В тех классах, где существует жесткая структура иерархии, ребенок вынужден играть отведенную ему роль жертвы на протяжении всей школьной жизни.
Некоторые учителя, злоупотребляя властью, оскорбляют и унижают своих учеников или наоборот некоторые преподаватели могут подвергаться буллингу со стороны учащихся.
Буллинг существует не только среди детей, но и в отношениях между учителями и учащимися.
Если же класс слабо структурирован, ребенок может от этой роли освободиться.
Объединение класса не по общим интересам, а по необходимости - детям просто некуда деться.
достойное положение в группе сверстников, дающее ребенку и подростку моральное удовлетворение, – основное условие для нормального психического развития
ТРАВЛЯ – ЧТО ЭТО?
Травля
(буллинг, моббинг, хейзинг)
– агрессия одних детей против других, при этом жертва сильно задета происходящим и не имеет возможности защитить себя в актуальной ситуации.
Буллер (от анг. Bully) - хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник.
ПРИЗНАКИ ТРАВЛИ
систематичность (повторяемость);
неравенство сил
неадекватно высокая чувствительность жертвы.
Травля разнообразна, это не только физическая агрессия, скорее и чаще – психологическая.
1. Насилия не так уж много. (в нашей школе его вообще нет!)
2. Насилие в школе в таких масштабах появилось только в последние годы (проблемы насилия в школе были и будут во все времена, в частности потому, что школа собирает незрелых еще личностей – детей и подростков).
3. Травля характерна для подростковой среды, в начальной школе этого феномена нет.
(В любой школе, в любом классе и у любого учителя, особенно у хорошего (потому что дети его меньше боятся) могут обнаружиться факты травли, провокаций, физического или эмоционального давления как среди сверстников, так и в отношениях ученика с учителем).
В последние годы появились факторы, способствующие росту проявлений насилия:
многонациональность,
инклюзия,
демонстрация насилия в СМИ,
новые возможности (мобильный телефон, соцсети) и т.п.
4.Вызывать беспокойство должны только случаи физического насилия.
По статистике дети гораздо реже чувствуют себя «затравленными» из-за физических воздействий, чаще – из-за других видов агрессии: словесной травли (оскорбления, злые шутки, провокации, обзывания, т.д.), бойкота.
Причиной суицидов часто является изоляция со стороны референтной группы или бойкот.
5.Агрессорами становятся «несчастные» дети, с низкой самооценкой, те, кто не умеет по-другому контактировать со сверстниками.
Статистика показывает, что самооценка агрессоров высока, их поведение вызвано не эмоциями, которые они не могут контролировать, а холодным расчетом. Они прекрасно умеют вести себя корректно, но не делают этого, если чувствуют отсутствие угрозы наказания.
6. Жертвами травли становятся дети, которые «сами
виноваты» в том, что не могут выстроить отношения со
сверстниками.
ЖЕРТВОЙ ТРАВЛИ МОЖЕТ СТАТЬ ЛЮБОЙ УЧЕНИК.
Основными действующими лицами являются
агрессор и жертва
буллинг осуществляется преднамеренно, и направлен на нанесение физических и душевных страданий другому человеку
буллинг – это групповой процесс, затрагивающий не только обидчика и пострадавшего, но и свидетелей насилия, весь класс (группу), где оно происходит;
буллинг никогда не прекращается сам по себе: всегда требуется защита и помощь пострадавшим, инициаторам буллинга (обидчикам) и свидетелям.
ЖЕРТВЫ ШКОЛЬНОГО БУЛЛИНГА:
физические недостатки,
наличие болезни,
особенности поведения и внешности («не такой как все»),
плохие социальные навыки или отсутствие опыта жизни в коллективе,
низкий интеллект и трудности в обучении
не уверенные в себе
эмоционально реагирующие на провокации
тревожные дети
дети, вызывающие неприязнь взрослых и т. д.
жертвой буллинга может стать каждый ребёнок!
Специалиста должно насторожить, если дети:
притворяются больными, чтобы избежать похода в школу;
боятся одни идти в школу и домой, просят проводить их на уроки, часто опаздывают;
меняется поведение и характер ребенка;
явные симптомы страха, заключающиеся
в нарушениях сна и аппетита, ночном крике,
энурезе, заикании и нервном тике, нелюдимости
и скрытности;
частые просьбы дать денег, воровство;
снижение качества учебы, потеря интереса к любимым занятиям;
постоянные ссадины, синяки и другие травмы;
молчаливость, нежелание идти на разговор;
суицидальные намерения и как крайняя степень – суицид.
Последствия для жертвы буллинга:
низкая успеваемость
нежелание ходить в школу,
невротические и даже психические расстройства.
подозрительность, неверие в добрые намерения других людей
у ребенка-жертвы могут возникнуть проблемы во взаимодействии с окружающими, причем эти трудности могут проявиться и в юности, и в молодости, и даже в зрелом возрасте.
Самое страшное, что регулярные издевательства способны спровоцировать попытку самоубийства или покушение
на кого-то из преследователей.
ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ БУЛЛЕРА И НАБЛЮДАТЕЛЕЙ
Большинство обидчиков часто не достигают высокой степени реализации своих способностей, так как привыкают самоутверждаться за счет других, а не в результате собственных усилий.
Агрессоров же развращает безнаказанность, они
усваивают, что подобными методами можно
управлять окружающими.
Даже психика сторонних наблюдателей
подвергается изменению – у них может
развиваться позиция невмешательства и
игнорирования чужого страдания.
Не менее вредна ситуация травли для наблюдателей. Они рискуют так и остаться безвольными пешками в руках более сильных и предприимчивых. А решение, принятое под влиянием большинства, вопреки голосу совести, и постоянный страх оказаться на месте жертвы способствуют снижению самооценки, потере уважения к себе.
Если вы узнали о жертве травли. Что делать?
Скажите ребёнку: Я тебе верю (это поможет ребёнку понять, что Вы в состоянии помочь ему с его проблемой).
Мне жаль, что с тобой это случилось (это поможет ребёнку понять, что Вы пытаетесь понять его чувства).
Это не твоя вина (дайте понять ребёнку, что он не одинок в подобной ситуации: многие его сверстники сталкиваются с разными вариантами запугивания или агрессии в тот или иной момент взросления).
Хорошо, что ты мне об этом сказал (это поможет ребёнку понять, что он правильно сделал, обратившись за помощью и поддержкой).
Ты важен для меня и я постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность (это поможет ребёнку с надеждой посмотреть в будущее и ощутить защиту)
Если ребёнок подтвердил Вам в разговоре, что он - жертва буллинга вы можете сделать следующие:
Очень важно защитить ученика, ставшего «жертвой»
и перестать скрывать буллинг.
Провести доверительную беседу с ребенком, которого
обидели, попытаться понять его, поддержать,
помочь устранить негативные эмоции (чувство страха,
обиды, вины).
Разговор с классом. Обсудить с ребятами в классе случай буллинга. Такой разговор сделает ситуацию явной для всех, поможет разрешить конфликт и разногласия, вместе обсудить имеющиеся правила против буллинга или выработать новые. При этом активно привлекаются к беседе и обсуждению те школьники, которые ведут себя позитивно.
Проинформировать педагогический коллектив о случае буллинга и взять ситуацию под контроль.
Пригласить родителей для беседы. Если буллинг имеет место в начальной школе, то особенно важно, как можно раньше привлечь родителей, обсудить с ним, какие есть (или могут быть) признаки, свидетельствующие о буллинге, и какими могут и должны быть стратегии реагирования.
Санкции. Буллеры должны встретиться с неизбежными последствиями своих действий. Сюда относится, в том числе, принесение извинений "жертве" и восстановление того имущества, которое было испорчено или отобрано.
СЛЕДУЕТ ПОМНИТЬ, ЧТО…
Один взрослый не сможет справиться с фактами насилия в школе. Победить собственное чувство бессилия и создать в школе атмосферу безопасности, можно только в том случае, если учителя и родители объединятся против насилия.
Ну и самое главное - внутришкольные правила
подчиняться которым следует всем!!!
Если в школе найдется хотя бы один неравнодушный взрослый, ситуация может поменяться в лучшую сторону.
Важно любое действие – от привлечения внимания к проблеме до конкретных действий в каждом случае.
Необходима системная работа на всех уровнях, тем не менее важен вклад каждого.
Кто они – буллеры?
активные, общительные дети,
претендующие на роль лидера в классе;
агрессивные дети, нашедшие для
самоутверждения безответную жертву
дети, стремящиеся любой ценой
быть в центре внимания
дети, привыкшие относиться к
окружающим с чувством превосходства,
делящие всех на «своих» и «чужих»
эгоцентрики, не умеющие сочувствовать
окружающим, ставить себя на место других
дети максималисты, не желающие идти на компромиссы
Признаки ребенка - буллера:
1.неумение решать конфликтные ситуации и при этом постоянное в них попадание;
2.обидчивость, причем обиды сохраняются на долгое время;
3.проявление жестокости в отношении более слабых, беззащитных;
4.постоянное стремление доминировать среди сверстников;
5.трудности в самоконтроле, не может заставить себя выполнять задания, склонность к истерикам.
Наблюдатели
Активные помощники
подкрепляют действие буллера (улыбками, смешками, поддакиванием);
могут подначивать, провоцировать.
Пассивные сторонники
в целом одобрительно относятся к поведению доминирования и унижению слабых.
Защитники
устойчивая система ценностей;
представление о самом себе с преобладанием позитивных установок относительно собственной личности;
способны самостоятельно регулировать свое поведение;
оптимистический эмоциональный фон.
Введение и соблюдение внутриклассных правил,
Организация и проведение классных часов,
Организация и проведение родительских собраний по профилактики буллинга в школе,
Организация и проведение внеклассных мероприятий по профилактике буллинга в классе (просмотр фильмов по тематике; постановки и театрализованные мероприятия, которые направлены на укрепление дружественных отношений и т.д.)
Комбинирование форм работы со специалистами школы и представителями других организаций.
Алгоритм действий в ситуации буллинга
Необходимо прояснить следующие аспекты:
реальность самого буллинга;
его длительность;
его характер (физический, психологический, смешанный);
основные проявления буллинга;
участники (инициаторы и исполнители буллинга), их участие в буллинге;
свидетели и их отношение к происходящему;
поведение жертвы (пострадавшего);
динамику всего происходящего;
прочие важные для диагностики обстоятельства.
Важно поддерживать у ребенка адекватную самооценку, не унижать, не превозносить, стараться обсуждать школьные дела и отношения, не вынося безапелляционных оценок.
Рассматривать поведение ребенка и его одноклассников с разных позиций, например:
обучая умению встать на место другого, при этом пробовать чувствовать переживания оппонента и в то же время помогать научиться регулировать свои действия;
научить ребёнка не поддаваться на провокацию;
сказать «нет» буллеру, если необходимо, обратиться за помощью к взрослым;
искренне интересоваться делами своего ребенка в классе, его ролями в классных делах, отношениями с одноклассниками, более старшими и более младшими детьми.
Работа с семьей:
Родители не должны отмахиваться от возникающих проблем во взаимодействии ребенка со сверстниками. Такое бесчувствие со стороны близких может привести к трагедии.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.