Периодизация психического развития
Эльконин
Даниил Борисович
Выполнили: Коньшина Елена
Перебатова Елена
группа: ZS1122
Периодизация психического развития Д.Б. Эльконина
Возрастная периодизация развития ребенка от рождения до 17 лет является общепринятой в российской возрастной психологии.
Социальная улыбка как начало индивидуальной психической жизни
Ценность данного подхода связь между двумя основными векторами развития ребенка:
Взаимоотношения ребенка с миром вещей, что предполагает познание и овладение предметным миром
Взаимодействие ребенка с миром людей
Структура психологического возраста
Социальная ситуация
Ведущая деятельность
Возрастные новообразования
ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Д.Б.ЭЛЬКОНИНА
Возрастные периоды | Ведущая деятельность | Система отношений |
Младенческий | Общение со взрослыми | Человек - человек |
Ранее детство | Предметная деятельность | Человек - вещь |
Дошкольный возраст | Игра | Человек - человек |
Младший школьный возраст | Учебная деятельность | Человек - вещь |
Подростковый возраст | Общение со сверстниками | Человек - человек |
Юношеский возраст | Учебно – профессиональная деятельность | Человек - вещь |
Младенчество
3 мес.- 1 год
Социальная ситуация развития
единство ребенка и взрослого
Ведущая деятельность
эмоциональное общение
Психологические новообразования
формирование потребности в общении
Раннее детство
1 - 3 года
Социальная ситуация развития Ребенок и взрослый или «Я и другой» Познание мира человеческих предметов
Ведущая деятельность
Предметно-манипулятивная деятельность
Психологические новообразования Предметная игра, активная речь, жест, наглядно-действенное мышление, отделение себя от окружающих и сравнение себя с ними, сознание «Я сам»
Дошкольный возраст
3 – 7 лет
Социальная ситуация развития
Ребенок и взрослый (общественный, обобщенный) Познание мира человеческих отношений
Ведущая деятельность
Сюжетно-ролевая игра
Психологические новообразования Воображение, наглядно-образное мышление, начало понятийного мышления, картина мира, самосознание, самооценка, новые мотивы поведения, практическое овладение речью
Младший школьный возраст
7-11 лет
Социальная ситуация развития Изменение привычной формы жизни ребенка, появление нового взрослого - социального
взрослого
Ведущая деятельность
Учебная
Новообразования
Произвольность психических процессов, рефлексия, планирование, формирование воли, теоретическое мышление
Младший подростковый возраст
12-15 лет
Социальная ситуация развития Расширение сферы социальной активности и изменение отношений с учителями, сверстниками, родителями
Ведущая деятельность
Интимно-личностное общение
Новообразования
Чувство взрослости, возникновение личностной рефлексии, открытие своего «Я»
Старший подростковый возраст
15-17 лет
Социальная ситуация развития Изменение характера учебной деятельности, подросток находится перед профессиональным выбором
Ведущая деятельность
Учебно-профессиональная
Психологические новообразования Профессиональное и личностное самоопределение
Возрастная периодизация по Д.Б. Эльконину
Сходна с периодизацией Л.С. Выготского, но разделяет возраста на эпохи (более глобальные) и периоды (внутри эпох), при этом кризисы между эпохами считаются более сложными, чем кризисы между периодами
Эпоха раннего детства
Младенчество (до года)
Ранний возраст (1-3 года)
Эпоха детства
Дошкольный возраст (3-7 лет)
Младший школьный возраст (7-11 лет)
Эпоха отрочества
Подростковый возраст (11-15 лет)
Ранняя юность (15-17 лет)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.