Урок географии в 7 классе
Тема: Бразилия
Цель: формирование страноведческих знаний об особенностях природы, населения и хозяйственной деятельности Бразилии на основе применения всех тех общеземлеведческих понятий, знаний о связях и закономерностях, которыми учащиеся овладели ранее. Совершенствование приемов работы с различными географическими картами, таблицами, схемами, документами, картинами, видеофильмами. Развитие у учащихся интереса к истории, культуре, обычаям, традициям народов других стран. Обучение приемам создания «образа страны». Воспитание на лучших достижениях мировой культуры.
Ход урока
Оргмомент.
I. Подготовка учащихся к восприятию темы.
Учитель: «Географические открытия всегда привлекали к себе внимание жителей Земли. Особенно любознательные из них не тратили время даром, а садились в лодки или сани (а то и попросту пешком), и пускались в опасные путешествия по воде и по суше. Возможно, их девизом были следующие строки:
«Мы
жаждем, обозрев под солнцем все, что есть,
На дно твое нырнуть – ад или рай – едино! –
В неведомую глубь - чтоб новое обресть».
II. Изучение нового материала.
1. История открытия.
Учитель: «Первой ступила на землю Бразилии
португальская экспедиция в 1500 году.»
Вопрос классу: «Кто ее возглавил? Выберите правильный ответ:
Педру Кабрал
Джеймс Кук
Давид Ливингстон».
Ответ: «Педру Кабрал».
Учитель: «Португальцы искали новые пути в
Индию. Они двигались, не приближаясь к африканским берегам. И обнаружили не
Индию, а неизвестную землю, которую назвали «Землей старого креста».
Учитель: «Внимание на карту!» ( Физическая карта Южной Америки).
Вопрос классу: «Какое природное явление в южной части
Атлантического океана на 17º ю.ш. изменило маршрут экспедиции?»
Ответ: «Теплое Бразильское течение».
Учитель: «Открытые Кабралом земли были провозглашены владениями
Португалии. Это была новая португальская колония».
Вопрос классу: «Что такое колония?»
Ответ: «Колония – это страна, лишенная хозяйственной и политической
самостоятельности».
Учитель: «Португальцы мечтали о грудах золота и драгоценных камней.
Однако их поиски не увенчались успехом. Самым ценным, по мнению португальских
переселенцев, было дерево, которое и дало название стране ».
Задание классу: «Обратитесь к документу. Прочитайте текст и
ответьте на вопрос: «Как называлось это дерево? В чем его ценность?»
«Это дерево было еще раньше обнаружено в лесах Азии и названо «пауэл – бразил». Его древесина содержит вещество красного цвета, из которого получали ярко-красную краску. С этим деревом и связано происхождение названия страны – Бразилия».
Вывод учителя: «Итак, на политической карте митра появилась новая страна, у Португалии - новая колония, которую назвали Бразилия».
2. Особенности географического положения.
Учитель: «В наше время Бразилия - одна из самых развитых и богатых природными ресурсами стран Южной Америки».
Задание классу: «Возьмите сравнительную таблицу «Площадь и численность населения государств Южной Америки».
Ответ: первое.
Вопрос классу: «Какое место в мире по
эти показателям занимает Бразилия?»
Ответ: пятое.
Учитель: «Обратимся к политической карте мира. На территории Южной
Америки вместе с Бразилией 13 государств.
- С какими из них Бразилия имеет общую границу по суше? Покажите на карте.
- С какими из стран не имеет общей границы по суше? Покажите на карте.
- Докажите при помощи карты, что Бразилия - это морская страна».
После полученных ответов делаем вывод: «Огромная площадь, многомиллионное население, протяженная береговая линия, много стран соседей, с которыми можно сотрудничать – все это важные условия для успешного развития страны».
3. Удивительные природные условия.
Учитель: «На
такой большой территории, которую занимает Бразилия, природа необыкновенно
разнообразна, но все природные комплексы можно объединить в две крупные
области. Как они называются? Покажите их на карте».
В помощь вывешиваю две картины: «Амазонская низменность», «Бразильское
плоскогорье».
Учитель: «До 1 млн. туристов ежегодно посещают красивейшие места
Бразилии и встречаются с необычными природными явлениями. Некоторые из них вам
предлагается объяснить, работая в парах по вариантам».
Учащимся предлагаются варианты: а, б, в, г,
д.
На обсуждение дается одна минута.
Далее учащиеся поочередно читают вопросы и отвечают на них.
Допускаются дополнения и корректировка ответов со стороны слушающих.
Вариант а: на
юге Бразилии текут две большие реки – Парана и Уругвай. И самой Паране и ее
притокам приходится постоянно « спрыгивать» с бесчисленных уступов, поэтому на
Паране множество водопадов. Почему?
Перед ответом на этот вопрос предлагаю учащимся полюбоваться водопадом
Игуасу.
Вариант б: путешествуя по
Бразилии я наблюдала на одной из рек такое явление: огромная волна высотой 5
метров со скоростью 5 – 7 м/сек. С сильным гулом мчалась вверх по реке, заливая
берега и производя разрушения.
На какой реке это было? О каком явлении идет речь? Какова его причина?
Вариант в: вернувшись из Рио-де-Жанейро, мой друг рассказал,
что Новый год там встречают летом. Температура воздуха достигает +30°С.
Возможно ли это?
Вариант г: путешествуя по бразильской сельве, мы наблюдали
такую картину: местные жители подсекали стволы некоторых деревьев и стекающий
по лоткам сок белого цвета собирали в специальные емкости. Как называется это
дерево? Для чего собирают сок?
Вариант д: «У этой рыбешки зубки
Почище любой мясорубки!
И только такая прелесть,
Зевая, откроет челюсть,
Бежит все живое с купанья
С криком: «Спасайтесь!»
Как называется эта рыба?
После ответов на эти вопросы подвожу итог: «Ребята, об этих и многих других необычных природных явлениях южноамериканского континента можно узнать из книг школьной библиотеки, которые есть на нашей выставке. Эти книги расскажут вам так же много нового и интересного о народах, населяющих Бразилию». (Обращаю внимание на книжную выставку в кабинете).
4. Население.
Учитель: «Население Бразилии отличается
сложным составом.
Кто живет в Бразилии?
Внимание на схему!»
Предлагаю классу вопросы к
схеме:
а) представители, какой расы относятся к коренному населению?
б) представители, каких рас относятся к пришлому населению?
в) как называют потомков от браков европейцев и негров?
г) как называют потомков от браков европейцев и индейцев?
д) как называют потомков от браков индейцев и негров?
Ответы на вопросы №3, 4, 5 в схеме закрыты. Открываю их при правильных
ответах.
Учитель: «Внимание на карту: определяем районы проживания различных групп населения Бразилии. Индейцы и метисы живут на севере и западе страны. Европейцы и мулаты – на востоке и юге. Бразильцы относятся к одному из самых многочисленных народов мира. Кто же такие бразильцы? Слушаем репортаж нашего специального корреспондента из Бразилии».
Выступление (рассказ) ученика, получившего опережающее задание.
Бразильцы.
«Ядро бразильского общества составляет старая португальская знать. Она придерживается, прежде всего, традиций, передаваемых из поколения в поколение.
Бразильское общество держится на железной дисциплине: люди переходят улицу только на зеленый свет, пассажиры входят в автобус только в заднюю дверь.
В Бразилии большое стремление получить высшее образование.
Улицы украшены национальными флагами и флагами штатов, имеются рисунки и надписи патриотического содержания. В Бразилии, первой среди стран Южной Америки, мужчины и женщины были уравнены в правах. Бразильцы – люди, богатые душой, они эмоциональны и общительны. Может быть, поэтому в Бразилии популярны такие активные групповые виды спорта, как футбол и волейбол.
На телевидении значительная часть времени отводится развлекательным передачам и сериалам».
Экономика Бразилии.
«Путешествие кофейного дерева». В начале ХVIII века на ботаническую выставку в Голландию было привезено с Явы кофейное дерево. Через несколько лет голландцы подарили его ростки французскому королю Людовику ХIV. Военный губернатор одного из французских владений в Карибском море привез молодые побеги в Вест-Индию. Оттуда кофейное дерево попало во французскую Гвиану, а затем уже в Бразилию, где обрело поистине вторую родину. (Рассказ сопровождается показом по карте).
«О пользе кукурузы». Самой распространенной едой у местного населения является каша из кукурузы (мамалыга), а также кукурузные лепешки. Кукурузу содержит вещество, которое может сохранить зубы белыми и здоровыми до глубокой старости и избежать кариеса.
«О необычном домашнем животном». Бразилия – страна змей. Для борьбы с ними используют удавов. Их одомашнивают. Они привыкают к хозяевам и защищают их. Особенно любят детей.
. Учитель: «Большая часть населения Бразилии проживает в городах (78%). За всю историю развития страны у нее было три столицы»
5. Три столицы Бразилии.
Учитель дает задание классу: кто быстрее по
карте в атласе определит эти три столицы по географическим координатам.
12ºю.ш. и 38ºз.д.
22ºю.ш. и 43ºз.д.
16ºю.ш. и 48ºз.д.
Проверка задания.
Учитель: «Первые португальцы, доплывшие до берегов Бразилии,
поселились на Атлантическом побережье. Здесь они построили первый город и
первую столицу страны – Сальвадор. ( Показываем на карте). Второй столицей с
1763 года стал город Рио-де-Жанейро (январская река), расположенный на берегу
бухты Гуанабара. Мы отправляемся на экскурсию в этот город».
Рио-де-Жанейро.
«Бог сотворил мир за шесть дней, а на седьмой день он создал Рио-де-Жанейро»,- так шутят бразильцы, имея в виду поистине сказочное расположение и красоту своего города. Лазурный океан, золотой песок, зеленые парки, а также горы. На самой высокой из них, Корковаду, ( в переводе «горб» ) на высоте 704 метра высится почти 40-метровая фигура Христа из белого мрамора. Она была установлена к 100-летию независимости Бразилии в 1922 году. Это символ нации. Статуя Христа обнимает распростертыми руками город. Этот жест выражает сострадание и одновременно радостную гордость. Рио-де-Жанейро известен в мире как город ежегодных красочных карнавалов».
Учитель: «Что такое
карнавал?
После обсуждения делаем вывод: карнавал – это
вид искусства, вобравший в себя сразу несколько направлений: танец, музыку,
песни. Это самое яркое зрелище Рио-де-Жанейро. Это четыре дня безудержного
веселья, когда стирается грань между бедными и богатыми. А город разделяется
только на группы масок. Простые люди могут целый год отказываться от отдыха и
удовольствий, лишь бы накопить денег на новый и оригинальный карнавальный
костюм. В дни карнавалов из всех громкоговорителей гремит самба. На празднике
нет зрителей. Все – участники и очень много туристов из разных стран мира.
Сейчас мы переносимся на несколько минут в
Бразилию на карнавал (просмотр фрагмента видеофильма). После просмотра вам
предлагается ответить на вопрос: «Элементы культуры, какой расы наиболее ярко
выражены в карнавале?»
■ Просмотр фрагмента видеофильма.
Ответ на поставленный вопрос: «Бразильский карнавал – это не что иное, как измененная церемония коронации африканских вождей. Самбу, которую танцуют на карнавале, впервые исполняли негры-рабы».
Учитель: «В 1955
году принимается решение о строительстве новой столице. Ею стал город Бразилиа,
расположенный близко к географическому центру страны. Почему принимается такое
решение?
Воспользуйтесь карточкой №2. Из пяти вариантов ответа, выберите правильные на
ваш взгляд».
а) она должна была стать подлинно национальным центром страны;
б) для защиты от морских разбойников (пиратов);
в) для освоения плодородных земель, добычи полезных ископаемых в центре страны;
г) так как в Рио-де-Жанейро часто происходят разрушительные землетрясения;
д) чтобы усилить развитие отсталых и удаленных северных районов.
Правильные ответы: а, в, д.
Бразилиа.
«Современные здания из стекла и стали этого необычного города возвышаются над окружающей их саванной как мираж. Планировка города напоминает вытянутый лук со стрелой или самолет. Это символизирует устремленность страны в будущее. В центре города, на гигантском зеленом газоне, находятся все правительственные здания. Архитектура очень необычна. Даже церковные здания отличаются своим своеобразным внешним видом, за что священнослужители первоначально отказывались их освящать».
Итоги урока.
Овощи – путешественники.
В заключительной части урока предлагаю учащимся узнать овощи и
растения, разложенные на блюде: помидор, перец, картофель, подсолнечник,
кукурузу, тыкву.
Выращивают ли эти овощи в нашей местности?
Где родина этих растений?
Какой русский ученый во время длительных экспедиций по разным материкам изучал
культурные растения, а также центры их происхождения?
9. Домашнее задание:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.