Рабочая программа по Внеурочной деятельности «Организация кукольного театра для дошкольников и младших школьников»

  • Библиография
  • Документация
  • Образовательные программы
  • docx
  • 21.08.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа дисциплины по внеурочной деятельности «Организация кукольного театра для дошкольников и младших школьников» предназначена для методического обеспечения дисциплины основной профессиональной образовательной программы по направлению подготовки специальностей 44.00.00 Образование и педагогические науки.
Иконка файла материала Рабочая программа_Организация кукольного театра.docx

Государственное  бюджетное образовательное учреждение

«Нефтегорский государственный техникум»

УТВЕРЖДЕНО

          Приказ директора

          ГБПОУ «НГТ»

          от 26.08.2024г. №83/1-у

 

 

Рабочая программа по

Внеурочной деятельности

«Организация кукольного театра для дошкольников и младших школьников»

программы подготовки специалистов среднего звена

по специальности: 44.02.02 Преподавание в начальных классах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Нефтегорск, 2024г.

Рабочая программа внеурочной деятельности Кукольный театр для дошкольников и младших школьников разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального образования (далее СПО) по специальности  44.02.02 Преподавание в начальных классах, утверждённого МОиНРФ (17.08.2022 №742), входящей в состав укрупнённой группы специальностей 44.00.00 Образование и педагогические науки.

Рабочая программа дисциплины по внеурочной деятельности «Организация кукольного театра для дошкольников и младших школьников» предназначена для методического обеспечения дисциплины основной профессиональной образовательной программы по направлению подготовки специальностей 44.00.00 Образование и педагогические науки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Организация кукольного театр для дошкольников и младших школьников» / сост. Преподаватель высшей категории Суркова Е.А. ГБПОУ «НГТ» – г. Нефтегорск, 2024. - с.14.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

стр.

1.     ПАСПОРТ Рабочей ПРОГРАММЫ по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

4

2.     СТРУКТУРА и содержание Рабочей ПРОГРАММЫ по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

7

3.     условия реализации  Рабочей ПРОГРАММЫ по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

12

4.     Контроль и оценка результатов работы ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПАСПОРТ Рабочей ПРОГРАММЫ по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Кукольный театр играет большую роль в формировании личности. Он доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, воздействует на зрителей. Он рано начинает привлекать внимание детей и таит в себе большие возможности для их всестороннего развития. Дошкольники и младшие школьники очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию.

Кукольный театр располагает целым комплексом средств: художественные образы-персонажи, оформление, слово и музыка – все это вместе взятое, помогает легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на развитие художественного вкуса. Эмоционально пережитый спектакль помогает определить отношение к происходящему, к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям

Обучающимся ГБПОУ «НГТ» по специальностям 44.02.01 Дошкольное воспитание, 44.02.02 Преподавание в начальных классах было предложено создание кукольного театра в качестве социального взаимодействия с детскими садами и школами г. Нефтегорска, в качестве практической деятельности по МДК 02. 01 Теоретические и методические основы организации игровой деятельности раннего и дошкольного возраста (специальность 44.02.01 Дошкольное воспитание) и ПМ.02 Педагогическая деятельность по проектированию, реализации и анализу внеурочной деятельности обучающихся (специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах).

Интернет и телевидение отучило людей ходить в театр, мы считаем, что наша работа поможет детям окунуться в волшебство театра кукол, пробудит желание ходить в театр, а так же данный проект отвечает программам образования СПО по специальностям 44.02.01 Дошкольное воспитание, 44.02.02 Преподавание в начальных классах.

Данный проект можно так же использовать в качестве внебюджетной деятельности, которая со временем будет приносить доход от театральных постановок для воспитанников детских садов и учеников младших классов.

Исходя из вышесказанного, следует, что тема достаточно актуальна и на данный момент данная ниша свободна и не имеет конкуренцию на территории г. Нефтегорска.

Цели и задачи внеурочной деятельности – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Цель рабочей программы: создание детского кукольного театра для реализации практической деятельности по МДК 02. 01 Теоретические и методические основы организации игровой деятельности раннего и дошкольного возраста (специальность 44.02.01 Дошкольное воспитание) и ПМ.02 Педагогическая деятельность по проектированию, реализации и анализу внеурочной деятельности обучающихся и МДК.01.03 детская литература с практикумом по выразительному чтению  (специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах), а так же развития творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста.

В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания.

Код

ПК, ОК

Уметь

Знать

ОК 01, ОК 02, ОК 09

анализировать методы и условия построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей ребенка

о роли факторов в развитии личности ребенка

решать различные педагогические задачи по обучению

возрастной периодизации

анализировать проявления закономерностей педагогического процесса на основе практических ситуаций

средства, методы и формы обучения

анализировать практические ситуации педагогического процесса в разных видах образовательных организаций

виды контроля обучения и формы его организации

решать педагогические задачи по воспитанию обучающихся

сущность, закономерности и принципы воспитания

 

содержание и организацию воспитания

Задачи внеурочной деятельности:

·         предоставить обучающимся ГБПОУ «НГТ» возможность  самовыражения в творчестве;

·         формировать у обучающихся ГБПОУ «НГТ»   установку  на творческий рост и достижение успеха;

·         развить творческий потенциал детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Ожидаемый результат:

Участие в проекте мотивирует обучающихся к саморазвитию, помогает наладить отношения с окружающими, даёт им возможность быть принятыми, понятыми, востребованными в обществе, помогает им обрести новых друзей, вселяет в них уверенность в себе, а так же решает педагогические задачи по развитию у обучающихся по специальностям 44.02.01 Дошкольное воспитание и 44.02.02 Преподавание в начальных классах педагогического мастерства.

Функционирующий кукольный театр, дающий 15 – 30 минутные представления для детей дошкольного и младшего школьного возраста создаёт положительные эмоции, делает жизнь ребенка яркой и интересной.

2. СТРУКТУРА и содержание Рабочей ПРОГРАММЫ по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Трудоемкость освоения дисциплины

Вид учебной работы

Количество часов

В т.ч. практической подготовки

Максимальная учебная нагрузка (всего)

117

72

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

86

72

       теоретические  занятия:

14

 

практическая работа

72

58

Самостоятельная работа

19

-

Консультация (генеральная репетиция)

2

2

Контроль и оценка результатов работы внеурочной деятельности (представления театральных трупп)

10

-

 

 

 

 

 

 


1.2.          Тематический план и содержание внеурочной деятельности

 

Наименование разделов и тем

Содержание и формы организации деятельности обучающихся

Объем, акад. ч / в том числе в форме практической подготовки, акад. ч

Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы

1

2

3

4

Раздел 1. Основные навыки театрального мастерства

14/82/19

 

Тема .1. Основы кукловождения

Содержание

10

ОК 01, ОК 02, ОК 09

Урок.1 .Приемы кукловождения настольного театра резиновой (пластмассовой, глиняной, мягкой ) игрушки и самодельной игрушки конусной (баночной).

10

Урок.2 Приемы кукловождения  игрушки настольно-плоскостного театра.

Урок.3 Приемы кукловождения театра бибабо и пальчикового театра.

Урок.4 Приемы вождения верховых кукол (перчаточный театр, театр ложек) и кукловождения кукол с «живой рукой».

Урок.5 Приемы вождения ростовых кукол

Практическая деятельность

20

Практическая работа. 1-20.  Отрабатывание навыков кукловождения с разными видами театров.

20

Тема. 2. Основы актёрского мастерства

Практическая деятельность

18

 

Практическая работа 21. Работа у зеркала: разыгрывание этюдов на формирование  внимание, развивать фантазии и воображения.

2

ОК 01, ОК 02, ОК 09

Практическая работа 22. Работа у зеркала: отработка  характерных жестов отталкивания, притяжения, раскрытия, закрытия

2

Практическая работа 23. Работа у зеркала:  развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и уметь адекватно выразить своё

2

Практическая работа 24. Работа у зеркала:  развивать способность правильно понимать эмоционально-выразительное движение рук и адекватно пользоваться жестами

2

Практическая работа 25.  Работа у зеркала:  развивать способность понимать эмоциональное состояние человека и уметь адекватно выразить своё настроение

2

Практическая работа 26.  Работа у зеркала:  развивать выразительность жеста, умение воспроизводить отдельные черты характера.

2

Практическая работа 27.  Развивать способность понимать эмоциональное состояние человека: этюд   «Оживи предмет».

2

Практическая работа 28.  Работа у зеркала: расширение диапазона эмоционального восприятия и выражения различных эмоций (радость, горе, удивление , испуг).

2

Практическая работа 29.  Работа с напарником: развивать умение выражать основные эмоции и адекватно реагировать на эмоции окружающих людей

2

Самостоятельная работа:

 

Отрабатывание навыков актерского мастерства

9

Тема. 3. Основные принципы драматизации

Содержание

4

ОК 01, ОК 02, ОК 09

Урок 6. Выразительность речи.

2

Урок 7. Выбор средств для передачи образов, передачи диалогов, действий героев.

2

Практическая деятельность

 

Практическая работа 28. Драматизация в костюмах, в предметном окружении, с декорациями

4

Практическая работа 29. Выбор выразительных средств для создания образа (интонацию, движения, мимику, жест).

4

Практическая работа 30. Драматизациям, импровизация.

4

Практическая работа 31. Работа с партнером.

2

Практическая работа 33-53. Разыгрывание спектаклей по знакомым литературным сюжетам

20

Консультация (генеральная репетиция)

2

Самостоятельная работа:

 

Отрабатывание навыков драматизации.

Разучивание ролей.

10

Тема 4. Театрализованная деятельность

Проведение представлений труппами для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

10

ОК 01, ОК 02, ОК 09

Итого:

117

 

 

 


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:

Кабинет «Общей педагогики», оснащенный соответствии с приложением 3 ОПОП-П.

 

3.2. Информационное обеспечение реализации программы

Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список может быть дополнен новыми изданиями.

Литература:

1.     Петров И.Ф. «Театр предметных кукол».М.Гум\ Издат. Центр «Владос», 2004 г.

2.     Грушина Л.В. «Ручные перчатки»  Издат. Дом «Карапуз», 2007 г.

3.     Караменко Т.Н., Караменко Ю.Г. «Кукольный театр-дошкольникам». «Просвещение», 1982 г.

4.     Сорокина Н.Ф. «Играем в кукольный театр». Издат. «Арти», М.

5.     Петрова Т.И., Сергеева Е.Л. «Театрализованные игры в детском саду», М., «Школьная Пресса», 2000г.

6.     Интернет Свободная энциклопедия «Википедия».

 

 

 

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ 

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

Показатели освоения компетенций

Методы оценки

Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины:

анализировать методы и условия построения драматизации на основе индивидуальных особенностей обучающегося;

решать различные педагогические задачи по обучению;

анализировать проявления закономерностей актерского мастерства на основе практических ситуаций;

анализировать практические ситуации актерского мастерства в разных видах театральной деятельности;

решать актерские задачи в ходе драматизации и импровизации

Соответствие выполненного задания предъявляемым требованиям.

Демонстрация способности применять освоенные умения в профессиональной деятельности

Экспертное наблюдение и оценивание знаний на практических занятиях.

Оценивание выполнения индивидуальных и групповых заданий.

Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины:

о основах актерского мастерства

 

 

сущность, закономерности и принципы актерского мастерства;

содержание и организацию кукловождения.

Демонстрация способности применять полученные знания в театрализованной деятельности.

Владение профессиональной терминологий.

 

Экспертное наблюдение и оценивание знаний в ходе представления.

Оценивание выполнения индивидуальных и групповых заданий.