Государственное бюджетное образовательное учреждение
«Нефтегорский государственный техникум»
УТВЕРЖДЕНО
Приказ директора
ГБПОУ «НГТ»
от 26.08.2024г. №83/1-у
Рабочая программа по
Внеурочной деятельности
«Организация кукольного театра для дошкольников и младших школьников»
программы подготовки специалистов среднего звена
по специальности: 44.02.02 Преподавание в начальных классах
г. Нефтегорск, 2024г.
Рабочая программа внеурочной деятельности Кукольный театр для дошкольников и младших школьников разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального образования (далее СПО) по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах, утверждённого МОиНРФ (17.08.2022 №742), входящей в состав укрупнённой группы специальностей 44.00.00 Образование и педагогические науки.
Рабочая программа дисциплины по внеурочной деятельности «Организация кукольного театра для дошкольников и младших школьников» предназначена для методического обеспечения дисциплины основной профессиональной образовательной программы по направлению подготовки специальностей 44.00.00 Образование и педагогические науки.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Организация кукольного театр для дошкольников и младших школьников» / сост. Преподаватель высшей категории Суркова Е.А. ГБПОУ «НГТ» – г. Нефтегорск, 2024. - с.14.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
|
стр. |
1. ПАСПОРТ Рабочей ПРОГРАММЫ по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
4 |
2. СТРУКТУРА и содержание Рабочей ПРОГРАММЫ по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
7 |
3. условия реализации Рабочей ПРОГРАММЫ по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
12 |
4. Контроль и оценка результатов работы ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
13 |
ПАСПОРТ Рабочей ПРОГРАММЫ по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Кукольный театр играет большую роль в формировании личности. Он доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, воздействует на зрителей. Он рано начинает привлекать внимание детей и таит в себе большие возможности для их всестороннего развития. Дошкольники и младшие школьники очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию.
Кукольный театр располагает целым комплексом средств: художественные образы-персонажи, оформление, слово и музыка – все это вместе взятое, помогает легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на развитие художественного вкуса. Эмоционально пережитый спектакль помогает определить отношение к происходящему, к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям
Обучающимся ГБПОУ «НГТ» по специальностям 44.02.01 Дошкольное воспитание, 44.02.02 Преподавание в начальных классах было предложено создание кукольного театра в качестве социального взаимодействия с детскими садами и школами г. Нефтегорска, в качестве практической деятельности по МДК 02. 01 Теоретические и методические основы организации игровой деятельности раннего и дошкольного возраста (специальность 44.02.01 Дошкольное воспитание) и ПМ.02 Педагогическая деятельность по проектированию, реализации и анализу внеурочной деятельности обучающихся (специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах).
Интернет и телевидение отучило людей ходить в театр, мы считаем, что наша работа поможет детям окунуться в волшебство театра кукол, пробудит желание ходить в театр, а так же данный проект отвечает программам образования СПО по специальностям 44.02.01 Дошкольное воспитание, 44.02.02 Преподавание в начальных классах.
Данный проект можно так же использовать в качестве внебюджетной деятельности, которая со временем будет приносить доход от театральных постановок для воспитанников детских садов и учеников младших классов.
Исходя из вышесказанного, следует, что тема достаточно актуальна и на данный момент данная ниша свободна и не имеет конкуренцию на территории г. Нефтегорска.
Цели и задачи внеурочной деятельности – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Цель рабочей программы: создание детского кукольного театра для реализации практической деятельности по МДК 02. 01 Теоретические и методические основы организации игровой деятельности раннего и дошкольного возраста (специальность 44.02.01 Дошкольное воспитание) и ПМ.02 Педагогическая деятельность по проектированию, реализации и анализу внеурочной деятельности обучающихся и МДК.01.03 детская литература с практикумом по выразительному чтению (специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах), а так же развития творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста.
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания.
Код ПК, ОК |
Уметь |
Знать |
ОК 01, ОК 02, ОК 09 |
анализировать методы и условия построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей ребенка |
о роли факторов в развитии личности ребенка |
решать различные педагогические задачи по обучению |
возрастной периодизации |
|
анализировать проявления закономерностей педагогического процесса на основе практических ситуаций |
средства, методы и формы обучения |
|
анализировать практические ситуации педагогического процесса в разных видах образовательных организаций |
виды контроля обучения и формы его организации |
|
решать педагогические задачи по воспитанию обучающихся |
сущность, закономерности и принципы воспитания |
|
|
содержание и организацию воспитания |
Задачи внеурочной деятельности:
· предоставить обучающимся ГБПОУ «НГТ» возможность самовыражения в творчестве;
· формировать у обучающихся ГБПОУ «НГТ» установку на творческий рост и достижение успеха;
· развить творческий потенциал детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Ожидаемый результат:
Участие в проекте мотивирует обучающихся к саморазвитию, помогает наладить отношения с окружающими, даёт им возможность быть принятыми, понятыми, востребованными в обществе, помогает им обрести новых друзей, вселяет в них уверенность в себе, а так же решает педагогические задачи по развитию у обучающихся по специальностям 44.02.01 Дошкольное воспитание и 44.02.02 Преподавание в начальных классах педагогического мастерства.
Функционирующий кукольный театр, дающий 15 – 30 минутные представления для детей дошкольного и младшего школьного возраста создаёт положительные эмоции, делает жизнь ребенка яркой и интересной.
2. СТРУКТУРА и содержание Рабочей ПРОГРАММЫ по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Трудоемкость освоения дисциплины
Вид учебной работы |
Количество часов |
В т.ч. практической подготовки |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
117 |
72 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
86 |
72 |
теоретические занятия: |
14 |
|
практическая работа |
72 |
58 |
Самостоятельная работа |
19 |
- |
Консультация (генеральная репетиция) |
2 |
2 |
Контроль и оценка результатов работы внеурочной деятельности (представления театральных трупп) |
10 |
- |
1.2. Тематический план и содержание внеурочной деятельности
Наименование разделов и тем |
Содержание и формы организации деятельности обучающихся |
Объем, акад. ч / в том числе в форме практической подготовки, акад. ч |
Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
1 |
2 |
3 |
4 |
Раздел 1. Основные навыки театрального мастерства |
14/82/19 |
|
|
Тема .1. Основы кукловождения |
Содержание |
10 |
ОК 01, ОК 02, ОК 09 |
Урок.1 .Приемы кукловождения настольного театра резиновой (пластмассовой, глиняной, мягкой ) игрушки и самодельной игрушки конусной (баночной). |
10 |
||
Урок.2 Приемы кукловождения игрушки настольно-плоскостного театра. |
|||
Урок.3 Приемы кукловождения театра бибабо и пальчикового театра. |
|||
Урок.4 Приемы вождения верховых кукол (перчаточный театр, театр ложек) и кукловождения кукол с «живой рукой». |
|||
Урок.5 Приемы вождения ростовых кукол |
|||
Практическая деятельность |
20 |
||
Практическая работа. 1-20. Отрабатывание навыков кукловождения с разными видами театров. |
20 |
||
Тема. 2. Основы актёрского мастерства |
Практическая деятельность |
18 |
|
Практическая работа 21. Работа у зеркала: разыгрывание этюдов на формирование внимание, развивать фантазии и воображения. |
2 |
ОК 01, ОК 02, ОК 09 |
|
Практическая работа 22. Работа у зеркала: отработка характерных жестов отталкивания, притяжения, раскрытия, закрытия |
2 |
||
Практическая работа 23. Работа у зеркала: развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и уметь адекватно выразить своё |
2 |
||
Практическая работа 24. Работа у зеркала: развивать способность правильно понимать эмоционально-выразительное движение рук и адекватно пользоваться жестами |
2 |
||
Практическая работа 25. Работа у зеркала: развивать способность понимать эмоциональное состояние человека и уметь адекватно выразить своё настроение |
2 |
||
Практическая работа 26. Работа у зеркала: развивать выразительность жеста, умение воспроизводить отдельные черты характера. |
2 |
||
Практическая работа 27. Развивать способность понимать эмоциональное состояние человека: этюд «Оживи предмет». |
2 |
||
Практическая работа 28. Работа у зеркала: расширение диапазона эмоционального восприятия и выражения различных эмоций (радость, горе, удивление , испуг). |
2 |
||
Практическая работа 29. Работа с напарником: развивать умение выражать основные эмоции и адекватно реагировать на эмоции окружающих людей |
2 |
||
Самостоятельная работа: |
|
||
Отрабатывание навыков актерского мастерства |
9 |
||
Тема. 3. Основные принципы драматизации |
Содержание |
4 |
ОК 01, ОК 02, ОК 09 |
Урок 6. Выразительность речи. |
2 |
||
Урок 7. Выбор средств для передачи образов, передачи диалогов, действий героев. |
2 |
||
Практическая деятельность |
|
||
Практическая работа 28. Драматизация в костюмах, в предметном окружении, с декорациями |
4 |
||
Практическая работа 29. Выбор выразительных средств для создания образа (интонацию, движения, мимику, жест). |
4 |
||
Практическая работа 30. Драматизациям, импровизация. |
4 |
||
Практическая работа 31. Работа с партнером. |
2 |
||
Практическая работа 33-53. Разыгрывание спектаклей по знакомым литературным сюжетам |
20 |
||
Консультация (генеральная репетиция) |
2 |
||
Самостоятельная работа: |
|
||
Отрабатывание навыков драматизации. Разучивание ролей. |
10 |
||
Тема 4. Театрализованная деятельность |
Проведение представлений труппами для детей дошкольного и младшего школьного возраста. |
10 |
ОК 01, ОК 02, ОК 09 |
Итого: |
117 |
|
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Общей педагогики», оснащенный соответствии с приложением 3 ОПОП-П.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список может быть дополнен новыми изданиями.
Литература:
1. Петров И.Ф. «Театр предметных кукол».М.Гум\ Издат. Центр «Владос», 2004 г.
2. Грушина Л.В. «Ручные перчатки» Издат. Дом «Карапуз», 2007 г.
3. Караменко Т.Н., Караменко Ю.Г. «Кукольный театр-дошкольникам». «Просвещение», 1982 г.
4. Сорокина Н.Ф. «Играем в кукольный театр». Издат. «Арти», М.
5. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л. «Театрализованные игры в детском саду», М., «Школьная Пресса», 2000г.
6. Интернет Свободная энциклопедия «Википедия».
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения |
Показатели освоения компетенций |
Методы оценки |
Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины: |
||
анализировать методы и условия построения драматизации на основе индивидуальных особенностей обучающегося; решать различные педагогические задачи по обучению; анализировать проявления закономерностей актерского мастерства на основе практических ситуаций; анализировать практические ситуации актерского мастерства в разных видах театральной деятельности; решать актерские задачи в ходе драматизации и импровизации |
Соответствие выполненного задания предъявляемым требованиям. Демонстрация способности применять освоенные умения в профессиональной деятельности |
Экспертное наблюдение и оценивание знаний на практических занятиях. Оценивание выполнения индивидуальных и групповых заданий. |
Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины: |
||
о основах актерского мастерства
сущность, закономерности и принципы актерского мастерства; содержание и организацию кукловождения. |
Демонстрация способности применять полученные знания в театрализованной деятельности. Владение профессиональной терминологий.
|
Экспертное наблюдение и оценивание знаний в ходе представления. Оценивание выполнения индивидуальных и групповых заданий.
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.