Муниципальное учреждение дополнительного образования«Центр эстетического воспитания детей» города Саранска Республики Мордовия
Подготовила: педагог дополнительного образования
студии изобразительного искусства
Павельева Елена Фёдоровна
Саранск 2022 г.
Малютин С.В. Портрет художника Станислава Юлиановича Жуковского, 1915
Беседа по изобразительному искусству на тему: «Весна в картинах русского живописца Станислава Юлиановича Жуковского (1875-1944)»
Биография Станислава Юлиановича Жуковского
Русский художник, видный живописец, представитель историко-ретроспективной ветви модерна. Родился в селе Ендриховцы Гродненской губернии 13 (25) мая 1875 в семье польского аристократа, лишенного владений и дворянских прав за участие в антирусском восстании 1863. В 1892-1901 посещал Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где среди его наставников были С.А.Коровин, В.Д.Поленов и И.И.Левитан. Был членом "Товарищества передвижников" (с 1903) и "Союза русских художников" (с 1907), участвовал также в выставках "Мира искусства". Жил в Москве. Организовал здесь частную школу, где преподавал в 1907-1917. Много путешествовал по Средней России, изучая старинные "дворянские гнезда".
Я большой любитель старины, в особенности пушкинского времени.
Жуковский - художник, соединяющий необычайно добросовестное, упорное изучение всех тончайших оттенков и тонов в излюбленном им мотиве с очень сильным, свежим, молодым поэтическим чувством. В тонах его пейзажей нет ни одного манерного, банального, условного тона: все десятки раз изучено, подмечено в природе, обдумано и с редким мастерством очищено в поэтическом творческом процессе.
В его живописи, сперва сдержанной по тону, затем все более импрессионистически - красочной, доминируют лирические пейзажи. Особенно известны его усадебные - пейзажные и интерьерные - мотивы, переливчато-живые по колориту и в то же время проникнутые элегической тоской.
В 1923 эмигрировал в Польшу, где продолжал плодотворно работать как живописец, по-прежнему уделяя особое внимание историческим пейзажам, дворцовым и усадебным интерьерам. В августе 1944 был арестован немцами при подавлении Варшавского восстания и погиб в концлагере в Прушкуве близ Варшавы.
«Весна» занимает совсем особое место в творческой биографии живописца. Такой естественности и простоты решения, таких ясных и чистых красок не встречалось еще в работах Жуковского. Далеко, у самого горизонта светлые дали сливаются с облачным небом. Холодноватая по тону сирень и желтые цветущие кусты мягко списанны друг с другом и с небом. Глубина пространства передана с помощью света и прозрачного воздуха, который как бы пронизывает и окутывает все предметы в картине, «стирает» графичную резкость контуров. Чувствуется, что эта праздничность красок захватила Жуковского и он работал с большим увлечением, добившись цельности и красоты впечатления. Матовая поверхность тонко прописанного холста, где мелкие и гибкие мазки ложатся точно по форме, придает пейзажу необходимую мягкость звучания.
Счастливой была творческая судьба художника. С самого начала он не знал неудач и горьких разочарований. Редко встретишь такое сочетание первоклассных педагогов и такое талантливое окружение сверстников. И сама художественная атмосфера тогдашней Москвы немало способствовала гармоничному развитию индивидуальности Жуковского.
Жуковский еще не покинул училища, а всем стало очевидно, что пора его ученичества пришла к концу. В этих работах он выступал уже вполне сложившимся художником, обладающим ярко выраженной индивидуальностью и остротой видения.
Уехав в Варшаву, думал, что ненадолго, но осел в Польше. Получаемые им дипломы, щедрые награды и ежегодное участие на польских и зарубежных выставках не могли заменить главного — творческого общения с близкими по духу художниками.В те годы Жуковский писал интерьеры королевского дворца в Лазенках, лирические пейзажи и даже портреты. В поисках излюбленных мотивов он ездил в Беловежскую и Свисловскую пущи. Но покинутая им земля России манила неудержимо. В тоске он писал племяннице: «Ты там, Маныку, не понимаешь, какая ты счастливая, что видишь русскую березку и иван-чай». Оторвавшись от родных корней, Жуковский с трудом приживался на другой почве, не создал ничего значительного. Двадцать два года он пристально следил за событиями и ждал какой-либо весточки из Москвы. Тосковал по родным местам.
Интернет источник:
https://obiskusstve.com/1388423663040072275/vesna-v-kartinah-russkogo-zhivopistsa-stanislava-yulianovicha-zhukovskogo-1875-1944/
https://www.liveinternet.ru/users/loreleya-46/post474847743/
https://www.liveinternet.ru/users/6318384/post430101463/
(Фото на титульном листе)
(Фото 1 – 29) https://obiskusstve.com/1388423663040072275/vesna-v-kartinah-russkogo-zhivopistsa-stanislava-yulianovicha-zhukovskogo-1875-1944/
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.