Периодизация психического развития Эльконин

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 26.02.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Периодизация психического развития Эльконин Психология Психология развития
Иконка файла материала ВП Эльконин.pptx

Периодизация психического развития
Эльконин
Даниил Борисович

Выполнили: Коньшина Елена
Перебатова Елена
группа: ZS1122

Периодизация психического развития Д.Б. Эльконина

Возрастная периодизация развития ребенка от рождения до 17 лет является общепринятой в российской возрастной психологии.

Социальная улыбка как начало индивидуальной психической жизни

Ценность данного подхода связь между двумя основными векторами развития ребенка:

Взаимоотношения ребенка с миром вещей, что предполагает познание и овладение предметным миром

Взаимодействие ребенка с миром людей

Структура психологического возраста

Социальная ситуация

Ведущая деятельность
Возрастные новообразования

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Д.Б.ЭЛЬКОНИНА

Возрастные периоды

Ведущая деятельность

Система отношений

Младенческий

Общение со взрослыми

Человек - человек

Ранее детство

Предметная деятельность

Человек - вещь

Дошкольный возраст

Игра

Человек - человек

Младший школьный возраст

Учебная деятельность

Человек - вещь

Подростковый возраст

Общение со сверстниками

Человек - человек

Юношеский возраст

Учебно – профессиональная деятельность

Человек - вещь

Младенчество

3 мес.- 1 год
Социальная ситуация развития
единство ребенка и взрослого
Ведущая деятельность
эмоциональное общение

Психологические новообразования
формирование потребности в общении

Раннее детство

1 - 3 года
Социальная ситуация развития Ребенок и взрослый или «Я и другой» Познание мира человеческих предметов
Ведущая деятельность
Предметно-манипулятивная деятельность

Психологические новообразования Предметная игра, активная речь, жест, наглядно-действенное мышление, отделение себя от окружающих и сравнение себя с ними, сознание «Я сам»

Дошкольный возраст

3 – 7 лет
Социальная ситуация развития
Ребенок и взрослый (общественный, обобщенный) Познание мира человеческих отношений
Ведущая деятельность
Сюжетно-ролевая игра
Психологические новообразования Воображение, наглядно-образное мышление, начало понятийного мышления, картина мира, самосознание, самооценка, новые мотивы поведения, практическое овладение речью

Младший школьный возраст
7-11 лет

Социальная ситуация развития Изменение привычной формы жизни ребенка, появление нового взрослого - социального
взрослого
Ведущая деятельность
Учебная
Новообразования
Произвольность психических процессов, рефлексия, планирование, формирование воли, теоретическое мышление

Младший подростковый возраст
12-15 лет

Социальная ситуация развития Расширение сферы социальной активности и изменение отношений с учителями, сверстниками, родителями
Ведущая деятельность
Интимно-личностное общение
Новообразования
Чувство взрослости, возникновение личностной рефлексии, открытие своего «Я»

Старший подростковый возраст
15-17 лет

Социальная ситуация развития Изменение характера учебной деятельности, подросток находится перед профессиональным выбором
Ведущая деятельность
Учебно-профессиональная
Психологические новообразования Профессиональное и личностное самоопределение

Возрастная периодизация по Д.Б. Эльконину

Сходна с периодизацией Л.С. Выготского, но разделяет возраста на эпохи (более глобальные) и периоды (внутри эпох), при этом кризисы между эпохами считаются более сложными, чем кризисы между периодами
Эпоха раннего детства
Младенчество (до года)
Ранний возраст (1-3 года)
Эпоха детства
Дошкольный возраст (3-7 лет)
Младший школьный возраст (7-11 лет)
Эпоха отрочества
Подростковый возраст (11-15 лет)
Ранняя юность (15-17 лет)

Переход от одной эпохи к другой происходит в результате кризиса

«Любить, понимать, принимать, сострадать, помогать» (Е.Н.Ильин)

Кризисы помогают человеку развиваться
дальше. Необходим индивидуальный подход.