Библиотечный урок-экскурсия "знакомство с библиотекой"
Оценка 5

Библиотечный урок-экскурсия "знакомство с библиотекой"

Оценка 5
Мероприятия
docx
чтение +2
Все классы
04.05.2017
Библиотечный урок-экскурсия "знакомство с библиотекой"
Публикация является частью публикации:
экскурсия бибка мне.docx
Библиотечный урок – экскурсия  Биб.:   Здравствуйте,   ребята!   Вы   знаете,   куда   сегодня   пришли?   Отгадайте загадку:  Снаружи смотришь­ Дом как дом, Но нет жильцов обычных в нем. В нем книги интересные Стоят рядами тесными. На длинных полках вдоль стены (Ответы   детей)   Правильно,   это   библиотека.   А   знаете,   в   нашей   библиотеке Вместились сказки старины, И Черномор, и царь Гвидон, И добрый дед Мазай… Как называют этот дом? Попробуй, угадай! (Библиотека) водятся чудеса. Я сейчас вас с ними познакомлю. Но сначала послушайте сказку. Библиотекарь берёт книгу сказок, открывает её и читает. «В некотором царстве, в некотором государстве жили­были книги. Но не было у них дома. Представляете, как им жилось? Солнце обжигало их листы, дожди мочили их переплёты, ветер развевал страницы по всему свету. И вот однажды собрались все книги   на   центральной   поляне   знаний.   И   сказала   тогда   самая   умная   книга   – энциклопедия: «Книжный народ! До каких пор нам ещё странствовать? Мы теряем своих лучших товарищей! Давайте построим свой кирпичный дом, соберём в нём все книги. Назовём его – библиотека». Почему именно так? А вот почему. «Библио» – означает книга, а «тека» – хранение. Сказано – сделано. Словно из­под земли выросла библиотека. В её залах стали жить книги. Здесь были и взрослые: энциклопедии, романы,   повести;   и   весёлые   детские   книжки:   сказки,   рассказы,   стихи.   И   стали приходить   в   библиотеку   мальчишки   и   девчонки,   их   папы   и   мамы,   бабушки   и дедушки. Они брали книги домой, чтобы их читать. А для того, чтобы помогать детям и взрослым правильно выбирать книги, в библиотеке появились специальные люди – библиотекари. Стали книги жить весело и интересно. Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец!» Слышится шум. Входит Незнайка. Н: Это библиотека? Биб.: Да, библиотека. Н: Ну, тогда я правильно пришел! Давайте мне быстрее книжки, да побольше, побольше. Биб.: Подожди, подожди. Какие книжки? Ведь ты в нашу библиотеку не записан, и даже не представился. Н: А вы разве меня не узнали? (к детям) Ребята, вы знаете, кто я такой? (Ответы детей) Биб.: Ну, вообще­то мы с ребятами сразу догадались, что ты Незнайка. Ведь ты зашел и даже не поздоровался. БЯ: Ой, и правда. Подбегает к ребятам и начинает с каждым здороваться за руку, называя своё имя. Биб.:   Незнайка!   Разве   так   здороваются!   У   тебя   же   рук   не   хватит   со   всеми поздороваться. Н: А как надо? Биб.: Ребята, как Баба Яга должна поздороваться? (Ответы детей) Н: А­а­а, понял! (громко) Здравствуйте, ребята! (Дети отвечают) Биб.: Вот теперь другое дело. Н: Да я просто забыл, что надо поздороваться. Я ведь так спешил. Мне одна сорока настрекотала, что к вам сегодня придёт много читадетей. Биб.: Кого – кого? Н:   Читадетей.   Ну,   разве   непонятно.   Ведь   они   же   читают   книжки,   значит читадети. Биб.:  Да,  Незнайка,  ты   это  оригинально  придумал,  вот  только   правильно   их будет называть читателями. Кстати, ты знаешь, что означает слово «библиотека»? Н: Нет. Биб.: Давайте, ребята, мы ему расскажем. Так вот, слово «библиотека» состоит из двух слов «библио» – книга, «тека» – хранение. Н: (разочаровано) Так значит, здесь книги только хранятся? А я хотел у вас целую кучу книг взять. Биб.: Что значит целую кучу книжек взять? Как­то ты неуважительно о них говоришь. Н: Нет, что ты, я их очень люблю и уважаю. А если ты боишься, что я их не донесу, так вот у меня авоська есть (показывает авоську) Биб.: Ну, кто же в таких авоськах книги носит? А вдруг дождь пойдет или снег, или машина грязью забрызгает? Книги любят бережное к себе отношение. А раз ты заговорил о том, что хотел бы взять книги домой почитать, то скажи мне, ты знаешь, где книги выбирать? Н:   (задумчиво   оглядываясь)   Ну­у­у­у,   наверно   везде   (показывает   в   разные стороны руками) Там, там и там. Биб.:   Значит,   не   знаешь.   Сейчас   мы   с   вами   отправимся   в   путешествие   по удивительному книжкиному царству. Путешествие это будет непростое, вам нужно будет  выдержать   испытания.  А  когда   мы  доберемся  до  конца  путешествия,  то  в награду за знания, смелость и находчивость вы получите сюрприз. А поведут нас в путь волшебные башмачки.  Н: Я с вами пойду! Я тоже хочу сюрприз! Обращает внимание детей на табличку старшего отдела. Биб.: В нашей библиотеке два отдела: старший и младший. Как вы думаете, почему такое разделение? Ребята в 1 и в 10 классе читают одинаковые книжки? Нет. Заходим на старший абонемент. Какие книги «живут» в библиотеке? Серьезные, учебные,  Веселые, волшебные,  Короткие и длинные,  Биб.: Помещение, где выдаются книги на дом, называется абонементом. Сюда вы можете прийти и записаться в библиотеку. Книги на абонементе выбирают с полок открытого доступа. Книги расставлены по темам или по алфавиту. Новые, старинные,  Про море и про лес,  С картинками и без. Н: Значит, я могу взять здесь книги! (подходит к полке, хочет взять книгу). Биб.: Нет, Незнайка, не можешь. Это старший абонемент. Здесь читают ребята, начиная с 5 класса и старше.  Н: Тогда пойдем отсюда туда, где я смогу взять книжки. Биб.: Не торопись, Незнайка, сначала надо выполнить задание. Н: А можно я его задам? Биб.: Конечно можно.  Конкурс «Кто здесь был и что забыл?» Н:     У меня корзинка есть,  В ней вещей не перечесть.  Тяжела и велика, вес её полпуда,  Поспешите угадать, что в ней и откуда?  Достает из корзинки вещи, дети называют сказку.  Биб.: Молодцы, правильно выполнили задание!  Н: Пошли скорее дальше! Старший читальный зал. Н: А отсюда можно взять книги? Биб.: Нет, из этого зала книги на дом не выдаются.  Н: Почему?  Биб.: Потому что есть такие книги, которые могут понадобиться читателям в любой   день.   Это   справочники,   словари,  энциклопедии   и   другие   книги,  которыми часто пользуются читатели. Этими книгами можно пользоваться только в помещении библиотеки, поэтому в читальном зале есть столы для работы. В вестибюли, в коридоры! Не мешайте нам читать,  Фантазировать, мечтать. В читальном зале тишина  Нам особенно нужна.  Уходите разговоры,  Н: А у тебя в библиотеке есть любые книги, на любой вкус? Биб.: Конечно! Н: Значит у тебя и циклопедии есть? Биб.: Что, что? Н: Циклопедии. Ну, книги такие огромные, которые циклопы читают. Биб.: Ты имеешь в виду сказочных одноглазых великанов? Н: Ага. Биб.: Я вообще­то не знаю, что читали циклопы и читали ли они вообще, но, может быть, ты спрашиваешь об энциклопедиях? Н: А они большие? Биб.: Есть и большие, и поменьше. Но самое главное – они хранят в себе много полезной   информации.   В   этих   энциклопедиях   можно   найти   ответы   на   любые вопросы. Н: А, я понял! Это «Кудакалки», «Чтокалки» и «Ктокалки». Биб.:   Ну   ты,   Незнайка,   и   придумал.   Таких   энциклопедий   не   существует.   А подробнее   про   этот   зал   вам   расскажет   библиотекарь   старшего   отдела   Виталия Ивановна. Рассказ о справочной литературе. Н: Значит, эти книги тоже нельзя взять домой? Тогда давайте уйдем отсюда! Биб.:   Опять   ты   торопишься,   Незнайка!   Сначала   надо   пройти   еще   одно испытание. Игра «Сказочная деревня». 1. «Жили­были на свете три поросёнка. Три брата. Все одинаковые, кругленькие, розовые,   с   одинаковыми   веселыми   хвостиками.   Наступила   осень,   и   пришлось поросятам   подумать   о   жилье.   Лишь   один   из   братьев   оказался   рассудительным, благоразумным и благородным». («Три поросёнка») 2.   У   бабки   и   дедки   была   курица,   но   не   простая.   Она   несла   золотые   яйца. (Курочка Ряба) 3.  Был   у   одного   хозяина   осёл,  и   много   лет   таскал  он   без   устали   мешки   на мельницу, но к старости стал слаб и к работе непригоден. Хозяин решил, что кормить осла теперь не стоит. Несправедливо обиженный осёл ушёл из дома и оправился в город Бремен, где повстречал друзей. (Бременские музыканты) 4. Давным­давно жил мельник. Он умер, оставив сыновьям мельницу, осла и кота.  Старшему   сыну   повезло   больше   всех   –   он   унаследовал   мельницу.  Средний получил осла и решил уйти из дома на поиски счастья. Младшему брату пришлось взять себе кота. (Кот в сапогах) 5. Случилось это давным­давно. На крестьянском дворе утка высиживала яйца. Наконец яичные скорлупки затрещали, и из них выкарабкались шесть пушистых утят. И лишь седьмое яйцо, самое большое, так и осталось целым… (Гадкий утёнок) 6. Девочка оставила маленького брата без присмотра, и его похитили. (Гуси­ лебеди) Биб.: И с этим заданием вы справились. Во   время   конкурса   Незнайка   ходит   по   залу,   все   разглядывает, останавливается около каталога. Н.: А это что за ящики? Биб.: Это каталог. Если вы научитесь ими пользоваться, то попадете в самые тайные уголки нашего царства. Н: А зачем он нужен? Биб.:   Он   поможет   выбрать   наиболее   интересную   книгу,   подобрать   книги   по какой­то теме, и даже узнать, есть ли в библиотеке определенная книга. Н: Я и так найду все, что мне нужно! Это же очень просто! Биб.: В нашей библиотеке очень много книг – больше 40 тысяч. Даже просто просмотреть их ­ и то потребуется очень много времени! Н: А при чем тут ваш талог? Биб.:   Не   талог,   а   каталог.   Он   размещен   в   ящичках.   На   каждой   карточке   ­ фамилия автора книги, ее название, фамилия художника, город, где она издана, год выпуска.   А   еще   на   карточке   есть   краткий   рассказ   о   книге.   Тысячу   лет   назад библиотека багдадского халифа насчитывала около ста тысяч книг. Большую часть жизни он провел в военных походах, и за ним всегда следовал караван с книгами. Причем верблюды шли по порядку букв в алфавите, а караванщики­библиотекари могли   легко   найти   нужную   книгу.   Это   был   своего   рода   каталог.   Есть   два   вида каталогов:   алфавитный   и   систематический.   Как   вы   думаете,   ребята,   чем   они отличаются?   И   зачем   нужно   два   каталога?   В   алфавитном   каталоге   карточки расставлены по алфавиту. Сначала стоят карточки на книги авторов, чья фамилия начинается на букву А, потом – на букву Б и т.д. Но ведь авторов на букву А много. Как   же   быть?   Тогда   смотрят   на   вторую   букву,   например,   сначала   будут   стоять карточки на книги писателя Абрамова, потом – Андреева, а уже потом – Афанасьева. Бывает и так, что писателей с одной фамилией несколько. Как поступить в этом случае? Тогда расставляют карточки по первой букве имени. Например, в нашей библиотеке есть книги трех писателей с фамилией Носов: Игорь, Николай и Евгений. Книги какого автора будут стоять первыми? Вторыми? Третьими? (Евгений, Игорь, Николай). А если у одного автора несколько книг? Тогда их расставляют по первой букве   названия.   Например,   какая   карточка   В.   Драгунского   будет   стоять   первой: «Денискины рассказы» или «Смерть шпиона Гадюкина»? Н: А для чего тогда нужен второй каталог? Биб.: В систематическом каталоге карточки стоят не по алфавиту, а по темам: отдельно по математике, отдельно по технике, истории, музыке… Например, вам хочется узнать про динозавров. Или вы любите читать про войну. Систематический каталог подскажет, какие книги по этой теме есть в нашей библиотеке, а также в каком зале они находятся: на старшем отделе или на младшем, в читальном зале или на абонементе.  Н: Оказывается очень полезная вещь этот ка­та­лог. А давай испытаем ребят. Определите  по   каталогу, есть  ли  в нашем  книжном  царстве  книги:  А. Линдгрен. «Рони, дочь разбойника»; О. Уайльд. «Мальчик­звезда»; …………………….. Пора двигаться дальше. Только вот куда?  Биб.: Нам подскажут волшебные башмачки. Проходим в младший читальный зал.  Н: обращает внимание на листочки: Ой, а что это за листья? Биб.:  Наверное,  пока   мы   ходили  по   библиотеке,  ветер   занес   их  в  открытую форточку. Надо тут убраться. Ребята, помогите нам с Незнайкой собрать листочки. Н: Постойте! На листьях что­то написано. Биб.: смотрит на листья. Да это же загадки! Давайте их разгадаем. Загадки   о   книге,   чтении.  После   игры   Незнайка   подходит   к   стеллажу   с журналами. Н: А это что за книги такие? Биб.: Это не книги. Ребята, скажите, что это такое? (Ответы детей) Правильно, ребята, это журналы. Библиотекарь   рассказывает   о   том,   какие   журналы   для   детей   выписывает библиотека. Н: Как интересно. А сколько всего в библиотеке книг? Биб.: Очень много, больше 40 тысяч. Н: Ничего себе! Да я ж столько не унесу. Биб.: Незнайка, да тебе столько книг никто и не даст. Ведь у нас читатели берут только по пять книг. И прочитать эти книги они должны за 10 дней. Н: Да я за 10 дней не успею прочитать книги. Биб.: Это не беда. Если ты не успеешь прочитать за 10 дней взятые домой книги, ты можешь или прийти в библиотеку или позвонить по телефону и продлить книгу, т.е. взять её ещё на 10 дней. Н: Ну наконец­то я могу взять книгу! Я хочу вот эту! (берет с полки книгу) Биб.: Незнайка, ты опять торопишься! Мы с вами находимся в читальном зале, только не в старшем, а в младшем. Ребята, какие книги находятся в читальном зале? (ответы детей) Н: Я понял! Раз это младший чз, то и книги здесь для младших школьников!  Биб.: Правильно, Незнайка! А как называется место, где можно взять книги на дом? Кто помнит? Н: Я, я знаю! Это абонент! Биб.: Ребята, прав Незнайка? (ответы детей, повторение слова «абонемент»). Давайте   пройдем   на   младший   абонемент.   Посмотрите,   сколько   здесь   книг.   Вы заметили, ребята, что книги на полках стоят плотно, что видны только корешки, но на некоторых стеллажах книги повернуты к вам обложками. Это книжные выставки. Любую   книгу   с   выставки   вы   можете   посмотреть.   А   если   вы   хотите   взять понравившуюся   книгу   домой,   то   попросите   библиотекаря,   чтобы   он   принес   вам такую же. (обзор выставок). А теперь, Незнайка, можешь выбрать книгу. Н:   Ура!  (начинает   бегать,  перебирать,   хватать   книги,   переставлять  их   с места на место). Биб.: Стоп! Подожди, Незнайка! Н: Что такое? Биб.: Ты неправильно книги выбираешь. Если ты взял книгу, но не захотел брать её домой, то нужно поставить эту книгу обратно, на то самое место, откуда ты её взял. Н: Ой, ну подумаешь… И какая разница, куда её поставить? Биб.: Да нет, Незнайка, очень большая. Вот представь себе: каждый из ребят, находящихся здесь, живёт на своей улице, в своём доме, в своей квартире, а ты возьмешь и отведёшь их по чужим адресам: Сашу – по Максимкиному адресу, а Свету – по Алешиному. Как ты думаешь, что тогда получится? Н: Ой, это какая­то великая перепутаница получится! Биб.: И действительно, наверное, это никому не понравится: ни родителям, ни самим ребятам. Правда, ребята? Так что, запомни, Незнайка, что существует целая система расстановки книг в библиотеке, чтобы их можно было легко и быстро найти. (Рассказ о расстановке книг на мл. аб.) Н: А­а­а. Понял. Книжки – это жильцы большого дома, и прописаны они по своим адресам. Биб.: Верно, Незнайка, вижу, ты всё правильно понял. А я вот как раз для ребят одну интересную игру придумала. Конкурс «Адрес книги». На   полках   прикреплены   рисунки   предметов   из   разных   сказок.   Детям предлагается расставить книги на эти полки, т.е. найти нужный адрес книги. 1. «Винни – Пух и все­все­все» – бочонок меда. 2. «Золушка» – хрустальная туфелька. 3. «Кот в сапогах» – сапог. 4. «Малыш и Карлсон» – банка с вареньем. 5. «Колобок» – колобок. Биб.: Молодцы, ребята! А сейчас, Незнайка, выбери, наконец, книгу. Н: (осторожно, аккуратно и неторопливо выбирает) Конечно, конечно, уж я так выберу, так выберу (берёт самую новую и красивую книгу) Вот, эту книгу хочу взять. Биб.: Хорошо, Незнайка, ты интересную книгу выбрал, новую, красивую. А вот, ребята,   если   вам   в   руки   попадёт   потрёпанная,   не   очень   новая   книга,   разве   вы откажетесь   её   прочитать?   (ответы   детей).   Потрёпанная   книга   может   оказаться интереснее, чем новая, а потрепана она так потому, что много детей её прочитали. Но с книгами нужно аккуратно обращаться, чтобы они могли послужить и другим читателям. А чтобы сохранить чистоту книг, надо соблюдать правила пользования книгой. Незнайка, вот если ты не дочитаешь книгу до конца, то как запомнишь то место, где закончил читать? Н: Загну страницу книги и всё. Биб.:   Ну,   что   вы   на   это,   ребята,   скажете?   (Ответы   детей)   Конечно,   надо воспользоваться   закладкой.   В   качестве   закладки   можно   использовать   любой листочек, а можно купить в магазине специальную закладку или сделать ее своими руками. А как ты, Незнайка, будешь страницы книги листать? Н: А вот так! (начинает плевать на пальцы) Биб.: (выхватывает книгу из рук Незнайки) Нет, нет, Незнайка, так страницы книги листать нельзя! Н: А чего? Биб.: Перелистывать страницы книги надо аккуратно (показывает, как это надо делать)   А   если   листать   их   мокрыми   руками,   то   они   запачкаются   и   некрасиво загнутся. Н: А, понял, понял! Биб.: А как ты думаешь, Незнайка, можно в книгах рисовать, писать? Н: Ха, конечно можно! Я всегда кому­нибудь усы или очки пририсовываю. Биб.: Ребята, прав Незнайка? Конечно же нет. В книге нельзя рисовать и писать. Ведь если ты пририсуешь герою усы, то ребята, которые будут читать эту книгу после тебя, не смогут понять, что это за герой. Н: (обижено) Ну, раз я совсем ничего не знаю, пусть ребята мне расскажут ещё другие правила пользования книгой. Ребята с помощью библиотекаря рассказывают Незнайке о том, что книги нужно носить в пакете, не трогать её грязными руками, нельзя бросать, рвать, нужно держать её подальше от домашних животных. Н:  Я все­все  понял,  честное слово! И  даже  сочинил  стихотворение! Хотите, прочитаю? Прошу не ставить я кастрюли И не давать собачке Жуле, Не класть на книгу бутерброд И не читать наоборот. Прошу не драться, не кидаться И с книгой в ванне не плескаться. И Вам сейчас сказать спешу: Все книги я любить прошу! Биб.:   А   самое   главное,   Незнайка,   книги   нужно   вовремя   возвращать   в библиотеку.   И   теперь,   когда   ты   знаешь   всё   про   библиотеку   и   усвоил   правила пользования книгой, ты становишься читателем нашей библиотеки. Я заведу на твоё имя специальную книжечку – формуляр, куда буду записывать все книги, которые ты будешь брать  в библиотеке (демонстрирует  формуляр).  А вам, ребята,  для  того, чтобы стать читателями библиотеки, нужно прийти с мамой или папой, бабушкой или дедушкой. Н:   Вспомнил!   Я   ведь,   когда   листья   в   читальном   зале   собирал,   нашел   очень интересные записки!  (раздает ребятам тест­шутку).  Ну, ладно, книгу я выбрал, пойду теперь домой. До свидания, ребята! (уходит) Биб.: Вот и закончилась наша экскурсия по книжному царству, библиотечному государству.   Ребята,   я   вас   приглашаю   стать   активными   читателями   нашей библиотеки. Ведь если вы будете много читать, будете много знать, сможете открыть волшебные тайны планет и звёзд, сумеете разгадать загадки природы, и может быть однажды на книжной полке вам попадётся книга, которая поведёт вас по жизни.

Библиотечный урок-экскурсия "знакомство с библиотекой"

Библиотечный урок-экскурсия "знакомство с библиотекой"

Библиотечный урок-экскурсия "знакомство с библиотекой"

Библиотечный урок-экскурсия "знакомство с библиотекой"

Библиотечный урок-экскурсия "знакомство с библиотекой"

Библиотечный урок-экскурсия "знакомство с библиотекой"

Библиотечный урок-экскурсия "знакомство с библиотекой"

Библиотечный урок-экскурсия "знакомство с библиотекой"

Библиотечный урок-экскурсия "знакомство с библиотекой"

Библиотечный урок-экскурсия "знакомство с библиотекой"

Библиотечный урок-экскурсия "знакомство с библиотекой"

Библиотечный урок-экскурсия "знакомство с библиотекой"

Библиотечный урок-экскурсия "знакомство с библиотекой"

Библиотечный урок-экскурсия "знакомство с библиотекой"

Библиотечный урок-экскурсия "знакомство с библиотекой"

Библиотечный урок-экскурсия "знакомство с библиотекой"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.05.2017