Тема: «Охрана растений и животных. Будь природе
другом»
Класс:
3
Цель занятия: познакомить детей с Красной книгой, учить бережному
отношению к животным, растениям; рассмотреть экологические правила, которые
должны выполнять люди; дать возможность расширить источники получения и
закрепления знаний.
Оборудование: учебник А.А. Плешакова «Окружающий мир», 3 класс;
учебник А.А. Плешакова, Н.А. Гара, З.Д. Назарова «Окружающий мир» тесты, 3
класс; стенд «Как прекрасен этот мир!» (фотографии, рисунки редких животных);
выставка книг по изучаемой теме; интересные вопросы (карточка), схемы «Правила
поведения в природе», ссылки на сайт Учи.ру, Мультиурок.
Структура урока:
1. Организационный момент, мотивация учебной деятельности.
2. Сообщение темы и цели урока.
3. Введение в новую тему.
4. Работа над новым материалом.
5. Подведение итогов урока и развитие (домашнее задание).
*Физкультминутки по необходимости в ходе занятия
Ход урока.
I. Организационный момент, мотивация учебной
деятельности.
Читает подготовленный учащийся на фоне
грамзаписи щебета птиц.
Что жизнь без неба, где родился зной?
Без дальних гор, где снежные седины?
И дерева, цветущего весной,
Глядящего на белые вершины?
Что жизнь без добрых и без злых зверей,
Без птиц лесных и песни их беспечной?
Жизнь не полна без широты полей,
Жизнь без примера их свободы вечной.
II.
Сообщение темы и цели занятия.
Тема занятия: Прочтите в учебнике. «Охрана животных. Будь природе
другом».
–Как думаете, о чём будем рассуждать? (рассуждения
учащихся)
- Сегодня
мы отправимся в путешествие по страницам Красной книги.
III. Подготовка к восприятию темы.
- Посмотрите
на стенд: «Как прекрасен этот мир!» и выставку книг.
-Что видите и что читали из увиденного здесь?
Можно только восхищаться, поражаясь, сколь щедра
на выдумки природа, если бы не одно тягостное обстоятельство: некоторым
растениям и животным угрожает опасность исчезновения, и они внесены в Красную
книгу.
Начиная с 1600 г. на нашей планете вымерло около
150 видов животных, причем больше половины из них – за последние 50 лет, за
мелким исключением, все эти животные вымерли по вине человека, к началу ХХ века стало очевидным, что
необходимо принимать меры по спасению животных и растений мира.
В 1948г. в небольшом городке Фонтебло на
международной конференции был основан Международный союз охраны природы и
природных ресурсов – МСОП. Его главной задачей было выявление животных, а
позднее и растений, которые находятся на грани исчезновения и требуют
незамедлительной заботы человека. Тогда была создана специальная комиссия
службы спасения. Эта служба спасения составила мировой список, в который
входили растения и животные, находящиеся на грани вымирания и редкие виды. Этот
список ученые назвали Красной книгой.
IV. Работа над новым материалом
- Как
думаете, а нужна ли Красная книга и для чего? (Ответы учащихся).
Красная книга нас информирует, какие растения и
животные в опасности.
Она призывает изучать природу, эта книга
предупреждает, что то или иное животное или растение в беде, его надо охранять.
- Как
вы думаете, что символизирует красный цвет?
(Это сигнал тревоги, опасности,
предупреждения).
- Правильно.
Он, как красный сигнал светофора, предупреждает: «Осторожно! Может случиться
беда!».
- В этой книге перечислены животные и растения,
которые могут безвозвратно исчезнуть. И, если мы их не защитим, они погибнут.
Спасение животных и растений невозможно без специальных мер: запрет охоты,
охраны в заповедниках, заботы об их размножении.
В России 1й том Красной книги был издан в
1978г., затем переиздан в виде 2х томов – в 1984г. Вместе с тем, меры, которые
предпринимает человек, уже дают хорошие результаты.
* Физкультминутка (возможна на данном этапе урока)
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке
(подскоки на правой ноге).
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке
(подскоки на левой ноге).
По тропинке побежим,
До лужайки добежим
(бег на месте).
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки
(прыжки на месте на обеих ногах).
Стоп! Немного отдохнем,
И домой пешком пойдем
(ходьба на месте).
А вы знаете….
- Редкими
стали: белый медведь, морж, орел-беркут, фламинго, тигр, журавль, жук-красотел,
выхухоль, лебедь, розовая чайка и многие другие животные.
Животные играют большую роль в природе, без них
многие растения не могли бы размножаться и расселяться. Необходимы животные и
людям.
- Как
вы думаете, для чего? (Употребляем их пищу, у некоторых животных ценный мех).
Вырубая леса, загрязняя реки, моря, люди губят
множество животных. А для животных леса, реки, озера – это дом.
- Посмотрите,
нам в класс поступили жалобы от животных. (читают дети ( с карточек или с
экрана).
Жалоба 1.
«Ох, и не любят же меня люди. Голос, видите ли,
мой им не нравится и глаза, говорят, у меня не красивые. Считают, что я беду
приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба».
- Кто
это? (Сова).
Сова с 1964г. находится под охраной государства.
Одна сова уничтожает за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить 1 тонну
зерна.
Жалоба 2.
«Сама знаю, что не красавица. А, окажись, я
рядом, многие шарахаются в сторону, а то еще и камнем бросят или ногой пнут. А
за что? Польза от меня большая».
Это жаба. Одна жаба сохраняет от гусениц и
червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу – и они
исчезнут.
-Помните, беречь нужно и тех животных, которые
не внесены в Красную книгу. Это хорошо нам известные животные: белка, ёж,
синица, дятел и т.д. их жизнь часто зависит от нас, нашего поведения в природе.
-Давайте вспомним экологические правила.
Дети вспоминают правила и вывешивают на доску
рисунки со знаками. (Приложение 1)
- Также надо беречь дом животных – леса,
водоемы, луга и т.д.
Проверим свои знания, выполнив тест.
Тестирование (Приложение
2)
Дети выполняют тестирование на отдельных листах.
Взаимопроверка. Ключ набран на доске (Приложение 3)
V. Подведение итогов занятия и развитие (домашнее
задание)
- Вспомните, о каких животных мы сегодня
говорили
По желанию дома можно ответить на вопросы
(карточка – приложение 4).
- Берегите природу, а это – животные, растения,
воздух, вода, почва.
-Предлагаю вам дома зайти по ссылке на сайт Учи.ру (Приложение 5) и принять участие в онлайн - уроке, где для вас появится дополнительная возможность узнать о бережном отношении к растительному миру, о способах и путях охраны природы на планете Земля. На данном уроке интереснейшие таблицы и интерактивные карточки.
А также, заходите на сайт Мультиурок и здесь есть возможность
перечитать наш урок.
- Спасибо за занятие. Мы с вами сегодня провели
большую работу. А закончить наше занятие хочется стихотворением
Что жизнь без неба, где родился зной?
Без дальних гор, где снежные седины?
И дерева, цветущего весной,
Глядящего на белые вершины?
Что жизнь без добрых и без злых зверей,
Без птиц лесных и песни их беспечной?
Жизнь не полна без широты полей,
Жизнь без примера их свободы вечной.
Берегите эту землю, эту воду,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
Использованная литература:
Борисова Л.А. Исследовательский подход при
изучении окружающего мира в IV классе// Начальная школа.2002.№4.
Ситникова Т.Н. Интегрированные уроки: 3 класс. –
М.: ВАКО, 2008.
Целоусова Т.Ю.; Максива Т.В. Поурочные
разработки по курсу Окружающий мир. 3 класс. М.: ВАКО, 2004.
Ушакова О.Д. Красная книга России: Животные\
Словарик – справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2008.
Сайт: Uchi.ru
Сайт: Мультиурок https://multiurok.ru/files/okhrana-rastenii-i-zhivotnykh-bud-prirode-drugom-o.html
Приложение 1
Правила друзей
природы
Будем подкармливать птиц зимой, а весной с
помощью старших будем делать для них домики.
Не будем подходить близко к гнездам птиц. Ведь
по нашим следам их могут отыскать и разорить хищники. Не будем прикасаться к
гнезду, чтобы птицы – родители не покинули его.
Весной и вначале лета в лесу и парке не будем
отпускать собаку с поводка. Ведь она может поймать беспомощных птенцов и
детенышей зверей.
Не будем ловить и уносить домой здоровых птенцов
и детенышей зверей.
В природе о них позаботятся взрослые животные.
Приложение 2
Тест
1.
Многие растения …, они применяются в медицине:
а) красивые;
б) лекарственные;
в) высокие.
2. Редкие растения запрещено собирать. Под
особой защитой они находятся …:
а) в заповедниках;
б) на приусадебном участке;
в) на бульварах и скверах.
3. Где выращивают редкие растения, привезенные
со всего мира?
а) в парках;
б) в скверах;
в) в ботанических садах.
4. Какие животные занесены в Красную книгу?
а) тигр, морж, фламинго, орел – беркут;
б) корова, лошадь, гусь, петух;
в) свинья, овца, утка, индюк.
5. Некоторые виды животных уже спасены. Назови
их:
а) белка, заяц, кабан;
б) бобр, соболь, куница;
в) лось, лиса, волк.
6. Каким животным помогут люди, если будут
охранять в лесу ели и сосны?
а) клесту, белке, дятлу;
б) рябчику, лосю, зайцу;
в) рыси, медведю, ястребу.
Приложение 3
Ключ
1б, 2а, 3в, 4а, 5б,6а.
Приложение 4
Очень ценный
пушной зверек. Был на грани уничтожения, но предпринятые людьми меры по его
охране спасли этот вид животных. Сейчас общая численность их 700 тыс. голов.
2. Владыка Арктики.
3. В двух – трехлетнем возрасте эти птицы
создают пары и больше никогда не расстаются.
4. Эта большая белая птица служит символом
красоты и любви, чистоты и нежности.
5. Знахари готовили из частей его тела лекарство
от слабости и трусости.
6. Детеныши этих птиц рождаются с длинными
толстыми ногами, прямым красным клювом и ходят два года в сером оперении, а
затем одеваются в розовый наряд.
(Ответы: 1. Соболь. 2. Белый медведь. 3.
Журавль. 4. Лебедь. 5. Тигр. 6. Фламинго.)
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.