Задания для подготовки
1. Задание 1 № 20463
Рассмотрите предложенную схему классификации видов изменчивости. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.
Пояснение.
Наследственная изменчивость, связанная с изменениями генотипа, делится на два вида — комбинативную, обусловленную разными сочетаниями генов, и мутационную, связанную с изменением генов, хромосом или их количества.
Ответ: комбинативная.
.
2. Задание 1 № 20782
Рассмотрите схему. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.
Пояснение.
Изображена схема нейро-гуморальной регуляции. Гипоталамус посылает «сигналы» гипофизу.
Ответ: гипофиз.
3. 20783
Рассмотрите схему. Запишите в ответе пропущенный термин обозначенный на схеме знаком вопроса.
Пояснение.
На схеме изображена схема классифицирующая Грибы (по учебнику 5 класса). Знак вопроса нужно заменить термином «шляпочные», поскольку именно шляпочные грибы делятся на трубчатые и пластинчатые.
Ответ: шляпочные.
4. 20784
Рассмотрите схему. Запишите в ответе пропущенный термин обозначенный на схеме знаком вопроса.
Пояснение.
Активный искусственный иммунитет возникает после введения вакцины. Вакцины (лат. vaccinus коровий) — препараты, получаемые из ослабленных бактерий, вирусов и других микроорганизмов или продуктов их жизнедеятельности и применяемые для активной иммунизации людей и животных с целью специфической профилактики и лечения инфекционных болезней.
Ответ: вакцина, или вакцины (и единственное и множественное число — верный ответ).
5. Задание 1 № 20785
Рассмотрите схему. Запишите в ответе пропущенный термин обозначенный на схеме знаком вопроса.
Пояснение.
Инсулин — белковый гормон, контролирующий уровень глюкозы в крови. Синтезируют этот гормон бета-клетки, принадлежащие островковому аппарату (островки Лангерганса) поджелудочной железы, что объясняет риск развития сахарного диабета при нарушении ее функциональных способностей. Инсулин понижает уровень глюкозы в крови, при этом происходит синтез гликогена.
Ответ: инсулин.
6. 20786
Рассмотрите схему. Запишите в ответе пропущенный термин обозначенный на схеме знаком вопроса.
Пояснение.
Изображена схема большого круга кровообращения. На месте знака вопроса необходимо написать «капилляр» (капилляры).
Ответ: капилляр, или капилляры (и единственное и множественное число — верный ответ).
7. 20787
Рассмотрите схему. Запишите в ответе пропущенный термин обозначенный на схеме знаком вопроса.
Пояснение.
Мутагены — факторы, вызывающие мутации, делятся на физические (радиация, электромагнитное излучение, температура), химические (ароматические углеводороды, гербициды), биологические (вирусы).
Ответ: вирус, или вирусы.
.
8. Задание 1 № 20789
Рассмотрите схему. Запишите в ответе пропущенный термин обозначенный на схеме знаком вопроса. Ответ необходимо писать в единственном числе, именительном падеже.
Пояснение.
К двумембранным органоидам относят ядро, митохондрии и пластиды.
Ответ: митохондрия.
9. 20790
Рассмотрите схему. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.
Пояснение.
К немембранным органоидам эукариотической клетки относятся органоиды, не имеющие собственной замкнутой мембраны, а именно: рибосомы и органоиды, построенные на основе тубулиновых микротрубочек — клеточный центр и органоиды движения (жгутики и реснички).
Ответ: рибосома.
10. 20792
Указать стадию под буквой Г на схеме цикла развития гидроидного полипа.
Пояснение.
Схема жизненного цикла гидроидных (Соrynе): А — полипы, выпочковывающие медуз; Б — свободноплавающая медуза; В — яйцо; Г — планула. Полипы гидроидных лишены способности к половому размножению, зато они выпочковывают или отделяют не только подобных себе полипов, но совершенно не похожих на них медуз. Медузы и являются половыми особями. У гидрополипов медузы возникают из почек. Вначале такая почка внешне похожа на обычную почку, из которой развивается полип, но затем появляются отличия. Медузоидная почка сильно увеличивается в размере, становится полупрозрачной, внутри ее появляются 4 радиально расположенных канала и отходящий от места их скрещивания ротовой хоботок. Теперь молодая медузка внешне напоминает маленький колокольчик или зонтик. Вскоре она отрывается от колонии полипов и уплывает. Медузы самостоятельно питаются и увеличиваются в размерах, затем у них возникают половые железы. Яйца и сперма выбрасываются прямо в морскую воду, где происходит оплодотворение яиц. Из яиц возникает личинка — планула. На схеме в задании показан типичный жизненный цикл на примере гидроида из рода Корине (Соrynе sarsii).
Ответ: планула.
11. 20793
Рассмотрите схему. Запишите в ответе пропущенный термин обозначенный на схеме знаком вопроса.
Пояснение.
На схеме представлены ткани животных. Под знаком вопрос должна быть соединительная.
Ответ: соединительная.
12. 20794
Рассмотрите схему. Запишите в ответе пропущенный термин обозначенный на схеме знаком вопроса.
Пояснение.
Особую форму полового размножения представляет собой партеногенез, или девственное размножение, — развитие организма из неоплодотворенной яйцеклетки.
Ответ: партеногенез.
Примечание.
Половой процесс — суть его сводится к объединению в наследственном материале для развития потомка генетической информации от двух разных источников — родителей. Представление о половом процессе дает явление конъюгации, например инфузорий. Он заключается во временном соединении двух особей с целью обмена (рекомбинации) наследственным материалом. В результате появляются особи, генетически отличные от родительских организмов. В дальнейшем они осуществляют бесполое размножение. Поскольку количество инфузорий после конъюгации остается неизменным, говорить о размножении в прямом смысле нет оснований. У простейших половой процесс может осуществляться в виде копуляции, которая заключается в слиянии двух особей в одну, объединении и рекомбинации наследственного материала.
13. Задание 1 № 20795
Рассмотрите схему. Запишите в ответе пропущенный термин обозначенный на схеме знаком вопроса.
Пояснение.
Побег — один из основных вегетативных органов высших растений, состоящий из стебля с расположенными на нём листьями и почками.
Ответ: побег.
14. 20796
Рассмотрите схему. Запишите в ответе пропущенный термин обозначенный на схеме знаком вопроса.
Пояснение.
Простые плоды делят по консистенции околоплодника на сухие и сочные.
Ответ: сочные.
Примечание.
По правилам ответов нужно писать сочный. Внимательно читайте пояснение на экзамене! Если не будет указаний, значит, система будет засчитывать оба варианта: сочные/сочный.
15. 20797
Рассмотрите схему. Запишите в ответе пропущенный термин обозначенный на схеме знаком вопроса.
Пояснение.
Типичное семя состоит из покровов (кожуры), зародыша и питательной ткани. Главная функция семенной кожуры — защита зародыша от высыхания, механических повреждений. Формируется кожура из покровов семязачатка, интегументов. Зародыш семени развивается из оплодотворенной яйцеклетки, имеет диплоидный набор хромосом. Зародыш в зачаточной форме имеет все основные органы растения: зародышевый корешок, стебелек, почечку и первые зародышевые листья — семядоли. У двудольных — две семядоли, у однодольных — одна. Запасающие ткани семени — эндосперм, перисперм, основная ткань семядолей. Эндосперм развивается из оплодотворенного центрального ядра зародышевого мешка (имеет триплоидный набор хромосом), перисперм — из нуцеллуса (имеет диплоидный набор хромосом).
В семени фасоли эндосперм не представлен, запас питательных веществ в семядолях.
Ответ: зародыш.
16. Задание 1 № 20798
Рассмотрите схему. Запишите в ответе пропущенный термин обозначенный на схеме знаком вопроса.
Пояснение.
Часть в стебле растения между древесиной и лубом — камбий — образовательная ткань в стеблях и корнях голосеменных и двудольных растений, благодаря которой происходит рост стебля в толщину.
Ответ: камбий.
17. 20799
Рассмотрите предложенную схему. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.
Пояснение.
Молодые (однолетние) стебли снаружи покрыты кожицей, которая затем замещается пробкой, состоящей из мёртвых клеток, заполненных воздухом. Кожица и пробка — покровные ткани. Кора — под покровной тканью находится луб. В состав луба, кроме ситовидных трубок и клеток-спутниц, входят клетки, в которых откладываются запасные вещества.
Ответ: кора.
18. 20800
Пояснение.
Имеется два основных типа опыления: самоопыление (когда растение опыляется собственной пыльцой) и перекрёстное опыление. Перекрёстное опыление требует участия посредника, который бы доставил пыльцевые зёрна от тычинки к рыльцу пестика; в зависимости от этого различают следующие типы опыления.
Биотическое опыление (при помощи живых организмов):
Энтомофилия — опыление насекомыми; как правило, это пчёлы, осы, иногда — муравьи (Hymenoptera), жуки (Coleoptera), бабочки (Lepidoptera), а также мухи (Diptera). Пыльца цветков, как правило, крупная и очень клейкая. Некоторые виды растений (например, лютики) имеют чашевидную форму цветка, чтобы залезшее в него насекомое «пачкалось» о пыльцу, улучшая процесс опыления.
Зоофилия — опыление при помощи позвоночных животных: птицами (орнитофилия, агентами опыления выступают такие птицы как колибри, нектарницы, медососы), летучими мышами (хироптерофилия), грызунами, некоторыми сумчатыми (в Австралии), лемурами (на Мадагаскаре).
Искусственное опыление — перенесение пыльцы с тычинок на пестики цветков при посредстве человека.
Опыление некоторых растений из семейства Рдестовые иногда осуществляется с помощью улиток.
Животные, которые осуществляют опыление, называются опылителями.
Абиотическое опыление:
Анемофилия — опыление с помощью ветра, очень распространено у злаков, большинства хвойных и многих лиственных деревьев.
Гидрофилия — опыление при помощи воды, распространено у водных растений.
Около 80,4 % всех видов растений имеют биотический тип опыления, 19,6% опыляются при помощи ветра.
Ответ: перекрестное.
19. 20801
предложенную схему. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме
знаком вопроса.
Пояснение.
Врожденный иммунитет — это генотипический признак организма, передающийся по наследству.
Работа этого вида иммунитета обеспечивается многими факторами на различных уровнях: клеточном и неклеточном (или гуморальном).
Приобретенный иммунитет — это фенотипический признак, сопротивляемость чужеродным агентам, которая формируется после вакцинирования или перенесенного организмом инфекционного заболевания.
Естественный иммунитет может быть, как врожденным, так и приобретенным после перенесенного инфекционного заболевания. Также этот иммунитет может создаваться с помощью антител матери, которые поступают к плоду во время беременности, а потом и при грудном вскармливании уже к ребенку. Искусственный иммунитет, в отличие от естественного обретается организмом после вакцинации (вакцина содержит ослабленных или убитых возбудителей, в ответ на введение которых организм сам вырабатывает антитела - активный иммунитет) или в результате введения лечебной сыворотки (содержит готовые антитела - пассивный иммунитет).
Ответ: врожденный.
20. Задание 1 № 20802
Рассмотрите предложенную схему. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.
Пояснение.
Внутренняя среда организма — совокупность жидкостей организма, находящихся внутри него, как правило, в определённых резервуарах (сосуды) и в естественных условиях никогда не соприкасающихся с внешней окружающей средой, обеспечивая тем самым организму гомеостаз. Термин предложил французский физиолог Клод Бернар.
К внутренней среде организма относятся кровь, лимфа, тканевая и спинномозговая жидкости.
Кровь — жидкая подвижная соединительная ткань внутренней среды организма, которая состоит из жидкой среды — плазмы и взвешенных в ней клеток — форменных элементов: клеток лейкоцитов, постклеточных структур (эритроцитов) и тромбоцитов (кровяные пластинки).
Ответ: кровь.
21. 20803
Пояснение.
Вакуоли — пузырьки, заполненные каким-либо содержимым. У животных вакуоли временные, занимают около 5% клетки. У растений и грибов имеется крупная центральная вакуоль, занимающая до 90% объема зрелой клетки.
Ответ: вакуоль, или вакуоли (оба варианта засчитываются)
22. Задание 1 № 20804
Рассмотрите предложенную схему. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.
Пояснение.
Виды размножения: бесполое и половое. Трансдукция — процесс переноса бактериальной ДНК из одной клетки в другую бактериофагом.
Ответ: половое.
Примечание.
Половое размножение бактерий отличается от полового размножения эукариот тем, что у бактерий не образуются гаметы и не происходит слияния клеток. Однако главнейшее событие полового размножения, а именно обмен генетическим материалом, происходит и в этом случае. Этот процесс называется генетической рекомбинацией. Часть ДНК (очень редко вся ДНК) клетки-донора переносится в клетку-реципиент, ДНК которой генетически отличается от ДНК донора. При этом перенесенная ДНК замещает часть ДНК реципиента. В процессе замещения ДНК участвуют ферменты, расщепляющие и вновь соединяющие цепи ДНК. При этом образуется ДНК, которая содержит гены обеих родительских клеток. Такую ДНК называют рекомбинантной. У потомства, или рекомбинантов, наблюдается заметное разнообразие признаков, вызванное смешением генов. Такое разнообразие признаков очень важно для эволюции и является главным преимуществом полового размножения.
Известны три способа получения рекомбинантов. Это - в порядке их открытия - трансформация, конъюгация и трансдукция.
Ныне известно, что при трансформации из клетки-донора выходит небольшой фрагмент ДНК, который активно поглощается клеткой-реципиентом и включается в состав ее ДНК, замещая в ней похожий, хотя и не обязательно идентичный фрагмент. Трансформация наблюдается лишь у немногих бактерий, в том числе и у некоторых так называемых "компетентных" штаммов пневмококков, у которых ДНК может проникать в клетку-реципиент.
Конъюгация - это перенос ДНК между клетками, непосредственно контактирующими друг с другом. Донорная способность клеток определяется генами, находящимися в небольшой кольцевой молекуле ДНК, которую называют половым фактором или F-фактором (F - первая буква от англ. fertility плодовитость). Это - своеобразная плазмида (см. ниже), которая кодирует белок специфических фимбрий, называемых F-пилями или половыми пилями. F-пили облегчают контакт клеток друг с другом. Молекула ДНК состоит из двух цепей. При конъюгации одна из цепей двухцепочечной ДНК F-фактора проникает через половую фимбрию из клетки-донора (F+) в клетку-реципиент (F-).
При конъюгации происходит только частичный перенос генетического материала, поэтому ее не следует отождествлять полностью с половым процессом у других организмов.
При трансдукции небольшой двухцепочечный фрагмент ДНК попадает из клетки-донора в клеткуреципиент вместе с бактериофагом.
Различают неспецифическую (общую) трансдукцию, при которой возможен перенос любого фрагмента ДНК донора, и специфическую — перенос определенного фрагмента ДНК донора только в определенные участки ДНК реципиента. Неспецифическая трансдукция обусловлена включением ДНК донора в головку фага дополнительно к геному фага или вместо генома фага (дефектные фаги). Специфическая трансдукция обусловлена замещением некоторых генов фага генами хромосомы клеткидонора. Фаговая ДНК, несущая фрагменты хромосомы клетки-донора, включается в строго определенные участки хромосомы клетки-реципиента. Таким образом, привносятся новые гены и ДНК фага в виде профага репродуцируется вместе с хромосомой, т.е. этот процесс сопровождается лизогенией. Если фрагмент ДНК, переносимый фагом, не вступает в рекомбинацию с хромосомой реципиента и не реплицируется, но с него считывается информация о синтезе соответствующего продукта, такая трансдукция называется абортивной.
Источник.
Грин Найджел, Стаут Уилф, Тейлор Деннис. Биология. 1 том
23. 20805
Пояснение.
Для повышения урожайности сельскохозяйственных культур огромное значение имеет внесение в почву элементов, необходимых для роста и развития растений. Эти элементы вносятся в почву в виде органических (навоз, торф и др.) и минеральных (продукты химической переработки минерального сырья) удобрений (азотные, фосфорные, калийные).
Ответ: калийные.
24. Задание 1 № 20807
Рассмотрите предложенную схему. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.
Пояснение.
Побег — один из основных вегетативных органов высших растений, состоящий из стебля с расположенными на нём листьями и почками.
Ответ: побег.
25. 20808
предложенную схему. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме
знаком вопроса.
Пояснение.
Корневая система — это совокупность всех корней растения. В образовании корневой системы участвуют главный корень, боковые и придаточные корни. По форме различают 2 основных типа корневых систем:
Стержневая корневая система — корневая система с хорошо выраженным главным корнем. Характерна для двудольных растений.
Мочковатая корневая система — корневая система, образованная боковыми и придаточными корнями. Главный корень растет слабо и рано прекращает свой рост. Типична для однодольных растений.
Ответ: мочковатая.
26. Задание 1 № 21265
Рассмотрите рисунок с примерами хромосомных мутаций. Под цифрой 3 на нём обозначена хромо‐
сомная перестройка ... (запишите в ответе термин)
Пояснение.
Хромосомные мутации связаны с изменением структуры отдельной хромосомы и делятся на: 1) делеции — утрата участка хромосомы (потеря нескольких генов в хромосоме); 2) дупликации — удвоение участка хромосомы (дублируются отдельные гены); 3) инверсии — поворот участка хромосомы на 180 градусов (изменяется порядок генов в хромосоме); 4) транслокации — обмен участками между негомологичными хромосомами (изменяется набор генов в хромосоме); 5) слияние двух негомологичных хромосом в одну.
На рисунке под цифрой 3 изображена дупликация, так как в мутированной хромосоме ABCDECDE по сравнению с исходной хромосомой ABCDE присутствует дополнительный участок CDE с тремя дополнительными генами, являющимися копиями генов исходной хромосомы.
Ответ: дупликация.
.
27. 21491
строения и функций клетки. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.
Пояснение.
К органоидам цитоплазмы, отвечающим за биосинтез белка отвечают рибосомы.
Ответ: рибосомы, или рибосома.
28. 21520
предложенную схему «Рефлексы». Запишите в ответе пропущенный термин,
обозначенный на схеме вопросительным знаком.
Пояснение.
На схеме отмечены рефлексов. Под безусловными третья стрелка — «видовые», значит, под условными должно быть противоположное значение — индивидуальные.
Ответ: индивидуальные, или личные.
29. Задание 1 № 21548
Рассмотрите предложенную схему направлений эволюции. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.
Пояснение.
Идиоадаптация — направление эволюции, заключающееся в приобретении новых признаков при сохранении уровня организации предковых форм.
Ответ: идиоадаптация.
30. 21609
и запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.
Энергетический обмен состоит из трех этапов:
1) На подготовительном этапе сложные органические вещества расщепляются до менее сложных, например, биополимеры — до мономеров.
2) В процессе гликолиза глюкоза расщепляется до пировиноградной кислоты (или молочной кислоты, или спирта) и синтезируется 2 молекулы АТФ.
3) На кислородном этапе (окислительное фосфорилирование) пировиноградная кислота (пируват) расщепляется до углекислого газа и воды и синтезируется 36 молекул АТФ.
На схеме не хватает гликолиза.
Ответ: гликолиз.
Примечание.
Гликолиз имеет равнозначные названия — бескислородный этап, ИЛИ анаэробный этап, ИЛИ бескислородное окисление. Составители вопроса заложили в критерии только гликолиз, поэтому, если другие варианты не засчитают, смело подавайте на апелляцию.
31. 21637
схему взаимосвязи процессов фотосинтеза и дыхания. Запишите в ответе пропущенный
термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.
Пояснение.
На схеме изображена связь фотосинтеза и дыхания. Во время дыхания выделяется вода и углекислый газ, который поглощается при фотосинтезе и образуются органические вещества и кислород.
Ответ: кислород.
32. 21679
классификации растений. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.
Пояснение.
На схеме не хватает плаунов, поскольку к высшим споровым растениям относятся: хвощи, плауны, папоротники, мхи.
Ответ: плауны.
33. 21738
регуляции работы желёз внутренней секреции. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.
Пояснение.
Гипоталамо-гипофизарная система. Гипофизом называют мозговой придаток, расположенный под корой головного мозга. Он имеет крошечные размеры, но выполняет очень важные функции. Эта железа внутренней секреции регулирует такие процессы, как рост и развитие, половая функция и способность к размножению, обмен веществ.
Ответ: гипофиз.
34. 21766
последовательности прохождения крови по большому кругу кровообращения. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.
Пояснение.
Изображена схема большого круга кровообращения. На месте знака вопроса необходимо написать «левый желудочек».
Ответ: левый желудочек.
35. Задание 1 № 21794
Рассмотрите предложенную схему. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.
Пояснение.
На схеме не хватает плода.
Ответ: плод, или плод с семенами
36. 21863
развития споровых растений. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.
Пояснение.
Изображены стадии развития мха и папоротника. На месте знака вопроса необходимо написать «заросток».
Ответ: заросток.
37. Задание 1 № 21891
Рассмотрите предложенную схему реакции между аминокислотами. Запишите в ответ понятие, обозначающее название химической связи, отмеченной на схеме знаком вопроса.
Пояснение.
Пептидная связь — это химическая связь, возникающая между двумя молекулами в результате реакции конденсации между карбоксильной группой (-СООН) одной молекулы и аминогруппой (-NH2) другой молекулы, при выделении одной молекулы воды (H2O).
Ответ: пептидная, или пептидная связь.
Примечание.
Напоминаем, когда в ответ нужно записать словосочетание — пишем его одним словом! Не разделяем клеткой «пептиднаясвязь». Пептидную связь в химии часто называют амидной, но данный ответ в критерии не заложен, т.к. во всех учебниках биологии 9-11 класс указана пептидная связь.
38. 21994
Рассмотрите схему. Запишите в ответе пропущенный термин обозначенный на схеме знаком вопроса.
Пояснение.
Автотрофные организмы для построения своего тела используют неорганические вещества почвы, воды, воздуха. При этом одни из них (фототрофы) получают необходимую энергию от Солнца, другие
(хемотрофы) — от химических реакций неорганических соединений.
Ответ: хемотрофный (способ питания).
39. Задание 1 № 22069
Рассмотрите предложенную схему виды РНК. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.
Пояснение.
Молекулы РНК в зависимости от выполняемых функций подразделяются на три основных вида: информационные, или матричные (мРНК), транспортные (тРНК) и рибосомальные (рРНК). иРНК (мРНК) переносят информацию о структуре белка от ДНК к рибосомам, т. е. являются матрицей для синтеза белка; тРНК переносят аминокислоты к рибосомам, специфичность такого переноса обеспечивается тем, что имеется 20 типов тРНК, соответствующих 20 аминокислотам; рРНК образуют в комплексе с белками рибосому, в которой происходит синтез белка.
Ответ: рибосомальная, или рибосомная.
40. 22256
строения коры дерева. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.
Пояснение.
Кора — это наружная оболочка дерева, структура коры зависит от возраста дерева, чем старше дерево тем кора грубее и имеет больше трещин. Наружная часть коры представляет слой пробки выполняющий защитную функцию. Внутренняя часть коры - тонкий слой по которому идут питательные вещества от кроны к корням называют луб.
Ответ: пробка.
41. Задание 1 № 22284
Рассмотрите предложенную схему строения внутренней среды человека. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.
Пояснение.
Внутренняя среда организма — это кровь, лимфа и жидкость, заполняющая промежутки между клетками и тканями.
Кровь — это красная непрозрачная жидкость, состоящая из двух фракций — жидкой, или плазмы, и твердой, или клеток — форменных элементов крови.
Ответ: плазма.
42. 22387
классификации углеводов. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.
Пояснение.
Общая формула углеводов — Сn(Н2О)m, т. е. они как бы состоят из углерода и воды, отсюда и название класса, которое имеет исторические корни. Оно появилось на основе анализа первых известных углеводов.
Углеводы по их способности гидролизоваться можно разделить на три основные группы: моно-, дии полисахариды.
Моносахариды — углеводы, которые не гидролизуются (не разлагаются водой). В свою очередь, в зависимости от числа атомов углерода, моносахариды подразделяются на триозы (молекулы которых содержат три углеродных атома), тетрозы (четыре углеродных атома), пентозы (пять), гексозы (шесть) и т. д.
Дисахариды — углеводы, которые гидролизуются с образованием двух молекул моносахаридов, например гексоз.
К дисахаридам относятся:
1. Сахароза (обычный пищевой сахар), которая при гидролизе образует одну молекулу глюкозы и молекулу фруктозы. Она содержится в большом количестве в сахарной свекле, сахарном тростнике (отсюда и названия — свекловичный или тростниковый сахар), клене (канадские первопроходцы добывали кленовый сахар), сахарной пальме, кукурузе и т. д.
2. Мальтоза (солодовый сахар), которая гидролизуется с образованием двух молекул глюкозы.
3. Лактоза (молочный сахар), которая гидролизуется с образованием молекул глюкозы и галактозы.
Она содержится в молоке млекопитающих (до 4-6 %), обладает невысокой сладостью.
Ответ: дисахариды|олигосахариды.
43. Задание 1 № 22415
Рассмотрите предложенную схему классификации органоидов. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.
Пояснение.
Одномембранные органоиды: эндоплазматическая сеть, комплекс Гольджи, лизосомы, вакуоль.
Двумембранные органоиды: ядро, митохондрии, пластиды (лейкопласты, хлоропласты, хромопласты).
Немембранные органоиды: рибосомы, центриоли, ядрышко.
Ответ: митохондрии, или митохондрия.
44. 22717
схему классификации экологических факторов. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.
Пояснение.
Элементы окружающей среды, оказывающие влияние на живые организмы называются экологическими факторами. Они подразделяются на абиотические, биотические и антропогенные.
К числу абиотических факторов относятся элементы неживой природы: свет, температура, влажность, осадки, ветер, атмосферное давление, радиационный фон, химический состав атмосферы, воды, почвы и т. п. Их можно разделить на климатические, местные (ландшафт).
Биотическими факторами являются живые организмы (бактерии, грибы, растения, животные), вступающие во взаимодействие с данным организмом. К антропогенным факторам относятся особенности среды, обусловленные трудовой деятельностью человека.
Ответ: абиотические
45. Задание 1 № 22745
Рассмотрите предложенную схему классификации движущих сил эволюции. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.
Пояснение.
Движущие силы эволюции по Дарвину: наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор. В синтетической теории эволюции к факторам эволюции относятся: популяционные волны (численность популяций), поток генов и дрейф генов (случайные колебания частот генов в малых популяциях), изоляция.
Движущий отбор — действует в изменяющихся условиях, отбирает крайние проявления признака (отклонения), приводит к изменению признаков;
Стабилизирующий отбор — действует в постоянных условиях, отбирает средние проявления признака, сохраняет признаки вида;
Разрывающий отбор — средний показатель «убирается», сохраняются крайние формы в норме реакции
Источник: Заяц, Р. Г. Биология для поступающих в вузы / Р. Г. Заяц, И. В. Рачковская, В. М.
Стамбровская. — Мн. : Выш. шк., 2004.
Ответ: стабилизирующий
46. 22820
Рассмотрите предложенную схему классификации мутаций. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.
Пояснение.
Мутации делятся на геномные (изменение числа хромосом в клетке), хромосомные (изменение структуры хромосомы) и генные (перестройки отдельных генов, связанные с изменением в структуре молекулы ДНК).
Ответ: генные.
.
47. Задание 1 № 22921
Рассмотрите предложенную схему строения скелета верхней конечности. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.
Пояснение.
В состав плечевого пояса входят две пары костей - ключица и лопатка
48. 22949
строения органов цветкового растения. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.
Пояснение.
Побег – это стебель с расположенными на нем листьями и почками Ответ: побег
49. Задание 1 № 23002
Рассмотрите предложенную схему направлений эволюции. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.
Пояснение.
Главными направлениями биологического прогресса являются:
Ароморфоз - основной путь прогрессивной эволюции, так шла эволюция от одноклеточных к
многоклеточным, от двуслойных к трехслойным
Идиоадаптация - эволюция идет вширь на одном уровне организации
Дегенерация - переход на нижеследующий уровень
50.
23030
строения скелета верхней конечности. Запишите в ответе
пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.
Пояснение.
Скелет свободной конечности – это плечо, предплечье и кисть. У плеча – одна трубчатая плечевая кость, соединяющаяся с лопаткой и образующая таким образом плечевой сустав.
У предплечья – две кости, локтевая и лучевая. Они вместе с плечевой костью образуют сложный локтевой сустав, а вместе с костями запястья - лучезапястный сустав. Кисть руки человека состоит из восьми косточек запястья, которые расположены в два ряда, пяти косточек пястья, которые образовывают ладонь и четырнадцати фаланг пальцев. У большого пальца – две фаланги, у остальных – по три.
51. Задание 1 № 23815
Рассмотрите предложенную схему классификации периодов жизненного цикла соматической клетки. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.
Пояснение.
Вместо вопроса необходимо записать: ИНТЕРФАЗА.
Интерфаза – это период между двумя клеточными делениями. В интерфазе последовательно различают фазы G1 (пресинтетический период), S (синтетический период) и G2 (постсинтетический период). G1 - в эту фазу клетка синтезирует РНК и белки. Продолжительность фазы — от нескольких часов до нескольких дней. G2 клетки могут выйти из цикла и находится в фазе G0. В фазе G0 клетки начинают дифференцироваться. В фазу S в клетке продолжается синтез белка, происходит репликация ДНК, разделяются центриоли. В большинстве клеток фаза S длится 8−12 часов. В фазу G2 продолжается синтез РНК и белка (например, синтез тубулина для микротрубочек митотического веретена). Дочерние центриоли достигают размеров дефинитивных органелл. Эта фаза длится 2−4 часа.
Ответ: интерфаза.
52. Задание 1 № 23843
Рассмотрите предложенную схему классификации костей черепа. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.
Пояснение.
53. 24206
Ответ: ТЕМЕННАЯ или теменные
(ответ принимается и в единственном и во множественном числе) строения эукариотной клетки. Запишите в ответе пропущенный Мозговой череп образуют: термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.
-
непарные кости:
затылочная, клиновидная, лобная, решетчатая, - парные кости:
теменные и височные.
Пояснение.
К немембранным органоидам эукариотической клетки относятся органоиды, не имеющие собственной замкнутой мембраны.
Одномембранные органоиды: эндоплазматическая сеть, комплекс Гольджи, лизосомы.
Двумембранные органоиды: ядро, митохондрии, пластиды (лейкопласты, хлоропласты, хромопласты).
Немембранные органоиды: рибосомы, центриоли, ядрышко.
Ответ: НЕМЕМБРАННЫЕ.
54. Задание 1 № 24237
Рассмотрите предложенную схему классификации методов изучения эволюции. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.
Пояснение.
Методы изучения эволюции — это доказательства эволюции живой природы.
Палеонтологический метод: филогенетический ряд лошади; окаменелости и отпечатки организмов.
Палеонтология — наука, изучающая остатки вымерших организмов, выявляющая их сходства и различия с современными организмами. Благодаря палеонтологическим данным удалось установить пере‐
ходные формы и филогенетические ряды.
Но некоторые кости (клиновидная и решетчатая), расположенные на границе мозгового и лицевого Филогенетические ряды — последовательные ряды ископаемых форм организмов, эволюция котоотделов, функционально участвуют и в формировании последнего, поэтому в ответе предлагается рых совершалась в указанных направлениях. Такие ряды видов, последовательно сменяющих друг друга указать только теменную кость. организмов, свидетельствуют о существовании эволюционного процесса.
Ответ: ПАЛЕОНТОЛОГИЧЕСКИЕ
55. Задание 1 № 24444
Рассмотрите классификации направлений эволюции. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.
Пояснение.
Ароморфоз — прогрессивное эволюционное изменение строения, приводящее к общему повышению уровня организации организмов. Ароморфоз — это расширение жизненных условий, связанное с усложнением организации и повышением жизнедеятельности.
Идиоадаптация, одно из главных направлений эволюции, при котором возникают частные изменения строения и функций органов при сохранении в целом уровня организации предковых форм.
Дегенерация — процесс резкого упрощения организации, связанного с исчезновением органов и функций, а также целых систем органов.
Ответ: ароморфоз.
56. Задание 1 № 24472
Рассмотрите предложенную схему классификации видов отбора. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.
Пояснение.
Формы естественного отбора:
1. Движущий отбор — действует в изменяющихся условиях, отбирает крайние проявления признака (отклонения), приводит к изменению признаков.
2. Стабилизирующий отбор — действует в постоянных условиях, отбирает средние проявления признака, сохраняет признаки вида.
3. Разрывающий отбор — средний показатель «убирается», сохраняются крайние формы в норме реакции.
Ответ: стабилизирующий.
57. 25225
предложенную схему классификации органоидов клетки. Запишите в ответе
пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.
Пояснение.
К немембранным органоидам эукариотической клетки относятся органоиды, не имеющие собственной замкнутой мембраны, а именно: рибосомы и органоиды, построенные на основе тубулиновых микротрубочек — клеточный центр и органоиды движения (жгутики и реснички).
58. Задание 1 № 25253
Рассмотрите предложенную схему классификации органоидов клетки. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.
Пояснение.
Одномембранные органоиды: эндоплазматическая сеть, вакуоли, комплекс Гольджи, лизосомы.
Двумембранные органоиды: ядро, митохондрии, пластиды (лейкопласты, хлоропласты, хромопласты).
Немембранные органоиды: рибосомы, центриоли, ядрышко.
Ответ: лизосомы / лизосома
59. Задание 1 № 25281
Рассмотрите предложенную схему классификации экологических факторов окружающей среды. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.
Пояснение.
Элементы окружающей среды, оказывающие влияние на живые организмы называются экологическими факторами. Они подразделяются на абиотические, биотические и антропогенные.
К числу абиотических факторов относятся элементы неживой природы: свет, температура, влажность, осадки, ветер, атмосферное давление, радиационный фон, химический состав атмосферы, воды, почвы и т. п. Их можно разделить на климатические, местные (ландшафт).
Биотическими факторами являются живые организмы (бактерии, грибы, растения, животные), вступающие во взаимодействие с данным организмом.
К антропогенным факторам относятся особенности среды, обусловленные трудовой деятельностью человека.
Ответ: антропогенные.
60. 25309
классификации сред обитания организмов. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.
Пояснение.
Совокупность природных условий и явлений, окружающих живые организмы, с которыми эти организмы находятся в постоянном взаимодействии, называется средой обитания.
Выделяют следующие среды обитания на нашей планете:
— Водную
— Наземно-воздушную
— Почвенную
— Организменную
Организменная среда обитания — среда, образуемая самими живыми организмами, в которых обитают другие организмы.
Ответ: организменная.
61. Задание 1 № 25431
Рассмотрите предложенную схему классификации форм жизни. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.
Пояснение.
Все живое разделено на 2 империи — клеточные и неклеточные формы жизни. Основными формами жизни на Земле являются организмы клеточного строения.
К неклеточным организмам относятся вирусы и бактериофаги. Остальные живые существа являются клеточными формами жизни.
Клеточные организмы делятся на два надцарства: прокариоты (доядерные) и эукариоты (ядерные).
Структурной единицей клеточных форм жизни является клетка.
Ответ: ядерные / эукариоты
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.