Азбука Вожатого
Оценка 4.6

Азбука Вожатого

Оценка 4.6
Документация
doc
воспитательная работа
1 кл—6 кл
24.04.2018
Азбука Вожатого
«Вожатый - это хороший друг и товарищ для детей. Он по¬может в любой возможной ситуации и отнесется к вам со всей душой:  это лидер;  организатор детского отдыха;  друг и помощник детей;  «ящик» с советами и играми;  «жилетка», в которую можно поплакать;  добрый, отзывчивый, понимающий психолог, спа¬сатель;  остроумный и симпатичный;  человек, способный найти взаимопонимание с детьми.«Вожатый - это хороший друг и товарищ для детей. Он по¬может в любой возможной ситуации и отнесется к вам со всей душой:  это лидер;  организатор детского отдыха;  друг и помощник детей;  «ящик» с советами и играми;  «жилетка», в которую можно поплакать;  добрый, отзывчивый, понимающий психолог, спа¬сатель;  остроумный и симпатичный;  человек, способный найти взаимопонимание с детьми.
!Азбука вожатого.doc
«Азбука вожатого»    ___________________          Не беспокойся о том, что люди тебя не знают,                                                                                                                    а беспокойся о том, что ты не знаешь людей.                                                                                                                                                                                                          Конфуций                 "Вожатый - профессия птица, И лучше ее не сыскать. С какою другою работой сравнится Ребячьи сердца зажигать?" «Вожатый ­ это хороший друг и товарищ для детей. Он поможет в любой возможной ситуации и отнесется к вам со всей душой:  это лидер;  организатор детского отдыха;   друг и помощник детей;    «ящик» с советами и играми;  «жилетка», в которую можно поплакать;   добрый, отзывчивый, понимающий психолог, спасатель;  остроумный и симпатичный;   человек, способный найти взаимопонимание с детьми.  «Вожатый - это состояние души!» ВОЖАТЫЙ ЭТО… ВОЖАТЫЙ «А» авангардный, авантюрный, авторитетный, артистичный. «Б» бдительный, благородный, бодрый. «В» веселый, великодушный, выдержанный. «Г» горячий, с головой, грандиозный, грамотный. «Д» деловой, деликатный, добрый, достойный, доходчивый. «Е» единственный, естественный. «Ж» живой, жизнерадостный. «З» заботливый, загадочный, не зануда, заковыристый, зоркий. «И» интеллигентный, с изюминкой, без изъянов, интересный, искренний. «К» классный, корректный, красивый, крутой. «Л» лидер, лучший, любопытный, ласковый, любимый, лучший. «М» миролюбивый, могучий, мудрый, мужественный, мажор. «Н» нежный, незлопамятный, настойчивый, находчивый, неукротимый. «О» обаятельный, общительный, организатор, отчаянный. «П» позднобудящий, прикольный, преданный детям. «Р» рановстающий, раскованный, разнообразный. «С» стильный, самый — самый, смелый, строгий, счастливый. 2 Генрих Бёлль «Азбука вожатого»    ___________________                               Когда Бог создавал время,                                                                                                                                                он создал его достаточно.                 «Т» терпеливый, толковый, требовательный, труженик, турист, тактичный. «У» уважаемый, уверенный, увлеченный, улыбчивый, умелый. «Ф» фантазийный, фейерверк, физически совершенный. «Х» художественный, хотящий всего самого лучшего. «Ц» целеустремленный, цепкий, циркач. «Ч» честный, чудесный, человечный. «Ш» шустрый, с шармом, с шиком. «Щ» щепетильный, щедрый. «Э» элегантный, эмоциональный, эрудит. «Ю» юморной. «Я» яркий. Вожатый обязан выполнять следующие Вожатый обязан выполнять следующие функции: функции: ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ:   строит свою работу с детьми, соблюдая законы и традиции;  составляет   план   работы   своего   отряда,   организует   коллективную   работу отряда,   различные,   виды   творческой   и   игровой   деятельности,   обеспечивает участие детей в делах дружины;  участвует     в    составлении   программы    работы    на  смену    в    дружине     и реализует  эту  программу совместно с педагогическим Советом;     обеспечивает выполнение режима дня в соответствии с планом отрядных и дружинных дел;   обучает   прикладным   умениям,     приемам   самообслуживания   и   организации здорового  образа жизни. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФУНКЦИИ:   несет  юридическую  ответственность  и  выполняет  "Положение  об  охране жизни   и здоровья детей";  организует размещение детей в корпусе;  ведет необходимую для работы педагогическую документацию (списки отряда, служебные записки, учет заявлений родителей и т.д.)  организует и контролирует прием пищи в столовой детьми своего отряда;   организует дежурство на отряде, в дружине;  организует   уборку   жилых   помещений,   отрядных   мест   (организация самообслуживания); «Азбука вожатого»    ___________________                                                    Говори правду,                                                                                                                                тогда не придется ни чего запоминать.                                                                                                                         Марк Твен                                                                                                                                                                                                       Конфуций                  принимает участие в работе педагогического Совета, если входит в его состав;  выполняет правила трудового распорядка. 3 ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ФУНКЦИИ:  обеспечивает   сохранность   государственного   имущества,   находящегося   в пользовании отряда;  получает   в   установленном   порядке   материальные   ценности   (спортивный инвентарь,   белье,   оборудование   и   т.   д.),   необходимые   для   обеспечения жизнедеятельности отряда и каждого ребенка и несет ответственность за их сохранность в установленном порядке. СПОРТИВНО­ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ:   организация   и   участие   всего   отряда   в   ежедневных   оздоровительных мероприятиях на воздухе;  контроль за посещением отрядом спортивных часов; Ф   обеспечение участия отряда в дружинных спортивных соревнованиях. ПОВЫШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА:  принимает участие в совместном обсуждении отрядных и дружинных дел;   консультации с психологом;  принимает участие в работе ШВМ (школы вожатского мастерства). ОТРЯДНЫЙ ВОЖАТЫЙ ИМЕЕТ ПРАВО:   вносить   предложения   на   обсуждение   на   методическом   и   педагогическом Совете;  поощрять отличившихся детей за активное участие в проводимых делах;  применять к детям, не выполняющим требования вожатых, следующие меры дисциплинарного воздействия:  проведение разговора один на один с выяснением причин плохого  поведения, принятие обязательств;  проведение беседы один на один с выяснением причин невыполнения  принятых обязательств;  беседа у зам. директора по УВР. «Азбука вожатого»    ___________________                                               Мечта и действительность                                                                                                                                                    сливаются в любви.       В.В. Набоков                                                                                                                                                                                                       Конфуций                 Заповеди Вожатого Заповеди Вожатого 4 1. Умей выслушивать и услышать каждого ребенка. 2. Жалок вожатый, лишенный чувства юмора. 3. Помни: от улыбки хмурый день становится светлей, от улыбки — солнышко смеется. 4. Говорят,   как   пройдет   первый   день,   так   пройдет   и   вся   смена.   Поэтому тщательно планируй первую встречу с детьми. 5. В воспитании мелочей не бывает. 6. Помни: ты пример для подражания. Не забывай, что дети смотрят на тебя с утра до вечера. А ночью слышат твои речи, если ты думаешь, что они спят. 7. Научись не приказывать, а просить. Просьба укрощает и строптивых. 8. Творящие дети дурного не вытворят. 9. Сначала включай сердце ребенка, потом голову, потом руки. 10.  Не сердись долго на ребенка — это не профессионально. 11.  Научись   все   видеть,   но   кое­что   не   замечать,   все   слушать,   но   кое­что   не слышать. 12. Не всегда ищи виновного. 13. Не читай нотаций — все равно не помогут. 14. Главный путь к сердцу ребенка — любовь и справедливость. «Азбука вожатого»    ___________________        Достойный человек не тот, у кого нет недостатков,                                                                                                                       а тот, у кого есть достоинство. 5 а тот, у кого есть достоинство. Вожатские истины Вожатские истины В.О. Ключевский ВВожатый, воспитатель просто обязан удивлять людей. Я за отчаянный энтузиазм в нашей работе с детьми, за то, чтобы свет клином сошелся на детях, иначе счастливым не будешь. Нужно вожатской работе отдать все: ум, способности, силы, здоровье, годы. И вспоминать ее с удовольствием. Но если от нее защемит в груди ­ это была не твоя работа. ДДетям нужна своя детская, значительная, романтизированная организация, точнее ­ разные организации. Или разнообразные объединения в одной организации. ВВоспитание детей идет в каждом квадратном метре их жизнедеятельности. ЛЛагерь должен стать местом непуганых ребят. Пусть чаще звучит слово «можно». ВВожатый призван выпрямлять детские души. Осенью мы сажаем молодые деревья и подставляем им в качестве опоры крепкий стержень. Для ребенка таким стержнем является вожатый. ЧЧтобы искать согласие, надо уважать разногласие. ННикогда не делай в помещении того, что можно сделать на воздухе. РРебятам необходима личность вожатого, личность волевая и значительная, личность уважающая   себя   и   других.   Важнейшая   черта   вожатого   ­   отзывчивость   на многообразные   зовы   ребячьей   жизни,   будь   то   первое   чувство   девочки   или   беда мальчишки. ААнализ работы вожатых в лагерях свидетельствует о встречающемся часто чувстве неполноценности,   повышенной   впечатлительности,   боязни   открытых   контактов   с детьми,   что   мешает   общению   с   ребятами.   Есть   и   другая   постоянная   черта   ­ демонстративность,   «игра   на   публику»,   неосознанное   стремление   быть   в   центре внимания. У таких дети отходят на задний план. На первом ­ жажда признания. ННесчастный вожатый никогда не воспитает счастливых детей. 6 «Азбука вожатого»     ___________________                                   Друг – это одна душа,                                                                                                                                  живущая в двух телах. а тот, у кого есть достоинство. ЕЕсли   диагноз   неправильно   поставит   врач,   ребенок   умрет.   А   если   вожатый, воспитатель, учитель поставит неправильный диагноз ­ в ребенке умрет личность. Аристотель ССуществуют разные вожатые: один на себя ничего не берет, никакую детскую беду. Другой столько, сколько может. Третий берет все: все беды и горести детства с неимоверной нагрузкой. ВВожатый, восемнадцать ему или тридцать восемь ­ это значения не имеет, должен уметь   выглядеть   красиво,   элегантно,   эстетически   выразительно,   обаятельно.   Как актер на сцене влияет на зрителя напрямую не только своей игрой, но и внешним видом, так и вожатый воздействует на своих воспитанников, прежде всего своим внешним видом. Это самый короткий канал влияния на ребят. Дети любят красивых вожатых. Обаяние ­ это, прежде всего внутренняя красота человека. Работа с детьми обязательно   предполагает   гармонию   внутреннего   и   внешнего   обаяния.   Здесь   все важно. И сочетание цвета в костюме, и характер эмблемы, и знаки отличия. Вожатый как   личность   воспринимается   ребятами   в   целом.   Здесь   нет   мелочей.   Вожатый   в плавках   на   пляже   ­   явление   закономерное,   на   территории   лагеря   ­   явление вульгарное. ННе  гонись  за  любовью  ребят.  Погоня  за  любовью  детей  противопоставляет тебя коллективу товарищей, толкает на путь педагогических ошибок. РРебенок, кажется еще красивей и значительней, если знает, что на него смотрят с уважением. ББудь вежлив. Как можно чаще употребляй в разговоре с детьми слова «спасибо», «пожалуйста»,   «будь   добр».   Если   дети   вместе   с   тобой   трудятся,   играют,   поют, смеются, ты ­ победитель. РРебенок должен иметь возможность одиночества. Не всегда его нужно «охватывать», «загонять» на мероприятия. Но если только одиночество ­ то это трагедия! ГГде   больше   детского   творчества   ­   там   и   дисциплина   лучше,   а   если   дисциплина падает,   значит,   детям   не   хватает   возможностей   проявить   свои   творческие способности. Там, где детей не побуждают выдумывать хорошее, они придумывают дурное. Надо организовать жизнь в отряде так, чтобы детям все время приходилось что­то придумывать. «Азбука вожатого»       ___________________        Низок душою тот, кто стыдится своей дружбы с                                                                                                                    людьми, чьи недостатки стали всем известны. а тот, у кого есть достоинство. ППомните, какой бы ни был день, даже самый «мрачный» и кризисный ­ он все равно  прошел хорошо (просто мы получили какой­то новый урок).  Вовенарг Люк де Клапье 7 ККогда отряд дежурит по лагерю, можно придумать сюрприз для всех ­ цветы на столах, или концерт для малышей, или веселая раздача почты во время обеда (причем шутливые письма можно написать самим). Приучайте детей думать, напрягаться в поисках радости, но не себе, а другим. И вскоре вы увидите, что ребята получают удовольствие от дела «на пользу и радость другим людям». ККроме   ежедневной   работы   и   ежедневного   огонька,   в   отряде   почти   каждый   день должно   проходить   какое­то   большое   коллективное   творческое   дело   ­   трудовое, познавательное, спортивное, развлекательное. Именно коллективные творческие дела держат   ребят   в   творческом   напряжении,   делают   жизнь   несколько   необычной.   В творческих делах ребята проявляют свои способности, и всем начинает казаться, будто они попали в отряд с особо хорошими людьми. ННо как бы мы ни старались, почти всегда будут в отряде ребята, которым в лагере плохо. Им хочется домой. Они больше любят одиночество. Не трогайте таких детей, не корите их, не ставьте себе целью втянуть их в работу, во что бы то ни стало. Достаточно того, что они увидят интересную жизнь рядом с собой. Опыт показывает, что некоторые дети втягиваются в творческую работу лишь на третий­четвертый год, но зато они становятся самыми деятельными людьми. Однако следите, чтобы таких детей не обижали. ННепедагогично любить только тишину воспитательного дела, надо любить и шум. Надо уважать смешливость и озорство, непоседливость и реактивность детей. Надо уважать законы детства. ССокрытая   положительная   энергия   в   ребенке,   как   показывает   опыт,   появляется только тогда, когда ему полностью доверяют! ННе увлекайся нотациями. Они ничего не вызывают у ребят, кроме желания зажать уши. УУ  тебя   в   активе   отряда   должны   быть   все   дети.   А   не   только   с   симпатичными мордашками и замечательной дикцией. ТТворящие дети дурного не натворят. «Азбука вожатого»       ___________________                                               Запоздалая правда ­                                                                                                                                                             полноценная ложь. 8 ДДетей можно лечить ото всех пороков эрудицией. ДДокопаться до глубины того, что мучает ребенка, иногда бесполезно. Он и сам не знает. Это ­ сфера бессознательного. ННикогда не делай сам того, что можно поручить детям. ННе будь суетливым в жестах и болтливым в разговоре. Это признак неуверенности и растерянности. ННикогда не кричи на ребят. Помни: тихий, убедительный, если надо, гневный голос, сильнее крика. ННе сердись долго на ребенка, это непрофессионально. ННаучись все видеть и кое­что не замечать, все слушать, но кое­что не слышать. Не всегда надо искать виновного. ЗЗнай: скучная жизнь у ребят в отряде бывает только у скучного вожатого. ББудь   честным   с   ребятами,   не   обещай   того,   что   не   можешь   выполнить,   не изворачивайся,   не   лги.   Если   допустил   промах,   ошибку,   признай   их.   Истинное воспитание ­ воспитание правдой. РРабота с детьми ­ процесс интимный, он требует душевного контакта и тепла. И, наверное, без учета расхода. ФФанатическое следование режиму и рождает заорганизованность, когда жизнь ребят расписана по минутам и даже секундам. Режим ­ штука гибкая. Где, как не в лагере, можно позволить ребятам встретить солнце ранним утром, провести ночь у реки, в походе. ННельзя любить только тишину, надо любить ребят. Молча ведут себя только больные дети, а здоровые должны уметь орать во всю силу легких. Это, кстати, полезно и для легких. ВВоспитывая коллектив ребят, думай о воспитании отдельной личности.  ККоллектив ­ лучший воспитатель личности ребенка. «Азбука вожатого»       ___________________                         Лжецу мы не верим даже тогда,                                                                                                                             когда он говорит правду.                        Цицерон Марк Туллий ППодходи к детям с оптимистической гипотезой, ищи в ребятах хорошее, его всегда больше. 9 ННервы у ребят портятся не от шума и музыки, а от нервотрепки, бестолковщины и наших глупостей. ИИногда   надо   помолчать   при   ребятах,   в   конце   концов,   молчание   не   менее многозначительно. ННельзя доверять детей вожакам, которые не умеют улыбаться. Знай: ребят увлекает в вожатом высокая квалификация, умение, доходящее до искусства, золотые руки, доброта, немногословие, полное отсутствие фразы, постоянная готовность к работе, оптимизм. Жалок вожатый, лишенный чувства юмора.  ЮЮмор ­ посланник правды. ББорьба с ребенком ­ это борьба сильного со слабым. Чем слабее воспитатель, тем более   жесткие   меры   он   применяет   к   детям,   тем   чаще   он   злоупотребляет требованиями. ННе ругай ребят утром ­ солнце покажется им серым. Не ругай днем ­ небо покажется хмурым, не ругай на ночь ­ луна покажется черной. Вообще ­ не ругай! ВВожатый, запрет ­ чаще признак твоей слабости, а не силы. ККритикуй ребят не с удовольствием, а с болью. ССтрадания калечат психику ребенка. Особое внимание ­ страданиям ребенка. Здесь мы не имеем права быть низкими. РРебенок   в   борьбе   против   несправедливости   чаще   получает   «ожоги»   сердца,   чем взрослый, он слабее, и эти «ожоги» остаются иногда на всю жизнь. ССтавь себя на место счастливых и особенно ­ несчастных ребят. Люби всех детей, а больше всех самых для тебя неприятных. ый вожатый ­ это не тот, кто умеет делать добрые дела, а тот, кто не способен сделать детям зло. «Азбука вожатого»    ___________________                                                  Здоровый нищий,                                                                                                                                           счастливее больного короля. Шопенгауэр Артур а тот, у кого есть достоинство. 10 ННе  забывай  народную  мудрость:  начал  говорить  ­  договаривай,  начал   строить  ­ достраивай, начал делать ­ доделывай. ВВожатому надо иметь нервы не крепкие, а обнаженные. ВВажный момент ­ забота о том, чтобы дела в течение смены усложнялись, были разнообразными, более полно удовлетворяли интересы детей. ЕЕсли отряд по­настоящему дружный, сплоченный, если в нем сложились добрые, сердечные   отношения   и   между   детьми,   и   у   детей   и   взрослых,   то   можно   не сомневаться ­ такие дни подросток сохранит в памяти как самое яркое и чистое впечатление детства. ВВ  лагере   дети   узнают   друг   о   друге   столько   же,   сколько   и   за   долгое   время совместного пребывания в стенах школьного класса. ННужны   символы,   предметы,   знаки,   материализирующие   цели   и   идеалы:   знамена, флаги,   вымпелы,   галстуки,   эмблемы,   девизы,   значки,   ритуалы,   традиции,   обычаи, особая   форма   одежды,   нашивки,   шевроны,   атрибуты,   подчеркивающие   нашу принадлежность к организации, а также именно к нашему конкретному коллективу. Все   это   ­   «центры   объединения»,   как   говорят   социологи,   то   есть   те   ценности, предметы   и   символы,   которые   составляют   материальную   и   идейную   основу существования и развития группы. На основе этих центров объединения и вокруг них и рождается сознание общности, эмоционально переживаемое чувство «мы». ДДружелюбная, непринужденная атмосфера первого дня становилась благоприятным фоном для адаптации ребят в новых условиях, делала привлекательным образ нового коллектива. ЕЕсли ребенку понравился какой­то человек ­ многое в нем симпатично: и лицо, и улыбка, и манера держаться, и сноровка в работе ­ хочется познакомиться и узнать этого человека поближе. Хочется бывать чаще в его обществе, хочется быть таким, чтобы он не отверг тебя, не отказался от дружбы. Выступая, помни о важном моменте ­ вызывай мысли и чувства, а не аплодисменты. ККак ребята представляют себе идеальный отряд в лагере? Пусть пофантазируют. 11 «Азбука вожатого»    ___________________                                                   Все пройдет,                                                                                                                                                       пройдет  и это.  Гравировка на перстне Соломона а тот, у кого есть достоинство. ВВсякую уборку провести оперативно и дружно. А затем, переодевшись в парадную форму,   собраться   в   прощальный   отрядный   круг.   Здесь   стоит   вспомнить   самые интересные   дни   и   часы,   найти   доброе   слово   о   каждом,   обменяться   адресами, оставить   свои   автографы   на   фотографиях,   спеть   любимые   песни.   Актив   отряда вместе   с   вожатым   заранее   подготовит   всем   ребятам   какие­то   особые   сувениры. Вожатый проведет итоговую анкету, ребята напишут друг другу в блокнотах слова прощания и пожелания, пройдут по территории лагеря и попрощаются со всеми его памятными уголками. V Коммунарские сборы    ___________________                 Дружба есть равенство.                                                                                                                       Пифагор 12 Отрядные Огоньки Огонек ­ особая форма общения, позволяющая каждому участнику высказаться, понять   других,   проанализировать   день,   ситуацию,   раскрыть   себя   с   необычной стороны, научиться понимать других людей, слушать и слышать.  Условия, необходимые для проведения огонька:  Участники удобно устроены в кругу,  Наличие живого огня (обычно в центре круга)  Огонек готовиться ведущими (реже ­ в конце смены ­ лидерами группы)  Необходимый эмоциональный настрой  Ведущему нужно следить за выражением своего лица, интонацией и т.д.  Поддержание доброй атмосферы (+ правило свободного микрофона). Нужно  избегать повышенного тона  Тема огонька актуальна для большинства участников  Возможно наличие своих традиций огонька 13 V Коммунарские сборы    ___________________                                    Нет ничего более постоянного                                                                                                                                                    чем временное. Социально-психологические потребности детей разного возраста. Дети 8­10 лет.  Потребность обучения;  Потребность быть в группе сверстников;  Потребность в коллективных действиях и играх;  Удовлетворение любопытства;  Применение знаний о том, что такое хорошо, что такое плохо;  Потребность иметь друзей, уметь дружить. Дети 11­13 лет.  Потребность быть принятым в группе сверстников;  Коллективные действия и игры, формирование навыков сотрудничества;  Потребность иметь кумиров, идеалов для подражания;  Потребность иметь заработок;  Потребность в деятельности вне помещения;  Потребность заниматься своей внешностью;  Потребность знаний об особенностях свой личности;  Появляется интерес к противоположному полу. Дети 14­16 лет.  Потребность иметь заработок;  Потребность    приобрести    навыки    взаимодействия    с    противоположным полом;  Потребность формирования мировоззрений;  Потребность ответить на вопрос? Кто я и мое место среди других?  Забота о собственной внешности;  Принятие группы сверстников;  Навыки общения, взаимодействия и сотрудничества с другими. «Азбука вожатого»    ___________________                                              Нет людей ни хороших,                                                                                                                                           ни плохих: все люди разные. 14 а тот, у кого есть достоинство. Словарь вожатого вожатого Словарь В. Бучарский Авторитетность  ­ способность человека иметь определенный «вес» среди людей, пользоваться их признанием и уважением. Анализ  (от   греч.  analysis­разложение)   ­   мыслительная   операция   расчленения сложного   объекта   на   составляющие   его   части,   стороны,   свойства   или характеристики. Атрибут  ­   необходимое,   существенное,   неотъемлемое   свойство   объекта.   (Под атрибутами также понимаются сопутствующие чему ­ либо предметы, вещи и т. д. Например, атрибуты спортивного конкурса: кегли, мяч, обруч и т. д.). Аффект  ­   сильное,   бурное,   относительно   кратковременное   эмоциональное переживание,   полностью   захватывающее   психику   человека   и   предопределяющее единую реакцию на ситуацию в целом. Воображение  ­   психический   процесс,   заключающийся   в   создании   новых   образов путём переработки материала восприятии и представлений, полученных в прошлом опыте.             Восприятие ­ целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств, в данный момент времени. Воспитание  ­   процесс   систематического   и   целенаправленного   воздействия   на духовное   и  физическое   развитие   личности   в  целях  подготовки   её  к  полноценной производственной, социальной и духовной деятельности. Дифференциация (от латин. differentia ­ разность, различие) ­ разделение целого на различные части, формы, ступени. Законы  ­   общепринятые   нормы,   которые   формулируются   в   соответствии   с общественным мнением и волей всех членов коллектива и признаются обязательными для всех. Идея  (от греч.  idea  ­ понятие, представление) ­ основная главная мысль, замысел, определяющий содержание чего­нибудь (одно из значений). Интерес  ­   избирательное,   эмоционально   окрашенное   отношение   человека   к действительности,   реальная   причина   социальных   действий,   лежащая   в   основе непосредственных побуждений ­ мотивов, идей и т. д., как отдельных индивидуумов так и социальных групп. Личностные потенциалы:                Личность характеризуется пятью потенциалами: «Азбука вожатого»    ___________________                                          От человека остаются                                                                                                                                                      только одни его дела. 15 а тот, у кого есть достоинство. Максим Горький 15 Познавательный   потенциал  ­   определяется   объемом   и   качеством   информации, которой обладает личность. Эта информация складывается из знаний о внешнем мире (природном и социальном) и самопознании (что и как знает индивид?); Ценностный   потенциал  ­   определяется   приобретенной   личностью   системой ценностных   ориентации   в  нравственной,  политической,  религиозной,  эстетической сферах,   то   есть   ее   идеалами,   жизненными   целями,   устремлениями,   убеждениями (что и как ценит индивид?); Творческий потенциал  ­ определяется полученными личностью и самостоятельно выработанными умениями и навыками, способностями к действию в той или иной сфере жизнедеятельности (или в нескольких одновременно)  (что и как созидает индивид?); Коммуникативный  потенциал  ­   определяется   мерой   и   формами   общительности личности,   характером   и   прочностью   контактов,   устанавливаемых   ею   с   другими людьми. По содержанию межличностного общения выражается в системе социальных ролей (с кем и как общается индивид?); Художественный   потенциал   содержанием, интенсивностью   художественных   потребностей   личности   и   тем,   как   она   их удовлетворяет;   определяется   уровнем,  ­ Мероприятие  ­   относительно   завершенная,   совместная   деятельность   членов детского   объединения   в   определенный   промежуток   времени,   организованная   с определенной целью. Рядом специалистов в качестве альтернативы понятию «мероприятие» предлагается понятие   «дело»   (например   «коллективное   творческое   дело»).   Вместе   с   тем противопоставление самих лишь слов «мероприятие» и «дело» лишено смысла, по­ скольку   они   символичны   ­   и   в   том,   и   другом   общее   значение   «деятельность», «действие». Межличностные отношения ­ субъективно переживаемые связи между людьми. Мечта  ­   вид   творческого   воображения,   связанного   с   осознанием   желаемого будущего. Мировоззрение  ­ система  взглядов   на природу,  общество, других  людей, самого себя,   которая   сложилась   у   человека   и   определяет   его   линию   поведения, жизнедеятельность. Мониторинг­ отслеживание, изучение состояния социальных явлении и процессов. Мотив ­ то, что побуждает человека к деятельности. Настроение  ­ длительное эмоциональное состояние, окрашивающее всё поведение человека. Норма  (от   латин.  norma  ­   руководящее   начало,   правило,   образец)   ­   узакойенное установление, признанный обязательный порядок. 16 «Азбука вожатого»            ___________________                       Плохо приходится маленьким людям,                                                                                                                                     когда большие дерутся. а тот, у кого есть достоинство. Герберт Джордж Уэллс 15 Образ «Я» или самосознание (по В.С.Мерлину):  сознание отличия себя от остального мира;  сознание «Я» как активного начала субъекта деятельности;  сознание своих психических свойств, эмоциональной самооценки. Поведение  ­   система   взаимосвязанных   реакций,   осуществляемых   живыми организмами для приспособления к внешней среде. Потребность  ­ испытываемая человеком нужда в определённых условиях жизни и развития. Принцип  ­   внутреннее   убеждение   человека,   определяющее   его   отношение   к действительности, нормы поведения и деятельности. Основное исходное положение какой­либо теории, учения, науки, мировоззрения, организации. Проблемная ситуация ­ ситуация затруднения деятельности. Релаксация   (от   латинского  relaxatio  ­   уменьшение   напряжения,   ослабление)   ­ состояние   покоя,   расслабленности,   возникающее   у   человека   вследствие   снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий. Ритуал (от латинского ritualis ­ обрядовый) ­ вид обряда, исторически сложившаяся форма   сложного   символического   поведения,   упорядоченная   система   действий   в определенных ситуациях, условиях. Руководство  ­   процесс   управления   трудовой   деятельностью   коллектива, осуществляемый руководителем на основе административно­правовых полномочий и социальных норм. Самоуправление  ­   самостоятельность   какой­либо   организованной   социальной общности в управлении собственными делами. Социально­нравственная самооценка  ­ самоуважение, формирующееся на основе накопленного опыта общения и деятельности. Социальный статус  ­ совокупность прав и обязанностей человека, обусловленных его положением в определённой социальной группе (среде) и иерархии общественных отношений. Субкультура  ­   совокупность   норм,   ценностей,   представлений   и   стереотипов поведения традиционной культуры, интерпретированных конкретным, относительно замкнутым  сообществом;  форма  самоорганизации   общения  и культурной  жизни  в таком сообществе. Элементами подростковой субкультуры являются:  свой язык, нормы и стереотипы поведения;  особая символика, этикет, стиль одежды, причесок, оформления жилища;  особые представления, идеалы, ценностные ориентации, интересы. Темперамент  ­   характеристика   индивида   со   стороны   нервно­динамических особенностей его психической деятельности. «Азбука вожатого»    ___________________  Правда – величайшая драгоценность, нужно её экономить Марк Твен Марк Твен 17 15 Традиции   (детского   объединения)  ­   правила,   нормы,   обычаи,   сложившиеся   в детском   объединении,   передающиеся   и   сохраняющиеся   в   течение   длительного времени. Функция ­ вид деятельности (в нашем случае), обязанность, работа. Характер  ­   индивидуальное   сочетание   наиболее   устойчивых,   существенных особенностей   личности,   проявляющихся   в   поведении   человека,   в   определённом отношении к себе, к другим людям, к порученному делу, на основе волевых качеств. Цель   ­  планируемый,   прогнозируемый,   ожидаемый   результат,   характеристика необходимых конечных состояний чего­либо (деятельности, программы и т.д.). Экспрессия ­ выразительность; проявление чувств, настроений, мыслей. Эмпатия  ­ способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию их внутреннего состояния. Эмоции  ­ реакция человека на воздействие внешних и внутренних раздражителей, имеющая   ярко   выраженную   субъективную   окраску   и   охватывающая   все   виды чувствительности и переживаний. Эпатаж  ­   ошеломление   необычным,   нестандартным   поведением,   приёмами, костюмами и т.д. «Азбука вожатого»                  _______________        Большинство людей счастливы настолько,                                                                                                                        насколько они решили быть счастливыми. 18 а тот, у кого есть достоинство. ИГРОТЕКА ИГРОТЕКА Авраам Линкольн 15 Игры при наборе детей в отряды Наседка и коршун Один   человек   –   коршун,   другой   –   наседка,   все   остальные   –   цыплята.   Цыплята   паровозиком прячутся   за   наседкой   (первый   цыплёнок   держится   за   наседку).   Задача   коршуна   –   поймать последнего цыплёнка. Задача наседки – помешать коршуну, преграждая ему путь. Все встают в круг лицом, ведущий – в центр круга. Все рассчитываются по порядку, последний номер   –   ведущий.   Каждый   запоминает   свой   номер.   Ведущий   называет   два   любых   номера   из Ай-яй-яй присутствующих   (например:   8   и   15).   Игроки   с   соответствующими   номерами   хлопают   себя   по коленкам и говорят: «Ай­яй­яй!» (чтобы обозначить себя), и меняются местами. Ведущий должен успеть занять пустое место. Не успевший занять свободное место становится ведущим. Ведущий снова называет два номера, и т. д. Номера игроков НЕ изменяются. Хвост дракона Все выстраиваются паровозиком. Первый человек – голова дракона, последний – хвост. Голова голове. должна   попасться   поймать старается хвост,     не   а   хвост     Шишки, орехи, жёлуди Все встают в круг по три человека друг за другом. Получается как бы три круга. Все, кто стоит во внутреннем кругу, – шишки, кто стоит в среднем кругу – орехи, во внешнем – жёлуди. В центре находится   ведущий.   Ведущий   называет   либо   шишки,   либо   орехи,   либо   жёлуди.   Кого   назвали (шишки,   орехи   или   жёлуди),   те   меняются   местами.   Ведущий   должен   успеть   занять   свободное место. Кому не хватило места, тот становится ведущим. Ведущий снова кого­то называет, и т. д. При смене места нельзя просто смещаться по кругу, нужно меняться противоположными местами. Третий лишний Все встают в круг по два человека друг за другом. Получается как бы два круга. За этим двойным кругом салка догоняет убегающего вдоль круга. Внутри круга бегать нельзя. Если салка догнала убегающего, они меняются ролями (салка становится убегающим, убегающий – салкой). Убегающий во избежание осаливания  может встать перед любым первым человеком в кругу. Тогда задний человек становится третьим лишним и должен убегать от салки. и т.д. Верёвочка (осалить за руки) Все встают в круг и держатся руками за верёвку, связанную в кольцо. В центре стоит ведущий. Он пытается   кого­нибудь   осалить   за   руки.   Кого   осалил,   тот   становится   ведущим.   Задача   всех остальных – отдёргивая руки от ведущего, не уронить верёвку. Виртуальный подарок Все встают в круг. Каждый по очереди придумывает подарок для своего правого соседа и молча его дарит, изображая, как будто дарит настоящий подарок. После всеобщего одаривания, каждый угадывает, что ему подарили. «Азбука вожатого»               ___________________                                   Всякое препятствие любви                                                                                                                                            только усиливает её. 19 а тот, у кого есть достоинство. Путаница Уильям Шекспир 15 Ведущий уходит в сторону и не подсматривает.  Остальные встают  в круг, держась  за руки, и запутываются, не расцепляя рук. Когда совсем запутались, зовут ведущего: «Бабка, бабка, нитки рвутся!» Задача ведущего – всех распутать, не расцепляя запутанных рук. Все встают в круг друг за другом так, чтобы носки каждого упирались в пятки впереди стоящего  (боком к центру круга). Затем все одновременно и аккуратно садятся на коленки сзади стоящего.  Затем пытаются одновременно шагать. Тесный круг Игры на знакомства Поздороваться за руку с максимальным количеством людей Каждый   должен   за   определенное   время   (1­3   мин.)   успеть   поздороваться   за   руку   с максимальным   количеством   людей.   Внимание   участников   фиксируется   на   том,   что   руку   надо пожимать   доброжелательно,   глядя   в   глаза   человеку.   Вариант:   обязательно   называть   свое   имя. Можно оговорить то, что необходимо подсчитать количество людей, с которыми ты поздоровался. Тогда   по   завершении   упражнения   ведущий   спрашивает:   "Кто   поздоровался   больше,   чем   с   10 людьми? А больше чем с 20?" Выявляются несколько лучших. Вырази себя в жесте Проведение: все участники группы встают в круг. Один делает шаг вперед и демонстрирует себя в жесте, при этом произносит свое имя. Например, первым выражает себя в жесте ведущий. Поднимает руки вверх и громко произносит: «Виктор! Ого­го». Затем становится в круг. Теперь все вместе делают шаг вперед, повторяют жест и произносят имя. После чего возвращаются на прежнее   место.   Таким   образом,   каждый   участник   демонстрирует   себя   в   жесте.   Все   остальные повторяют его, как бы вживаясь через этот жест в другого человека. Приветик ХОД ИГРЫ: ВСЕ СТОЯТ В ПОМЕЩЕНИИ И ИДУТ МЕДЛЕННО И ОСТОРОЖНО СПИНОЙ   ДРУГ   К   ДРУГУ.   ВСЕГДА,   ЕСЛИ   ВСТРЕЧАЮТСЯ   2   ЧЕЛОВЕКА,   ОНИ, ОСТАВАЯСЬ В ПОЛОЖЕНИИ "СПИНА К СПИНЕ", ШИРОКО РАССТАВЛЯЮТ НОГИ, НАКЛОНЯЮТСЯ И ПРИВЕТСТВУЮТ ДРУГ ДРУГА ПОЖАТИЕМ РУК, КРИЧА ПРИ ЭТОМ   СЛОВО   "ПРИВЕТИК".   ПОТОМ   ОНИ   СНОВА   ВЫПРЯМЛЯЮТСЯ, РАССТАЮТСЯ   И   ДАЛЬШЕ   СПИНОЙ   ИДУТ,   ПОКА   НЕ   ВСТРЕТЯТ   ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА.  Перепись населения Игра проходит, как эстафета. Участники бегут с одной стороны комнаты в другую, где приготовлен лист бумаги и маркер. Добежавший, записывает имя любого участника своей команды (кроме себя и уже записанных) и, взяв маркер, бежит обратно, передает ее другому участнику, и так продолжается до тех пор, пока последний не завершит список. Очень забавно смотреть, как последний участник усиленно вспоминает, чье имя еще не записано. Каждому даётся ручка и лист бумаги, на котором участники игру будут писать ответы на вопросы: «Любимое имя, животное, растение, кино и т.д. и т.п.» Затем даётся задание найти в группе человека, с которым больше всего совпадений. Cовпадение 20 «Азбука вожатого»       ___________________                          Я счастлив, потому что мне некогда                                                                                                                        подумать о том, что я несчастлив. 15 Джордж Шоу Все участники пробуют нарисовать портрет любого, из сидящих рядом. Затем   листочки пускают по кругу, каждый на обратной стороне пишет, кого он узнал  в этом портрете. Когда Рисуем лицо листочки по кругу вернутся к автору, он считает количество правильно угадавших нарисованного человека. Побеждает самый хороший художник. Здравствуйте Все   встают   в   круг   лицом   плечом   к   плечу.   Водящий   идет   по   внешней   стороне   круга   и задевает одного из играющих. Водящий и играющий, которого задели, бегут в разные стороны по внешней   стороне   круга.   Встретившись,   они   пожимают   друг   другу   руки   и   говорят:   "Привет". Называют свое имя. Потом они бегут дальше, пытаясь занять свободное место в кругу. Тот, кто остался без места, становится водящим. Выполняется в парах. Пары расходятся на пять минут и молча жестами показывают друг другу пять самых важных для себя вещей. А затем пара жестами представляет друг друга кругу. Возможны варианты: пять самых страшных для меня вещей, самых неприятных и т.п. 5 важных вещей Мухобойка (газетка) Группа стоит в кругу. Ведущий в центре, у него в руках свернутая "газетка". Называется имя кого­то из круга, и ведущий пытается его осалить газеткой. Чтобы не быть осаленным, названный должен успеть быстро назвать кого­то еще, стоящего в кругу. Если человека осалили до того, как он назвал имя, он становится водящим. Через некоторое время вводится дополнительное правило: бывший ведущий, как только встает в круг должен быстро назвать какое­нибудь имя. А если он не успевает это сделать до того, как его осалит новый ведущий, он становится ведущим опять. В группе, в которой много малознакомых людей иногда целесообразно, чтобы тот, чье имя назвали поднимал руку, так как ведущий может не ориентироваться в именах. Одеяло Участники   делятся   на   две   команды,   располагаясь,   друг   напротив   друга.   Между   ними натянуто одеяло. С каждой команды по одному человеку подсаживаются ближе к одеялу. Как только   одеяло   опускают,   необходимо   успеть   произнести   имя   того,   кто   сидит   напротив.   Кто быстрее назвал ­ забирает к себе в команду игрока. Побеждает та команда, которая " перетянет" к себе больше игроков, т, е. та команда, которая знает больше имён. Карточки Группе раздаются карточки, разделенные на квадраты. В каждом квадрате написано какое­ то качество человека. (Например: Я люблю петь. У меня есть собака. Мне грустно. И т.п.) Каждый должен найти людей с данными признаками и вписать их имена на свою карточку, чтобы оказались заполнены   все   клетки.   В   упражнение   следует   включать   те   качества,   которые   важны   педагогу: интерес  к профильной   деятельности  (я  люблю  театр), группы  по  увлечениям  (я  люблю  читать фантастику),   качества   присущие   только   участнику,   которого   хочется   "выиграть"   в   рамках упражнения (пишутся под конкретного человека). «Азбука вожатого»        ___________________                                   Бывают люди, похожие на нули:                                                                                                                  им всегда необходимо, чтобы впереди них шли цифры. Оноре де Бальзак. 15 21 А я еду, а я тоже, а я заяц Участники   игры   сидят   на   стульях   по   кругу,   одно   место   ­   не   занято   никем.   В   центре ­водящий. Все участники во время игры пересаживаются по кругу против часовой стрелки. Игрок, сидящий около пустого стула, пересаживается на него со словами "а я еду". Следующий игрок ­ со словами "а я тоже". Третий участник говорит "а я заяц" и, левой рукой ударяя по пустому стулу, называет имя человека, сидящего в кругу. Тот, чье имя произнесли, должен как можно быстрее перебежать на пустой стул. Задача водящего ­ успеть занять стул быстрее того, кого назвали. Кто не успел, становится водящим. Игра начинается сначала. Бинго Участники   образуют  два   круга   ­  один   в   другом,   с  равным   количеством   человек.   Круги вращаются в разные стороны, обращённые липом друг к другу, под слова;  "Мой лохматый серый пёсик у окна сидит. Мой лохматый серый пёсик на меня: глядит. Б ­И­Н ­Г­О (2 раза)  Да, Бинго звать его". Слова " Б­И­Н­Г­Q" произносятся раздельно по буквам, причём на каждую букву стоящие во внешнем круге ударяют в ладоши стоящих во внутреннем. На каждую букву ­ ладоши нового человека. Последняя буква "О" говорится протяжно (удивлённо ­ радостно) и последние слова ("Да,   Бинго   звать   его")   пара   произносит   вместе,   держась  за   руки.   После   чего   участники представляются друг другу по именам. Так продолжается до тех пор, пока все не перезнакомятся. Участники стоят  в кругу. Ведущий  подходит к любому игроку и говорит: «Привет,  я ­ паровоз. Как тебя зовут?» Участник называет своё имя, «паровоз» повторяет. Важно повторять с той же интонацией, с какой произнёс участник. Кто представился, присоединяется к паровозу. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не присоединятся друг к другу. Паровоз Дрозд Участники образуют два круга ­ внутренний и внешний, равные по численности. Игроки внутреннего круга разворачиваются спиной в центр, образуются пары. Далее вместе с ведущим произносят: " Я дрозд, ты дрозд, у меня нос и у тебя нос, у меня щёчки аленькие и у тебя щёчки аленькие. Мы с тобой два друга. Любим мы друг  друга". При этом пары выполняют движения: открытой ладонью показывают на себя и соседа, прикасаются кончиками пальцев к своему носу и к носу соседа, к щёчкам, обнимаются или пожимают руку, называя свои имена. Затем внешний круг делает шаг вправо, и образуются новые пары, игра продолжается. Шляпа Участники стоят в кругу. Все вместе делают два хлопка, щелчок пальцами правой руки, щелчок пальцами левой руки, два хлопка и т. д. Желательно, чтобы начинал вожатый. Итак, при щелчке пальцами правой и левой руки ведущий произносит своё имя, затем два хлопка, после этого при щелчке пальцами правой руки произносит своё имя, а при щелчке пальцами левой руки ­имя одного из участников. Тот игрок, чьё имя назвали, повторяет то же самое. Например: Оля, Оля, два хлопка,   Оля,   Игорь,   Игорь,   Игорь,   два   хлопка,   Игорь,   Света,   и   т.   д.   Кто   не   успел   ­   тот   " прошляпил". 22 «Азбука вожатого»      ___________________                             Делать добро дуракам – все равно,                                                                                                                                что подливать воду в море. 15 Мигель Сервантес. Игры на повышение сплоченности группы Молекулы Все игроки — «атомы», которые беспорядочно движутся по комнате, при этом руки при­ жаты   к  груди.   По   сигналу   ведущего   атомы   быстро   объединяются   в   «молекулы»   определенной ведущим величины (по 3, 5 и даже 15 атомов), по признакам (он­она, мальчики, девочки, кубик, отряд),   по   принципу   (спинами,   за   руки,   обняв   друг   друга   за   плечи).   После   соединения   снова расходятся и опять создают «броуновское движение». Так молекулы формируются несколько раз.   Поменяйтесь местами Все сидят кругом, ведущий внутри круга. Ведущий называет признак, по которому игроки должны  поменяться  местами.  Ведущий  командует: «Поменяйтесь  местами  те, кто в  брюках  (в рубашках, с карими глазами, с большими ушами и т.д.)». Пока те меняются, ведущий занимает одно из освободившихся мест, а тот, кто остаётся без места, становится ведущим. Звериное семейство Материал: записки с названиями животных. Ведущий   подготавливает   записочки,   на   которых,   в   зависимости   от   количества   игроков, написаны члены звериных семейств (например: дедушка обезьяна, бабушка обезьяна, папа обезьяна, мама обезьяна, сын обезьяна, дочка обезьяна). Можно образовывать семейства лягушек, свиней и т. д.. В  начале   игры  каждый  игрок  вытаскивает  себе   карточку,  но  сразу не  смотрит,  что на  ней написано. Только тогда, когда все игроки втянули карточки, их можно прочитать. Ведущий может сделать сигнал звуковой, обозначающий начало игры. Каждый игрок пытается как можно быстрее найти свою семью через звуковые подражания и движения того зверя, который написан на его карточке. Так делает каждый участник игры. Когда звериная семейка нашла всех своих членов семьи, то она должна в правильной последовательности (по старшинству ­ дедушка, бабушка, папа, мама, сын, дочка, ведущий игры должен заранее объяснить эти правила) сесть на один стул. Щепка на реке Участники встают в два длинных ряда лицом друг к другу. Расстояние между участниками должно   быть   чуть   больше   одной   вытянутой   руки.   Все   дети   –   это   вода   одной   реки.   Тёплая, понимающая, ласковая. По реке по очереди плывут щепки (дети, начиная с какого­либо края). Они сами   решают,   как   они   будут   двигаться:   быстро   или   медленно,   прямо   или   кружась,   и   т.д. Желательно щепкам закрыть глаза. Вода должна помочь щепкам найти дорогу. Все по очереди проходят сквозь реку и встают в конце строя. Важно, чтобы дети не отпихивали щепки, а бережно передавали. Проводник Ребята выстраиваются в колонну по одному, положив руки на плечи друг другу (если отряд большой, в 2 или 3 колонны). Вожатый объясняет правила: ­ нельзя разговаривать ­ у всех, кроме последнего, закрыты глаза (для надёжности глаза можно завязать) ­ последний человек – проводник ­ хлопок по правому/левому плечу – поворот вправо/влево ­ хлопок по обоим плечам – вперёд «Азбука вожатого»       ___________________                                               Всё приходит для того,                                                                                                                                                          кто умеет ждать. Бенджамин Дизраэли. 23 15 ­ двойной хлопок по обоим плечам – назад ­ хлопок по обоим плечам дробью – стоп Задача   проводника   –   провести   «паровозик»   по   маршруту,   который   укажет   вожатый (несколько поворотов). Для продолжения игры последний участник становиться впереди всех.   Крокодильчики Игроки делятся на 2 команды, одна из которых загадывает слово (существительное, явление или фразу, или др.). Из другой команды выбирается человек, которому говорят загаданное слово. Этот игрок, используя мимику и жесты (без слов) должен объяснить своей команде слово. Отгадав слово, команды меняются местами. Слон Все участники, используя подручные материалы (ручки, карандаши, ветки, шишки и др.) за ограниченное   время   (можно   не   ограничивать)   должны   выложить   на   полу   изображение   слона. Задание выполнять в полной тишине.  Паровозик Участники   делятся   на   группы   и   встают   паровозиком,   закрывая   глаза   игроку,   стоящему впереди. Таким образом, открытые глаза остаются у последнего игрока, а свободные руки – у первого.  Перед   паровозиком  ставиться  задача:  достать   предмет,  который   ведущий   помещает  в комнате   после   того   как   играющие   закрыли   глаза.   Видит   местонахождение   предмета   только последний, который и будет руководить, направлять паровозик. Все команды по цепочке должны передаваться впереди стоящим. Игра продолжается до тех пор, пока первый игрок не возьмёт в руки искомый предмет. Ассоциации Выбирается ведущий, который загадывает кого­то одного из участников. Задача остальных игроков отгадать этого участника. Для этого необходимо задавать вопросы, на которые ведущий отвечает ассоциативно. Например, если это цвет, то какой; если это музыка, то какая; если погода, то какая и т.д. Таким образом, появляется набор ассоциаций, по которым дети пробуют отгадать участника. Как только отгадали, ведущим становиться игрок, которого загадывали. Колдуны в деревне Отряд делиться на колдунов и жителей деревни. Колдуны могут заколдовывать жителей каким­либо движением (запятнав, положив руку на плечо, обняв и т.д.). Заколдованный замирает и не   двигается,   пока   его   не   расколдуют.   Расколдовывать   может   другой   житель,   крепко   обняв, проползти под ногами или поцеловав в щечку. Таким образом, задача колдунов «заморозить» всю деревню, а задача жителей – помешать этому. Красные, синие, зелёные Играющие  образуют круг  или  встают   в  шеренгу.  Ведущий  (вожатый)  каждому  на  спину прикрепляет лист определённого цвета. По сигналу все участники должны выстроиться в колонны: красные – в одну колонну, синие – в другую и т.д. Цвета можно использовать другие.  Можно усложнить задание: строиться в полной тишине. «Азбука вожатого»    ___________________                                     Самое смешное желание ­                                                                                                                                   это желание нравиться всем. 24 И. Гете 15 Зоопарк Ребята становятся по кругу, положив руки друг другу на плечи. Ведущий каждому на ухо, так, чтобы никто не слышал, говорит какое он животное. Затем объясняет правила игры: как только вы услышите своё животное, сразу же поджимаете ноги, а ваши соседи должны вас удержать. После рассказывается история «Как мы ходили в зоопарк», где упоминается каждое животное. Далее проводится второй тур игры. Опять каждому говориться животное, но уже одно на всех, и при рассказе о походе в зоопарк в итоге все дети падают.  Все   разбиваются   на   пары.   Ведущий   говорит   команды.   Например,   «рука­голова»,   плечо­ бедро» и т.д. Играющие должны приклеиться этими частями тела друг к другу. Затем даются новые команды, при условии, что старые остаются в силе. Надо как можно дольше продержаться и не упасть. Побеждают настоящие йоги. Йоги Дотронься до… По команде ведущего необходимо дотронуться до какого­либо цвета, материала (дерево, железо,   кожа   и   др.)   или   до   чего­то   ещё   (может   быть   до   кого­то   в   отряде).   Касаться   нужно непременно на ком­то или чем­то, на себе дотрагиваться нельзя. Мне в тебе нравиться Участники сидят по кругу и по очереди говорят своим соседят, что им в них нравиться. Обязательное условие – называть что­то из внешности соседа, что­то материальное, а не черты характера. После прохождения круга ведущий объявляет, что теперь то, что вам понравилось в соседе, вы должны поцеловать. Проведение: все становятся в тесный круг. Правую руку выставляют вперед, левой берутся за правую руку соседа напротив. Нельзя браться за одну руку вдвоем, втроем, нельзя брать за руку рядом   стоящего   соседа.   Затем   общими   усилиями   необходимо   распутаться.   В   результате распутывания должен получиться круг. В кругу должно быть не более 10­12­ти человек. Путанка Кошки - мышки. Участники образуют круг и берутся за руки. Выбирают кошку и мышку. Мышка находится внутри   круга,   а   кошка   снаружи.   Кошка   должна   поймать   мышку.   Игроки,   образующие   круг защищают мышку от кошки. Кошке же разрешается прорывать сцепленные руки, подпрыгивать и перепрыгивать через них. Если кошка прорвется в круг, мышка может выбегать наружу. Когда кошка поймает мышку, они становятся в цепь игроков, образующих круг. А участники выбирают новых кошку и мышку. Всем   участникам   раздаются   номерки   и   предлагают   на   бумажках   написать   записки   с шуточными заданиями: загадками, пожеланиями, а затем сдать их ведущему. Играет музыка, и все По порядку номеров начинают   передавать   номерки   из   рук   в   руки.   Музыка   останавливается,   и   ведущий   зачитывает любую записку. Например, номер 2 танцует с номером 9. А т.к. все активно менялись номерками, совершенно   непонятно,   кто   с   кем   должен   выполнить   задание.   Возможно,   автору   задания   (как нередко случается) придется самому выполнять поставленную задачу. 25 «Азбука вожатого»      ___________________                                                          Чем тоньше лед,                                                                                                                       тем больше хочется всем убедиться, выдержит ли  он Развлекательные игры 15 Г. Шоу Лев потерялся Играющие стоят в кругу с закрытыми глазами. Ведущий обходит круг со стороны спин и дотрагивается до каждого рукой. Одному он незаметно прикрепляет табличку с надписью «лев». После этого даётся команда: «Лев потерялся!» Игроки начинают смотреть друг у друга кто из них лев. После того, как кто­то заметил льва, он должен, не давая понять льву о том, что он лев, скрыться в убежище. После того, как лев догадывается кто он такой, он издаёт львиный рёв, и все, кто не успел скрыться в убежище, считаются проигравшими. Сафари Участники стоят в кругу, ведущий в центре. Показывая на какого­либо участника в кругу, ведущий говорит либо «обезьяна», либо «слон», либо «скунс». Одновременно действия выполняют трое: ­ обезьяна – посередине бьёт себя в грудь кулаками, по краям чешут себя под мышками ­ слон – в центре изображает нос руками, по краям – уши ­ скунс – в центре «смущается», по краям зажимают нос Ведущий предлагает детям выучить новые иностранные языки в дополнение к тем, которые  они знают. А для этого нужно взять всем известную песню:  Иностранные языки Жили у бабуси Два веселых гуся. Один серый, другой белый. Два веселых гуся. И попробовать спеть ее на другом языке. А сделать это очень просто: все гласные в словах  необходимо поменять на какую нибудь одну. Если заменить все гласные на «А», то на английском  языке эта песня будет выглядеть так: Жала а бабаса Два васалых гаса. Адан сарай, драгай балай. Два васалых гаса. Польский – «Э»; Испанский – «И»; Французский – «Ю»; Немецкий – «У»; Английский – «А»; Японский – «Я»; а лучше сосредоточиться на чем­нибудь другом. Сломанный телефон. Эту игру наверно знают все. Все садятся друг за другом. Водящий называет шепотом на ухо слово первому игроку. Первый передает второму и так далее. Когда слово передано, его называют по порядку все игроки. Кто первым передал слово ведущего не правильно садится в конец цепочки и игра продолжается. «Азбука вожатого»     ___________________                                       Желание того, чего у нас нет,                                                                                                                            разрушает пользование тем, что у нас есть. М. Монтень 15 26 Арам шим-шим Ребята,   держась   за   руки,   образуют   круг,   в   центре   –   ведущий   с   закрытыми   глазами   и вытянутой перед собой рукой. Ребята идут по кругу в одну сторону, водящий крутится в другую, и говорят слова: «Арам шим­шим, арам шим­шим, арамия гусия, гусия, гусия, покажи­ка на меня, на меня, на меня и раз, и два, и три!» Все останавливаются. Тот, на кого указал водящий, становиться к  нему  спиной,   затылок   к  затылку.  Все   говорят:  «И  раз,  и  два,   и  три!»  На  последних   словах участники в центре круга должны повернуть головы в стороны. Если оба повернули в одну сторону – участники обнимаются, если в разные – пожимают друг другу руки. В зависимости от отношений в отряде и настроя ребят можно целоваться и обниматься соответственно. Сантики-фантики-лимпо-мпо Игроки стоят в кругу. Выбирается ведущий, который ненадолго уходит из комнаты или на достаточное расстояние,  чтобы не слышать остальных. Оставшиеся,  договариваются,  кто будет дирижером, т.е. показывать и своевременно менять движения. После этого ведущий возвращается и становиться в центр круга. Ребята в кругу начинают делать различные движения (повторять за дирижёром)   и   говорить   слова:   «Сантики­фантики­лимпо­мпо,  Сантики­фантики­лимпо­мпо,   и т.д.», задача ведущего вычислить кто дирижирует.   Семейка Адамс Из комнаты удаляются участники, которые не знают эту игру. Заходит первый. Ведущий(ие) ему говорит: «Здравствуй, мы семейка Адамс. Хочешь к нам в семью? Тогда сделай так, чтобы мы тебе похлопали». После этого ведущий(ие) замолкает и наблюдают за игроком. Задача семейки повторять всё, что делает и говорит игрок. Вошедший должен догадаться об этом и просто самому похлопать в ладоши. Все встают в круг, а ведущий посредине. Он садится на корточки и говорит: «Пи­пи, я луноходик один!» Его задача рассмешить кого­нибудь, повторяя многократно эти слова и смешно корчить рожицы, но дотрагиваться до остальных нельзя. Если кто­то засмеялся, ООН становиться луноходиком два. И так далее, пока не рассмешат всех остальных. Лунаходики Ведущий–продавец предлагает остальным приобрести у него какие­либо качества, которыми хотели бы обладать дети, а взамен отдать то, от чего бы хотели избавиться. Психологическая игра, которая   не   только   производит   положительное   действие   на   «покупателей»,   но   и   позволяет «продавцу» лучше узнать детей. Магазин Игроки   сидят   по   кругу.   Выбирается   первый   клиент.   Затем   каждый   говорит,   что   ему нравиться в клиенте, называя его имя. Когда очередь доходит до самого клиента, он говорит, что ему в себе больше всего нравиться. И так о каждом. Комплименты «Азбука вожатого»      ___________________                                           Дорогу осилит идущий 27 Рус. 15 Оркестр Это очень забавная игра, в нее интересно играть, когда много народу Каждый   из   участников   выбирает   для   себя   музыкальный   инструмент,   на   котором   он впоследствии буде «играть». Лучше всего, если выберут разные инструменты. Выбирается ведущий —   «дирижер».   Он   становится   лицом   к   «оркестру»,   и   по   сигналу   «оркестр»   начинает   играть! Дирижер   делает   движения,   будто   он   играет   на   своем   инструменте   (например,   изображает барабанный бой, надувает щеки, будто играет к флейте и т. Д.). Остальные участники оркестра делают такие движения, будто играют каждый на своем инструменте, но при этом не сводят глаз с дирижера.   Вдруг   дирижер   «переходит»   на   другой   инструмент   –начинает   изображать   игру   на музыкальном   инструменте,   выбранном   другим   участником.   Игрок,   на   чьем   инструменте   начал играть дирижер, тут же должен прекратить все движения и зажать уши руками. Все остальные участники   игры   теперь   переключаются   на   тот   инструмент,   который   выбрал   дирижер.   Через некоторое  время  дирижер  возвращается  к своему   первоначальному  инструменту,  и  гости  тоже возвращаются к своим. Итак,  дирижер  «играет»  то на своем,  то на чужом  музыкальном  инструменте, а  игроки стараются уловить все движения и не ошибиться. Держи свою мелодию Каждый должен вспомнить песню, слова и мотив которой хорошо знает. Каждый будет петь свою   песню   кроме   ведущего.   По   одинарному   хлопку   ведущего   все   начинают   петь,   но   только мысленно, про себя. Когда ведущий хлопает два раза подряд, все поют вслух, как можно громче. Старайтесь   удержать   мелодию   и   не   перепутать   слова,   несмотря   на   звуковые   помехи.   Когда ведущий хлопает вновь один раз, переходите беззвучное пение, когда хлопнет два раза — опять пойте вслух. Победит тот, кому удается допеть свою песню до конца, ни разу не сбившись.  Покажи пальцем (показывая пальцем, назвать имя того, на кого показываешь)       одетый,  раздетый,  самый лохматый,  весёлый,  худой,  сонный,       активный сегодня,  кто сегодня в каком­либо упражнении нас/вас удивил,  однажды сегодня вам помог,  с кем хотели, но не познакомились,  кто особенно много шутил, веселил публику,  кто особенно ярко высветился сам и помог другим. «Азбука вожатого»           ___________________                                   Смелость – начало победы. 28 Плутарх. 15 Список отряда. Ф.И.О. Домашний  адрес Ф.И.О Родителей № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 29 «Азбука вожатого»       ___________________                     Если бы мы удовлетворились найденным,                                                                                                                        мы никогда бы ничего не находили. Сенека Младший. 15 Для заметок «Азбука вожатого»        ___________________                                           Чем больше трудных дел,                                                                                                                                                 тем больше счастья. 15 Еврипид. 30 31 15 «Азбука вожатого»       ___________________                               Надежда так же нужна для жизни,                                                                                                                                       как мотор для аэроплана. Р. Ролан. 32 15 «Азбука вожатого»                 ___________________                                  Все течет все изменяется Гераклит 33 15 «Азбука вожатого»      ___________________                                                Долгая надежда слаще,                                                                                                                                                      чем скорый сюрприз. Рихтер. 34 15 «Азбука вожатого»           ___________________                              Ум смотрит тысячами глаз,                                                                                                                                     любовь глядит одним. Я. Полонский. 35 15 «Азбука вожатого»                     ___________________                  Бойся бесцветной жизни.                                                                                                                                                                                        Р. Олдингтон. 36 15 Брошюра рекомендована  воспитанникам клуба «Вожатый», педагогам ­ организаторам, работающим в лагерях дневного пребывании,  в ДОЛ. Автор – составитель  Дмитриева Екатерина Валериевна  педагог ­ организатор Центра детского творчества,  куратор клуба «Вожатый» Ноябрьск

Азбука Вожатого

Азбука Вожатого

Азбука Вожатого

Азбука Вожатого

Азбука Вожатого

Азбука Вожатого

Азбука Вожатого

Азбука Вожатого

Азбука Вожатого

Азбука Вожатого

Азбука Вожатого

Азбука Вожатого

Азбука Вожатого

Азбука Вожатого

Азбука Вожатого

Азбука Вожатого

Азбука Вожатого

Азбука Вожатого

Азбука Вожатого

Азбука Вожатого

Азбука Вожатого

Азбука Вожатого

Азбука Вожатого

Азбука Вожатого

Азбука Вожатого

Азбука Вожатого

Азбука Вожатого

Азбука Вожатого

Азбука Вожатого

Азбука Вожатого

Азбука Вожатого

Азбука Вожатого

Азбука Вожатого

Азбука Вожатого

Азбука Вожатого

Азбука Вожатого

Азбука Вожатого

Азбука Вожатого

Азбука Вожатого

Азбука Вожатого

Азбука Вожатого

Азбука Вожатого

Азбука Вожатого

Азбука Вожатого

Азбука Вожатого

Азбука Вожатого

Азбука Вожатого

Азбука Вожатого

Азбука Вожатого

Азбука Вожатого

Азбука Вожатого

Азбука Вожатого

Азбука Вожатого

Азбука Вожатого

Азбука Вожатого

Азбука Вожатого

Азбука Вожатого

Азбука Вожатого

Азбука Вожатого

Азбука Вожатого

Азбука Вожатого

Азбука Вожатого

Азбука Вожатого

Азбука Вожатого

Азбука Вожатого

Азбука Вожатого

Азбука Вожатого

Азбука Вожатого

Азбука Вожатого

Азбука Вожатого

Азбука Вожатого

Азбука Вожатого

Азбука Вожатого

Азбука Вожатого

Азбука Вожатого

Азбука Вожатого

Азбука Вожатого

Азбука Вожатого

Азбука Вожатого

Азбука Вожатого

Азбука Вожатого

Азбука Вожатого
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.04.2018