МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛИЦЕЙ № 41 г. ВЛАДИВОСТОКА»
|
«Рассмотрено» Руководитель МО ___________/_____________ Протокол № ____ от «____» ________ 20___ г.
|
«Согласовано» Зам. директора по УВР
___________/____________ |
«Утверждаю» Директор МБОУ «Лицей № 41»
____________ Е.В. Пляс
|
Рабочая программа по спецкурсу 9 класс
«Математика на каждый день: в поисках финансового равновесия»
на 2023-2024 учебный год
Учитель Крюкова Е.А., первая квалификационная категория
Классы 9 «А», 9 «Б», 9 «В»
Всего часов в год 34
Всего часов в неделю 1
г. Владивосток,
2023 г.
Пояснительная записка
Спецкурс в 9 классе по курсу «Математика на каждый день: в поисках финансового равновесия» рассчитан на 1 час в неделю для учащихся, проявляющих интерес к математике и основан на рабочей программе Лавренова Е.Б. Также идет ссылка на базу Федерального государственного стандарта общего образования, Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, Фундаментального ядра содержания образования, Примерной рабочей программы по математике.
Данный курс основан на:
1. Лавренова Е.Б. Финансовая грамотность: учебная программа. 8 – 9 классы общеобразовательных организаций/ Е.Б. Лавренова, И.О. Рязанова, И.В. Липсиц. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2018.
2. Сергеева Т.Ф. Математика на каждый день. 6 – 8 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций/ Т.Ф. Сергеева. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2021.
3. Сергеева Т.Ф. Финансовая грамотность. В поисках финансового равновесия. 6 – 8 классы: тренажер: учебное пособие/ Т.Ф. Сергеева. – М.: Просвещение, 2021.
4. Финансовая грамотность: сборник эталонных заданий: выпуск 1: учебное пособие/ [Г.С. Ковалева и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, Е.Л. Рутковской. – 3-е изд., стер. – Москва; Санкт-Петербург: Просвещение, 2022.
5. Финансовая грамотность: сборник эталонных заданий: выпуск 2: учебное пособие: в 2 частях/ Г.С. Ковалевой, Е.Л. Рутковской, А.В. Половникова [и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, Е.Л. Рутковской. – 2-е изд., стер. – Москва; Санкт-Петербург: Просвещение, 2022.
Движение в направлении цифровой экономики и цифрового общества вновь возвращает к размышлениям над вопросом: «Нужна ли нам математика?».
Математика является движущей силой науки и технического прогресса. Многие математические теории возникли в связи с практическими потребностями людей. Математические моделирование, теория игр и теория информации, математическая статистика и теория вероятностей – это лишь небольшой перечень математических теорий, помогающих развитию современных технологий.
Невозможно представить без математики и повседневную жизнь. Как правильно рассчитать проценты по кредиту или воспользоваться скидкой в магазине, какую модель нового гаджета выбрать, сколько магазинов должно быть в каждом районе или сколько автобусов нужно для нового микрорайона, как правильно накопить сумму денег.
С другой стороны, сложность финансовой системы, появление новых финансовых продуктов и услуг требуют от современного человека финансовой грамотности. Финансовое образование необходимо всем гражданам. Взрослым людям оно дает возможность эффективно управлять личными финансами, планировать свое пенсионное обеспечение и принимать взвешенные при инвестировании сбережений. Молодым финансовое образование позволяет заложить фундамент разумного финансового поведения, дает представление о ценности денег, также оно способствует развитию навыков планирования бюджета и сбережений и повышает финансовую безопасность. Финансовая грамотность школьников и учащейся молодежи сегодня рассматривается как важное средство долгосрочного оздоровления мировой финансовой системы и как эффективная мера повышения качества жизни.
Все задания курса носят практико-ориентированный характер и конструируются на основе контекста, включающего темы «Дом и семья», «Образование и работа», «Досуг и отдых», «Общество и гражданин». В процессе выполнения заданий формируются предусмотренные ФГОС ООО метапредметные результаты обучения посредством реализации следующих действий:
- поиска информации в различных источниках и ее обработки на основе анализа, обобщения, структуаризации и систематизации;
- расширения поля для коммуникации посредством проведения опросов, наблюдений;
- постановки жизненно важных целей и выработки стратегий решения личностно и социально значимых задач и др.
Социально-экономический контекст заданий сборника создает базу для формирования универсальных учебных действий:
· познавательных:
- способность постановки реальных проблем и их решение средствами математики;
- умение определять и находить требуемую информацию;
· коммуникативных:
- умение слушать и вступать в диалог;
- участвовать в коллективном обсуждении проблем;
- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
· регулятивных:
- овладение навыками планирования, прогнозирования, контроля и оценки;
· личностных:
- обеспечение ориентации в социальных ролях и соответствующей им деятельности.
Содержание курса внеурочной деятельности
1. Управление денежными средствами семьи
Каким образом в современной экономике осуществляется эмиссия денег; из чего состоит денежная масса; способ влияния государства на инфляцию; структуры доходов населения России и ее изменений в конце XX – начале XXI вв.; факторов, влияющих в России на размер доходов из различных источников; зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи; статей семейного и личного бюджета; ежемесячных трат семьи и личных трат.
Виды деятельности учащихся:
- устанавливать причинно-следственные связи между нормой инфляции и уровнем доходов семей;
- использовать различные источники для определения причин инфляции и ее влияния на покупательную способность денег, имеющих в наличии;
- определять и оценивать варианты повышения личного дохода;
- оценивать свои ежемесячные расходы;
- соотносить различные потребности и желания с точки зрения финансовых возможностей.
2. Способы повышения семейного благосостояния
Основные виды финансовых услуг и продуктов для физических лиц; принцип хранения денег на банковском счете; варианты использования сбережений и инвестирования на разных стадиях жизненного цикла семьи; аккумулирование сбережений для будущих трат; возможные риски сбережений и инвестирования; расчет реального банковского процента; расчет доходности банковского вклада и других операций; анализ договоров; отличие инвестиций от сбережений; сравнение доходности инвестиционных продуктов.
Виды деятельности учащихся:
- искать необходимую информацию на сайтах банков, страховых компаний и др. финансовых учреждений;
- оценивать необходимость использования различных финансовых инструментов для повышения благосостояния семьи;
- откладывать деньги на определенные цели;
- выбирать рациональные схемы инвестирования семейных сбережений для обеспечения будущих крупных расходов семьи.
3. Риски в мире денег
Изменение структуры расходов семьи при рождении детей; необходимость финансовой подушки безопасности на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций; страхование жизни и семейного имущества для управления рисками.
Причины финансовых рисков: осторожность в финансовой сфере, необходимость проверять поступающую информацию из различных источников (из рекламы, от граждан, из учреждений), сайты социальных служб, обращение за помощью; чтение договоров страхования; расчет ежемесячных платежей по страхованию; защита личной информации в сети Интернет; пользование банковской картой с минимальным финансовым риском; отношение рисков и выгоды.
Виды деятельности учащихся:
- оценивать последствия сложных жизненных ситуаций с точки зрения пересмотра структуры финансов семьи и личных финансов;
- оценивать предлагаемые варианты страхования;
- анализировать и оценивать финансовые риски;
- развивать критическое мышление по отношению к рекламным сообщениям;
- способность реально оценивать свои финансовые возможности.
Все предлагаемые практико-ориентированные задачи затрагивают вопросы, которые предложены из содержания данного курса.
Место курса во внеучебном плане
На ступени основного образования для обязательного изучения курса по спецкурсу за 9 класс отводится 34 учебных часа, т.е. 1 час в неделю.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения содержания курса
Личностные результаты:
· сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных финансов;
· готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять возникающие в связи с взаимодействием с финансовыми институтами обязанности;
· развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
· развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете.
Метапредметными результатами:
Регулятивные УУД:
· понимание цели своих действий;
· планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
· проявление познавательной и творческой инициативы;
· оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
· адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Познавательные УУД:
· сформированность умения анализировать проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для их решения;
· владение умением поиска различных способов решения финансовых проблем и их оценки;
· владение умением осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование поведения в сфере финансов;
· сформированность умения устанавливать причинно-следственные связи между социальными и финансовыми явлениями и процессами; умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных финансов и оценивать свои поступки; сформированность коммуникативной компетенции;
· вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи;
· анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников;
· овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Коммуникативные УУД:
· составление текстов в устной и письменной формах;
· готовность слушать собеседника и вести диалог;
· готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
· умение излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
· определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты
· владение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, инвестиционный фонд, финансовое планирование, форс-мажор, страхование, финансовые риски, бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система;
· владение знанием:
- структуры денежной массы;
- структуры доходов населения страны и способов ее определения;
- зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи;
- статей семейного и личного бюджета и способов их корреляции;
- основных видов финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц;
- возможных норм сбережения;
- способов государственной поддержки в случаях попадания в сложных жизненные ситуации;
- видов страхования;
- видов финансовых рисков;
- способов использования банковских продуктов для решения своих финансовых задач;
- способов определения курса валют и мест обмена;
- способов уплаты налогов, принципов устройства пенсионной системы РФ;
· освоение приемов работы с экономической информацией, ее осмысление; проведение простых финансовых расчетов;
· приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направление расходов семей и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах.
Календарно-тематическое планирование
|
№ урока |
Содержание |
Количество часов |
Номера задач на урок |
Дата по плану |
Дата по факту |
Примечание |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
1 |
Этот дивный мир финансов Ситуация: «Билеты на футбольный матч» ДЗ: Ситуация «Две семьи» |
1 |
|
|
|
|
|
2 |
Что такое деньги и как они появились Ситуация: «Дополнительные занятия» ДЗ: Ситуация: «Акция в магазине» |
1 |
|
|
|
|
|
3 |
История монет Ситуация: «Сотовая связь» ДЗ: Ситуация «Выгодный обмен» |
1 |
|
|
|
|
|
4 |
Бумажные деньги Ситуация: «Приют для бездомных собак» ДЗ: Ситуация: «Фальшивые деньги» |
1 |
|
|
|
|
|
5 |
Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок Ситуация: «В парке развлечений» ДЗ: Ситуация: «Новые джинсы» |
|
|
|
|
|
|
6 |
Деньги, которые не видишь Ситуация: «Прививка против гриппа» ДЗ: Ситуация: «Траты Димы» |
1 |
|
|
|
|
|
7 |
Валюты, или почему у всех стран разные деньги Ситуация: «Традиции гостеприимства» ДЗ: Ситуация: «Конкурс эрудитов» |
|
|
|
|
|
|
8 |
Современные деньги России Ситуация: «Гречневая крупа» ДЗ: Ситуация: «Накопить на компьютер» |
1 |
|
|
|
|
|
9 |
Кто печатает деньги Ситуация: «Наводнение» ДЗ: Ситуация: «Если банк закрылся» |
1 |
|
|
|
|
|
10 |
Как передать деньги в другую страну Ситуация: «Рациональное ведение домашнего хозяйства» ДЗ: Ситуация: «Благотворительный фонд» |
1 |
|
|
|
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
11 |
Что такое банк и откуда в нем деньги Ситуация: «Реклама» ДЗ: Ситуация: «Обмен валюты» |
1 |
|
|
|
|
|
12 |
Что такое банковский вклад и зачем он нужен Ситуация: «Помощь малоимущим семьям» ДЗ: Ситуация: «Зарплата мамы и ее траты» |
1 |
|
|
|
|
|
13 |
Зачем людям нужны кредиты Ситуация: «Цифровая экономика» ДЗ: Ситуация: «Рациональное поведение» |
1 |
|
|
|
|
|
14 |
О чем расскажет кредитная история Ситуация: «Краудсорсинг» ДЗ: Ситуация: «У банкоматов в торговом центре» |
1 |
|
|
|
|
|
15 |
Банкоматы и банковские карты Ситуация: «Безработица» ДЗ: Ситуация: «Разговор у кассы» |
1 |
|
|
|
|
|
16 |
Откуда в семье берутся деньги Ситуация: «Бизнес-проект» ДЗ: Ситуация: «Доходы и расходы семьи» |
1 |
|
|
|
|
|
17 |
На что семьи тратят деньги Ситуация: «Выбор профессии» ДЗ: Ситуация: «Велосипед для Коли» |
1 |
|
|
|
|
|
18 |
Семейный бюджет Ситуация: «Инфляция» ДЗ: Ситуация: «Банковская карта Артема» |
1 |
|
|
|
|
|
19 |
Учимся планировать семейный бюджет Ситуация: «Ивестиции в будущее» ДЗ: Ситуация: «Резервный фонд семьи» |
1 |
|
|
|
|
|
20 |
Как планировать расходы Ситуация: «Сокращение расходов» ДЗ: Ситуация: «Работа для Миши» |
1 |
|
|
|
|
|
21 |
Как правильно потратить карманные деньги Ситуация: «Оплата поездки в метро» ДЗ: Ситуация: «Что делать с некачественным товаром» |
1 |
|
|
|
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
22 |
Зачем нужен финансовый план Ситуация: «Нужен ли семье автомобиль?» ДЗ: Ситуация: «Вымогатели в социальных сетях» |
1 |
|
|
|
|
|
23 |
Как делать сбережения Ситуация: «Черная пятница» ДЗ: Ситуация: «Старенький автомобиль» |
1 |
|
|
|
|
|
24 |
Что такое страхование Ситуация: «Как накопить деньги» ДЗ: Ситуация: «Как приумножить накопления» |
1 |
|
|
|
|
|
25 |
Что такое пенсия Ситуация: «Предложение от блогера» ДЗ: Ситуация: «Сервис частных объявлений» |
1 |
|
|
|
|
|
26 |
Почему у людей разные зарплаты Ситуация: «Занятия после уроков» ДЗ: Ситуация: «Как выбрать банковскую карту» |
1 |
|
|
|
|
|
27 |
Налоги Ситуация: «Идем в музей» ДЗ: Ситуация: «Первая работа» |
1 |
|
|
|
|
|
28 |
Как стать инвестором Ситуация: «Медицинская страховка» ДЗ: Ситуация: «Первая работа» |
1 |
|
|
|
|
|
29 |
Финансовое мошенничество Ситуация: «Транспортный налог» ДЗ: Ситуация: «Как грамотно приобрести товар» |
1 |
|
|
|
|
|
30 |
Практическая работа Ситуация: «Квартира» |
1 |
|
|
|
|
|
31 |
Практическая работа Ситуация: «Печь для бани» |
1 |
|
|
|
|
|
32 |
Практическая работа Ситуация: «Тарифы» |
1 |
|
|
|
|
|
33 |
Практическая работа Ситуация: «Шины» |
1 |
|
|
|
|
|
34 |
Практическая работа Ситуация: «План местности» |
1 |
|
|
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.