Программное содержание: в интересной и содержательной форме продолжать знакомить детей с международными правовыми документами «Конвенция о правах ребенка», «Всеобщая декларация прав человека», с основными правами и свободами, учить применять их в жизни.
Формировать дружеские отношения друг к другу, любовь, уважение к родным и близким, к окружающим детям.
Подвести детей к понимаю того, что в правовых документах записаны не только права детей, но и обязанности правительства, государства.
Закреплять понятия: семья, правовые документы и акты, Декларация, Конвенция.
Интегрируемые области: познавательное, речевое, социально-коммуникативное и физическое развитие.
Предварительная работа: создание фотоальбома «Моя семья», выставка детских рисунков на тему «Дети имеют право», организация вечеров-досугов «Мамины посиделки», «Папины руки не знают скуки», мастер-класс «Вместе с бабушкой» (изготовление кукол-скаток).
Материалы и оборудование: иллюстрации из книги «Ваши права», «Конвенция о правах ребенка в пересказе для тех, ради кого эта Конвенция была задумана», автор Рейнхардт Юнг, Всеобщая декларация прав человека, куклы Саша и Маша, куклы-родители, макеты островов, куклы-скатки.
Беседа «Права и обязанности граждан России»
Программное содержание: в интересной и содержательной форме продолжать
знакомить детей с международными правовыми документами «Конвенция о правах
ребенка», «Всеобщая декларация прав человека», с основными правами и свободами,
учить применять их в жизни.
Формировать дружеские отношения друг к другу, любовь, уважение к родным и
близким, к окружающим детям.
Подвести детей к понимаю того, что в правовых документах записаны не только права
детей, но и обязанности правительства, государства.
Закреплять понятия: семья, правовые документы и акты, Декларация, Конвенция.
Интегрируемые области: познавательное, речевое, социальнокоммуникативное и
физическое развитие.
Предварительная работа: создание фотоальбома «Моя семья», выставка детских
рисунков на тему «Дети имеют право», организация вечеровдосугов «Мамины
посиделки», «Папины руки не знают скуки», мастеркласс «Вместе с бабушкой»
(изготовление куколскаток).
Материалы и оборудование: иллюстрации из книги «Ваши права», «Конвенция о
правах ребенка в пересказе для тех, ради кого эта Конвенция была задумана», автор
Рейнхардт Юнг, Всеобщая декларация прав человека, куклы Саша и Маша, куклы
родители, макеты островов, куклыскатки.
Ход беседы
Воспитатель: подзывает детей к себе. Я хочу рассказать вам одну историю,
послушайте. В одном городе жили дети: брат и сестра. Звали их Саша и Маша. Вместе с
ними жили мама и папа. И вот както раз поплыли они все вместе на пароходе
путешествовать, но наскочили на мель, и произошло кораблекрушение. В результате
родители попали на один остров, а дети на другой. Что же делать? Дети обошли весь
остров, нашли пещеру и решили жить в ней. Вечером они увидели вот что (отразить
ситуацию на макете).
Оказалось, что в пещере живет злой Карабаса Барабас с артистами из кукольного
театра. Маленькие артисты очень боялись Карабаса Барабаса. Весь день они сидели в
чулане под замком, а вечером он заставлял их выступать для жителей острова, а потом
снова запирал в чулан, не разрешая встречаться ни с кем (выставить картинку).
Воспитатель:Дети, как вы думаете, хорошо ли жилось артистам у Карабаса Барабаса?
Ответы детей.
Воспитатель: Дети, мы с вами знакомились с такими важными документами, как:
«Всеобщая декларация прав человека» и «Конвенция о правах ребенка». В них
записаны права детей. Скажите, какие права маленьких артистов нарушал Карабас
Барабас.
Ответы детей.
Воспитатель: В Декларации прав человека в статье №4 записано, что никто не должен
содержаться в подневольном состоянии (показать картинку.)Каждый ребенок на свете
имеет право на счастливое детство. Дети имеют право жить и воспитываться в
семейном окружении, среди тех, кто обеспечит им наилучший уход (статья №8
Конвенции о правах ребенка).А с кем лучше всего живется вам, ребята?Проводится игра «Закончи предложение». (Человеку нужна семья для того,
чтобы…?)
Воспитатель: Обратите внимание на выставку замечательных рисунков, которая
называется «Моя дружная семья».
Кто хочет рассказать о своей семье? Почему здесь присутствует слово дружная? (23
человека рассказывают о своей семье, рассказы прилагаются.)
Давайте вспомним пословицы о семье:
На что и клад, коли в семье лад.
Хороша дочка Аннушка, коли хвалит мать, да бабушка.
Материнский гнев, что весенний снег: и много его выпадет, да скоро растает.
Материнская ласка конца не знает.
Воспитатель: в моей жизни тоже произошел запоминающийся случай. Однажды я была
поражена сочинением своей дочки, которое зачитали нам на родительском собрании в
школе. Дочь рассказывала о том, как однажды я оставила ее дома одну, а сама
задержалась в магазине. Уже стемнело, и Аня стала беспокоиться за маму, т.е. за меня.
Она прислушивалась к каждому шагу, звуку, доносившемуся и коридора. Сидя под
дверью, ей было страшно, и спас ее мамин халатик, с которым она играла,
разговаривала, кружилась по комнате, а потом надела его на себя. Родной запах
обнимал мою дочку со всех сторон, постепенно она успокоилась, а я вскоре вернулась
домой. Сочинение заканчивалось словами: «Я бы никогда больше не хотела
расставаться с мамой». Вот так рассуждала моя дочь в 3м классе школы.
Воспитатель: Я знаю хорошую скороговорку: «Мамы и папы нам без вас, все равно,
что вам без нас!» (Разучивание скороговорки.)
Воспитатель: Обратимся снова к «Конвенции о правах ребенка» (показать), в статье
№31 записано, что каждому ребенку предоставляется право на досуг и отдых, в это
время дети могут заниматься любимым делом, тем, что им больше всего нравится.
А вот Карабас Барабас не разрешал своим бедным маленьким артистам играть,
заниматься любимым делом.
Чем вы, дети, любите заниматься дома, на улице с друзьями? Чем увлекаются ваши
родители? А поможет вам рассказать об этом наш фотоальбом «Моя семья».
Воспитатель обращает внимание на фотографии из альбома, заслушивает рассказы
двухтрех человек о семейных увлечениях.
Воспитатель: Бывают семьи, где много детей – это многодетные семьи (закрепить
понятие), в нашей группе таких семей 5. Это семья Алёны, Юли, Аркадия, еще одной
Юли и Вики. Во всех семьях по трое детей, а у Аркадия – пятеро!
Алёна, расскажи, чем ты любишь заниматься дома? (Алёна рассказывает и показывает
куклускатку, которую сделала вместе с бабушкой.)
Воспитатель: Аркадий вместе с братьями любят играть в игру «Шла деревня за
грибами».
Физкультминутка.
Давайте все вместе поиграем:
За дубами, за лугами
Шла деревня за грибами.
Старушки по волнушки,Старички по сморчки,
Мужики по груздички,
Молодушки по чернушки,
А ребятки по опятки.
Раз, два, три, по грибы иди.
(подобие игры «Ручеек»).
Воспитатель: Дети, из ваших рассказов мы узнали, что все вы живете в семьях с
родителями, братьями, сестрами, бабушками, дедушками. О вас заботятся и любят, у
вас есть красивая одежда, вкусная еда, много игрушек, любимые занятия. В ваших
семьях соблюдаются права детей.
А маленькие артисты на острове были напуганы, потомуто Карабас Барабас обижал
их, дразнил малышей. Но мы с вами знаем: каждый ребенок имеет право на безопасные
условия жизни, право не подвергаться жестокому и небрежному обращению. Это
записано в статье №3 «Всеобщей декларации». (Воспитатель зачитывает и выставляет
картинку.)
Воспитатель: вспомните мультфильмы или сказки, в которых большой и старший
обижал маленького и беззащитного.
Ответы детей: «Три поросенка». «Красная шапочка». «Волк и семеро козлят».
«Смурфики».
«Теремок».
«Приключения Буратино».
«Заюшкина избушка».
«Крошечка Хаврошечка» и др.
Воспитатель: Расскажите, как жилось героям, в перечисленных вами сказках? (Ответ
Воспитатель: Да, очень плохо, когда нарушаются законы и права детей, тогда детям
бывает очень тяжело, страшно и трудно.
Воспитатель: Что же было дальше с Сашей и Машей, и с артистами кукольного
театра? А вот, что.
Мама и папа нашли на острове лодку и переправились на ней на другой остров,
прогнали злого Карабаса Барабаса, освободили артистов, нашли своих детей, и все
благополучно вернулись домой! Саша и Маша живут с мамой и папой, днем ходят в
детский сад, а вечером вместе с родителями играют, лепят, рисуют, и уже забыли
историю про злого Карабаса Барабаса. (Разыграть ситуацию с куклами)
Маленькие артисты учатся в школе, выступают в детском театре, а вечером любят
проводит время вместе со своими родителями.
Воспитатель: Из этой истории можно сделать вывод: государство, правительство и все
взрослые люди должны заботиться о детях, соблюдать их права: право на семью, право
заниматься любимым делом, право на безопасные условия жизни, право на счастливое
детство. Дети должны терпимее относиться друг к другу, ценить и уважать родителей,
чтобы в семьях царили мир, доброта и уют.
Приложение №1 Литература:
1. Дидактическое пособие «Права ребенка».
2. Рейнхардт Юнг. Конвенция о правах ребёнка в пересказе для тех, ради кого эта
Конвенция была задумана. Перевод с немецкого Аскольда Лебедева. – Журнал«Образование» №13 1996.
3. Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г. Ваши права! Книга для учащихся начальных
классов. – Москва: Издательство «ВитаПресс», 1996.
4. Шалаева Г.П. Большая книга поведения для дошколят. – М.: Издательство ЭКСМО
2007г.
5. Адаптированный текст Всеобщей декларации прав человека, принятой в 1948 году.