Биологические термины и понятия

  • Домашнее обучение
  • pdf
  • 12.11.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рассмотрите предложенную схему классификации видов изменчивости. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса. Источник: Демонстрационная версия ЕГЭ—2017 по биологии., Демонстрационная версия ЕГЭ—2020 по биологии. Раздел кодификатора ФИПИ: 3.4 Генетика, ее задачи. Наследственность и изменчивость. Методы генетики Справка: Задание 23. Функционально-смысловые типы речи Подробнее Пояснение · Поделиться · Видеокурс · Сообщить об ошибке · Помощь 2 Задание 1 № 20782 Рассмотрите схему. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.
Иконка файла материала ba1ff0299f35f2a723faf19f3fc617ae.pdf

Задания для подготовки

1. Задание 1 № 20463

Рассмотрите предложенную схему классификации видов изменчивости. Запишите в ответе пропущен​ный тер​мин, обо​зна​чен​ный на схеме зна​ком во​про​са.

По​яс​не​ние.

На​след​ствен​ная из​мен​чи​вость, связанная с изменениями генотипа, делится на два вида — ком​би​на​тив​ную, обусловленную разными сочетаниями генов, и мутационную, связанную с изменением генов, хро​мо​сом или их ко​ли​че​ства.

 

Ответ: ком​би​на​тив​ная.

 .

2. Задание 1 № 20782

Рассмотрите схему. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

 

Пояснение.

Изображена схема нейро-гуморальной регуляции. Гипоталамус посылает «сигналы» гипофизу.

 

Ответ: гипофиз.

1/40

3.                           20783

Рассмотрите схему. Запишите в ответе пропущенный термин обозначенный на схеме знаком вопроса.

 

Пояснение.

На схеме изображена схема классифицирующая Грибы (по учебнику 5 класса). Знак вопроса нужно заменить термином «шляпочные», поскольку именно шляпочные грибы делятся на трубчатые и пластинчатые.

 

Ответ: шляпочные.

2/40

4.                           20784

Рассмотрите схему. Запишите в ответе пропущенный термин обозначенный на схеме знаком вопроса.

 

Пояснение.

Активный искусственный иммунитет возникает после введения вакцины. Вакцины (лат. vaccinus коровий) — препараты, получаемые из ослабленных бактерий, вирусов и других микроорганизмов или продуктов их жизнедеятельности и применяемые для активной иммунизации людей и животных с целью специфической профилактики и лечения инфекционных болезней.

 

Ответ: вакцина, или вакцины (и единственное и множественное число — верный ответ).

5.                           Задание 1 № 20785

Рассмотрите схему. Запишите в ответе пропущенный термин обозначенный на схеме знаком вопроса.

 

Пояснение.

Инсулин — белковый гормон, контролирующий уровень глюкозы в крови. Синтезируют этот гормон бета-клетки, принадлежащие островковому аппарату (островки Лангерганса) поджелудочной железы, что объясняет риск развития сахарного диабета при нарушении ее функциональных способностей. Инсулин понижает уровень глюкозы в крови, при этом происходит синтез гликогена.

 

Ответ: инсулин.

3/40

6.                           20786

Рассмотрите схему. Запишите в ответе пропущенный термин обозначенный на схеме знаком вопроса.

 

Пояснение.

Изображена схема большого круга кровообращения. На месте знака вопроса необходимо написать «капилляр» (капилляры).

 

Ответ: капилляр, или капилляры (и единственное и множественное число — верный ответ).

4/40

7.                           20787

Рассмотрите схему. Запишите в ответе пропущенный термин обозначенный на схеме знаком вопроса.

 

Пояснение.

Мутагены — факторы, вызывающие мутации, делятся на физические (радиация, электромагнитное излучение, температура), химические (ароматические углеводороды, гербициды), биологические (вирусы).

 

Ответ: вирус, или вирусы.

 .

8.                           Задание 1 № 20789

Рассмотрите схему. Запишите в ответе пропущенный термин обозначенный на схеме знаком вопроса. Ответ не​об​хо​ди​мо пис​ать в един​ствен​ном числе, име​ни​тель​ном па​де​же.

 

Пояснение.

К двумембранным органоидам относят ядро, митохондрии и пластиды.

 

 

Ответ: митохондрия.

5/40

9.                           20790

Рассмотрите схему. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

 

Пояснение.

К немембранным органоидам эукариотической клетки относятся органоиды, не имеющие собственной замкнутой мембраны, а именно: рибосомы и органоиды, построенные на основе тубулиновых микротрубочек — клеточный центр и органоиды движения (жгутики и реснички).

 

Ответ: рибосома.

6/40

10.                           20792

Указать стадию под буквой Г на схеме цикла развития гидроидного полипа.

Пояснение.

Схема жизненного цикла гидроидных (Соrynе): А — полипы, выпочковывающие медуз; Б — свободноплавающая медуза; В — яйцо; Г — планула. Полипы гидроидных лишены способности к половому размножению, зато они выпочковывают или отделяют не только подобных себе полипов, но совершенно не похожих на них медуз. Медузы и являются половыми особями. У гидрополипов медузы возникают из почек. Вначале такая почка внешне похожа на обычную почку, из которой развивается полип, но затем появляются отличия. Медузоидная почка сильно увеличивается в размере, становится полупрозрачной, внутри ее появляются 4 радиально расположенных канала и отходящий от места их скрещивания ротовой хоботок. Теперь молодая медузка внешне напоминает маленький колокольчик или зонтик. Вскоре она отрывается от колонии полипов и уплывает. Медузы самостоятельно питаются и увеличиваются в размерах, затем у них возникают половые железы. Яйца и сперма выбрасываются прямо в морскую воду, где происходит оплодотворение яиц. Из яиц возникает личинка — планула. На схеме в задании показан типичный жизненный цикл на примере гидроида из рода Корине (Соrynе sarsii).

 

Ответ: планула.

7/40

11.                           20793

Рассмотрите схему. Запишите в ответе пропущенный термин обозначенный на схеме знаком вопроса.

 

Пояснение.

На схеме представлены ткани животных. Под знаком вопрос должна быть соединительная.

 

Ответ: соединительная.

8/40

12.                           20794

Рассмотрите схему. Запишите в ответе пропущенный термин обозначенный на схеме знаком вопроса.

Пояснение.

Особую форму полового размножения представляет собой партеногенез, или девственное размножение, — развитие организма из неоплодотворенной яйцеклетки.

 

Ответ: партеногенез.

 

Примечание.

Половой процесс — суть его сводится к объединению в наследственном материале для развития потомка генетической информации от двух разных источников — родителей. Представление о половом процессе дает явление конъюгации, например инфузорий. Он заключается во временном соединении двух особей с целью обмена (рекомбинации) наследственным материалом. В результате появляются особи, генетически отличные от родительских организмов. В дальнейшем они осуществляют бесполое размножение. Поскольку количество инфузорий после конъюгации остается неизменным, говорить о размножении в прямом смысле нет оснований. У простейших половой процесс может осуществляться в виде копуляции, которая заключается в слиянии двух особей в одну, объединении и рекомбинации наследственного материала.

13. Задание 1 № 20795

Рас​смот​ри​те схему. За​пи​ши​те в от​ве​те про​пу​щен​ный тер​мин обо​зна​ченн​ый на схеме зна​ком во​про​са.

По​яс​не​ние.

Побег — один из основных вегетативных органов высших растений, состоящий из стебля с расположен​ны​ми на нём ли​стья​ми и поч​ка​ми.

 

Ответ: побег.

9/40

14.                           20796

Рассмотрите схему. Запишите в ответе пропущенный термин обозначенный на схеме знаком вопроса.

 

Пояснение.

Простые плоды делят по консистенции околоплодника на сухие и сочные.

 

Ответ: сочные.

 

Примечание.

По правилам ответов нужно писать сочный. Внимательно читайте пояснение на экзамене! Если не будет указаний, значит, система будет засчитывать оба варианта: сочные/сочный.

10/40

15.                           20797

Рассмотрите схему. Запишите в ответе пропущенный термин обозначенный на схеме знаком вопроса.

Пояснение.

Типичное семя состоит из покровов (кожуры), зародыша и питательной ткани. Главная функция семенной кожуры — защита зародыша от высыхания, механических повреждений. Формируется кожура из покровов семязачатка, интегументов. Зародыш семени развивается из оплодотворенной яйцеклетки, имеет диплоидный набор хромосом. Зародыш в зачаточной форме имеет все основные органы растения: зародышевый корешок, стебелек, почечку и первые зародышевые листья — семядоли. У двудольных — две семядоли, у однодольных — одна. Запасающие ткани семени — эндосперм, перисперм, основная ткань семядолей. Эндосперм развивается из оплодотворенного центрального ядра зародышевого мешка (имеет триплоидный набор хромосом), перисперм — из нуцеллуса (имеет диплоидный набор хромосом).

В семени фасоли эндосперм не представлен, запас питательных веществ в семядолях.

 

Ответ: зародыш.

16. Задание 1 № 20798

Рассмотрите схему. Запишите в ответе пропущенный термин обозначенный на схеме знаком вопроса.

Пояснение.

Часть в стебле растения между древесиной и лубом — камбий — образовательная ткань в стеблях и корнях голосеменных и двудольных растений, благодаря которой происходит рост стебля в толщину.

 

Ответ: камбий.

11/40

17.                           20799

Рассмотрите предложенную схему. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме зна​ком во​про​са.

Пояснение.

Молодые (однолетние) стебли снаружи покрыты кожицей, которая затем замещается пробкой, состоящей из мёртвых клеток, заполненных воздухом. Кожица и пробка — покровные ткани. Кора — под покровной тканью находится луб. В состав луба, кроме ситовидных трубок и клеток-спутниц, входят клетки, в которых откладываются запасные вещества.

 

Ответ: кора.

12/40


18.                           20800

 

Пояснение.

Имеется два основных типа опыления: самоопыление (когда растение опыляется собственной пыльцой) и перекрёстное опыление. Перекрёстное опыление требует участия посредника, который бы доставил пыльцевые зёрна от тычинки к рыльцу пестика; в зависимости от этого различают следующие типы опыления.

Биотическое опыление (при помощи живых организмов):

Энтомофилия — опыление насекомыми; как правило, это пчёлы, осы, иногда — муравьи (Hymenoptera), жуки (Coleoptera), бабочки (Lepidoptera), а также мухи (Diptera). Пыльца цветков, как правило, крупная и очень клейкая. Некоторые виды растений (например, лютики) имеют чашевидную форму цветка, чтобы залезшее в него насекомое «пачкалось» о пыльцу, улучшая процесс опыления.

Зоофилия — опыление при помощи позвоночных животных: птицами (орнитофилия, агентами опыления выступают такие птицы как колибри, нектарницы, медососы), летучими мышами (хироптерофилия), грызунами, некоторыми сумчатыми (в Австралии), лемурами (на Мадагаскаре).

Искусственное опыление — перенесение пыльцы с тычинок на пестики цветков при посредстве человека.

Опыление некоторых растений из семейства Рдестовые иногда осуществляется с помощью улиток.

Животные, которые осуществляют опыление, называются опылителями.

Абиотическое опыление:

Анемофилия — опыление с помощью ветра, очень распространено у злаков, большинства хвойных и многих лиственных деревьев.

Гидрофилия — опыление при помощи воды, распространено у водных растений.

Около 80,4 % всех видов растений имеют биотический тип опыления, 19,6% опыляются при помощи ветра.

 

Ответ: перекрестное.

13/40

19.                           20801

 предложенную схему. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме

знаком вопроса.

Пояснение.

Врожденный иммунитет — это генотипический признак организма, передающийся по наследству.

Работа этого вида иммунитета обеспечивается многими факторами на различных уровнях: клеточном и неклеточном (или гуморальном).

Приобретенный иммунитет — это фенотипический признак, сопротивляемость чужеродным агентам, которая         формируется                     после             вакцинирования или                перенесенного                  организмом                       инфекционного заболевания.

Естественный иммунитет может быть, как врожденным, так и приобретенным после перенесенного инфекционного заболевания. Также этот иммунитет может создаваться с помощью антител матери, которые поступают к плоду во время беременности, а потом и при грудном вскармливании уже к ребенку. Искусственный иммунитет, в отличие от естественного обретается организмом после вакцинации (вакцина содержит ослабленных или убитых возбудителей, в ответ на введение которых организм сам вырабатывает антитела - активный иммунитет) или в результате введения лечебной сыворотки (содержит готовые антитела - пассивный иммунитет).

 

Ответ: врожденный.

20. Задание 1 № 20802

Рассмотрите предложенную схему. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

Пояснение.

Внутренняя среда организма — совокупность жидкостей организма, находящихся внутри него, как правило, в определённых резервуарах (сосуды) и в естественных условиях никогда не соприкасающихся с внешней окружающей средой, обеспечивая тем самым организму гомеостаз. Термин предложил французский физиолог Клод Бернар.

К внутренней среде организма относятся кровь, лимфа, тканевая и спинномозговая жидкости.

Кровь — жидкая подвижная соединительная ткань внутренней среды организма, которая состоит из жидкой среды — плазмы и взвешенных в ней клеток — форменных элементов: клеток лейкоцитов, постклеточных структур (эритроцитов) и тромбоцитов (кровяные пластинки).

 

Ответ: кровь.

14/40

21.                           20803

 

Пояснение.

Вакуоли — пузырьки, заполненные каким-либо содержимым. У животных вакуоли временные, занимают около 5% клетки. У растений и грибов имеется крупная центральная вакуоль, занимающая до 90% объема зрелой клетки.

 

Ответ: вакуоль, или вакуоли (оба варианта засчитываются)

22.                           Задание 1 № 20804

Рассмотрите предложенную схему. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

15/40

Пояснение.

Виды размножения: бесполое и половое. Трансдукция — процесс переноса бактериальной ДНК из одной клетки в другую бактериофагом.

 

Ответ: половое.

 

Примечание.

Половое размножение бактерий отличается от полового размножения эукариот тем, что у бактерий не образуются гаметы и не происходит слияния клеток. Однако главнейшее событие полового размножения, а именно обмен генетическим материалом, происходит и в этом случае. Этот процесс называется генетической рекомбинацией. Часть ДНК (очень редко вся ДНК) клетки-донора переносится в клетку-реципиент, ДНК которой генетически отличается от ДНК донора. При этом перенесенная ДНК замещает часть ДНК реципиента. В процессе замещения ДНК участвуют ферменты, расщепляющие и вновь соединяющие цепи ДНК. При этом образуется ДНК, которая содержит гены обеих родительских клеток. Такую ДНК называют рекомбинантной. У потомства, или рекомбинантов, наблюдается заметное разнообразие признаков, вызванное смешением генов. Такое разнообразие признаков очень важно для эволюции и является главным преимуществом полового размножения.

 

Известны три способа получения рекомбинантов. Это - в порядке их открытия - трансформация, конъюгация и трансдукция.

 

Ныне известно, что при трансформации из клетки-донора выходит небольшой фрагмент ДНК, который активно поглощается клеткой-реципиентом и включается в состав ее ДНК, замещая в ней похожий, хотя и не обязательно идентичный фрагмент. Трансформация наблюдается лишь у немногих бактерий, в том числе и у некоторых так называемых "компетентных" штаммов пневмококков, у которых ДНК может проникать в клетку-реципиент.

 

Конъюгация - это перенос ДНК между клетками, непосредственно контактирующими друг с другом. Донорная способность клеток определяется генами, находящимися в небольшой кольцевой молекуле ДНК, которую называют половым фактором или F-фактором (F - первая буква от англ. fertility плодовитость). Это - своеобразная плазмида (см. ниже), которая кодирует белок специфических фимбрий, называемых F-пилями или половыми пилями. F-пили облегчают контакт клеток друг с другом. Молекула ДНК состоит из двух цепей. При конъюгации одна из цепей двухцепочечной ДНК F-фактора проникает через половую фимбрию из клетки-донора (F+) в клетку-реципиент (F-).

При конъюгации происходит только частичный перенос генетического материала, поэтому ее не следует отождествлять пол​ностью с половым процессом у других организмов.

 

При трансдукции небольшой двухцепочечный фрагмент ДНК попадает из клетки-донора в клеткуреципиент вместе с бактериофагом.

Различают неспецифическую (общую) трансдукцию, при которой возможен перенос любого фрагмента ДНК донора, и специфическую — перенос определенного фрагмента ДНК донора только в определенные участки ДНК реципиента. Неспецифическая трансдукция обусловлена включением ДНК донора в головку фага дополнительно к геному фага или вместо генома фага (дефектные фаги). Специфическая трансдукция обусловлена замещением некоторых генов фага генами хромосомы клеткидонора. Фаговая ДНК, несущая фрагменты хромосомы клетки-донора, включается в строго определенные участки хромосомы клетки-реципиента. Таким образом, привносятся новые гены и ДНК фага в виде профага репродуцируется вместе с хромосомой, т.е. этот процесс сопровождается лизогенией. Если фрагмент ДНК, переносимый фагом, не вступает в рекомбинацию с хромосомой реципиента и не реплицируется, но с него считывается информация о синтезе соответствующего продукта, такая трансдукция называется абортивной.

 

Источник.

Грин Найджел, Стаут Уилф, Тейлор Деннис. Биология. 1 том

16/40

23.                           20805

 

Пояснение.

Для повышения урожайности сельскохозяйственных культур огромное значение имеет внесение в почву элементов, необходимых для роста и развития растений. Эти элементы вносятся в почву в виде органических (навоз, торф и др.) и минеральных (продукты химической переработки минерального сырья) удобрений (азотные, фосфорные, калийные).

 

Ответ: калийные.

24.                           Задание 1 № 20807

Рассмотрите предложенную схему. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме зна​ком во​про​са.

Пояснение.

Побег — один из основных вегетативных органов высших растений, состоящий из стебля с расположен​ны​ми на нём ли​стья​ми и поч​ка​ми.

 

Ответ: побег.

17/40

25.                           20808

 предложенную схему. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме

знаком вопроса.

Пояснение.

Корневая система — это совокупность всех корней растения. В образовании корневой системы участвуют главный корень, боковые и придаточные корни. По форме различают 2 основных типа корневых систем:

Стержневая корневая система — корневая система с хорошо выраженным главным корнем. Характерна для двудольных растений.

Мочковатая корневая система — корневая система, образованная боковыми и придаточными корнями. Главный корень растет слабо и рано прекращает свой рост. Типична для однодольных растений.

 

Ответ: мочковатая.

26. Задание 1 № 21265

Рассмотрите рисунок с примерами хромосомных мутаций. Под цифрой 3 на нём обозначена хромо

сом​ная пе​ре​строй​ка ... (за​пи​шит​е в от​ве​те тер​мин)

Пояснение.

Хромосомные мутации связаны с изменением структуры отдельной хромосомы и делятся на: 1) делеции — утрата участка хромосомы (потеря нескольких генов в хромосоме); 2) дупликации — удвоение участка хромосомы (дублируются отдельные гены); 3) инверсии — поворот участка хромосомы на 180 градусов (изменяется порядок генов в хромосоме); 4) транслокации — обмен участками между негомологичными хромосомами (изменяется набор генов в хромосоме); 5) слияние двух негомологичных хромосом в одну.

На рисунке под цифрой 3 изображена дупликация, так как в мутированной хромосоме ABCDECDE по сравнению с исходной хромосомой ABCDE присутствует дополнительный участок CDE с тремя дополнительными генами, являющимися копиями генов исходной хромосомы.

 

Ответ: дупликация.

 .

18/40


27.                           21491

 строения и функций клетки. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

Пояснение.

К органоидам цитоплазмы, отвечающим за биосинтез белка отвечают рибосомы.

 

Ответ: рибосомы, или рибосома.

19/40

28.                           21520

                            предложенную схему «Рефлексы». Запишите в ответе пропущенный            термин,

обозначенный на схеме вопросительным знаком.

Пояснение.

На схеме отмечены рефлексов. Под безусловными третья стрелка — «видовые», значит, под условными должно быть противоположное значение — индивидуальные.

 

Ответ: индивидуальные, или личные.

29.                           Задание 1 № 21548

Рассмотрите предложенную схему направлений эволюции. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.

Пояснение.

Идиоадаптация — направление эволюции, заключающееся в приобретении новых признаков при сохранении уровня организации предковых форм.

 

Ответ: идиоадаптация.

20/40

30.                           21609

 и запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

Энергетический обмен состоит из трех этапов:

1)            На подготовительном этапе сложные органические вещества расщепляются до менее сложных, например, биополимеры — до мономеров.

2)            В процессе гликолиза глюкоза расщепляется до пировиноградной кислоты (или молочной кислоты, или спирта) и синтезируется 2 молекулы АТФ.

3)            На кислородном этапе (окислительное фосфорилирование) пировиноградная кислота (пируват) расщепляется до углекислого газа и воды и синтезируется 36 молекул АТФ.

На схеме не хватает гликолиза.

 

Ответ: гликолиз.

 

Примечание.

Гликолиз имеет равнозначные названия — бескислородный этап, ИЛИ анаэробный этап, ИЛИ бескислородное окисление. Составители вопроса заложили в критерии только гликолиз, поэтому, если другие варианты не засчитают, смело подавайте на апелляцию.

21/40

31.                           21637

 схему взаимосвязи процессов фотосинтеза и дыхания. Запишите в ответе пропущенный

термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

Пояснение.

На схеме изображена связь фотосинтеза и дыхания. Во время дыхания выделяется вода и углекислый газ, который поглощается при фотосинтезе и образуются органические вещества и кислород.

 

Ответ: кислород.

22/40

32.                           21679

 классификации растений. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

Пояснение.

На схеме не хватает плаунов, поскольку к высшим споровым растениям относятся: хвощи, плауны, папоротники, мхи.

 

Ответ: плауны.

23/40

33.                           21738

 регуляции работы желёз внутренней секреции. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

Пояснение.

Гипоталамо-гипофизарная система. Гипофизом называют мозговой придаток, расположенный под корой головного мозга. Он имеет крошечные размеры, но выполняет очень важные функции. Эта железа внутренней секреции регулирует такие процессы, как рост и развитие, половая функция и способность к размножению, обмен веществ.

 

Ответ: гипофиз.

24/40


34.                           21766

 последовательности прохождения крови по большому кругу крово​об​ращ​е​ния. За​пи​ши​те в от​ве​те про​пу​щен​ный тер​мин, обо​зна​чен​ный на схеме зна​ком во​про​са.

Пояснение.

Изображена схема большого круга кровообращения. На месте знака вопроса необходимо написать «левый желудочек».

 

Ответ: левый желудочек.

35.                           Задание 1 № 21794

Рассмотрите предложенную схему. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

Пояснение.

На схеме не хватает плода.

 

Ответ: плод, или плод с семенами

25/40

36.                           21863

 развития споровых растений. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

Пояснение.

Изображены стадии развития мха и папоротника. На месте знака вопроса необходимо написать «заросток».

 

Ответ: заросток.

37.                           Задание 1 № 21891

Рассмотрите предложенную схему реакции между аминокислотами. Запишите в ответ понятие, обозначающее название химической связи, отмеченной на схеме знаком вопроса.

Пояснение.

Пептидная связь — это химическая связь, возникающая между двумя молекулами в результате реакции конденсации между карбоксильной группой (-СООН) одной молекулы и аминогруппой (-NH2) другой молекулы, при выделении одной молекулы воды (H2O).

 

Ответ: пептидная, или пептидная связь.

 

Примечание.

Напоминаем, когда в ответ нужно записать словосочетание — пишем его одним словом! Не разделяем клеткой «пептиднаясвязь». Пептидную связь в химии часто называют амидной, но данный ответ в критерии не заложен, т.к. во всех учебниках биологии 9-11 класс указана пептидная связь.

26/40

38.                           21994

Рас​смот​ри​те схему. За​пи​ши​те в от​ве​те про​пу​щен​ный тер​мин обо​зна​ченн​ый на схеме зна​ком во​про​са.

 

По​яс​не​ние.

Автотрофные организмы для построения своего тела используют неорганические вещества почвы, воды, воздуха. При этом одни из них (фототрофы) получают необходимую энергию от Солнца, другие

(хе​мот​ро​фы) — от хи​ми​че​ских ре​акц​ий не​ор​га​ни​че​ских со​еди​не​ний.

 

Ответ: хе​мот​роф​ный (спо​соб пи​та​ния).

39.                           Задание 1 № 22069

Рассмотрите предложенную схему виды РНК. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

Пояснение.

Молекулы РНК в зависимости от выполняемых функций подразделяются на три основных вида: информационные, или матричные (мРНК), транспортные (тРНК) и рибосомальные (рРНК). иРНК (мРНК) переносят информацию о структуре белка от ДНК к рибосомам, т. е. являются матрицей для синтеза белка; тРНК переносят аминокислоты к рибосомам, специфичность такого переноса обеспечивается тем, что имеется 20 типов тРНК, соответствующих 20 аминокислотам; рРНК образуют в комплексе с белками рибосому, в которой происходит синтез белка.

 

Ответ: рибосомальная, или рибосомная.

27/40

40.                           22256

 строения коры дерева. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

Пояснение.

Кора — это наружная оболочка дерева, структура коры зависит от возраста дерева, чем старше дерево тем кора грубее и имеет больше трещин. Наружная часть коры представляет слой пробки выполняющий защитную функцию. Внутренняя часть коры - тонкий слой по которому идут питательные вещества от кроны к корням называют луб.

 

Ответ: пробка.

41.                           Задание 1 № 22284

Рассмотрите предложенную схему строения внутренней среды человека. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

Пояснение.

Внутренняя среда организма — это кровь, лимфа и жидкость, заполняющая промежутки между клетками и тканями.

Кровь — это красная непрозрачная жидкость, состоящая из двух фракций — жидкой, или плазмы, и твердой, или клеток — форменных элементов крови.

 

Ответ: плазма.

28/40

42.                           22387

  классификации углеводов. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.

По​яс​не​ние.

Общая фор​му​ла уг​ле​во​дов — Сn(Н2О)m, т. е. они как бы со​сто​ят из уг​ле​ро​да и во​ды, от​сю​да и наз​ва​ние класса, которое имеет исторические корни. Оно появилось на основе анализа первых известных угле​во​дов.

Углеводы по их способности гидролизоваться можно разделить на три основные группы: моно-, дии по​ли​са​ха​ри​ды.

 

Моносахариды — углеводы, которые не гидролизуются (не разлагаются водой). В свою очередь, в зависимости от числа атомов углерода, моносахариды подразделяются на триозы (молекулы которых содержат три углеродных атома), тетрозы (четыре углеродных атома), пентозы (пять), гексозы (шесть) и т. д.

 

Дисахариды — углеводы, которые гидролизуются с образованием двух молекул моносахаридов, напри​мер гек​соз.

К ди​са​ха​ри​дам от​но​сят​ся:

1.     Сахароза (обычный пищевой сахар), которая при гидролизе образует одну молекулу глюкозы и молекулу фруктозы. Она содержится в большом количестве в сахарной свекле, сахарном тростнике (отсюда и названия — свекловичный или тростниковый сахар), клене (канадские первопроходцы добывали кле​но​вый сахар), са​хар​ной паль​ме, ку​ку​ру​зе и т. д.

 

2.     Маль​то​за (со​ло​до​вый сахар), ко​то​рая гидро​ли​зу​ет​ся с об​ра​зо​ва​ни​ем двух мо​лек​ул глю​ко​зы.

 

3.     Лактоза (молочный сахар), которая гидролизуется с образованием молекул глюкозы и галактозы.

Она со​дер​жит​ся в мо​ло​ке мле​ко​пи​та​ю​щих (до 4-6 %), об​ла​дае​т не​вы​со​кой сла​до​стью.

 

Ответ: ди​са​ха​ри​ды|оли​гос​а​ха​ри​ды.

43. Задание 1 № 22415

Рассмотрите предложенную схему классификации органоидов. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.

Пояснение.

Одномембранные органоиды: эндоплазматическая сеть, комплекс Гольджи, лизосомы, вакуоль.

Двумембранные органоиды: ядро, митохондрии, пластиды (лейкопласты, хлоропласты, хромопласты).

Немембранные органоиды: рибосомы, центриоли, ядрышко.

 

Ответ: митохондрии, или митохондрия.

29/40

44.                           22717

 схему классификации экологических факторов. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.

Пояснение.

Элементы окружающей среды, оказывающие влияние на живые организмы называются экологическими факторами. Они подразделяются на абиотические, биотические и антропогенные.

К числу абиотических факторов относятся элементы неживой природы: свет, температура, влажность, осадки, ветер, атмосферное давление, радиационный фон, химический состав атмосферы, воды, почвы и т. п. Их можно разделить на климатические, местные (ландшафт).

Биотическими факторами являются живые организмы (бактерии, грибы, растения, животные), вступающие во взаимодействие с данным организмом. К антропогенным факторам относятся особенности среды, обусловленные трудовой деятельностью человека.

 

Ответ: абиотические

45. Задание 1 № 22745

Рассмотрите предложенную схему классификации движущих сил эволюции. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.

Пояснение.

Движущие силы эволюции по Дарвину: наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор. В синтетической теории эволюции к факторам эволюции относятся: популяционные волны (численность популяций), поток генов и дрейф генов (случайные колебания частот генов в малых популяциях), изоляция.

Движущий отбор — действует в изменяющихся условиях, отбирает крайние проявления признака (отклонения), при​во​дит к из​ме​не​нию признаков;

Стабилизирующий отбор — действует в постоянных условиях, отбирает средние проявления признака, со​хра​ня​ет при​зна​ки вида;

Разрывающий отбор — средний показатель «убирается», сохраняются крайние формы в норме реакции

Источник: Заяц, Р. Г. Биология для поступающих в вузы / Р. Г. Заяц, И. В. Рачковская, В. М.

Стамбровская. — Мн. : Выш. шк., 2004.

 

Ответ: стабилизирующий

30/40


46.                           22820

Рассмотрите предложенную схему классификации мутаций. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.

Пояснение.

Мутации делятся на геномные (изменение числа хромосом в клетке), хромосомные (изменение структуры хромосомы) и генные (перестройки отдельных генов, связанные с изменением в структуре молекулы ДНК).

 

Ответ: генные.

 .

47.                           Задание 1 № 22921

Рассмотрите предложенную схему строения скелета верхней конечности. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

Пояснение.

В состав плечевого пояса входят две пары костей - ключица и лопатка

31/40

48.                           22949

 строения органов цветкового растения. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

Пояснение.

Побег – это стебель с расположенными на нем листьями и почками Ответ: побег

49.                           Задание 1 № 23002

Рассмотрите предложенную схему направлений эволюции. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

Пояснение.

Главными направлениями биологического прогресса являются:

Ароморфоз - основной путь прогрессивной эволюции, так шла эволюция от одноклеточных к

многоклеточным, от двуслойных к трехслойным

Идиоадаптация - эволюция идет вширь на одном уровне организации

Дегенерация - переход на нижеследующий уровень

32/40


50.                           23030

                                                                            строения скелета верхней конечности. Запишите в ответе

пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

Пояснение.

Скелет свободной конечности – это плечо, предплечье и кисть. У плеча – одна трубчатая плечевая кость, соединяющаяся с лопаткой и образующая таким образом плечевой сустав.

 

У предплечья – две кости, локтевая и лучевая. Они вместе с плечевой костью образуют сложный локтевой сустав, а вместе с костями запястья - лучезапястный сустав. Кисть руки человека состоит из восьми косточек запястья, которые расположены в два ряда, пяти косточек пястья, которые образовывают ладонь и четырнадцати фаланг пальцев. У большого пальца – две фаланги, у остальных – по три.

51.                           Задание 1 № 23815

Рассмотрите предложенную схему классификации периодов жизненного цикла соматической клетки. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

Пояснение.

Вместо вопроса необходимо записать: ИНТЕРФАЗА.

Интерфаза – это период между двумя клеточными делениями. В интерфазе последовательно различают фазы G1 (пресинтетический период), S (синтетический период) и G2 (постсинтетический период). G1 - в эту фазу клетка синтезирует РНК и белки. Продолжительность фазы — от нескольких часов до нескольких дней. G2 клетки могут выйти из цикла и находится в фазе G0. В фазе G0 клетки начинают дифференцироваться. В фазу S в клетке продолжается синтез белка, происходит репликация ДНК, разделяются центриоли. В большинстве клеток фаза S длится 8−12 часов. В фазу G2 продолжается синтез РНК и белка (например, синтез тубулина для микротрубочек митотического веретена). Дочерние центриоли достигают размеров дефинитивных органелл. Эта фаза длится 2−4 часа.

 

Ответ: интерфаза.

52. Задание 1 № 23843

Рассмотрите предложенную схему классификации костей черепа. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

33/40                                                                                                                                                                                  34/40

Пояснение.

                                                                                                                                                                                           53.                           24206

Ответ: ТЕМЕННАЯ или теменные

(ответ принимается и в единственном и во множественном числе)                         строения эукариотной клетки. Запишите в ответе пропущенный Мозговой череп образуют:                термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

- непарные кости:

затылочная, клиновидная, лобная, решетчатая, - парные кости:

теменные и височные.

Пояснение.

К немембранным органоидам эукариотической клетки относятся органоиды, не имеющие собственной замкнутой мембраны.

Одномембранные органоиды: эндоплазматическая сеть, комплекс Гольджи, лизосомы.

Двумембранные      органоиды:                        ядро,             митохондрии,                   пластиды     (лейкопласты,                   хлоропласты, хромопласты).

Немембранные органоиды: рибосомы, центриоли, ядрышко.

 

Ответ: НЕМЕМБРАННЫЕ.

54. Задание 1 № 24237

Рассмотрите предложенную схему классификации методов изучения эволюции. Запишите в ответе про​пу​щен​ный тер​мин, обо​зна​чен​ный на схеме знак​ом во​про​са.

По​яс​не​ние.

Ме​то​ды изу​че​ния эво​лю​ции — это до​ка​зат​ель​ства эво​лю​ции живой при​ро​ды.

Па​ле​он​то​ло​ги​че​ский метод: фил​о​ге​не​ти​че​ский ряд ло​ша​ди; ока​ме​не​ло​сти и от​пе​чат​ки ор​га​низ​мов.

 

Палеонтология — наука, изучающая остатки вымерших организмов, выявляющая их сходства и различия с современными организмами. Благодаря палеонтологическим данным удалось установить пере

                                                                                                                                                                                                                                                                               ход​ные формы и фи​ло​ге​не​ти​че​ские ряды.

Но некоторые кости (клиновидная и решетчатая), расположенные на границе мозгового и лицевого Филогенетические ряды — последовательные ряды ископаемых форм организмов, эволюция котоотделов, функционально участвуют и в формировании последнего, поэтому в ответе предлагается рых совершалась в указанных направлениях. Такие ряды видов, последовательно сменяющих друг друга указать только теменную кость.                   ор​ган​из​мов, сви​де​тель​ству​ют о су​ще​ство​ван​ии эво​лю​ци​он​но​го про​цес​са.

 

Ответ: ПА​ЛЕ​ОН​ТО​ЛО​ГИ​ЧЕ​СКИЕ

35/40                                                                                                                                                                                  36/40


55. Задание 1 № 24444

Рассмотрите  классификации направлений эволюции. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.

Пояснение.

Ароморфоз — прогрессивное эволюционное изменение строения, приводящее к общему повышению уровня организации организмов. Ароморфоз — это расширение жизненных условий, связанное с усложнением организации и повышением жизнедеятельности.

 

Идиоадаптация, одно из главных направлений эволюции, при котором возникают частные изменения строения и функций органов при сохранении в целом уровня организации предковых форм.

 

Дегенерация — процесс резкого упрощения организации, связанного с исчезновением органов и функций, а также целых систем органов.

 

Ответ: ароморфоз.

56. Задание 1 № 24472

Рассмотрите предложенную схему классификации видов отбора. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.

Пояснение.

Формы естественного отбора:

1.            Движущий отбор — действует в изменяющихся условиях, отбирает крайние проявления признака (отклонения), при​во​дит к из​ме​не​нию признаков.

 

2.            Стабилизирующий отбор — действует в постоянных условиях, отбирает средние проявления признака, со​хра​ня​ет при​зна​ки вида.

 

3.            Разрывающий отбор — средний показатель «убирается», сохраняются крайние формы в норме реакции.

 

Ответ: стабилизирующий.

37/40

57.                           25225

                          предложенную схему классификации органоидов                 клетки. Запишите в ответе

пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.

Пояснение.

К немембранным органоидам эукариотической клетки относятся органоиды, не имеющие собственной замкнутой мембраны, а именно: рибосомы и органоиды, построенные на основе тубулиновых микротрубочек — клеточный центр и органоиды движения (жгутики и реснички).

58.                           Задание 1 № 25253

Рассмотрите предложенную схему классификации органоидов клетки. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.

Пояснение.

Одномембранные органоиды: эндоплазматическая сеть, вакуоли, комплекс Гольджи, лизосомы.

 

Двумембранные органоиды: ядро, митохондрии, пластиды (лейкопласты, хлоропласты, хромопласты).

 

Немембранные органоиды: рибосомы, центриоли, ядрышко.

 

Ответ: лизосомы / лизосома

38/40

59. Задание 1 № 25281

Рассмотрите предложенную схему классификации экологических факторов окружающей среды. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.

Пояснение.

Элементы окружающей среды, оказывающие влияние на живые организмы называются экологическими факторами. Они подразделяются на абиотические, биотические и антропогенные.

 

К числу абиотических факторов относятся элементы неживой природы: свет, температура, влажность, осадки, ветер, атмосферное давление, радиационный фон, химический состав атмосферы, воды, почвы и т. п. Их можно разделить на климатические, местные (ландшафт).

 

Биотическими факторами являются живые организмы (бактерии, грибы, растения, животные), вступающие во взаимодействие с данным организмом.

 

К антропогенным факторам относятся особенности среды, обусловленные трудовой деятельностью человека.

 

Ответ: антропогенные.

39/40

60.                           25309

 классификации сред обитания организмов. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.

Пояснение.

Совокупность природных условий и явлений, окружающих живые организмы, с которыми эти организмы находятся в постоянном взаимодействии, называется средой обитания.

Выделяют следующие среды обитания на нашей планете:

— Водную

— Наземно-воздушную

— Почвенную

— Организменную

Организменная среда обитания — среда, образуемая самими живыми организмами, в которых обитают другие организмы.

 

Ответ: организменная.

61. Задание 1 № 25431

Рассмотрите предложенную схему классификации форм жизни. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.

Пояснение.

Все живое разделено на 2 империи — клеточные и неклеточные формы жизни. Основными формами жизни на Земле являются организмы клеточного строения.

К неклеточным организмам относятся вирусы и бактериофаги. Остальные живые существа являются клеточными формами жизни.

Клеточные организмы делятся на два надцарства: прокариоты (доядерные) и эукариоты (ядерные).

Структурной единицей клеточных форм жизни является клетка.

 

Ответ: ядерные / эукариоты

40/40