М. В. БЕДЕНКО
СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ
ТЕТРАДЬ-ТРЕНАЖЁР
2 класс
УДК 372.4
ББК 74.20
Б38
Издание допущено к использованию в образовательном процессе на основании приказа Министерства образования и науки РФ от 14.12.2009 № 729 (в редакции от 13.01.2011).
Беденко М.В.
Б38 Смысловое чтение: тетрадь-тренажёр. 2 класс. – М.: ВАКО, 2014. – 96 с.
ISBN 978-5-408-01446-0
Данное пособие представляет собой авторский учебный курс, позволяющий подготовить учащихся младших классов к работе с учебными, научно-популярными и информационными текстами – от учебников физики и химии до инструкции по пользованию электроприборами. Курс направлен на обучение учеников критическому аудированию, пониманию, анализу, сравнению, изменению и генерации таких текстов как в устной, так и письменной форме, что отвечает требованиям ФГОС НОО в части формирования личностной и метапредметной составляющей процесса обучения. Пособие можно использовать как во внеурочной деятельности, так и на уроках. Методика работы по данному пособию отражена в методических рекомендациях к настоящему курсу.
Предназначается учителям, ученикам 2 класса и их родителям.
УДК 372.4
ISBN 978-5-408-01446-0 © ООО «ВАКО», 2014
Предисловие
Этот учебный курс называется «Обучение смысловому чтению».
Предлагаются познавательные тексты, под которыми мы понимаем совокупность учебных, научных, научно-популярных, сказочных и информационных текстов – от параграфа в учебнике до инструкции по пользованию пылесосом включительно.
В процессе обучения школьники будут такие тексты:
• понимать;
• анализировать;
• сравнивать;
• видоизменять;
• генерировать (создавать тексты под свои цели и задачи).
При этом дети будут постоянно учиться воспринимать текст на слух и мысленно, а затем генерировать не только письменные тексты, но и устные выступления.
Мы обратились к десяти разным учителям, каждый из которых предложил целый ряд заданий, позволяющих достичь целей, заявленных выше. Наиболее удачные мы приводим в методических рекомендациях к курсу.
Тексты пособия составлены таким образом, что позволяют организовать как индивидуальную работу с учеником, так и работу в группах, в парах, фронтальную. Формы работы при этом могут быть самые разнообразные. Например, один учащийся читает текст про себя, потом пересказывает его, а остальные дети, не видя текста, пытаются ответить на вопросы к нему. Если возникают затруднения, рассказчик дополняет или видоизменяет свою историю до тех пор, пока ученики не смогут ответить на вопрос.
Очень полезно для каждого вопроса найти в тексте и процитировать то место, которое содержит нужную для ответа информацию.
Можно задать вопросы, которые учащийся должен запомнить, и только потом выдать текст для прочтения и анализа. Если после чтения ребёнок забыл вопрос или не смог на него ответить, нужно вместе с ним разобраться, почему так получилось.
Наши задания и вопросы к разнообразным текстам позволяют отслеживать неочевидные причинно-следственные связи и тем самым готовить учащихся к пониманию механизмов, действующих в экологии, экономике, праве, проявляющихся в истории науки и техники, закладывая таким образом базу для дальнейшего глубокого образования.
Тексты самой разной природы позволяют подготовить юных мыслителей к заданиям, требующим творческого подхода. По предлагаемым материалам могут работать как опытные педагоги, так и родители, заинтересованные в развитии смышлёности и креативности их ребёнка.
Это пособие можно использовать как отдельно, так и в комплексе с тетрадью для творческих работ (тетрадь в линейку). Суть заданий изложена в методических указаниях к курсу.
В пособии представлены тексты двух видов: содержащие сказочные подробности (отмечены *) и предлагающие достоверную фактическую информацию. Всего за год предполагается провести 35 занятий, 32 из которых приведены в этом пособии, а 3 – в методических указаниях. Конец каждого занятия отмечен знаком .
Жираф как будто собран из частей других животных. Голова и туловище – от лошади, шея и плечи – от верблюда, уши – от быка, хвост – от осла, ноги – от антилопы, шкура – от леопарда. А окраска такая яркая, что, кажется, этому огромному животному спрятаться просто невозможно. Но это в непривычной среде, в зоопарке. А в африканском редколесье уследить за жирафами – безнадёжное дело.
Секунду назад они стояли на открытой поляне, потом грациозно побежали между деревьями – и исчезли. То ли остановились в тени какого-то дерева, и узоры на их длинных шеях слились с пятнами солнечного света на ветвях и листьях, то ли резко повернули в сторону, а мы ищем жирафов там, где их нет.
1) На каких животных похож жираф? На лошадь, крокодила, обезьяну; на верблюда, лошадь, леопарда.
2) Что помогает жирафам скрываться от наблюдателей в африканском редколесье?
В одной деревеньке живёт гномик по имени Мороженщик. Рано утром, как только рассветёт, он отправляется через горы в соседнюю деревню. В полдень он уже там. Нагружается мороженым, льдом, чтобы оно по дороге не растаяло, – и сразу в обратный путь.
На закате он приходит домой, а там его уже ждут односельчане. Все они очень любят мороженое, поэтому частенько самому Мороженщику ничего не достаётся.
Дело в том, что в деревеньке нет электричества. А без него гномики не могут мороженое ни сделать, ни сохранить.
• Придумай для рассказа своё название.
То, что мы называем пустыней, на самом деле не абсолютно пустое место. Даже в зной некоторые растения растут и плодоносят, а уж разной живности там немало.
Настоящая пустыня – это Антарктида. Деревьев, кустов и трав нет никаких, а из животных можно увидеть только императорских пингвинов.
Но какой у них довольный и упитанный вид! Совсем непохоже, чтобы им не хватало пищи! Где же они её берут?
В океане! Вот один пингвин неторопливо, вразвалочку подошёл к краю льдины, съехал на брюхе вниз – и превратился совсем в другое животное. Под водой он настолько стремительный и ловкий, что поймать рыбу на обед для него минутное дело. Закусил по-быстрому – и снова на берег. На сегодня дела закончены. Теперь можно пообщаться с другими пингвинами и поразглядывать всякие диковинки. Например, людей.
• Кто живёт в Антарктиде? Белые медведи; северные олени; пингвины.
В Африке есть высокая гора Килиманджаро. Она покрыта снегом и зимой, и летом. Так что местные обезьянки вполне могли бы каждый день играть в снежки, если бы захотели.
Зато внизу, под горой, снега не бывает никогда. Даже в самые холодные дни идёт дождь, а не снег. Это и неудивительно: здешние «морозные» деньки у нас посчитали бы настоящим летом.
• Идёт ли снег у подножия горы Килиманджаро?
Книгочей собрал так много книг, что открыл библиотеку в родной деревеньке. Каждый день туда заходят его односельчане. Гномик Книгочей поговорит с гостем, расспросит о том, что его интересует, и обязательно подберёт что-нибудь подходящее из своих необъятных запасов.
• Напиши заголовок к каждому из абзацев текста.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.