«Азбука народной культуры: ненецкая кукла» (Мастер – класс)
Оценка 5

«Азбука народной культуры: ненецкая кукла» (Мастер – класс)

Оценка 5
docx
23.03.2020
«Азбука народной культуры: ненецкая кукла» (Мастер – класс)
2018г. Мастер-класс «Азбука народной культуры ненецкая кукла».docx

«Азбука народной культуры: ненецкая кукла»

(Мастер – класс)

 

Салиндер Алма Ивановна, воспитатель

МОУ «Школа-интернат среднего

общего образования с. Ныда »

Цель:

- Повысить интерес к культуре своей родины, к истокам народного творчества.

- Формирование у воспитанников устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению, в процессе познания искусства, истории, культуры, традиции.

Задачи:

- Ознакомление с историей народной игрушки – куклы.

- Воспитание чувства уважения и гордости к традициям  своего народа.

- Вовлечение в атмосферу творческой активности.

- Развитие эстетического вкуса, фантазии и образного мышления.

- Прививать детям усидчивость, добиваться конечного результата;

- Познакомить с видами, техникой, особенностями цветового и композиционного строя ненецкого орнамента;

Инструменты и материалы:

- трафареты, ножницы, простые карандаши, иголки, разноцветные швейные нитки, наперстки, игольницы;

- мех песца, тесьма, пайетки, цветное сукно, клювы (гусиные и утиные);

- клей карандаш, клей «Момент».

Наглядные пособия:

- карта поэтапного изготовления ненецкой куклы;

- трафареты ненецких орнаментов;

- образцы ненецких кукол,

- выставка работ детей;

- элементы орнаментальной символики.

Итогом проделанной работы является «Ненецкая кукла», может использоваться, как наглядно-методическое пособие, как игрушка в тематических играх детей, как украшение интерьера. Может служить подарком - сувениром, для родных и близких.

Ход мастер - класса:

1.Тема: Изготовление «Азбука народной культуры: ненецкая кукла».

Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе. Перед вами на столах лежат цветные полоски: красная, синяя, зеленая. Посмотрите на них внимательно и выберите ту, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас. Красный цвет - вы полны энергии, готовы активно работать. Зеленый цвет - вы спокойны, вам всё равно, что будет происходить на занятии. Синий цвет - вы хотите узнать что-то новое. Спасибо! Надеюсь, что сегодня на занятии все будут хорошо работать и к концу мероприятия у всех будет хорошее настроение!

Перед вами определение, нужно будет выяснить, тему нашего занятия. Это игрушка, чтоб нам её сделать, надо потрудиться. Мы её на занятии делали, только она была другой формы.

Сегодня мы познакомимся с национальным искусством народов севера, с обычаями и традициями и изготовим игрушку – «Азбука народной культуры: ненецкая кукла» из цветного сукна, меха, разукрасим бисером и цветной тесьмой.

Девиз нашего занятия: «Не привыкай безделью, учись рукоделию».

Детям надо собрать девиз нашего занятия.

Методы обучения: словесный, наглядно-иллюстрированный, практичный, индуктивный, репродуктивный, частично - поисковый, информационно - рецептивный (показ приемов и объяснение правил выполнения), инструктаж (вводный, текущий, заключительный).

Межпредметные связи:

Русский язык и литература: умение пользоваться терминами.

История: умение пользоваться сведениями о народной игрушке.

ИЗО: правильный подбор цветов.

Технология: дизайн, исполнение работы.

ОБЖ: техника безопасности при работе с различными колющими и режущими предметами (ножницы, клей и т.д.)

Время: 40 мин

2. Историческая справка.

Воспитатель:

История ненецкого народа самобытна и уникальна. Ненцы ведут кочевой образ жизни, который напрямую связан с их традиционным занятием – оленеводством, а именно с их постоянным движением по тундре. В таких условиях дети растут постоянно в дороге, и их образ жизни «уходящая вперед дорога». Агриш ведет мужчина и за ним следует женщина. Так, мальчики, подражая отцу, начиная с 4-5 лет, все свое основное время проводят на улице с оленями, играя в подвижные игры. Женщины-хозяйки пользуются на Ямале большим уважением. Особенно высоко ценится женское умение шить, так как хорошая одежда в условиях Севера очень нужна человеку.

Обязанности женщины – это создание теплого места – дома, куда бы мог прийти уставший муж на отдых, и где бы росли дети. Подражая образу матери, девочки играют в дом и семью, и именно их основными игрушками становятся куклы нгухуко.

Игры и игрушки девочек

Основные понятия: кукла, кукольный гардероб и кукольное хозяйство.

Игрушки девочек состоят из кукол, кукольного гардероба и кукольного хозяйства.

Воспитанница: ( Нядонги Диана)

Кукла у ненцев - это продолговатый кусочек сукна (высотой 10-15 см) с нашитыми на него полосками. У кукол, представляющих мужчин, головой служит клюв гуся. У кукол женщин голова - клюв утки. Куклы не имеют ног, рук, лица. У них не должно быть никаких черт человеческого тела. Это простой тряпичный сверток с птичьим клювом. С древности считается, что человеческое изображение может одухотворить, очеловечить куклу. Детям нельзя играть с вещью, наделенной сверхъестественной силой. Кукол же, имеющих руки, ноги и лицо, северные народы приобретали у русских и зырян и почитали как священных. Зато вместо лица, рук и ног кукла имела богато разукрашенную одежду.

3. Цвет и цветовая символика.

Воспитатель:

Основные понятия: окраска, символика цвета. Для изготовления того или иного изделия нужно уметь не только подбирать материал, но работать с цветом. Названия цветам давались по ассоциации с природными объектами.

Воспитанница: (Нядонги Алена)

Синюю краску для окрашивания рыбьей кожи извлекали из лепестков синеглазки, или лазорника. Кожу натирали лепестками, и краску уже ничем нельзя было смыть. Существовал и другой способ. Лепестки цветов складывались в какую-нибудь посуду, им давали выстояться несколько дней, пока не появится сок.

 Красная краска добывалась из сосновой коры, вываренной в воде. Ягоды клюквы тоже служили для окрашивания белой ткани в красный цвет. Сок голубики дает оттенок красно-лилового цвета.

 Черная краска получалась из сажи, растертой с толченой икрой. Черный цвет дают и ягоды черемухи.

Воспитанница: (Хатанзеева Сандра)

Коричневую краску для ткани и ниток делали из коры старой лиственницы. Кору кипятили, и оттенок краски зависел от продолжительности кипения. Желтую краску можно получить, если развести водой сухие желтые гнилушки. У народов Ямала каждый цвет является символом.

Белый цвет - у народов Севера обозначает добро, удачу, чистоту и благополучие.

Черный - ассоциируется с болезнями, смертью, подземным миром.

Красный цвет - цвет огня и тепла. Огонь, тепло, солнце и свет носили с собой люди в одежде, орнаментированной полосками ткани красного цвета.

Воспитатель:

4. Физминутка:

«Замри»

Мы топаем ногами, мы хлопаем руками,

Качаем головой. Мы руки поднимаем,

Потом их опускаем, мы руки подаем

И бегаем кругом. Раз, два, три,

Любая фигура замри!

Топают. Хлопают.

Качают головой. Руки вверх.

Руки вниз. Руки в «замок».

Покружиться на месте. Три хлопка.

Изобразить любую фигуру.

 

Практическая работа:

Воспитатель:

Перед началом работы детям вспоминаем правила техники безопасности при работе с ножницами, иглой для шитья и клеем.

5. Ознакомление с поэтапностью и технологией изготовления игрушки - сувенира.

 

 

1).Делаем эскизы и зарисовки будущего изделия.

2).Вырезаем из картона по шаблонам все детали.

3). Изготовление туловища игрушки.

4).Украшение цветными полосками из сукна и бисером одежды игрушки, пришивание меха к нижнему краю одежды.

3. Изготовление головы из клюва утки или гуся.

4. Изготовление головного убора и воротника из меха.

5. Сшивание одежды.

6. Сборка игрушки – сувенира.

7. Завершение работы над изделием.

8. Выставка изготовленных игрушек – сувениров.

6. Итог мастер - класса. Вопросы. Обсуждение выполненных работ.

Вспомните цель, поставленную в начале занятия.

Ребята, как вы думаете, мы достигли результата на занятии?

Почему так думаете?

Понравилось ли вам занятие?

Как вы оцениваете свою работу?

О чем мы говорили на занятии?

Что влияет при работе с материалом?

Какие выводы вы сделали для себя?

А что можно приобрести благодаря труду?

Почему?

 

Список литературы:

1.Малыгина А.А. Куклы народов Сибири (по коллекциям МАЭ). Материальная и духовная культура народов Сибири. Ленинград «Наука», 1988.

2. Няруй В. Н., Сэрпиво Т. Л. Ненцы. Уроки   предков. Т: Изд-во ИПОС СО РАН, 2007.

3. Рейсон-Правдин А.Н. Игра и игрушка народов обского Севера /Советская этнография, 1949. №3. с. 131

4. Сусой Е. Г. Из глубины веков. Т: Изд-во ИПОС СО РАН, 1994

5. Хомич Л. В. Ненцы. М: Дрофа, 2003 г.

6.Головнев А.В., Лезова С.В.Игра /Северные просторы. 1994. №2 с.56.

7.Павлинская Л.Ф. Игрушка и мир ребенка в традиционных культурах Сибири\Традиционное воспитание у народов Сибири. Ленинград, «Наука», 1988, с. 222-250.

8. Певгова Л.В. Национальные игры народов Севера. Л.,1939.

9. Соловьев Е.И., Березина Т.И. 1989. Игра как один из обязательных компонентов трудового воспитания в крестьянской семье Сибири эпохи капитализма \Община и семья в сибирской деревне XVIII – нач.XXв., Новосибирск.

10. Хомич Л.В. Ненцы: СПб, Русский двор, 1995-336 с.


 

Скачано с www.znanio.ru

Азбука народной культуры: ненецкая кукла» (Мастер – класс)

Азбука народной культуры: ненецкая кукла» (Мастер – класс)

Перед вами определение, нужно будет выяснить, тему нашего занятия

Перед вами определение, нужно будет выяснить, тему нашего занятия

Кукол же, имеющих руки, ноги и лицо, северные народы приобретали у русских и зырян и почитали как священных

Кукол же, имеющих руки, ноги и лицо, северные народы приобретали у русских и зырян и почитали как священных

Перед началом работы детям вспоминаем правила техники безопасности при работе с ножницами, иглой для шитья и клеем

Перед началом работы детям вспоминаем правила техники безопасности при работе с ножницами, иглой для шитья и клеем

Хомич Л. В. Ненцы. М: Дрофа, 2003 г

Хомич Л. В. Ненцы. М: Дрофа, 2003 г
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.03.2020