БЕЗ ПРОШЛОГО НЕТ

  • doc
  • 12.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала БЕЗ ПРОШЛОГО НЕТ.doc

Программа дополнительного образования детей

 

«БЕЗ  ПРОШЛОГО  НЕТ

НАСТОЯЩЕГО  И  БУДУЩЕГО»

 

 

образовательная программа для детей в возрасте от 12-17 лет;

срок обучения 3 года

Пояснительная записка

         В настоящее время краеведение заняло прочное место  в образовании и воспитании школьников.

         История каждого края по-своему уникальна. Выявление особенностей истории, культуры, экономики родного края, определение их взаимосвязей с более глобальными и естественными процессами – задача краеведов.

         Краеведение сегодня - не только эффективный метод обучения истории родного края, но и мощное средство нравственного воспитания. Сюжеты из местной истории не только интересны, занимательны и поучительны, они еще и помогают выявить особенности и специфику русской провинциальной жизни, её взаимосвязь с историей российской.

         Знания учащихся о прошлом родного края – важная составляющая школьного исторического образования. Познание своего края – один из путей воспитания любви к Родине.

Актуальность данной программы обусловлена необходимостью решения проблем, связанных с воспитанием гражданственности, патриотизма, нравственности, духовности как основных качеств личности.

         Краеведение предполагает воспитание патриотов в подрастающем поколении, что является приоритетной задачей образования и воспитания.

         По цели обучения программа познавательная, дающая углубленные знания по истории своего края, села, развивающая интеллектуальные способности, расширяющая кругозор.

        Наряду с важнейшими задачами приобщения учащихся к отечественной истории, духовным ценностям посредством изучения родного края, воспитания гражданских и патриотических чувств, развития творческих способностей, данная программа преследует ещё одну важнейшую цель:

         оказание помощи учащимся в организации краеведческого поиска во всех его формах.

         Работа с архивными документами, с периодической печатью, сбор газетных материалов о людях и событиях родного края, встречи с участниками и очевидцами исторических событий, переписка с земляками, проживающими за пределами села, района, области; овладение методикой краеведческого исследования, в том числе интервьюирование, беседы с местным населением, фотографирование участников событий, других знатных людей края, а также памятников и иных исторических объектов, сбор предметов материальной и духовной культуры – вот то, чем может овладеть каждый школьник.

         Программа по краеведению направлена на решение следующих задач:

-   Познавательные – развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся, приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям.

         Развивающие – развитие личностного самообразования детей, самостоятельности, общения.

         Воспитательные – создание условий для формирования общественной активности, реализация в социуме.

         Обучающие – формирование специальных знаний, умений и навыков, удовлетворение образовательных потребностей.

         Обучение обучающихся осуществляется посредством различных методов, соответствующих содержанию данной программы и стимулирующих познавательную деятельность учащихся. Это методы изложения и объяснения учебного материала (беседа, рассказ, лекция) и  методы самостоятельной работы учащихся (наблюдение, работа с документами, письмами, практическая работа).

         Приемы обучения непосредственно связаны с методами обучения: демонстрация музейных экспонатов, предметов быта, запись воспоминаний, демонстрация мультимедийных презентаций и видеозаписей, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся, углубленному усвоению ими учебного материала.

         Урок, практическая работа, экскурсия,  - основные формы организации учебного процесса.

         Срок реализации программы рассчитан на три года обучения из расчета один час в неделю, возраст детей от 12-17 лет. 

         Изучение программы в основном осуществляется на практических занятиях, закрепление знаний и умений происходит при выполнении самостоятельных практических и исследовательских работ, создании мультимедийных презентаций.

         По уровню освоения программа общеразвивающая, так как направлена на:

-формирование общей культуры школьника, расширение знаний об окружающем мире, о своем прошлом;

-сохранение и приумножение культурных традиций своего народа;

-развитие познавательного интереса.

         По форме организациикомплексная, соединяющая отдельные разделы в единое целое.

         Педагогические технологии ориентированы на сотрудничество с воспитанниками, на создание ситуаций успешности, поддержки, взаимопомощи в преодолении трудностей – то есть на все, что  способствует творческому самовыражению.

         Данная программа предполагает:

Ø воспитывать школьников на традициях нашего народа;

Ø развивать стремление внести свой вклад в решение проблем человечества, в защиту окружающей среды;

Ø вооружить учащихся знаниями о развитии нашего села;

Ø развитие навыков краеведческой работы, умение пользоваться источниками информации: учебниками, атласами, словарями, справочниками, музейным материалом.

         30% учебного времени планируется использовать на практические занятия, экскурсии, поисковую деятельность, выступление лекторских групп, написание исследовательских работ, оформление материала для школьного краеведческого музея.

  В процессе обучения используется:

·        литературный материал;

·        музейный материал;

·        архивные материалы;

·        работа с письмами, документами.

 

Разделы программы:

- Краеведческое исследование.

- Заселение села,  крестьянский быт.

- Культура села.

- История школы.

- Наши знаменитые земляки.

- Медицина села.

- Наш край в годы Великой Отечественной войны.

 

Предполагаемые результаты обучения

 

         Учащиеся должны знать:

o   историю заселения своего села, обычаи наших предков.

o   культурную жизнь села;

o   историю своей школы;

o   кем гордится село;

o   медицинское обслуживание населения;

o   боевой вклад алгасовцев в борьбу с немецко-фашистскими захватчиками (1941-1945 годы);

o   социально-экономическое развитие села на рубеже XX XXI веков.

 

         Уметь:

o   работать с архивными и музейными документами;

o   составлять связанный рассказ по изученным темам;

o   оформлять материал поисковой деятельности;

o   пользоваться справочниками, учебниками, словарями.

 

Результативность программы определяется диагностическими исследованиями, которые проходят в три этапа:

1.     Начальная диагностика проводится в начале первого года обучения. Её результаты позволяют определить уровень развития практических навыков и  использовать личностно-ориентированный подход в процессе учебного занятия.

2.     Контрольная диагностика  проводится в конце первого и второго годов обучения и позволяет проследить динамику развития практического навыка.

3.     Итоговая диагностика проводится в конце третьего года обучения. По её результатам определяется уровень мастерства, которого достигли воспитанники за время обучения.

      

         С целью стимулирования познавательной деятельности детей проводятся конкурсы исследовательских работ, выставки, научно-практические конференции.

         По итогам диагностического исследования, анализа творческой активности  детям выдаются грамоты, дипломы.

Учебно-тематический план.  

Первый год обучения

 

п/п

Наименование раздела и темы программы

Кол-во теоретич.

часов

Кол-во практич.

часов

Всего часов

1.

Введение

1

1

2

1

Знакомство с термином «краеведение». Диагностика ЗУМ

1

-

1

 

Экскурсия в комнату истории села Алгасова

-

1

1

2.

Краеведческое исследование

6

1

7

2.1.

Основные источники изучения истории родного края.

2

-

2

2.2.

Методика краеведческого исследования.

2

-

2

2.3

Русские пословицы и поговорки.

1

-

1

2.4

Охрана исторических памятников.

1

-

1

2.5.

Практическая работа. Работа со словарями, справочниками, документами.

-

1

 

1

3.

История возникновения и формирования села

5

3

 8

3.1

Старинное село на севере Тамбовской области – Алгасово.

3

-

3

3.2

Экскурсия. Знакомство с расположением села.

-

1

1

3.3

Свидетельства старожилов о родословной села, о ярких событиях, о преданиях, местные суеверия.

1

-

1

3.4

Установление Советской власти в селе Алгасове.

1

-

1

3.5

Операция «Поиск». Сбор материалов о прошлом села.

-

1

1

3.6

Практическая работа. Оформление материала по экскурсии.

-

1

1

4.

Крестьянский быт

2

1

3

4.1

Село на рубеже веков XIXXX.

1

-

1

4.2

Памятники архитектуры, культуры.

1

-

1

4.3

Экскурсия. Алгасовская Ильинская церковь.

-

1

1

5.

Почва. Экология села

2

-

2

5.1

Характеристика плодородия почв. Экология села.

1

-

1

5.2

 Знаменитые народные мастера и умельцы.

1

-

1

6.

Культурная жизнь села

5

4

9

6.1

Культурная программа на селе.

4

-

3

6.2

Районная газета «Пламя».

1

-

1

6.3

Экскурсия. Встреча с работниками культуры.

-

1

1

6.4

Практическая работа. Оформление собранного материала.

-

1

1

6.5

Практическая работа. Создание мультимедийной презентации «Культура села Алгасова».

-

2

2

7.

Работа с музейными документами

2

3

5

7.1

Подготовка лекторской группы  с  материалами исследований по истории села Алгасова.

2

-

2

7.2

Практическая работа. Написание заметки в газету «Согласие».

-

1

1

7.3

Подготовка литературно-музыкальной композиции «Алгасово – старинное русское село».

-

1

1

7.4

Выступление перед учащимися школы  с литературно-музыкальной композицией «Алгасово – старинное русское село».

-

1

1

 

Итого:

23

13

36

Содержание программы первого года обучения

(36 ч, 1 ч в неделю)

 

Введение (2 ч)

         Вводное занятие. Диагностика ЗУН. Знакомство с термином «краеведение». Для чего изучают историю своего края.

         Экскурсия в комнату истории села Алгасова.

 

1-й раздел. Краеведческое исследование  (7 ч)

         Основные источники изучения истории родного края. Методика краеведческого исследования.

         Русские пословицы и поговорки. Охрана исторических памятников.

         Практическая работа

         Работа со словарями, справочниками, музейными документами.

        

2-й раздел. История возникновения и формирования села (8 ч)

            Старинное село на севере Тамбовской области – Алгасово.  Происхождение названия села. Заселение края. Условиях жизни крестьян, бежавших от помещечьего гнета. Первопоселенцы: занятия, имена, природные условия, территория. Экономическое развитие села: население, хозяйство.

         Свидетельства старожилов о родословной села, о ярких событиях, о преданиях, местные суеверия.

         Основная, наиболее распространенная фамилия села. Название улиц. 

         Установление Советской власти в селе Алгасове. Коллективизация. Первые колхозы.  Алгасовский район. Почетные граждане села Азарсков И.Д. и Бычков (Лаут) С.В.

         Экскурсия

         Знакомство с расположением села.

         Практические работы

            Операция «Поиск». Сбор материалов о прошлом села. Оформление материала по экскурсии. Рассказ о своей семье, своей родословной.

 

3-й раздел. Крестьянский быт ( 3 ч )

         Село на рубеже веков XIXXX:

- занятия, быт, труд;

- торговля, кустарные промыслы;

- уровень образования;

- уровень культуры.

         Предметы быта. Памятники архитектуры, культуры (церкви, часовни, курганы).

         Экскурсия

         Алгасовская Ильинская церковь.

 

 

4-й раздел. Почва. Экология села ( 2 ч )

         Характеристика плодородия почв. Экология села. Цветоводство, садоводство, рыболовство. Знаменитые народные мастера и умельцы.

 

5-й раздел. Культурная жизнь села ( 9 ч )

         Культурная программа на селе. Рабфаковцы на селе. Открытие нардома. Участники самодеятельности. Д.И.Карельский – руководитель хора.  Политпросветучреждения. Районная библиотека. Активисты сельского дома культуры. Районная газета «Пламя».

         Экскурсия

         Встреча с работниками культуры.

         Практически работы

         Оформление собранного материала.

         Выступление лекторской группы.

         Создание мультимедийной презентации «Культура села Алгасова»

 

6-й раздел.  Работа с музейными документами  ( 5 ч )

         Подготовка лекторской группы  с  материалами исследований по истории села Алгасова.

         Практические работы

         Написание заметки в газету «Согласие». Подготовка литературно-музыкальной композиции «Алгасово – старинное русское село».

         Выступление перед учащимися школы  с литературно-музыкальной композицией «Алгасово – старинное русское село».

          

Учебно-тематический план.  

                                                           Второй год обучения.       

 

п/п

Наименование раздела и темы программы

Кол-во теоретич.

часов

Кол-во практич.

часов

Всего часов

1.

Образование в дореволюционной России. Первая Советская школа 2-й ступени.

5

1

6

1

Алгасовская школа Ведомства Министерства народного просвещения.

1

-

1

 

История Алгасовской  СШ 1918 – 1923 гг.   Первая советская  школа на территории села.

1

-

-

1.3

Первые учителя, учащиеся, директор школы,  их судьбы.

2

-

-

1.4

Создание пионерской, комсомольской организации. Ликвидация неграмотности на селе.

1

-

1

1.5

Практическая работа. Работа с музейными материалами.

-

1

1

2.

Развитие советской школы. 1924 – 1935 гг..

5

1

6

2.1

Алгасовская семилетка.

3

-

3

2.2

Литературные чтения «Родимая сторонка».

1

-

1

2.3

Спортивная и культурно-просветительская работа в школе.

1

-

1

2.4

Практическая работа. Работа с музейными документами.

-

1

1

3.

Школа-десятилетка. 1936-1941 гг.

3

1

4

3.1

Открытие десятилетки в селе.

1

-

1

3.2

Первые выпускники десятилетки.

2

-

2

3.3

Практическая работа. Работа с музейными документами.

-

1

1

4.

Школа в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945 гг.

4

2

6

4.1

Организация учебно-воспитательного процесса. 

1

-

1

4.2

Выпускники школы – участники Великой Отечественной войны.

2

-

2

4.3

Выпускники школы - Герои Советского Союза.

1

-

1

4.4.

Практические работа. Написание исследовательской работы «Педагоги школы - участники Великой Отечественной войны».

-

2

2

5.

Школа во второй половине XX века. 1946- 1986 гг.

3

3

6

5.1

Школа после войны.

3

-

3

5.2

Экскурсия. Встреча с выпускниками школы разных лет. Встреча с учителями – пенсионерами.

-

1

1

5.3

Практическая работа. Создание мультимедийной презентации «Ими гордится школа»

-

2

2

6.

Выпускники школы – выдающиеся деятели науки, культуры, образования, медицины.

5

3

8

6.1

Заслуженные выпускники школы.

4

-

4

6.2

Практическая работа. Знакомство с письмами выпускников школы разных лет.

-

1

1

6.3

Практическая работа. Создание мультимедийной презентации «Заслуженные выпускники школы».

-

1

1

6.4

Литературно-музыкальная композиция «Наша школа – юбиляр» (к 90-летию открытия в селе Советской школы 2–й ступени).

-

1

1

6.5

Заключительное занятие.

1

-

1

 

Итого:

25

11

36

Содержание программы второго года обучения

(36 ч, 1 ч в неделю)

 

1-й раздел. Образование в дореволюционной России. Первая Советская школа 2-й ступени. (6 ч )

         Алгасовская школа Ведомства Министерства народного просвещения.

         История Алгасовской  СШ 1918 – 1923 гг.   Первая советская  школа на территории села.

         Первые учителя, учащиеся, их судьбы. Первый директор школы Конобеевский Н. П., автор первого букваря для взрослых, многих работ по руководству обучением и воспитанием подростков, применению наглядности в обучении. Переписка первого выпускника школы  Васильева с работниками школы в 80-х годах XX века.

         Создание пионерской, комсомольской организации. Участие школы в ликвидации неграмотности на селе.

         Практическая работа

         Работа с музейными материалами.

 

2-й раздел. Развитие советской школы. 1924 – 1935 гг.. (6 ч)

         Алгасовская семилетка. Выпускники Алгасовской семилетки, их судьбы. Переписка с семьями наших земляков.

         Литературные чтения «Родимая сторонка».

         Спортивная и культурно-просветительская работа в школе

         Практическая работа

         Работа с музейными документами.

 

3-й раздел. Школа-десятилетка. 1936- 1941 гг. ( 4 ч )

         Открытие десятилетки в селе. Первые выпускники десятилетки  - 1939 г. Их судьбы. Встреча с выпускниками 1939 г. (в честь 40-летия средней школы) и с выпускниками 1941 г.  Учителя-пенсионеры Алгасовской СШ.

         Практическая работа

         Работа с музейными документами.

 

4-й раздел. Школа в годы Великой Отечественной войны.

1941-1945 гг. ( 6 ч )

         Великая Отечественная война. Организация учебно-воспитательного процесса. Выпускники школы военных лет. Выпускники школы – Герои Советского Союза - Коробов Г.Е., Чинин Н.С., Ермаков АП.И., Ксынкин А.Н..  Работники школы – участники войны.

         Практическая работа

         Написание исследовательской работы «Педагоги школы - участники Великой Отечественной войны».

 

 

 

5-й раздел. Школа во второй половине XX века. 1946- 1986 гг. ( 6 ч )

         Школа после войны. Трудовое обучение.  Выпускники школы, их биографии.

         Выпускники школы – золотые и серебряные медалисты. Биографии учителей. Учителя школы – орденоносцы. Отличники народного просвещения.

         Экскурсия

         Встреча с выпускниками школы разных лет. Встреча с учителями – пенсионерами.

         Практическая работа

         Создание мультимедийной презентации «Ими гордится школа»

 

6-й раздел. Выпускники школы – выдающиеся деятели науки, культуры, образования, медицины. ( 8 ч )

         Заслуженные выпускники школы – художники, писатели, врачи, лесоводы, геологи,  кандидаты наук, профессора, лауреаты различных премий.

         Открытие мемориальной доски заслуженным выпускникам на здании школы.

         Литературно-музыкальная композиция. «Наша школа – юбиляр» (90 лет)

         Практические работы

         Знакомство с письмами выпускников школы разных лет.

         Создание мультимедийной презентации «Заслуженные выпускники школы»

         Литературно-музыкальная композиция «Наша школа – юбиляр»  (к 90-летию открытия в селе Советской школы 2–й ступени).

            .          

Учебно-тематический план. 

Третий  год обучения.

п/п

Наименование раздела и темы программы

Кол-во теоретич.

часов

Кол-во практич.

часов

Всего часов

1.

Народная медицина

6

4

10

 

Дореволюционное лечение населения.

1

-

1

 

История открытия Алгасовской участковой  больницы.

1

-

1

1.3

Медицина в 30-40-е годы. Алгасовский райздравотдел.

2

-

2

1.4

Медицина в годы Великой Отечественной войны.

1

-

1

1.5

Медицина в 50-60-е годы и  во второй половине XX века.

1

-

1

1.6

Экскурсия. Встреча с медицинскими работниками. Сбор краеведческого материала.

-

2

2

1.7

Практическая работа. Работа с музейными документами. Оформление собранного краеведческого материала.

-

1

1

1.8

Выступление лекторской группы

-

1

1

2.

Село в годы войны

5

3

8

2.1

Начало войны. Мобилизация.

1

-

1

2.2

Алгасовцы на фронтах войны.

1

-

1

2.3

Помощь селян фронту.

1

-

1

2.4

Участие комсомольцев в войне.

1

-

1

2.5

Женщины на фронте и в тылу.

1

-

1

2.6

Экскурсия к памятнику, обелиску «Мы память павших чтим».

-

1

1

2.7

Практическая работа. Уточнение списков живых фронтовиков.

-

1

1

2.8

Практическая работа. Написание статьи в газету «Согласие» «Алгасовские комсомолки на фронтах Великой Отечественной войны».

-

1

1

3.

Герои Советского Союза

4

2

6

3.1

Герой Советского Союза Коробов Г.Е.

1

-

1

3.2

Герой Советского Союза  Ксынкин А.Н.

1

-

1

3.3

Герой Советского Союза Чинин Н.С.

1

-

1

3.4

Герой Советского Союза Ермаков А.И.

1

-

1

3.5

Практическая работа. Создание мультимедийной презентации «Слава Героям!»

-

2

2

4.

Участники Великой Отечественной войны

8

4

12

4.1

Участники Великой Отечественной войны.

7

-

5

4.2

Интеллектуальная игра «Умники и умницы».

1

-

1

4.3

Литературно-музыкальная композиция «Поклонимся великим тем годам».

-

1

1

4.4

Практическая работа. Написание рукописной книги об участниках войны. Написание статьи в районную газету «Согласие» «Мой дед- участник Великой Отечественной войны».

-

1

1

4.5

Экскурсия. Встреча с участниками Великой Отечественной войны

-

1

1

4.6

Практическая работа. Уход за памятником, обелиском. Возложение цветов к обелиску, памятнику.

-

1

1

 

Итого:

23

13

36

Содержание программы третьего года обучения

 (36 ч, 1 ч в неделю)

Не сотрутся из памяти даты,

Хоть все дальше и дальше война.

Сколько вас не вернулось, солдаты!

Память сердца хранит имена.

 

1 раздел. Народная медицина (10 ч )

         Дореволюционное лечение населения. Алгасовский медпункт.  Аптека в селе.

         История открытия Алгасовской участковой  больницы. Медицина в 30-40-е годы. В.Г.Мельников – известный хирург

         Алгасовский райздравотдел.. Медицина в годы Великой Отечественной войны.

         Медицина в 50-60-е годы. Медицина   во второй половине XX века.

         Экскурсия

         Встреча с медицинскими работниками.

         Практические работы

         Работа с музейными документами. Сбор краеведческого материала. Оформление собранного краеведческого материала. Выступление лекторской группы.

        

2-й раздел. Село в годы войны (8 ч )

         Начало войны. Мобилизация воинов. Алгасовцы на фронтах войны. Помощь селян фронту. Участие комсомольцев в войне. Женщины на фронте и в тылу.

         Экскурсия к памятнику, обелиску

         Мы память павших чтим.

         Практические работы

         Уточнение списков живых фронтовиков.

         Написание статьи в газету «Согласие»: «Алгасовские комсомолки на фронтах Великой Отечественной войны».

 

3-й раздел. Герои Советского Союза (6 ч )

         Герои Советского Союза – выпускники Алгасовской средней школы: Коробов Г.Е., Ксынкин А.Н., Чинин Н.С., Ермаков А.И.

         Практическая работа

         Создание мультимедийной презентации «Слава Героям!»

 

4-й раздел. Участники Великой Отечественной войны (12 ч )

         Участники Великой Отечественной войны. Воины – орденоносцы. Алгасовские гвардейцы.  Мой дед–участник войны.

         Встреча с ветеранами. Ветераны – почетные гости.

         Интеллектуальная игра «Умники и умницы». Литературно-музыкальная композиция «Поклонимся великим тем годам».

         Экскурсия. Встреча с участниками Великой Отечественной войны. Практические работы

 

         Работа с документами.  Уход за памятником, обелиском. Возложение цветов к обелиску, памятнику. Написание рукописной книги об участниках войны. Написание статьи в районную газету «Согласие» «Мой дед- участник Великой Отечественной войны».

         Оформление собранного материала.

        

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНЕИ ПРОГРАММЫ

«БЕЗ ПРОШЛОГО НЕТ

НАСТОЯЩЕГО И БУДУЩЕГО»

Направления   работы:

1.     Исследовательская  работа:

     а) отбор и обработка собранного материала;

     б) составление литературной композиции;

     в) написание исследовательской работы в форме рефератов, докладов;

     г) участие в конкурсах исследовательских работ на уровне района,       области.

2.     Просветительская деятельность:

     а) проведение встреч, праздников, экскурсий и т.д. по содержанию составленных литературных композиций;

     б) участие в областных, районных конкурсах сочинений, проектов,   краеведческих чтениях,  презентациях школьных музеев и т.п.;

     в) сотрудничество с районной газетой «Согласие».

3. Оформительская работа:

     а) составление альбомов, докладов – отчетов, рефератов, папок;

     б) оформление выставок, стенгазет, альбомов-раскладушек;

     в) оформление витрин, экспозиций для школьного музея;

     г) создание мультимедийных презентаций.

4. Изучение опыта работы по краеведению:

     а) посещение областных конференций;

     б) посещение комнат, музеев, выставок

     в) знакомство с новейшими методическими рекомендациями по поисково-краеведческой работе;

     г) переписка.

 

В школе имеется соответствующая материально-техническая база:

- компьютер, видеокамера,  фотоаппарат;

- методическая и учебная литература;

- альбомы, ватманы, гуашь, фломастеры, клей, бумага.

         В комнате истории села Алгасова при МОУ Алгасовская СОШ накоплен богатейший краеведческий материал по истории родного края. Большой фактический материал о  событиях, происходивших в нашем селе, содержится в анкетах, предложенных сельчанам учащимися Алгасовской СОШ на встречах с ними.          Учащимися школы написаны рукописные книги, сочинения, рефераты, исследовательские работы по краеведению по различным разделам музея.

         Имеются музейные документы, архивные материалы, переписка с выпускниками школы разных лет, личные вещи известных земляков-односельчан, предметы быта 19-20 веков. Большое число фотоматериалов оформлено в альбомы и  тематические папки.

 

 

9. Обозначьте цифрами, о каком Герое Советского Союза идет речь в тексте:

 

 

 

1.Ермаков                              2.Коробов                  3.Ксынкин                 4. Чинин

   Афанасий                              Григорий                   Алексей                      Николай

   Иванович                              Ефимович                 Николаевич                Степанович

 

4  

 
 


            С 28 сентября по 6 октября 1943 года под огнем противника он на лодке сделал 18 рейсов через Днепр севернее Киева и перевез более 200 солдат и офицеров. Удостоен звания Героя Советского Союза за форсирование Днепра.

   2

 
 


         

13 сентября 1944 года Президиум Верховного совета присвоил всем 11 воинам высшую степень отличия – звание Героя Советского Союза за взятие Днестра, Золотая Звезда, орден Ленина, орден Славы III за взятие в плен пулеметчика (он находился на чердаке 2-х этажного дома, уничтожал наших солдат), медаль «За отвагу» – за разведку украсили грудь ___________?

 

3

 
 


         В ночь с 28 на 29 сентября 1943 года с однополчанами  он форсировал Днепр, в бою заменил погибшего командира. Сам был дважды ранен, однако поле боя не покинул, воины удержали рубеж до подхода подкреплений.

 

1

 
        

         Он уничтожил 300 немцев и победил. А в следующем бою пулемётчик расстрелял целый эскадрон румынской кавалерии.

         С орденом Ленина и Золотой звездой на груди принимал участие в Сталинградской битве, был ранен, освобождал Ростов-на-Дону, прошёл с боями через всю Украину, форсировал Днепр и закончил войну в Германии.

 

 

Тест 5.

1.Перечислите известные вам методы краеведческого исследования.

Работа с архивными документами, с периодической печатью, сбор газетных материалов о людях и событиях родного края, встречи с участниками и очевидцами исторических событий, интервьюирование, беседы с местным населением, фотографирование участников событий, других знатных людей края, а также памятников и иных исторических объектов.

 

2.Назовите предметы, уже чтимые вашей семьей как реликвии, как память о важнейших событиях и предках (реликвии могут храниться как несколько поколений, так и быть «реликвиями первого поколения»).

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3.Для чего необходимо изучать историю своего села, района, области, нашего Отечества?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________