пополнение словарного запаса;

·        формирование связной речи.

·        развитие внимания, памяти, восприятия

Программа на период обучения

Курс обучения рассчитан на 64 занятия по 8-10 занятий в месяц. Занятия проводятся 2 раза в неделю с группой детей 28 человек, продолжительностью 20 минут.

 I. Развитие звуковой культуры речи.

1. Учить правильно и четко произносить гласные звуки [А, О, У, Ы, Э,И] изолированно и во разовой речи.

2. Учить правильно и четко произносить согласные звуки [М,Н,П, Б,Т, Д, К,Г, Х, В, С, З, Ц ] изолированно, в словах и во фразовой речи.

3.Готовить артикуляционный аппарат к произношению шипящих звуков.

4. Способствовать развитию интонационной стороны речи: умения произвольно регулировать темп речи, силу голоса, речевое дыхание. 5.Формировать умению говорить согласно нормам литературного произношения.

6. Формировать выразительность речи: умение пользоваться паузами, разнообразными интонациями.

7. Знакомить с терминами «звук», «слово»

II. Развитие основных движений (упражнения для рук, ног, туловища) и мелкой моторики (упражнения для пальцев и кистей рук)

 Занятие строится в форме единой сюжетной линии. Главный герой занятий– игрушка лягушка. Этот персонаж – логопедическая игрушка - надевается на руку взрослого и оживляют эмоциональное общение педагога с детьми. Вовлечение детей в сюжет становится для них эмоционально значимым, позволяет раскрыть их личностные качества, преодолеть речевой негативизм, воспитывает чувство взаимопомощи.

Частая смена и, соответственно, новизна заданий увеличивают концентрацию внимания, снижают утомляемость детей; дозированность заданий способствует прочности усвоения материала.

 В содержание занятий включены следующие виды работы:

·        артикуляционная гимнастика, самомассаж органов артикуляции.

·         упражнения на развитие слухового восприятия, фонематических процессов, внимания, памяти.

·        дыхательные и фонетические упражнения.

·        упражнения на развитие темпа, ритма и координации речи и движений с музыкальным сопровождением (логоритмика) и без музыкального сопровождения

·        игры и упражнения для развития мелкой моторики рук, самомассаж кистей рук.

·        лексико-грамматические упражнения и упражнения для формирования связной речи.

·        упражнения на расслабление (релаксация).

Для оздоровления детей, снятия мышечного и нервного напряжения используются нетрадиционные методы, такие как элементы Су – джок терапии, самомассаж ладоней и стоп массажными мячиками, игры с бельевыми прищепками, кинезиологические упражнения.  Для активизации внимания детей на занятии применяются средства ИКТ.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

1. Развивается понимание речи, умение вслушиваться в обращенную речь. 2.Выделять названия предметов, действий, признаков, понимать обобщающие понятия.

3.Понимать и использовать грамматические формы.

4.Дети осваивают навыки разговорной речи, выражая мысли простыми и сложными предложениями.

5. Развиваются умения использовать в речи сложные формы предложений, состоящих из главных и придаточных.

6. Совершенствуется интонационная сторона речи.

7.Развивается артикуляционный аппарат.

8.Развивается звуковая культура: темп, дикция, сила голоса.

9. Формируется фонематическое восприятие и звукопроизношение.

ДИАГНОСТИКА

Проведение обследования.

Фамилия, Имя ребенка

Понимание речи

Словарь

Грамматические формы

Связная речь

Звуковая культура речи

Развитие артикуляционного аппарата

Интонационная сторона речи

Фонематическое восприятие

Количество баллов

Оценка результатов.

-          Ребенок не справляется с заданиями(0).

-          Ребенок выполняет задания с помощью взрослого (1).

-          Ребенок выполнил все задания, но с небольшими ошибками (2).

-          Ребенок со всем справляется(3).

Общая оценка результатов

Высокий уровень 20-30 баллов

Средний уровень – 11-20баллов

Низкий уровень – 0-10 баллов.

Перспективный план занятий логопедического кружка «Говоруша»

Задачи

Содержание занятия, источник

Ноябрь 1 неделя   Тема «Посуда»

1.Развитие артикуляционного аппарата.

Упр. «Бублик», «Месим тесто», «Блинчик», «Пирожок», «Чашечка».

2. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия

Упражнение «Отгадай первый гласный  звук?» -

3. Развитие дыхания

Упражнение «Пьем коктейль из трубочки» Е.А. Пожиленко стр 46

4. Развитие темпа и координации речи и движений.

Упражнение с картотеки стр 19 «Чашка»

5. Развитие мелкой моторики рук

Упр « Раз, два, три….» Пожиленко стр 45

6. Развитие связной речи, обогащение словаря.

Упр. «Посуда. Большой – маленький» (образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами

7. Релаксация

 

2 неделя                 Тема «Одежда, обувь, головные уборы»

1.Развитие артикуляционного аппарата.

Упр. «Улыбка», «Трубочка», «Окошко», «Качели», «Лопатка»

2. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия

Знакомство с символами гласных звуков [а], [о], [у], [и]. – Т. А. Ткаченко «Звуки и знаки. Гласные», с.3.

3. Развитие дыхания

«Шитье одежды», «укололи пальчик», стр.43 –Е.А.Пожиленко

4. Развитие темпа и координации речи и движений.

Упражнение « Ляпы - тяпы», Е.А.Пожиленко , с.40

5. Развитие мелкой моторики рук

«В понедельник я кроила», стр.40 – Е.А.Пожиленко

6. Развитие связной речи, обогащение словаря.

Заучивание скороговорки при помощи мнемотаблицы ( картотека)

7. Релаксация

Дети сидят на стульях, руки на коленях, голова опущена. Звучит мелодия «Как прекрасен мир вокруг» Т. Гомез (аудиосборник «Волшебство природы»).

3 неделя  Тема «Перелетные птицы»

1.Развитие артикуляционного аппарата.

Упр. «Клювик открываем», «Птенчик в гнездышке», «Червячок» (узкий язык), «Почистим клювик» (зубки)

2. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия

«Упр. «Нажми на кнопочку» - протяжное выделение 1-го гласного звука в словах» - Т. А. Ткаченко «Звуки и знаки. Гласные», с.6

3. Развитие дыхания

Упражнение с картотеки стр. 7

4. Развитие темпа и координации речи и движений.

Упражнение с картотеки стр. 7

5. Развитие мелкой моторики рук

Упражнение с картотеки стр 7

6. Развитие связной речи, обогащение словаря.

Игра «посчитай птиц» согласование сущ с числительными.

7. Релаксация

Упражнение на расслабление «Хватит песни петь, играть - лесу нужно отдыхать». Звучит «Мазурка» Ф.Шопена.

4 неделя Тема «Осень»

1.Развитие артикуляционного аппарата.

«Хомячок», «Заборчик», «Лопаточка». « вкусное варенье», « Почистим зубы»

2. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия

Упр. «Соедини картинку с нужным знаком» - на  звуки [И],[ы] – Т. А. Ткаченко, с. 7 3. Развитие

3. Развитие дыхания

Упражнение «Осень», картотека стр 5

4. Развитие темпа и координации речи и движений.

«Мы листики осенние» стр 5 картотека

5. Развитие мелкой моторики рук

«Ветер северный подул» Пожиленко Е.А. стр 6

6. Развитие связной речи, обогащение словаря.

« Подбери слова- признаки»

7. Релаксация

Дети лежат на ковре. Упр. «Наши ножки устали, они прыгали, скакали» - М. Ю. Картушина, с.60

Декабрь 1 неделя   Тема «Зима»

1.Развитие артикуляционного аппарата.

Упр. «Домик открывается», «Лопатка», «Горка», «Саночки» (картотека артикуляционных упражнений

2. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия

Упр. «поменяй гласный звук»– Т. А. Ткаченко, с. 11

3. Развитие дыхания

Упр. «Сдуй снежинку с ладошки» - дуть на «Лопаточку»: «сссс» (картотека на дыхание)

4. Развитие темпа и координации речи и движений.

Упражнение «снежинки» А.В. Никитина стр 42

5. Развитие мелкой моторики рук

«Мы во двор пошли гулять» Пожиленко Е.А. стр 59

6. Развитие связной речи, обогащение словаря.

Игра «Подбери словечко» - подбор прилагательных для описания примет зимы (картотека игр на описание)

7. Релаксация

Упражнение на релаксацию «Звери и птицы спят» - М. Ю. Картушина. С. 26

2 неделя  Тема «Зимующие птицы»

1.Развитие артикуляционного аппарата.

Упр. «Клювик открываем», «Птенчик в гнездышке», «Червячок» (узкий язык), «Почистим клювик» (зубки)

2. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия

Упр. «Волшебник» - превращение одних слов в другие -Т. А. Ткаченко, с. 13

3. Развитие дыхания

Упр. «Птичьи голоса» картотека стр.7

4. Развитие темпа и координации речи и движений.

Игра « Скачет шустрая синица» картотека, стр 7

5. Развитие мелкой моторики рук

Упр. «Где обедал воробей» картотека стр.7

6. Развитие связной речи, обогащение словаря.

Работа с деформированным текстом с последующим пересказом по опорным картинкам

7. Релаксация

Дети лежат на ковре. Упр. «Наши ножки устали, они прыгали, скакали»

3 неделя « Дикие животные зимой»

1.Развитие артикуляционного аппарата.

Упр. «Домик открывается», «Улыбка», «Лопатка», «Горка», Упр. «Вкусный мед», «Сочная морковка»: имитация жевательных движений при закрытом, затем открытом рте, «Погрызем орешки» (ритмично открывать и закрывать рот) - В. А. Кныш, с. 27

2. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия

«Определение первого и последнего звука» - Т.А. Ткаченко с. 15

3. Развитие дыхания

Пропевание гласных звуков с движениями рук ([а] – руки вниз, [о] – руки вверх, [и] – в стороны, [у] – руки вперед), [ы] – руки назад (картотека игр)

4. Развитие темпа и координации речи и движений.

Ритмическая разминка «К большой лесной опушке сбегались все зверюшки» - В. А. Кныш, с. 26

5. Развитие мелкой моторики рук

Ритмическая игра «Белка» (отстукивание ритма стихотворения скорлупками от грецких орехов) – картотека

6. Развитие связной речи, обогащение словаря.

Игра «Четвертый лишний» (мультимедийная презентация) Заучивание скороговорки с опорой на мнемосхему ( картотека)

7. Релаксация

Упражнение на расслабление «Хватит песни петь, играть - лесу нужно отдыхать». Звучит «Мазурка» Ф.Шопена.

4 неделя   Тема  «Новогодняя игрушка. Новый год»

1.Развитие артикуляционного аппарата.

Упр. «Домик открывается», «Лови снежинку», «Сосулька», «Дед Мороз на санях едет», «Лошадка» (картотека артикуляционных упражнений)

2. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия

Игра «Магазин подарков» («купить» подарок можно, выделив первый гласный звук в слове, «оплата» - карточка с символом нужного звука) – разработка автора.

3. Развитие дыхания

Фонопедическая и дыхательная гимнастика «Дедушка Мороз» - В. А. Кныш, с. 22

4. Развитие темпа и координации речи и движений.

Стихотворение «Как на горке снег, снег» (сопровождать речь движениями) - М. Ю. Картушина, с.43

5. Развитие мелкой моторики рук

Пальчиковая гимнастика «Новый год» - В. А. Кныш, с. 23

6. Развитие связной речи, обогащение словаря

Игра «Загадай желание» (описание желаемого подарка) Заучивание скороговорки по мнемотаблице( картотека)

7. Релаксация

Упр. на расслабление «Волшебный сон». Звучит мелодия «Как прекрасен мир вокруг» Т. Гомез (аудиосборник «Волшебство природы»). Дети лежат на ковре.

Январь     1 неделя      Тема «неделя русской сказки»

1.     Артикуляционная гимнастика

Упр. «Домик открывается», «Лови снежинку», «Сосулька», «Горка».

2. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия

Упр. «Сдуй снежинку с ладошки» - дуть на «Лопаточку»: «сссс» (картотека на дыхание) «Определение первого и последнего звука» - Т.А. Ткаченко с. 15

3. Развитие дыхания

Упражнение «Холмик, сугроб, горка» - В. А. Кныш, с. 25

4. Развитие темпа и координации речи и движений.

Игра «Узнай на ощупь и опиши» («Рождественский сапожок») - картотека

5. Развитие мелкой моторики рук

Упражнение «Холмик, сугроб, горка» - В. А. Кныш, с. 25

6. Развитие связной речи, обогащение словаря.

Обыгрывание сказки «Госпожа метелица»

7. Релаксация

Рождественская колыбельная (фонограмма

2 неделя    Тема «Зимние забавы»

1.Развитие артикуляционного аппарата.

Упр. «Домик открывается», «Улыбка», «Трубочка», «Бублик», «Вкусное варенье» (картотека артикуляционных упражнений)

2. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия

Упр. «Читай по губам – покажи символ» (узнавание гласных звуков по артикуляции).

3. Развитие дыхания

Игра «Согреем ладошки»: «ххх» (картотека игр на дыхание)

4. Развитие темпа и координации речи и движений.

Динамические упражнения «На дворе мороз и ветер» - М. Ю. Картушина , с. 38

5. Развитие мелкой моторики рук

Упр. «Мы во двор пошли гулять» картотека стр.20

6. Развитие связной речи, обогащение словаря.

Упр. «Кто больше назовет действий» картотека лексических тем

7. Релаксация

Дети лежат на ковре. Упр. «Наши ножки устали, они прыгали, скакали» - М. Ю. Картушина, с.60

3 неделя    Тема «Зимняя одежда, обувь, головные уборы»

1.Развитие артикуляционного аппарата.

Упражнения: « застегнуть и растегнуть молнию»; «большие и маленькие пуговицы», « иголочка», « воротник с широкими и узкими краями», « белье на ветру», « стучит швейная машинка» стр.42

2. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия

Игра « Какие слова бывают?» картотека

3. Развитие дыхания

«Шитье одежды», «укололи пальчик», стр.43 –Е.А.Пожиленко Упражнение

4. Развитие темпа и координации речи и движений.

«В понедельник я кроила», стр.40 – Е.А.Пожиленко

5. Развитие мелкой моторики рук

« Ляпы - тяпы», Е.А.Пожиленко , с.40

6. Развитие связной речи, обогащение словаря.

Заучивание скороговорки при помощи мнемотаблицы ( картотека)

7. Релаксация

Расслабление всего организма «Тишина» ( картотека)

Февраль  1 неделя Тема  « Семья»

1.Развитие артикуляционного аппарата

Упражнение « Мама испекла блинчики», « Мама испекла пирожки», «Дразнилки», Е.А.Пожиленко с.31

2. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия

Упражнение «Отгадай первый согласный звук?» - Ткаченко Т.А., стр.6

3. Развитие дыхания

Упр. « Бабушка поднимается по лестнице, ей тяжело…» Учим маленького брата говорить слоги «Ка-га, ко –го, ку –гу. Кто – кты, кта –кту» -Е.А.Пожиленко с.32

4. Развитие темпа и координации речи и движений.

Изобразить: как мама собирается на работу: одевается, причесывается, накладывает макияж; Е.А.Пожиленко с.32

5. Развитие мелкой моторики рук

Пальчиковая гимнастика « Семья», Е.А.Пожиленко стр.30 Показать: мама, папа, бабушка, дедушка, и сестра выполняют какую –либо домашнюю работу. –Е..А.Пожиленко, .33

6. Развитие связной речи, обогащение словаря

Учить называть свое имя , отчество и членов семьи

7. Релаксация

Упр. « На расслабление мышц рук «Вибрация» ( картотека)

2 неделя Тема «Профессии»

1.Развитие артикуляционного аппарата

«Улыбочка», «Трубочка», «Качели», «Лопатка», «Часики»

2. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия

Упражнение « хлопни в ладоши».

3. Развитие дыхания

Упр. «Трубач» картотека стр.27

4. Развитие темпа и координации речи и движений.

Подвижная игра «Профессии». Импровизация движений.картотека

5. Развитие мелкой моторики рук

Пальчиковая гимнастика «Повар» картотека

6. Развитие связной речи, обогащение словаря

«Кем хочешь быть?», «Кому что нужно?», «Кто чем работает?» (упражняться в

правильном употреблении существительных в косвенных падежах, в правильном

употреблении предлогов)

7. Релаксация

Упр. на расслабление «Волшебный сон»

3 неделя  Тема «23 февраля»

1.Развитие артикуляционного аппарата

Упр. «Стрельба» (четко произносить чередование звуков «к-г»), «Танк» «Пароход» (длительно произносить звук «ы»).

2. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия

«Определи нужный согласный звук в слове» - Т.А.Ткаченко с. 9

3. Развитие дыхания

Упражнение «Самолет» (для укрепления мышц зева и глотки). (Пропевание гласных звуков «а-э-и-о-у»).

4. Развитие темпа и координации речи и движений.

Динамическое упражнение «Сигнальщики» - М. Ю. Картушина, с.74

5. Развитие мелкой моторики рук

Пальчиковая игра «Бойцы-молодцы» - М. Ю. Картушина, с.73

6. Развитие связной речи, обогащение словаря

Упр. «Каким должен быть солдат?» (подбор прилагательных)

7. Релаксация

Упр. «Тишина» ( картотека)

4 неделя  Тема «Зима»

1.Развитие артикуляционного аппарата

«Сосулька», «Санки-ледянки», «Горка», «Снеговики» Е.А. Пожиленко стр.60-61

2. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия

«Соедини вместе звуки, изображенными знаками» - Т.А.Ткаченко с. 10

3. Развитие дыхания

Упр. «Вьюга» Е.А. Пожиленко стр.61

4. Развитие темпа и координации речи и движений.

Речевая подвижная игра «Зимой». Импровизация движений. Картотека стр 30

5. Развитие мелкой моторики рук

« Мы во двор пошли гулять» Е.А. Пожиленко стр.59

6. Развитие связной речи, обогащение словаря

«Чего не бывает зимой?» (закрепление признаков зимы, усвоение категории

родительного падежа существительных)

7. Релаксация

Упр. « На расслабление мышц рук «Вибрация» ( картотека)

Март 1 неделя Тема «8 марта»

1.Развитие артикуляционного аппарата

«Улыбка», «Поцелуйчик» («Хоботок»), «Месим тесто», «Блинчик», «Вкусное варенье».

2. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия

Игра «Выбери подарок маме» (подбор картинок в соответствии с символом согласного звука)

3. Развитие дыхания

Логоритмическая «Песенка для мамы» (пропевание гласных звуков с движением руки) - видеоряд

4. Развитие темпа и координации речи и движений.

Упражнение «Пироги» (на координацию речи с движениями под музыку) - В. А. Кныш, с. 30

5. Развитие мелкой моторики рук

Самомассаж ладоней аппликатором Кузнецова «Гладила мама-ежиха ежат» - О. И. Крупенчук, с. 9

6. Развитие связной речи, обогащение словаря

Упр. «Какая моя мама?» (подбор прилагательных)

7. Релаксация

Упражнение на расслабление. Дети лежат на ковре. Звучит мелодия «Колыбельная медведицы»

 2 неделя Тема «Ранняя весна»

1.Развитие артикуляционного аппарата

Упр. «Бегемотик», «Солнышко улыбается», «Дудочка», «Лопатка», «Сосулька», «Качели».

2. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия

Упр. «Добавь словечко» (подсказка – символ гласного звука) « Определи последний согласный звук», Т.А.Ткаченко с.13

3. Развитие дыхания

Фонопедическое упражнение «Весна» - В. А. Кныш, с. 38

4. Развитие темпа и координации речи и движений.

Пальчиковая игра «Кап-кап-кап, весна настала…» с музыкальным сопровождением – картотека логоритмических игр

5. Развитие мелкой моторики рук

Пальчиковая гимнастика « Наши алые цветки распускают лепестки» ( картотека пальчиковых игр)

6. Развитие связной речи, обогащение словаря

Составление описательного рассказа о весне с использованием мнемотаблиц.( картотека)

7. Релаксация

Дети ложатся на ковер. Звучит мелодия «Все птички прилетели к нам» Т. Гомез (аудиосборник «Волшебство природы»).

3 неделя Тема «Дом и его части»

1.Развитие артикуляционного аппарата

Упр. «Работающий эксковатор», «Котлаван», «Чердачное окно», «Моем окна», «Красим крыльцо» Е.А. Пожиленко стр. 37

2. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия

Упр. «Хлопни в ладоши» «Нарисуй один из знаков, что получишь…? Т.А.Ткаченко с.12

3. Развитие дыхания

Упр. «Приколачиваем оконные рамы», «Шагаем по этажам» Е.А. Пожиленко стр 37

4. Развитие темпа и координации речи и движений.

Проговаривание стихотворения «Дом» под ритмические хлопки.

5. Развитие мелкой моторики рук

Упр «Тут, тук молотком» Е.А. Пожиленко стр 37

6. Развитие связной речи, обогащение словаря

Пересказывать рассказ «Как дом родился?» (с одновременной демонстрацией действия, с

показом частей дома и использованием цифр от 1 до 10). картотека

7. Релаксация

Дети лежат на ковре. Упр. на расслабление «Сладкие сны» (диск «Музыка для релаксации»)

4 неделя  тема «Мебель»

1.Развитие артикуляционного аппарата

Упр. «Улыбка», «Трубочка», «Окошко», «Лопатка», «Часики»

2. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия

Упр. «Добавь словечко» (подсказка – символ гласного звука) « Определи последний согласный звук», Т.А.Ткаченко с.13

3. Развитие дыхания

Упр. «приколачиваем дверцу к шкафу» картотека стр 24

4. Развитие темпа и координации речи и движений.

Упр. «Вот Кирюшкина кроватка» картотека стр 24

5. Развитие мелкой моторики рук

Упр. «Стул» картотека стр.24

6. Развитие связной речи, обогащение словаря

«Подскажи словечко» (развитие грамматического строя речи, закрепление предлогов, падежных форм имен существительных)

7. Релаксация

Упр. на расслабление «Волшебный сон». Звучит мелодия «Как прекрасен мир вокруг» Т. Гомез (аудиосборник «Волшебство природы»). Дети лежат на ковре.

5 неделя Тема «Домашние животные»

1.Развитие артикуляционного аппарата

Упр. «Кот лакает молоко», «Лошадка», «Поросенок землю роет» (Сомкнутые губы вытянуть вперед трубочкой; кивки головой: упражнение «Пятачок»), «Индюк», «Щенок устал» («Лопатка»).

2. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия

Упр. «Соедини тройку знаков с нужной картинкой» - Т. А. Ткаченко, с. 14

3. Развитие дыхания

Пропевание гласных с различной высотой звучания. Упр. «Открываем мы глаза…» - О. И. Крупенчук стр.42

4. Развитие темпа и координации речи и движений.

Подвижная игра «Кот и мыши» - М. Ю. Картушина, с.59

5. Развитие мелкой моторики рук

Упр. «Пять поросят гуляли на просторе» О.И. Крупенчук, стр .54

6. Развитие связной речи, обогащение словаря

Упр. «Человеческие дети знают всех зверят на свете» (закрепление в речи названий детенышей домашних животных, птиц ) – картотека игр с мячом

7. Релаксация

Дети лежат на ковре. Упр. «Наши ножки устали, они прыгали, скакали» - М. Ю. Картушина, с.60

Апрель  1 неделя Тема «Домашние птицы»

1.Развитие артикуляционного аппарата

«Сердитый индюк», « Цыплята клюют зернышки», «Уточка», « Клювы домашних птиц»,  «Индюк разговаривает». Е.А. Пожиленко стр.51-52

2. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия

Воспроизведение слоговых сочетаний с одним согласным и разными гласными звуками (та-ту-ты). – Т.А.Ткаченко с.15

3. Развитие дыхания

Упр «Птичьи голоса», Е.А. Пожиленко стр.52

4. Развитие темпа и координации речи и движений.

Проговаривание стихотворения «Цыпленок» под ритмические удары мячом.

5. Развитие мелкой моторики рук

Упр «Сколько было утят в стае?» Е.А. Пожиленко стр.49

6. Развитие связной речи, обогащение словаря

Упр. «Назови семью птиц»

7. Релаксация

Дети лежат на ковре. Упр. «Наши ножки устали, они прыгали, скакали»

2 неделя  Тема «Транспорт»

1.Развитие артикуляционного аппарата

Упр. «Пыхтит паровоз», «Лодочка качается на волнах», «Шторм на море», «Гребем веслом», Е.А.Пожиленко с.80

2. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия

Воспроизведение слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками (та-ка-па) – картотека игр на фонематическое восприятие –Т.А.Ткаченко с.17

3. Развитие дыхания

Упражнение «Прокололась шина у машины», «Насос», «Машины едут по мокрой мостовой», «Сигналит машина», Е.А.Пожиленко с.82

4. Развитие темпа и координации речи и движений.

Проговаривать стихотворение «На лошадке ехали..»( с движениями )– Е.А. Пожиленко с.83

5. Развитие мелкой моторики рук

Пальчиковая игра «Я построю самолет, шлем надену – и в полет!» (картотека пальчиковых игр)

6. Развитие связной речи, обогащение словаря

Упр. «Большой и маленький» (образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами)

7. Релаксация

Дети сидят на стульях, руки на коленях, голова опущена. Звучит мелодия «Как прекрасен мир вокруг» Т. Гомез (аудиосборник «Волшебство природы»).

3 неделя  Тема «Наш город»

1.Развитие артикуляционного аппарата

«Иголочка», «Качели», «Мотрчик», «Грибочек», «Трудочка»,«Вкусное варенье»

2. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия

Игра «Поймай звук», Т.А. Ткаченко с.18

3. Развитие дыхания

«Подуй на пальцы» картотека

4. Развитие темпа и координации речи и движений.

Речевая подвижная игра «Мы по городу шагаем»

5. Развитие мелкой моторики рук

Пальчиковая гимнастика «Люблю по городу гулять…» картотека

6. Развитие связной речи, обогащение словаря

«Хвастунишки» (упражнение в употреблении сравнительной степени

прилагательных. картотека

7. Релаксация

« Как прекрасен мир вокруг» ( картотека)

4 неделя Тема «Наша страна»

1.Развитие артикуляционного аппарата

«Качели», «Часики», «Чашечка», «Расческа», «Грибочек», «Бегемот»

2. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия

«Догадайся, какой звук пропущен в слове…» Т.А.Ткаченко с.21

3. Развитие дыхания

Упр. «Бьют часы» картотека

4. Развитие темпа и координации речи и движений.

Речевая подвижная игра «Берёза» картотека

5. Развитие мелкой моторики рук

Пальчиковая гимнастика «Считалка»картотека

6. Развитие связной речи, обогащение словаря

«Скажи по-другому» (подбор синонимов: кремль – крепость, куранты – часы, мавзолей

– памятник) картотека

7. Релаксация

Дети сидят на стульях, руки на коленях, голова опущена. Звучит мелодия «Как прекрасен мир вокруг» Т. Гомез (аудиосборник «Волшебство природы»).

Май 1 неделя Тема «День победы»

1.Развитие артикуляционного аппарата

Упр. «Улыбка», Упр. «Вкусное варенье», «Блинчик», «Дождик», «Грибок», «В Ветерок» (картотека)

2. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия

Игра «Поймай звук», Т.А. Ткаченко с.18

3. Развитие дыхания

Упражнение «Самолет» (для укрепления мышц зева и глотки). (Пропевание гласных звуков «а-э-и-о-у»).

4. Развитие темпа и координации речи и движений.

Динамическое упражнение «Сигнальщики» - М. Ю. Картушина, с.74

5. Развитие мелкой моторики рук

Пальчиковая игра «Бойцы-молодцы» - М. Ю. Картушина, с.73

6.Развитие связной речи, обогащение словаря

Пересказ рассказа картотека

7. Релаксация

Упр. «Тишина» ( картотека)

2 неделя Тема «Первоцветы»

1.Развитие артикуляционного аппарата

«Трубочка». «Качели», «Лягушонок», «Грибок», «Заборчик»

2. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия

«Проведи дорожку», Т.А.Ткаченко с.31

3. Развитие дыхания

Упр. «Подуй на цветок» картотека

4. Развитие темпа и координации речи и движений.

Речевая игра «Прибежал подснежник» А.В. Никитина стр. 105

5. Развитие мелкой моторики рук

Пальчиковая игра «Цветы» картотека

6.Развитие связной речи, обогащение словаря

Составление описательных загадок и сравнительно-описательных рассказов о цветах по

схематичному плану.

7. Релаксация

« Как прекрасен мир вокруг» ( картотека)

3 неделя Тема «Насекомые»

1.Развитие артикуляционного аппарата

Упр. «Улыбка», «Хоботок комарика», «Вкусное варенье», «Чашечка».

2. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия

Игра «Поймай звук», Т.А. Ткаченко с.18

3. Развитие дыхания

Фонопедическое упражнения «Насекомые» (картотека логоритмических игр)

4. Развитие темпа и координации речи и движений.

Динамическое упражнение «Чок – чок, каблучок, в танце кружится сверчок!» картотека логоритмических игр)

5. Развитие мелкой моторики рук

Кинезиологическое упражнение «Пальчики здороваются» (поочередное соединение всх пальцев с большим – перебор пальцев) - О. И. Крупенчук, с. 12

6.Развитие связной речи, обогащение словаря

Упр. «Помоги Незнайке. Насекомые». Серия Уроки логопеда мультимедийная презентация.

7. Релаксация

Дети ложатся на ковер. Звучит мелодия «Покой» (аудиосборник для релаксации «Сверкающая пора весны»). Дети сидят на стульях, руки на коленях, голова опущена

4 неделя Тема «Весна»

1.Развитие артикуляционного аппарата

Упр. «Улыбка Нюши», «Дудочка Копатыча», «Блинчик Бараша», «Вкусное варенье Совуньи», «Качели с Ежиком», «Лошадка с Крошем».

2. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия

Игра «Купи билет для лесного путешествия» (выделение первого и последнего гласного звука в названии картинки, соотнесение с записью символов)

3. Развитие дыхания

Упр. «Веселое лесное путешествие» (для верхних дыхательных путей) – картотека логоритмических упражнений

4. Развитие темпа и координации речи и движений.

Двигательное упражнение «Прогулка в весенний лес» – картотека логоритмических упражнений

5. Развитие мелкой моторики рук

Пальчиковая гимнастика «Капель» картотека пальчиковых упражнений

6.Развитие связной речи, обогащение словаря

Игра «Что бывает весной?» (договаривание детьми фразы и повторение полного предложения)

7. Релаксация

Упр. на расслабление «Волшебный сон». Звучит мелодия «Как прекрасен мир вокруг» Т. Гомез (аудиосборник «Волшебство природы»).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                           

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Воробьева В.К.Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие /В.К. Воробьева// —2006. — С158.

2. Сингаевская О.В., Соболева А.В. Развитие связной речи дошкольников. Логопедия сегодня./О.В. Сингаевская//- 2011г. - №2. - С.26-30

3. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина//— М.: Просвещение, 1989.—223с.: ил.

4. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика: Веселые стихи, развивающие игры, рисунки и пояснения для родителей: Для детей 4-6 лет: Пособие по логопедии для детей и родителей. /Т.А. Воробьева, О.И. Крупенчук // Издательство: Литера, М. -2004г.

5. Белая А.Е., Мирясова В.И. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников», /А.Е.Белая, В.И. Мирясова // Творческий центр  «Сфера», М. -2002.

6. Кискальт И.«Солёное тесто: увлекательное моделирование»/ И. Кискальт//профиздат,М.- 2002.

7. М.Ю. Картушина «Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет» - М.:ТЦ Сфера, 2008. – 160с.

8. Ивчатова Л. А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми // Логопед - 2010. №1. - с. 36-38


 

ПРИНЯТО

ПРИНЯТО

Пояснительная записка Дошкольный возраст – важный и неповторимый период в развитии ребенка, особенно в плане развития его речи

Пояснительная записка Дошкольный возраст – важный и неповторимый период в развитии ребенка, особенно в плане развития его речи

Кружок «Говоруша» выступает как дополнительная образовательная услуга для детей 5-6 лет, имеющих низкий уровень речевого развития

Кружок «Говоруша» выступает как дополнительная образовательная услуга для детей 5-6 лет, имеющих низкий уровень речевого развития

А, О, У, Ы, Э,И] и согласных звуков[

А, О, У, Ы, Э,И] и согласных звуков[

Занятие строится в форме единой сюжетной линии

Занятие строится в форме единой сюжетной линии

Дети осваивают навыки разговорной речи, выражая мысли простыми и сложными предложениями

Дети осваивают навыки разговорной речи, выражая мысли простыми и сложными предложениями

Упражнение «Отгадай первый гласный звук?» - 3

Упражнение «Отгадай первый гласный звук?» - 3

Звучит «Мазурка» Ф.Шопена. 4 неделя

Звучит «Мазурка» Ф.Шопена. 4 неделя

Упр. «Где обедал воробей» картотека стр

Упр. «Где обедал воробей» картотека стр

Пальчиковая гимнастика «Новый год» -

Пальчиковая гимнастика «Новый год» -

Развитие артикуляционного аппарата

Развитие артикуляционного аппарата

Развитие дыхания Упр. «Трубач» картотека стр

Развитие дыхания Упр. «Трубач» картотека стр

Март 1 неделя Тема «8 марта» 1

Март 1 неделя Тема «8 марта» 1

Развитие темпа и координации речи и движений

Развитие темпа и координации речи и движений

Упр. «Пять поросят гуляли на просторе»

Упр. «Пять поросят гуляли на просторе»

Т. Гомез (аудиосборник «Волшебство природы»)

Т. Гомез (аудиосборник «Волшебство природы»)

Динамическое упражнение «Сигнальщики» -

Динамическое упражнение «Сигнальщики» -

Развитие артикуляционного аппарата

Развитие артикуляционного аппарата

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Воробьева

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Воробьева
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.11.2023