Программа дополнительного образования детей
«БЕЗ ПРОШЛОГО НЕТ
НАСТОЯЩЕГО И БУДУЩЕГО»
образовательная программа для детей в возрасте от 12-17 лет;
срок обучения 3 года
Пояснительная записка
В настоящее время краеведение заняло прочное место в образовании и воспитании школьников.
История каждого края по-своему уникальна. Выявление особенностей истории, культуры, экономики родного края, определение их взаимосвязей с более глобальными и естественными процессами – задача краеведов.
Краеведение сегодня - не только эффективный метод обучения истории родного края, но и мощное средство нравственного воспитания. Сюжеты из местной истории не только интересны, занимательны и поучительны, они еще и помогают выявить особенности и специфику русской провинциальной жизни, её взаимосвязь с историей российской.
Знания учащихся о прошлом родного края – важная составляющая школьного исторического образования. Познание своего края – один из путей воспитания любви к Родине.
Актуальность данной программы обусловлена необходимостью решения проблем, связанных с воспитанием гражданственности, патриотизма, нравственности, духовности как основных качеств личности.
Краеведение предполагает воспитание патриотов в подрастающем поколении, что является приоритетной задачей образования и воспитания.
По цели обучения программа познавательная, дающая углубленные знания по истории своего края, села, развивающая интеллектуальные способности, расширяющая кругозор.
Наряду с важнейшими задачами приобщения учащихся к отечественной истории, духовным ценностям посредством изучения родного края, воспитания гражданских и патриотических чувств, развития творческих способностей, данная программа преследует ещё одну важнейшую цель:
– оказание помощи учащимся в организации краеведческого поиска во всех его формах.
Работа с архивными документами, с периодической печатью, сбор газетных материалов о людях и событиях родного края, встречи с участниками и очевидцами исторических событий, переписка с земляками, проживающими за пределами села, района, области; овладение методикой краеведческого исследования, в том числе интервьюирование, беседы с местным населением, фотографирование участников событий, других знатных людей края, а также памятников и иных исторических объектов, сбор предметов материальной и духовной культуры – вот то, чем может овладеть каждый школьник.
Программа по краеведению направлена на решение следующих задач:
- Познавательные – развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся, приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям.
Развивающие – развитие личностного самообразования детей, самостоятельности, общения.
Воспитательные – создание условий для формирования общественной активности, реализация в социуме.
Обучающие – формирование специальных знаний, умений и навыков, удовлетворение образовательных потребностей.
Обучение обучающихся осуществляется посредством различных методов, соответствующих содержанию данной программы и стимулирующих познавательную деятельность учащихся. Это методы изложения и объяснения учебного материала (беседа, рассказ, лекция) и методы самостоятельной работы учащихся (наблюдение, работа с документами, письмами, практическая работа).
Приемы обучения непосредственно связаны с методами обучения: демонстрация музейных экспонатов, предметов быта, запись воспоминаний, демонстрация мультимедийных презентаций и видеозаписей, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся, углубленному усвоению ими учебного материала.
Урок, практическая работа, экскурсия, - основные формы организации учебного процесса.
Срок реализации программы рассчитан на три года обучения из расчета один час в неделю, возраст детей от 12-17 лет.
Изучение программы в основном осуществляется на практических занятиях, закрепление знаний и умений происходит при выполнении самостоятельных практических и исследовательских работ, создании мультимедийных презентаций.
По уровню освоения программа общеразвивающая, так как направлена на:
-формирование общей культуры школьника, расширение знаний об окружающем мире, о своем прошлом;
-сохранение и приумножение культурных традиций своего народа;
-развитие познавательного интереса.
По форме организации – комплексная, соединяющая отдельные разделы в единое целое.
Педагогические технологии ориентированы на сотрудничество с воспитанниками, на создание ситуаций успешности, поддержки, взаимопомощи в преодолении трудностей – то есть на все, что способствует творческому самовыражению.
Данная программа предполагает:
Ø воспитывать школьников на традициях нашего народа;
Ø развивать стремление внести свой вклад в решение проблем человечества, в защиту окружающей среды;
Ø вооружить учащихся знаниями о развитии нашего села;
Ø развитие навыков краеведческой работы, умение пользоваться источниками информации: учебниками, атласами, словарями, справочниками, музейным материалом.
30% учебного времени планируется использовать на практические занятия, экскурсии, поисковую деятельность, выступление лекторских групп, написание исследовательских работ, оформление материала для школьного краеведческого музея.
В процессе обучения используется:
· литературный материал;
· музейный материал;
· архивные материалы;
· работа с письмами, документами.
Разделы программы:
- Краеведческое исследование.
- Заселение села, крестьянский быт.
- Культура села.
- История школы.
- Наши знаменитые земляки.
- Медицина села.
- Наш край в годы Великой Отечественной войны.
Предполагаемые результаты обучения
Учащиеся должны знать:
o историю заселения своего села, обычаи наших предков.
o культурную жизнь села;
o историю своей школы;
o кем гордится село;
o медицинское обслуживание населения;
o боевой вклад алгасовцев в борьбу с немецко-фашистскими захватчиками (1941-1945 годы);
o социально-экономическое развитие села на рубеже XX – XXI веков.
Уметь:
o работать с архивными и музейными документами;
o составлять связанный рассказ по изученным темам;
o оформлять материал поисковой деятельности;
o пользоваться справочниками, учебниками, словарями.
Результативность программы определяется диагностическими исследованиями, которые проходят в три этапа:
1. Начальная диагностика проводится в начале первого года обучения. Её результаты позволяют определить уровень развития практических навыков и использовать личностно-ориентированный подход в процессе учебного занятия.
2. Контрольная диагностика проводится в конце первого и второго годов обучения и позволяет проследить динамику развития практического навыка.
3. Итоговая диагностика проводится в конце третьего года обучения. По её результатам определяется уровень мастерства, которого достигли воспитанники за время обучения.
С целью стимулирования познавательной деятельности детей проводятся конкурсы исследовательских работ, выставки, научно-практические конференции.
По итогам диагностического исследования, анализа творческой активности детям выдаются грамоты, дипломы.
Учебно-тематический план.
Первый год обучения
№ п/п |
Наименование раздела и темы программы |
Кол-во теоретич. часов |
Кол-во практич. часов |
Всего часов |
1. |
Введение |
1 |
1 |
2 |
1 |
Знакомство с термином «краеведение». Диагностика ЗУМ |
1 |
- |
1 |
|
Экскурсия в комнату истории села Алгасова |
- |
1 |
1 |
2. |
Краеведческое исследование |
6 |
1 |
7 |
2.1. |
Основные источники изучения истории родного края. |
2 |
- |
2 |
2.2. |
Методика краеведческого исследования. |
2 |
- |
2 |
2.3 |
Русские пословицы и поговорки. |
1 |
- |
1 |
2.4 |
Охрана исторических памятников. |
1 |
- |
1 |
2.5. |
Практическая работа. Работа со словарями, справочниками, документами. |
- |
1
|
1 |
3. |
История возникновения и формирования села |
5 |
3 |
8 |
3.1 |
Старинное село на севере Тамбовской области – Алгасово. |
3 |
- |
3 |
3.2 |
Экскурсия. Знакомство с расположением села. |
- |
1 |
1 |
3.3 |
Свидетельства старожилов о родословной села, о ярких событиях, о преданиях, местные суеверия. |
1 |
- |
1 |
3.4 |
Установление Советской власти в селе Алгасове. |
1 |
- |
1 |
3.5 |
Операция «Поиск». Сбор материалов о прошлом села. |
- |
1 |
1 |
3.6 |
Практическая работа. Оформление материала по экскурсии. |
- |
1 |
1 |
4. |
Крестьянский быт |
2 |
1 |
3 |
4.1 |
Село на рубеже веков XIX – XX. |
1 |
- |
1 |
4.2 |
Памятники архитектуры, культуры. |
1 |
- |
1 |
4.3 |
Экскурсия. Алгасовская Ильинская церковь. |
- |
1 |
1 |
5. |
Почва. Экология села |
2 |
- |
2 |
5.1 |
Характеристика плодородия почв. Экология села. |
1 |
- |
1 |
5.2 |
Знаменитые народные мастера и умельцы. |
1 |
- |
1 |
6. |
Культурная жизнь села |
5 |
4 |
9 |
6.1 |
Культурная программа на селе. |
4 |
- |
3 |
6.2 |
Районная газета «Пламя». |
1 |
- |
1 |
6.3 |
Экскурсия. Встреча с работниками культуры. |
- |
1 |
1 |
6.4 |
Практическая работа. Оформление собранного материала. |
- |
1 |
1 |
6.5 |
Практическая работа. Создание мультимедийной презентации «Культура села Алгасова». |
- |
2 |
2 |
7. |
Работа с музейными документами |
2 |
3 |
5 |
7.1 |
Подготовка лекторской группы с материалами исследований по истории села Алгасова. |
2 |
- |
2 |
7.2 |
Практическая работа. Написание заметки в газету «Согласие». |
- |
1 |
1 |
7.3 |
Подготовка литературно-музыкальной композиции «Алгасово – старинное русское село». |
- |
1 |
1 |
7.4 |
Выступление перед учащимися школы с литературно-музыкальной композицией «Алгасово – старинное русское село». |
- |
1 |
1 |
|
Итого: |
23 |
13 |
36 |
Содержание программы первого года обучения
(36 ч, 1 ч в неделю)
Введение (2 ч)
Вводное занятие. Диагностика ЗУН. Знакомство с термином «краеведение». Для чего изучают историю своего края.
Экскурсия в комнату истории села Алгасова.
1-й раздел. Краеведческое исследование (7 ч)
Основные источники изучения истории родного края. Методика краеведческого исследования.
Русские пословицы и поговорки. Охрана исторических памятников.
Практическая работа
Работа со словарями, справочниками, музейными документами.
2-й раздел. История возникновения и формирования села (8 ч)
Старинное село на севере Тамбовской области – Алгасово. Происхождение названия села. Заселение края. Условиях жизни крестьян, бежавших от помещечьего гнета. Первопоселенцы: занятия, имена, природные условия, территория. Экономическое развитие села: население, хозяйство.
Свидетельства старожилов о родословной села, о ярких событиях, о преданиях, местные суеверия.
Основная, наиболее распространенная фамилия села. Название улиц.
Установление Советской власти в селе Алгасове. Коллективизация. Первые колхозы. Алгасовский район. Почетные граждане села Азарсков И.Д. и Бычков (Лаут) С.В.
Экскурсия
Знакомство с расположением села.
Практические работы
Операция «Поиск». Сбор материалов о прошлом села. Оформление материала по экскурсии. Рассказ о своей семье, своей родословной.
3-й раздел. Крестьянский быт ( 3 ч )
Село на рубеже веков XIX – XX:
- занятия, быт, труд;
- торговля, кустарные промыслы;
- уровень образования;
- уровень культуры.
Предметы быта. Памятники архитектуры, культуры (церкви, часовни, курганы).
Экскурсия
Алгасовская Ильинская церковь.
4-й раздел. Почва. Экология села ( 2 ч )
Характеристика плодородия почв. Экология села. Цветоводство, садоводство, рыболовство. Знаменитые народные мастера и умельцы.
5-й раздел. Культурная жизнь села ( 9 ч )
Культурная программа на селе. Рабфаковцы на селе. Открытие нардома. Участники самодеятельности. Д.И.Карельский – руководитель хора. Политпросветучреждения. Районная библиотека. Активисты сельского дома культуры. Районная газета «Пламя».
Экскурсия
Встреча с работниками культуры.
Практически работы
Оформление собранного материала.
Выступление лекторской группы.
Создание мультимедийной презентации «Культура села Алгасова»
6-й раздел. Работа с музейными документами ( 5 ч )
Подготовка лекторской группы с материалами исследований по истории села Алгасова.
Практические работы
Написание заметки в газету «Согласие». Подготовка литературно-музыкальной композиции «Алгасово – старинное русское село».
Выступление перед учащимися школы с литературно-музыкальной композицией «Алгасово – старинное русское село».
Учебно-тематический план.
Второй год обучения.
№ п/п |
Наименование раздела и темы программы |
Кол-во теоретич. часов |
Кол-во практич. часов |
Всего часов |
1. |
Образование в дореволюционной России. Первая Советская школа 2-й ступени. |
5 |
1 |
6 |
1 |
Алгасовская школа Ведомства Министерства народного просвещения. |
1 |
- |
1 |
|
История Алгасовской СШ 1918 – 1923 гг. Первая советская школа на территории села. |
1 |
- |
- |
1.3 |
Первые учителя, учащиеся, директор школы, их судьбы. |
2 |
- |
- |
1.4 |
Создание пионерской, комсомольской организации. Ликвидация неграмотности на селе. |
1 |
- |
1 |
1.5 |
Практическая работа. Работа с музейными материалами. |
- |
1 |
1 |
2. |
Развитие советской школы. 1924 – 1935 гг.. |
5 |
1 |
6 |
2.1 |
Алгасовская семилетка. |
3 |
- |
3 |
2.2 |
Литературные чтения «Родимая сторонка». |
1 |
- |
1 |
2.3 |
Спортивная и культурно-просветительская работа в школе. |
1 |
- |
1 |
2.4 |
Практическая работа. Работа с музейными документами. |
- |
1 |
1 |
3. |
Школа-десятилетка. 1936-1941 гг. |
3 |
1 |
4 |
3.1 |
Открытие десятилетки в селе. |
1 |
- |
1 |
3.2 |
Первые выпускники десятилетки. |
2 |
- |
2 |
3.3 |
Практическая работа. Работа с музейными документами. |
- |
1 |
1 |
4. |
Школа в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945 гг. |
4 |
2 |
6 |
4.1 |
Организация учебно-воспитательного процесса. |
1 |
- |
1 |
4.2 |
Выпускники школы – участники Великой Отечественной войны. |
2 |
- |
2 |
4.3 |
Выпускники школы - Герои Советского Союза. |
1 |
- |
1 |
4.4. |
Практические работа. Написание исследовательской работы «Педагоги школы - участники Великой Отечественной войны». |
- |
2 |
2 |
5. |
Школа во второй половине XX века. 1946- 1986 гг. |
3 |
3 |
6 |
5.1 |
Школа после войны. |
3 |
- |
3 |
5.2 |
Экскурсия. Встреча с выпускниками школы разных лет. Встреча с учителями – пенсионерами. |
- |
1 |
1 |
5.3 |
Практическая работа. Создание мультимедийной презентации «Ими гордится школа» |
- |
2 |
2 |
6. |
Выпускники школы – выдающиеся деятели науки, культуры, образования, медицины. |
5 |
3 |
8 |
6.1 |
Заслуженные выпускники школы. |
4 |
- |
4 |
6.2 |
Практическая работа. Знакомство с письмами выпускников школы разных лет. |
- |
1 |
1 |
6.3 |
Практическая работа. Создание мультимедийной презентации «Заслуженные выпускники школы». |
- |
1 |
1 |
6.4 |
Литературно-музыкальная композиция «Наша школа – юбиляр» (к 90-летию открытия в селе Советской школы 2–й ступени). |
- |
1 |
1 |
6.5 |
Заключительное занятие. |
1 |
- |
1 |
|
Итого: |
25 |
11 |
36 |
Содержание программы второго года обучения
(36 ч, 1 ч в неделю)
1-й раздел. Образование в дореволюционной России. Первая Советская школа 2-й ступени. (6 ч )
Алгасовская школа Ведомства Министерства народного просвещения.
История Алгасовской СШ 1918 – 1923 гг. Первая советская школа на территории села.
Первые учителя, учащиеся, их судьбы. Первый директор школы Конобеевский Н. П., автор первого букваря для взрослых, многих работ по руководству обучением и воспитанием подростков, применению наглядности в обучении. Переписка первого выпускника школы Васильева с работниками школы в 80-х годах XX века.
Создание пионерской, комсомольской организации. Участие школы в ликвидации неграмотности на селе.
Практическая работа
Работа с музейными материалами.
2-й раздел. Развитие советской школы. 1924 – 1935 гг.. (6 ч)
Алгасовская семилетка. Выпускники Алгасовской семилетки, их судьбы. Переписка с семьями наших земляков.
Литературные чтения «Родимая сторонка».
Спортивная и культурно-просветительская работа в школе
Практическая работа
Работа с музейными документами.
3-й раздел. Школа-десятилетка. 1936- 1941 гг. ( 4 ч )
Открытие десятилетки в селе. Первые выпускники десятилетки - 1939 г. Их судьбы. Встреча с выпускниками 1939 г. (в честь 40-летия средней школы) и с выпускниками 1941 г. Учителя-пенсионеры Алгасовской СШ.
Практическая работа
Работа с музейными документами.
4-й раздел. Школа в годы Великой Отечественной войны.
1941-1945 гг. ( 6 ч )
Великая Отечественная война. Организация учебно-воспитательного процесса. Выпускники школы военных лет. Выпускники школы – Герои Советского Союза - Коробов Г.Е., Чинин Н.С., Ермаков АП.И., Ксынкин А.Н.. Работники школы – участники войны.
Практическая работа
Написание исследовательской работы «Педагоги школы - участники Великой Отечественной войны».
5-й раздел. Школа во второй половине XX века. 1946- 1986 гг. ( 6 ч )
Школа после войны. Трудовое обучение. Выпускники школы, их биографии.
Выпускники школы – золотые и серебряные медалисты. Биографии учителей. Учителя школы – орденоносцы. Отличники народного просвещения.
Экскурсия
Встреча с выпускниками школы разных лет. Встреча с учителями – пенсионерами.
Практическая работа
Создание мультимедийной презентации «Ими гордится школа»
6-й раздел. Выпускники школы – выдающиеся деятели науки, культуры, образования, медицины. ( 8 ч )
Заслуженные выпускники школы – художники, писатели, врачи, лесоводы, геологи, кандидаты наук, профессора, лауреаты различных премий.
Открытие мемориальной доски заслуженным выпускникам на здании школы.
Литературно-музыкальная композиция. «Наша школа – юбиляр» (90 лет)
Практические работы
Знакомство с письмами выпускников школы разных лет.
Создание мультимедийной презентации «Заслуженные выпускники школы»
Литературно-музыкальная композиция «Наша школа – юбиляр» (к 90-летию открытия в селе Советской школы 2–й ступени).
.
Учебно-тематический план.
Третий год обучения.
№ п/п |
Наименование раздела и темы программы |
Кол-во теоретич. часов |
Кол-во практич. часов |
Всего часов |
1. |
Народная медицина |
6 |
4 |
10 |
|
Дореволюционное лечение населения. |
1 |
- |
1 |
|
История открытия Алгасовской участковой больницы. |
1 |
- |
1 |
1.3 |
Медицина в 30-40-е годы. Алгасовский райздравотдел. |
2 |
- |
2 |
1.4 |
Медицина в годы Великой Отечественной войны. |
1 |
- |
1 |
1.5 |
Медицина в 50-60-е годы и во второй половине XX века. |
1 |
- |
1 |
1.6 |
Экскурсия. Встреча с медицинскими работниками. Сбор краеведческого материала. |
- |
2 |
2 |
1.7 |
Практическая работа. Работа с музейными документами. Оформление собранного краеведческого материала. |
- |
1 |
1 |
1.8 |
Выступление лекторской группы |
- |
1 |
1 |
2. |
Село в годы войны |
5 |
3 |
8 |
2.1 |
Начало войны. Мобилизация. |
1 |
- |
1 |
2.2 |
Алгасовцы на фронтах войны. |
1 |
- |
1 |
2.3 |
Помощь селян фронту. |
1 |
- |
1 |
2.4 |
Участие комсомольцев в войне. |
1 |
- |
1 |
2.5 |
Женщины на фронте и в тылу. |
1 |
- |
1 |
2.6 |
Экскурсия к памятнику, обелиску «Мы память павших чтим». |
- |
1 |
1 |
2.7 |
Практическая работа. Уточнение списков живых фронтовиков. |
- |
1 |
1 |
2.8 |
Практическая работа. Написание статьи в газету «Согласие» «Алгасовские комсомолки на фронтах Великой Отечественной войны». |
- |
1 |
1 |
3. |
Герои Советского Союза |
4 |
2 |
6 |
3.1 |
Герой Советского Союза Коробов Г.Е. |
1 |
- |
1 |
3.2 |
Герой Советского Союза Ксынкин А.Н. |
1 |
- |
1 |
3.3 |
Герой Советского Союза Чинин Н.С. |
1 |
- |
1 |
3.4 |
Герой Советского Союза Ермаков А.И. |
1 |
- |
1 |
3.5 |
Практическая работа. Создание мультимедийной презентации «Слава Героям!» |
- |
2 |
2 |
4. |
Участники Великой Отечественной войны |
8 |
4 |
12 |
4.1 |
Участники Великой Отечественной войны. |
7 |
- |
5 |
4.2 |
Интеллектуальная игра «Умники и умницы». |
1 |
- |
1 |
4.3 |
Литературно-музыкальная композиция «Поклонимся великим тем годам». |
- |
1 |
1 |
4.4 |
Практическая работа. Написание рукописной книги об участниках войны. Написание статьи в районную газету «Согласие» «Мой дед- участник Великой Отечественной войны». |
- |
1 |
1 |
4.5 |
Экскурсия. Встреча с участниками Великой Отечественной войны |
- |
1 |
1 |
4.6 |
Практическая работа. Уход за памятником, обелиском. Возложение цветов к обелиску, памятнику. |
- |
1 |
1 |
|
Итого: |
23 |
13 |
36 |
Содержание программы третьего года обучения
(36 ч, 1 ч в неделю)
Не сотрутся из памяти даты,
Хоть все дальше и дальше война.
Сколько вас не вернулось, солдаты!
Память сердца хранит имена.
1 раздел. Народная медицина (10 ч )
Дореволюционное лечение населения. Алгасовский медпункт. Аптека в селе.
История открытия Алгасовской участковой больницы. Медицина в 30-40-е годы. В.Г.Мельников – известный хирург
Алгасовский райздравотдел.. Медицина в годы Великой Отечественной войны.
Медицина в 50-60-е годы. Медицина во второй половине XX века.
Экскурсия
Встреча с медицинскими работниками.
Практические работы
Работа с музейными документами. Сбор краеведческого материала. Оформление собранного краеведческого материала. Выступление лекторской группы.
2-й раздел. Село в годы войны (8 ч )
Начало войны. Мобилизация воинов. Алгасовцы на фронтах войны. Помощь селян фронту. Участие комсомольцев в войне. Женщины на фронте и в тылу.
Экскурсия к памятнику, обелиску
Мы память павших чтим.
Практические работы
Уточнение списков живых фронтовиков.
Написание статьи в газету «Согласие»: «Алгасовские комсомолки на фронтах Великой Отечественной войны».
3-й раздел. Герои Советского Союза (6 ч )
Герои Советского Союза – выпускники Алгасовской средней школы: Коробов Г.Е., Ксынкин А.Н., Чинин Н.С., Ермаков А.И.
Практическая работа
Создание мультимедийной презентации «Слава Героям!»
4-й раздел. Участники Великой Отечественной войны (12 ч )
Участники Великой Отечественной войны. Воины – орденоносцы. Алгасовские гвардейцы. Мой дед–участник войны.
Встреча с ветеранами. Ветераны – почетные гости.
Интеллектуальная игра «Умники и умницы». Литературно-музыкальная композиция «Поклонимся великим тем годам».
Экскурсия. Встреча с участниками Великой Отечественной войны. Практические работы
Работа с документами. Уход за памятником, обелиском. Возложение цветов к обелиску, памятнику. Написание рукописной книги об участниках войны. Написание статьи в районную газету «Согласие» «Мой дед- участник Великой Отечественной войны».
Оформление собранного материала.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНЕИ ПРОГРАММЫ
«БЕЗ ПРОШЛОГО НЕТ
НАСТОЯЩЕГО И БУДУЩЕГО»
Направления работы:
1. Исследовательская работа:
а) отбор и обработка собранного материала;
б) составление литературной композиции;
в) написание исследовательской работы в форме рефератов, докладов;
г) участие в конкурсах исследовательских работ на уровне района, области.
2. Просветительская деятельность:
а) проведение встреч, праздников, экскурсий и т.д. по содержанию составленных литературных композиций;
б) участие в областных, районных конкурсах сочинений, проектов, краеведческих чтениях, презентациях школьных музеев и т.п.;
в) сотрудничество с районной газетой «Согласие».
3. Оформительская работа:
а) составление альбомов, докладов – отчетов, рефератов, папок;
б) оформление выставок, стенгазет, альбомов-раскладушек;
в) оформление витрин, экспозиций для школьного музея;
г) создание мультимедийных презентаций.
4. Изучение опыта работы по краеведению:
а) посещение областных конференций;
б) посещение комнат, музеев, выставок
в) знакомство с новейшими методическими рекомендациями по поисково-краеведческой работе;
г) переписка.
В школе имеется соответствующая материально-техническая база:
- компьютер, видеокамера, фотоаппарат;
- методическая и учебная литература;
- альбомы, ватманы, гуашь, фломастеры, клей, бумага.
В комнате истории села Алгасова при МОУ Алгасовская СОШ накоплен богатейший краеведческий материал по истории родного края. Большой фактический материал о событиях, происходивших в нашем селе, содержится в анкетах, предложенных сельчанам учащимися Алгасовской СОШ на встречах с ними. Учащимися школы написаны рукописные книги, сочинения, рефераты, исследовательские работы по краеведению по различным разделам музея.
Имеются музейные документы, архивные материалы, переписка с выпускниками школы разных лет, личные вещи известных земляков-односельчан, предметы быта 19-20 веков. Большое число фотоматериалов оформлено в альбомы и тематические папки.
9. Обозначьте цифрами, о каком Герое Советского Союза идет речь в тексте:
1.Ермаков 2.Коробов 3.Ксынкин 4. Чинин
Афанасий Григорий Алексей Николай
Иванович Ефимович Николаевич Степанович
4
С 28 сентября по 6 октября 1943 года под огнем противника он на лодке сделал 18 рейсов через Днепр севернее Киева и перевез более 200 солдат и офицеров. Удостоен звания Героя Советского Союза за форсирование Днепра.
2
13 сентября 1944 года Президиум Верховного совета присвоил всем 11 воинам высшую степень отличия – звание Героя Советского Союза за взятие Днестра, Золотая Звезда, орден Ленина, орден Славы III за взятие в плен пулеметчика (он находился на чердаке 2-х этажного дома, уничтожал наших солдат), медаль «За отвагу» – за разведку украсили грудь ___________?
3
В ночь с 28 на 29 сентября 1943 года с однополчанами он форсировал Днепр, в бою заменил погибшего командира. Сам был дважды ранен, однако поле боя не покинул, воины удержали рубеж до подхода подкреплений.
1
Он уничтожил 300 немцев и победил. А в следующем бою пулемётчик расстрелял целый эскадрон румынской кавалерии.
С орденом Ленина и Золотой звездой на груди принимал участие в Сталинградской битве, был ранен, освобождал Ростов-на-Дону, прошёл с боями через всю Украину, форсировал Днепр и закончил войну в Германии.
Тест 5.
1.Перечислите известные вам методы краеведческого исследования.
Работа с архивными документами, с периодической печатью, сбор газетных материалов о людях и событиях родного края, встречи с участниками и очевидцами исторических событий, интервьюирование, беседы с местным населением, фотографирование участников событий, других знатных людей края, а также памятников и иных исторических объектов.
2.Назовите предметы, уже чтимые вашей семьей как реликвии, как память о важнейших событиях и предках (реликвии могут храниться как несколько поколений, так и быть «реликвиями первого поколения»).
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Для чего необходимо изучать историю своего села, района, области, нашего Отечества?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.