"Современные дети и природа"

  • Занимательные материалы
  • Мероприятия
  • docx
  • 02.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Общение с природой является важным условием не только естественно-научного образования ребенка, но и его развития в целом. Природа всегда была частью окружающей ребенка среды, а ее изучение включалось во все программы воспитания и образования, как отечественные, так и международные.
Иконка файла материала современные дети и природа.docx

Современные дети и природа

Общение с природой является важным условием не только естественно-научного образования ребенка, но и его развития в целом. Природа всегда была частью окружающей ребенка среды, а ее изучение включалось во все программы воспитания и образования, как отечественные, так и международные.

 В Федеральной образовательной программе вопросы естественнонаучного образования в разной степени отражены практически во всех разделах. К концу освоения ФОП ребенок должен обладать начальными знаниями о природном и социальном мире, в котором он живет, и элементарными представлениями из области естествознания. Соответственно, эти вопросы включены и в комплексные образовательные программы.

Из парциальных программ педагоги наиболее часто используют программу Н.А. Рыжовой «Наш дом – природа» и «Юный эколог» С.Н. Николаевой. Так, программа «Наш дом – природа» выстроена на основе последовательного изучения всех компонентов природы и их взаимосвязей.

Взаимоотношения людей и природы на разных этапах развития общества были разными, поэтому со временем изменялось и содержание естественно-научного образования дошкольников.

Так, в 50-70-е годы акцент делался на успехах освоения, покорения природы, а человек воспринимался как «царь природы». Сегодня человек рассматривается уже как часть природы и решает проблемы своего выживания в измененной окружающей среде, в результате чего неотъемлемой частью естественнонаучного образования стало экологическое.

 Изменялась со временем и окружающая ребенка среда. Еще в середине прошлого столетия воспитатели постоянно водили детей на экскурсии в природу, дошкольники вели наблюдения в уголках природы, сажали растения на огородах, на участках дошкольных учреждений преобладали природные материалы, дети больше времени проводили на открытом воздухе.

Со временем ситуация менялась – постепенно у дошкольников ставилось все меньше возможностей для игры и исследований в природе. При этом современный ребенок остается все тем же ребенком-исследователем окружающего мира.

В последние годы резко сократилось количество живых уголков, зимних садов, экологических комнат, которые открывались во многих ДОО в 90-е годы и в первом десятилетии 2000-х. В уголках природы в группах практически не осталось аквариумов, животных.

 Для современных семей общение дошкольников с природой не является приоритетом (в отличие от самих детей). Огромное внимание родители (а, значит, и педагоги) уделяют подготовке к школе, которая зачастую проводится в форме школьных уроков, за столами.

Развивающая предметно-пространственная среда

Поскольку у современного ребенка наблюдается дефицит общения с природой, педагогам необходимо проанализировать среду детского сада и наполнить ее объектами природы как внутри помещений, так и на территории учреждения.

Лаборатория.

Можно выделить несколько видов лабораторий: в групповом помещении, в отдельном помещении, в экологической комнате или в зимнем саду, на участке детского сада. В лаборатории находятся природные и бросовые материалы, разнообразные коллекции, оборудование. Оборудование может быть как покупным, готовым, так и сделанным руками детей, членов их семей, педагогов из бросового материала. Для проведения опытов, наблюдений подойдут различные упаковочные материалы (стаканчики, контейнеры и т.п.). Такой подход помогает реализовать и идеи экологического образования (вторичное использование ресурсов).

Метеоплощадки.

Метеоплощадки предоставляют большие возможности для естественно-научного образования Для формирования у дошкольников целостной картины мира важно увязывать метеонаблюдения с различными природными явлениями. Например, можно разместить дождемеры под разными деревьями и на открытых местах и сделать вывод, в каких емкостях накопилось больше воды и почему. Исследования на метеоплощадках могут стать основой для изучения проблемы изменения климата. Рядом с метеоплощадкой целесообразно разместить клумбу с растениями-барометрами и растениями-часами.

Экологические тропинки (тропинки природы) можно создавать на участке детского сада, в парке, в лесу.Они могут включать как природные, так и созданные людьми объекты. Экологическая тропинка состоит из видовых точек (деревья, кустарники, водоемы, газоны, клумбы, песочницы, уголки природных сообществ, группы сорных растений, газоны, домики для насекомых, птиц, кормушки, колоды, крупные камни, альпийские горки, сенсорные сады, огороды и другие элементы).

 В каждом дошкольном учреждении создается свой вариант экологической тропинки. Дети могут выбрать сказочного персонажа – хозяина тропинки, который будет помогать проводить исследования, давать задания и т.п. Дошкольники вместе с педагогами составляют картосхему экологической тропинки, по желанию дают ей название (например, в ряде детских садов были созданы экотропинки под названием «Наш дом – природа»).

Сенсорный сад.

Его главная задача – обеспечить ребенку условия для восприятия природы с помощью всех органов чувств. В таком саду высаживают растения с листьями разного цвета (оттенки зеленого, пятнистые и т.п.), с разной поверхностью (например,гладкие, морщинистые), разной формы, растения с цветками разной окраски, с разным запахом. Это помогает ребенку осознать разнообразие природы, он сравнивает, исследует, делает открытия и, что важно, – воспринимает природу эмоционально.

 Огороды можно разделить на три вида: огород, теплица (парник)

Главным видом деятельности на огороде является труд в природе, то есть посадка растений, уход за ними и сбор урожая. На самом деле огород предоставляет большие возможности для различных направлений естественно-научного образования, необходимо лишь по-новому на него взглянуть.

(Ботаника – изучение разнообразия растений, их строения; зоология – какие насекомые опыляют растения, какие животные обитают в почве, питаются растениями; почему на огороде растут сорные растения; география – поиск на карте мест происхождения культурных растений (где они растут в диком виде), экология – связь растений с воздухом (для чего мы рыхлим почву), водой (почему разные растения поливаем разным количеством воды), животными (дождевые черви рыхлят почву), для чего нужен компост, и т.п. Выращивание экологически чистой продукции помогает познакомить детей с основами здорового образа жизни и экологической безопасности.

Клумбы, альпийские горки. Обычно клумбы рассматривают как элемент украшения территории и место, где дети трудятся (сажают растения, ухаживают за ними). На самом деле клумбы представляют большие возможности для изучения ботаники, зоологии, экологии, геологии, географии, почвоведения, а альпийские горки – еще и геологии.

Важно подбирать растения разной высоты, с разными экологическими требованиями, из разных географических и природных зон, привлекающие разных насекомых и других животных, и т.п.

Уголки природы в группах и в отдельных помещениях.

 Традиционно в таких уголках располагаются комнатные растения, календари погоды. интерес детей к уголкам природы можно повысить, размещая в них или рядом с ними уголки экспериментирования и центры науки. Помимо этого, в таких местах должны быть материалы, с помощью которых ребенок может выразить свои впечатления, чувства, зафиксировать результаты наблюдений, экспериментов (карандаши, фломастеры, бумага, краски, пластилин и т.п.).

 Зимний сад – традиционный элемент РППС.

Большой зимний сад может включать в себя и экологическую комнату (комнату природы), и лабораторию, и тематический мини-музей. Экологическая комната занимает отдельное помещение и предназначена как для организованной, так и для самостоятельной деятельности дошкольников. Может подразделяться на зоны обучения, релаксации, экспериментирования, игры и другие. Домики для животных помогают педагогу объяснить детям значение сохранение биоразнобразия и дают им возможность внести свой вклад в его поддержку.

Взаимодействие с социумом: единое образовательное пространство Особенность современного естественно-научного образования – его «выход» за пределы детского сада. В настоящее время дошкольник получает огромный объем информации на различных научных мероприятиях (естественнонаучных, экологических, фестивалях, фестивалях энергии, биологии, географии, науки), в музеях, интерактивных экологических центрах и центрах просвещения, в библиотеках, зоопарках, ботанических садах, парках, на выставках.

Появились детские площадки, на которых можно экспериментировать с водой, песком, со звуками (в том числе музыкальные), лаборатории в музеях, аквариумы, планетарии. Сотрудники практически всех таких учреждений регулярно проводят самые различные мероприятия для дошкольников, их семей, детских садов (мастер-классы, экскурсии, квесты), отмечают День науки, День эколога, День космонавтики, День белого медведя  и многие другие праздники, позволяющие знакомить детей с основами естественных наук в привлекательной для них форме.

Поддержка инициативы ребенка

 Чаще всего инициатива изучения определенной естественно-научной темы исходит от педагога, и это обоснованно, так как у него есть образовательная программа. Однако наиболее эффективной является организация работы, когда дети изучают определенные темы с подачи воспитателя и, в то же время, имеют возможность для самостоятельной исследовательской деятельности, игры. Многие занятия по естественно-научной проблематике бывают заорганизованными, в результате чего у дошкольников пропадает интерес к природе.

Умение слышать «голос» ребенка

Умение слышать «голос» ребенка предполагает диалоговую форму общения взрослого и ребенка. Именно в естественно-научном образовании очень важно дать детям возможность высказывать свои идеи (иногда самые фантастические), отвечать «неправильно», предлагать свои варианты ответов, которые не совпадают с мнением взрослого.

Дело в том, что в естественных науках нередко невозможно найти только один ответ, сам поиск ответов, выдвижение гипотез может быть гораздо важнее, чем результат. С этой позиции важно услышать и обсудить различные предположения детей, например, когда они пытаются понять и обосновать то или иное явление.

Цифровизация естественно-научного образования

Как влияет цифровизация на естественно-научное образование дошкольников? Как и в любом другом явлении, здесь есть плюсы и минусы.

 К плюсам можно отнести появление нового цифрового оборудования, которое позволяет ребенку увидеть мир по -новому (например, электронный микроскоп), исследовать новые материалы, создавать новые миры, в том числе природные (интерактивные песочницы). Специальное оборудование перенесет ребенка на Байкал, в Антарктиду или Австралию.

Педагоги активно используют в работе интерактивные доски, столы. Дети создают мультфильмы о природе, фиксируют процессы и результаты исследований. Видовые точки на экологической тропе, экспонаты мини-музеев сопровождаются QR-кодами, по которым можно найти информацию. Такая цифровая среда, безусловно, создает новые условия для познания детьми окружающего мира и, но то же время сокращает их контакты с реальной природой и обедняет разнообразие ощущений детей от объектов природы. Очень важно соблюдать разумный баланс: дети должны иметь возможность трогать, нюхать, пробовать объекты природы, слушать природные звуки, проводить наблюдения в естественной среде и дополнять их действиями в среде виртуальной.

 Важно помнить о том, что цифровизация лишь предоставляет нам новые средства познания природы, но виртуальная природа не может заменить ребенку реальную.