Адаптированная рабочая программа
по учебному предмету
«Математические представления»
для обучающихся 5-9 классов
с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями),
тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2)
2025-2026 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по математическим представлениям для обучающихся 5-9 классов с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями, разработана в соответствии с требованиями:
· Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "Об образовании в Российской Федерации"
· Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. N 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
· Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, разработанная в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
· Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) МБОУ «Усть-Ярульская средняя общеобразовательная школа» имени Героя Советского Союза Н.Я. Тотмина.
· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
· Устав МБОУ «Усть-Ярульская средняя общеобразовательная школа» имени Героя Советского Союза Н.Я. Тотмина.
· Учебный план МБОУ «Усть-Ярульская средняя общеобразовательная школа» имени Героя Советского Союза Н.Я. Тотмина.
АООП образования (ФГОС, вариант 2) обучающихся с умственной отсталостью направлена на формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, основанной на развитии личности и необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.
На основе АООП (ФГОС, вариант 2) образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР), учитывающую индивидуальные образовательные потребности обучающегося с умственной отсталостью.
Сроки освоения адаптированной основной общеобразовательной программы составляют 12 лет.
Из-за системных нарушений развития обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР для данной категории детей показан индивидуальный уровень итогового результата общего образования. Благодаря обозначенному в ФГОС варианту образования все обучающиеся, вне зависимости от тяжести состояния, включаются в образовательное пространство, где принципы организации предметно-развивающей среды, оборудование, технические средства, программы учебных предметов, коррекционных технологий, а также содержание и методы обучения и воспитания определяются индивидуальными возможностями и особыми образовательными потребностями ребенка.
Итоговые достижения обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) принципиально отличаются от требований к итоговым достижениям детей с легкой умственной отсталостью (вариант 1). Они определяются индивидуальными возможностями ребенка и тем, что его образование нацелено на максимальное развитие жизненной компетенции. Овладение знаниями, умениями и навыками в различных образовательных областях («академический» компонент) регламентируется рамками полезных и необходимых инструментов для решения задач повседневной жизни. Накопление доступных навыков коммуникации, самообслуживания, бытовой и доступной трудовой деятельности, а также перенос сформированных представлений и умений в собственную деятельность (компонент «жизненной компетенции») готовят обучающегося к использованию приобретенных в процессе образования умений для активной жизни в семье и обществе.
Итогом образования человека с умственной отсталостью, с ТМНР является нормализация его жизни. Под нормализацией понимается такой образ жизни, который является привычным и необходимым для подавляющего большинства людей: жить в семье, решать вопросы повседневной жизнедеятельности, выполнять полезную трудовую деятельность, определять содержание своих увлечений и интересов, иметь возможность самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. Общим результатом образования такого обучающегося может стать набор компетенций, позволяющих соразмерно психическим и физическим возможностям максимально самостоятельно решать задачи, направленные на нормализацию его жизни.
Особые образовательные потребности детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР диктуют необходимость разработки специальной индивидуальной программы развития для их обучения и воспитания. Целью реализации такой программы является обретение обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для него пределах.
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разрабатывается на основе адаптированной основной общеобразовательной программы и нацелена на образование детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР с учетом их индивидуальных образовательных потребностей. СИПР составляется на ограниченный период времени (один год). В ее разработке принимают участие все специалисты, работающие с ребенком в образовательной организации, и его родители.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и т.д.
У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание практических ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является важным приемом в обучении. Ребенок учится использовать математические представления для решения жизненных задач: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплачиваться в магазине за покупку, брать необходимое количество продуктов для приготовления блюда (например, 2 помидора, 1 ложка растительного масла) и т.п.
Цель обучения математике – формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни.
Задачи:
- формировать элементарные математические представления о форме, величине, количественных, пространственных, временных представлениях;
-формировать представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность;
-овладевать способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач.
-умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости;
-умение различать, сравнивать и прообразовывать множества один - много;
-умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий;
Примерная программа построена на основе следующих разделов: «Количественные представления», «Представления о форме», «Представления о величине», «Пространственные представления», «Временные представления».
Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных практических задач. Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия могут использоваться при сервировке стола, при раздаче материала и инструментов участникам какого-то общего дела, при посадке семян в горшочки и т.д. Умение пересчитывать предметы необходимо при выборе ингредиентов для приготовления блюда, при отсчитывании заданного количества листов в блокноте, при определении количества испеченных пирожков, изготовленных блокнотов и т.д. Изучая цифры, у ребенка закрепляются сведения о дате рождения, домашнем адресе, номере телефона, календарных датах, номерах пассажирского транспорта, каналах телевизионных передач и многое другое.
В учебном плане предмет представлен с 1 по 12 год обучения с примерным расчетом по 2 часа в неделю (12-й год – 1 раз в неделю). Кроме того, в рамках коррекционно-развивающих занятий также возможно проведение занятий по математике с обучающимися, которые нуждаются в дополнительной индивидуальной работе. Обучающимся, для которых содержание предмета недоступно, программа по математике не включается в индивидуальную образовательную программу, предмет не вносится в индивидуальный учебный план.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
Предмет «Математические представления» входит в обязательную часть предметной области «Математика».
Согласно учебному плану АООП (вариант 2) для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития обеспечивающему введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяющей общий объем нагрузки и максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав и структуру образовательных областей, учебных предметов по годам обучения.
в 5 классе -68 часов (34 учебных недели) по 2 часа в неделю
в 6 классе - 68 часов (34 учебных недели) по 2 часа в неделю
в 7 классе -68 часов (34 учебных недели) по 2 часа в неделю
в 8 классе - 68 часов (34 учебных недели) по 2 часа в неделю.
в 9 классе - 68 часов (34 учебных недели) по 2 часа в неделю.
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных практических задач. Изучая цифры, у ребенка закрепляются сведения о дате рождения, домашнем адресе, номере телефона, календарных датах, номерах пассажирского транспорта, каналах телевизионных передач и многое другое.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (ФГОС, вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
-Элементарные математические представления о форме, величине; количественные (до числовые), пространственные, временные представления
-Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности.
-Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости.
-Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества.
-Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.
-Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой.
-Умение пересчитывать предметы в доступных пределах.
-Умение представлять множество двумя другими множествами в пределах10-ти.
-Умение обозначать арифметические действия знаками.
-Умение решать задачи на увеличение и уменьшение на одну, несколько единиц.
-Использование математических знаний при решении соответствующих возрасту житейских задач.
-Умение обращаться с деньгами, рассчитываться ими, пользоваться карманными деньгами ит.д.
-Умение определять длину, вес, объем, температуру, время, пользуясь мерками и измерительными приборами.
-Умение устанавливать взаимно – однозначные соответствия.
-Умение распознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры, автобуса, телефона и др.
-Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, определять время по часам, соотносить время с началом и концом деятельности.
-входить и выходить из учебного помещения со звонком;
-ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
-адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
-организовывать рабочее место;
-принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
-следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
-передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Формирование учебного поведения:
-направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):
-умение выполнять инструкции педагога:
-использование по назначению учебных материалов: бумаги; цветной бумаги; пластилина.
-умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
Формирование умения выполнять задание:
-в течение определенного периода времени:
-от начала до конца:
-с заданными качественными параметрами:
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д:
-ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;
-выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога.
-Называет (показывает) конструкцию.
-Воспроизводит комбинации из двух-трех элементов полифункционального мягкого модульного материала или деревянного (пластмассового) строительного набора
-сопоставляет два объекта по величине (большой - маленький мяч, большая - маленькая пирамида).
-ищет руками среди шариков другие предметы, ориентируясь на их величину (по два предмета одного наименования, но разной величины, например, пластмассовые мишки - большой и маленький, ведерки, лопатки, куклы).
-конструирует большие и маленькие предметы;
-играет в сухом бассейне: ищет руками среди шариков другие предметы, ориентируясь на их величину.
-играет в игры на величину (совместно с учителем и по подражанию его действиям)
-играет в игры: «Что катится, что не катится?», «Цветные шарики», «Лоток с шарами и кубиками» и т. п.
-играет со сборно-разборными игрушками и детским строительным материалом
- наблюдает за действиями со строительным материалом (постройка простых конструкций, сборка дидактической игрушки из деталей).
-участвует в игре по постройке предложенной учителем элементарному сюжету (матрешка пришла в домик, села на стул, залезла под стол и т. п.).
-умеет складывать шарики (мелкие игрушки, плоды: орехов, каштанов, шишек) в одну емкость и перекладывание их руками и с помощью столовой ложки в другую емкость.
-умеет играть с мячами и шарами
-умеет ходить по коврику, когда наступает на определенную фигуру, называет ее (если неговорящий, то показывает под ноги на фигуру).
-умеет переливать воду, пересыпать песок, поливать песок водой; пересыпать различные плоды, крупы, определяет вместе с учителем и самостоятельно количество (много, мало, нет — пусто).
-складывает на место сборно-разборные игрушки, настольный и напольный конструктор.
-переносит с одного места на другое бытовые предметы (кастрюли, пустые и наполненные водой, шариками, сковородки — пустая и полная, различные миски и другие пустые и полные емкости).
-ориентируется в схеме своего тела и лица (руки, ноги, голова, глаза, нос, уши) перед зеркалом и стоя напротив учителя.
-соотносит отдельные единицы множества с пальцами, другими предметами без пересчета (последовательно прикасается к каждому предмету пальцем - последовательно пересчитывает количество предметов).
-выбирает предметы из множеств. Играет с предметами и объектами контрастного размера: большая шишка - маленькая шишка, полный стакан - пустой стакан (банка, миска и др.).
-участвует в играх с пальчиками на соотнесение количества: много, один пальчик.
-наблюдает за погодными явлениями (холодно, тепло, идет дождь, идет снег), называет погодные явления используя невербальные и вербальные средства общения.
-изображает погодные явления с помощью имитационных действий: холодно сжимается и хмурится; тепло - улыбается, потягивается вверх и раскрывает руки, как бы подставляя их солнцу; дождь - имитирует движениями пальцев рук по поверхности пола или стола с проговариванием «кап-кап» и т. п.
-Рассматривает картинки о временах года, о погодных явлениях.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА « МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ»
Количественные представления.
Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»). Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом).
Преобразование множеств (увеличение, уменьшение, уравнивание множеств). Пересчет предметов по единице. Счет равными числовыми группами (по 2, по 3, по 5). Узнавание цифр. Соотнесение количества предметов с числом. Обозначение числа цифрой. Написание цифры. Знание отрезка числового ряда 1 – 3 (1 – 5, 1 – 10, 0 – 10). Определение места числа (от 0 до 9) в числовом ряду. Счет в прямой (обратной) последовательности. Состав числа 2 (3, 4, …, 10) из двух слагаемых. Сложение (вычитание) предметных множеств в пределах 5 (10). Запись арифметического примера на увеличение (уменьшение) на одну (несколько) единиц в пределах 5 (10). Решение задач на увеличение на одну (несколько) единиц в пределах 5 (10). Запись решения задачи в виде арифметического примера. Решение задач на уменьшение на одну (несколько) единиц в пределах 5 (10). Выполнение арифметических действий на калькуляторе. Различение денежных знаков (монет, купюр). Узнавание достоинства монет (купюр). Решение простых примеров с числами, выраженными единицей измерения стоимости. Размен денег.
Представления о величине.
Различение однородных (разнородных по одному признаку) предметов по величине. Сравнение двух предметов по величине способом приложения (приставления), «на глаз», наложения. Определение среднего по величине предмета из трех предложенных предметов. Составление упорядоченного ряда по убыванию (по возрастанию). Различение однородных (разнородных ) предметов по длине. Сравнение предметов по длине. Различение однородных (разнородных) предметов по ширине. Сравнение предметов по ширине. Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте. Различение предметов по весу. Сравнение предметов по весу. Узнавание весов, частей весов; их назначение. Измерение веса предметов, материалов с помощью весов. Различение предметов по толщине. Сравнение предметов по толщине. Различение предметов по глубине. Сравнение предметов по глубине. Измерение с помощью мерки. Узнавание линейки (шкалы делений), ее назначение. Измерение длины отрезков, длины (высоты) предметов линейкой.
Представление о форме.
Узнавание (различение) геометрических тел: «шар», «куб», «призма», «брусок». Соотнесение формы предмета с геометрическими телами. фигурой. Узнавание (различение) геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок. Соотнесение геометрической формы с геометрической фигурой. Соотнесение формы предметов с геометрической фигурой (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник). Сборка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) из 2-х (3-х, 4-х) частей. Составление геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник) из счетных палочек. Штриховка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник). Обводка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) по шаблону (трафарету, контурной линии). Построение геометрической фигуры (прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок) по точкам. Рисование геометрической фигуры (прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок, круг). Узнавание циркуля (частей циркуля), его назначение. Рисование круга произвольной (заданной) величины. Измерениеотрезка.
Пространственные представления.
Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке, изображении): верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад (сзади), правая (левая) рука (нога, сторона тела). Определение месторасположения предметов в пространстве: близко (около, рядом, здесь), далеко (там), сверху (вверху), снизу (внизу), впереди, сзади, справа, слева, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре. Перемещение в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вперёд, назад, вправо, влево. Ориентация на плоскости: вверху (верх), внизу (низ), в середине (центре), справа, слева, верхний (нижний, правый, левый) край листа, верхняя (нижняя, правая, левая) часть листа,
верхний (нижний) правый (левый) угол. Составление предмета (изображения) из нескольких частей. Составление ряда из предметов (изображений): слева направо, снизу вверх, сверху вниз. Определение отношения порядка следования: первый, последний, крайний, перед, после, за, следующий за, следом, между. Определение, месторасположения предметов в ряду.
Временные представления.
Узнавание (различение) частей суток. Знание порядка следования частей суток. Узнавание (различение) дней недели. Знание последовательности дней недели. Знание смены дней: вчера, сегодня, завтра. Соотнесение деятельности с временным промежутком: сейчас, потом, вчера, сегодня, завтра, на следующий день, позавчера, послезавтра, давно, недавно. Различение времен года. Знание порядка следования сезонов в году. Узнавание (различение) месяцев. Знание последовательности месяцев в году. Сравнение людей по возрасту. Определение времени по часам: целого часа, четверти часа, с точностью до получаса (до 5 минут). Соотнесение времени с началом и концом деятельности.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
5 класс.
|
№ |
Тема урока |
К\ч |
Основные виды деятельности учащихся
|
|
1 |
Игровые упражнения на перемещение и ориентировку в пространстве. |
1 |
Перемещение в пространстве частей тела по образцу и словесной инструкции. |
|
2 |
Числовой ряд 1-7. Прибавление числа 1. |
1 |
Счет предметов, соотнесение количества и числа, выполнение арифметических действий |
|
3 |
Счет предметов в пределах 7. |
1 |
Числовой ряд, решение примеров на сложение |
|
4
|
Основные геометрические фигуры и их цвета. |
1 |
Название геометрических фигур, цвет. размер |
|
5 |
Вычитание числа 1 в пределах 7. |
1 |
Счет предметов, соотнесение количества и числа, выполнение арифметических действий |
|
6 |
Одинаковое количество 1=1, 2=2. |
1 |
Счет предметов, соотнесение количества и числа, равное количество |
|
7 |
Повторение геометрических фигур. Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. |
1 |
|
|
8 |
Больше чем, меньше чем. |
1 |
Распознавать понятия больше, меньше. Наглядное сравнение предметов, выделение заданного предмета по заданию |
|
9 |
Право, лево. Определение сторон. |
1 |
|
|
10 |
Состав числа 7. |
1 |
Составлять и решать примеры на сложение и вычитание с опорой на иллюстративное изображение состава числа 7. |
|
11 |
Черчение прямых линий по линейке. |
1 |
Прямые линии: распознавание, называть. Линии прямые и кривые: распознавание, называть, дифференциация. Моделирование прямых, кривых линий на основе практических действий с предметами (веревка, проволока, нить и пр.) Нахождение линий в иллюстрациях, определять их вид. |
|
12 |
Сравнение полосок по длине. |
1 |
|
|
13 |
Сравнение полосок по ширине. |
1 |
Сравнивание полосок по длине, нахождение длинных, коротких путем наложения Счет предметов, соотнесение количества и числа, выполнение арифметических действий |
|
14 |
Прибавление числа 2. |
1 |
|
|
15 |
Вычитание числа 2. |
1 |
|
|
16 |
Прибавление и вычитание по 1, 2. |
1 |
Выполнение арифметических действий. Решение примеров на прибавление (вычитание) числа 2 с помощью последовательного присчитывания (отсчитывания) по 1 (5 + 2 = 7, 5 + 1 + 1 = 7; 7– 2 = 5, 7 – 1 – 1 = 5).Составлять и решать арифметические задачи на нахождение суммы, разности (остатка) в пределах 7 по предложенному сюжету. Составление задач по готовому решению |
|
17 |
Решение задач на сложение. |
1 |
Составлять и решать арифметические задачи на нахождение суммы, разности (остатка) в пределах 7 по предложенному сюжету, дни недели. Составление задач по готовому решению. |
|
18 |
Решение задач на вычитание. |
1 |
|
|
19 |
Дни недели. Решение примеров. |
1 |
|
|
20 |
Составление и решение примеров. |
1 |
Счет предметов, соотнесение количества и числа, выполнение арифметических действий. Составлять и решать арифметические задачи на нахождение суммы, разности (остатка) в пределах 7 по предложенному сюжету. Составление задач по готовому решению |
|
21 |
Составление и решение задач на сложение. |
1 |
|
|
22 |
Счет и решение задач на сложение и вычитание. |
1 |
|
|
23 |
Закрепление состава числа 7 |
1 |
Счет предметов, соотнесение количества и числа, выполнение арифметических действий |
|
24 |
Закрепление числового ряда. |
1 |
|
|
25 |
Решение примеров. |
1 |
Построение из геометрических фигур и палочек заданную фигуру по образцу |
|
26 |
Решение примеров. |
1 |
Образовывать, называть, обозначать цифрой (запись) числа 8.Находить место числа 8 в числовом ряду. Числовой ряд в пределах 8 в прямом и обратном порядке. Счет предметов в пределах 8. Соотносить количество, числа и цифры. Сравнивать числа в пределах 8. Знать состав числа 8. Счет в заданных пределах. Счет по 2. Сложение и вычитание чисел в пределах 8. Составлять и решать примеры на сложение и вычитание с опорой на иллюстративное изображение состава числа 8. Составлять и решать арифметические задачи по предложенному сюжету, готовому решению. Составлять и решать арифметические задачи по краткой записи с использованием иллюстраций. |
|
27 |
Число и цифра 8. |
1 |
|
|
28 |
Прямой и обратный счет. |
1 |
|
|
29 |
8=8 |
1 |
|
|
30 |
Состав числа 8. |
1 |
|
|
31 |
Сравнение геометрических фигур. |
1 |
|
|
32 |
Сравнение чисел в пределах 8. |
1 |
|
|
33 |
Добавляй по одному. |
1 |
|
|
34 |
Вычитание числа 1. |
1 |
|
|
35 |
Слагаемое, слагаемое, сумма. |
1 |
|
|
36 |
Решение примеров |
1 |
|
|
37-38 |
Сложение и вычитание. |
2 |
Решение примеров. ,называние компонентов при сложении Прибавление к числу, числа 2 и 3 название компонентов при сложении. |
|
39 |
Повторение изученного материала |
1 |
|
|
40 |
Числовой ряд 1-8 в прямом и обратном порядке. |
1 |
|
|
41 |
Прибавление чисел 2 и 3. |
1 |
|
|
42 |
Примеры на нахождение суммы. |
1 |
|
|
43 |
Понятие о паре. Счет двойками. |
1 |
Дидактическая игра «Найди пару». Знакомство со счетами, решение примеров на счетах. |
|
44 |
Решение примеров с помощью счет. |
1 |
|
|
45 |
Решение примеров. |
1 |
|
|
46 |
Геометрические фигуры, цвета. |
1 |
Название геометрических фигур, цвет. размер. Составление примеров с помощью наглядного материала. Образовывать, называть, обозначать цифрой (запись) числа 9.Находить место числа 9 в числовом ряду. Числовой ряд в пределах 9 в прямом и обратном порядке. Счет предметов в пределах 9. Соотносить количество, числа и цифры. Называть следующие и предыдущие числа. Сравнивать числа в пределах 9. Знать состав числа 9. Решать примеры на сложение и вычитание чисел в пределах 9. Составлять и решать примеры на сложение и вычитание с опорой на иллюстративное изображение состава числа 9. Решать текстовые арифметические задачи на нахождение суммы, разности (остатка) в пределах 9. Составлять и решать арифметические задачи по предложенному сюжету, готовому решению, краткой записи с использованием иллюстраций. |
|
47 |
Составление примеров. |
1 |
|
|
48 |
Число и цифра 9. |
1 |
|
|
49 |
Прямой и обратный счет. |
1 |
|
|
50 |
Соседи числа. |
1 |
|
|
51 |
Сравнение чисел в пределах 9. |
1 |
|
|
52 |
Состав числа 9. |
1 |
|
|
53 |
Сложение в пределах 9. |
1 |
|
|
54 |
Вычитание в пределах 9. |
1 |
|
|
55-56 |
Составление и решение примеров. |
2 |
|
|
57 |
Построение прямой линии. |
1 |
|
|
58 |
Понятие о сутках |
1 |
Части суток, световой режим, деятельность людей в разное время суток. |
|
59 |
Выкладывание фигур по словесному указанию. |
1 |
|
|
60 |
Составление и решение примеров. |
1 |
Составление примеров с помощью наглядного материала в пределах 9. |
|
61 |
Составление и решение примеров по составу числа 9. |
1 |
|
|
62-63 |
Решение примеров с помощью калькулятора |
2 |
|
|
64 |
Знакомство с объемной фигурой: призма (крыша) |
1 |
Обводить изображения по трафаретам, по опорным точкам изображения различной формы. Перемещение в пространстве частей тела по образцу и словесной инструкции. Соотносить объемные фигуры с плоскостными геометрическими фигурами. Различать фигуры по величине, форме и цвету. Владеть прямым и обратным счетом до 9. Обозначать количество предметов цифрой, называть число. Сравнивать числа в пределах 9. Решать примеры и простые задачи. Чертить прямые линии, сравнивание по длине. |
|
65 |
Накладывание и обводка по контуру призмы |
1 |
|
|
66 |
Соотнесение геометрического тела с геометрической формой: призма - треугольник |
1 |
|
|
67 |
Накладывание и обводка по контуру призмы |
1 |
|
|
68 |
Математические игры. |
1 |
6класс.
|
№ |
Тема урока |
К\ч |
Основные виды деятельности учащихся
|
|
1 |
Игровые упражнения на перемещение и ориентировку в пространстве. |
1 |
Перемещение в пространстве частей тела по образцу и словесной инструкции. |
|
2 |
Числовой ряд 1-10. Прибавление числа 1. |
1 |
Счет предметов, соотнесение количества и числа, выполнение арифметических действий |
|
3 |
Счет предметов в пределах 10. |
1 |
Числовой ряд, решение примеров на сложение |
|
4
|
Основные геометрические фигуры и их цвета. |
1 |
Название геометрических фигур, цвет, размер |
|
5 |
Вычитание числа 1 в пределах 10. |
1 |
Счет предметов, соотнесение количества и числа, выполнение арифметических действий |
|
6 |
Одинаковое количество 1=1, 2=2. |
1 |
Счет предметов, соотнесение количества и числа, равное количество |
|
7 |
Повторение геометрических фигур. Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. |
1 |
|
|
8 |
Больше чем, меньше чем. |
1 |
Распознавать понятия больше, меньше. Наглядное сравнение предметов, выделение заданного предмета по заданию |
|
9 |
Право, лево. Определение сторон. |
1 |
|
|
10 |
Состав числа 10. |
1 |
Составлять и решать примеры на сложение и вычитание с опорой на иллюстративное изображение состава числа 10. |
|
11 |
Черчение прямых линий по линейке. |
1 |
Прямые линии: распознавание, называть. Линии прямые и кривые: распознавание, называть, дифференциация. Моделирование прямых, кривых линий на основе практических действий с предметами (веревка, проволока, нить и пр.) Нахождение линий в иллюстрациях, определять их вид. |
|
12 |
Сравнение полосок по длине. |
1 |
|
|
13 |
Сравнение полосок по ширине. |
1 |
Сравнивание полосок по длине, нахождение длинных, коротких путем наложения Счет предметов, соотнесение количества и числа, выполнение арифметических действий |
|
14 |
Прибавление числа 2. |
1 |
|
|
15 |
Вычитание числа 2. |
1 |
|
|
16 |
Прибавление и вычитание по 1, 2. |
1 |
Выполнение арифметических действий. Решение примеров на прибавление (вычитание) числа 2 с помощью последовательного присчитывания (отсчитывания) по 1 (5 + 2 = 7, 5 + 1 + 1 = 7; 7– 2 = 5, 7 – 1 – 1 = 5).Составлять и решать арифметические задачи на нахождение суммы, разности (остатка) в пределах 10 по предложенному сюжету. Составление задач по готовому решению |
|
17 |
Решение задач на сложение. |
1 |
Составлять и решать арифметические задачи на нахождение суммы, разности (остатка) в пределах 10 по предложенному сюжету, дни недели. Составление задач по готовому решению. |
|
18 |
Решение задач на вычитание. |
1 |
|
|
19 |
Дни недели. Решение примеров. |
1 |
|
|
20 |
Составление и решение примеров. |
1 |
Счет предметов, соотнесение количества и числа, выполнение арифметических действий. Составлять и решать арифметические задачи на нахождение суммы, разности (остатка) в пределах 10 по предложенному сюжету. Составление задач по готовому решению |
|
21 |
Составление и решение задач на сложение. |
1 |
|
|
22 |
Счет и решение задач на сложение и вычитание. |
1 |
|
|
23 |
Закрепление состава числа 10. |
1 |
Счет предметов, соотнесение количества и числа, выполнение арифметических действий |
|
24 |
Закрепление числового ряда. |
1 |
|
|
25 |
Решение примеров. |
1 |
Построение из геометрических фигур и палочек заданную фигуру по образцу |
|
26 |
Решение примеров. |
1 |
Образовывать, называть, обозначать цифрой (запись) числа 11.Находить место числа 11 в числовом ряду. Числовой ряд в пределах 11 в прямом и обратном порядке. Счет предметов в пределах 11. Соотносить количество, числа и цифры. Сравнивать числа в пределах 11. Знать состав числа 11. Счет в заданных пределах. Счет по 2. Сложение и вычитание чисел в пределах 11. Составлять и решать примеры на сложение и вычитание с опорой на иллюстративное изображение состава числа 11. Составлять и решать арифметические задачи по предложенному сюжету, готовому решению. Составлять и решать арифметические задачи по краткой записи с использованием иллюстраций. |
|
27 |
Число и цифра 11. |
1 |
|
|
28 |
Прямой и обратный счет. |
1 |
|
|
29 |
11=11 |
1 |
|
|
30 |
Состав числа 11. |
1 |
|
|
31 |
Сравнение геометрических фигур. |
1 |
|
|
32 |
Сравнение чисел в пределах 11. |
1 |
|
|
33 |
Добавляй по одному. |
1 |
|
|
34 |
Вычитание числа 1. |
1 |
|
|
35 |
Слагаемое, слагаемое, сумма. |
1 |
|
|
36 |
Решение примеров |
1 |
|
|
37-38 |
Сложение и вычитание. |
2 |
Решение примеров. ,называние компонентов при сложении Прибавление к числу, числа 2 и 3 название компонентов при сложении. |
|
39 |
Повторение изученного материала |
1 |
|
|
40 |
Числовой ряд 1-11 в прямом и обратном порядке. |
1 |
|
|
41 |
Прибавление чисел 2 и 3. |
1 |
|
|
42 |
Примеры на нахождение суммы. |
1 |
|
|
43 |
Понятие о паре. Счет двойками. |
1 |
Дидактическая игра «Найди пару». Знакомство со счетами, решение примеров на счетах. |
|
44 |
Решение примеров с помощью счет. |
1 |
|
|
45 |
Решение примеров. |
1 |
|
|
46 |
Геометрические фигуры, цвета. |
1 |
Название геометрических фигур, цвет. размер. Составление примеров с помощью наглядного материала. Образовывать, называть, обозначать цифрой (запись) числа 12.Находить место числа 12 в числовом ряду. Числовой ряд в пределах 12 в прямом и обратном порядке. Счет предметов в пределах 12. Соотносить количество, числа и цифры. Называть следующие и предыдущие числа. Сравнивать числа в пределах 12. Знать состав числа 12. Решать примеры на сложение и вычитание чисел в пределах 12. Составлять и решать примеры на сложение и вычитание с опорой на иллюстративное изображение состава числа 12. Решать текстовые арифметические задачи на нахождение суммы, разности (остатка) в пределах 12. Составлять и решать арифметические задачи по предложенному сюжету, готовому решению, краткой записи с использованием иллюстраций. |
|
47 |
Составление примеров. |
1 |
|
|
48 |
Число и цифра 12. |
1 |
|
|
49 |
Прямой и обратный счет. |
1 |
|
|
50 |
Соседи числа. |
1 |
|
|
51 |
Сравнение чисел в пределах 12. |
1 |
|
|
52 |
Состав числа 12. |
1 |
|
|
53 |
Сложение в пределах 12. |
1 |
|
|
54 |
Вычитание в пределах 12. |
1 |
|
|
55-56 |
Составление и решение примеров. |
2 |
|
|
57 |
Построение прямой линии. |
1 |
|
|
58 |
Понятие о сутках |
1 |
Части суток, световой режим, деятельность людей в разное время суток. |
|
59 |
Выкладывание фигур по словесному указанию. |
1 |
|
|
60 |
Составление и решение примеров. |
1 |
Составление примеров с помощью наглядного материала в пределах 9. |
|
61 |
Составление и решение примеров по составу числа 12. |
1 |
|
|
62-63 |
Решение примеров с помощью калькулятора |
2 |
|
|
64 |
Знакомство с объемной фигурой: призма (крыша) |
1 |
Обводить изображения по трафаретам, по опорным точкам изображения различной формы. Перемещение в пространстве частей тела по образцу и словесной инструкции. Соотносить объемные фигуры с плоскостными геометрическими фигурами. Различать фигуры по величине, форме и цвету. Владеть прямым и обратным счетом до 12. Обозначать количество предметов цифрой, называть число. Сравнивать числа в пределах 12. Решать примеры и простые задачи. Чертить прямые линии, сравнивание по длине. |
|
65 |
Накладывание и обводка по контуру призмы |
1 |
|
|
66 |
Соотнесение геометрического тела с геометрической формой: призма - треугольник |
1 |
|
|
67 |
Накладывание и обводка по контуру призмы |
1 |
|
|
68 |
Математические игры. |
1 |
|
|
|
|||
7 класс.
|
№ |
Тема урока |
К\ч |
Основные виды деятельности учащихся
|
|
1 |
Игровые упражнения на перемещение и ориентировку в пространстве. |
1 |
Перемещение в пространстве частей тела по образцу и словесной инструкции. |
|
2 |
Числовой ряд 1-13. Прибавление числа 1. |
1 |
Счет предметов, соотнесение количества и числа, выполнение арифметических действий |
|
3 |
Счет предметов в пределах 13. |
1 |
Числовой ряд, решение примеров на сложение |
|
4
|
Основные геометрические фигуры и их цвета. |
1 |
Название геометрических фигур, цвет, размер |
|
5 |
Вычитание числа 1 в пределах 13. |
1 |
Счет предметов, соотнесение количества и числа, выполнение арифметических действий |
|
6 |
Одинаковое количество 1=1, 2=2. |
1 |
Счет предметов, соотнесение количества и числа, равное количество |
|
7 |
Повторение геометрических фигур. Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. |
1 |
|
|
8 |
Больше чем, меньше чем. |
1 |
Распознавать понятия больше, меньше. Наглядное сравнение предметов, выделение заданного предмета по заданию |
|
9 |
Право, лево. Определение сторон. |
1 |
|
|
10 |
Состав числа 13. |
1 |
Составлять и решать примеры на сложение и вычитание с опорой на иллюстративное изображение состава числа 13. |
|
11 |
Черчение прямых линий по линейке. |
1 |
Прямые линии: распознавание, называть. Линии прямые и кривые: распознавание, называть, дифференциация. Моделирование прямых, кривых линий на основе практических действий с предметами (веревка, проволока, нить и пр.) Нахождение линий в иллюстрациях, определять их вид. |
|
12 |
Сравнение полосок по длине. |
1 |
|
|
13 |
Сравнение полосок по ширине. |
1 |
Сравнивание полосок по длине, нахождение длинных, коротких путем наложения Счет предметов, соотнесение количества и числа, выполнение арифметических действий |
|
14 |
Прибавление числа 2. |
1 |
|
|
15 |
Вычитание числа 2. |
1 |
|
|
16 |
Прибавление и вычитание по 1, 2. |
1 |
Выполнение арифметических действий. Решение примеров на прибавление (вычитание) числа 2 с помощью последовательного присчитывания (отсчитывания) по 1 (5 + 2 = 7, 5 + 1 + 1 = 7; 7– 2 = 5, 7 – 1 – 1 = 5).Составлять и решать арифметические задачи на нахождение суммы, разности (остатка) в пределах 10 по предложенному сюжету. Составление задач по готовому решению |
|
17 |
Решение задач на сложение. |
1 |
Составлять и решать арифметические задачи на нахождение суммы, разности (остатка) в пределах 13 по предложенному сюжету, дни недели. Составление задач по готовому решению. |
|
18 |
Решение задач на вычитание. |
1 |
|
|
19 |
Дни недели. Решение примеров. |
1 |
|
|
20 |
Составление и решение примеров. |
1 |
Счет предметов, соотнесение количества и числа, выполнение арифметических действий. Составлять и решать арифметические задачи на нахождение суммы, разности (остатка) в пределах 13 по предложенному сюжету. Составление задач по готовому решению |
|
21 |
Составление и решение задач на сложение. |
1 |
|
|
22 |
Счет и решение задач на сложение и вычитание. |
1 |
|
|
23 |
Закрепление состава числа 13. |
1 |
Счет предметов, соотнесение количества и числа, выполнение арифметических действий |
|
24 |
Закрепление числового ряда. |
1 |
|
|
25 |
Решение примеров. |
1 |
Построение из геометрических фигур и палочек заданную фигуру по образцу |
|
26 |
Решение примеров. |
1 |
Образовывать, называть, обозначать цифрой (запись) числа 14.Находить место числа 14 в числовом ряду. Числовой ряд в пределах 14 в прямом и обратном порядке. Счет предметов в пределах 14. Соотносить количество, числа и цифры. Сравнивать числа в пределах 14. Знать состав числа 14. Счет в заданных пределах. Счет по 2. Сложение и вычитание чисел в пределах 14. Составлять и решать примеры на сложение и вычитание с опорой на иллюстративное изображение состава числа 14. Составлять и решать арифметические задачи по предложенному сюжету, готовому решению. Составлять и решать арифметические задачи по краткой записи с использованием иллюстраций. |
|
27 |
Число и цифра 14. |
1 |
|
|
28 |
Прямой и обратный счет. |
1 |
|
|
29 |
14=14 |
1 |
|
|
30 |
Состав числа 14. |
1 |
|
|
31 |
Сравнение геометрических фигур. |
1 |
|
|
32 |
Сравнение чисел в пределах 14. |
1 |
|
|
33 |
Добавляй по одному. |
1 |
|
|
34 |
Вычитание числа 1. |
1 |
|
|
35 |
Слагаемое, слагаемое, сумма. |
1 |
|
|
36 |
Решение примеров |
1 |
|
|
37-38 |
Сложение и вычитание. |
2 |
Решение примеров , называние компонентов при сложении Прибавление к числу, числа 2 и 3 название компонентов при сложении. |
|
39 |
Повторение изученного материала |
1 |
|
|
40 |
Числовой ряд 1-14 в прямом и обратном порядке. |
1 |
|
|
41 |
Прибавление чисел 2 и 3. |
1 |
|
|
42 |
Примеры на нахождение суммы. |
1 |
|
|
43 |
Понятие о паре. Счет двойками. |
1 |
Дидактическая игра «Найди пару». Знакомство со счетами, решение примеров на счетах. |
|
44 |
Решение примеров с помощью счет. |
1 |
|
|
45 |
Решение примеров. |
1 |
|
|
46 |
Геометрические фигуры, цвета. |
1 |
Название геометрических фигур, цвет. размер. Составление примеров с помощью наглядного материала. Образовывать, называть, обозначать цифрой (запись) числа 15.Находить место числа 15 в числовом ряду. Числовой ряд в пределах 15 в прямом и обратном порядке. Счет предметов в пределах 15. Соотносить количество, числа и цифры. Называть следующие и предыдущие числа. Сравнивать числа в пределах 15. Знать состав числа 15. Решать примеры на сложение и вычитание чисел в пределах 15. Составлять и решать примеры на сложение и вычитание с опорой на иллюстративное изображение состава числа 15. Решать текстовые арифметические задачи на нахождение суммы, разности (остатка) в пределах 15. Составлять и решать арифметические задачи по предложенному сюжету, готовому решению, краткой записи с использованием иллюстраций. |
|
47 |
Составление примеров. |
1 |
|
|
48 |
Число и цифра 15. |
1 |
|
|
49 |
Прямой и обратный счет. |
1 |
|
|
50 |
Соседи числа. |
1 |
|
|
51 |
Сравнение чисел в пределах 15. |
1 |
|
|
52 |
Состав числа 15. |
1 |
|
|
53 |
Сложение в пределах 15. |
1 |
|
|
54 |
Вычитание в пределах 15. |
1 |
|
|
55-56 |
Составление и решение примеров. |
2 |
|
|
57 |
Построение прямой линии. |
1 |
|
|
58 |
Понятие о сутках |
1 |
Части суток, световой режим, деятельность людей в разное время суток. |
|
59 |
Выкладывание фигур по словесному указанию. |
1 |
|
|
60 |
Составление и решение примеров. |
1 |
Составление примеров с помощью наглядного материала в пределах 15. |
|
61 |
Составление и решение примеров по составу числа 15. |
1 |
|
|
62-63 |
Решение примеров с помощью калькулятора |
2 |
|
|
64 |
Знакомство с объемной фигурой: призма (крыша) |
1 |
Обводить изображения по трафаретам, по опорным точкам изображения различной формы. Перемещение в пространстве частей тела по образцу и словесной инструкции. Соотносить объемные фигуры с плоскостными геометрическими фигурами. Различать фигуры по величине, форме и цвету. Владеть прямым и обратным счетом до 15. Обозначать количество предметов цифрой, называть число. Сравнивать числа в пределах 15. Решать примеры и простые задачи. Чертить прямые линии, сравнивание по длине. |
|
65 |
Накладывание и обводка по контуру призмы |
1 |
|
|
66 |
Соотнесение геометрического тела с геометрической формой: призма - треугольник |
1 |
|
|
67 |
Накладывание и обводка по контуру призмы |
1 |
|
|
68 |
Математические игры. |
1 |
|
|
|
|||
8 класс
|
№ |
Тема урока |
К\ч |
Основные виды деятельности учащихся
|
|
1 |
Игровые упражнения на перемещение и ориентировку в пространстве. |
1 |
Перемещение в пространстве частей тела по образцу и словесной инструкции. |
|
2 |
Числовой ряд 1-16. Прибавление числа 1. |
1 |
Счет предметов, соотнесение количества и числа, выполнение арифметических действий |
|
3 |
Счет предметов в пределах 16. |
1 |
Числовой ряд, решение примеров на сложение |
|
4
|
Основные геометрические фигуры и их цвета. |
1 |
Название геометрических фигур, цвет, размер |
|
5 |
Вычитание числа 1 в пределах 16. |
1 |
Счет предметов, соотнесение количества и числа, выполнение арифметических действий |
|
6 |
Одинаковое количество 1=1, 2=2. |
1 |
Счет предметов, соотнесение количества и числа, равное количество |
|
7 |
Повторение геометрических фигур. Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. |
1 |
|
|
8 |
Больше чем, меньше чем. |
1 |
Распознавать понятия больше, меньше. Наглядное сравнение предметов, выделение заданного предмета по заданию |
|
9 |
Право, лево. Определение сторон. |
1 |
|
|
10 |
Состав числа 16. |
1 |
Составлять и решать примеры на сложение и вычитание с опорой на иллюстративное изображение состава числа 16. |
|
11 |
Черчение прямых линий по линейке. |
1 |
Прямые линии: распознавание, называть. Линии прямые и кривые: распознавание, называть, дифференциация. Моделирование прямых, кривых линий на основе практических действий с предметами (веревка, проволока, нить и пр.) Нахождение линий в иллюстрациях, определять их вид. |
|
12 |
Сравнение полосок по длине. |
1 |
|
|
13 |
Сравнение полосок по ширине. |
1 |
Сравнивание полосок по длине, нахождение длинных, коротких путем наложения Счет предметов, соотнесение количества и числа, выполнение арифметических действий |
|
14 |
Прибавление числа 2. |
1 |
|
|
15 |
Вычитание числа 2. |
1 |
|
|
16 |
Прибавление и вычитание по 1, 2. |
1 |
Выполнение арифметических действий. Решение примеров на прибавление (вычитание) числа 2 с помощью последовательного присчитывания (отсчитывания) по 1 (5 + 2 = 7, 5 + 1 + 1 = 7; 7– 2 = 5, 7 – 1 – 1 = 5). Составлять и решать арифметические задачи на нахождение суммы, разности (остатка) в пределах 10 по предложенному сюжету. Составление задач по готовому решению |
|
17 |
Решение задач на сложение. |
1 |
Составлять и решать арифметические задачи на нахождение суммы, разности (остатка) в пределах 16 по предложенному сюжету, дни недели. Составление задач по готовому решению. |
|
18 |
Решение задач на вычитание. |
1 |
|
|
19 |
Дни недели. Решение примеров. |
1 |
|
|
20 |
Составление и решение примеров. |
1 |
Счет предметов, соотнесение количества и числа, выполнение арифметических действий. Составлять и решать арифметические задачи на нахождение суммы, разности (остатка) в пределах 16 по предложенному сюжету. Составление задач по готовому решению |
|
21 |
Составление и решение задач на сложение. |
1 |
|
|
22 |
Счет и решение задач на сложение и вычитание. |
1 |
|
|
23 |
Закрепление состава числа 16. |
1 |
Счет предметов, соотнесение количества и числа, выполнение арифметических действий |
|
24 |
Закрепление числового ряда. |
1 |
|
|
25 |
Решение примеров. |
1 |
Построение из геометрических фигур и палочек заданную фигуру по образцу |
|
26 |
Решение примеров. |
1 |
Образовывать, называть, обозначать цифрой (запись) числа 17.Находить место числа 17 в числовом ряду. Числовой ряд в пределах 17 в прямом и обратном порядке. Счет предметов в пределах 17. Соотносить количество, числа и цифры. Сравнивать числа в пределах 17. Знать состав числа 17. Счет в заданных пределах. Счет по 2. Сложение и вычитание чисел в пределах 17. Составлять и решать примеры на сложение и вычитание с опорой на иллюстративное изображение состава числа 17. Составлять и решать арифметические задачи по предложенному сюжету, готовому решению. Составлять и решать арифметические задачи по краткой записи с использованием иллюстраций. |
|
27 |
Число и цифра 17. |
1 |
|
|
28 |
Прямой и обратный счет. |
1 |
|
|
29 |
14=14, 17=17 |
1 |
|
|
30 |
Состав числа 17. |
1 |
|
|
31 |
Сравнение геометрических фигур. |
1 |
|
|
32 |
Сравнение чисел в пределах 17. |
1 |
|
|
33 |
Добавляй по одному. |
1 |
|
|
34 |
Вычитание числа 1. |
1 |
|
|
35 |
Слагаемое, слагаемое, сумма. |
1 |
|
|
36 |
Решение примеров |
1 |
|
|
37-38 |
Сложение и вычитание. |
2 |
Решение примеров, называние компонентов при сложении Прибавление к числу, числа 2 и 3 название компонентов при сложении. |
|
39 |
Повторение изученного материала |
1 |
|
|
40 |
Числовой ряд 1-17 в прямом и обратном порядке. |
1 |
|
|
41 |
Прибавление чисел 2 и 3. |
1 |
|
|
42 |
Примеры на нахождение суммы. |
1 |
|
|
43 |
Понятие о паре. Счет двойками. |
1 |
Дидактическая игра «Найди пару». Знакомство со счетами, решение примеров на счетах. |
|
44 |
Решение примеров с помощью счет. |
1 |
|
|
45 |
Решение примеров. |
1 |
|
|
46 |
Геометрические фигуры, цвета. |
1 |
Название геометрических фигур, цвет, размер. Составление примеров с помощью наглядного материала. Образовывать, называть, обозначать цифрой (запись) числа 18.Находить место числа 18 в числовом ряду. Числовой ряд в пределах 18 в прямом и обратном порядке. Счет предметов в пределах 18. Соотносить количество, числа и цифры. Называть следующие и предыдущие числа. Сравнивать числа в пределах 18. Знать состав числа 18. Решать примеры на сложение и вычитание чисел в пределах 18. Составлять и решать примеры на сложение и вычитание с опорой на иллюстративное изображение состава числа 18. Решать текстовые арифметические задачи на нахождение суммы, разности (остатка) в пределах 18. Составлять и решать арифметические задачи по предложенному сюжету, готовому решению, краткой записи с использованием иллюстраций. |
|
47 |
Составление примеров. |
1 |
|
|
48 |
Число и цифра 18. |
1 |
|
|
49 |
Прямой и обратный счет. |
1 |
|
|
50 |
Соседи числа. |
1 |
|
|
51 |
Сравнение чисел в пределах 18. |
1 |
|
|
52 |
Состав числа 18. |
1 |
|
|
53 |
Сложение в пределах 18. |
1 |
|
|
54 |
Вычитание в пределах 18. |
1 |
|
|
55-56 |
Составление и решение примеров. |
2 |
|
|
57 |
Построение прямой линии. |
1 |
|
|
58 |
Понятие о сутках |
1 |
Части суток, световой режим, деятельность людей в разное время суток. |
|
59 |
Выкладывание фигур по словесному указанию. |
1 |
|
|
60 |
Составление и решение примеров. |
1 |
Составление примеров с помощью наглядного материала в пределах 18. |
|
61 |
Составление и решение примеров по составу числа 18. |
1 |
|
|
62-63 |
Решение примеров с помощью калькулятора |
2 |
|
|
64 |
Знакомство с объемной фигурой: призма (крыша) |
1 |
Обводить изображения по трафаретам, по опорным точкам изображения различной формы. Перемещение в пространстве частей тела по образцу и словесной инструкции. Соотносить объемные фигуры с плоскостными геометрическими фигурами. Различать фигуры по величине, форме и цвету. Владеть прямым и обратным счетом до 18. Обозначать количество предметов цифрой, называть число. Сравнивать числа в пределах 18. Решать примеры и простые задачи. Чертить прямые линии, сравнивание по длине. |
|
65 |
Накладывание и обводка по контуру призмы |
1 |
|
|
66 |
Соотнесение геометрического тела с геометрической формой: призма - треугольник |
1 |
|
|
67 |
Накладывание и обводка по контуру призмы |
1 |
|
|
68 |
Математические игры. |
1 |
|
|
|
|||
9 класс.
|
№ |
Тема урока |
К\ч |
Основные виды деятельности учащихся
|
|
1 |
Игровые упражнения на перемещение и ориентировку в пространстве. |
1 |
Перемещение в пространстве частей тела по образцу и словесной инструкции. |
|
2 |
Числовой ряд 1-18. Прибавление числа 1. |
1 |
Счет предметов, соотнесение количества и числа, выполнение арифметических действий |
|
3 |
Счет предметов в пределах 18. |
1 |
Числовой ряд, решение примеров на сложение |
|
4
|
Основные геометрические фигуры и их цвета. |
1 |
Название геометрических фигур, цвет, размер |
|
5 |
Вычитание числа 1 в пределах 18. |
1 |
Счет предметов, соотнесение количества и числа, выполнение арифметических действий |
|
6 |
Одинаковое количество 1=1, 2=2. |
1 |
Счет предметов, соотнесение количества и числа, равное количество |
|
7 |
Повторение геометрических фигур. Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. |
1 |
|
|
8 |
Больше чем, меньше чем. |
1 |
Распознавать понятия больше, меньше. Наглядное сравнение предметов, выделение заданного предмета по заданию |
|
9 |
Право, лево. Определение сторон. |
1 |
|
|
10 |
Состав числа 18. |
1 |
Составлять и решать примеры на сложение и вычитание с опорой на иллюстративное изображение состава числа 18. |
|
11 |
Черчение прямых линий по линейке. |
1 |
Прямые линии: распознавание, называть. Линии прямые и кривые: распознавание, называть, дифференциация. Моделирование прямых, кривых линий на основе практических действий с предметами (веревка, проволока, нить и пр.) Нахождение линий в иллюстрациях, определять их вид. |
|
12 |
Сравнение полосок по длине. |
1 |
|
|
13 |
Сравнение полосок по ширине. |
1 |
Сравнивание полосок по длине, нахождение длинных, коротких путем наложения Счет предметов, соотнесение количества и числа, выполнение арифметических действий |
|
14 |
Прибавление числа 2. |
1 |
|
|
15 |
Вычитание числа 2. |
1 |
|
|
16 |
Прибавление и вычитание по 1, 2. |
1 |
Выполнение арифметических действий. Решение примеров на прибавление (вычитание) числа 2 с помощью последовательного присчитывания (отсчитывания) по 1 (5 + 2 = 7, 5 + 1 + 1 = 7; 7– 2 = 5, 7 – 1 – 1 = 5).Составлять и решать арифметические задачи на нахождение суммы, разности (остатка) в пределах 10 по предложенному сюжету. Составление задач по готовому решению |
|
17 |
Решение задач на сложение. |
1 |
Составлять и решать арифметические задачи на нахождение суммы, разности (остатка) в пределах 18 по предложенному сюжету, дни недели. Составление задач по готовому решению. |
|
18 |
Решение задач на вычитание. |
1 |
|
|
19 |
Дни недели. Решение примеров. |
1 |
|
|
20 |
Составление и решение примеров. |
1 |
Счет предметов, соотнесение количества и числа, выполнение арифметических действий. Составлять и решать арифметические задачи на нахождение суммы, разности (остатка) в пределах 18 по предложенному сюжету. Составление задач по готовому решению |
|
21 |
Составление и решение задач на сложение. |
1 |
|
|
22 |
Счет и решение задач на сложение и вычитание. |
1 |
|
|
23 |
Закрепление состава числа 18. |
1 |
Счет предметов, соотнесение количества и числа, выполнение арифметических действий |
|
24 |
Закрепление числового ряда. |
1 |
|
|
25 |
Решение примеров. |
1 |
Построение из геометрических фигур и палочек заданную фигуру по образцу |
|
26 |
Решение примеров. |
1 |
Образовывать, называть, обозначать цифрой (запись) числа 19.Находить место числа 19 в числовом ряду. Числовой ряд в пределах 19 в прямом и обратном порядке. Счет предметов в пределах 19. Соотносить количество, числа и цифры. Сравнивать числа в пределах 19. Знать состав числа 19. Счет в заданных пределах. Счет по 2. Сложение и вычитание чисел в пределах 19. Составлять и решать примеры на сложение и вычитание с опорой на иллюстративное изображение состава числа 19. Составлять и решать арифметические задачи по предложенному сюжету, готовому решению. Составлять и решать арифметические задачи по краткой записи с использованием иллюстраций. |
|
27 |
Число и цифра 19. |
1 |
|
|
28 |
Прямой и обратный счет. |
1 |
|
|
29 |
14=14, 17=17, 19=19 |
1 |
|
|
30 |
Состав числа 19. |
1 |
|
|
31 |
Сравнение геометрических фигур. |
1 |
|
|
32 |
Сравнение чисел в пределах 19. |
1 |
|
|
33 |
Добавляй по одному. |
1 |
|
|
34 |
Вычитание числа 1. |
1 |
|
|
35 |
Слагаемое, слагаемое, сумма. |
1 |
|
|
36 |
Решение примеров |
1 |
|
|
37-38 |
Сложение и вычитание. |
2 |
Решение примеров, называние компонентов при сложении Прибавление к числу, числа 2 и 3 название компонентов при сложении. |
|
39 |
Повторение изученного материала |
1 |
|
|
40 |
Числовой ряд 1-19 в прямом и обратном порядке. |
1 |
|
|
41 |
Прибавление чисел 2 и 3. |
1 |
|
|
42 |
Примеры на нахождение суммы. |
1 |
|
|
43 |
Понятие о паре. Счет двойками. |
1 |
Дидактическая игра «Найди пару». Знакомство со счетами, решение примеров на счетах. |
|
44 |
Решение примеров с помощью счет. |
1 |
|
|
45 |
Решение примеров. |
1 |
|
|
46 |
Геометрические фигуры, цвета. |
1 |
Название геометрических фигур, цвет, размер. Составление примеров с помощью наглядного материала. Образовывать, называть, обозначать цифрой (запись) числа 20.Находить место числа 20 в числовом ряду. Числовой ряд в пределах 20 в прямом и обратном порядке. Счет предметов в пределах 20. Соотносить количество, числа и цифры. Называть следующие и предыдущие числа. Сравнивать числа в пределах 20. Знать состав числа 20. Решать примеры на сложение и вычитание чисел в пределах 20. Составлять и решать примеры на сложение и вычитание с опорой на иллюстративное изображение состава числа 20. Решать текстовые арифметические задачи на нахождение суммы, разности (остатка) в пределах 20. Составлять и решать арифметические задачи по предложенному сюжету, готовому решению, краткой записи с использованием иллюстраций. |
|
47 |
Составление примеров. |
1 |
|
|
48 |
Число и цифра 20. |
1 |
|
|
49 |
Прямой и обратный счет. |
1 |
|
|
50 |
Соседи числа. |
1 |
|
|
51 |
Сравнение чисел в пределах 20. |
1 |
|
|
52 |
Состав числа 20. |
1 |
|
|
53 |
Сложение в пределах 20. |
1 |
|
|
54 |
Вычитание в пределах 20. |
1 |
|
|
55-56 |
Составление и решение примеров. |
2 |
|
|
57 |
Построение прямой линии. |
1 |
|
|
58 |
Понятие о сутках |
1 |
Части суток, световой режим, деятельность людей в разное время суток. |
|
59 |
Выкладывание фигур по словесному указанию. |
1 |
|
|
60 |
Составление и решение примеров. |
1 |
Составление примеров с помощью наглядного материала в пределах 18. |
|
61 |
Составление и решение примеров по составу числа 20. |
1 |
|
|
62-63 |
Решение примеров с помощью калькулятора |
2 |
|
|
64 |
Знакомство с объемной фигурой: призма (крыша) |
1 |
Обводить изображения по трафаретам, по опорным точкам изображения различной формы. Перемещение в пространстве частей тела по образцу и словесной инструкции. Соотносить объемные фигуры с плоскостными геометрическими фигурами. Различать фигуры по величине, форме и цвету. Владеть прямым и обратным счетом до 20. Обозначать количество предметов цифрой, называть число. Сравнивать числа в пределах 20. Решать примеры и простые задачи. Чертить прямые линии, сравнивание по длине. |
|
65 |
Накладывание и обводка по контуру призмы |
1 |
|
|
66 |
Соотнесение геометрического тела с геометрической формой: призма - треугольник |
1 |
|
|
67 |
Накладывание и обводка по контуру призмы |
1 |
|
|
68 |
Математические игры. |
1 |
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Материально-техническая база реализации адаптированной общеобразовательной программы для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных организаций, предъявляемым к классу для осуществления образовательного и коррекционно- развивающего процесса.
Временной режим образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями (учебный год, учебная неделя, день) устанавливается в соответствии с законодательно закрепленными нормативами (ФЗ РФ «Об образовании в РФ», СанПиН, приказы Министерства образования и др.), а также локальными актами общеобразовательной организации.
Технические средства обучения (включая компьютерные инструменты обучения, мультимедийные средства) дают возможность удовлетворить особые образовательные потребности обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями способствуют мотивации учебной деятельности, развивают познавательную активность обучающихся.
Учет особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловливает необходимость использования специальных учебников, адресованных данной категории обучающихся.
Особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловливают необходимость специального подбора учебного и дидактического материала (в старших ― иллюстративной и символической).
Материально-техническое обеспечение учебного предмета «Математические представления»:
Материально-техническое обеспечение предмета включает: различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного); наборы предметов для занятий (типа«Нумикон», Монтессори-материал и др.); пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 10); мозаики; пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий; карточки с изображением цифр, денежных знаков и монет; макеты циферблата часов; калькуляторы; весы; рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, цифрами для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных математических представлений
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.