Цель: познакомить учащихся с проблемами охраны окружающей среды, с основными проблемами и задачами экологии; обратить их внимание на ту угрозу, которую представляет воздействие человека на окружающую природу; формировать у учащихся познавательный интерес к экологическим проблемам и стремление принять посильное участие в их решении.
Разработка Берегите землю внеклассное мероприятие.docx
"Берегите Землю! Берегите…"Сценарий внеклассного
мероприятия, посвященного Году экологии в России (для учащихся
5-7 классов )
( Комарова Л.А. - учитель русского языка и литературы МОУ СОШ
п.Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области )
Цель: познакомить учащихся с проблемами охраны окружающей среды, с основными
проблемами и задачами экологии; обратить их внимание на ту угрозу, которую
представляет воздействие человека на окружающую природу; формировать у учащихся
познавательный интерес к экологическим проблемам и стремление принять посильное
участие в их решении.
Задачи:
развивающий аспект:
развитие способности работать в группах, к самостоятельному труду, к импровизации и
воображению;
воспитывающий аспект:
воспитывать любовь к поэзии
уважительное отношение друг к другу;
учебный аспект:
просвещение и пропаганда экологических знаний; любовь к поэзии
предупреждение безнравственных поступков в природе и борьбе с ними;
развитие творческих способностей учащихся.
Оборудование:
Книжная выставка с произведениями поэтов и писателей, о творчестве которых будет идти
речь (А.С.Пушкин, С.А.Есенин, К.Г.Паустовский идр.)
Мультимедийный проектор
Музыкальное сопровождение (П.И.Чайковский "Времена года")
Презентации для устного журнала.
Ведущий 1:
Мы приветствуем всех собравшихся в этом зале на тематической композиции «Как не
любить нам эту Землю». 2017 год Указом Президента России объявлен Годом экологии. И
сегодня мы поведем наш разговор об окружающем нас мире, о царстве природы,
попытаемся проникнуться любовью, добротой и желанием беречь и охранять природу. Наш
час общения посвящён одной из самых актуальных тем – сохранению планеты Земля.
Ведущий 2:
Проблемы экологии, охрана природы все больше волнует человечество. Окружающая нас
природа не только красива и величественна, но и удивительно хрупка и ранима. До
середины прошлого века все население планеты было в экологическом отношении
непросвещенным. Общество считало ресурсы Земли безграничными, поэтому и не было
заботы о сохранности окружающей среды. Бессердечно уничтожались многие виды
животных, варварски вырубались леса.
Ведущий 1:
«Защита родной земли – долг тех, кто ест ее хлеб, пьет ее воду, любуется ее красотой», –
писал М.М. Пришвин.
1 Ведущий 2:
Во все времена русские поэты писали о родной природе. Жизнь людей неразрывно связана с
природой. Любовь к Родине у них неизбежно сливается с любовью к родной земле, родной
природе.
Александр Сергеевич Пушкин в своих стихах часто через описания природы показывал
чувства и чаяния человека. Например, мысль о гармонии в природе, связанной с внутренней
жизнью человека в стихотворениях «Цветы последние милей», «Весна, весна, пора любви...»,
«Еще дуют холодные ветры...», «Зимний вечер».
Чтец 1:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
(Унылая пора! Очей очарованье!... А. С. Пушкин)
Ведущий 1. :Природа всегда выступает как искусный врач, укрепляющий дух человека.
Поэты черпают в ней силы для борьбы, вдохновение и светлый оптимизм.
Поэт Аполлон Николаевич Майков подмечал каждую мелочь и находил любому явлению
природы возвышенное объяснение. Время от времени Майков проводил в своих
произведениях параллели между человеком и окружающим его миром, находя
удивительные сходства и совпадения.
Чтец 2:
Поле зыблется цветами…
В небе льются света волны…
Вешних жаворонков пенья
Голубые бездны полны.
Взор мой тонет в блеске полдня…
Не видать певцов за светом…
Так надежды молодые
Тешат сердце мне приветом…
И откуда раздаются
Голоса их, я не знаю…
Но, им внемля, взоры к небу.
(Поле зыблется цветами… А. Майков)
Ведущий 2:
Сергей Есенин писал: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине.
Чувство родины основное в моем творчестве». Люди, животные и растения у Есенина –
дети одной матери природы. Человек – часть природы, но и природа наделена
человеческими чертами. Примером может служить стихотворение «Зеленая прическа ...». В
нем человек уподоблен березке, а она – человеку. То же самое стирание границ между
природой и человеком в стихотворении «Песни, песни, о чем вы кричите?..»
2 В современном мире проблемы экологии становятся все острее. О них говорят в средствах
массовой информации, пишут в книгах. Не остаются в стороне и поэты.
Ведущий 1:
Русский лирический поэт Николай Михайлович Рубцов закончил лесотехнический техникум
и знал о проблемах охраны природы не понаслышке. В стихотворении «Видения на холме»
он заклинает: «Россия, Русь! Храни себя, храни!».
Созданное поэтом пространство «русского духа» наполнено природными ландшафтами,
людьми, исторической памятью. В нем перекликаются предки и потомки, мертвые и живые,
призванные беречь это пространство.
Чтец 3:
...Молчал, задумавшись, и я,
Привычным взглядом созерцая
Зловещий праздник бытия,
Смятенный вид родного края...
(Во время грозы. Н. Рубцов)
Полагая, что природа и цивилизация могут существовать в равноправной гармонии, он
хотел бы примирить их между собой:
…Там, где я плавал за рыбами,
Сено гребут в сеновал:
Между речными изгибами
Вырыли люди канал.
Тина теперь и болотина
Там, где купаться любил…
Тихая моя родина,
Я ничего не забыл...
(Тихая моя родина. Н. Рубцов)
Ведущий 2:
Юрий Поликарпович Кузнецов – русский поэт и переводчик – кроме военной лирики писал
о взаимоотношениях природы и человека.
Чтец 4:
Когда встаёт природа на дыбы,
Что цифры и железо человека!
Ломают грозно сонные грибы
Асфальт непроницаемого века…
(Грибы. Ю. Кузнецов)
Ведущий 1:
Поэты представляют проблему взаимоотношения с природой как проблему человека. Такие
стихи заставляют задуматься, стоит ли стремиться к полной власти над природой,
порабощать ее. Люди создали промышленность, чтобы выжить и жить комфортно. Все в
мире взаимосвязано. Земля, вода, небо и среди всего этого – человек, который постепенно
становится хозяином. И именно человек должен приспособиться, подстроиться под природу,
а не разрушать ее.
Чтец 5:
3 Хочу, чтоб в мире было много света,
Хочу, чтоб в мире было много лета,
В котором – солнце, птичьи голоса,
И на траве – зеленая роса.
Хочу, чтоб в мире было меньше плача,
А больше смеха, радости, удачи.
(С. Ахматова)
Ведущий 2:
Природа выдерживает многое, но ее ресурсы не бесконечны. Однажды может произойти
взрыв. И человечество поплатится за свою беспечность, равнодушие и жадность.
Чтец 6:
Мы изводили на земле живое,
О будущем совсем не беспокоясь
И горек был деяний наших плод.
Но трепещите! Близок час расплаты
За бездуховность, ханжество и ложь…
Я чувствую мучительную дрожь
Земли родной…
О, как мы виноваты!
Прости нас, Мать,
За взрывы страшных бомб,
За нелюдей, безумство и апломб
Они дрожат в мирке своём забытом.
(А. Пономарев)
Ведущий 1:
Наша русская природа, полная поэзии и прелести, трогает и волнует каждого человека,
любящего свою Родину, оказывает благоприятное влияние на его душу.Писатель А.И.
Герцен писал: «Наши бесконечные луга, покрытые ровной зеленью, успокоительно хороши,
в нашей стелющейся природе чтото мирное, доверчивое, раскрытое ... Чтото такое, что
поется в песне, что кровно отзывается в нашем сердце». Красота простой русской природы –
неиссякаемый источник вдохновения для поэтов, художников, композиторов. Многие
картины, музыкальные произведения родились благодаря любви к ней.
(Ролик о природе в искусстве)
Ведущий 2:
Откуда же черпают поэты, художники, музыканты, вдохновение? Где тот источник?
Человек стал человеком потому, что увидел глубину лазурного неба, мерцание звезд,
розовый разлив вечерней зари, отражение солнца в каплях утренней росы. Увидел, и,
изумленный пошел по земле, создавать новую красоту. Остановитесь и вы в изумлении
перед красотой и в ваших сердцах расцветет благородство.
Перед человеком открылась радость жизни потому, что он услышал шепот листьев и песню
кузнечика, журчание весеннего ручейка и переливы серебряных колокольчиков, стон метели
за окном и торжественную тишину ночи – услышал и, затаив дыхание слушает сотни и
тысячи лет чудесную музыку жизни.
Чтец 7
В очарованье русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
4 Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна.
И лишь когда за темной чащей леса
Вечерний луг таинственно блеснет,
Обыденности плотная завеса
С ее красот мгновенно упадет.
Вздохнут леса, опущенные в воду,
И, как бы сквозь прозрачное стекло,
Вся грудь реки приникнет к небосклону
И загорится влажно и светло.
Горит весь мир, прозрачен и пуховен,
Теперь то он поистине хорош.
И ты, ликуя, множество диковин
В его живых чертах распознаешь.
Ведущий 1:
К. Г. Паустовский говорил: «Любовь к родной природе – один из важнейших признаков
любви к своей стране…». Трудно не согласиться с этими словами. Без бережного обращения
к природе, ее защиты, сохранения и приумножения ее богатств, невозможно говорить о
патриотизме и гажданственности.
Чтец 7:
О, как природа – мать
Терпима и добра!
Но чтоб ее
Лихая участь не постигла,
Давайте сохраним
На стрежнях – осетра,
Касатку в небесах,
В таежных дебрях – тигра
(Н. Старшинов)
Ведущий 2:
Родину, как и родителей, не выбирают, она дается нам вместе с рождением и впитывается с
детством. Для каждого из нас это центр Земли, независимо от того, большой ли это город
или маленький поселок, или деревня. Писали на тему защиты природы и детские поэты и
писатели. Ведь это очень важно – с детства прививать любовь и бережное отношение к
природе.
Ведущий 1:
Основная тема творчества Бориса Владимировича Заходера как детского поэта – природа и
животные.
Чтец 8:
Всевсе
На свете,
На свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых,
И даже без хищников,
Злых и свирепых!
5 Нужны все на свете!
Нужны все подряд –
Кто делает мед, и кто делает яд.
Плохие дела
У кошки без мышки
У мышки без кошки
Не лучшие делишки.
Да! Если мы с кемто не очень дружны,
Мы всетаки очень друг другу нужны!
(Про всех на свете. Б. Заходер)
Ведущий 2:
Детский поэт Валентин Дмитриевич Берестов по образованию был археологом. Анна
Ахматова, с которой поэт познакомился еще в детстве в эвакуационном Ташкенте, так
говорила Берестову: «Стихи для детей и юмористические произведения у тебя получаются
превосходно. Отнесись к ним серьезно, так писать никто не умеет». На его творчество
огромный отпечаток наложила пушкинская поэзия. Валентин Дмитриевич стремился
понять, почему детская поэзия Пушкина так прекрасна и волшебна. Стихи для детей
Берестов собирал из лучей света, паутинок и травинок.
Чтец 9:
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни!
Нор звериных,
Птичьего гнезда
Разорять не будем
Никогда!
Пусть птенцам
И маленьким зверятам
Хорошо живется
С нами рядом!
Прекрасна, прекрасна
Родная земля.
Прекраснее мне не найти
Никогда!
Зеленые долы, леса и поля,
И синяя в море вода.
Ведущий 1:
Получается, что природа – очень важная тема в творчестве русских поэтов, она
изображается не только как фон, на котором проходит жизнь человека, но и как часть его
души.
Ведущий 2: «Ни один русский писатель не мыслит себя вне связи с природой, без
наблюдения над её изменяющимся ликом, над тем, как она преображается – а иногда и
уродуется – человеком.» Юрий Нагибин.
6 Ведущий 1:Богата и разнообразна природа нашей Родины. На суше, в воздухе, в воде и под
водой – всюду кипит жизнь. Эта жизнь полна тайн, загадок, чудес. Сколько интересного
можно увидеть в лесу, в поле, на озере и даже около нашего дома, если внимательно ко
всему присмотреться. Природа хороша во все времена года! Наша небольшая планета Земля
добра к нам. Будем же отвечать ей теплом на тепло, любовью на любовь!
Под звуки музыки П.И.Чайковского "Времена года"
Чтец 10:
Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики.
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю! Берегите!
М. Дудин Берегите землю!
Источники информации:
1..Азбука природы. – М., Издательский дом «Ридерз Дайджест», 1997. – 336с.
Экологическое образование в Саратовской области: Сборник научномедодических работ. / Под
ред. Канд. Биол. Наук, доц. Ю. И. Буланого. Саратов: Издво ГосУНЦ «Колледж». 200с.
2.Л. В. Сорокина. Край родной. Сценарии экологических мероприятий. М., Сфера, 2001.
4.Журнал «Я познаю мир». Всемирная детская энциклопедия. «Премьера» 2004г. №93
5. Интернетресурсы.
7 Чтец:
Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики.
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю! Берегите!
М. Дудин Берегите землю!
8
"Берегите Землю! Берегите…"
"Берегите Землю! Берегите…"
"Берегите Землю! Берегите…"
"Берегите Землю! Берегите…"
"Берегите Землю! Берегите…"
"Берегите Землю! Берегите…"
"Берегите Землю! Берегите…"
"Берегите Землю! Берегите…"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.