Беседа по духовно-нравственному воспитанию «Не будь побеждён злом, а побеждай зло ДОБРОМ!»
Оценка 4.6

Беседа по духовно-нравственному воспитанию «Не будь побеждён злом, а побеждай зло ДОБРОМ!»

Оценка 4.6
Мероприятия
docx
воспитательная работа
4 кл
07.01.2017
Беседа по духовно-нравственному воспитанию «Не будь побеждён злом, а побеждай зло ДОБРОМ!»
Данное мероприятие - одно из занятий цикла бесед о нравственности, духовности, человечности в рамках реализации общешкольной программы воспитания и социализации «Планета детства», оно является частью системной работы по духовно-нравственному воспитанию, кроме того, я считаю данное направление особо актуальным в наше сложное время переосмысления идеалов и ценностей. Цель данного мероприятия: Раскрытие значения основных категорий христианской этики «добро», «зло», «совесть». Задачи: 1. Познакомить со значением изучаемых понятий с позиций православия. 2. Создать условия для активизации интеллектуальных действий (анализа, синтеза, обобщения и др.), для развития высших психических функций. 3. Развивать коммуникативные навыки, содействовать духовно-нравственному самовоспитанию. При разработке данного мероприятия учитывалась коррекционная направленность. Коррекционными задачами были: 1. Создать условия для активизации интеллектуальных действий (анализа, синтеза, обобщения и др.), для развития высших психических функций. 2. Развивать коммуникативные навыки, содействовать духовно-нравственному самовоспитанию. Для достижения данных целей использовались специальные коррекционно-развивающие задания и упражнения для высших психических функций. Коррекция и развитие мышления и внимания достигалось посредством применения следующих приемов: Приём «Критическое мышление» - примеры добрых поступков из прочитанных книг - развивалось умение оценивать добрые и злые поступки и строить последовательные умозаключения, игра «Оцени сказочного героя», игра «Хорошо-плохо» - развивалось умение сравнивать, анализировать, делать выводы; Приём «Анализ собственного поведения» - посредством ответов на вопросы развивалось умение анализировать свою деятельность, сравнивать с образцом. Приём «Анализ ситуаций» - обсуждение притчи - развивалось умение сравнивать, анализировать, делать выводы; Сюрпризный момент – развитие внимания и слухового восприятия достигалось посредством прослушивания песен, молитвы, проповеди иеромонаха Никодима. Развитие зрительного восприятия достигалось посредством применения наглядного материала: плакат с названием темы, карточки с объяснением значения незнакомых слов, демонстрация презентации. Содержание занятия направлено на коррекцию и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства). Воспитательное воздействие данного мероприятия состоит в: - обогащении воспитанников духовно-нравственными представлениями и понятиями, связанными с положительными поступками и действиями; - формировании оценочного отношения детей к своему поведению и поведению других людей; - доброжелательной атмосфере во время проведения мероприятия, расширении кругозора, развитии познавательных умений подростков. В соответствии с типом занятия были предусмотрены следующие этапы: I) Организационный этап (5мин) Цель – подготовка воспитанников работе на занятии. Содержание этапа: приветствие, эмоциональный настрой, повторение правил поведения. II. Основная часть (35мин) 1.Сообщение темы занятия: введение в тему, постановка целей, сообщение темы занятия 2.Актуализация ранее полученных и усвоение новых знаний 3.Физминутка 4.Обобщение темы III. Итог занятия: вопросы на понимание изученного материала, оценка работы учащихся, прослушивание песни (10 мин). Избранную мною структуру основных элементов занятия и время, выделенное на каждый из них, считаю верной. Этапы занятия взаимосвязаны, вытекают друг из друга: На занятии использовались различные дидактические методы и приёмы: 1) Объяснительно-иллюстративные методы - объяснения воспитателя, презентация, метод мотивации - повторение правил поведения на занятии, постановка задач, метод убеждения - логическое доказательство понятий, нравственных позиций, оценки происходящего; метод внушения - использование художественных образов, музыки; метод рефлексии - составление памятки поведения; метод стимулирования – поощрение, похвала. Приемы привлечений и сосредоточения внимания детей: сюрпризный момент – прослушивание проповеди иеромонаха Никодима Приёмы обеспечения эмоциональности, интереса детей: «Пожелание», приём «Прослушивание» - прослушивание песен, молитвы; приём «Воспитательная игра» - все игры занятия, Приёмы активации самостоятельного мышления детей: «Критическое мышление» - примеры добрых поступков из прочитанных книг, игра «Оцени сказочного героя», игра «Хорошо-плохо»; Приёмы подачи нового с опорой на имеющиеся у детей знания: приём «Анализ собственного поведения» - ответы на вопросы; приём «Анализ ситуаций» - обсуждение притчи.
Конспект занятия.docx

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию

«Не будь побеждён злом, а побеждай зло ДОБРОМ!»

Цель: Раскрытие значения основных категорий христианской этики «добро»,  «зло», «совесть».

 Задачи:

1.      Познакомить со значением изучаемых понятий с позиций православия.

2.      Создать условия для активизации интеллектуальных действий (анализа, синтеза, обобщения и др.).

3.       Развивать коммуникативные навыки, содействовать духовно-нравственному самовоспитанию.

Дидактические техники:

1)      Методы:  объяснительно-иллюстративные,  стимулирования и мотивации

2)      Приёмы: «Пожелание», воспитательная игра,  «Критическое мышление», «Прослушивание», «Анализ собственного поведения». «Анализ ситуаций»

3)      Формы: фронтальная, индивидуальная

Оборудование и наглядность:

мультимедийное оборудование для демонстрации презентации, аудиоматериал, раздаточный  материал.

Ход занятия

Этапы занятия

 

слайд

Учебная деятельность

I. Организа-

ционный

 момент

1

Добрый вечер!

 Я рада видеть вас,  друзья!

 И пусть в окно уже прохлада  дышит,

 Нам здесь уютно: ведь наша группа

 Друг друга  любит, чувствует и слышит.

Я надеюсь, что радость общения, душевное тепло, понимание будут царить на нашем занятии. Оно  у нас сегодня необычное. На нем присутствуют гости. Усаживайтесь удобнее, давайте покажем, как мы умеем общаться, думать, рассуждать.

 

2

Обратите внимание на экран._______, прочти, пожалуйста.

«В тишине и только в тишине можно думать, говорить и слушать»

Как вы это понимаете?

Правильно, давайте повторим правила поведения на занятии:

1.      Во время занятия нужно вести себя культурно, тихо, слушать внимательно

2.      Отвечать на вопросы только с поднятием руки.

3.     На вопросы  давать полный и ясный ответ

II. Основная часть занятия.

 

I.                    1.Сообщение темы занятия:

 

 

 

Введение в тему

 

 

II.                 

3

(переключить на песню)

А сейчас послушайте песню.

Дети слушают песню и смотрят клип «Доброта»

(переключить на презентацию с текущего слайда)

 

Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

Мы будем говорить о добре

4

Верно, а девизом нашего занятия я взяла слова великого русского писателя Льва Николаевича Толстого.

____________, прочти, пожалуйста.

«Из всех наук, которые человек должен знать, главная наука есть наука о том, как жить, делая как можно больше добра, как можно меньше зла»

Как вы думаете, о чем еще мы будем говорить?

Мы будем говорить о добре и зле.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Постановка целей

 

 

III.             Сообщение темы занятия

5

 

 

 

 

 

 

Правильно, наша беседа будет посвящена проблеме, с которой каждый из нас сталкивается в жизни: жестокость, злоба, обида. Нас обижают – мы обижаем… и круг замыкается.

Но ведь можно нарисовать и другой круг, в котором на добро отвечают добром. Как поступить в том или ином случае, человеку советует его совесть. Я предлагаю обсудить, что же такое «добро», «зло», «совесть».

6

 

 

 

 

Вы сегодня узнаете:

      Что такое добро, добрые дела.

      Что такое зло.

      Почему нужно стремиться к добру и избегать зла.

      Что такое совесть.

      Как относится учение Христа к этим понятиям

7

 

Итак, тема сегодняшнего разговора  «Не будь побеждён злом,  а побеждай зло ДОБРОМ!»

2.Актуализация  ранее полученных и усвоение новых знаний

8

 

 

 

Понятия добра и зла являются основными в этике – науке о нормах поведения. Христианская вера также учит жить по добру и по христианской любви. Для всего этого нужно знать что добро, а что зло, и уметь их различать.

 

9

Итак, что такое добро?

Добро – это всё хорошее, положительное, полезное

Правильно, ДОБРО -  ЭТО СПРАВЕДЛИВОСТЬ,

МИЛОСЕРДИЕ, ЛЮБОВЬ К БЛИЖНЕМУ.

10

 

 

 

 

 

В православии “добро” - это то, что:

- помогает росту души человека;

- помогает другим людям;

- радует Бога.

а что такое душа?

Душа – это мысли и чувства  человека

Душа-это внутренний мир человека: его сознание, чувства. Если мысли и чувства добрые и светлые – душа растет.

11

НО ЧТО ОПРЕДЕЛЯЕТ ЧЕЛОВЕКА КАК ДОБРОГО? (ответы детей)

Верно, мальчики,

·       Добрый человек верит в Бога и живет по его заветам

·       Добрый человек — это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь.

·        Добрый человек любит природу и бережёт её.

·       Добрый человек любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу.

·        Добрый человек старается быть аккуратно одетым, вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми.

12

Вспомните примеры добрых поступков из прочитанных вами книг

(ответы детей)

13

Авторы книг учат нас творить добро. А какие хорошие поступки вы можете совершать каждый день?

Нужно быть вежливым по отношению друг к другу.

Можно дружно играть,  не ссориться.

Мы можем помогать малышам, защищать их.

Хорошим поступком будет уход за растениями

Соблюдать правила поведения – хороший поступок.

14

Будете ли вы ждать награды за свои поступки?

Лучшей наградой будет благодарность – спасибо, например.

15

Библия учит «Не собирайте себе сокровищ на земле, но собирайте себе сокровища на Небе, где ни моль не истребляет  и где воры не крадут».

О каком сокровище здесь говорится?

«Сокровища на Небе» - это добро, которое сделал человек.  Такое сокровище нельзя украсть. У человека могут украсть деньги или телефон. Но сделанное тобою доброе дело навсегда останется твоим.

16

А теперь давайте разберем, что такое зло?

Зло – это все недоброе, плохое.

От зла человеку или животному плохо

 

Зло - ВСЕ, ЧТО ПРОТИВОПОЛОЖНО ДОБРУ, ЕСТЬ ЗЛО. ПОНЯТИЕ ЗЛА ОБЪЕДИНЯЕТ В СЕБЕ ВСЕ ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ.

ЗЛО -  ЭТО ВСЕ ТО, ЧТО ГУБИТ  ДУШУ ЧЕЛОВЕКА

 

Что считается злом.  Назовите примеры

 Драка, оскорбление, преступление, месть

 

17

Правильно, ребята, злом также считаются войны, рабство, насилие, предательство, преступления,  жестокость, обман, эгоизм, хамство, вредные привычки и многое другое.

 

18

А вот как объясняет  понятие зла христианский словарь:

Зло намеренное,  умышленное,  сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий.

В каждом человеке живёт добро и зло, и что победит, зависит от самого человека, от его духовной пищи

- В православии у слова “зло” есть похожее по смыслу слово. Как вы думаете, какое?

Похожее по смыслу слово грех.

Что считается грехом?

 В православии грех – это: злые дела, мысли и чувства

19

Добро обычно представляют светом, светлым, белым.

Зло —  тьмой, тёмным, чёрным.

20

В небольших рассказах Библии, которые называются притчами, говорится о том, что – хорошо, а что - плохо. А теперь прослушайте притчу   о Добре и Зле

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину:

В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух

волков.

21

Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь…Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…

22

Маленький индеец спросил: «А какой волк в конце побеждает?»

23

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».

 

24

Как вы думаете, что имел в виду старый индеец?

Перед каждым поступком человека идет борьба между добром и злом, если человек делает что-то хорошее – побеждает добро, если плохое – побеждает зло 

- Ребята, а  какого волка вы кормите, когда употребляете плохие, матные слова?

Употребляя плохие слова, мы кормим черного волка, т.е. зло

Когда подкармливаете птиц зимой?

Когда подкармливаем птиц зимой мы кормим белого волка, так как делаем доброе дело

25

Да, ребята, еще древние мудрецы говорили, что каждый человек состоит из двух частей:

добра и зла, белого и черного.

26

А верующие люди говорят, что за одним плечом у каждого человека находится ангел-хранитель,  за другим – черт-искуситель, которые и учитывают наши добрые или злые поступки.

27

И вот, если ты сделаешь что-нибудь хорошее, доброе Ангел за правым плечом радуется и улыбается, а лукавый морщится и корчится, словно его поджаривают

Давайте это утверждение разберем на примере: внимательно посмотрите на экран. Как вы думаете Женя делает  хорошее или плохое дело?

Как ведет себя Ангел?

А лукавый?

28

Дима, ответь, пожалуйста, как ведет себя твой Ангел, когда ты куришь?

Мой Ангел огорчается, я думаю, даже плачет.

Почему?

Потому что курением я наношу вред своему здоровью, а это грех, а любой мой грех Ангела огорчает.

Вова, а как ведет себя лукавый, когда ты не работаешь на уроке, отвлекаешь других и обижаешь этим педагога?

Когда я веду себя плохо и обижаю педагога, лукавый радуется

Почему?

Потому что неуважение старщих – это нарушение заповедей Бога, это зло, а любое зло радует лукавого

29

Тебя обидели, ударили, обозвали - такое встречается часто.

Как поступить? Дам сдачи, отомщу

30

Как вы считаете, если вы дали своему обидчику сдачи кулаками или словами, что прибавилось в мире добро или зло?

31

Христос учил: «Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати  к нему и другую. Любите врагов ваших,  благотворите ненавидящим вас»

 Согласны ли Вы с этим?

32

Давайте порассуждаем: чем наполняется наш мир в том случае, если мы не прощаем обидчика?

Наполняется ли мир любовью

Дружбой

Радостью

Спокойствием

Миром

Помощью

Злостью

Ненавистью

Убийствами

Войнами

33

Можно сделать вывод – что, человек, умеющий прощать:

Умеет любить, делать добро

Человек, не умеющий прощать:

Сеет зло, грешит против Бога

34

Да, непросто, быть добрым человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только учителя и воспитатели, но и старые, добрые сказки. Ведь именно в сказках Добро всегда побеждает зло.

Сейчас мы поиграем с вами в игру «Оцени сказочного героя».  Я буду называть сказочного героя, а вы отвечайте, добрый он или злой и почему.

35

Иванушка-дурачок

Иванушка-дурачок, добрый, любит животных, борется со Злом

 

36

Кощей Бессмертный

Кощей Бессмертный, злой, жестокий, убивал людей и все живое

37

Карабас-Барабас

Карабас-Барабас, злой, жадный, издевался над куклами

38

Золушка

Золушка, добрая, трудолюбивая

39

Баба-Яга

Баба-яга, в одних сказках злая – когда ворует и ест детей, в других добрая, когда помогает Ивану-царевичу

40

Красная Шапочка

Красная Шапочка, добрая, несла бабушке гостинец

 

41

Физминутка.

Молодцы, ребята, а сейчас давайте поиграем в игру «Хорошо-плохо» . встаньте, пожалуйста, я буду называть вам поступки, если это– «Хорошо» – хлопаем в ладоши, «плохо» – топаем ногами.

+Здороваться при встрече.

-Толкнуть и не извиниться.

+Помочь поднять упавшую вещь.

+Простить обидчика

- Отомстить за обиду.

+Взять билет в автобусе.

-Не уступить место в транспорте.

-Сидеть в шапке за столом.

-Резать – уродовать стволы деревьев.

+Посадить дерево

+Ухаживать за цветами

- Ломать ветки деревьев и кустов.

-После отдыха в лесу оставить после себя свалку.

+Поздравить  с праздником.

 

42

 

 

 

 

 

 

 

Молодцы, вы правильно называете добрые и плохие дела и поступки. Но иногда мы, к сожалению, не понимаем, что хорошо, а что плохо. Чтобы помочь людям различать добро и зло в  своих поступках и намерениях, существует золотое правило: "И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними".

Как вы это понимаете?

Например, если я люблю подарки, то я и сам должен их дарить

Если мне не нравится, когда меня обижают, я и сам никого обижать

 не должен

Наша вера в Бога похожа на мост над пропастью в горах. Что человек строит на мосту, чтобы не упасть вниз?

Мы строим ограждения.

Так и Бог дал нам внутренний нравственный закон, дал нам

совесть,      чтобы защитить и уберечь нас на жизненном пути.

 

44

 

 

 Каждый человек знаком со своим внутренним голосом, который  то его упрекает, то поощряет и  радует. Этот голос и есть совесть, наш внутренний судья.

45

В Священном Писании совесть ещё называют сердцем.

46

Совесть  наблюдает  и советует, как правильно нам  поступить в том или ином случае.  «Сказать правду или нет? Отомстить или просить одноклассника за клевету?»- думаем мы и даже порой не подозреваем, что Добро и Зло в такие минуты борются между собой.

(переключить на священника)

Давайте с вами послушаем, что про совесть говорит священник Никодим

(переключить на презентацию с текущего слайда)

Что такое совесть по мнению церкви?

Совесть по мнению церкви – это голос Бога в душе человека.

С чем священник сравнивает совесть?

Священник сравнивает совесть со стеклом, если совесть человека чиста как отмытое стекло, то  на душе светло и радостно. И наоборот, если стекло или совесть грязные, то в комнате или душе темно, мрачно, плохо.

Как по мнению священника можно очистить свою совесть?

Совесть можно очистить точно также, как грязную комнату – можно засучить рукава, хорошо потрудиться и вычистить грязь из комнаты, а совесть можно очистить тоже хорошо потрудившись,  получая знания, совершая добрые поступки, исправляя свое поведение,

А можно продолжать жить не о чем и не о ком не думая, утопить свою совесть в водке, наркотиках, будет плохо и тебе и окружающим и душа такого человека со временем погибнет.

47

 

48

Да, ребята, если  человек  не может или не хочет слышать голос своей совести,  то она ослабевает, и человек остаётся безоружным перед Злом. Именно поэтому народная пословица гласит «Не будь побежден злом, а побеждай зло Добром»

49

В борьбе со злом помогают  молитвы. Одним небольшим примером является молитва «Отче наше», которую православные часто читают, в ней есть слова «и избавь меня от лукавого», т.е. от черта, от зла.

50

Звучит молитва

Нужно знать эту молитву наизусть и когда вас мучают сомнения, вам плохо, нужно читать эту молитву и просить  Бога о помощи.

51

Конечно, человек не должен грешить, но всегда ли это получается? Нет, не всегда

А что нужно сделать, если вы провинились перед людьми и Богом? Нужно попросить прощения

Да, нужно покаяться и попросить прощение, но этого мало, нужно исправить свою прошлую ошибку делом. Найти дело, противоположное совершённому греху. Например, если ты

Украл? Нужно извиниться и вернуть.

Солгал? Нужно извиниться и сказать правду.

Пожадничал? Нужно подарить

3.Обобще-ние темы

52

Молодцы. Чтобы не забывать о нашем сегодняшнем разговоре, давайте составим памятки поведения.

Мы с вами знакомы с 10 главными христианскими заповедями. Как вы думаете, стоит их соблюдать?

Да, надо стремиться всегда соблюдать эти заповеди.

Итак, первая памятка:

1.       Всегда и во всем соблюдайте  заповеди Бога

Как вы должны относиться к окружающим людям?

Мы должны быть добрыми, не ссориться, всем помогать.

Мы должны делать все так, чтобы все были довольны, и никто не обижался.

Мы должны делать другим только то, что хотели бы себе

 Вторая памятка:

2.     Не делайте другим того, чего вы не хотели бы для себя.

Как надо относиться к труду и людям труда?

Надо любить трудиться и уважать всех, кто трудиться для нас.

 Третья памятка:

3. Без труда нельзя жить честно.  Любите  труд и уважайте тех, кто трудиться

Как надо относиться к злу?

Мы должны ненавидеть зло и стараться, чтобы его не было

Четвертая памятка:

4. Не совершайте зло, боритесь против зла, обмана, несправедливости.

Как плохие дела влияют на вашу душу?

Плохие дела и злые мысли убивают душу, а хорошие наоборот радуют душу и Бога.

Пятая памятка:

5. Обогрейте прекрасными делами свою душу и Матушку - Землю и Вы увидите Чудеса, сотворенные вашими руками.

III. Итог занятия.

53

Как называлось наше занятие?

«Не будь побеждён злом,  а побеждай зло ДОБРОМ!»

Как вы это понимаете?

В каждом из нас есть добро и зло, как мы поступим в каждом случае, зависит только от нас. Нужно стараться, чтобы побеждало добро, а не зло.

Да, ребята, у каждого человека свой путь к доброте. Она нам не даётся с рождения, не передаётся по наследству. Необходимо стараться упорно, день за днём, воспитывать в себе её – Доброту.

54

Я довольна вашей работой. Сегодня особенно активными были….

Остальные работали немного хуже, но радует то, что вы все были внимательны, старались рассуждать. Я надеюсь, что наше занятие заставит вас задумываться над своими поступками.

 

 

(переключить на песню)

И в заключение послушайте песню «Только добротой сердец»

 

 

 

 


 

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию «Не будь побеждён злом, а побеждай зло

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию «Не будь побеждён злом, а побеждай зло

Введение в тему 3 (переключить на песню)

Введение в тему 3 (переключить на песню)

Добрый человек любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу

Добрый человек любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу

Добрый человек любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу

Добрый человек любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу

Вова, а как ведет себя лукавый, когда ты не работаешь на уроке, отвлекаешь других и обижаешь этим педагога?

Вова, а как ведет себя лукавый, когда ты не работаешь на уроке, отвлекаешь других и обижаешь этим педагога?

Вова, а как ведет себя лукавый, когда ты не работаешь на уроке, отвлекаешь других и обижаешь этим педагога?

Вова, а как ведет себя лукавый, когда ты не работаешь на уроке, отвлекаешь других и обижаешь этим педагога?

Золушка Золушка, добрая, трудолюбивая 39

Золушка Золушка, добрая, трудолюбивая 39

Обобще-ние темы 52

Обобще-ние темы 52
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.01.2017