Данная программа предназначена для использования в системе дополнительного образования или во внеклассной работе в школе с учащимися младших классов.
Настоящий этап развития общества отличается интенсивным внедрением во все сферы человеческой деятельности новых, наукоёмких и высоких технологий, обеспечивающих более полную реализацию потенциальных способностей личности. Такая тенденция нашей действительности настоятельно требует подготовки подрастающих поколений, владеющих технологической культурой, готовых к преобразовательной деятельности и имеющих необходимые для этого научные знания. Технологическая культура – это новое отношение к окружающему миру, основанное на преобразовании, улучшении и совершенствовании среды обитания человека.
Рабочая авторская программа
по внеклассной работе
«Вдохновение»
Составитель программы кружка:
Десятникова Гульшат Фанисовна
учитель начальных классовПояснительная записка
Данная программа предназначена для использования в системе
дополнительного образования или во внеклассной работе в школе с учащимися
младших классов.
Настоящий этап развития общества отличается интенсивным внедрением
во все сферы человеческой деятельности новых, наукоёмких и высоких
технологий, обеспечивающих более полную реализацию потенциальных
Такая тенденция нашей действительности
способностей личности.
настоятельно требует подготовки подрастающих поколений, владеющих
технологической культурой, готовых к преобразовательной деятельности и
имеющих необходимые для этого научные знания. Технологическая культура –
это новое отношение к окружающему миру, основанное на преобразовании,
улучшении и совершенствовании среды обитания человека. Технологическое
образование должно обеспечить человеку возможность более гармонично
развиваться и жить в современном технологическом мире.
Технологическое образование включает в себя информационно
познавательный и деятельностный компоненты.
Информационный компонент (техникотехнологическая компетентность)
отражает технологические знания и умения.
Деятельностный компонент – это практическое овладение учащимися
алгоритмами созидательной, преобразующей, творческой деятельности,
направленной, в частности, на развитие технологического мышления. При этом
основными критериями успешности обучения детей становятся
самостоятельность и качество выполняемой работы, а также умения открывать
знания, пользоваться различными источниками информации для решения
насущных проблем.
2В современном, быстро меняющемся мире возникает необходимость
позаботиться об укреплении связей ребенка с природой и культурой, трудом и
искусством. Первое наше знакомство с миром, его познание и понимание
проходят через народные традиции. Народные традиции это исторически
сложившиеся совокупности воспитательного и социального опыта, норм
поведения, общественных традиций, передаваемых их поколения в поколение.
Трудовые традиции духовного воспитания приучали детей к систематичному
труду, передавая все известные в крестьянском мире навыки, знания и умения,
способствовали формированию привычки трудиться, трудолюбию, почтение и
уважение к труду, ответственность за порученное дело. Велика роль народных
традиций в воспитании подрастающего поколения. Наиболее значительным
периодом в нравственном становлении личности является младший школьный
возраст. Этот возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к
внешним влияниям, верой в воспитанность всего, чему учат, что говорят, в
безусловность и необходимость нравственных норм, бескомпромиссность в
нравственных требованиях к другим, непосредственность в поведении. Это
является залогом обучения и воспитания младших школьников. Человек,
который не знает своих корней, не любит свою родину, не гордится славой и
культурой своих предков, человек, которому «не снится трава у родного
дома», не будет уважать традиции, культуру и национальные чувства другого
народа. Обращение к народному искусству, включающему духовный опыт
народа и выражающему его художественные и эстетические идеи, способствует
возрождению в человеке чувства национальной гордости. Поэтому сохранение
культурного наследия, народного искусства, его воспроизводство в
современной жизни требует активного и творческого труда.
В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении валенных
изделий, учащиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению более
сложных образцов. Вначале рекомендуется проработать простые изделия из
шерсти в технике сухого валяния. Далее приступаем к более сложной технике –
3мокрому валянию. При изготовлении изделий в этой технике дети получают
навыки в изготовлении объемных и плоских моделей.
Курс кружка носит интегрированный характер. Интеграция заключается в
знакомстве с различными сторонами материального мира, объединенными
общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации
человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии,
информации.
Цель кружка: воспитание творческой, активной личности, проявляющей
интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться.
В связи с этим задачами кружка являются:
развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли,
любознательности и т.п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия,
образного и образнологического мышления, речи) и творческих способностей
(основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и
конструкторского мышления в частности);
формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками
человека, о взаимосвязи человека с природой – источником не только сырьевых
ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических
замыслов и проектов;
воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам,
умение видеть положительные и отрицательные стороны технического
прогресса, уважения к людям труда и культурному населению результатам
трудовой деятельности предшествующих поколений;
расширение и обогащение личного жизненно – практического опыта учащихся,
их представление о профессиональной деятельности людей в различных
областях культуры, о роли техники в жизни человека.
4Программа рассчитана на 2 часа в неделю
34 учебные недели х 2 часа в неделю = 68 часов в год
Формы, методы и принципы реализации программы.
Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы:
1. Объяснительно иллюстративный: педагог проводит беседы лекции,
рассказывает и показывает на фотографиях, образцах новый материал; ученик
воспринимает, осознает, запоминает информацию.
2. Частичнопоисковый: активный поиск решения творческих задач под
руководством педагога.
3. Исследовательский: самостоятельный поиск средств выполнения заданий.
4. Игровой: учащиеся воссоздают и усваивают общественный опыт, знания,
овладевают умениями и навыками в соответствии с поставленной целью
посредством игровой деятельности.
5. Метод коллективнотворческого воспитания – творческие дела (КТД)
Принципы:
1. Систематичности:
регулярное проведение занятий согласно расписанию;
контроль посещаемости;
систематический контроль результатов творчества.
52. Последовательность:
от простого к сложному; давать задания детям, постепенно переходя от
простых к более сложным, учитывая индивидуальные и возрастные особенности
детей.
от знакомого к незнакомому; только после полного усвоения понятий,
приемов переходить к изучению нового материала.
3. Доступности:
давая задания и оценивая результат, обязательно руководствоваться
возрастными и индивидуальными особенностями каждого ребенка.
дать ребенку возможность «созреть» для следующего этапа освоения
предмета.
не усложнять задания, не убедившись в том, что ученик сможет с ним
справиться.
4. Преемственности:
содержание более сложного этапа основывается на знаниях, умениях и
навыках, получения на более ранних этапах обучения.
5. Сознательности и активности:
для активизации деятельности учащихся в программе предусмотрена форма
групповой деятельности. Работа представляет собой процесс, в котором
каждый участник контролирует своё поведение, ориентируясь на реальные или
предполагаемые реакции своих друзей. Она проводится на глазах у всех и в
присутствии всех: мнения, осуждения, оценки, действия личностной
самооценки. Используемая форма обучения проходит в виде конкурсов,
викторин, проведения «мастерклассов».
Теоретические знания подтверждаются наглядными пособиями, а также
показом практических приемов работ. Обучение осуществляется через
единство теоретических познаний и практики.
6Теория не выделяется в самостоятельную часть, она вплетается в
практическую деятельность и служит основой, поддержкой занятий.
Основным принципом обучения является непосредственный контакт
преподавателей с учеником. Обучая небольшое количество детей, есть
реальная возможность для индивидуального развития каждого ребенка.
Требования к знаниям, умениям и навыкам при работе в кружке
«Вдохновение»
Иметь представление:
о проектной деятельности в целом и её основных этапах;
о понятиях валяния (фетр, фильцевание, фальцевание, войлок);
Знать:
правила ТБ;
название и назначение ручных инструментов (пробивная игла, ножницы),
приспособлений (жёсткая плоская щётка, подложка, капроновая сетка,
воздушнопузырчатый полиэтилен, мыло) и правила безопасной работы с ними;
правила личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;
правила общения;
названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей
работе;
основные требования дизайна к изделиям (польза, удобство, красота);
виды материалов;
последовательность изготовления несложных изделий.
7Уметь:
находить и использовать дополнительную информацию из различных
источников (в том числе из Интернета);
наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;
различать материалы по их назначению;
соблюдать порядок изготовления;
качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению
несложных изделий;
безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты
(ножницы, иглы);
выполнять правила культурного поведения в общественных местах;
выполнять посильные действия при решении экологических проблем на
доступном уровне (личная гигиена, культура поведения в природе и обществе,
поддержание чистоты в быту и в общественных местах, культура общения –
речь, этикет и т.д.).
Общетрудовые умения:
Самостоятельно:
анализировать предложенное учебное задание;
организовывать рабочее место в соответствии с разработанным проектом,
подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления;
экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на
всех её этапах;
обосновывать выбор изделия и технологии выполнения учебного задания в
единстве требований полезности, прочности, эстетичности;
выполнять доступные практические задания с опорой на порядок
изготовления.
С помощью учителя:
8 выбирать темы для практических работ;
формулировать проблему,
проводить коллективное обсуждение
предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем;
доказывать своё мнение.
Работа с родителями.
Родители являются основным звеном в триаде (ученикиродители
педагоги) для создания единой образовательной среды, так как домашняя среда
основа формирования личности ребенка. Духовная образовательная среда,
включающая учащегося, родителя педагога помогает выработать единый
оценочный критерий в подходе к ребенку. Необходимо решить проблему о
единстве требований, предъявляемых к ребенку в кружке и дома, как в
образовательном процессе, так и в построении межличностных отношений,
вопросах нравственных.
Решение многих проблем, связанных с функционированием и
развитием кружка решатся с тесном контакте с родителями. Задача педагога
суметь создать доброжелательную атмосферу, располагающую к диалогу,
внимательное отношение к проблемам родителей, к их субъективным
переживаниям, способность к оказанию психологической поддержки.
Педагогов и семью объединяет общее стремление помочь ребёнку на непростом
пути раскрытия предполагаемых его талантов.
Содержание программы
Тема 1. Изготовление изделий из фетра (12 часов)
Тема: Изготовление изделий из фетра.
Цель: Знакомство с фетром, инструментами, техникой безопасности.
Воспитание любви к народному творчеству. Изготовление изделий из фетра.
9Теоретические сведения: Что такое фетр, как изготавливают изделия из
фетра.
Ключевые слова: фетр.
Практическая работа: подбор фетра, изготовление изделий.
Форма организации : учебное занятие практикум (мастерская)
Форма организации деятельности учащихся: групповая, индивидуальная.
Методы: репродуктивные: запоминание информации, работа по образцам.
Дидактический комплекс: наглядные пособия, образцы работ
Ожидаемый результат: знать понятие слова «фетр». Самостоятельно
изготавливать из фетра декоративные изделия.
Тема 2. Изготовление изделий в технике сухого валяния (22 часа)
Тема: Вводное занятие. Изготовление изделий в технике сухого валяния
(фильцевание).
Цель: Знакомство с техникой сухого валяния, инструментами и материалами,
техникой безопасности.
Теоретические сведения: история возникновения техники валяния, изделия
выполненные в техники валяния. Культура поведения на занятиях, организация
рабочего места.
Ключевые слова: валяние, народный промысел, фильцевание.
Практическая работа: тестирование.
Форма организации : учебное занятие диалог.
Форма организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Методы: словесно иллюстративный, частично поисковый.
Дидактический комплекс: наглядные пособия.
10Ожидаемый результат: должны знать факты из истории техники валяния.
Правила поведения на занятиях.
Тема 3. Изготовление изделий в технике мокрого валяния (32 часа)
Тема: Изготовление изделий в технике мокрого валяния (фальцевание).
Цель: Знакомство с техникой мокрого
материалами.
валяния, инструментами и
Теоретические сведения: техника выполнения мокрого валяния, изделия
выполненные в данной технике. Организация рабочего места.
Ключевые слова: фальцевание.
Практическая работа: изготовление изделий в технике мокрого валяния.
Форма организации: учебное занятие практикум (мастерская).
Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная.
Методы: репродуктивные: наглядные, практические; продуктивные: частично
поисковый.
Дидактический комплекс: наглядные пособия, образцы работ.
Ожидаемый результат: должны уметь выполнять изделия в технике мокрого
валяния.
Тематическое планирование
№
Тема занятий
Колво
часов
теор. практ.
Тема 1. Изготовление изделий из фетра
23
Вводное занятие по теме. Знакомство с инструментами и
1
приспособлениями для работы с фетром, техникой
безопасности.
112425 Украшение «Бусы»
2628 Сумка «Незабудка »
2931 Панно «Весеннее настроение»
3234
Грелка на чайник «Полянка». Выставка работ учащихся.
Тема 2. Изготовление изделий в технике сухого валяния
1
Вводное занятие
2 3
Знакомство с инструментами, материалами для валяния,
техникой безопасности.
Картина «Лебеди»
Брошь «Бабочка»
Игрушка «Весёлая улитка»
4 5
6 7
8 9
1011 Новогодние украшение «Снежинки»
1213 Игрушка «Овечка»
1415 Игрушка «Зайчик»
1617 Игрушка «Заяц»
1819 Игрушка «Сфинкс»
2021 Тапочки «Мишка соня»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
22
35
Подведение итогов. Выставка работ
1
Тема 3. Изготовление изделий в технике мокрого валяния
1
Вводное занятие.
3638
Знакомство с инструментами и материалами для мокрого
валяния
Сувенир «Пёстрая гусеница»
39
Украшение «Цветок»
4046 Украшения «Шарики – смешарики»
4753 Пинетки «Божья коровка»
5460 Панно «Цветок»
12
1
1
2
1
1
2
2
2
2
1
1
1
2
1
2
2
1
2
1
1
1
5
6
66167 Клач «Анютины глазки»
68
Выставка творческих работ учащихся
6
2
1
Ожидаемые результаты.
К концу обучения по данной программе дети должны получить начальные
представления о материальной и духовной культуре как продукте творческой
предметно преобразующей деятельности человека. Они научатся использовать
приобретенные знания и умения для творческой самореализации при
изготовлении подарков близким и друзьям, художественнодекоративных и
других изделий.
В результате выполнения под руководством учителя коллективных и
групповых творческих работ, а также элементарных доступных проектов дети
получат первоначальный опыт использования сформированных в рамках
творческого кружка коммуникативных универсальных учебных действий в
целях осуществления совместной продуктивной деятельности: распределение
общего объема работы,
навыки сотрудничества и взаимопомощи,
доброжелательного и уважительного общения со сверстниками и взрослыми.
Дети овладеют начальными формами познавательных универсальных
учебных действий — исследовательскими и логическими: наблюдения,
сравнения, анализа, классификации, обобщения.
Учащиеся получат первоначальный опыт организации собственной
творческой практической деятельности на основе сформированных
регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания и планирования
предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных
способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов
действий.
Критерии оценки знаний и умений в технике валяния.
1. Знание о технике валяния
отличие способов изготовления изделия
13(сухое мокрое);
2. Технологические умения в
знание материалов;
при изготовлении изделия применять правила
технике валяния
(опираться на алгоритм);
3. Творческие проявления
умение выполнять самостоятельно (без
помощи);
дополнение изделия собственными деталями;
изменение образа предмета;
Уровни сформированности знаний и умений в технике валяния у
младших школьников
Продуктивно
грамотно определят особенности техники валяния, хорошо
творческий
ориентируется в материалах;
умеет использовать различные способы техники валяния;
Репродуктивно
проявляет фантазию в создании образов;
знаком с особенностями техники валяния, с материалами;
продуктивный
умеет использовать различные способы техники валяния;
в создание образов вносит дополнения, фантазирует;
Репродуктивный знаком с особенностями техники валяния;
неумело использует способы техники валяния;
копирует работу, не проявляет творчества.
14Заключение
Целенаправленное руководство со стороны педагога способствует
успешному развитию детского творчества, в том числе при освоении техники
валяния, которая дарит детям радость познания, творчества. В процессе работы,
основной задачей является – подвести ребёнка к желанию самостоятельно
техники валяния предоставляет
свалять изделие из шерсти. Освоение
возможность почувствовать свойства шерсти, способы использования и их
выразительные возможности при создании изделий.
Мы надеемся, что созданная нами программа окажет помощь в работе
педагогам дополнительного образования, учителям технологии и студентам
педагогических учебных заведений.
15Список литературы
1. Большая иллюстрированная энциклопедия "Художественные куклы" / сост.
Б.
Голдовский. М.: Дизайн Хаус, 2009. – 296 с.
2. Большая энциклопедия по рукоделию Объемное вязание. Создаем
дизайнерские вещи / сост. Ники Эпстайн. — М.: Эксмо, 2009. 184 с.
3. Все о войлоке и фильцевании / В.Бублик, Г.Красникова, М.Мамонова. М.:
Агентство Дистрибьютор П., 2007. 42 с.
4. Дмитриева Макерова, Е.М. Валяная игрушка / Е.М. Дмитриева Макерова. –
М.: МСП, 2008. 96 с.
5. Зайцева, А.А. Валяние. Яркие идеи / А.А. Зайцева. М.: Росмэн, 200832 с.
6. Зайцева, А.А. Тапочки ручной работы / А.А. Зайцева. М.: ЭКСМО, 201064
с.
7. Зайцева, А.А. Фетр и войлок / А.А. Зайцева. М.: Росмэн, 200832 с.
168. Кастль Брайтнер, Корина. Изделия из войлока / Корина Кастль Брайтнер,
Генриетте Катарине Фольденауер. – М.: Арт Родник, 2007. 48 с.
9. Кнаке, Ж. Картины из фетра своими руками / Ж.Кнаке. М.:Ниола
Пресс,2009. 187 с.
10. Люцкевич, Л. Игрушки в технике фильц / Л. Люцкевич. –М.: ЭКСМО, 2008.
71с.
11. Мюллер, Адельхайд. Войлочные игрушки. Чудесные идеи объемного валяния
шерсти / Вильденрадт фон Констанце, Адельхайд Мюллер. М.:Артродник,
2007.164 с.
12. Питер, Анна. Модные шарфы / Анна Питер. – М.: Ниола Пресс, 2009. 113 с.
13. Расина, Е. Г. Валяние. Практичные и забавные вещи: кн. для детей школьного
возраста/ Е. Г. Расина – М.: ОлмаМедиаГрупп, 2010.32 с.
14. Смирнова, Е. Игрушки из шерсти / Е. Смирнова. – М.: Питер, 2012. 128 с.
15.Соколова, О. Этот удивительный фетр / О. Соколова. – М.: Феникс, 2012. 77
с.
16. Фитткау, Э. Зверюшки из фетра: Практическое руководство / Э. Фитткау, И.
Морас. М.: НиолаПресс, 2011.64 с.
17. Хошабова, Е. Художественный войлок / Е. Хошабова. – М.: ПИТЕР, 2011.
113 с.
18. Шинковская, К. А. Вещицы из войлока / К. А. Шинковская. М.: АСТ
ПРЕСС КНИГА, 2011.96 с.
17