Тема: Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник». Богатырские подвиги Ильи Муромца, справедливость и бескорыстие героя
Цель: раскрыть героический образ Ильи Муромца, охарактеризовать его силу, могущество, человечность, доброту, честь, находчивость; дать понятие о гиперболе и постоянном эпитете в былине; способствовать осознанию эстетического богатства былины, воспитанию чувства патриотизма.
Ход урока
1 Орг. момент
2 Проверка Д.З.
3 Задание на определение постоянных эпитетов
-Прочитайте выразительно. О ком идет речь в отрывках? Какие подвиги богатырей описаны?
Тут оратай-оратаюшко
На своей ли кобыле соловенькой
Приехал ко сошке кленовенькой.
Он брал-то ведь сошку одной рукой,
Сошку из земли он повыдернул,…
Да берет-то он свой тугой лук разрывчатый*,
Во свои берет во белы он во ручушки,
Он тетивочку шелковеньку натягивал,
А он стрелочку каленую накладывал,
Он стрелил в того-то Соловья Разбойника,
Ему выбил право око со косицею…
-Найдите в тексте эпитеты, гиперболу, уменьшительные суффиксы.
- С какой целью используются данные средства выразительности? (показать богатырскую силу героев, высказываются отношение героя к героям)
4 Беседа по содержанию былины
-Почему Илья отказался от воеводства в Чернигове? (его цель – защита всей русской земли, а не одного города)
РАБОТА С КАРТОЙ
-Посмотрите на карте расположение городов Киева и Чернигова. Между ними дорога неспокойная. Мог ли Илья уклониться ото встречи со злом?
-Найдите описание коня Ильи. Для чего здесь нужны гиперболы? (седок- богатырь, значит, и конь должен быть необычным, богатырским)
-Зачем описание свиста Соловья повторяется несколько раз? (читателю страшно, Илье – нет. Противник у него под стать, чем труднее победа, тем ярче образ героя)
-Почему Илья не убивает Соловья? (герой мудр, он понимает, что без доказательств ему не поверят)
-Давайте подумаем, что можно сказать о князе? Докажите это примерами из текста. (князь недальновиден: не подумал, каковы могут быть последствия соловьиного посвиста; он не в состоянии обеспечить сохранность границ государства: силушка под Черниговом – это иноземные захватчики)
-Что объединяет Геракла и Илью Муромца? (оба сильны физически, верны слову, оба хотят помогать тем, кто в них нуждается)
-Давайте вместе обобщим, что же ценит народ в богатыре? (интересы Отечества для него выше, чем его собственные; порядочность; отсутствие тщеславия и алчности)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
5 Работа в парах
-Найдите в тексте слова с уменьшительно –ласкательными суффиксами. С какими словами они применяются?
-Кто больше назовет из современного русского языка однокоренных слов к словам «Молодец», «стольный», «стрелочка».
6 ВЫВОДЫ
Былина – это героическая песнь о защитнике русской земли. Герой русского былинного эпоса спокоен, уверен в себе, надежен, бескорыстен
7 ТЕСТ «Найди черту былины»
 Прозаический, художественный, фантастический рассказ волшебного или бытового характера;
 Описание подвигов богатырей;
 Главная черта - вымысел;
 Ей не свойственна точная передача исторический фактов;
 Песенно-стихотворная форма;
Â В прозаической форме;
 Их рассказывали;
 Их «сказывали» - пели или проговаривали в сопровождении гуслей.
8 РЕФЛЕКСИЯ
«Метод 5 пальцев»
М (Мизинец) – мысль. Какие знания, опыт я сегодня получил(а)?
Б(Безымянный) – близость цели. Чего я сегодня достиг?
С (средний) – состояние духа. Каким было мое настроение?
У (указательный) – услуга. Чем я помог\, поспособствовал, порадовал?
Б (большой) – бодрость. Был ли я активен?
9. Д.З.
Выполнить задания рубрики «Наше творчество», выписать гиперболы и эпитеты, рисующие коня Ильи, оружие и природу.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.