Авторская программа "Вдохновение"

  • Научные работы
  • doc
  • 27.03.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная программа предназначена для использования в системе дополнительного образования или во внеклассной работе в школе с учащимися младших классов. Настоящий этап развития общества отличается интенсивным внедрением во все сферы человеческой деятельности новых, наукоёмких и высоких технологий, обеспечивающих более полную реализацию потенциальных способностей личности. Такая тенденция нашей действительности настоятельно требует подготовки подрастающих поколений, владеющих технологической культурой, готовых к преобразовательной деятельности и имеющих необходимые для этого научные знания. Технологическая культура – это новое отношение к окружающему миру, основанное на преобразовании, улучшении и совершенствовании среды обитания человека.
Иконка файла материала Авторская программа Вдохновение.doc
Рабочая авторская программа по внеклассной работе  «Вдохновение»                                                    Составитель программы кружка: Десятникова Гульшат Фанисовна  учитель начальных классовПояснительная записка Данная   программа   предназначена   для   использования   в   системе дополнительного образования или во внеклассной работе в школе с учащимися младших классов. Настоящий этап развития общества отличается интенсивным внедрением во   все   сферы   человеческой   деятельности   новых,   наукоёмких   и   высоких технологий,   обеспечивающих   более   полную   реализацию   потенциальных   Такая   тенденция   нашей   действительности способностей   личности. настоятельно   требует   подготовки   подрастающих   поколений,   владеющих технологической   культурой,   готовых   к   преобразовательной   деятельности   и имеющих необходимые для этого научные знания. Технологическая культура – это   новое   отношение   к   окружающему   миру,  основанное   на   преобразовании, улучшении и совершенствовании среды обитания человека. Технологическое образование   должно   обеспечить   человеку   возможность   более   гармонично развиваться и жить в современном технологическом мире. Технологическое   образование   включает   в   себя   информационно­ познавательный и деятельностный компоненты. Информационный компонент (технико­технологическая компетентность) отражает технологические знания и умения. Деятельностный   компонент   –   это   практическое   овладение   учащимися алгоритмами   созидательной,   преобразующей,   творческой   деятельности, направленной, в частности, на развитие технологического мышления. При этом основными   критериями   успешности   обучения   детей   становятся самостоятельность и качество выполняемой работы, а также умения открывать знания,   пользоваться   различными   источниками   информации   для   решения насущных проблем. 2В   современном,   быстро   меняющемся   мире   возникает   необходимость позаботиться об укреплении связей ребенка с природой и культурой, трудом и искусством.   Первое   наше   знакомство   с   миром,   его   познание   и   понимание проходят   через   народные   традиции.  Народные   традиции   ­   это   исторически сложившиеся   совокупности   воспитательного   и   социального   опыта,   норм поведения, общественных традиций, передаваемых их поколения в поколение. Трудовые традиции духовного воспитания приучали детей к систематичному труду, передавая все известные в крестьянском мире навыки, знания и умения, способствовали формированию привычки трудиться, трудолюбию, почтение и уважение к труду, ответственность за порученное дело. Велика роль народных традиций   в   воспитании   подрастающего   поколения.   Наиболее   значительным периодом в нравственном становлении личности является младший школьный возраст.   Этот   возраст   характеризуется   повышенной   восприимчивостью   к внешним влияниям, верой в воспитанность всего, чему учат, что говорят, в безусловность   и   необходимость   нравственных   норм,   бескомпромиссность   в нравственных   требованиях   к   другим,   непосредственность   в   поведении.   Это является   залогом   обучения   и   воспитания   младших   школьников.   Человек, который не знает своих корней, не любит свою родину, не гордится славой и культурой   своих   предков,   человек,   которому   «не   снится   трава   у   родного дома», не будет уважать традиции, культуру и национальные чувства другого народа.   Обращение   к   народному   искусству,   включающему   духовный   опыт народа и выражающему его художественные и эстетические идеи, способствует возрождению в человеке чувства национальной гордости. Поэтому сохранение культурного   наследия,   народного   искусства,   его   воспроизводство   в современной жизни требует активного и творческого труда.      В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении валенных изделий, учащиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению более сложных   образцов.   Вначале   рекомендуется   проработать   простые   изделия   из шерсти в технике сухого валяния. Далее приступаем к более сложной технике – 3мокрому валянию. При изготовлении изделий в этой технике дети   получают навыки  в изготовлении объемных и плоских моделей. Курс кружка носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве   с   различными   сторонами   материального   мира,   объединенными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации человеческой   деятельности,   в   технологиях   преобразования   сырья,   энергии, информации. Цель кружка: воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться. В связи с этим задачами кружка являются: ­   развитие   личностных   качеств   (активности,   инициативности,   воли, любознательности   и   т.п.),   интеллекта   (внимания,   памяти,   восприятия, образного и образно­логического мышления, речи) и творческих способностей (основ   творческой   деятельности   в   целом   и   элементов   технологического   и конструкторского мышления в частности); ­   формирование   общих   представлений   о   мире,   созданном   умом   и   руками человека, о взаимосвязи человека с природой – источником не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей  для  реализации  технологических замыслов и проектов; ­   воспитание   экологически   разумного   отношения   к   природным   ресурсам, умение   видеть   положительные   и   отрицательные   стороны   технического прогресса, уважения к людям труда и культурному населению ­ результатам трудовой деятельности предшествующих поколений; ­ расширение и обогащение личного жизненно – практического опыта учащихся, их   представление   о   профессиональной   деятельности   людей   в   различных областях культуры, о роли техники в жизни человека. 4Программа рассчитана на 2 часа в неделю 34 учебные недели х 2 часа в неделю = 68 часов в год     Формы, методы и принципы реализации программы. Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная. Методы:   1.  Объяснительно   ­   иллюстративный:  педагог   проводит   беседы   ­   лекции, рассказывает и показывает на фотографиях, образцах новый материал; ученик воспринимает, осознает, запоминает информацию.  2.   Частично­поисковый:   активный   поиск   решения   творческих   задач   под руководством педагога. 3. Исследовательский: самостоятельный поиск средств выполнения заданий. 4.   Игровой:   учащиеся   воссоздают   и   усваивают   общественный   опыт,   знания, овладевают   умениями   и   навыками   в   соответствии   с   поставленной   целью посредством игровой деятельности. 5. Метод коллективно­творческого воспитания – творческие дела (КТД) Принципы: 1. Систематичности: ­ регулярное проведение занятий согласно расписанию; ­ контроль посещаемости; ­ систематический контроль результатов творчества. 52. Последовательность:  ­   от   простого   к   сложному;   давать   задания   детям,   постепенно   переходя   от простых к более сложным, учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей. ­   от   знакомого   к   незнакомому;   только   после   полного   усвоения   понятий, приемов­ переходить к изучению нового материала. 3. Доступности: ­   давая   задания   и   оценивая   результат,   обязательно   руководствоваться возрастными и индивидуальными особенностями каждого ребенка. ­   дать   ребенку   возможность   «созреть»   для   следующего   этапа   освоения предмета. ­   не   усложнять   задания,   не   убедившись   в   том,   что   ученик   сможет   с   ним справиться. 4. Преемственности: ­   содержание   более   сложного   этапа   основывается   на   знаниях,   умениях   и навыках, получения на более ранних этапах обучения. 5. Сознательности и активности: ­ для активизации деятельности учащихся в программе предусмотрена форма групповой   деятельности.   Работа   представляет   собой   процесс,   в   котором каждый участник контролирует своё поведение, ориентируясь на реальные или предполагаемые реакции своих друзей. Она проводится на глазах у всех и в присутствии   всех:   мнения,   осуждения,   оценки,   действия   личностной самооценки.   Используемая   форма   обучения   проходит   в   виде   конкурсов, викторин, проведения «мастер­классов». Теоретические знания подтверждаются наглядными пособиями, а также показом   практических   приемов   работ.   Обучение   осуществляется   через единство теоретических познаний и практики. 6Теория   не   выделяется   в   самостоятельную   часть,   она   вплетается   в практическую деятельность и служит основой, поддержкой занятий. Основным   принципом   обучения   является   непосредственный   контакт преподавателей   с   учеником.   Обучая   небольшое   количество   детей,   есть реальная возможность для индивидуального  развития каждого ребенка. Требования к знаниям, умениям и навыкам при работе в кружке «Вдохновение» Иметь представление: ­ о проектной деятельности в целом и её основных этапах; ­ о понятиях валяния (фетр, фильцевание, фальцевание, войлок); Знать: ­   правила ТБ; ­   название   и   назначение   ручных   инструментов   (пробивная   игла,   ножницы), приспособлений   (жёсткая   плоская   щётка,   подложка,   капроновая   сетка, воздушно­пузырчатый полиэтилен, мыло) и правила безопасной работы с ними; ­ правила личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами; ­ правила общения; ­ названия   и   свойства   материалов,   которые   учащиеся   используют   в   своей работе; ­ основные требования дизайна к изделиям (польза, удобство, красота); ­ виды материалов; ­ последовательность изготовления несложных изделий. 7Уметь: ­   находить   и   использовать   дополнительную   информацию   из   различных источников (в том числе из Интернета); ­ наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения; ­ различать материалы по их назначению; ­ соблюдать порядок изготовления; ­   качественно   выполнять   изученные   операции   и   приёмы   по   изготовлению несложных изделий; ­   безопасно   использовать   и   хранить   режущие   и   колющие   инструменты (ножницы, иглы); ­ выполнять правила культурного поведения в общественных местах; ­   выполнять   посильные   действия   при   решении   экологических   проблем   на доступном уровне (личная гигиена, культура поведения в природе и обществе, поддержание чистоты в быту и в общественных местах, культура общения – речь, этикет и т.д.). Общетрудовые умения:          Самостоятельно: ­   анализировать предложенное учебное задание; ­   организовывать   рабочее   место   в   соответствии   с   разработанным   проектом, подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления; ­ экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на всех её этапах; ­ обосновывать выбор изделия и технологии выполнения учебного задания в единстве требований полезности, прочности, эстетичности; ­   выполнять   доступные   практические   задания   с   опорой   на   порядок изготовления. С помощью учителя: 8­ выбирать темы для практических работ; ­   формулировать   проблему,   проводить   коллективное   обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем; ­ доказывать своё мнение. Работа с родителями. Родители   являются   основным   звеном   в   триаде   (ученики­родители­ педагоги) для создания единой образовательной среды, так как домашняя среда ­  основа   формирования   личности   ребенка.   Духовная   образовательная   среда, включающая   учащегося,   родителя   педагога   помогает   выработать   единый оценочный   критерий   в   подходе   к   ребенку.  Необходимо   решить   проблему   о единстве   требований,   предъявляемых   к   ребенку   в   кружке   и   дома,   как   в образовательном   процессе,   так   и   в   построении   межличностных   отношений, вопросах нравственных. Решение   многих   проблем,   связанных   с   функционированием   и развитием кружка решатся с тесном контакте с родителями. Задача педагога суметь   создать   доброжелательную   атмосферу,   располагающую   к   диалогу, внимательное   отношение   к   проблемам   родителей,   к   их   субъективным переживаниям,   способность   к   оказанию   психологической   поддержки. Педагогов и семью объединяет общее стремление помочь ребёнку на непростом пути раскрытия предполагаемых его талантов. Содержание программы Тема 1. Изготовление изделий из фетра (12 часов) Тема: Изготовление изделий из фетра. Цель:  Знакомство   с   фетром,   инструментами,   техникой   безопасности. Воспитание любви к народному творчеству. Изготовление изделий из фетра. 9Теоретические   сведения:  Что   такое   фетр,   как   изготавливают   изделия   из фетра.  Ключевые слова: фетр. Практическая работа: подбор фетра, изготовление изделий. Форма организации :  учебное занятие­ практикум (мастерская) Форма организации деятельности учащихся: групповая, индивидуальная. Методы: репродуктивные: запоминание информации, работа по образцам. Дидактический комплекс: наглядные пособия, образцы работ Ожидаемый   результат:  знать   понятие   слова   «фетр».   Самостоятельно изготавливать из фетра декоративные изделия. Тема 2. Изготовление изделий в технике сухого валяния (22 часа) Тема:  Вводное   занятие.   Изготовление   изделий   в   технике   сухого   валяния (фильцевание). Цель: Знакомство с техникой сухого  валяния, инструментами и материалами, техникой безопасности. Теоретические сведения:  история  возникновения   техники  валяния,  изделия выполненные в техники валяния. Культура поведения на занятиях, организация рабочего места.  Ключевые слова: валяние, народный промысел, фильцевание. Практическая работа: тестирование. Форма организации :  учебное занятие­ диалог. Форма организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесно­ иллюстративный, частично­ поисковый. Дидактический комплекс: наглядные пособия. 10Ожидаемый результат:  должны   знать   факты   из   истории   техники   валяния. Правила поведения на занятиях. Тема 3. Изготовление изделий в технике мокрого валяния (32 часа) Тема: Изготовление изделий в технике мокрого валяния (фальцевание). Цель:  Знакомство   с   техникой   мокрого   материалами.   валяния,   инструментами   и Теоретические   сведения:  техника   выполнения   мокрого   валяния,   изделия выполненные в  данной технике. Организация рабочего места. Ключевые слова: фальцевание. Практическая работа: изготовление изделий в технике мокрого валяния. Форма организации:  учебное занятие­ практикум (мастерская). Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная. Методы: репродуктивные: наглядные, практические; продуктивные: частично­ поисковый. Дидактический комплекс: наглядные пособия, образцы работ. Ожидаемый результат: должны уметь выполнять изделия в технике мокрого валяния.  Тематическое планирование № Тема занятий Кол­во часов теор. практ. Тема 1. Изготовление изделий из фетра 23 Вводное   занятие   по   теме.   Знакомство   с   инструментами   и 1 приспособлениями   для   работы   с   фетром,   техникой безопасности. 1124­25 Украшение «Бусы» 26­28 Сумка «Незабудка » 29­31 Панно «Весеннее настроение» 32­34 Грелка на чайник «Полянка». Выставка работ учащихся. Тема 2. Изготовление изделий в технике сухого валяния 1 Вводное занятие  2 ­ 3   Знакомство   с   инструментами,   материалами   для   валяния, техникой безопасности.   Картина «Лебеди» Брошь «Бабочка» Игрушка «Весёлая улитка» 4 ­ 5 6 ­ 7 8 ­ 9 10­11 Новогодние украшение «Снежинки» 12­13 Игрушка «Овечка» 14­15 Игрушка «Зайчик» 16­17 Игрушка «Заяц» 18­19 Игрушка «Сфинкс» 20­21 Тапочки «Мишка ­ соня» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 22 35 Подведение итогов. Выставка работ 1 Тема 3. Изготовление изделий в технике мокрого валяния 1 Вводное занятие.  36­38 Знакомство   с   инструментами   и   материалами   для   мокрого валяния  Сувенир «Пёстрая гусеница» 39 Украшение «Цветок» 40­46 Украшения «Шарики – смешарики» 47­53 Пинетки «Божья коровка» 54­60 Панно «Цветок» 12 1 1 2 1 1 2 2 2 2 1 1 1 2 1 2 2 1 2 1 1 1 5 6 661­67  Клач «Анютины глазки» 68 Выставка творческих работ учащихся 6 2 1 Ожидаемые результаты. К концу обучения по данной программе дети должны получить начальные представления о материальной и духовной культуре как продукте творческой предметно преобразующей деятельности человека. Они научатся использовать приобретенные   знания   и   умения   для   творческой   самореализации   при изготовлении   подарков   близким   и   друзьям,     художественно­декоративных   и других изделий. В   результате   выполнения   под   руководством   учителя   коллективных   и групповых творческих работ, а также элементарных доступных проектов дети получат   первоначальный   опыт   использования   сформированных   в   рамках творческого   кружка   коммуникативных   универсальных   учебных   действий   в целях   осуществления   совместной   продуктивной   деятельности:   распределение общего   объема   работы,   навыки   сотрудничества   и   взаимопомощи, доброжелательного и уважительного общения со сверстниками и взрослыми. Дети   овладеют   начальными   формами   познавательных   универсальных учебных   действий   —   исследовательскими   и   логическими:   наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения.   Учащиеся   получат   первоначальный   опыт   организации   собственной творческой   практической   деятельности   на   основе   сформированных регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов   деятельности,   осуществления   контроля   и   коррекции   результатов действий.  Критерии оценки знаний и умений в технике валяния. 1. Знание о технике валяния ­ отличие способов изготовления изделия  13(сухое­ мокрое); 2. Технологические умения в  ­ знание материалов; ­ при изготовлении изделия применять правила  технике валяния (опираться на алгоритм); 3. Творческие проявления ­  умение выполнять самостоятельно (без  помощи); ­ дополнение изделия собственными деталями; ­ изменение образа предмета; Уровни сформированности знаний и умений в технике валяния   у младших школьников Продуктивно­ ­ грамотно определят особенности техники валяния, хорошо     творческий ориентируется в материалах; ­умеет использовать различные способы техники валяния; Репродуктивно­ ­проявляет фантазию в создании образов; ­знаком с особенностями техники валяния, с материалами;  продуктивный ­умеет использовать различные способы техники валяния; ­в создание образов вносит дополнения, фантазирует; Репродуктивный ­знаком с особенностями техники валяния; ­ неумело использует способы техники валяния; ­копирует работу, не проявляет творчества. 14Заключение Целенаправленное   руководство   со   стороны   педагога   способствует успешному развитию детского творчества, в том числе при освоении техники валяния, которая дарит детям радость познания, творчества. В процессе работы, основной   задачей   является   –   подвести   ребёнка   к   желанию   самостоятельно   техники   валяния   предоставляет свалять   изделие   из   шерсти.   Освоение   возможность   почувствовать   свойства   шерсти,   способы   использования   и   их выразительные возможности при создании изделий. Мы надеемся,  что созданная  нами программа  окажет помощь в работе педагогам   дополнительного   образования,   учителям   технологии   и   студентам педагогических учебных заведений. 15Список литературы 1.  Большая иллюстрированная энциклопедия "Художественные   куклы" / сост. Б.     Голдовский.­ М.: Дизайн Хаус, 2009. – 296 с. 2.   Большая   энциклопедия   по   рукоделию  Объемное   вязание.   Создаем дизайнерские вещи / сост. Ники Эпстайн. — М.: Эксмо, 2009.­ 184 с.   3.  Все о войлоке и фильцевании /  В.Бублик, Г.Красникова, М.Мамонова.  ­ М.: Агентство Дистрибьютор П.,  2007.­ 42 с.  4. Дмитриева­ Макерова, Е.М. Валяная игрушка / Е.М. Дмитриева­ Макерова. – М.: МСП, 2008.­ 96 с.  5. Зайцева, А.А. Валяние. Яркие идеи / А.А. Зайцева.­ М.: Росмэн, 2008­32 с. 6. Зайцева, А.А. Тапочки  ручной работы / А.А. Зайцева.­ М.: ЭКСМО, 2010­64 с. 7. Зайцева, А.А. Фетр и войлок / А.А. Зайцева.­ М.: Росмэн, 2008­32 с. 168. Кастль­ Брайтнер, Корина. Изделия из войлока / Корина  Кастль­ Брайтнер, Генриетте Катарине Фольденауер. – М.: Арт­ Родник, 2007.­ 48 с.  9.   Кнаке,   Ж.   Картины   из   фетра   своими   руками   /   Ж.Кнаке.­   М.:Ниола­ Пресс,2009.­ 187 с. 10. Люцкевич, Л. Игрушки в технике фильц / Л. Люцкевич. –М.: ЭКСМО, 2008.­ 71с.  11. Мюллер, Адельхайд. Войлочные игрушки. Чудесные идеи объемного валяния шерсти  /   Вильденрадт   фон   Констанце,   Адельхайд   Мюллер.­   М.:Арт­родник, 2007.­164 с.  12. Питер, Анна. Модные шарфы / Анна Питер. – М.: Ниола­ Пресс, 2009.­ 113 с. 13. Расина, Е. Г. Валяние. Практичные и забавные вещи: кн. для детей школьного возраста/ Е. Г. Расина – М.:  ОлмаМедиаГрупп, 2010.­32 с. 14. Смирнова, Е. Игрушки из шерсти / Е. Смирнова. – М.: Питер, 2012.­ 128 с. 15.Соколова, О. Этот удивительный фетр / О. Соколова. – М.: Феникс, 2012.­ 77 с. 16. Фитткау, Э. Зверюшки из фетра: Практическое руководство / Э. Фитткау, И. Морас.­ М.: Ниола­Пресс, 2011.­64 с.  17. Хошабова, Е. Художественный войлок / Е. Хошабова. – М.: ПИТЕР, 2011.­ 113 с. 18. Шинковская, К. А. Вещицы из войлока /   К. А. Шинковская.­ М.: АСТ­ ПРЕСС КНИГА, 2011.­96 с.  17