Базы данных используются во всех сферах человеческой деятельности – в науке, производстве. торговле, медицине, криминалистике, искусстве и т.д.
Например:
БД о системе продажи билетов;
БД о работниках предприятия;
БД документов в области уголовного права.
БД книжного фонда библиотеки и т. д.
Вся эта информация может храниться на бумаге. Но современным средством хранения и обработки данных является компьютер.
Что такое база данных?
База данных – это совокупность систематизированных сведений об объектах окружающего нас мира по какой-либо области знаний.
Переход к компьютерному хранению информации дает много преимуществ:
практически неограниченный объем данных в сочетании с оперативным доступом к ним;
возможность логического контроля информации;
автоматическое составление справок, отчетов, вывод необходимой информации по запросам пользователя.
Сама по себе БД не может обслуживать запросы пользователя по поиску информации. Она является только «информационным складом».
Программное обеспечение, предназначенное для работы с базами данных, называется системой управления базами данных (СУБД).
База данных «Продажа билетов»
Номер рейса | Дата вылета | Тип самолета | Цена билета | Наличие билетов |
2156 | 23.01.2010 | ТУ-154 | 1250,00 | |
3054 | ИЛ-134 | 890,00 | ||
1502 | 23.01.2010 | ТУ-154 | 1520,00 | |
База данных – организованная совокупность данных, предназначенная для длительного хранения во внешней памяти ЭВМ, постоянного обновления и использования.
фактографические БД – содержат данные в краткой форме и строго фиксированных форматах. Это аналог бумажных карточек. Например: библиотечный каталог или каталог видеотеки.
документальные БД – аналогом являются архивы документов. Например: архив судебных дел, архив исторических документов.
КЛАССИФИКАЦИЯ БД
ПО ХАРАКТЕРУ ХРАНИМОЙ ИНФОРМАЦИИ:
централизованные – все хранится на одном компьютере;
распределенные – разные части БД хранятся на разных компьютерах.
Существует несколько различных структур информационных моделей и соответственно различных типов БД:
табличные (реляционные);
иерархические;
сетевые;
КЛАССИФИКАЦИЯ БД
ПО СПОСОБУ ХРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ:
Слово «реляционный» происходит от английского слова relation, что значит отношение, которое удобно представлять в виде таблиц.
Реляционные базы данных
Базы данных с табличной формой организации называются реляционными.
Запись
Поле
Каждая запись содержит информацию об отдельном объекте (одной книге в библиотеке, одном сотруднике предприятия).
Каждое поле - это определенная характеристика объектов (название книги, автор книги, фамилия сотрудника, год рождения).
Каждое поле таблицы имеет определенный тип.
От типа зависят те действия, которые можно производить с величиной.
Основные типы полей БД:
Числовой тип имеют поля, значения которых могут быть только числами.
Символьный тип имеют поля, в которых могут храниться символьные последовательности (слова, тексты, коды и др.)
Тип «дата» имеют поля, содержащие календарные даты в форме день/месяц/год.
Логический тип соответствует полю, которое может принимать два значения: «истина»-«ложь».
Тип - это множество значений, которое поле может принимать в разных записях.
ПЕРВИЧНЫЙ КЛЮЧ в базе данных – это поле (или совокупность полей), значение которого не повторяется у разных записей
Простой ключ
Составной ключ
Номер | Автор | Название | Год | Полка |
001 | Беляев А. Р. | Звезда КЭЦ | 1990 | 3 |
002 | Олеша Ю. К. | Избранное | 1987 | 5 |
003 | Беляев А. Р. | 1994 | 1 |
Город | № школы | Директор | Телефон |
Крюков | 1 | Иванов А. П. | 12 - 35 |
Шадринск | Строев С. С. | 4 - 33 - 11 | |
2 | Иванов А. П. | 4 - 23 - 15 |
В базе данных «Домашняя библиотека» у разных книг могут совпадать значения полей, но инвентарный номер у каждой книги свой.
В этой таблице у разных записей не могут совпадать одновременно значения двух полей: «Город» и «№ школы». Они образуют составной ключ таблицы.
В иерархической базе данных записи образуют особую структуру, называемую деревом.
При таком способе организации каждая запись может принадлежать только одному «родителю». Объекты, имеющие одного «родителя», называются близнецами.
Иерархический способ организации данных реализован в системе папок операционной Windows.
Иерархические базы данных
В сетевой базе данных связи разрешено устанавливать произвольным образом, без всяких ограничений.
Каждый элемент вышестоящего уровня может быть связан одновременно с любыми элементами следующего уровня.
Сетевой способ организации данных реализован во Всемирной паутине глобальной компьютерной сети Интернет.
Сетевые базы данных
1 этап: «Проектирование БД» (теоретический этап работы). На этом этапе определяется какие таблицы будут входить в состав БД, структура таблиц (из каких полей, какого типа и размера будет состоять каждая таблица), какие поля будут выбраны в качестве первичных (главных) ключей каждой таблицы.
2 этап: «Создание структуры». С помощью конкретной СУБД описывается структура таблиц.
3 этап: «Ввод записей». Заполнение таблиц конкретной информацией.
Этапы создания базы данных
СУБД Microsoft Access.
СУБД Microsoft Access относится к системам, ориентированным на пользователя. Она позволяет, не прибегая к программированию, легко выполнять действия с записями базы данных.
Создание структуры базы данных.
Модификация структуры базы данных.
Создание форм для ввода и редактирования записей в базе данных.
Содержание
Выполнить команды: Файл Создать Новая база данных.
В окне «Файл новой базы данных» указать путь и имя нового файла, а затем щелкнуть кнопку «Создать».
Установить указатель мыши на строку «Создание в режиме конструктора» и дважды щелкнуть левой кнопкой мыши .
Создание структуры базы данных
Задание первичного ключа: выделить поле и выполнить команды «Правка» «Ключевое поле» (или нажать кнопку на панели инструментов).
Символ ключа появится слева от имени поля.
После ввода полей необходимо щелкнуть кнопку «Сохранить» , ввести имя таблицы и нажать кнопку «ОК».
Создание структуры базы данных
Файл Открыть Указать путь и имя файла Нажать на кнопку «Открыть».
Выбрать объект «Таблица» в левой части окна. В правой части окна щелкнуть левой кнопкой мыши по имени нужной таблицы.
Нажать кнопку на панели инструментов.
Модификация структуры базы данных
В режиме «Конструктора» можно изменять имена полей, их тип, добавлять новые и удалять существующие поля.
Добавление поля:
выделить поле, над которым должно находиться новое создаваемое поле (щелкнуть на сером квадратике слева от имени поля),
Вставка Строки (появится пустая строка, которую нужно заполнить).
Удаление поля:
выделить поле и нажать кнопку DELETE.
После внесения изменений необходимо выполнить команду «Сохранить».
Модификация структуры базы данных
Одним из самых простых способов является создание автоформ, которые содержат все поля из таблицы БД.
Автоформу создают для таблицы, открытой в режиме «Таблицы» с помощью кнопки «Новый объект: автоформа» на панели инструментов.
Создание форм для ввода
и редактирования данных
Щелкнуть кнопку «ОК». Появится окно конструктора форм.
Список полей
Панель элементов
Область данных, предназначенная для размещения информации.
Если «Список полей» или «Панель элементов» не отображены на экране, то следует использовать команду «Вид».
Конструктор – это монтажный стол, на котором можно размещать элементы формы.
Первоначально конструктор создает заготовку формы шириной 10 см и высотой – 3 см. Эти размеры можно изменять с помощью границ заготовки.
Для просмотра полученной формы можно использовать кнопку «Вид» на панели инструментов. Повторный щелчок по этой кнопке позволяет возвратиться в прежний режим работы.
Чтобы добавить поле на форму, нужно перетащить поле из списка полей в область данных.
На форму можно добавить заголовок:
Выбрать на «Панели элементов» объект «Надпись» .
Растянуть прямоугольник на области данных и ввести текст заголовка. Щелкнуть в любом месте формы.
Если необходимо изменить шрифт, его размер, цвет, заливку, то нужно выделить надпись, а затем вспомнить приемы работы в редакторе Word.
Open Office
Создание структуры базы данных
Выполнить команды: Open Office.org База данных Создать новую базу данных Далее Да, зарегистрировать БД Открыть БД для редактирования Готово.
В окне «Файл новой базы данных» указать путь и имя нового файла, а затем щелкнуть кнопку «Сохранить».
Установить указатель мыши на строку «Создать таблицу в режиме дизайна» и дважды щелкнуть левой кнопкой мыши .
Задание первичного ключа: щелкнуть по серому квадратику слева от имени поля и нажать правую кнопку мыши Выбрать команду «Первичный ключ».
Символ ключа появится слева от имени поля.
Если ключ не определен пользователем, то при выходе из режима создания структуры базы данных будет предложено создать ключевое поле автоматически (в структуре появится дополнительное поле со знаком ключа).
После ввода полей необходимо щелкнуть кнопку «Сохранить» , ввести имя таблицы и нажать кнопку «ОК».
Создание структуры базы данных
Файл Открыть Указать путь и имя файла Нажать на кнопку «Открыть».
Выбрать объект «Таблица» в левой части окна. В правой части окна щелкнуть левой кнопкой мыши по имени нужной таблицы.
Нажать кнопку на панели инструментов.
Модификация структуры базы данных
В режиме «Конструктора» можно изменять имена полей, их тип, добавлять новые и удалять существующие поля.
Удаление поля:
выделить поле(щелкнуть слева на сером квадратике) и нажать кнопку DELETE.
После внесения изменений необходимо выполнить команду «Сохранить».
Модификация структуры базы данных
В левой части окна щелкнуть по кнопке «Формы».
В правой части щелкните левой кнопкой мыши по названию таблицы, а затем выберите режим «Использовать мастер для создания формы».
Появится окно диалога «Новая форма».
Создание форм для ввода
и редактирования данных
Переместить нужные поля в список Поля в форме.
Щелкните по кнопке Дальше (2 раза).
Расположить элементы управления по желанию (например, расположение подписи по левому краю) и затем щелкните по кнопке Дальше.
Установка источника данных: Форма для отображения всех данных (по умолчанию). Щелкните на кнопке Дальше.
Выбрать стиль оформления по желанию и нажать кнопку Дальше.
Задать имя формы и нажать кнопку Готово.
В режиме редактирования на форму можно поместить рисунок, надпись и т.д.
Создание форм для ввода
и редактирования данных
Запрос – это отдельная таблица, в которой сохранены записи базы данных, удовлетворяющие определенным условиям.
Чтобы создать запрос необходимо:
Выбрать режим «Запросы» в окне «База данных».
В окне «Задачи» выбрать пункт «Создать запрос в режиме дизайна».
Создание запросов в базе данных
В панели диалога выделить нужную таблицу БД и щелкнуть по кнопке «Добавить», а затем по кнопке «Закрыть».
На экране появится «Окно конструктора запросов», состоящего из двух областей:
Панель таблиц отображает таблицы, которые используются для данного запроса.
Бланк запроса позволяет определить список полей, задать условия отбора для фильтрации данных и сортировку результатов
Панель таблиц
Бланк запросов
Добавление полей в запрос осуществляется двойным щелчком по имени поля в таблице(поле добавляется в первый свободный столбец бланка запроса).
Для установки условия отбора для нужного поля, необходимо в строке «Критерий» ввести логическое выражение.
Если результаты нужно вывести в отсортированном виде по какому-либо полю, то для нужного поля в строке «Сортировка» следует выбрать из раскрывающегося списка способ расположения информации (по возрастанию или убыванию).
СУБД И БАЗЫ ДАННЫХ
Документальные
Централизованные
Распределенные
Фактографические
Классификация
б а з д а н н ы х
Первичный
к л ю ч
Числовой тип
Текстовый тип
Логический тип
Тип - дата
О б р а б о т к а д а н н ы х
ОТКРЫТЬ
СОЗДАТЬ
УДАЛИТЬ
ВЫБРАТЬ
Запись – строка таблицы
Простой
Составной
Поле – столбец таблицы
СУБД (система управления базами данных)
О с н о в н ы е к о м а н д ы
ДОБАВИТЬ
ЗАПИСЬ
Список полей
У с л о в и е в ы б о р к и
(логическое выражение)
П р о с т о е
С л о ж н о е
Логические операции
И, ИЛИ, НЕ
Операции отношения
<>, >, <, >=, <=
Условие сортировки
П о р я д о к с о р т и р о в к и
К л ю ч с о р т и р о в к и
Простой
Составной
По возрастанию
По убыванию
Организация данных
Тема-предмет
(1 существительное)
Признак
(прилагательное)
Признак
(прилагательное)
Действие
(Глагол)
Фраза -
Вывод – суть темы
(1 существительное – синоним первому существительному)
Действие
(Глагол)
Действие
(Глагол)
отношение
к
теме
Предложение, состоящее из 4 слов
Это определение пришло к нам от французского слова
ПЯТЬ.
Синквейн - стихотворение, состоящее из пяти строк.
СИНКВЕЙН
Информация
Достоверная, актуальная.
Получаем, сохраняем, обрабатываем.
Кто владеет информацией, тот владеет миром!
Сведения.
Составьте синквейн для понятия
«база данных».
Список литературы:
Газета «Издательский дом Первое сентября» № 22 от 8-15 июня 2004 года.
Газета «Издательский дом Первое сентября» № 35 от 16-22 сентября 2004 года.
Угринович «Информатика и информационные технологии».
Материалы единой коллекции цифровых образовательных ресурсов
http://school-collection.edu.ru
5. http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98657330
6. Программа «Фабрика кроссвордов» http://puzzlecup.com/crossword-ru/
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.