Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию
«Не будь побеждён злом, а побеждай зло ДОБРОМ!»
Цель: Раскрытие значения основных категорий христианской этики «добро», «зло», «совесть».
Задачи:
1. Познакомить со значением изучаемых понятий с позиций православия.
2. Создать условия для активизации интеллектуальных действий (анализа, синтеза, обобщения и др.).
3. Развивать коммуникативные навыки, содействовать духовно-нравственному самовоспитанию.
Дидактические техники:
1) Методы: объяснительно-иллюстративные, стимулирования и мотивации
2) Приёмы: «Пожелание», воспитательная игра, «Критическое мышление», «Прослушивание», «Анализ собственного поведения». «Анализ ситуаций»
3) Формы: фронтальная, индивидуальная
Оборудование и наглядность:
мультимедийное оборудование для демонстрации презентации, аудиоматериал, раздаточный материал.
Ход занятия
Этапы занятия
|
слайд |
Учебная деятельность |
I. Организа- ционный момент |
|
Добрый вечер! Я рада видеть вас, друзья! И пусть в окно уже прохлада дышит, Нам здесь уютно: ведь наша группа Друг друга любит, чувствует и слышит.
|
|
2 |
Обратите внимание на экран._______, прочти, пожалуйста. «В тишине и только в тишине можно думать, говорить и слушать» Как вы это понимаете?
1. 2. Отвечать на вопросы только с поднятием руки. 3.
|
II. Основная часть занятия.
I. 1.Сообщение темы занятия:
Введение в тему
II. |
3 |
(переключить на песню) А сейчас послушайте песню. Дети слушают песню и смотрят клип «Доброта» (переключить на презентацию с текущего слайда)
Как вы думаете, о чем мы будем говорить?
|
4 |
Верно, а девизом нашего занятия я взяла слова великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. ____________, прочти, пожалуйста. «Из всех наук, которые человек должен знать, главная наука есть наука о том, как жить, делая как можно больше добра, как можно меньше зла» Как вы думаете, о чем еще мы будем говорить?
|
|
Постановка целей
III. Сообщение темы занятия |
5
|
|
6
|
• • • • • |
|
7
|
|
|
2.Актуализация ранее полученных и усвоение новых знаний |
8
|
|
9 |
Итак, что такое добро?
Правильно, ДОБРО - ЭТО СПРАВЕДЛИВОСТЬ,
|
|
10
|
- помогает росту души человека;
а что такое душа? Душа – это мысли и чувства человека
|
|
11 |
НО ЧТО ОПРЕДЕЛЯЕТ ЧЕЛОВЕКА КАК ДОБРОГО? (ответы детей)
·
·
·
·
·
|
|
12 |
Вспомните примеры добрых поступков из прочитанных вами книг
|
|
13 |
Авторы книг учат нас творить добро. А какие хорошие поступки вы можете совершать каждый день? Нужно быть вежливым по отношению друг к другу. Можно дружно играть, не ссориться. Мы можем помогать малышам, защищать их.
Соблюдать правила поведения – хороший поступок. |
|
14 |
Лучшей наградой будет благодарность – спасибо, например. |
|
15 |
О каком сокровище здесь говорится?
|
|
16 |
А теперь давайте разберем, что такое зло? Зло – это все недоброе, плохое.
|
|
|
Зло - ВСЕ, ЧТО ПРОТИВОПОЛОЖНО ДОБРУ, ЕСТЬ ЗЛО. ПОНЯТИЕ ЗЛА ОБЪЕДИНЯЕТ В СЕБЕ ВСЕ ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ.
|
|
|
Что считается злом. Назовите примеры
|
|
|
17 |
|
|
18 |
А вот как объясняет понятие зла христианский словарь: Зло —намеренное, умышленное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий. В каждом человеке живёт добро и зло, и что победит, зависит от самого человека, от его духовной пищи - В православии у слова “зло” есть похожее по смыслу слово. Как вы думаете, какое? Похожее по смыслу слово грех.
В православии грех – это: злые дела, мысли и чувства |
19 |
Добро обычно представляют светом, светлым, белым.
|
|
20 |
В небольших рассказах Библии, которые называются притчами, говорится о том, что – хорошо, а что - плохо. А теперь прослушайте притчу о Добре и Зле Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину: В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух
|
|
21 |
|
|
22 |
|
|
23 |
|
|
|
24 |
Как вы думаете, что имел в виду старый индеец? Перед каждым поступком человека идет борьба между добром и злом, если человек делает что-то хорошее – побеждает добро, если плохое – побеждает зло - Ребята, а какого волка вы кормите, когда употребляете плохие, матные слова? Употребляя плохие слова, мы кормим черного волка, т.е. зло Когда подкармливаете птиц зимой?
|
25 |
Да, ребята, еще древние мудрецы говорили, что каждый человек состоит из двух частей:
|
|
26 |
|
|
27 |
И вот, если ты сделаешь что-нибудь хорошее, доброе Ангел за правым плечом радуется и улыбается, а лукавый морщится и корчится, словно его поджаривают Давайте это утверждение разберем на примере: внимательно посмотрите на экран. Как вы думаете Женя делает хорошее или плохое дело? Как ведет себя Ангел?
|
|
28 |
Дима, ответь, пожалуйста, как ведет себя твой Ангел, когда ты куришь? Мой Ангел огорчается, я думаю, даже плачет. Почему? Потому что курением я наношу вред своему здоровью, а это грех, а любой мой грех Ангела огорчает. Вова, а как ведет себя лукавый, когда ты не работаешь на уроке, отвлекаешь других и обижаешь этим педагога? Когда я веду себя плохо и обижаю педагога, лукавый радуется Почему?
|
|
29 |
Тебя обидели, ударили, обозвали - такое встречается часто.
|
|
30 |
|
|
31 |
Христос учил: «Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую. Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас»
|
|
32 |
Наполняется ли мир любовью
Ненавистью
|
|
33 |
Можно сделать вывод – что, человек, умеющий прощать:
Человек, не умеющий прощать:
|
|
34 |
Да, непросто, быть добрым человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только учителя и воспитатели, но и старые, добрые сказки. Ведь именно в сказках Добро всегда побеждает зло.
|
|
35 |
Иванушка-дурачок, добрый, любит животных, борется со Злом |
|
|
36 |
Кощей Бессмертный, злой, жестокий, убивал людей и все живое |
37 |
Карабас-Барабас, злой, жадный, издевался над куклами |
|
38 |
Золушка, добрая, трудолюбивая |
|
39 |
Баба-Яга
|
|
40 |
Красная Шапочка, добрая, несла бабушке гостинец |
|
|
41 |
Физминутка. Молодцы, ребята, а сейчас давайте поиграем в игру «Хорошо-плохо» . встаньте, пожалуйста, я буду называть вам поступки, если это– «Хорошо» – хлопаем в ладоши, «плохо» – топаем ногами. +Здороваться при встрече. -Толкнуть и не извиниться. +Помочь поднять упавшую вещь. +Простить обидчика - Отомстить за обиду. +Взять билет в автобусе. -Не уступить место в транспорте. -Сидеть в шапке за столом. -Резать – уродовать стволы деревьев. +Посадить дерево +Ухаживать за цветами - Ломать ветки деревьев и кустов. -После отдыха в лесу оставить после себя свалку.
|
42
|
Как вы это понимаете? Например, если я люблю подарки, то я и сам должен их дарить
не должен |
|
Наша вера в Бога похожа на мост над пропастью в горах. Что человек строит на мосту, чтобы не упасть вниз? Мы строим ограждения.
совесть, чтобы защитить и уберечь нас на жизненном пути. |
||
|
44
|
|
45 |
|
|
46 |
|
|
(переключить на священника) Давайте с вами послушаем, что про совесть говорит священник Никодим (переключить на презентацию с текущего слайда) Что такое совесть по мнению церкви? Совесть по мнению церкви – это голос Бога в душе человека. С чем священник сравнивает совесть? Священник сравнивает совесть со стеклом, если совесть человека чиста как отмытое стекло, то на душе светло и радостно. И наоборот, если стекло или совесть грязные, то в комнате или душе темно, мрачно, плохо. Как по мнению священника можно очистить свою совесть? Совесть можно очистить точно также, как грязную комнату – можно засучить рукава, хорошо потрудиться и вычистить грязь из комнаты, а совесть можно очистить тоже хорошо потрудившись, получая знания, совершая добрые поступки, исправляя свое поведение,
|
||
47 |
||
|
48 |
|
49 |
|
|
50 |
Нужно знать эту молитву наизусть и когда вас мучают сомнения, вам плохо, нужно читать эту молитву и просить Бога о помощи. |
|
51 |
Конечно, человек не должен грешить, но всегда ли это получается? Нет, не всегда
Да, нужно покаяться и попросить прощение, но этого мало, нужно исправить свою прошлую ошибку делом. Найти дело, противоположное совершённому греху. Например, если ты Украл? Нужно извиниться и вернуть. Солгал? Нужно извиниться и сказать правду.
|
|
3.Обобще-ние темы |
52 |
Молодцы. Чтобы не забывать о нашем сегодняшнем разговоре, давайте составим памятки поведения. Мы с вами знакомы с 10 главными христианскими заповедями. Как вы думаете, стоит их соблюдать? Да, надо стремиться всегда соблюдать эти заповеди.
1. Всегда и во всем соблюдайте заповеди Бога |
Как вы должны относиться к окружающим людям? Мы должны быть добрыми, не ссориться, всем помогать. Мы должны делать все так, чтобы все были довольны, и никто не обижался. Мы должны делать другим только то, что хотели бы себе
2. Не делайте другим того, чего вы не хотели бы для себя. |
||
Как надо относиться к труду и людям труда? Надо любить трудиться и уважать всех, кто трудиться для нас.
3. Без труда нельзя жить честно. Любите труд и уважайте тех, кто трудиться |
||
Как надо относиться к злу? Мы должны ненавидеть зло и стараться, чтобы его не было
4. Не совершайте зло, боритесь против зла, обмана, несправедливости. |
||
Как плохие дела влияют на вашу душу? Плохие дела и злые мысли убивают душу, а хорошие наоборот радуют душу и Бога.
5. Обогрейте прекрасными делами свою душу и Матушку - Землю и Вы увидите Чудеса, сотворенные вашими руками. |
||
III. Итог занятия. |
53 |
«Не будь побеждён злом, а побеждай зло ДОБРОМ!» Как вы это понимаете? В каждом из нас есть добро и зло, как мы поступим в каждом случае, зависит только от нас. Нужно стараться, чтобы побеждало добро, а не зло.
|
54 |
Я довольна вашей работой. Сегодня особенно активными были…. Остальные работали немного хуже, но радует то, что вы все были внимательны, старались рассуждать. Я надеюсь, что наше занятие заставит вас задумываться над своими поступками. |
|
|
|
(переключить на песню) И в заключение послушайте песню «Только добротой сердец» |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.