Данный материал представляет собой подборку мудрых высказываний писателей, поэтов , философов, а также пословиц. Предлагаются выдержки из книги "Письма о добром и прекрасном" Д.С. Лихачева. Материал можно использовать выпускникам :
1) в качестве аргументов в сочинении по русскому языку ЕГЭ;
2) для создания финальной части сочинения ( вывода, заключения)Банк аргументов по русскому языку
АРГУМЕНТЫ.doc
О ДРУЖБЕ
1) Личное счастье невозможно без счастья других . (Н. Чернышевский)
2)Нет страшнее пустыни , чем жить без друзей. ( Б. Грасиан, испанский
писатель)
3) Человек без друзей ,что дерево без корней. (Русская пословица)
4)Живущий только для себя …. мертв для других. (Публилий Сир,
древнегреческий поэт)
О ДОБРОМ ИМЕНИ, ДОБРЫХ ДЕЛАХ
1)Назначение человека именно то, чтобы делать добро. (В .И. Даль)
2)Гусь, пролетая, оставляет шум, человек после смерти оставляет имя. (Кит.
пословица)
3)Статую красит вид, а человека — деяния его.( Пифагор)
4)Цена человеку — дела его .(М. Горький)
5) Умирают люди, а хорошее дело — никогда. (Рус. пословица)
ЖИТЬ ДЛЯ ЛЮБВИ
1)Любовь — творит жизнь. (Л. Толстой)
2)Любовь сильнее страха смерти. (У. Шекспир)
3)Я твердо убежден в том , что мир держится на любви! Жизнь есть только там,
где есть любовь. Жизнь без любви — это смерть. (М.Ганди)
О РОДИНЕ И ОТЕЧЕСТВЕ
1)Родина...Мы ей обязаны нашими силами, и вдохновениями, и радостями. (А.
Блок)
2)Радостно и почетно умереть за отечество. (Гораций)
3)Патриот тот, кто в самые трудные минуты для родины берется за самые
трудные дела. (П.А. Павленко, русский писатель)
4)Чужбина родиной не станет. (И. Гете)
5)Россия не страна, а Вселенная. (Екатерина 2)
6)Уж и есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя, Назвать матерью... ( поэт И. Никитин)
ВЕЛИЧИЕ. ТАЛАНТ. ГЕНИАЛЬНОСТЬ
1)Талант еще в пеленках виден.(Азербайджанская пословица)
2)Талант от Бога, реализация таланта — от человека. (И. Шевелев)
3)Гений — один процент вдохновения и девяносто девять процентов пота. ( Т.
Эдисон)
СЛАВА , ПОПУЛЯРНОСТЬ
1) Славу добывать трудно, но потерять легко. (Кит. пословица)
2)Популярность подобна юности: она приходит и больше не возвращается. (О.
Петье, французский историк
О ЧЕСТИ
1) Честь дороже жизни. (Ф. Шиллер)
2)Природа не терпит лжи.(Т. Карлейль, анг. философ)
3)Когда друзья верят друг другу , им и смерть не страшна. (Кит. Пословица)
БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ
1) Самая трудная профессия быть человеком.(Хосе Марти)
2) Равнодушие это паралич души, преждевременная смерь .(А. Чехов)
3)Уважение человека к человеку — основание нравственности. (У. Годвин, анг.
писатель
4)Дефицит духовного иммунитета — духовный СПИД. (И. Шевелев, писатель)
О ЗАВИСТИ
1)Зависть — секира души. (Анахарсис, философ 67 в.)
2)Душа человека заключается в его делах. (драматург Г. Ибсен)
3)Нравственный человек многое делает ради своих друзей и ради отечества,
даже если бы ему при этом пришлось потерять жизнь.(Аристотель)
О ВОСПИТАНИИ
1)Воспитание — великое дело: им решается участь человека. (В.Г. Белинский) 2)Воспитание и наставление начинаются с самых первых лет существования и
продолжаются до конца жизни. ( Платон)
3)Черную душу мылом не отмоешь. (Рус. Пословица)
О БОГАТСТВЕ
1)Всякая жизнь, сосредоточенная на деньгах, есть смерть. (А.Камю, писатель,
философ)
2)Жадный беден всегда. (Ф. Петрарка, итальянский поэт)
ПАМЯТЬ О ЛЮДЯХ
1)Нам дана короткая жизнь, но память об отданной за благое дело жизни вечна.
(Цицерон, философ)
О ДЕТСТВЕ
1) Детство есть та великая пора жизни, когда кладется основание всему
будущему нравственному человеку. (Н. Шелгунов, публицист)
СМЫСЛ и ЦЕЛЬ ЖИЗНИ
1)Ценить людей надо по тем целям, которые они перед собой ставят. (Н.
МиклухоМаклай)
2) Жизнь, пройденная без служения широким интересам и задачам общества,
не имеет оправдания.(Н. Лесков)
О СЧАСТЬЕ
1)Несомненное условие счастья есть семья.(Л. Толстой. Мария Болконская
обретает счастье в замужестве)
О ТРУДЕ
1)Счастье дается тому, кто много трудиться. (Леонардо да Винчи)
2)Дорога к славе прокладывается трудом.( Публилий Сир, древнегреч. поэт) СЛОВА Д. ЛИХАЧЕВА ИЗ «ПИСЕМ О ДОБРОМ И ПРЕКРАСНОМ)
1)ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ЯЗЫКА: писал, что «язык в еще большей
мере ,чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к
окружающему миру, к самому себе».
2)ОТНОШЕНИЕ К ЯЗЫКУ :писал о том, что " неточности в языке
происходят прежде всего от неточности мысли.Поэтому ученому,
инженеру, экономисту — любой профессии следует заботиться,
когда пишешь, прежде всего о точности мысли»
3)ПРОБЛЕМА СОСТРАДАНИЯ:..писал, что « в сострадании есть сознание
своего единства с другими людьми, с нацией, народом, страной, вселенной.
Именно поэтому забытое понятие сострадания требует своего полного
возрождения и развития».
4)ПРОБЛЕМА ИНДИВИДУАЛИЗМА(гордости, эгоизма): ...писал, что «
если жить только для себя, своими мелкими заботами о собственном
благополучии, то от прожитого не останется и следа. Если же жить для других,
то другие сберегут то, чему служил, чему отдавал силы»
5)ПРОБЛЕМА БЕЗДУХОВНОСТИ: писал о том ,что «....в чисто
формальном отношении к работе, к учению, к товарищам и знакомым, к музыке,
к искусству нет этой «духовной культуры». Это и есть «бездуховность» жизнь
механизма, ничего чувствующего, неспособного любить, жертвовать собой,
иметь нравственные и эстетические идеалы».
6)ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА:...писал, что «если человек
живет ,чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях,
давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности.
Он ставит себе цель, достойную человека».
7)ПРОБЛЕМА ЖИЗНИ И СМЕРТИ:.. писал, что «самая большая ценность в
мире :чужая, своя, жизнь животного мира и растений....жизнь на всем ее
протяжении и в прошлом, и в настоящем, и в будущем....Мы всегда
встречаемся с чемто, чего не замечали раньше, что поражает нас своей
красотой, неожиданной мудростью, неповторимостью».
7)ПРОБЛЕМА ПОИСКА «смысла жизни, правды» : ...писал, что «можно по разному определять цель своего существования, но цель должна быть иначе
будет не жизнь , а прозябание»
8)ПРОБЛЕМА ЖАДНОСТИ: писал, что «жадность это забвение
собственного достоинства, это попытка поставить свои материальные интересы
выше себя, это душевная кособоязнь, жуткая направленность ума, крайне его
ограничивающая....»
9)ПРОБЛЕМА ЗАВИСТИ: ..писал, что «зависть ужасное чувство , от
которого страдает прежде всего тот , кто завидует..» Он предлагает развивать
свои собственные индивидуальные склонности, свою неповторимость в
окружающем нас мире.
10)ПРБЛЕМА ОБИДЧИВОСТИ: ...писал ,что «...излишняя обидчивость
признак недостатка ума или какойлибо закомплексованности. Будьте умны.»
« В отношении обидчивых людей надо быть особенно внимательными.
Обидчивость ведь очень мучительная черта характера»
11)ПРОБЛЕМА УМЕНИЯ СПОРИТЬ: писал ,что «нет ничего красивее в
споре, как спокойно, в случае необходимости, признать полную или частичную
правоту противника. Этим вы завоевываете уважение окружающих»
12)ПРОБЛЕМА НЕВЕЖЕСТВА, ОТСУТСТВИЯ ИНТЕРЕСА К
ЗНАНИЯМ: ..писал, что « приобретение навыков и знаний — это тот же спорт.
Учение тяжело, когда мы не умеем видеть в нем радость. Надо любить учиться
и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чемуто
научить, развить в нас какието способности, которые понадобятся в жизни».
ПРОБЛЕМА СЧАСТЬЯ: призывал: «Давайте будем людьми
13)
счастливыми, то есть имеющими привязанности, любящими глубоко и серьезно
чтото значительное, умеющими жертвовать собой ради любимого дела и
любимых людей».
14)ПРОБЛЕМА ПРАВДЫ И ЛЖИ: призывал: «Будьте правдивы.
Стремящийся обмануть других, прежде всего обманывается сам....ложь всегда
выдает себя, ложь всегда «чувствуется», и вы не только становитесь противны,
хуже вы смешны»
15)ПРОБЛЕМА ГУМАННОГО ОТНОШЕНИЯ К ЧЕЛОВЕКУ: писал ,что в
разговоре с другими надо уметь слушать, уметь помолчать, уметь пошутить, но редко и вовремя. «Занимайте собой как можно меньше места» , советовал он.
16)ПРОБЛЕМА ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТИ: ..писал, что «интеллигентность не
только в наших знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она
проявляется в тысяче и тысяче мелочей: умении уважительно спорить, вести
себя скромно за столом, в умении незаметно помочь другому...».Д.С. Лихачев
писал: «Интеллигентность это способность к пониманию, к восприятию, это
терпимое отношение к миру и к людям».
17)ПРОБЛЕМА САМОВОСПИТАНИЯ: писал, что «воспитывать в себе
нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах, бережное
отношение к миру: к обществу, к природе, к животным и птицам, к растениям, к
красоте местности, к прошлому тех мест, где живешь..»
18)ПРОБЛЕМА ЧЕСТИ: ..писал о том ,что « честь истинная — всегда в
соответствии с совестью. Честь ложная — мираж в пустыне..»
19)ПРОБЛЕМА ЗЛА И ДОБРА: писал, что «..злобная и злая реакция на
окружающее, грубость и непонимание других это признак душевной и
духовной слабости, человеческой неспособности жить...», «...зло в человеке
всегда связано с непониманием другого человека, с мучительным чувством
зависти, с еще более мучительным чувством недоброжелательности, с
недовольством своим положением в обществе.....,разочарованием в жизни. Злой
человек казнит себя своею злобою...».( пример :Моцарт и Сальери)
20 ) ПРОБЛЕМА ОТНОШЕНИЯ К ИСКУССТВУ: писал, что «искусство
освещает и одновременно освящает жизнь человека.....делает его добрее, а
следовательно, счастливее»
21)ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ: писал, что «будем знать
историю историю всего, что нас окружает в большом и малом масштабах. Это
ведь четвертое, очень важное измерение мира». «Вся страна — это грандиозный
культурный ансамбль. Он должен быть сохранен в своем поразительном
богатстве. Воспитывает не только историческая память в своем городе и в своем
селе воспитывает человека его страна в ее целом»
Банк аргументов по русскому языку ЕГЭ
Банк аргументов по русскому языку ЕГЭ
Банк аргументов по русскому языку ЕГЭ
Банк аргументов по русскому языку ЕГЭ
Банк аргументов по русскому языку ЕГЭ
Банк аргументов по русскому языку ЕГЭ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.