Беседа: «Человек среди людей»
Цель:
Знакомство воспитанников с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности.
Задачи:
Сформировать правильное представление о толерантном поведении;
Дать возможность детям оценить степень своей толерантности;
Развивать внимание и творческое мышление ребят; развивать навыки социального поведения;
Воспитывать чувство коллективизма,
сплочённости; способствовать развитию уважительного отношения между детьми.
Оборудование: компьютер, экран, проектор, мультимедийная презентация, раздаточный материал (магнитная доска, материалы для оформления доски )
Эпиграф:
Теперь, когда мы научились
Летать по воздуху, как птицы,
Плавать под водой, как рыбы,
Нам не хватает только одного:
Научиться жить на земле, как люди.
Б.Шоу.
1.Вступительное слово.
-Добрый день! У человека есть многое, что предназначено самому себе. Глаза - чтобы видеть, уши – чтобы слышать и т.д. Но есть у него и что - то особенное, предназначенное другим людям, чтобы окружающим было с нами уютно, комфортно, приятно.
- Как вы думаете, что это? (Улыбка)
Улыбка – самая короткая и прямая дорога к хорошему настроению, успеху, к дружбе. Подарите улыбки друг другу и мне. И с таким солнечным настроением я приглашаю вас пусть и в виртуальное, но занимательное умное и интересное путешествие.
Посмотрите на свои ладони. На них тоненький рисунок из линий. У каждого человека он свой, неповторимый.
- Природа утверждает, что каждый из вас чудо, которое никогда не повторится. У каждого свой неповторимый характер, свои мысли, чувства, способности. На свете нет двух одинаковых людей.
Нас всех объединяет то, что мы все - люди, что у нас есть одна земля на всех и нам нужно жить так, чтобы сберечь мир, покой, природу, окружающую среду.
- Тема нашей беседы: «Человек среди людей»
- А кто из вас знает, сколько
жителей на нашей планете Земля?
- На нашей планете около 5 миллиардов жителей.
- Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперёд. Техника пришла на службу человечеству. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но, к сожалению, мы всё чаще слышим слова: жертва насилия, беженец, теракт, война…
Очень уместны и точны в этой ситуации слова Бернарда Шоу, выбранные мною эпиграфом к нашему классному часу .
Воспитатель: - послушайте, пожалуйста, китайскую притчу «Ладная семья».
Жила-была на свете семья. Она была не
простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала эта семья
целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли
больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад
царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси,
драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил
проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась:
кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам.
Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к
главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей
семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень
силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумаги и стал
разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были
начертаны на бумаге: любовь, прощение,
терпение.
И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз
терпение.
Почесал владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:
- И все?
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой
хорошей семьи.
И подумав, добавил:
- И мира тоже.
Воспитатель: какие три слова
стали законом в семье, где царили мир и согласие?
Дети: любовь,
терпение, прощение.
Воспитатель: всё то, о чём вы
сейчас говорили, предполагали, можно объединить, назвать одним словом
«толерантность».
Как вы думаете, как давно появилось понятие толерантная личность?
Историческая справка.
На рубеже XVIII–XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор. (Слайд 2) Он отличается тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего, – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчинятся обстоятельствам.
С именем этого человека и связанно понятие “толерантность”.
Дать определение толерантности довольно-таки трудно из-за того, что в разных языках оно трактуется по-разному. И сейчас мы в этом убедимся. Толерантность – способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения. (Испанский)
Толерантность – готовность быть терпимым, снисходительным. (Английский)
Толерантность – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным. (Китайский)
Толерантность – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, терпение. (Арабский)
Толерантность– способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо) (Русский)
Воспитатель: что общего в этих определениях? (Терпимость)
Толерантность – это термин означает терпимость, которую человек выражает по отношению к поведению другого человека, его образу жизни, вере, ценностям, идеям. Толерантность призывает спокойно воспринимать любое действие, несовпадающее с нашими правилами, идеями и верой. Её можно сравнить с милосердием и снисхождением, так как некоторые составляющие этих терминов соприкасаются и имеют одно значение.
Толерантность – это (Слайд )
Что такое толерантность?
Доброта, любовь и смех.
Что такое толерантность?
Счастье, дружба и успех.
Труд и вежливость – в почете!
Умный, честный, чистоплотный,
Ценит дружбу и друзей.
Смелый, ловкий и веселый,
Не обидит малышей.
Аккуратный, чуткий, скромный,
Бережет природу, честь.
Эти качества достойны
Толерантными их счесть
- Как вы понимаете выражение «уметь терпеть, мириться с чужим мнением»? (Выслушивать и уважать мнение других людей.) или «быть толерантным»
-Правильно, быть толерантным - значит признавать, что у каждого человека есть право на собственное мнение.
-Представьте себе такую ситуацию: два друга, Саша и Коля, разговаривая о своих домашних животных, начинают спорить и ругаться, потому что Саше нравятся собаки и он считает их самыми умными созданиями, а Коле нравятся кошки, он считает их лучшими животными в мире. Мальчики поссорились и больше не разговаривают.
- Как вы думаете, из-за чего возник спор? (Из-за непонимания.)
- Кто из мальчиков прав? (Никто.)
- Чему мальчики должны научиться? (Принимать чужое мнение.)
Ребята, все мы разные люди, у нас у всех разные вкусы, привычки, разные таланты. Кто-то любит животных, кому-то нравятся машины, кто-то любит читать, а кто-то отлично играет в футбол, кому-то нравится рисовать, а кому-то - танцевать и т. д. И это не значит, что кто-то из нас хуже или лучше, умнее или глупее. Каждый из нас уникален и неповторим, поэтому мы должны ценить и уважать друг друга, то есть быть толерантными.
Воспитатель: итак, быть толерантным, значит:
Решение проблемных ситуаций.
Воспитатель: подумайте, а все ли мы обладаем
качествами толерантной личности?
Дети: нет,
ссоримся…
Воспитатель: все ли можем
спокойно выслушать друг друга?
Поддержать в трудную минуту?
Из-за чего между вами возникают конфликты со своими друзьями,
братьями или сестрами?
Предлагаю вам ситуацию. Покажите, как можно решить проблему
мирным путем.
- Как поступите в этой ситуации?
- Что можно сделать, чтобы сохранить спокойствие в конфликтной
ситуации?
- Как можно избежать драки?
Дети: обсудить
проблему и разойтись, сменить тему, отложить обсуждение до тех пор, пока оба не
успокоятся.
- Как вы поступите в этой ситуации?
Воспитатель: а я хочу вам предложить памятку,
которая научит вас, как правильно вести себя в конфликтной ситуации.
Памятка.
- Ребята, обижали ли вас когда-нибудь?
-Послушайте сказку
СКАЗКА ОЛЬГИ ДУНЕЦ «МОЛЧАНИЕ И МОЛЧАНИЕ».
Однажды там, где нужно было слово, встретились молчание и молчание. За один шаг до надвигающейся беды узнали друг друга две горькие обиды. Взгляды их выражали одиночество, пустоту, и в них было что-то тоскливое.
Вдруг раздвинулась бездна и за спинами встали твердые скалы. Ужаснулись молчание и молчание. Они увидели конец своей дороги. Немые губы сжались и языки мучительно искали слово.
Их силы были на исходе. И осталось - не вместе жить, а вместе умереть. И потянулись руки навстречу, и слово родилось: «Прости!»
- Какими качествами должен обладать человек, умеющий прощать?
- Умеете ли вы прощать?
- А как вы думаете, прощение – удел слабых или сильных?
Благословенны будьте, травы
И воды в зелени оправ!
Виновных нет: все люди правы,
Но больше всех – простивший прав!
- Когда нам наносят глубокую рану – мы никогда не исцелимся, пока не простим. Прощение никогда не изменит прошлое, но оно освободит будущее, сделает вас счастливыми!
Задание «Собери пословицу».
1. Есть слёзы – ( есть и совесть).
2. Упавшего не считай (за пропавшего).
3. Кайся, да опять (за старое не принимайся).
4. Тому тяжело, (кто помнит зло).
- Любой человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали, и очень часто нам просто необходимо слышать от окружающих людей добрые слова и пожелания. Ведь от этого улучшается настроение и мы готовы делиться радостью и помогать другим.
. Сейчас мы с вами поиграем, улучшим настроение себе и другим.
1. «Аплодисменты»
Попрошу встать тех, кто умеет:
• кататься на роликах;
• вышивать;
• играть в футбол;
• танцевать;
• плавать и т. д.
(Остальные учащиеся аплодируют.)
Игра «Поднимите руку , у кого...».
- Но в чём же мы похожи? Давайте поиграем в такую игру: «Поднимите руку, у кого...»
– русый цвет волос;
– родился зимой;
– в имени есть буква А;
- карие глаза;
– любит мороженое ;
- чья фамилия заканчивается на –ов;
- читал «Приключения Буратино»;
Задание «Толерантная и интолерантная личность».
Распределить в две колонки: I – черты, присущие толерантной личности, II – интолерантной личности.
Черты:
- Каждый из нас совершает в жизни разные поступки. В одних случаях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот…
Ситуация 1.
Во время самоподготовки один из учеников в 7 классе без повода оскорбил одноклассницу и ударил её книгой по голове.
Дайте характеристику ученику, который это сделал.
Он – толерантная личность? Почему? какое из качеств толерантности отсутствует?
Можно ли это исправить? Как? (надо работать над самим собой)
Ситуация 2.
Зимой в один из учебных дней на большой перемене трое учеников 7 класса самовольно без разрешения и без одежды отправились в магазин…
Дайте оценку этой ситуации. Были ли нарушения? Какие?
Как исправить? (ребята дают ответы)
Ситуация 3. Один из учеников ежедневно во внеурочное время грубит старшим (воспитателю, учителю), обзывает и оскорбляет одноклассников и одноклассниц, диктует другим свои условия …
Дайте оценку ученику.
Что делать? Может ли коллектив повлиять на этого одноклассника? Как?
(ребята отвечают)
Вывод: Мы живем не обособленно, не изолированно друг от друга, поэтому можем помочь друг другу стать лучше.
Чаще всего невозможно сделать поведение полностью толерантным, но главное – это стремление сделать его таковым.
Тест «Насколько я толерантен?»
-А сейчас мы с вами проведем тестирование и определим, насколько вы толерантны. Если вы выбираете первый ответ, загибайте палец.
1.Миша плохо одет…
2. Петя питается не так, как ты, по причине своей религии…
3. Цвет кожи у Джо отличается от твоего…
4. Пожилая женщина медленно идет…
5. На твоих глазах на кого – то нападают…
6. К тебе подходит ребенок – инвалид…
Интерпретация результатов:
Загнул 6 пальцев? Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других.
Если от 3 до 5, то ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя все получится.
Меньше трех? Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то сможешь стать по-настоящему счастливым!
Мои пожелания:
-Ребята, поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.
-Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, прощайте.
-Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания.
-Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными.
-Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.
Творческое задание:
-Еще раз напомню, все мы разные, но живем и уживаемся в одном обществе.
-Разберите карточки с символичным изображением людей.
-Обведите по контуру фломастерами каждый своего человечка.
Вырежьте.
-Каждый, отдельно взятый человечек – это личность, а если мы их объединим?
-Пробуем .
-Получилось?
КОЛЛЕКТИВ
-А что объединяет наш коллектив?
учеба, занятие в секциях, в кружках …
Главная цель – получить образование, потом профессию, стать хорошим человеком.
-Чтобы достигнуть цели, что необходимо делать?
- Невозможно нравиться всем, кто тебя окружает, невозможно любить всех, невозможно, чтобы все ребята класса были преданными друзьями. Мы все разные. У нас разное воспитание, образование, интеллект, потребности, характер, темперамент. Но мы живем и трудимся в одном коллективе, а значит должны жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать его таким, какой он есть, т.е. быть толерантными. Класс – это маленькая семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ругани, ни ссор. А радость, удача, доброта, красота, любовь были нашими постоянными спутниками.
На огромной на планете очень разные есть дети:
Тихие и шумные, глупые и умные,
Есть худые,есть толстушки, молчуны и хохотушки.
Кто-то ростом невелик, кто-то слабый ученик.
У одних-большие ушки, у других – кругом веснушки.
Кто-то рыж, а кто-то бел, кто-то в играх неумел.
Ни над кем нельзя смеяться, никого нельзя дразнить.
Нужно очень постараться, словно братьев всех любить.
И тогда на белом свете так чудесно будет жить!
- Разговор о толерантности не закончен, мы часто будем возвращаться к этой проблеме. С вашей помощью я составила правила толерантного поведения. Кто со мной согласен – хлопните в ладоши.
· Уважай собеседника.
· Старайся понять то, о чем говорят другие.
· Отстаивай свое мнение тактично.
· Ищи лучшие аргументы.
· Будь справедливым, готовым признать правоту другого.
· Стремись учитывать интересы других.
Исполнение песни «Мир без войны»
VIII. Рефлексия.
Человек может обойтись без многого – но не без человека! Жизнь на каждом шагу подтверждает эти слова. Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждое твое слово, каждый поступок, желание отражаются на окружающих тебя людях. Проверяй свою жизнь вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все для того, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо.
Иная птица людям доверяет,
И ласточка для птенчиков своих
Вблизи жилья людей гнездо свивает
И, веря людям, не боится их.
Спасибо ласточкам, что с нами дружат.
И к людям обращаюсь я сейчас
И говорю: старайтесь быть не хуже
Того, что птицы думают о нас.
Дорогие ребята! Я надеюсь, что сегодняшний наш разговор поможет каждому из вас взглянуть по-другому на самого себя.
Мне сегодня было очень приятно работать с вами, я предлагаю и вам оценить своё эмоциональное состояние и выбрать картинку, которая отражает ваше настроение в данный момент.
До свидания! Спасибо всем за работу.
Мир без войны
Что-то в мире случилось такое,
Сердце стало у всех ледяное,
О любви и мечте забываем
И все чаще близких теряем
За идею слепую не близкую нам.
Мы не слышим и спорим друг с другом,
Но опомнись и протяни руку.
Ведь не важно какого-то ты цвета,
На каком ты конце планеты,
Ведь для нас для всех Земля одна.
Припев :
Дети всей Земли, если б ваши сны,
Мир наш изменить смогли.
Жили, чтоб не врозь,
Небо чтоб без слез, в мире без войны.
Предательства и вины,
Мы все изменить должны, должны.
Если будем мы в светлое верить,
Станет в мире немножко добрее.
Мы не будем жалеть со слезами,
Будут в доме папы и мамы
И все дети счастливее станут чуть - чуть.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.