Богатырские подвиги Ильи Муромца

  • Разработки уроков
  • docx
  • 30.10.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Богатырские подвиги Ильи Муромца. docx.docx

Тема: Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник». Богатырские подвиги Ильи Муромца, справедливость и бескорыстие героя

Цель: раскрыть героический образ Ильи Муромца, охарактеризовать его силу, могущество, человечность, доброту, честь, находчивость; дать понятие о гиперболе и постоянном эпитете в былине; способствовать осознанию эстетического богатства былины, воспитанию чувства патриотизма.

Ход урока

1 Орг. момент

2 Проверка Д.З.

3 Задание на определение постоянных эпитетов

-Прочитайте выразительно. О ком идет речь в отрывках? Какие подвиги богатырей описаны?

Тут оратай-оратаюшко

На своей ли кобыле соловенькой

Приехал ко сошке кленовенькой.

Он брал-то ведь сошку одной рукой,

Сошку из земли он повыдернул,…

 

Да берет-то он свой тугой лук разрывчатый*,

Во свои берет во белы он во ручушки,

Он тетивочку шелковеньку натягивал,

А он стрелочку каленую накладывал,

Он стрелил в того-то Соловья Разбойника,

Ему выбил право око со косицею…

-Найдите в тексте эпитеты, гиперболу, уменьшительные суффиксы.

- С какой целью используются данные средства выразительности? (показать богатырскую силу героев, высказываются отношение героя к героям)

4 Беседа по содержанию былины

-Почему Илья отказался от воеводства в Чернигове? (его цель – защита всей русской земли, а не одного города)

РАБОТА С КАРТОЙ

-Посмотрите на карте расположение городов Киева и Чернигова. Между ними дорога неспокойная. Мог ли Илья уклониться ото встречи со злом?

-Найдите описание коня Ильи. Для чего здесь нужны гиперболы? (седок- богатырь, значит, и конь должен быть  необычным, богатырским)

-Зачем описание свиста Соловья повторяется несколько раз? (читателю страшно, Илье – нет. Противник у него под стать, чем труднее победа, тем ярче образ героя)

-Почему Илья не убивает Соловья? (герой мудр, он понимает, что без доказательств ему не поверят)

-Давайте подумаем, что можно сказать о князе? Докажите это примерами из текста. (князь недальновиден: не подумал, каковы могут быть последствия соловьиного посвиста; он не в состоянии обеспечить сохранность границ государства: силушка под Черниговом – это иноземные захватчики)

-Что объединяет Геракла и Илью Муромца? (оба сильны физически, верны слову, оба хотят помогать тем, кто в них нуждается)

-Давайте вместе обобщим, что же ценит народ в богатыре? (интересы Отечества для него выше, чем его собственные; порядочность; отсутствие тщеславия и алчности)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

5 Работа в парах

-Найдите в тексте слова с уменьшительно –ласкательными суффиксами. С какими словами они применяются?

-Кто больше назовет из современного русского языка однокоренных слов к словам «Молодец», «стольный», «стрелочка».

6 ВЫВОДЫ

Былина – это героическая песнь о защитнике русской земли. Герой русского былинного эпоса спокоен, уверен в себе, надежен, бескорыстен

7 ТЕСТ «Найди черту былины»

      Прозаический, художественный, фантастический рассказ волшебного или бытового характера;

      Описание подвигов богатырей;

      Главная черта  - вымысел;

      Ей не свойственна точная передача исторический фактов;

      Песенно-стихотворная форма;

      В прозаической форме;

      Их  рассказывали;

      Их «сказывали» - пели или проговаривали в сопровождении гуслей.

8 РЕФЛЕКСИЯ

«Метод 5  пальцев»

М (Мизинец) – мысль. Какие знания, опыт я сегодня получил(а)?

Б(Безымянный) – близость цели. Чего я сегодня достиг?

С (средний) – состояние духа. Каким было мое настроение?

У (указательный) – услуга. Чем я помог\, поспособствовал, порадовал?

Б (большой) – бодрость. Был ли я активен?

9. Д.З.

Выполнить задания рубрики «Наше творчество», выписать гиперболы и эпитеты, рисующие коня Ильи, оружие и природу.