«Азбука безопасности»
Жизнь и здоровье ребёнка имеют первостепенное значение для каждого из нас, а окружающий мир таит огромное количество скрытых и явных угроз его безопасности.
Современные дома и квартиры буквально нашпигованы бытовыми приборами и оборудованием, которые делают наш быт более комфортным, но представляют опасность для маленьких детей. Мы включаем детей с самого раннего возраста в активное пользование разными видами транспорта — источника повышенной опасности. Нарастают экологические и социальные проблемы. Для каждого разумного взрослого человека очевидна необходимость обеспечения безопасности ребёнка не столько с точки зрения ограничения его доступа к опасным объектам и факторам среды, сколько с точки зрения формирования безопасных способов взаимодействия с окружающим миром.
Младший дошкольный возраст (от 3 до 4 лет) чрезвычайно сложен для реализации задач, связанных с безопасностью. С одной стороны, трёхлетний ребёнок всё время находится в поле зрения родителей, что делает возможным до минимума свести его контакты с источниками опасности. С другой стороны, стремление быть самостоятельным, независимым от взрослого зачастую толкает ребёнка к действиям, которые не одобряются и даже запрещаются родителями. В этом возрасте поведение ребёнка непроизвольно, действия и поступки его ситуативны, последствия их ребёнок не прогнозирует. К тому же нормально развивающемуся ребёнку свойственно ощущение безопасности, доверчиво-активное отношение к окружающему, которое является условием его полноценного психического развития. Поддерживая это отношение, всё же очень важно заложить в сознании ребёнка основы безопасного взаимодействия с окружающим миром, дать первичное понимание опасности и её источника. Естественное для трёхлетнего ребёнка стремление быть независимым от взрослого и действовать как взрослый может провоцировать небезопасные способы поведения.
Научите малыша вычленять опасное в ближайшем окружающем и выполнять простейшие правила безопасного поведения. Следует помнить, что негативные эмоциональные состояния, конфликты, неподчинение ребёнка, возникающие в период кризиса трёх лет, значительно усложняют решение этой задачи.
В условиях семьи нужно показать ребёнку такие источники опасности, как горячая вода (чай, суп, каша), огонь (пламя газовой горелки, свечи), режущие инструменты, кухонная техника (мясорубка, соковыжималка), используя для этого моменты наблюдения за процессом приготовления и приёма пищи.
Важно дать малышу ощутить высокую температуру (быстро прикоснуться в горячей кастрюле, провести ладонью над горячей поверхностью и т. д.). Делать это нужно, держа руку ребёнка в руке взрослого, чтобы не допустить ожога. Полученное ребёнком ощущение надо обязательно закрепить в слове— «горячо, жарко, больно». Словосочетание «нельзя то-то делать» необходимо обосновывать с точки зрения последствий для ребёнка — будет больно, придётся лечить у врача, лежать в больнице, делать уколы, принимать горькие лекарства. Можно включать аргументы, связанные с переживаниями близких людей — мама (бабушка) будет плакать, жалеть малыша. Психологи считают: чтобы научить ребёнка различать степень опасности, надо использовать разные слова, обозначающие опасность. Слово «нельзя» нужно относить к ситуациям, грозящим тяжёлыми последствиями для здоровья и жизни ребёнка. В других ситуациях следует использовать выражения «не надо», «мне не нравится», «я не хочу, чтобы», «не следует», «ты не должен», «я не позволяю» и др.
Важно научить малыша пользоваться предметами мебели в соответствии с их назначением — на стуле сидят, влезать на него и спрыгивать с него опасно, не надо влезать на подоконник, нельзя выглядывать в открытое окно.
Познакомьте вашего ребёнка с основными источниками опасности на улице (транспорт) и способами безопасного поведения вне дома. При вашем постоянном напоминании и контроле малыш не будет ходить по проезжей части дороги. При переходе улицы обязательно держите его за руку, идите только на зелёный сигнал светофора.
Поддерживая естественный интерес трёхлетнего малыша к живым объектам, природным явлениям, можно одновременно решить две задачи по безопасности. Во-первых, покажите основные источники опасности в природе (незнакомые животные, растения, гроза, мороз, водоёмы), объясните некоторые правила безопасного для ребёнка и для окружающей природы поведения (не подходить без взрослого к животному, не трогать его руками, не ломать ветки деревьев и кустарников и т. п.) Во-вторых, учите ребёнка при напоминании взрослого выполнять правила безопасного поведения в природе.
Очень важно, стимулируя осторожное и осмотрительное отношение к природе, не подавлять познавательный интерес малыша, его желание контактировать с живыми объектами.
К среднему дошкольному возрасту (4—5 лет) нарастают осознанность и произвольность поведения ребёнка, постепенно усиливается роль речи (взрослого и самого ребёнка) в управлении поведением. Это позволяет решать более сложные задачи в области безопасности.
Познакомьте ребёнка с теми видами опасных ситуаций (бытовых, социальных, природных), с которыми он сталкивается в своей жизни (приготовление горячей пищи на кухонной плите, подача горячих блюд на стол, использование горячей воды при купании, поездка в лифте, автобусе, автомобиле, прогулка по берегу водоёма, посещение зоопарка, пешеходная прогулка по городу и др.).
Обучайте ребёнка способам безопасного поведения в этих опасных ситуациях (не включать кран с горячей водой в отсутствие взрослого, не играть вблизи работающей кухонной плиты, использовать по назначению столовые приборы, входить в лифт после взрослого, переходить дорогу на зелёный сигнал светофора рядом со взрослым или держа его за руку и др.).
Добивайтесь, чтобы ребёнок следовал этим правилам, при необходимости напоминайте ему об опасности и возможных последствиях.
Поощряйте проявления осторожного и осмотрительного отношения ребёнка к природе, экономного и бережливого отношения к природным и энергетическим ресурсам, добивайтесь осознанного выполнения правил безопасного поведения. В реальных жизненных ситуациях учите вашего малыша не ходить по клумбам, газонам, не рвать растения, листья и ветки деревьев и кустарников, не распугивать птиц, не засорять водоёмы, не оставлять мусор в лесу, парке, не пользоваться огнём без взрослого, выключать свет, если уходишь из помещения, закрывать кран сразу после мытья рук и т. д. Обращайте внимание ребёнка: то, что опасно для человека (транспорт, огонь), опасно и для мира природы.
В старшем дошкольном возрасте (5—6 лет) продолжают расти осознанность и произвольность поведения ребёнка, он начинает видеть перспективу событий, предвидеть (предвосхищать) близкие и отдалённые последствия действий и собственных поступков и поступков других людей. Всё это делает возможным решение более сложных задач в образовательной области «Безопасность».
Опираясь на растущие возможности детского мышления, надо показывать причины возникновения опасных ситуаций, делать очевидной для ребёнка связь причины и опасного последствия. На этой основе учите ребёнка избегать (или предотвращать) опасное развитие различных ситуаций. Используйте для этого содержание произведений художественной литературы, мультфильмов, телепередач, игр и других видов детской деятельности.
Ваш ребёнок может аргументированно рассказать о том, как вести себя на проезжей части дороги, при переходе улиц, перекрёстков, при перемещении в лифте, автомобиле. Он в состоянии использовать безопасные способы поведения без напоминания взрослого и может объяснить, почему надо делать так, а не иначе.
Объясняйте ребёнку, что транспорт, техника, неосторожные действия человека, деятельность людей, опасные природные явления (гроза, наводнение, сильный ветер) могут наносить вред растениям и животным, сокращать (и даже уничтожать) природные и энергетические ресурсы. Надо познакомить его с некоторыми видами опасных для окружающего мира природы ситуаций (загрязнение воздуха, воды, вырубка деревьев, лесные пожары).
Ребёнок шести лет без напоминания взрослого в реальных жизненных ситуациях способен не ходить по клумбам, газонам, не рвать и не ломать растения, листья и ветки деревьев и кустарников, не распугивать птиц, не засорять водоёмы и почву, собирать мусор в специально отведённые контейнеры, пользоваться огнём в специально оборудованном месте, тщательно заливать место костра водой перед уходом, выключать свет при выходе из помещения, закрывать кран сразу после пользования водой, закрывать за собой дверь для сохранения тепла, экономно расходовать бумагу для собственных нужд.
В период от 6 до 7 лет добивайтесь более осознанного и самостоятельного выполнения ребёнком правил безопасного поведения в быту, на улице, в природе.
Важно формировать у ребёнка некоторые способы безопасного поведения в современной информационной среде (включать телевизор для просмотра конкретной программы, выбор программы и продолжительность просмотра согласовывать с мамой или папой; включать компьютер для конкретного занятия, содержание и продолжительность которого согласовывать со взрослым).
Ваше постоянное и разумное внимание к проблеме безопасности приведёт к тому, что ребёнок к семи годам освоит основные правила безопасного для себя и для окружающего мира природы поведения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.