"Богатыри земли Русской" (1-й класс)
Цель: формирование гражданско-патриотических качеств личности школьников на основе социокультурного наполнения категории "Богатыри".
Задачи:
Создать условия для понимания исторических событий, изображающих богатырей земли русской.
Способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей детей на основе произведений живописи, музыки и литературы.
Создать условия для формирования патриотических качеств личности школьника на основе знаний истории государства.
Воспитание чувства коллективизма и взаимопомощи.
Оборудование:
репродукция В. Васнецова "Богатыри"
фоторепродукция вятского богатыря Василия Бабушкина
песня "Богатырская сила"
карточки со словами: разумный, глупый, смелый, добрый, трусливый, злой, слабый, сильный, жестокий
мультимедийная установка
ноутбук
Предварительная подготовка: дети знакомятся с народными сказаниями о русских богатырях.
Содержание мероприятия.
Слайд - фото класса.
1. Организационный момент. Ученики сидят по микрогруппам (по 5 человек).
-Добрый день, ребята! Я рада видеть вас.
-Мы начинаем сегодня занятие с того, что пошлём друг другу добрые мысли и добрые чувства. Нужно молча, только глазами выразить всем присутствующим здесь о своих пожеланиях. А что вы хотите мысленно пожелать?(Здоровья, добра, послать привет, пожелать не болеть, не получать двоек, чтобы друзей было много:)
2. Введение в тему.
Учитель:
-Ребята, в каком вы учитесь классе? (в первом, в кадетском).
-А что значит слово "кадет" для вас?
-Что свято чтит и выполняет каждый кадет? (заповеди кадетов)
- Давайте вспомним эти заповеди.(на слайде)
-Кадет не имеет права нарушить заповеди. Сегодня на занятии мы поподробней остановимся на одной из заповедей. Вы подумайте и попозже ответите что это за заповедь?
-Давайте послушаем песню. Кто внимательно послушает, тот догадается, о ком мы сегодня поговорим.
Звучит музыкальная заставка - песня "Богатырская наша сила".
-Ребята, вы прослушали отрывок из песни. О ком эта песня?
-Как вы думаете, о ком мы будем говорить на занятии? (слайд )
Учитель:
Сильна и могуча Россия. Россия всегда славилась своими защитниками от простых солдат до генералов. Знаменитый полководец Александр Васильевич Суворов считал, солдат лучше русского нет нигде в мире. Он и сам не пропадет, и товарища спасет, а где силы убудет, там он смекалкой дойдет. А мнению легендарного генералиссимуса можно верить. Русский солдат правдой богат.
Исторически сложилось, что нашему народу веками приходилось вести борьбу с чужеземными захватчиками. Грозно звучали для половцев, хазар, печенегов имена киевских князей Святослава Игоревича и Владимира Красное Солнышко.
Древняя легенда устами одного из завоевателей предупреждает: "и я детям и внукам наказываю - не ходить войной на Великую Русь, она век стоит не шатается и века простоит не шелохнется". Откуда же черпают русские войны свою неиссякаемую силу? Говорят, она досталась им в наследство от далеких предков, о которых сложены песни и сказания - от былинных богатырей. Испокон веков были люди, которых любил народ, чьи имена хранил в сердце своем. Это те, кто бедных защищал, кто землю русскую оберегал, слабых в обиду не давал. Вот об этих силачах, заступниках и справедливых воинах мы и поговорим сегодня.
3. Мотивационно - целевой блок.
Ресурсный круг.
Подготовительный этап. (Дети становятся в круг).
-Родина, Отечество - святые, дорогие для каждого человека слова.
Защищать свою землю - долг народа. Во имя отечества воины-защитники несут службу. А чтобы нести ратную службу, надо быть сильным и здоровым.
Что значит быть здоровым физически? (отвечают по кругу, трогая друг друга за плечо, передавая слово)
Что значит быть здоровым духовно? (отвечают по кругу)
Основной этап. Отвечают дети.
Рефлексия.
Учитель:
-Интересно ли было общаться?
-Умеем ли мы слушать друг друга?
-Что узнали из ответов одноклассников?
-О какой заповеди кадетов мы говорим? (В здоровом теле - здоровый дух) (слайд )
-Как понимаете эти слова?
4. Основной этап.
Беседа о былинах и богатырях.
Учитель:
-Как называются народные песни, в которых прославляются подвиги богатырей? (былины)
Учитель:
-О ком в былинах нам с детства рассказывали? Знаете ли вы их имена? (богатырь Вольга, Микула, Селянинович, Святогор, Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович)
-Имена этих славных богатырей каждый из нас знает с самого детства. Портреты самых известных богатырей изобразил на своей знаменитой картине один из крупнейших русских художников - наш земляк. Кто это? (Виктор Михайлович Васнецов).
-Как вы думаете, как называется эта картина? Картина так и называется "Богатыри".
(демонстрируется картина В.М. Васнецова "Богатыри" на слайде)
Что вам помогло догадаться, что название картины "Богатыри"?
Учитель:
Над картиной "Богатыри" Васнецов работал около 25 лет; художник создал собирательный образ богатырей-витязей.
На фоне безбрежной степи художник изобразил трех богатырей, стоящих на страже границ.
Учитель:
Назовите, какие богатыри на ней изображены? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович)
Чем заняты богатыри? (Все трое зорко всматриваются в даль; не грозит ли русской земле беда.)
Учитель:
Они готовы встать на защиту Родины. За ними вся русская земля - ее поля, леса, реки. Фигуры богатырей расположены на первом плане, словно вырастают из этой земли и свидетельствуют о неразрывной связи героев со своей родиной. Васнецов сознательно несколько поднимает линию горизонта, и мы как бы снизу смотрим на богатырей, выделяющихся на фоне светлого неба. этот прием художника также усиливает впечатление о несокрушимой мощи и величии русских витязей.
Учитель:
Как изобразил богатырей Васнецов? (Богатырей Васнецов изобразил по- разному.)
-Что вы можете сказать о лицах этих богатырей? Илью Муромца - со спокойным выражением лица, прямым и твердым взглядом. Это говорит о его уверенности в своих силах, готовности встретить врага. Добрыню Никитича - благородным и добрым. Алешу Поповича - с тонкими чертами лица, хитрой и лукавой усмешкой..
Учитель:
Картина убеждает нас в том, что русская земля сильна и могущественна. И никакой враг ей не страшен. На высоких холмах стоит Киев-град. В старину опоясывал его земляной вал, окружали глубокие рвы.
За лесами тянулись степи без конца и без края. И шло из этих степей на Русь много горюшка. Налетали из них на русские села кочевники - жгли и грабили, уводили русских людей в плен.
И чтобы сберечь от врагов землю русскую, начали ставить в степи маленькие крепости - заставы богатырские. Они оберегали путь на Киев, защищали от врагов и чужих людей. А по степи стали разъезжать богатыри на богатырских конях. Зорко они всматривались в даль - не видать ли вражеских костров, не слыхать ли топота чужих коней?
Дни и месяцы, годы и десятилетия оберегали родную землю Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович - все они в степи да в чистом поле несли службу воинскую. Изредка собирались к князю Владимиру во двор отдохнуть - гусляров послушать, друг с другом потолковать.
Учитель:
А ведь Илья Муромец не сразу богатырем стал. Расскажите, что за беда с ним приключилась и кто его от этой беды избавил?
Ученик из 1 микрогруппы:
Сидел сиднем тридцать лет, а вылечили его люди прохожие - дали испить водицы. Больше всего люди любили да и теперь уважают этого богатыря Илью Муромца. его даже причислили к сному российских Святых, и у него остался в истории день рождения - 1 января. В день, когда мы празднуем Новый год, вспомните также, что это и день рождения Ильи Ивановича, великого защитника земли русской.
Учитель: А кто из богатырей носил прозвище "Тихий"?
Ученик из 2 микрогруппы: Добрыня Никитич. Он был хорошим дипломатом, умел к каждому человеку подойти по- особенному, недаром князь Владимир назначил его послом. А какие увлечения были у Добрыни Никитича.С 12 годов на гуслях играл, сам песни складывал и в шахматы играл.
Учитель: А кто из богатырей расправился с Тугариным, Змея Горынычем сыном?
Ученик из 3 микрогруппы:
Алеша Попович с раннего детства был очень сильным. Из-за неимоверной силы Алеши в детских играх у его сверстников руки-ноги отрывались: "Кого он не возьмет за ручку - ручка прочь, кого возьмет за ножку - ножка прочь".
Нарядился Алеша стражником, прикинулся глухим и подманил Тугарина, а затем хватил его дубинкой так, что тот пал бездыханным.
Учитель:
Вспомнили мы сейчас былинных героев, от которых, по преданию, и пошла сила русских воинов. А всех ли мы богатырей вспомнили?
(слайд с фоторепродукцией В.Ф. Бабушкина)
Ученик из 4 микрогруппы: Наша микрогруппа считает, что не всех. Наш земляк вятский богатырь Василий Федорович Бабушкин - герой Русско-Японской войны 1905 года. Как-то лошадь Василия, нагруженная сырым сеном, застряла в глубокой яме. Тогда Бабушкин выпряг ее и сам вытащил воз из ямы. А однажды в Сосновке рассерженный на богача богатырь столкнул в овраг его баню. Бабушкин принимал участие в боевых действиях русской эскадры против японцев, не раз проявлял истинное мужество, отвагу и стойкость, поражая своих товарищей необычайной физической силой.
Учитель: Еще раз убедились в чем, ребята? (заповедь кадетов "В здоровом теле -здоровый дух")
5. Работа в микрогруппах.
Задание: выбрать карточки с теми словами, которые подходят к описанию образа богатыря. Отвечают лидеры микрогрупп.
6. Рефлексия.
Учитель:
-О ком мы говорили на занятии?
-Каким должен быть человек, защищающий свое Отечество, свою Родину?
-Что бы вы сказали богатырям земли русской?
-Помните: всегда есть место подвигу. Всегда есть те, кто нуждается в вашей защите, поддержке, одобрении, дружеской улыбке. Желаю вам мира, удачи, добра, счастья. До свидания.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.