Авторская программа "Вдохновение"
Оценка 4.9

Авторская программа "Вдохновение"

Оценка 4.9
Научные работы
doc
технология
2 кл
27.03.2017
Авторская программа "Вдохновение"
Данная программа предназначена для использования в системе дополнительного образования или во внеклассной работе в школе с учащимися младших классов. Настоящий этап развития общества отличается интенсивным внедрением во все сферы человеческой деятельности новых, наукоёмких и высоких технологий, обеспечивающих более полную реализацию потенциальных способностей личности. Такая тенденция нашей действительности настоятельно требует подготовки подрастающих поколений, владеющих технологической культурой, готовых к преобразовательной деятельности и имеющих необходимые для этого научные знания. Технологическая культура – это новое отношение к окружающему миру, основанное на преобразовании, улучшении и совершенствовании среды обитания человека.
Авторская программа Вдохновение.doc
Рабочая авторская программа по внеклассной работе  «Вдохновение»                                                    Составитель программы кружка: Десятникова Гульшат Фанисовна  учитель начальных классов Пояснительная записка Данная   программа   предназначена   для   использования   в   системе дополнительного образования или во внеклассной работе в школе с учащимися младших классов. Настоящий этап развития общества отличается интенсивным внедрением во   все   сферы   человеческой   деятельности   новых,   наукоёмких   и   высоких технологий,   обеспечивающих   более   полную   реализацию   потенциальных   Такая   тенденция   нашей   действительности способностей   личности. настоятельно   требует   подготовки   подрастающих   поколений,   владеющих технологической   культурой,   готовых   к   преобразовательной   деятельности   и имеющих необходимые для этого научные знания. Технологическая культура – это   новое   отношение   к   окружающему   миру,  основанное   на   преобразовании, улучшении и совершенствовании среды обитания человека. Технологическое образование   должно   обеспечить   человеку   возможность   более   гармонично развиваться и жить в современном технологическом мире. Технологическое   образование   включает   в   себя   информационно­ познавательный и деятельностный компоненты. Информационный компонент (технико­технологическая компетентность) отражает технологические знания и умения. Деятельностный   компонент   –   это   практическое   овладение   учащимися алгоритмами   созидательной,   преобразующей,   творческой   деятельности, направленной, в частности, на развитие технологического мышления. При этом основными   критериями   успешности   обучения   детей   становятся самостоятельность и качество выполняемой работы, а также умения открывать знания,   пользоваться   различными   источниками   информации   для   решения насущных проблем. 2 В   современном,   быстро   меняющемся   мире   возникает   необходимость позаботиться об укреплении связей ребенка с природой и культурой, трудом и искусством.   Первое   наше   знакомство   с   миром,   его   познание   и   понимание проходят   через   народные   традиции.  Народные   традиции   ­   это   исторически сложившиеся   совокупности   воспитательного   и   социального   опыта,   норм поведения, общественных традиций, передаваемых их поколения в поколение. Трудовые традиции духовного воспитания приучали детей к систематичному труду, передавая все известные в крестьянском мире навыки, знания и умения, способствовали формированию привычки трудиться, трудолюбию, почтение и уважение к труду, ответственность за порученное дело. Велика роль народных традиций   в   воспитании   подрастающего   поколения.   Наиболее   значительным периодом в нравственном становлении личности является младший школьный возраст.   Этот   возраст   характеризуется   повышенной   восприимчивостью   к внешним влияниям, верой в воспитанность всего, чему учат, что говорят, в безусловность   и   необходимость   нравственных   норм,   бескомпромиссность   в нравственных   требованиях   к   другим,   непосредственность   в   поведении.   Это является   залогом   обучения   и   воспитания   младших   школьников.   Человек, который не знает своих корней, не любит свою родину, не гордится славой и культурой   своих   предков,   человек,   которому   «не   снится   трава   у   родного дома», не будет уважать традиции, культуру и национальные чувства другого народа.   Обращение   к   народному   искусству,   включающему   духовный   опыт народа и выражающему его художественные и эстетические идеи, способствует возрождению в человеке чувства национальной гордости. Поэтому сохранение культурного   наследия,   народного   искусства,   его   воспроизводство   в современной жизни требует активного и творческого труда.      В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении валенных изделий, учащиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению более сложных   образцов.   Вначале   рекомендуется   проработать   простые   изделия   из шерсти в технике сухого валяния. Далее приступаем к более сложной технике – 3 мокрому валянию. При изготовлении изделий в этой технике дети   получают навыки  в изготовлении объемных и плоских моделей. Курс кружка носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве   с   различными   сторонами   материального   мира,   объединенными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации человеческой   деятельности,   в   технологиях   преобразования   сырья,   энергии, информации. Цель кружка: воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться. В связи с этим задачами кружка являются: ­   развитие   личностных   качеств   (активности,   инициативности,   воли, любознательности   и   т.п.),   интеллекта   (внимания,   памяти,   восприятия, образного и образно­логического мышления, речи) и творческих способностей (основ   творческой   деятельности   в   целом   и   элементов   технологического   и конструкторского мышления в частности); ­   формирование   общих   представлений   о   мире,   созданном   умом   и   руками человека, о взаимосвязи человека с природой – источником не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей  для  реализации  технологических замыслов и проектов; ­   воспитание   экологически   разумного   отношения   к   природным   ресурсам, умение   видеть   положительные   и   отрицательные   стороны   технического прогресса, уважения к людям труда и культурному населению ­ результатам трудовой деятельности предшествующих поколений; ­ расширение и обогащение личного жизненно – практического опыта учащихся, их   представление   о   профессиональной   деятельности   людей   в   различных областях культуры, о роли техники в жизни человека. 4 Программа рассчитана на 2 часа в неделю 34 учебные недели х 2 часа в неделю = 68 часов в год     Формы, методы и принципы реализации программы. Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная. Методы:   1.  Объяснительно   ­   иллюстративный:  педагог   проводит   беседы   ­   лекции, рассказывает и показывает на фотографиях, образцах новый материал; ученик воспринимает, осознает, запоминает информацию.  2.   Частично­поисковый:   активный   поиск   решения   творческих   задач   под руководством педагога. 3. Исследовательский: самостоятельный поиск средств выполнения заданий. 4.   Игровой:   учащиеся   воссоздают   и   усваивают   общественный   опыт,   знания, овладевают   умениями   и   навыками   в   соответствии   с   поставленной   целью посредством игровой деятельности. 5. Метод коллективно­творческого воспитания – творческие дела (КТД) Принципы: 1. Систематичности: ­ регулярное проведение занятий согласно расписанию; ­ контроль посещаемости; ­ систематический контроль результатов творчества. 5 2. Последовательность:  ­   от   простого   к   сложному;   давать   задания   детям,   постепенно   переходя   от простых к более сложным, учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей. ­   от   знакомого   к   незнакомому;   только   после   полного   усвоения   понятий, приемов­ переходить к изучению нового материала. 3. Доступности: ­   давая   задания   и   оценивая   результат,   обязательно   руководствоваться возрастными и индивидуальными особенностями каждого ребенка. ­   дать   ребенку   возможность   «созреть»   для   следующего   этапа   освоения предмета. ­   не   усложнять   задания,   не   убедившись   в   том,   что   ученик   сможет   с   ним справиться. 4. Преемственности: ­   содержание   более   сложного   этапа   основывается   на   знаниях,   умениях   и навыках, получения на более ранних этапах обучения. 5. Сознательности и активности: ­ для активизации деятельности учащихся в программе предусмотрена форма групповой   деятельности.   Работа   представляет   собой   процесс,   в   котором каждый участник контролирует своё поведение, ориентируясь на реальные или предполагаемые реакции своих друзей. Она проводится на глазах у всех и в присутствии   всех:   мнения,   осуждения,   оценки,   действия   личностной самооценки.   Используемая   форма   обучения   проходит   в   виде   конкурсов, викторин, проведения «мастер­классов». Теоретические знания подтверждаются наглядными пособиями, а также показом   практических   приемов   работ.   Обучение   осуществляется   через единство теоретических познаний и практики. 6 Теория   не   выделяется   в   самостоятельную   часть,   она   вплетается   в практическую деятельность и служит основой, поддержкой занятий. Основным   принципом   обучения   является   непосредственный   контакт преподавателей   с   учеником.   Обучая   небольшое   количество   детей,   есть реальная возможность для индивидуального  развития каждого ребенка. Требования к знаниям, умениям и навыкам при работе в кружке «Вдохновение» Иметь представление: ­ о проектной деятельности в целом и её основных этапах; ­ о понятиях валяния (фетр, фильцевание, фальцевание, войлок); Знать: ­   правила ТБ; ­   название   и   назначение   ручных   инструментов   (пробивная   игла,   ножницы), приспособлений   (жёсткая   плоская   щётка,   подложка,   капроновая   сетка, воздушно­пузырчатый полиэтилен, мыло) и правила безопасной работы с ними; ­ правила личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами; ­ правила общения; ­ названия   и   свойства   материалов,   которые   учащиеся   используют   в   своей работе; ­ основные требования дизайна к изделиям (польза, удобство, красота); ­ виды материалов; ­ последовательность изготовления несложных изделий. 7 Уметь: ­   находить   и   использовать   дополнительную   информацию   из   различных источников (в том числе из Интернета); ­ наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения; ­ различать материалы по их назначению; ­ соблюдать порядок изготовления; ­   качественно   выполнять   изученные   операции   и   приёмы   по   изготовлению несложных изделий; ­   безопасно   использовать   и   хранить   режущие   и   колющие   инструменты (ножницы, иглы); ­ выполнять правила культурного поведения в общественных местах; ­   выполнять   посильные   действия   при   решении   экологических   проблем   на доступном уровне (личная гигиена, культура поведения в природе и обществе, поддержание чистоты в быту и в общественных местах, культура общения – речь, этикет и т.д.). Общетрудовые умения:          Самостоятельно: ­   анализировать предложенное учебное задание; ­   организовывать   рабочее   место   в   соответствии   с   разработанным   проектом, подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления; ­ экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на всех её этапах; ­ обосновывать выбор изделия и технологии выполнения учебного задания в единстве требований полезности, прочности, эстетичности; ­   выполнять   доступные   практические   задания   с   опорой   на   порядок изготовления. С помощью учителя: 8 ­ выбирать темы для практических работ; ­   формулировать   проблему,   проводить   коллективное   обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем; ­ доказывать своё мнение. Работа с родителями. Родители   являются   основным   звеном   в   триаде   (ученики­родители­ педагоги) для создания единой образовательной среды, так как домашняя среда ­  основа   формирования   личности   ребенка.   Духовная   образовательная   среда, включающая   учащегося,   родителя   педагога   помогает   выработать   единый оценочный   критерий   в   подходе   к   ребенку.  Необходимо   решить   проблему   о единстве   требований,   предъявляемых   к   ребенку   в   кружке   и   дома,   как   в образовательном   процессе,   так   и   в   построении   межличностных   отношений, вопросах нравственных. Решение   многих   проблем,   связанных   с   функционированием   и развитием кружка решатся с тесном контакте с родителями. Задача педагога суметь   создать   доброжелательную   атмосферу,   располагающую   к   диалогу, внимательное   отношение   к   проблемам   родителей,   к   их   субъективным переживаниям,   способность   к   оказанию   психологической   поддержки. Педагогов и семью объединяет общее стремление помочь ребёнку на непростом пути раскрытия предполагаемых его талантов. Содержание программы Тема 1. Изготовление изделий из фетра (12 часов) Тема: Изготовление изделий из фетра. Цель:  Знакомство   с   фетром,   инструментами,   техникой   безопасности. Воспитание любви к народному творчеству. Изготовление изделий из фетра. 9 Теоретические   сведения:  Что   такое   фетр,   как   изготавливают   изделия   из фетра.  Ключевые слова: фетр. Практическая работа: подбор фетра, изготовление изделий. Форма организации :  учебное занятие­ практикум (мастерская) Форма организации деятельности учащихся: групповая, индивидуальная. Методы: репродуктивные: запоминание информации, работа по образцам. Дидактический комплекс: наглядные пособия, образцы работ Ожидаемый   результат:  знать   понятие   слова   «фетр».   Самостоятельно изготавливать из фетра декоративные изделия. Тема 2. Изготовление изделий в технике сухого валяния (22 часа) Тема:  Вводное   занятие.   Изготовление   изделий   в   технике   сухого   валяния (фильцевание). Цель: Знакомство с техникой сухого  валяния, инструментами и материалами, техникой безопасности. Теоретические сведения:  история  возникновения   техники  валяния,  изделия выполненные в техники валяния. Культура поведения на занятиях, организация рабочего места.  Ключевые слова: валяние, народный промысел, фильцевание. Практическая работа: тестирование. Форма организации :  учебное занятие­ диалог. Форма организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесно­ иллюстративный, частично­ поисковый. Дидактический комплекс: наглядные пособия. 10 Ожидаемый результат:  должны   знать   факты   из   истории   техники   валяния. Правила поведения на занятиях. Тема 3. Изготовление изделий в технике мокрого валяния (32 часа) Тема: Изготовление изделий в технике мокрого валяния (фальцевание). Цель:  Знакомство   с   техникой   мокрого   материалами.   валяния,   инструментами   и Теоретические   сведения:  техника   выполнения   мокрого   валяния,   изделия выполненные в  данной технике. Организация рабочего места. Ключевые слова: фальцевание. Практическая работа: изготовление изделий в технике мокрого валяния. Форма организации:  учебное занятие­ практикум (мастерская). Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная. Методы: репродуктивные: наглядные, практические; продуктивные: частично­ поисковый. Дидактический комплекс: наглядные пособия, образцы работ. Ожидаемый результат: должны уметь выполнять изделия в технике мокрого валяния.  Тематическое планирование № Тема занятий Кол­во часов теор. практ. Тема 1. Изготовление изделий из фетра 23 Вводное   занятие   по   теме.   Знакомство   с   инструментами   и 1 приспособлениями   для   работы   с   фетром,   техникой безопасности. 11 24­25 Украшение «Бусы» 26­28 Сумка «Незабудка » 29­31 Панно «Весеннее настроение» 32­34 Грелка на чайник «Полянка». Выставка работ учащихся. Тема 2. Изготовление изделий в технике сухого валяния 1 Вводное занятие  2 ­ 3   Знакомство   с   инструментами,   материалами   для   валяния, техникой безопасности.   Картина «Лебеди» Брошь «Бабочка» Игрушка «Весёлая улитка» 4 ­ 5 6 ­ 7 8 ­ 9 10­11 Новогодние украшение «Снежинки» 12­13 Игрушка «Овечка» 14­15 Игрушка «Зайчик» 16­17 Игрушка «Заяц» 18­19 Игрушка «Сфинкс» 20­21 Тапочки «Мишка ­ соня» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 22 35 Подведение итогов. Выставка работ 1 Тема 3. Изготовление изделий в технике мокрого валяния 1 Вводное занятие.  36­38 Знакомство   с   инструментами   и   материалами   для   мокрого валяния  Сувенир «Пёстрая гусеница» 39 Украшение «Цветок» 40­46 Украшения «Шарики – смешарики» 47­53 Пинетки «Божья коровка» 54­60 Панно «Цветок» 12 1 1 2 1 1 2 2 2 2 1 1 1 2 1 2 2 1 2 1 1 1 5 6 6 61­67  Клач «Анютины глазки» 68 Выставка творческих работ учащихся 6 2 1 Ожидаемые результаты. К концу обучения по данной программе дети должны получить начальные представления о материальной и духовной культуре как продукте творческой предметно преобразующей деятельности человека. Они научатся использовать приобретенные   знания   и   умения   для   творческой   самореализации   при изготовлении   подарков   близким   и   друзьям,     художественно­декоративных   и других изделий. В   результате   выполнения   под   руководством   учителя   коллективных   и групповых творческих работ, а также элементарных доступных проектов дети получат   первоначальный   опыт   использования   сформированных   в   рамках творческого   кружка   коммуникативных   универсальных   учебных   действий   в целях   осуществления   совместной   продуктивной   деятельности:   распределение общего   объема   работы,   навыки   сотрудничества   и   взаимопомощи, доброжелательного и уважительного общения со сверстниками и взрослыми. Дети   овладеют   начальными   формами   познавательных   универсальных учебных   действий   —   исследовательскими   и   логическими:   наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения.   Учащиеся   получат   первоначальный   опыт   организации   собственной творческой   практической   деятельности   на   основе   сформированных регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов   деятельности,   осуществления   контроля   и   коррекции   результатов действий.  Критерии оценки знаний и умений в технике валяния. 1. Знание о технике валяния ­ отличие способов изготовления изделия  13 (сухое­ мокрое); 2. Технологические умения в  ­ знание материалов; ­ при изготовлении изделия применять правила  технике валяния (опираться на алгоритм); 3. Творческие проявления ­  умение выполнять самостоятельно (без  помощи); ­ дополнение изделия собственными деталями; ­ изменение образа предмета; Уровни сформированности знаний и умений в технике валяния   у младших школьников Продуктивно­ ­ грамотно определят особенности техники валяния, хорошо     творческий ориентируется в материалах; ­умеет использовать различные способы техники валяния; Репродуктивно­ ­проявляет фантазию в создании образов; ­знаком с особенностями техники валяния, с материалами;  продуктивный ­умеет использовать различные способы техники валяния; ­в создание образов вносит дополнения, фантазирует; Репродуктивный ­знаком с особенностями техники валяния; ­ неумело использует способы техники валяния; ­копирует работу, не проявляет творчества. 14 Заключение Целенаправленное   руководство   со   стороны   педагога   способствует успешному развитию детского творчества, в том числе при освоении техники валяния, которая дарит детям радость познания, творчества. В процессе работы, основной   задачей   является   –   подвести   ребёнка   к   желанию   самостоятельно   техники   валяния   предоставляет свалять   изделие   из   шерсти.   Освоение   возможность   почувствовать   свойства   шерсти,   способы   использования   и   их выразительные возможности при создании изделий. Мы надеемся,  что созданная  нами программа  окажет помощь в работе педагогам   дополнительного   образования,   учителям   технологии   и   студентам педагогических учебных заведений. 15 Список литературы 1.  Большая иллюстрированная энциклопедия "Художественные   куклы" / сост. Б.     Голдовский.­ М.: Дизайн Хаус, 2009. – 296 с. 2.   Большая   энциклопедия   по   рукоделию  Объемное   вязание.   Создаем дизайнерские вещи / сост. Ники Эпстайн. — М.: Эксмо, 2009.­ 184 с.   3.  Все о войлоке и фильцевании /  В.Бублик, Г.Красникова, М.Мамонова.  ­ М.: Агентство Дистрибьютор П.,  2007.­ 42 с.  4. Дмитриева­ Макерова, Е.М. Валяная игрушка / Е.М. Дмитриева­ Макерова. – М.: МСП, 2008.­ 96 с.  5. Зайцева, А.А. Валяние. Яркие идеи / А.А. Зайцева.­ М.: Росмэн, 2008­32 с. 6. Зайцева, А.А. Тапочки  ручной работы / А.А. Зайцева.­ М.: ЭКСМО, 2010­64 с. 7. Зайцева, А.А. Фетр и войлок / А.А. Зайцева.­ М.: Росмэн, 2008­32 с. 16 8. Кастль­ Брайтнер, Корина. Изделия из войлока / Корина  Кастль­ Брайтнер, Генриетте Катарине Фольденауер. – М.: Арт­ Родник, 2007.­ 48 с.  9.   Кнаке,   Ж.   Картины   из   фетра   своими   руками   /   Ж.Кнаке.­   М.:Ниола­ Пресс,2009.­ 187 с. 10. Люцкевич, Л. Игрушки в технике фильц / Л. Люцкевич. –М.: ЭКСМО, 2008.­ 71с.  11. Мюллер, Адельхайд. Войлочные игрушки. Чудесные идеи объемного валяния шерсти  /   Вильденрадт   фон   Констанце,   Адельхайд   Мюллер.­   М.:Арт­родник, 2007.­164 с.  12. Питер, Анна. Модные шарфы / Анна Питер. – М.: Ниола­ Пресс, 2009.­ 113 с. 13. Расина, Е. Г. Валяние. Практичные и забавные вещи: кн. для детей школьного возраста/ Е. Г. Расина – М.:  ОлмаМедиаГрупп, 2010.­32 с. 14. Смирнова, Е. Игрушки из шерсти / Е. Смирнова. – М.: Питер, 2012.­ 128 с. 15.Соколова, О. Этот удивительный фетр / О. Соколова. – М.: Феникс, 2012.­ 77 с. 16. Фитткау, Э. Зверюшки из фетра: Практическое руководство / Э. Фитткау, И. Морас.­ М.: Ниола­Пресс, 2011.­64 с.  17. Хошабова, Е. Художественный войлок / Е. Хошабова. – М.: ПИТЕР, 2011.­ 113 с. 18. Шинковская, К. А. Вещицы из войлока /   К. А. Шинковская.­ М.: АСТ­ ПРЕСС КНИГА, 2011.­96 с.  17

Авторская программа "Вдохновение"

Авторская программа "Вдохновение"

Авторская программа "Вдохновение"

Авторская программа "Вдохновение"

Авторская программа "Вдохновение"

Авторская программа "Вдохновение"

Авторская программа "Вдохновение"

Авторская программа "Вдохновение"

Авторская программа "Вдохновение"

Авторская программа "Вдохновение"

Авторская программа "Вдохновение"

Авторская программа "Вдохновение"

Авторская программа "Вдохновение"

Авторская программа "Вдохновение"

Авторская программа "Вдохновение"

Авторская программа "Вдохновение"

Авторская программа "Вдохновение"

Авторская программа "Вдохновение"

Авторская программа "Вдохновение"

Авторская программа "Вдохновение"

Авторская программа "Вдохновение"

Авторская программа "Вдохновение"

Авторская программа "Вдохновение"

Авторская программа "Вдохновение"

Авторская программа "Вдохновение"

Авторская программа "Вдохновение"

Авторская программа "Вдохновение"

Авторская программа "Вдохновение"

Авторская программа "Вдохновение"

Авторская программа "Вдохновение"

Авторская программа "Вдохновение"

Авторская программа "Вдохновение"

Авторская программа "Вдохновение"

Авторская программа "Вдохновение"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2017