АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА по подготовке детей к школе «Новичок»
Оценка 4.6

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА по подготовке детей к школе «Новичок»

Оценка 4.6
Занимательные материалы
docx
русский язык +2
1 кл
09.07.2018
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА  по подготовке детей к школе   «Новичок»
Основной целью программы является успешная подготовка детей к школе, которая занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями. Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством овладения УУД, предложенными федеральными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования. В связи с этим, создание предпосылок к школьному обучению является еще одной не менее важной целью программы.
программа Новичок.docx
Ростовская область  г.Белая Калитва Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа №1 «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ № 1 Приказ от 09.09.2015г. №211                               _______________С.Н.Губарева подпись руководителя Печать АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА  по подготовке детей к школе   «Новичок» разработана учителем начальных классов высшей квалификационной категории Мельниковой Натальей Михайловной МБОУ  СОШ № 1г. Белая Калитва Ростовская область Название программы  Разработчик программы  Руководитель программы Сроки реализации  Участники Содержание материала Нормативно­правовая основа  программы «Новичок» Паспорт программы. «Новичок» Мельникова Наталья Михайловна, учитель  начальных классов 3 месяца Будущие первоклассники, учителя  начальных классов и родители Развитие математических представлений. Обучение грамоте и развитию речи.            Обучение письму, развитие мелкой  моторики рук. Адаптационная психология.  Конституция РФ  Конвенция ООН о правах ребёнка,  Федеральный закон     Российской Федерации   «Об   образовании   в Российской Федерации» N 273­ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99­ ФЗ,   от   23.07.2013   N   203­ФЗ); (преемственность образовательных программ.;   доступность   дошкольного образования.)    модернизации «О      Концепция образования»  Федеральный государственный образовательный   стандарт   дошкольного образования,     Концепции   содержания   непрерывного образования   (дошкольное   и   начальное звено) (одобрена   и   утверждена Федеральным координационным советом по общему образованию Минобразования РФ 17.06.2003 г.).      Санитарно­эпидемиологические требования   к   условиям   и   организации обучения   в   общеобразовательных учреждениях  Устав школы Пояснительная записка Основной   целью       программы  является  успешная   подготовка     детей   к школе,   которая     занимает   особое   место   в   системе   образования.   Это обусловлено   сложной   адаптацией   ребенка   к   школе.   Школа   предъявляет   к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная  сфера, где любознательность  выступает  как  основа познавательной   активности,   сформированы   эмоционально­волевые   и познавательные   сферы   психических   функций.   Будущий   первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД), компетенциями.            Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством овладения УУД,   предложенными   федеральными   стандартами   начального   общего образования,   составляет   основу   начального   образования.   В   связи   с   этим, создание предпосылок к школьному обучению является еще одной не менее важной целью программы. коммуникативными и       речевыми       Задачи программы:  ­ развитие личностных качеств;  ­ формирование ценностных установок и ориентаций;  ­ развитие творческой активности;  ­ формирование и развитие психических функций познавательной сферы;  ­ развитие эмоционально­волевой сферы;  ­ развитие коммуникативных умений;  ­ развитие умений действовать по правилам Основные формы и методы обучения.   Преимущества   данной   программы   в   том,   что   она   позволяет использовать развивающие методы обучения, так как ориентирована, прежде всего, на игровую и исследовательскую деятельность; предоставляет будущим первоклассникам   возможность   реализовать   интеллектуальные   запросы, развивать творческие способности.  Основные виды деятельности — игра и продуктивная деятельность. Условия реализации программы. Программа   «Новичок»   предназначена   для   подготовки   будущих первоклассников к школе.  Программа  поможет учителям начальных классов профессионально и грамотно организовать работу с детьми в течение трёх месяцев обучения (с февраля по апрель)  по четырём разделам: развитию речи и мелкой моторики рук, математике, ознакомлению с окружающим миром и адаптационной психологии.   Продолжительность   курса  в   объеме  36  часов   один   раз   в   неделю (предпочтительно по субботам)  3 урока по 30 минут. Занятия, разработанные в соответствии с данной программой, предполагают вовлечение   родителей   и   специалистов   в   процесс   подготовки   к   школе. Программа даёт возможность будущему первокласснику   познакомиться  со школой, с одноклассниками и учителями,  а также успешно адаптироваться в новом школьном мире. В ходе учебно–игровых занятий   учитель выявляет индивидуальные   особенности   и   возможности   каждого   ребенка,   получает достоверные   данные   о   состоянии   готовности   будущих   первоклассников   к школе, на основе которых в дальнейшем строит их учебную деятельность.   Работа проводится в 3 этапа: беседа с родителями, учебно – игровые занятия, педагогическая диагностика, педагогические выводы.                На первом этапе с родителями проводится беседа о целях и задачах данного курса, учитель знакомит их с планом работы.         Второй этап включает в себя учебно ­ игровые занятия по математике, развитию речи, развитию мелкой моторики рук, адаптационной психологии.                На третьем этапе проводится педагогическая диагностика, которая поможет   учителю   лучше   узнать   ребенка   и   определить,   достаточно   ли сформированы те качества и умения, которые позволят ему успешно учиться.     Планируемые результаты освоения программы В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для достижения   будущими   первоклассниками   следующих   личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные   УУД:   мотивационные   и   коммуникативные,   формирование самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному обучению. Метапредметные результаты.     Познавательные   УУД:   знаково­символическое   моделирование   и преобразование   объектов;   анализ   объектов   с   целью   выделения   признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том   числе   с   самостоятельным   достраиванием,   выполнением   недостающих элементов;   сравнение   и   сопоставление;   выделение   общего   и   различного; осуществление   классификации;   установление   аналогии;   самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по   указанию   взрослого;   осуществление   контроля   своей   деятельности   по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника. Коммуникативные   УУД:   овладение   определенными   вербальными   и невербальными средствами общения; эмоционально­позитивное отношение к процессу   сотрудничества   с   взрослыми   и   сверстниками;   ориентация   на партнера по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы. Предметные результаты. Ребенок научится:  распознавать первый звук в словах;   внимательно слушать литературные произведения;  называть персонажей, основные события;  отвечать   на   вопросы   учителя   по   содержанию,   делать   элементарные выводы;  составлять элементарный рассказ по серии картинок;  обсуждать нравственные стороны поступков людей;  участвовать в коллективных разговорах;  использовать принятые нормы вежливого речевого общения;  различать   геометрические   фигуры   по   форме   (треугольник,   круг, квадрат), по цвету, по размеру;  считать от 0 до 9 и в обратном направлении;  определять   количество   предметов   в   пределах   10,   соотносить количество с цифрами;  ориентироваться в пространстве;  ориентироваться  в клетке;  выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге;  выполнять элементарный орнамент в полосе; Ребенок получит возможность научиться:  устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени, по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном);  различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами;  различать   малые   фольклорные   жанры   (загадки,   скороговорки, чистоговорки, колыбельные, потешки);  устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном направлении;  присчитывать и отсчитывать по одному;  использовать основные правила построения линейного орнамента;   Содержание программы  I.  Знакомство со школой. Беседа с родителями .День открытых дверей. II.  Учебно – игровые занятия по курсу «Математика» и «Развитие речи», в которых интегрированы занятия по курсу «Развитие мелкой моторики» и «Адаптационная психология» . III. Педагогическая диагностика.       В январе месяце учитель приглашает родителей будущих первоклассников на   родительское   собрание,   на   котором   родителей   знакомят   с   основным содержанием курса, его целями и задачами. Родители помогают учителю, их возможное   присутствие   на   уроках   в   первую   неделю   делает   атмосферу подготовки более домашней, спокойной, доверительной. Курс  «Математика» Начальный курс математики проводится 1 раз в неделю в течение трёх месяцев   –   курс   интегрированный:   в   нём   объединены   арифметический   и геометрические материалы. При этом основу курса составляют представления о   натуральном   числе   и   нуле.   Дети   знакомятся   с   числовым   отрезком, действиями «сложение» и «вычитание», сравнивают предметы  по количеству.         Наряду с этим важное место занимает ознакомление с геометрическими фигурами и их свойствами. Знакомятся с названиями геометрических фигур «треугольник», «квадрат», «круг», «точка», «линия», учатся чертить отрезок.             Курс   предполагает   также   формирование   у   детей   пространственных представлений. Даются понятия: справа, слева, между посередине, тяжелее, легче, вверху, внизу.   способствует развитию абстрактного мышления.         На   уроках   математики   учитель   стремится   к   разнообразию   видов   деятельности   с   учётом   психофизиологических   особенностей   курсантов, использует   занимательный   материал,   включает   в   урок   игровые   ситуации, направленные на то, чтобы снять напряжение, переключить внимание детей с одного учебного задания на другое.         Включение   в   программу   элементов   алгебраической   пропедевтики     Планируемые результаты: обучающиеся выучат названия и последовательность чисел от 1 до 10; познакомятся с названием и обозначением действий сложения и вычитания; научатся считать предметы в пределах 10; сравнивать предметы и числа в пределах 10; находить   значения   числового   выражения   путём   присчитывания   и отсчитывания по 1; знать название основных геометрических фигур (треугольник, прямоугольник, круг), различать их, находить их прообразы в окружающей действительности; проводить простейшие логические рассуждения и простейшие мыслительные операции   (сравнивать   объекты,   указывая   сходство   и   различие,   проводить классификацию   предметов   по   заданным   признакам,   выявлять   несложные закономерности   и   использовать   их   для   выполнения   заданий   и   др.).решать простые   задачи,   раскрывающие   конкретный   смысл   действий   сложения   и вычитания. Тематическое планирование по курсу  «Математика» №п/п Тема занятия.  1 2 3 4 5 6 7 Введение понятия один – много. Число 1. Цифра 1.  Ориентировка   в   пространстве   (слева,   справа,   между, посередине,   вверху,   внизу).   Графические   диктанты. Число 2. Цифра 2. Счет предметов. Сложение. Вычитание. Число 3. Цифра 3. Сравнение количества предметов. Число 4. Цифра 4.   Треугольник. Квадрат. Число 5. Цифра 5.   Знаки «<» и «>». Число 6. Цифра 6. Число   7. Прямоугольник. Длиннее ­ короче . Измерение длины. Число 8. Цифра 8. Число 9. Цифра 9. Обобщение. Итоговая тестовая работа. Число 0. Цифра 0.  Геометрические   фигуры.   Цифра   7.  8 9 10                           Курс  «Развитие речи»  Количество часов 30мин 30мин 30мин 30мин 30мин 30мин 30мин 30мин 30мин 30мин         Развитие речи в подготовительный период ­ это одно из самых важных направлений   в   обучении   дошкольников.   Именно   этому   процессу   посвящён курс «Развитие речи».  Развитие умения общаться, высказывать свои мысли ­ это фундамент для дальнейшего успешного обучения ребёнка в школе.              Основные задачи  направления речевого развития   включают в себя следующие цели: формирование у ребенка богатого и активного словарного запаса; развитие окружающей речевой среды; выработка культуры общения; формирование   связной   речи;   усовершенствование   умения   правильно выговаривать звуки и слова.         Для поддержки интереса у учащихся, высокой их работоспособности на уроках   при   проведении   различного   рода   тренировочных   упражнений предусмотрено активное использование познавательно – дидактических игр, которые снимают усталость и дают возможность более эффективно усваивать материал.        Отличительной   чертой   данного   раздела   программы   является осуществление   интеграции   тесной   взаимосвязанной   и   взаимопроникающей работы по подготовке детей к обучению чтению с работой по развитию их устной   связной   речи   и   с   подготовкой   к   обучению   письму. Планируемые результаты: ориентироваться в ситуациях, соответствующих различным сферам общения; знать и употреблять вежливые слова (начало и темпа,   устойчивые общения);знать   формулы   речевого завершение этикета — приветствие, прощание, благодарность, просьба; осознавать, что в различных   ситуациях   говорить   можно   по­разному:   громко — тихо, быстро — медленно, весело — грустно и т. д.; артикулировать звуки русской речи, понимать, что правильная артикуляция, хорошая дикция способствуют эффективному общению; оценивать звучание своего голоса с точки зрения произношения, громкости; обращаться к собеседнику тогда, когда это уместно, отвечать на обращение; использовать   соответствующие   ситуации,   темп,   громкость;   следовать принятым   в   обществе   правилам   поведения   при   разговоре: смотреть   на собеседника,  не   перебивать   говорящего,  использовать   мимику   и  жесты,  не мешающие,   а  помогающие   собеседнику   понять   сказанное   и   т. д.;   сообщать определенную   совместной   вежливое   слушание, деятельности; соблюдать   культуру   слушания: внимательное слушание; правильно произносить все звуки; отчетливо и ясно произносить слова; выделять из слов звуки; находить слова с определенным звуком; определять место звука  в слове; соблюдать орфоэпические нормы произношения; составлять   предложения   по   опорным   словам,   по   заданной теме; составлять рассказы, сказки по картине, по серии картин; пересказывать сказку,   рассказ   (небольшие   по   содержанию)   по   опорным   иллюстрациям; соблюдать   элементарные   гигиенические   правила;   ориентироваться   на странице тетради. договариваться информацию,     о   Тематическое планирование по курсу «Развитие речи» №п/п Тема занятия. Использование ИКТ. 1 2 3 4 5 Знакомство.   Расскажи   мне   о   себе.   Игра   «Давайте познакомимся!». Режим дня школьника.     для закрепления Упражнения   правильного произношения. Скороговорки, чистоговорки, загадки – догадки, загадки – обманки.  Развитие   речи.   Описание   игрушки.  Упражнения   для развития связной речи. Формирование   фонематического   восприятия.  Звуки   в речи. Гласные и согласные звуки.  Гласные буквы и звуки. Предложение. Количество часов 30мин 30мин 30мин 30мин 30мин 6 7 8 9 10 Слово.   Деление   слова   на   слоги.   Упражнения   для развития связной речи.  Слово. Деление слова на слоги. Предложение. Слово   как единица речи. Предложение. Сказки К.И. Чуковского. Развитие речи. Обобщение знаний. 30мин 30мин 30мин 30мин 30мин Курс  «Развитие мелкой моторики»                                   Влияние воздействия руки на мозг человека известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев   приводят   в   гармоничное   отношение   тело   и   разум,   поддерживая мозговые системы в отличном состоянии.      На занятиях учитель выполняет  с детьми простые упражнения на развитие мелкой   моторики,   сопровождаемые   стихотворным   текстом,   тем   самым заинтересовывая   ребенка   и   помогая   ему   овладеть   новой   информацией. Обучение проходит в игровой  форме, с присутствием похвалы.         В играх используется мелкий раздаточный материал, который является хорошим   средством   развития   мелких   мышц   пальцев   руки,   предплечья   и глазомера, т.е.  готовит руку ребенка к овладению техникой письма. Учитель проводит игры, как на занятиях, так   и в перерыве. Курс включает разные упражнения:  разминка   рук   с   самомассажем,   упражнения   с   карандашом, постановка захвата.      Планируемые результаты: обучающиеся научатся: владеть руками, владеть пишущими инструментами, познакомятся с разными видами штриховки,  обеспечивающими постепенное овладение   необходимыми   для   письма   стандартными   элементами   знаков, научатся   срисовыванию   букв   и   слов,   а   также   работе   с   пластилином, рисованию и аппликации. Тематическое планирование по курсу «Развитие мелкой моторики» №п/п Тема занятия.  Количество часов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Упражнения для выявления ведущей руки.  Знакомство с карандашом и ручкой. Знакомство с правилами посадки при письме. Просмотр кинофильма.  Упражнения, подготавливающие руку к письму. Игры с росчерками. Знакомство   с   разными   видами   штриховки.   Лекало. Упражнения на штриховку. Основные элементы букв. Учимся писать красиво. Росчерки. Штриховка. Основные элементы букв. Учимся писать красиво. Письмо   элементов   букв.   Задания   на   выбор   и классификацию. Основные элементы букв. Учимся писать красиво. Письмо элементов букв. 30мин 30мин 30мин 30мин 30мин 30мин 30мин 30мин 30мин 30мин Курс  «Адаптационная психология»          Предполагаемая программа отражает современный подход в подготовке ребёнка   к   школе,   учитывающий   психологические   закономерности формирования   знаний   и   возрастные   особенности   младшего   школьного возраста.              В задачи обучения входит создание условий для общего умственного развития детей, развитие творческих возможностей, формирование и развитие познавательных интересов.        Исходным в построении курса выступило следующее: внимание, память (зрительная,   слуховые ощущения,   пространственные   представления.   Большое   место   в   программе занимает   развитие   понятийного   мышления,   фонематического   восприятия., самоконтроля.   Тематическое планирование по курсу «Адаптационная психология»   непосредственная,   двигательная,   вербальная), №п/п Тема занятия. Использование ИКТ. Количество 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Экскурсия по школе. Вводная диагностика. ИКТ Словесное   обозначение   предметов   и   слуховые ощущения. Внимание (сосредоточенность).   Артикуляция. Пространственное представление. Понятийное мышление. Фонематическое восприятие. Выполнение словесных поручений.  Внимание (объём).  Память (непосредственная, Пространственные представления. Внимание. Сосредоточенность внимания.  Заключительная диагностика. вербальная).     часов 30мин 30мин 30мин 30мин 30мин 30мин 30мин 30мин 30мин 30мин Литература: 1. Бородкина Г.В. Дневник учителя начальной школы. Москва.2004г. 2.Даминова М.П. Записки учительницы. Москва.1988г.  3.  Тарабарина Т.И.  Что необходимо знать к 1 классу? Ярославль. 1999г 4.  Рогов   Е.И.   Настольная   книга   практического   психолога   в   образовании. Москва.1995  Система коррекционно­развивающих занятий  по подготовке к школе Ю.В. Останкова; 5. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. – М.: Гном и Д, 2000 6.  Руководство практического психолога. Готовность к школе: развивающие программы. Под редакцией И.В. Дубровиной. Программа   проходит   апробацию     в   течение   трех   лет   (2014   ­   2017   гг.) Наблюдения,   отзывы   детей,   учителей,   родителей   свидетельствуют   о   ее эффективности. Дети достаточно быстро адаптируются к школьной жизни, у них формируются первичные коммуникативные навыки, прививаются нормы поведения   в   общественных   местах,   расширяется   кругозор,   в   том   числе   в области здорового образа жизни.

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА по подготовке детей к школе «Новичок»

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА  по подготовке детей к школе   «Новичок»

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА по подготовке детей к школе «Новичок»

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА  по подготовке детей к школе   «Новичок»

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА по подготовке детей к школе «Новичок»

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА  по подготовке детей к школе   «Новичок»

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА по подготовке детей к школе «Новичок»

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА  по подготовке детей к школе   «Новичок»

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА по подготовке детей к школе «Новичок»

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА  по подготовке детей к школе   «Новичок»

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА по подготовке детей к школе «Новичок»

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА  по подготовке детей к школе   «Новичок»

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА по подготовке детей к школе «Новичок»

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА  по подготовке детей к школе   «Новичок»

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА по подготовке детей к школе «Новичок»

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА  по подготовке детей к школе   «Новичок»

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА по подготовке детей к школе «Новичок»

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА  по подготовке детей к школе   «Новичок»

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА по подготовке детей к школе «Новичок»

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА  по подготовке детей к школе   «Новичок»

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА по подготовке детей к школе «Новичок»

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА  по подготовке детей к школе   «Новичок»

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА по подготовке детей к школе «Новичок»

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА  по подготовке детей к школе   «Новичок»

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА по подготовке детей к школе «Новичок»

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА  по подготовке детей к школе   «Новичок»

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА по подготовке детей к школе «Новичок»

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА  по подготовке детей к школе   «Новичок»

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА по подготовке детей к школе «Новичок»

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА  по подготовке детей к школе   «Новичок»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.07.2018