ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН-КОНСПЕКТ
6 КЛАСС ФГОС
УМК «Полярная звезда»
УРОК № 26
Дата ______________________
Тема: Биосфера – земная оболочка
Цель: образовательная: сформировать и систематизировать теоретические знания по теме «Что такое биосфера и как она устроена», выяснить какова роль живого вещества в природе, закрепить полученные знания и умения.
развивающая: развивать умения обобщать, наблюдать, анализировать, делать выводы, работать с рисунками в учебнике, создать условия для развития творческих и аналитических способностей учащихся.
воспитательная: воспитать бережное отношение к природе и окружающему миру, ответственность за совершенные поступки.
Оборудование: учебник, атлас.
Планируемые результаты:
Предметные: формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о понятии «биосфера»; границах биосферы, её составе; имя учёного – основоположника учения о биосфере.
Метапредметные: формирование УУД:
Познавательные: определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи;
Регулятивные: строить логическое рассуждение и делать выводы, называть признаки, по которым проводятся границы биосферы; описывать сферу распространения живых организмов и этапы её расширения; объяснять причины неравномерного распространения живых организмов;
Коммуникативные: работать с текстом и картами в атласе и учебнике, формирование экологического мышления.
Личностные: формирование познавательного интереса к изучению биосферы и ее составляющих элементов.
Оборудование: физическая карта мира (полушарий), атлас, глобус, учебник, раздаточный материал карточка-задание, мультимедийное оборудование для презентации.
Тип урока: Урок открытия нового знания.
Структура урока:
1. Организационный момент – 1 мин
2. Актуализация опорных знаний и умений обучающихся - 10 мин
3. Изучение нового материала – 20 мин
4. Закрепление знаний и умений – 10 мин;
5. Домашнее задание – 2 мин.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний и умений обучающихся: Беседа по вопросам. На доске выведены пустые клетки для ответов.
Давайте вспомним, какие земные оболочки вы уже изучили.
1 задание. Это слово означает твердую оболочку земли. (слово состоит из 9 букв). Один ученик у доски вписывает слово «литосфера» в пустые клеточки. Ученики с мест дополняют определение:
Что включает в себя литосфера? Земную кору и верхний слой мантии.
2. задание. Это слово означает водную оболочку земли. (слово состоит из 10 букв). Один ученик у доски вписывает слово «гидросфера» в пустые клеточки. Ученики с мест дополняют определение: оболочка Земли, в которую включены океаны, моря, поверхностные и подземные воды суши, ледники.
3. Задание. Это слово означает воздушную оболочку земли. (слово состоит из 9 букв). Один ученик у доски вписывает слово «атмосфера» в пустые клеточки. Ученики с мест дополняют определение: состоит из смеси газов, перечисляют основные газы атмосферы.
3. Изучение нового материала. Работа с текстом параграфа 48 учебника.
Вы отлично справились с заданиями. Теперь давайте вместе подумаем, какую оболочку Земли мы начнем изучать на сегодняшнем уроке.
На экране выводятся изображения живых организмов, растений, человека.
Вопрос к классу: при изучении какого предмета в школе вы уже встречались с подобными изображениями? (Биология), как можно перевести с латинского языка слово «биос»? («биос» - жизнь, «сфера» - оболочка).
Давайте сформулируем тему урока. Дети: «Биосфера».
Один из учеников помогает учителю раздать карточки-задания для дальнейшей работы на уроке. Класс фиксирует тему в тетради.
На экране презентация.
Формулирование целей и задач урока:
Слово учителя: Самые главные вопросы в любой науке: Что? Где? Для чего (роль, смысл существования)? В течение урока мы постараемся ответить на вопросы: «Что такое биосфера, каков ее состав? Где проходят границы биосферы? Что такое живое вещество и его роль в природе?»
Слово учителя: Впервые слово «биосфера» появилось в 1875 г. в работе австрийского геолога Эдварда Зюсса, но только начиная с 1926 г., когда вышла в свет замечательная книга В. И. Вернадского «Биосфера», оно получило широкое распространение в науке. Учение В. И. Вернадского о биосфере заставило научный мир по-новому взглянуть на нашу Землю.
(Заслушиваем сообщение ребенка о В.И. Вернадском (1863-1945 гг.) – приложение 1.)
Фамилии ученых –в тетрадь.
Состав и границы биосферы
Все живые организмы на нашей планете обладают определенными признаками, которые отличают их от неживой природы.
Назовите признаки живых организмов? (Дыхание, Питание, Развитие, Размножение, Движение).
- Какие виды животных составляют биосферу? (Ответы учащихся)
Вы перечислили многие виды животных и растений, это доказывает что, живые организмы на Земле исключительно разнообразны. Ученые могут лишь приблизительно подсчитать, что их больше 2,5 млн. видов, которые составляют биосферу. Они в совокупности составляют Органический мир.
И все они подразделяются на четыре основных царства: Задание № 1 в карточке.
бактерии, грибы, растения и животные.
Задания № 1 в карточке. Заполнить вторую и третью колонки таблицы. (опираясь на текст параграфа и межпредметные знания).
Царства органического мира |
Краткая характеристика |
Как взаимосвязаны между собой |
Бактерии |
Перерабатывают минеральные вещества в органические и обратно, имеют максимальное распространение |
|
Грибы |
Сочетают признаки животных и растений |
|
Растения |
Малоподвижны, прикреплены к одному месту, выделяют кислород в процессе фотосинтеза |
|
Животные |
Подвижны, травоядные, хищники |
|
Все живое образует органический мир нашей планеты. Человек тоже часть этого мира.
Обучающиеся работают с карточкой-заданием.
Задание №2 в карточке. Границы биосферы. Заполнить таблицу
Земные оболочки |
Где проходит граница жизни |
Что мешает дальнейшему распространению |
В атмосфере |
На высоте чуть более 17 км, до соприкосновения с озоновым слоем. |
Озоновый слой. |
В литосфере |
Земная кора, почвенный слой |
Нехватка кислорода. |
В гидросфере |
Дно океана
|
Гидросфера полностью заполнена живыми организмами |
Объяснение учителя. Чтобы более подробно рассмотреть границы биосферы мы заполним таблицу, в задании №2 в карточке. В таблице 3 графы: в первой перечислены оболочки земли, во вторую мы запишем границы биосферы, в третьей мы отметим, что мешает дальнейшему заполнению организмами в той или иной оболочки. Слайд «Границы биосферы».
Живые организмы распространены очень широко.
— Верхняя граница биосферы занимает весь
слой тропосферы (птицы, переносимые ветром микроорганизмы), доходит до озонового
слоя. Вспомните, каково значение озонового слоя атмосферы для жизни на планете?
(защищает от избыточного проникновения УФ лучей).
Нижняя граница на суше занимает несколько километров (до 4,5 км),
какие организмы живут в земле? (микроорганизмы, способные существовать без
воздуха и в плотной среде).
Гидросфера - полностью заселена живыми организмами.
«Особенности биосферы» Задание 3 в карточке. Ответить на вопросы, опираясь на текст учебника.
Круговорот веществ в биосфере и связь биосферы с другими оболочками.
В круговороте веществ в биосфере под действием солнечного света и тепла растения, животные и микроорганизмы связаны между собой и другими земными оболочками.
Устный анализ рис. 106. На стр. 158. «Круговорот веществ в биосфере».
4. Закрепление знаний и умений
В виде игры за ответ учащийся получает жетон определённого цвета
Зелёный – ответ четкий, полный
Оранжевый – нечеткий, краткий
Красный – не верный, запутанный.
Вопросы по теме:
1. Что такое биосфера?
2. Какой русский учёный создал учение о биосфере? Когда?
3. Состав биосферы?
4. Границы биосферы?
5. Сколько по подсчетам учёных на земле существует видов живых организмов?
6. На какие основные царства делятся живые организмы?
7. К какому царству вы отнесёте человека?
8. Что составляет органический мир нашей планеты?
9. Назовите животных, которые относятся к хищникам, к травоядным?
10. Когда зародились живые организмы?
Подсчёт балов и выставление оценок за работу на уроке.
5. Рефлексия: ребята, а теперь мы подведем итоги, как мы усвоили материал урока: если вам было все понятно и вы активно и с удовольствием работали – нарисуйте в тетради веселый смайлик, если было понятно не все – грустный смайлик, и подпишите, что именно осталось непонятным и что надо повторить дома.
6. Домашнее задание: П. 48, вопр. с. 158. Схема круговорота в тетрадь.
Сообщение учащегося
В. И. Вернадский родился в Петербурге в семье профессора экономики и истории Петербургского университета. В детстве он увлекался, прежде всего, историей.
В 1881 г. Владимир поступил на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета, где слушал лекции А. Бехтерева, В. Докучаева, И. Сеченова.
В университете на него произвели большое впечатление лекции А. Н. Бекетова по ботанике. Но поистине ошеломляющими оказались лекции Д. И. Менделеева. Его идеи и его личность оказали заметное влияние на формирование научного мировоззрения Владимира Ивановича.
Уже тогда в воображении Вернадского минералогия из традиционной описательной дисциплины переходит в динамичную форму геохимии - науку о геологической истории, круговоротах химических элементов на Земле. Основоположником этой обширной научной дисциплины и стал В. И. Вернадский.
В 1885 г. он закончил университет. Через пять лет стал заведовать кафедрой минералогии и кристаллографии в Московском университете. Здесь в 1906 году он избран академиком. В 1911 г. его деятельность в стенах Московского университета прервалась, он переезжает в Петербург и становится директором Геологического и минералогического музея АН.
Ученый стал рассматривать земной шар как замкнутую биологическую систему. Он впервые сформулировал понятие биосферы, рассматривая все обитающие на Земле живые существа, как единый организм.
Он ввел в науку такие понятия, как биосфера и ноосфера. Эти работы дали возможность постановки проблемы взаимодействия человека и природы, следом за этим возникла наука экология.
В. И. Вернадский неоднократно посещал Крым, является одним из основателей Таврического университета, в 1920 год решением Совета университета был избран его ректором и прослужил на этой должности более года.
В честь Вернадского Академия Наук учредила специальную премию и золотую медаль, которые присуждаются за лучшие работы геохимии и минералогии.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.