Использование интеллект-карт на уроках информатики
Интеллект-карты (или ментальные карты, майнд-карты) - это очень эффективный инструмент структурирования и визуализации информации, разработанный психологом Тони Бьюзеном Они позволяют визуально представить связи между различными понятиями, идеями и фактами. Интеллект-карты были разработаны в 1970-х годах и с тех пор нашли широкое применение в различных областях, включая образование. Для чего же они нужны на уроке?
Во-первых, майнд-карты помогают ученикам лучше понять структуру изучаемой темы, увидеть логические связи между ее элементами. Создавая карту, школьник как бы "пропускает" материал через себя, обрабатывает и усваивает его.
Во-вторых, процесс рисования карты активно задействует оба полушария мозга - и логическое (через иерархическую структуру и ключевые слова), и образное (через рисунки, цвета, пространственное расположение). Это делает обучение более эффективным и приятным.
В-третьих, эти карты стимулируют ассоциативное мышление, что позволяет учащимся легче устанавливать связи между различными темами. Они могут быть легко изменены и дополнены, что делает их идеальным инструментом для динамического обучения.
Также интеллект-карты являются отличным инструментом для подготовки к экзаменам. Учащиеся могут создавать комплексные интеллект-карты, включающие все темы, изученные за семестр. Это помогает им структурировать свои знания и быстро находить нужную информацию.
Интеллект-карты идеально подходят для групповой работы. Учащиеся могут работать вместе над созданием интеллект-карт, обсуждая и дополняя друг друга. Это не только улучшает их понимание материала, но и развивает навыки командной работы и коммуникации.
Ну и наконец, интеллект-карты - это просто очень наглядный и компактный способ конспектирования, к которому школьники могут обращаться для повторения материала. Одна карта на листе А4 может содержать объем информации, равный десяткам страниц текста.
Логично использовать майнд-карты на этапе объяснения новой темы. Например, можно предложить ученикам самим составить интеллект-карту по ключевым словам, которые выписаны на доску. 10-15 минут на создание карты, а потом обсуждение результатов, дополняем и корректируем их.
Например, при изучении темы "Устройство компьютера" в 7 классе можно выписать на доску слова: "процессор", "оперативная память", "жесткий диск", "материнская плата", "видеокарта" и др. Задача учеников - расположить их на карте, найти связи между ними, добавить свои ассоциации, картинки. Так получается наглядная схема основных составляющих ПК и их взаимодействия.
Другой вариант - дать готовую интеллект-карту в дополнение к рассказу и презентации. Например, в 8 классе при изучении основ алгоритмизации удобно показать на одной карте типы алгоритмов (линейные, разветвляющиеся, циклические) с примерами блок-схем каждого типа. А при изучении темы "Кодирование информации" хорошо видна иерархия понятий: "кодирование" - "кодирование текстовой / графической / звуковой информации" - "кодовые таблицы (ASCII, Unicode)" и т.д.
Также удобно применить такой способ на обобщающих уроках по теме или целому разделу. Ученики составляют обзорную карту, которая собирает воедино все главные понятия и факты и при этом помогает подготовиться к проверочной работе. В конце учебного года можно создать общую карту-"шпаргалку" по всему курсу информатики за год.
Кроме того, майнд-карты отлично подходят для проектной деятельности. Школьники используют их, чтобы спланировать свою работу, генерировать идеи, структурировать найденную информацию. Часто на уроке я даю 5-10 минут, чтобы начать составлять интеллект-карту по теме проекта.
Кратко о правилах создания эффективных интеллект-карт:
· Используйте радиальную структуру, расходящуюся от центра.
· Пишите на каждой ветке только одно ключевое слово.
· Варьируйте размер и толщину веток в зависимости от важности понятий.
· Используйте разные цвета для разных подтем.
· Интеллект-карты — это живой инструмент. Не бойтесь изменять и дополнять их по мере необходимости.
· Поощряйте учащихся проявлять творчество при создании интеллект-карт. Это помогает им лучше усваивать материал.
· Добавляйте рисунки, значки, символы - они лучше запоминаются.
· Проявляйте креативность, дайте свободу ассоциациям!
Для создания карт удобно использовать специализированные сервисы вроде MindMeister, Coggle, MindManager, XMind, SimpleMind и другие. Есть мнение, что для учебных целей лучше рисовать карты от руки на бумаге - это лучше развивает мышление и творческие способности. Хотя некоторым ученикам больше нравятся цифровые инструменты. Майнд-карты очень гармонично дополняют методы работы учителя, повышая наглядность и интерес учеников к материалу.
Опыт педагогов подсказывает, что интеллект-карты делают обучение более эффективным, осмысленным и запоминающимся. Ученики, владеющие этим инструментом, показывают более высокие результаты. При этом важно не превращать создание карт в рутину и формальность, а поддерживать творческую атмосферу.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.