«Безопасная среда. Профилактика буллинга, моббинга среди детей и подростков».
Оценка 4.8

«Безопасная среда. Профилактика буллинга, моббинга среди детей и подростков».

Оценка 4.8
Семинары
pptx
детская психология
Все классы
22.03.2024
«Безопасная среда. Профилактика буллинга, моббинга среди детей и подростков».
Многочисленные исследования показывают, что более напористые мальчики имеют больше друзей и пользуются большим успехом у девочек в установлении дружеских отношений. В тех школьных классах, где существует жесткая структура иерархии класса, ребенок вынужден играть отведенную ему роль жертвы на протяжении всей школьной жизни. Если же класс слабо структурирован, ребенок может от этой роли освободиться. Буллинг существует не только среди детей, но и в отношениях между учителями и учащимися. Некоторые учителя, злоупотребляя властью, оскорбляют, унижают и даже бьют своих учеников, а другие преподаватели могут подвергаться буллингу со стороны учащихся. О классе, в котором происходит травля, нельзя говорить, как о коллективе. Объединение произошло не благодаря взаимной симпатии или общим интересам, а по необходимости - детям просто некуда деться. В такой группе нет динамики, отношения не развиваются, а застывают, приняв уродливую форму. Тем более велика вероятность, что, если уйдет тот, кого травят, в классе появится новый изгой, так как это единственно возможный способ построения взаимоотношений, усвоенный ребятами. Важно отметить, что сама ситуация травли приводит к искажению формирования личности детей. Именно достойное положение в группе сверстников, дающее ребенку и подростку моральное удовлетворение, – основное условие для нормального психического развития.
на семинар.pptx

Безопасная среда. Профилактика буллинга, моббинга среди детей и подростков»

Безопасная среда. Профилактика буллинга, моббинга среди детей и подростков»

«Безопасная среда. Профилактика буллинга, моббинга среди детей и подростков».

Педагог – психолог МКУ «Центр ППМС помощи»
Обухова М.А.

Почему кто-то может подвергнуться травле?

Почему кто-то может подвергнуться травле?

Почему кто-то может подвергнуться травле?

В тех классах, где существует жесткая структура иерархии, ребенок вынужден играть отведенную ему роль жертвы на протяжении всей школьной жизни

В тех классах, где существует жесткая структура иерархии, ребенок вынужден играть отведенную ему роль жертвы на протяжении всей школьной жизни

В тех классах, где существует жесткая структура иерархии, ребенок вынужден играть отведенную ему роль жертвы на протяжении всей школьной жизни.

Некоторые учителя, злоупотребляя властью, оскорбляют и унижают своих учеников или наоборот некоторые преподаватели могут подвергаться буллингу со стороны учащихся.

Буллинг существует не только среди детей, но и в отношениях между учителями и учащимися.

Если же класс слабо структурирован, ребенок может от этой роли освободиться.

Объединение класса не по общим интересам, а по необходимости - детям просто некуда деться.

достойное положение в группе сверстников, дающее ребенку и подростку моральное удовлетворение, – основное условие для нормального психического развития

ТРАВЛЯ – ЧТО ЭТО? Травля (буллинг, моббинг, хейзинг) – агрессия одних детей против других, при этом жертва сильно задета происходящим и не имеет возможности защитить…

ТРАВЛЯ – ЧТО ЭТО? Травля (буллинг, моббинг, хейзинг) – агрессия одних детей против других, при этом жертва сильно задета происходящим и не имеет возможности защитить…

ТРАВЛЯ – ЧТО ЭТО?

Травля
(буллинг, моббинг, хейзинг)
агрессия одних детей против других, при этом жертва сильно задета происходящим и не имеет возможности защитить себя в актуальной ситуации.

Буллер (от анг.  Bully) - хулиган,  драчун,  задира,  грубиян, насильник.

ПРИЗНАКИ ТРАВЛИ систематичность (повторяемость); неравенство сил неадекватно высокая чувствительность жертвы

ПРИЗНАКИ ТРАВЛИ систематичность (повторяемость); неравенство сил неадекватно высокая чувствительность жертвы

ПРИЗНАКИ ТРАВЛИ

систематичность (повторяемость);
неравенство сил
неадекватно высокая чувствительность жертвы.

Травля разнообразна, это не только физическая агрессия, скорее и чаще – психологическая.

Виды травли Психологический Физический

Виды травли Психологический Физический

Виды травли

Психологический

Физический

Виды травли Кибербуллинг Экономический

Виды травли Кибербуллинг Экономический

Виды травли

Кибербуллинг

Экономический

И сочетания разных видов.

РАСПРОСТРАНЕННЫЕ МИФЫ О ТРАВЛЕ (С

РАСПРОСТРАНЕННЫЕ МИФЫ О ТРАВЛЕ (С

РАСПРОСТРАНЕННЫЕ МИФЫ О ТРАВЛЕ (С.В. КРИВЦОВОЙ)

Насилия не так уж много. (в нашей школе его вообще нет!) 2

Насилия не так уж много. (в нашей школе его вообще нет!) 2

1. Насилия не так уж много. (в нашей школе его вообще нет!)
2. Насилие в школе в таких масштабах появилось только в последние годы (проблемы насилия в школе были и будут во все времена, в частности потому, что школа собирает незрелых еще личностей – детей и подростков).

Травля характерна для подростковой среды, в начальной школе этого феномена нет

Травля характерна для подростковой среды, в начальной школе этого феномена нет

3. Травля характерна для подростковой среды, в начальной школе этого феномена нет.
(В любой школе, в любом классе и у любого учителя, особенно у хорошего (потому что дети его меньше боятся) могут обнаружиться факты травли, провокаций, физического или эмоционального давления как среди сверстников, так и в отношениях ученика с учителем).

В последние годы появились факторы, способствующие росту проявлений насилия:
многонациональность,
инклюзия,
демонстрация насилия в СМИ,
новые возможности (мобильный телефон, соцсети) и т.п.

Вызывать беспокойство должны только случаи физического насилия

Вызывать беспокойство должны только случаи физического насилия

4.Вызывать беспокойство должны только случаи физического насилия.
По статистике дети гораздо реже чувствуют себя «затравленными» из-за физических воздействий, чаще – из-за других видов агрессии: словесной травли (оскорбления, злые шутки, провокации, обзывания, т.д.), бойкота.
Причиной суицидов часто является изоляция со стороны референтной группы или бойкот.

Агрессорами становятся «несчастные» дети, с низкой самооценкой, те, кто не умеет по-другому контактировать со сверстниками

Агрессорами становятся «несчастные» дети, с низкой самооценкой, те, кто не умеет по-другому контактировать со сверстниками

5.Агрессорами становятся «несчастные» дети, с низкой самооценкой, те, кто не умеет по-другому контактировать со сверстниками.
Статистика показывает, что самооценка агрессоров высока, их поведение вызвано не эмоциями, которые они не могут контролировать, а холодным расчетом. Они прекрасно умеют вести себя корректно, но не делают этого, если чувствуют отсутствие угрозы наказания.

6. Жертвами травли становятся дети, которые «сами
виноваты» в том, что не могут выстроить отношения со
сверстниками.

ЖЕРТВОЙ ТРАВЛИ МОЖЕТ СТАТЬ ЛЮБОЙ УЧЕНИК.

Роли в процессе травли • Жертва •

Роли в процессе травли • Жертва •

Роли в процессе травли

• Жертва • Агрессор
• Наблюдатель (свидетель) • Защитник

От участия в процессе травли страдают ВСЕ: не только жертва.

Основными действующими лицами являются агрессор и жертва буллинг осуществляется преднамеренно , и направлен на нанесение физических и душевных страданий другому человеку буллинг – это групповой…

Основными действующими лицами являются агрессор и жертва буллинг осуществляется преднамеренно , и направлен на нанесение физических и душевных страданий другому человеку буллинг – это групповой…

Основными действующими лицами являются
агрессор и жертва

буллинг осуществляется преднамеренно, и направлен на нанесение физических и душевных страданий другому человеку

буллинг – это групповой процесс, затрагивающий не только обидчика и пострадавшего, но и свидетелей насилия, весь класс (группу), где оно происходит;

буллинг никогда не прекращается сам по себе: всегда требуется защита и помощь пострадавшим, инициаторам буллинга (обидчикам) и свидетелям.

УЧАСТНИКИ СИТУАЦИИ ТРАВЛИ Мы все либо агрессоры, либо жертвы, либо наблюдатели

УЧАСТНИКИ СИТУАЦИИ ТРАВЛИ Мы все либо агрессоры, либо жертвы, либо наблюдатели

УЧАСТНИКИ СИТУАЦИИ ТРАВЛИ

Мы все либо агрессоры, либо жертвы, либо наблюдатели

БУЛЛЕРЫ (БУЛЛИ)

ЖЕРТВА

ПОСЛЕДОВАТЕЛИ

ОДОБРЯЮЩИЕ

ПАССИВНЫЕ ОДОБРЯЮЩИЕ

РАВНОДУШНЫЕ СВИДЕТЕЛИ

ЗАЩИТНИКИ

ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ЗАЩИТНИКИ

ЖЕРТВЫ ШКОЛЬНОГО БУЛЛИНГА: физические недостатки, наличие болезни, особенности поведения и внешности («не такой как все»), плохие социальные навыки или отсутствие опыта жизни в коллективе, низкий…

ЖЕРТВЫ ШКОЛЬНОГО БУЛЛИНГА: физические недостатки, наличие болезни, особенности поведения и внешности («не такой как все»), плохие социальные навыки или отсутствие опыта жизни в коллективе, низкий…

ЖЕРТВЫ ШКОЛЬНОГО БУЛЛИНГА: 

физические недостатки,
наличие болезни, 
особенности поведения и внешности («не такой как все»),
плохие социальные навыки или отсутствие опыта жизни в коллективе, 
низкий интеллект и трудности в обучении 
не уверенные в себе
эмоционально реагирующие на провокации
тревожные дети
дети, вызывающие неприязнь взрослых и т. д.

жертвой буллинга может стать каждый ребёнок!

Специалиста должно насторожить, если дети: притворяются больными, чтобы избежать похода в школу; боятся одни идти в школу и домой, просят проводить их на уроки, часто…

Специалиста должно насторожить, если дети: притворяются больными, чтобы избежать похода в школу; боятся одни идти в школу и домой, просят проводить их на уроки, часто…

Специалиста должно насторожить, если дети:

притворяются больными, чтобы избежать похода в школу;
боятся одни идти в школу и домой, просят проводить их на уроки, часто опаздывают;
меняется поведение и характер ребенка;
явные симптомы страха, заключающиеся
в нарушениях сна и аппетита, ночном крике,
энурезе, заикании и нервном тике, нелюдимости
и скрытности;
частые просьбы дать денег, воровство;
снижение качества учебы, потеря интереса к любимым занятиям;
постоянные ссадины, синяки и другие травмы;
молчаливость, нежелание идти на разговор;
суицидальные намерения и как крайняя степень – суицид.

Последствия для жертвы буллинга: низкая успеваемость нежелание ходить в школу, невротические и даже психические расстройства

Последствия для жертвы буллинга: низкая успеваемость нежелание ходить в школу, невротические и даже психические расстройства

Последствия для жертвы буллинга:

низкая успеваемость
нежелание ходить в школу,
невротические и даже психические расстройства.
подозрительность, неверие в добрые намерения других людей
у ребенка-жертвы могут возникнуть проблемы во взаимодействии с окружающими, причем эти трудности могут проявиться и в юности, и в молодости, и даже в зрелом возрасте.

Самое страшное, что регулярные издевательства способны спровоцировать попытку самоубийства или покушение
на кого-то из преследователей.

ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ БУЛЛЕРА И НАБЛЮДАТЕЛЕЙ

ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ БУЛЛЕРА И НАБЛЮДАТЕЛЕЙ

ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ БУЛЛЕРА И НАБЛЮДАТЕЛЕЙ

Большинство обидчиков часто не достигают высокой степени реализации своих способностей, так как привыкают самоутверждаться за счет других, а не в результате собственных усилий.

Агрессоров же развращает безнаказанность, они
усваивают, что подобными методами можно
управлять окружающими.

Даже психика сторонних наблюдателей
подвергается изменению – у них может
развиваться позиция невмешательства и
игнорирования чужого страдания.


Не менее вредна ситуация травли для наблюдателей. Они рискуют так и остаться безвольными пешками в руках более сильных и предприимчивых. А решение, принятое под влиянием большинства, вопреки голосу совести, и постоянный страх оказаться на месте жертвы способствуют снижению самооценки, потере уважения к себе.


Если вы узнали о жертве травли

Если вы узнали о жертве травли

Если вы узнали о жертве травли. Что делать?

Скажите ребёнку: Я тебе верю (это поможет ребёнку понять, что Вы в состоянии помочь ему с его проблемой).
Мне жаль, что с тобой это случилось (это поможет ребёнку понять, что Вы пытаетесь понять его чувства).
Это не твоя вина (дайте понять ребёнку, что он не одинок в подобной ситуации: многие его сверстники сталкиваются с разными вариантами запугивания или агрессии в тот или иной момент взросления).
Хорошо, что ты мне об этом сказал (это поможет ребёнку понять, что он правильно сделал, обратившись за помощью и поддержкой).
Ты важен для меня и я постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность (это поможет ребёнку с надеждой посмотреть в будущее и ощутить защиту)

Если ребёнок подтвердил Вам в разговоре, что он - жертва буллинга вы можете сделать следующие:

Очень важно защитить ученика, ставшего «жертвой» и перестать скрывать буллинг

Очень важно защитить ученика, ставшего «жертвой» и перестать скрывать буллинг

Очень важно защитить ученика, ставшего «жертвой»
и перестать скрывать буллинг.
Провести доверительную беседу с ребенком, которого
обидели, попытаться понять его, поддержать,
помочь устранить негативные эмоции (чувство страха,
обиды, вины).
Разговор с классом. Обсудить с ребятами в классе случай буллинга. Такой разговор сделает ситуацию явной для всех, поможет разрешить конфликт и разногласия, вместе обсудить имеющиеся правила против буллинга или выработать новые. При этом активно привлекаются к беседе и обсуждению те школьники, которые ведут себя позитивно.
Проинформировать педагогический коллектив о случае буллинга и взять ситуацию под контроль.
Пригласить родителей для беседы. Если буллинг имеет место в начальной школе, то особенно важно, как можно раньше привлечь родителей, обсудить с ним, какие есть (или могут быть) признаки, свидетельствующие о буллинге, и какими могут и должны быть стратегии реагирования.
Санкции. Буллеры должны встретиться с неизбежными последствиями своих действий. Сюда относится, в том числе, принесение извинений "жертве" и восстановление того имущества, которое было испорчено или отобрано.

СЛЕДУЕТ ПОМНИТЬ, ЧТО… Один взрослый не сможет справиться с фактами насилия в школе

СЛЕДУЕТ ПОМНИТЬ, ЧТО… Один взрослый не сможет справиться с фактами насилия в школе

СЛЕДУЕТ ПОМНИТЬ, ЧТО…

Один взрослый не сможет справиться с фактами насилия в школе. Победить собственное чувство бессилия и создать в школе атмосферу безопасности, можно только в том случае, если учителя и родители объединятся против насилия.

Ну и самое главное - внутришкольные правила
подчиняться которым следует всем!!!

Если в школе найдется хотя бы один неравнодушный взрослый, ситуация может поменяться в лучшую сторону.

Важно любое действие – от привлечения внимания к проблеме до конкретных действий в каждом случае.

Необходима системная работа на всех уровнях, тем не менее важен вклад каждого.

Кто они – буллеры? активные, общительные дети, претендующие на роль лидера в классе; агрессивные дети, нашедшие для самоутверждения безответную жертву дети, стремящиеся любой ценой быть…

Кто они – буллеры? активные, общительные дети, претендующие на роль лидера в классе; агрессивные дети, нашедшие для самоутверждения безответную жертву дети, стремящиеся любой ценой быть…

Кто они – буллеры?

активные, общительные дети,
претендующие на роль лидера в классе;

агрессивные дети, нашедшие для
самоутверждения безответную жертву

дети, стремящиеся любой ценой
быть в центре внимания

дети, привыкшие относиться к
окружающим с чувством превосходства,
делящие всех на «своих» и «чужих»

эгоцентрики, не умеющие сочувствовать
окружающим, ставить себя на место других

дети максималисты, не желающие идти на компромиссы

Признаки ребенка - буллера: 1.неумение решать конфликтные ситуации и при этом постоянное в них попадание; 2

Признаки ребенка - буллера: 1.неумение решать конфликтные ситуации и при этом постоянное в них попадание; 2

Признаки ребенка - буллера:

1.неумение решать конфликтные ситуации и при этом постоянное в них попадание;
2.обидчивость, причем обиды сохраняются на долгое время;
3.проявление жестокости в отношении более слабых, беззащитных;
4.постоянное стремление доминировать среди сверстников;
5.трудности в самоконтроле, не может заставить себя выполнять задания, склонность к истерикам.

Наблюдатели Активные помощники подкрепляют действие буллера (улыбками, смешками, поддакиванием); могут подначивать, провоцировать

Наблюдатели Активные помощники подкрепляют действие буллера (улыбками, смешками, поддакиванием); могут подначивать, провоцировать

Наблюдатели

Активные помощники
подкрепляют действие буллера (улыбками, смешками, поддакиванием);
могут подначивать, провоцировать.
Пассивные сторонники
в целом одобрительно относятся к поведению доминирования и унижению слабых.

Защитники устойчивая система ценностей; представление о самом себе с преобладанием позитивных установок относительно собственной личности; способны самостоятельно регулировать свое поведение; оптимистический эмоциональный фон

Защитники устойчивая система ценностей; представление о самом себе с преобладанием позитивных установок относительно собственной личности; способны самостоятельно регулировать свое поведение; оптимистический эмоциональный фон

Защитники

устойчивая система ценностей;
представление о самом себе с преобладанием позитивных установок относительно собственной личности;
способны самостоятельно регулировать свое поведение;
оптимистический эмоциональный фон.

Мероприятия по профилактике травли

Мероприятия по профилактике травли

Мероприятия по профилактике травли

Главная задача – установить такие правила группы и построить такие взаимоотношения внутри группы, что травля станет невозможной.

Введение и соблюдение внутриклассных правил,

Введение и соблюдение внутриклассных правил,

Введение и соблюдение внутриклассных правил,
Организация и проведение классных часов,
Организация и проведение родительских собраний по профилактики буллинга в школе,
Организация и проведение внеклассных мероприятий по профилактике буллинга в классе (просмотр фильмов по тематике; постановки и театрализованные мероприятия, которые направлены на укрепление дружественных отношений и т.д.)
Комбинирование форм работы со специалистами школы и представителями других организаций.

Комиксы Книгоигры

Комиксы Книгоигры

Комиксы

Книгоигры

Работа с иллюстрациями

Работа с иллюстрациями

Работа
с иллюстрациями

«Безопасная среда. Профилактика буллинга, моббинга среди детей и подростков».

«Безопасная среда. Профилактика буллинга, моббинга среди детей и подростков».

Алгоритм действий в ситуации буллинга

Алгоритм действий в ситуации буллинга

Алгоритм действий в ситуации буллинга

Необходимо прояснить следующие аспекты:
реальность самого буллинга;
его длительность;
его характер (физический, психологический, смешанный);
основные проявления буллинга;
участники (инициаторы и исполнители буллинга), их участие в буллинге;
свидетели и их отношение к происходящему;
поведение жертвы (пострадавшего);
динамику всего происходящего;
прочие важные для диагностики обстоятельства.

Важно поддерживать у ребенка адекватную самооценку, не унижать, не превозносить, стараться обсуждать школьные дела и отношения, не вынося безапелляционных оценок

Важно поддерживать у ребенка адекватную самооценку, не унижать, не превозносить, стараться обсуждать школьные дела и отношения, не вынося безапелляционных оценок

Важно поддерживать у ребенка адекватную самооценку, не унижать, не превозносить, стараться обсуждать школьные дела и отношения, не вынося безапелляционных оценок.
Рассматривать поведение ребенка и его одноклассников с разных позиций, например:
обучая умению встать на место другого, при этом пробовать чувствовать переживания оппонента и в то же время помогать научиться регулировать свои действия;
научить ребёнка не поддаваться на провокацию;
сказать «нет» буллеру, если необходимо, обратиться за помощью к взрослым;
искренне интересоваться делами своего ребенка в классе, его ролями в классных делах, отношениями с одноклассниками, более старшими и более младшими детьми.

Работа с семьей:

Родители не должны отмахиваться от возникающих проблем во взаимодействии ребенка со сверстниками. Такое бесчувствие со стороны близких может привести к трагедии.

Упражнение «Кого не любят? Как не любят?»

Упражнение «Кого не любят? Как не любят?»

Упражнение «Кого не любят? Как не любят?»

Максимально конкретные формулировки
Все возможные варианты
Избегаем нецензурной лексики, обидные слова и выражения – можно.
Работаем в микрогруппах.

Упражнение «Мишень»

Упражнение «Мишень»

Упражнение «Мишень»

Кто скорее всего станет жертвой? травли?

Кто скорее всего станет жертвой? травли?

Кто скорее всего станет жертвой? травли?

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.03.2024