Рабочая программа по спецкурсу по математике для 9 классов "В поисках финансового равновесия"

  • Образовательные программы
  • Разработки курсов
  • docx
  • 01.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный спецкурс предназначен для знакомства учащихся с понятиями финансовой грамотности через практико-ориентированные задачи по финансовой математике, где учащиеся развивают не только математические навыки в практическом контексте, но также закрепляют умения использовать навык читательской грамотности в разных областях
Иконка файла материала Спецкурс В поисках финансового равновесия 9 класс.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЛИЦЕЙ № 41 г. ВЛАДИВОСТОКА»

 

 

 

 

«Рассмотрено»

 Руководитель МО

___________/_____________

Протокол № ____

от «____» ________ 20___ г.

 

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

 

___________/____________

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Лицей № 41»

 

____________ Е.В. Пляс

 

 

 

 

 

Рабочая программа по спецкурсу 9 класс

«Математика на каждый день: в поисках финансового равновесия»

на 2023-2024 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

Учитель                       Крюкова Е.А., первая квалификационная категория

Классы 9 «А», 9 «Б», 9 «В»

Всего часов в год                  34

Всего часов в неделю          1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Владивосток,

2023 г.


 

Пояснительная записка

Спецкурс в 9 классе по курсу «Математика на каждый день: в поисках финансового равновесия» рассчитан на 1 час в неделю для учащихся, проявляющих интерес к математике и основан на рабочей программе Лавренова Е.Б. Также идет ссылка на базу Федерального государственного стандарта общего образования, Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, Фундаментального ядра содержания образования, Примерной рабочей программы по математике.

Данный курс основан на:

1. Лавренова Е.Б. Финансовая грамотность: учебная программа. 8 9 классы общеобразовательных организаций/ Е.Б. Лавренова, И.О. Рязанова, И.В. Липсиц. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2018.

2. Сергеева Т.Ф. Математика на каждый день. 6 – 8 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций/ Т.Ф. Сергеева. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2021.

3. Сергеева Т.Ф. Финансовая грамотность. В поисках финансового равновесия. 6 – 8 классы: тренажер: учебное пособие/ Т.Ф. Сергеева. – М.: Просвещение, 2021.

4. Финансовая грамотность: сборник эталонных заданий: выпуск 1: учебное пособие/ [Г.С. Ковалева и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, Е.Л. Рутковской. – 3-е изд., стер. – Москва; Санкт-Петербург: Просвещение, 2022.

5. Финансовая грамотность: сборник эталонных заданий: выпуск 2: учебное пособие: в 2 частях/ Г.С. Ковалевой, Е.Л. Рутковской, А.В. Половникова [и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, Е.Л. Рутковской. – 2-е изд., стер. – Москва; Санкт-Петербург: Просвещение, 2022.

Движение в направлении цифровой экономики и цифрового общества вновь возвращает к размышлениям над вопросом: «Нужна ли нам математика?».

Математика является движущей силой науки и технического прогресса. Многие математические теории возникли в связи с практическими потребностями людей. Математические моделирование, теория игр и теория информации, математическая статистика и теория вероятностей – это лишь небольшой перечень математических теорий, помогающих развитию современных технологий.

Невозможно представить без математики и повседневную жизнь. Как правильно рассчитать проценты по кредиту или воспользоваться скидкой в магазине, какую модель нового гаджета выбрать, сколько магазинов должно быть в каждом районе или сколько автобусов нужно для нового микрорайона, как правильно накопить сумму денег.

С другой стороны, сложность финансовой системы, появление новых финансовых продуктов и услуг требуют от современного человека финансовой грамотности. Финансовое образование необходимо всем гражданам. Взрослым людям оно дает возможность эффективно управлять личными финансами, планировать свое пенсионное обеспечение и принимать взвешенные при инвестировании сбережений. Молодым финансовое образование позволяет заложить фундамент разумного финансового поведения, дает представление о ценности денег, также оно способствует развитию навыков планирования бюджета и сбережений и повышает финансовую безопасность. Финансовая грамотность школьников и учащейся молодежи сегодня рассматривается как важное средство долгосрочного оздоровления мировой финансовой системы и как эффективная мера повышения качества жизни.

Все задания курса носят практико-ориентированный характер и конструируются на основе контекста, включающего темы «Дом и семья», «Образование и работа», «Досуг и отдых», «Общество и гражданин». В процессе выполнения заданий формируются предусмотренные ФГОС ООО метапредметные результаты обучения посредством реализации следующих действий:

- поиска информации в различных источниках и ее обработки на основе анализа, обобщения, структуаризации и систематизации;

- расширения поля для коммуникации посредством проведения опросов, наблюдений;

- постановки жизненно важных целей и выработки стратегий решения личностно и социально значимых задач и др.

Социально-экономический контекст заданий сборника создает базу для формирования универсальных учебных действий:

·         познавательных:

- способность постановки реальных проблем и их решение средствами математики;

- умение определять и находить требуемую информацию;

·         коммуникативных:

- умение слушать и вступать в диалог;

- участвовать в коллективном обсуждении проблем;

- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

·         регулятивных:

- овладение навыками планирования, прогнозирования, контроля и оценки;

·         личностных:

- обеспечение ориентации в социальных ролях и соответствующей им деятельности.

Содержание курса внеурочной деятельности

1. Управление денежными средствами семьи

Каким образом в современной экономике осуществляется эмиссия денег; из чего состоит денежная масса; способ влияния государства на инфляцию; структуры доходов населения России и ее изменений в конце XX – начале XXI вв.; факторов, влияющих в России на размер доходов из различных источников; зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи; статей семейного и личного бюджета; ежемесячных трат семьи и личных трат.

Виды деятельности учащихся:

- устанавливать причинно-следственные связи между нормой инфляции и уровнем доходов семей;

- использовать различные источники для определения причин инфляции и ее влияния на покупательную способность денег, имеющих в наличии;

- определять и оценивать варианты повышения личного дохода;

- оценивать свои ежемесячные расходы;

- соотносить различные потребности и желания с точки зрения финансовых возможностей.

2. Способы повышения семейного благосостояния

Основные виды финансовых услуг и продуктов для физических лиц; принцип хранения денег на банковском счете; варианты использования сбережений и инвестирования на разных стадиях жизненного цикла семьи; аккумулирование сбережений для будущих трат; возможные риски сбережений и инвестирования; расчет реального банковского процента; расчет доходности банковского вклада и других операций; анализ договоров; отличие инвестиций от сбережений; сравнение доходности инвестиционных продуктов.

Виды деятельности учащихся:

- искать необходимую информацию на сайтах банков, страховых компаний и др. финансовых учреждений;

- оценивать необходимость использования различных финансовых инструментов для повышения благосостояния семьи;

- откладывать деньги на определенные цели;

- выбирать рациональные схемы инвестирования семейных сбережений для обеспечения будущих крупных расходов семьи.

3. Риски в мире денег

Изменение структуры расходов семьи при рождении детей; необходимость финансовой подушки безопасности на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций; страхование жизни и семейного имущества для управления рисками.

Причины финансовых рисков: осторожность в финансовой сфере, необходимость проверять поступающую информацию из различных источников (из рекламы, от граждан, из учреждений), сайты социальных служб, обращение за помощью; чтение договоров страхования; расчет ежемесячных платежей по страхованию; защита личной информации в сети Интернет; пользование банковской картой с минимальным финансовым риском; отношение рисков и выгоды.

Виды деятельности учащихся:

- оценивать последствия сложных жизненных ситуаций с точки зрения пересмотра структуры финансов семьи и личных финансов;

- оценивать предлагаемые варианты страхования;

- анализировать и оценивать финансовые риски;

- развивать критическое мышление по отношению к рекламным сообщениям;

- способность реально оценивать свои финансовые возможности.

Все предлагаемые практико-ориентированные задачи затрагивают вопросы, которые предложены из содержания данного курса.

Место курса во внеучебном плане

На ступени основного образования для обязательного изучения курса по спецкурсу за 9 класс отводится 34 учебных часа, т.е. 1 час в неделю.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения содержания курса

Личностные результаты:

·         сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных финансов;

·         готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять возникающие в связи с взаимодействием с финансовыми институтами обязанности;

·         развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;

·         развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете.

Метапредметными результатами:

Регулятивные УУД:

·         понимание цели своих действий;

·         планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;

·         проявление познавательной и творческой инициативы;

·         оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;

·         адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

Познавательные УУД:

·         сформированность умения анализировать проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для их решения;

·         владение умением поиска различных способов решения финансовых проблем и их оценки;

·         владение умением осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование поведения в сфере финансов;

·         сформированность умения устанавливать причинно-следственные связи между социальными и финансовыми явлениями и процессами; умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных финансов и оценивать свои поступки; сформированность коммуникативной компетенции;

·         вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи;

·         анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников;

·         овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Коммуникативные УУД:

·         составление текстов в устной и письменной формах;

·         готовность слушать собеседника и вести диалог;

·         готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

·         умение излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;

·         определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты

·         владение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, инвестиционный фонд, финансовое планирование, форс-мажор, страхование, финансовые риски, бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система;

·         владение знанием:

- структуры денежной массы;

- структуры доходов населения страны и способов ее определения;

- зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи;

- статей семейного и личного бюджета и способов их корреляции;

- основных видов финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц;

- возможных норм сбережения;

- способов государственной поддержки в случаях попадания в сложных жизненные ситуации;

- видов страхования;

- видов финансовых рисков;

- способов использования банковских продуктов для решения своих финансовых задач;

- способов определения курса валют и мест обмена;

- способов уплаты налогов, принципов устройства пенсионной системы РФ;

·         освоение приемов работы с экономической информацией, ее осмысление; проведение простых финансовых расчетов;

·         приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направление расходов семей и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах.

 


Календарно-тематическое планирование

№ урока

Содержание

Количество часов

Номера задач на урок

Дата по плану

Дата по факту

Примечание

1

2

3

4

5

6

7

1

Этот дивный мир финансов

Ситуация: «Билеты на футбольный матч»

ДЗ: Ситуация «Две семьи»

1

 

 

 

 

2

Что такое деньги и как они появились

Ситуация: «Дополнительные занятия»

ДЗ: Ситуация: «Акция в магазине»

1

 

 

 

 

3

История монет

Ситуация: «Сотовая связь»

ДЗ: Ситуация «Выгодный обмен»

1

 

 

 

 

4

Бумажные деньги

Ситуация: «Приют для бездомных собак»

ДЗ: Ситуация: «Фальшивые деньги»

1

 

 

 

 

5

Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок

Ситуация: «В парке развлечений»

ДЗ: Ситуация: «Новые джинсы»

 

 

 

 

 

6

Деньги, которые не видишь

Ситуация: «Прививка против гриппа»

ДЗ: Ситуация: «Траты Димы»

1

 

 

 

 

7

Валюты, или почему у всех стран разные деньги

Ситуация: «Традиции гостеприимства»

ДЗ: Ситуация: «Конкурс эрудитов»

 

 

 

 

 

8

Современные деньги России

Ситуация: «Гречневая крупа»

ДЗ: Ситуация: «Накопить на компьютер»

1

 

 

 

 

9

Кто печатает деньги

Ситуация: «Наводнение»

ДЗ: Ситуация: «Если банк закрылся»

1

 

 

 

 

10

Как передать деньги в другую страну

Ситуация: «Рациональное ведение домашнего хозяйства»

ДЗ: Ситуация: «Благотворительный фонд»

1

 

 

 

 

1

2

3

4

5

6

7

11

Что такое банк и откуда в нем деньги

Ситуация: «Реклама»

ДЗ: Ситуация: «Обмен валюты»

1

 

 

 

 

12

Что такое банковский вклад и зачем он нужен

Ситуация: «Помощь малоимущим семьям»

ДЗ: Ситуация: «Зарплата мамы и ее траты»

1

 

 

 

 

13

Зачем людям нужны кредиты

Ситуация: «Цифровая экономика»

ДЗ: Ситуация: «Рациональное поведение»

1

 

 

 

 

14

О чем расскажет кредитная история

Ситуация: «Краудсорсинг»

ДЗ: Ситуация: «У банкоматов в торговом центре»

1

 

 

 

 

15

Банкоматы и банковские карты

Ситуация: «Безработица»

ДЗ: Ситуация: «Разговор у кассы»

1

 

 

 

 

16

Откуда в семье берутся деньги

Ситуация: «Бизнес-проект»

ДЗ: Ситуация: «Доходы и расходы семьи»

1

 

 

 

 

17

На что семьи тратят деньги

Ситуация: «Выбор профессии»

ДЗ: Ситуация: «Велосипед для Коли»

1

 

 

 

 

18

Семейный бюджет

Ситуация: «Инфляция»

ДЗ: Ситуация: «Банковская карта Артема»

1

 

 

 

 

19

Учимся планировать семейный бюджет

Ситуация: «Ивестиции в будущее»

ДЗ: Ситуация: «Резервный фонд семьи»

1

 

 

 

 

20

Как планировать расходы

Ситуация: «Сокращение расходов»

ДЗ: Ситуация: «Работа для Миши»

1

 

 

 

 

21

Как правильно потратить карманные деньги

Ситуация: «Оплата поездки в метро»

ДЗ: Ситуация: «Что делать с некачественным товаром»

1

 

 

 

 


 

1

2

3

4

5

6

7

22

Зачем нужен финансовый план

Ситуация: «Нужен ли семье автомобиль?»

ДЗ: Ситуация: «Вымогатели в социальных сетях»

1

 

 

 

 

23

Как делать сбережения

Ситуация: «Черная пятница»

ДЗ: Ситуация: «Старенький автомобиль»

1

 

 

 

 

24

Что такое страхование

Ситуация: «Как накопить деньги»

ДЗ: Ситуация: «Как приумножить накопления»

1

 

 

 

 

25

Что такое пенсия

Ситуация: «Предложение от блогера»

ДЗ: Ситуация: «Сервис частных объявлений»

1

 

 

 

 

26

Почему у людей разные зарплаты

Ситуация: «Занятия после уроков»

ДЗ: Ситуация: «Как выбрать банковскую карту»

1

 

 

 

 

27

Налоги

Ситуация: «Идем в музей»

ДЗ: Ситуация: «Первая работа»

1

 

 

 

 

28

Как стать инвестором

Ситуация: «Медицинская страховка»

ДЗ: Ситуация: «Первая работа»

1

 

 

 

 

29

Финансовое мошенничество

Ситуация: «Транспортный налог»

ДЗ: Ситуация: «Как грамотно приобрести товар»

1

 

 

 

 

30

Практическая работа

Ситуация: «Квартира»

1

 

 

 

 

31

Практическая работа

Ситуация: «Печь для бани»

1

 

 

 

 

32

Практическая работа

Ситуация: «Тарифы»

1

 

 

 

 

33

Практическая работа

Ситуация: «Шины»

1

 

 

 

 

34

Практическая работа

Ситуация: «План местности»

1

 

 

 

 


 



 

Посмотрите также