Мы стараемся расширить представление детей о значении труда в жизни общества, привить уважение и любовь к труду и людям труда,
показать необходимость труда в жизни человека, убедить учащихся в том, что их главная цель – учеба. Поговорили о разных профессиях, разгадывали кроссворд, отвечали на вопросы и многое другое.
Человек и труд.doc
«Человек и труд»
Цель: расширить представление детей о значении труда в жизни общества.
Задачи:
привить уважение и любовь к труду и людям труда;
показать необходимость труда в жизни человека;
убедить учащихся в том, что их главная цель – учеба.
План.
Проблемная ситуация. «Два плуга».
Интерактивная беседа.
Минилекция «Что труд дает человеку».
Игра «Окончание пословицы».
Игра «Радуга профессий».
Игра «Угадай профессию».
Устные рассказы. «Профессии наших родителей».
Заключительное слово.
Подведение итогов (рефлексия).
Ход
I. Проблемная ситуация. «Два плуга»
Тема нашего классного часа «Человек и труд». И начать наш разговор я хочу
с маленького рассказа К.Д. Ушинского, который называется «Два плуга».
Послушайте, пожалуйста, этот рассказ.
Воспитатель читает рассказ.
Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны
два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел о
работу; а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца.
Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились.
Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был еще лучше, чем в то
время, как он только вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого
дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.
Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? спросил заржавевший
плуг у своего старого знакомца.
От труда, мой милый, отвечал тот. А если ты заржавел и сделался
хуже, чем был, то потому, что все это время ты пролежал на боку, ничего не
делая.
II. Интерактивная беседа
Думаю, все хорошо поняли, какое отношение имеет этот рассказ к теме
нашего классного часа. Почему плуг, который попал к земледельцу, блестел, как
серебро? (Потому что он трудился.)
Что случилось с плугом, который пролежал без дела? (Потемнел и
покрылся ржавчиной.)
Как вы считаете, о ком этот рассказ? Кого подразумевает Ушинский,
говоря о плугах?(Труженика и лентяя.)
Какой вывод можно сделать, прослушав этот рассказ?
Примерные ответы детей:
Труд красит человека, а безделье его уродует.
Только в труде можно проявить все свои самые лучшие качества.
Только в труде человек может раскрыться.
Без труда человек заржавеет и заболеет.
Труд – основа нашей жизни,
Он любой украсит день.
Нет стыднее укоризны,
Что тебе трудиться лень.
По душе, найди работу,
Будь в ней Мастером, твори,
Не стесняйся грязи, пота,
Грубых слов не говори!
Труд любой нам очень важен,
Постарайся все пройти,
И душою будь отважен,
Постигая труд в пути.
III. Минилекция «Что труд дает человеку?»
Издавна люди придавали огромное значение труду. Русская традиция это
благородное отношение к труду.
Труд это источник радости, удовольствия. В трудовом коллективе человек
учится общению с другими людьми, получает, возможно, ощутить силу
коллектива. В труде человек мужает как физически, так и нравственно. От
труда зависит его благополучие. Труд имеет и большое личное значение. Мы
знаем, как счастливы люди, которые многое умеют делать своими руками, и
как несчастны и беспомощны которые ничему не научились.
IV. Игра «Окончание пословицы»
В русском народе детей с самого раннего детства приучали к труду. В
качестве правил трудового поведения выступали пословицы и поговорки.
Знаете ли вы пословицы и поговорки о труде? Сейчас мы это проверим. Я читаю начало пословицы, а вы продолжаете.
Можно отвечать хором.
Читаю пословицы, дети хором отвечают.
Деревья смотри в плодах, … (а людей смотри в делах).
Терпенье и труд... (все перетрут).
Под лежачий камень... (и вода не течет).
Маленькое дело... (лучше большого безделья).
Горька работа, ... (да сладок хлеб).
Не везде сила: где уменье, ... (а где и терпенье).
Не сиди, сложа руки ... (не будет и скуки).
Не спеши языком ... (спеши делом).
Любишь кататься ... (люби и саночки возить).
Делу время, ... (потехе час).
Всякое дело человеком ставится... (и человеком славится).
V. Игра «Радуга профессий»
Незаметно пролетят годы, и вы будете выбирать профессию. Сейчас я
предлагаю вам разгадать кроссворд.
п
л
о
с
е
ж
т
ш
ш
п
у
т
а
р
о
в
а
ч
ч
п
р
о
ф
е
с
с
и
и
о
н
и
е
я
а
т
т
к
в
ы
т
р
п
у
е
а
е
е
о
х
л
р
л
ж
ь
ь
н
1. Скажите, кто так вкусно 2. С огнем бороться мы должны –
Готовит щи капустные, Мы смелые и храбрые,
Пахучие котлеты, Мы очень людям всем нужны.
Салаты, винегреты, Так кто же мы?
Все завтраки, обеды? (Повар)
(Пожарные)
3. Кладет кирпич за кирпичом – 4. Встаем мы рано,
Растет этаж за этажом, Ведь наша забота –
И с каждым часом, с каждым днем Всех отвозить по утрам на
Все выше, выше новый дом. работу. (Шофер)
(Строитель)
5. Кто нас одевает в красивые платья, 6. Мастер, мастер, Кто шьет нам наряды помоги –,
Прохудились сапоги. Забивай покрепче
Чтоб было приятно? гвозди –
(Швея) Мы пойдем сегодня в
гости! (Сапожник)
7. Поет рожок, поет рожок! 8. Мы учим детишек читать и
Мы гоним стадо на лужок. писать,
Природу любить, стариков
Пасем коров мы целый день. уважать, (Учитель)
Лишь станет жарко – гоним в тень.
(Пастух)
9. Кто знает дороги отлично воздушные
И нас перевозит туда, куда нужно?
(Летчик)
Если хочешь строить мост,
Наблюдать движенье звёзд,
Управлять машиной в поле,
Иль ввести машину ввысь,
Хорошо работай в школе
Добросовестно учись.
Кто любит труд,
Тот всегда найдёт
Дело нужное и полезное.
Всегда найдётся дело
Для умных рук,
Если хорошенько посмотреть вокруг.
Телёнка надо напоить
Котёнка надо накормить
И посуду перемыть.
Не трудно, ребята
Вам песенку спеть.
Не трудно, но всётаки надо уменье
За что ни возьмись
Нужно мастером стать
И дело любое умей выполнять.
Всё делать должны сами,
Умелыми руками.
Ничто и никогда Не даётся без труда.
Это самое необходимое искусство, которому научил человека сам Бог.
Это самое нужное искусство, оно необходимо и царю, и вельможе, и
VI. Игра «Угадай профессию».
Много профессий есть в мире, и среди них есть одна самая лучшая и самая
полезная для души человека. Так говорил об этой профессии выдающийся
православный проповедник Иоанн Златоуст. Он называл ее «поистине
праведным искусством».
Попробуйте угадать, что это за искусство. Я дам вам 4 подсказки об этой
профессии.
бедняку, и нам с вами.
а эта профессия питает всех. (Земледелие.)
К сожалению, многие сейчас не хотят заниматься земледелием, считают, что
это не престижная, грязная работа. Даже стыдятся ее. А между тем Л.Н.
Толстой писал, что «стыдиться можно и должно не какойлибо работы, хотя
бы самой нечистой, а только одного: праздной жизни».
Оно не заставляет ни лгать, ни красть, ни обманывать.
Всякое искусство, всякая профессия кормит только самого работника,
VII. Устные рассказы. «Профессии наших родителей».
Многие ребята вы, мечтая о взрослой жизни, ищите для себя какойто идеал
для подражания, выбираете человека, на которого хочется быть вам
похожим. Чаще всего в качестве такого идеала выступают звезды шоу
бизнеса, герои телевизионных тусовок, рекламы. А ведь истинные герои
живут среди нас это ваши родители, бабушки, дедушки. Изо дня в день они
скромно делают свою работу: учат, лечат, строят, перевозят, продают,
убирают, кормят делают все то, без чего мы не можем жить.
Чем занимаются ваши родители на работе?
Кто они по профессии?
Чем привлекает их эта профессия? Слушаем ваши рассказы.
Дети рассказывают о профессиях родителей.
VIII . Конкурс «Аукцион профессий».
Скажите, в какой профессии нельзя обойтись без следующих предметов:
Кисти, краски, мольберт, палитра. (художник)
Парик, костюм, грим, сцена. (актёр)
Молоток, гвозди, рубанок. (столяр)
Овощи, кастрюля, плита. (повар)
Расчёска, ножницы. (парикмахер)
Письма, газеты, телеграммы, сумка. (почтальон) Градусник, шприц, белый халат. (врач)
Ножницы, игла, сантиметровая лента, нитки, ткань. (швея)
Кирпич, мастерок, раствор. (строитель)
Дети читают стихи.
У каждого дела запах особый.
Булочник пахнет тестом и сдобой.
Мимо столярной идешь мастерской –
Стружкою пахнет, и свежей доской.
Пахнет стекольщик оконной замазкой.
Пахнет художник холстами и краской.
Куртка шофёра пахнет бензином.
Блуза рабочего маслом машинным.
Пахнет кондитер орехом мускатным.
Доктор в халате – лекарством приятным.
Рыхлой землею, полем и лугом
Пахнет крестьянин, идущий за плугом.
Рыбой и морем пахнет рыбак.
Только бездельник не пахнет никак.
Сколько ни душится лодырь богатый
Очень неважно он пахнет, ребята!
X. Заключительное слово.
Ребята, каждому из вас хочется совершить чтото хорошее в жизни. Оставить
свой след на земле. Это желание понятное. Но всегда ли вы задумываетесь над
тем, в результате чего можно достигнуть поставленной цели?
Скажите, пожалуйста, будет ли хороший работник из тех, кто сейчас учится
плохо? Именно сейчас вы должны хорошо учиться.
Чем лучше ученик будет учиться, тем лучше он будет работать.
И пусть девизом вашей жизни станут слова:
«Землю солнце красит, а человекатруд».
XI.
Подведение итогов (рефлексия).
Слушайте, смотрите, мотайте на ус
Выбирайте работу по душе на любой вкус!
Да нельзя, конечно, сразу
Стать пилотом и врачом,
Водолазом,
Скалолазом,
Знаменитым скрипачом,
Стать полярником отважным,
К дальним звездам улетать.
Самым лучшим,
Самым нужным,
Самым важным сразу стать. Да, нельзя…
Но можно сразу
И учиться,
И мечтать!
Каждый может выбрать дело,
Чтоб оно в руках кипело.
Мы будем учиться,
Мы будем трудиться,
Чтоб Родина нами
Могла бы гордиться!
Трудитесь! Мир не будет раем для тех, кто хочет жить лентяем.
Беседа «Человек и труд»
Беседа «Человек и труд»
Беседа «Человек и труд»
Беседа «Человек и труд»
Беседа «Человек и труд»
Беседа «Человек и труд»
Беседа «Человек и труд»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.