Беседа "Блокада глазами ребенка"
Оценка 4.8

Беседа "Блокада глазами ребенка"

Оценка 4.8
Мероприятия
doc
воспитательная работа
4 кл—11 кл
19.12.2020
Беседа "Блокада глазами ребенка"
дополнение к презентации Данное мероприятие формирует у молодежи чувство патриотизма, как одну из важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей. Учащиеся научатся сопереживать, у них будет возможность выразить свои чувства и эмоции через письмо детям блокады. Для усиления впечатления они прослушают отрывок «Ленинградской симфонии Д.Шостаковича». В ходе этого занятия учащиеся делятся историей своей семьи, знакомятся с фактами из жизни детей в блокадном Ленинграде, анализируют свои знания по теме блокады Ленинграда.
метод разработка Бокада глазами ребенка.doc

 

 

 

 

 

Методическая разработка воспитательного мероприятия

для 7 класса

Направление: патриотическое воспитание и формирование российской идентичности.

Тема:

 «Блокада глазами ребенка»

 

 

 

 

Автор: Кшивецкая Дарья Сергеевна

Учитель английского языка

МАОУ «Щелковская гимназия №6»

ГОЩ

 

 

 

2020г.

Тема: «Блокада глазами детей»

Актуальность: В нашей жизни значительно чаще стали проявляться апатия и цинизм, безответственность и агрессивность, индивидуализм и равнодушное отношение к обществу и государству. Утрачены или пребывают в состоянии запущенности многие моральные ценности.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлась одной из важнейших задач современной школы, ведь именно в этом возрасте есть все предпосылки для привития священного чувства любви к Родине. Патриотизм  - одна из важнейших черт всестороннего развития личности. У школьников  должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.

1.     Целевая аудитория: 4 - 11 класс (с 10 до 18 лет), включая детей с ОВЗ.

2.     Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (смесь с другими мероприятиями, преемственность): данное мероприятие может проводиться с 4 по 11 класс. Перед этим мероприятием дети должны иметь представление о ВОВ, о блокаде Ленинграда, о пионерах героях, посетить памятники войнам – защитникам, музеи, чтобы беседа была понята и принята. Старшеклассники, под руководством учителя, могут провести беседу с младшими классами. Данное мероприятие поможет связать факты о ВОВ уже имеющиеся у учащихся, с новой информацией.  Ребятам будет намного интереснее и проще воспринимать рассказы о своих сверстниках. Межпредметные связи: обществознание, литература, информатика, география, история.

3.     Цель – формирование у молодежи патриотического сознания, гордости за свой народ и свою страну.

Задачи:

- привлечь внимание к блокаде Ленинграда.

- ознакомить учащихся с историями детей Блокады.

-   показать роль детей в ВОВ.

- вызвать чувство уважения к людям, прошедшим все тяготы войны и блокады.

-  способствовать развитию умения слушать и понимать информацию.

- стимулировать познавательную деятельность учащихся.

- создать условия для самореализации учащихся.

Планируемые результаты обучения   

После мероприятия учащиеся приобретут следующие умения:

Личностные универсальные учебные действия

- целостный, социально ориентированный взгляд на мир;

- ориентация на успех в учебной деятельности и понимание его причин;

- способность к самооценке на основе критерия успешной деятельности.

Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.

Познавательные универсальные учебные действия:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- формулировать собственное мнение и позицию.

Предметные:

- осознанно воспринимать содержание текста, определять главную мысль, отвечать на вопросы по содержанию, задавать уточняющие вопросы;

- коллективно обсуждать ответы на вопросы, доказывать собственное мнение, опираясь на собственный опыт;

- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы;

- излагать письменно свои мысли, свое отношение к теме беседы;

- анализировать полученную информацию, выявлять свои знания и незнания по теме беседы, делать выводы.

5. Форма проведения мероприятия: беседа. В беседе можно обмениваться мыслями, знаниями, задавать вопросы и уточнять. Учащиеся чувствуют себя менее закомплексованными, более эмоционально проявляют себя, они не боятся высказать свое мнение.

6. Педагогические технологии и методы: Метод формирования личности, через беседу, метод примера, рассказа. Проектная технология, ИКТ.

7. Этапы подготовки проведения мероприятия:

- Задание учащимся перед беседой: узнать у родителей о бабушках и дедушках во время войны, о блокаде Ленинграда и подготовить небольшое сообщение (можно с фотографиями, презентациями).

- подготовить презентацию, компьютер, проектор, листы бумаги для написания письма.

Мероприятие начинается с  определения учащиеся темы беседы по наводящим вопросам, фотографиям.

Далее небольшие сообщения учащихся о своих прадедах во время ВОВ.

В основной части идет презентация о детях в блокаду.

 В конце беседы ребята заполняют табличку сомоанализа (знал, узнал новое, хочу узнать). Под музыку Д.Шостаковича «Ленинградская симфония» учащиеся пишут письма детям блокады (ветеранам). (Потом эти письма можно передать в совет ветеранов).

8. ресурсы: проектор, компьютер, музыкальная запись «Ленинградская симфония» Д.Шостаковича, презентация, листы бумаги для писем, ручки, карандаши.

9. данное мероприятие может применяться классными руководителями или руководителями патриотических направлений на классных часах, тематических беседах для формирования патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, гражданского долга. В зависимости от возраста учащихся письмо «детям блокады» можно заменить на: рисунок, поздравления ветеранам, открытку к празднику.

 

Беседа

1.     Введение.

Ребята,  как вы думаете, о чем мы с Вами будем сегодня беседовать? (На доску выведены имена пионеров – героев, фотографии блокадного Ленинграда).

Правильно: тема сегодняшней беседы «Блокада глазами детьми». Ведь кроме взрослых в войне участвовали и дети. Как они пережили блокаду, и трудности военного времени, как сумели вернуться к мирной жизни.

Расскажите, что вы узнали о своих прадедах во время войны…. (ответы ребят)

Давайте вспомним:  сколько длилась блокада Ленинграда.  (08.09.1941 – 27.01.1944).

Что вы знаете о блокаде Ленинграда? ( Дорога жизни, голод, холод, разрушенные Бадаевские склады, Ленинградская симфония Шостаковича).

Как дети помогали защищать свою родину? (в партизанских отрядах, на заводах)

2 Основная часть.

В нашей школе несколько лет назад открылся музей Блокады имени Антонины Федоровны Митрофановой. Многие из вас были там и не один раз. Сегодня мы с вами поговорим о  судьбах детей блокадного Ленинграда. У многих детей судьбы схожие. Они  голодали, работали на заводах, терпели ужасные бомбардировки и налеты немецких захватчиков. И не смотря на все жизненные трудности и лишения, они смогли построить свою жизнь дальше, завести семью, выучиться, устроиться на работу, воспитывать детей и внуков.

 

слайд 2

В нашей школе работала  Антонина Федоровна Митрофанова. Она была ребенком блокады.  Её семья жила в Кировском районе Ленинграда. У нее было две сестры. Мать и отец работали на заводе. Когда началась война, Антонине Федоровне было 9 лет. Когда 22 июня 1941 г. объявили, что началась война, дети не сразу поняли, о чем идет речь и только по слезам мамы, Анны Петровны, догадывались: произошло что-то страшное. Папа А.Ф., с сентября 1941 г. не приходил домой с Балтийского вокзала, где он работал, потому что до дома было далеко. Мама трудилась на фабрике «Красный треугольник».

слайд 3

Все тяготы войны ощутили на себе очень быстро. Уже в сентябре город оказался в блокаде. Хлеб стали выдавать по карточкам, начался голод. Особенно тяжело стало с ноября. Карточки урезали до минимума. В Ленинграде съели всех собак, кошек, птиц, даже были случаи каннибализма.

Мама делала все, чтобы дети жили.  Варила «суп», добавляя в него какие-то травы из аптечки, глицерин; ходила на пожарище, старалась собрать с земли что-то обуглившееся, потом дома заливала собранное водой, и дети это пили. Казалось, что было сладко…А эти 125 гр. Хлеба, приготовленного из разных мучных отходов наполовину с бумагой! Такой кусочек хлеба хранится у нас в музее, его сделали по блокадному рецепту.

слайд 4

И взрослые, и дети рыли окопы, траншеи вокруг Ленинграда, работали на заводах, выпускавших только военную продукцию. По репродуктору несколько раз в день объявляли воздушную тревогу. Взяв документы и узелки с самым необходимым, бежали в бомбоубежище, а позднее так привыкли к бомбежкам, что уже никуда не ходили, а сидели в комнате, где даже днем было темно, потому что стекла были заклеены полосками газет, чтобы от взрывов не вылетели стекла.

слайд 5

          Наступила суровая зима 1942 г.  Маме позвонили с Балтийского вокзала, чтобы она забрала папу. Когда его привезли домой, это был скелет, обтянутый кожей, у папы даже не было сил говорить. В эту же ночь он умер. Мама со старшей сестрой завернули его в простыни и увезли на санках. Чтобы спасти детей от голода мама ничего не ела, а только пила. Летом 1942 г. умерла и мама.

слайд 6

Сестры остались одни. (Нине было 13 лет, Антонине - 9, а Галине – 4 года). Младшая сестричка часто плакала и просила хлеба, а Тоня с Ниной ничего не могли сделать.

Старшая сестра Нина, с дворничихой тетей Катей отвели младших в детприемник, но т.к. он был переполнен, их оставили на крыльце, сказав: «Сидите здесь, выйдет тетенька и заберет вас». Они ушли, а девочек скоро забрали. С Ниной сестры встретились только через 18 лет… Скоро и Тоню с Галей разлучили. Антонину положили в больницу с цингой и дистрофией, а Галю поместили в дом малюток. Нина уже работала на заводе, делала снаряды.

Все это время потихоньку вывозили детей по единственной дороге через Ладожское озеро. В сентябре 1942 г.  настал черед Тони. Ее вывезли из Ленинграда с одним из детских домов Ярославской области. Учиться она продолжила только в 1943 г. Она помнила, детей ставили на обмолот снопов льна. Деревянными колотушками они били по снопам, чтобы от них отлетали маленькие льняные семечки. Была норма – 50 снопиков в смену, тогда ей было 12 лет.

Когда пришло время в Ленинград отправили только тех, у кого там были родственники, а она и не знала, жив ли кто-нибудь из родных в Ленинграде…  И не известно было, что стало с сестрами Галей и Ниной. В 1946 г., ленинградцев, переводили из одного в другой детский дом.

(В 1947 г. к ним привезли ее сестренку Галю, ей было почти 10 лет, и она не помнила Тоню: в дом малютки ее забрали в возрасте 4 лет, и последующие 5 лет они не виделись. А т.к. сестры совсем не были похожи, она поначалу не признала своей сестры и захотела вернуться в свой детский дом. И только после того, как Тоня указала ей на одну примету, припухлость на ее руке, она признала родство).

С 1950 г. Антонина Федоровна воспитывалась в детдоме города Мышкин. Девочек  в 15 лет, а мальчиков в 14 лет отправляли в ремесленное училище г. Рыбинска учиться на токаря или фрезеровщика, чтобы потом работать на местном заводе.

Она же так хотела продолжать учебу! и написала письмо лично Председателю Президиума Верховного Совета СССР Н. М. Швернику: -я год жила в блокадном Ленинграде, потеряла родителей. Очень хочу стать учителем иностранного языка. И послала по адресу: Москва, Кремль. Что вы думаете? Ей, какой-то девчонке-сироте, пришел ответ: в виде исключения Вам разрешено закончить 10 классов.

После школы она осуществила свою мечту и поступила в Ярославский пединститут на иностранный язык. Потом был перерыв и закончила она Московский областной пединститут имени Н. К. Крупской. Антонина Федоровна больше 50 лет с удовольствие преподавала в школе немецкий язык и никогда не жалела о своем выборе.

Несколько лет проработала в Медвежье - озёрской школе и 12 лет – в нашей родной (бывшей) Щелковской школе № 6, где основала музей «Блокады Ленинграда», который работает и по сей день и носит ее имя. («музей Блокады Ленинграда им. А. Ф. Митрофановой»).

Старшая сестра Нина тоже была эвакуирована из Ленинграда в г. Куйбышев. Здесь ее направили на шарикоподшипниковый завод, где она проработала станочницей до конца жизни. А Галя после ремесленного училища работала фрезеровщицей на заводе в г. Ельце.) К сожалению, Антонина Федоровна уже умерла.

слайд 7  - история Регины Романовны Зиновьевой.

"22 июня я была в садике, — рассказывает Регина Романовна. — Мы пошли на прогулку, и я оказалась в первой паре. А это было очень почетно, мне флажок дали… Вдруг слышим крик: "Война, Гитлер на нас напал!" А я подумала, что это напал Змей Горыныч и у него огонь идет из пасти…"

Тогда пятилетняя Регина очень расстроилась, что так и не прошлась с флажком. Папа ушел на фронт связистом, и вскоре его забрали на "черном воронке" — т.к. Фамилия у него была немецкая — Гинденберг. Девочка осталась с мамой, а в блокадном городе начался голод.

Однажды Регина ждала, когда мама заберет ее из сада, и пока воспитательница запирала к малышам подошла женщина и предложила конфетку. "Мы хлеба не видим, тут — конфеты! Очень хотелось, но нас предупреждали, что к чужим нельзя подходить. Страх победил, и мы сбежали, — рассказывает Регина Романовна.  Сейчас она понимает, что сумела сбежать от людоедки. В то время ленинградцы, обезумевшие от голода, воровали и ели детей.

слайд 8

Мама пыталась накормить дочь как могла. Однажды пригласила спекулянтку — обменять ткань на пару кусков хлеба. Больше всего хлеба давали за игрушки  Регине перед самой войной подарили плюшевую обезьянку, ее назвали Фока. - Я схватила эту обезьянку и закричала: "Бери что хочешь, а эту я не отдам! Это моя любимая". Они с мамой выдирали у меня игрушку, а я реву…  Взяв обезьянку, женщина отрезала еще хлеба — больше, чем за ткань.

Уже став взрослой, Регина Романовна спросит у мамы: "Ну как ты могла у маленького ребенка отнять любимую игрушку?" Мама ответила: "Возможно, эта игрушка спасла тебе жизнь".

Ведя дочку в садик, мама упала от потери сил, ее забрали в больницу. И маленькая Регина попала в детский дом. "Было очень много народу, мы по двое лежали в кроватке. Меня положили с девочкой, ее ножки были все в язвах. И я говорю: "Как же я буду с тобой лежать, ножки твои задену, тебе будет больно". А она мне: "Да нет, они все равно уже ничего не чувствуют".

слайд 9

В детском доме девочка пробыла недолго — ее забрала тетя. А затем вместе с другими малышами из детского сада ее отправили в эвакуацию. Их посадили в эшелон и отправили в Сибирь.

слайд 10

Детей поселили в  бывшем барском доме, набили матрасы сеном, дали землю под огород и даже корову. Ребята пололи грядки, ловили рыбу и собирали крапиву на щи. После голодного Ленинграда эта жизнь казалась спокойной и сытой. Но, девочки из старшей группы ухаживали за ранеными и стирали бинты в местной больнице, мальчики вместе с воспитателями ходили на лесозаготовки. Эта работа была тяжела даже для взрослых.

слайд 11

Мама Регины выжила. Они переписывались. Вот письмо Регины: она пишет о своих оценках в школе и папином письме, а еще рисует. В Ленинград дети вернулись в сентябре 1945-го.

(Отца сослали в лагерь в Воркуте. Только в 1949-м мать и дочь получили разрешение его навестить, а еще через год его отпустили.

Ее жизнь сложилась счастливо: два брака, двое детей, три внука и пять правнуков.  Но она всю жизнь помнит, как не хотелось расставаться с обезьянкой Фокой.)  

слайд 12  -  история Ирины Константиновны Потравновой.

Маленькая Ира потеряла в войну маму, брата и дар. "У меня был абсолютный слух. Я успела поучиться в музыкальной школе, — рассказывает Ирина Константиновна. — Меня хотели без экзаменов взять в школу при консерватории, сказали приходить в сентябре. А в июне началась война".

В семье было трое детей, Ира — младшая, ее называли кочерыжкой. Папа умер за год до начала войны. Брат погиб первым — еще в марте. Деревянные дома сгорели при бомбежках, и семья отправилась к родственникам. А по дороге у них украли карточки".

весной 1942 г. мама пошла на базар — купить хотя бы дуранды, мякоти семечек, остававшейся после отжима масла. Вернулась она с температурой и больше уже не встала. Так сестры одиннадцати и четырнадцати лет остались вдвоем. Чтобы получить хоть какие-то карточки, они пошли в центр города — иначе бы никто не поверил, что они еще живы. Пешком — транспорт давно не ходил. И медленно — потому что не было сил. Добирались три дня. И у них снова украли карточки — все, кроме одной. Ее девочки отдали, чтобы похоронить маму. Старшая сестра пошла работать: 14-тилетние дети считались уже "взрослыми". Ирина же пришла в детприемник, а оттуда — в детский дом. "Мы так вот на улице и расстались, и не знали друг о друге ничего полтора года", — рассказывает она. Во время войны семьи и дети из одной семьи часто разлучались на несколько лет, а потом долго друг друга разыскивали.

Тогда же маленькая Ира узнала, что из-за бомбежек и стресса потеряла слух. Навсегда.

Взрослых не хватало, и Ирину, как прилежную и умную девочку, сделали воспитательницей. Она вывозила ребят в поля — зарабатывать трудодни. "Мы расстилали лен, должны были выполнять норму — 12 соток на одного человека. Лен-кудряш расстилать было проще, а вот после льна-долгунца все руки гноились, — вспоминает Ирина Константиновна. Так — она прожила три с лишним года.

В 14 лет Ирину отправили на восстановление Ленинграда. Но у нее не было документов, а при медосмотре врачи записали, что ей 11 — т.к. была очень не развитой внешне. Ей удалось найти сестру, которая к тому времени училась в техникуме.

На работу ее не брали, ведь ей якобы было 11 лет, и она пошла в столовую - мыть посуду, чистить картошку. Потом они  долго ходили по архивам, чтобы сделать Ирине документы.

слайд 13

Жизнь в блокаду была тяжелая: мужчины  ушли на фронт, многие умерли от голода . Женщины и дети вставали к станкам на фабриках и заводах, на полях. И герои нашего исследования прикладывали все силы, чтобы выжить и помочь нашей стране вытоять против врага.

слайд 14

         В Петербурге открыта мемориальная доска в память о Тане Савичевой  и памятник  со строками из её дневника: "Осталась одна Таня".

По дороге из Питера к Ладоге у станции Ржевка есть «Цветок жизни» — белая каменная ромашка. Он открыт в 1968 году и посвящен детям, погибшим в блокадном Ленинграде.   На лепестках 15-ти метровой каменной ромашки — лицо улыбающегося мальчика и слова детской песни «Пусть всегда будет солнце». Рядом находится плита, на которой высечена надпись: «Во имя жизни и против войны. Детям — юным героям Ленинграда 1941 — 1944 годов.

слайд 15

В Ленинграде 15 тысяч мальчиков и девочек получили медаль «За оборону Ленинграда».

3       Заключение.

Великий труд охраны и спасения города, обслуживания и спасения семьи выпал на долю ленинградских мальчиков и девочек. Они потушили десятки тысяч зажигалок, сброшенных с самолетов, они потушили не один пожар в городе, они дежурили морозными ночами на вышках, они носили воду из проруби на Неве, стояли в очередях за хлебом...

 И они были равными в том поединке благородства, когда старшие старались незаметно отдать свою долю младшим, а младшие делали то же самое по отношению к старшим. И трудно понять, кого погибло больше в этом поединке.

Все эти истории трогают нас за живое. Невозможно читать и слушать их без чувства искренней благодарности нашим прародителям за то, что сегодня мы живем спокойно и свободно.

Ребята заполните таблицу самоанализа (приложение 1).

Давайте напишем письмо тем детям, которые пережили блокаду, детям военного времени. (В дальнейшем можно передать эти письма ветеранам и детям войны).

Включить фоном Ленинградскую симфонию Д. Шостаковича.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

Приложение 1

таблица самоанализа

Знал

Что нового узнал

Хочу узнать

 

 

 

 

 

 

 

 

Список источников

1.     http://tass.ru/spec/leningrad_deti

2.     http://back-in-ussr.com/2018/03/deti-blokadnogo-leningrada.html

3.     www.youtube

4.     Архив музея «Блокада Ленинграда им.А.Ф.Митрофановой» МБОУ СОШ №6 ЩМР МО

5.     https://inkompmusic.ru/?song=Шостакович+–+Ленинградская+симфония


Скачано с www.znanio.ru

Методическая разработка воспитательного мероприятия для 7 класса

Методическая разработка воспитательного мероприятия для 7 класса

Тема: «Блокада глазами детей»

Тема: «Блокада глазами детей»

Ленинграда. - ознакомить учащихся с историями детей

Ленинграда. - ознакомить учащихся с историями детей

Познавательные универсальные учебные действия: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; - осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе…

Познавательные универсальные учебные действия: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; - осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе…

Ф орма проведения мероприятия: беседа

Ф орма проведения мероприятия: беседа

В конце беседы ребята заполняют табличку сомоанализа (знал, узнал новое, хочу узнать)

В конце беседы ребята заполняют табличку сомоанализа (знал, узнал новое, хочу узнать)

Что вы знаете о блокаде Ленинграда? (

Что вы знаете о блокаде Ленинграда? (

Особенно тяжело стало с ноября

Особенно тяжело стало с ноября

С Ниной сестры встретились только через 18 лет…

С Ниной сестры встретились только через 18 лет…

Ей, какой-то девчонке-сироте, пришел ответ: в виде исключения

Ей, какой-то девчонке-сироте, пришел ответ: в виде исключения

В то время ленинградцы, обезумевшие от голода, воровали и ели детей

В то время ленинградцы, обезумевшие от голода, воровали и ели детей

Мама Регины выжила. Они переписывались

Мама Регины выжила. Они переписывались

Тогда же маленькая Ира узнала, что из-за бомбежек и стресса потеряла слух

Тогда же маленькая Ира узнала, что из-за бомбежек и стресса потеряла слух

Во имя жизни и против войны. Детям — юным героям

Во имя жизни и против войны. Детям — юным героям

Приложения Приложение 1 таблица самоанализа

Приложения Приложение 1 таблица самоанализа

Архив музея «Блокада Ленинграда им

Архив музея «Блокада Ленинграда им
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.12.2020