МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Элективный курс для учащихся 11 класса
«Комплексные числа в геометрии»
Автор:
Даллакян Артём Артурович,
учитель математики
Пояснительная записка
Элективный курс «Комплексные числа в геометрии» предназначен для учащихся 11 классов, изучающих математику на профильном уровне. Он направлен на углублённое изучение методов решения геометрических задач с помощью комплексных чисел. Курс формирует целостное представление о взаимосвязи алгебры и геометрии, развивает логическое мышление и пространственные представления учащихся.
Цель курса:
Развитие мышления и математической культуры учащихся через использование
комплексных чисел в геометрии.
Задачи курса:
Форма итогового контроля:
Выполнение задач и устная презентация одного из решений.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты:
Метапредметные результаты:
Предметные результаты:
Учебно-тематическое планирование (8 часов)
№ |
Тема занятия |
Содержание и виды деятельности |
1 |
Комплексные числа: алгебраическая и геометрическая формы |
Введение понятия, модуль и аргумент, геометрическая интерпретация, простейшие операции. |
2 |
Тригонометрическая и показательная форма |
Формула Муавра, действия в тригонометрической форме, извлечение корней. |
3 |
Комплексные числа в координатной геометрии |
Расстояние между точками, деление отрезка в данном отношении. |
4 |
Коллинеарность, параллельность, перпендикулярность |
Критерии на языке комплексных чисел, практические задачи. |
5 |
Скалярное и векторное произведение |
Формулы, геометрический и физический смысл. |
6 |
Прямая и окружность в комплексной форме |
Уравнение прямой, окружности, касательной, расстояние от точки до прямой. |
7 |
Подобие и равенство треугольников |
Признаки на языке комплексных чисел, гомотетический поворот. |
8 |
Практическое занятие: разбор задач |
Решение задач из раздела планиметрии с использованием комплексных чисел, обсуждение и устная защита одного из решений. |
Методические рекомендации
Курс рекомендуется проводить в виде интерактивных занятий с активным вовлечением учащихся. На каждом уроке целесообразно использовать:
Рекомендуется поощрять самостоятельную работу учащихся — например, анализ геометрической задачи с использованием комплексных чисел, сравнение решений (традиционное vs комплексное), подготовка мини-презентаций.
Особое внимание уделяется переходу от алгебраических выражений к геометрической интерпретации и обратно.
Список литературы
1. Яглом И.М. Комплексные числа и их применение в геометрии. — М.: Физматгиз, 1963.
2. Понарин Я.П. Алгебра комплексных чисел в геометрических задачах. — М.: МЦНМО, 2004.
3. Курош А.Г. Курс высшей алгебры. — СПб.: Лань, 2024.
4. Куликов Л.Я., Москаленко А.И., Фомин А.А. Сборник задач по алгебре и теории чисел. — М.: Просвещение, 1993.
5. Мышкис А.Д. Лекции по высшей математике. — СПб.: Лань, 2007.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.