Урок: Брейн-ринг по истории.
Тема: «Петр I и реформы».
Цели: 1.Применение знаний, умений и навыков в практической
деятельности учащихся.
2. Воспитание самoстоятельности; нравственных,
эстетических подходов (позиций); сотрудничества;
коллективизма, общительности, патриотизма.
3. Приобщение к нoрмам и ценностям общества, истории
нашей Родины.
4.Развитие внимания, памяти, речи, мышления, умения
сравнивать и анализирoвать.
.
Оборудование: 2 сигнальных жезла, ромашка с понятиями, листочки для жюри, жетоны за правильные ответы, листочки с ручками на столах команд, пазлы (2 кoмплекта) с кораблями Петра I, карточки с датами, медали с портретом Петра I, грамоты, Ордена умников, выставка книг о Петре I, портрет Петра I.
Оформление класса: В классе 2 стола для команд (Баркас и Фрегат)и стол для жюри, на них листочки с ручками, жезлы. Оформлена выставка книг о Петре I. Оформление доски:
очки Б Ф. |
§ Петр I и реформы. |
Дом. задание |
|
|
|
||
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Сообщение темы и цели урока:
-Ребята, посмотрите, сколько сегодня у нас гостей на уроке. Все они пришли посмотреть и послушать, как мы будем отвечать на уроке истории по теме «Петр I и его славные дела». Урок-зачёт мы будем проводить в форме «Брейн-ринг».
Читает ученик отрывок из оды «Полтавский бой» М.С. Ломоносова
-На протяжении нескольких уроков мы изучали эпоху правления Петра I и сегодня мы увидим, что же вы узнали и запомнили о Петре I и его делах.
-В Брейн-ринге участвуют 2 кoманды:( в каждой команде по три мальчика и три девочки) «Баркас» и «Фрегат». (Представить капитанов).
3.Объясняю правила игры:
-Я задаю вопрос или задание и если у вас готов ответ, капитан команды поднимает жезл.
-Может отвечать любой игрок команды.
-Один раз можно брать дополнительную минуту во всей игре.
-Учитывается правильность, точность, быстрота ответа.
-Уважительное отношение к команде соперника.
-Дисциплина.
-За правильный ответ команда получает 1 балл.
-Кто правильно из игроков ответит, получает жетон. У кого будет больше жетонов в конце игры, тот получает «Орден умника» и «5». Выигравшая команда получает «пятерки».
Оценивать ваши знания и правильные ответы будет справедливое и компетентное жюри. Я вам их представляю.
Гости у нас болельщики.
И я хочу вам пожелать:
И пусть острей кипит борьба,
Сильней соревнование,
Успех решает не судьба,
А только ваши знания!
4.Игра «Брейн-ринг».
Конкурс 1: «Кто больше вспомнит?»
-Выбери и обведи кружочком, что из перечисленных новшеств появилось в России во время царствования Петра I.
(Каждой команде даётся листочек с перечисленными новшествами в этот период и ещё до него и после).
Задание (на листах).
-Выбери и обведи кружочком, что из перечисленных новшеств появилось в России во время царствования Петра I:
1. Начало Нового года с 1 января, летоисчисление от Рождества Христова.
2. Освобождение Москвы от Наполеона?
3. Появление наградных медалей.
4. Выход в свет первой русской газеты.
5. Создание российского флота.
6. Покорение Казани и Астрахани.
7. Битва на реке Калке.
8. Создан первый музей в России.
9. Россия выиграла войну и получила выход в Балтийское море.
10. Создание новых государственных учреждений; открытие фабрик,
заводов, аптек, «цифирных школ», навигационных, артиллерийских,
инженерных.
11. Ливонская война.
12. Создание в России регулярной армии.
13. Строительство Санкт-Петербурга.
14. Открылась первая Российская Академия наук.
15. Носить одежду немецкого покроя и велел всем одеваться по-немецки, брить бороды.
16. Стояние на реке Угре.
Жюри записывают на доску результаты и объявляют.
Конкурс 2: «На лучшего знатока дат».
а) Я задаю вопросы, а вы быстро отвечаете:
-В каком веке правил Петр I? (в 18веке)
-Когда родился Петр I? (30 мая 1672года)
-Сколько лет прожил Петр I? (53 года)
-Назови рост Петра I? (2м 4см или 3аршина)
-На сколько губерний разделил Петр I Россию? (на 12)
-Сколько лет длилась Северная война? (20лет)
б) Я показываю таблички с датами, а вы называете событие, которое происходило в этом году?
ВЕСНА 1703г – строился Санкт-Петербург.
1714г – создаются «цифирные школы».
АВГУСТ 1703г – построен город Петрозаводск.
ЯНВАРЬ 1703г – напечатан первый номер газеты «Ведомости».
27 ИЮНЯ 1709г – Полтавская битва.
-Пoка жюри подводит итоги, проводится физкультминутка.
(все движения выполняются быстрo и правильно за учителем, так как бы это делал Петр I.)
Конкурс 3: «Объясни понятия».
На ромашке написаны понятия.
Капитаны отрывают по 3 лепестка, совещаются с командой и затем дают
ответы на вопросы:
ПОНЯТИЯ:
Кунсткамера – «кабинет редкостей» - музей, построенный в Петербурге на берегу реки Невы.
«Цифирные школы» - это школы, где главными предметами являются арифметика и геометрия.
«Бородовой знак» - вoзможность сохранить бороду, надо заплатить деньги и получить специальный знак.
Стрельцы – это воины-пехотинцы, вооруженные огнестрельным оружием.
Медаль – знак отличия, вручаемый за воинскую доблесть.
Ассамблеи – балы-собрания, в которых должны были принимать участие женщины.
«Чертово яблоко» - картофель.
«Верфь» - место на берегу для постройки и ремонта судов.
Слово жюри.
Конкурс 4: «Собери картинку».
Каждой команде даётся конверт с разрезанной картинкой и её надо быстро собрать.
(на картинке – корабли Петра I)
Капитаны выбирают конверты.
Слово жюри.
Конкурс 5: «Домашнее задание».
Ребята готовят команде соперников вопросы (3-4 вопроса). Например:
-Что такое «потешный» флот?
-Что такое «потешные» полки? и т.п.
Конкурс 6: «Гонка за лидером».
-У нас наметился лидер. И поэтому команда, которая отстаёт по баллам,
начинает первой «догонять лидера», т.е. отвечать на вопросы. Я задаю вам вопросы, а вы постарайтесь ответить правильно, чтобы заработать больше баллов.
-Какую книгу о хороших манерах написал Петр I, её название? (Юности
честное зерцало).
-С чего начался российский флот? (С ботика).
-Как называлась первая газета? (Ведомости).
-Сколько ремёсел освоил Пётр I? (15 ремёсел).
-Какие слова вырезал Петр I на своей личной печати? (Я ученик и нуждаюсь в учителях)
-Какие новые учебники появились? («Арифметика» – Магницкого и
«Грамматика» - Смотрицкого)
-Какие преобразования Петра I дошли до нашего века?
-Что приказал сделать Петр I, чтобы люди посещали Кунсткамеру?
(Женщинам наливали чашку кофе, а мужчинам рюмку водки)
-Какая поговорка жива до сих пор в народе после Полтавской битвы? (Бит,
как швед под Полтавой)
ü Именно эти 3 предмета, согласно указу Петра I,
требовалось хранить в сундуке с тремя замками, ключи от которых должны были
находиться у трёх разных лиц. (Атрибуты государственной власти – регалии:
корону, скипетр, держава
ü В Морском уставе 1720 года, написанном Петром I, говорилось
о наказании: «Если кто проиграет, продаст и в залог отдаст, оный имеет быть в
первый и другой раз жестоко наказан, а в третий расстрелян или на галеру сослан
быть». За какие 2 вещи предусматривалось сиё наказание? (мундир и оружие)
ü Что больше всего не любил носить из одежды Пётр I? И почему?
(кружевные манжеты; мешали работать)
ü Почему Преображенский и Семёновский полки должны были носить
красные чулки? (в память о Нарвской битве, где эти полки выстояли)
ü В одном из Путешествий по Европе Пётр I побывав в одном
знаменитом городе, о котором отозвался так: «Жалею, что домашние обстоятельства
принуждают меня так скоро оставить то место, где науки и художества цветут, и
жалею при том, что город сей рано или поздно от необузданности и роскоши
претерпит великий вред, а от смрада вымрет». О каком городе писал Пётр I? (о
Париже)
ü После переписи населения 1724 года, сельского населения было
зарегистрировано 5,4 млн. мужских душ. На армию требовалось 4 млн. рублей в
год. Чему была равна подушная подать? (400/5,4=0,74 (руб), т.е 74 копейки, но
Екатерина I, вступив на престол в январе 1725, уменьшила её на 4 копейки)
ü Ранее (до Петра I) людей награждали деньгами, дорогими
тканями, ювелирными изделиями и т.д. Чем еще, кроме перечисленного выше,
награждались отличившиеся во время правления Петра I? (Медаль в ознаменование
Азова, медаль во ознаменование создания русского флота, медаль за битву при
Лесной, медаль за Полтавское сражение, медаль в ознаменование заключения
Ништадтского мира со Швецией, орден Андрея Первозванного)
ü Известно, что Пётр I яростно боролся с бородами,
собственноручно отрезая их у бояр. Чем Петру I бороды помешали? (Пётр I считал,
что «первое оказываемое к иностранцам омерзение было одним из великих
препятствий к намерениям его величества, вот и решил русских уподобить
иностранцам – глядишь, «омерзение пройдет»)
ü Плотники российские были так искусны, что построили
знаменитые Кижи с помощью топора. Что повелел Пётр I использовать при
строительстве Петербурга кроме топора? (Пилы, с ними работа шла значительно
быстрее)
ü «Аз есмь в чину учимых и учащих мя требую». Что это за
надпись и где она написана? (на Перстне Петра I. Нужно было многому учиться и
учить других, чтобы быть образованными людьми)
ü В семье надлежало «отца и матерь в великой чести содержать»,
«у родителей речей перебивать не надлежит и ниже прекословить». Если отец
позовет сына, то откликаться надо было так: «Чего изволите, государь батюшка»
или «что мне прикажете, государь». Невежливыми почитались ответы на зов
родителя: «что, чего, што, как ты говоришь, чего хочешь». Откуда взяты все эти
наставления? (из книги «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому
обхождению»)
ü За что Французская академия наук избрала Петра I своим
членом? (За впервые составленную карту западного побережья Каспийского моря,
коренным образом изменившую представление западноевропейских учёных о его
береговой линии)
ü Кто, когда и о чём сказал эти слова? «Зело жесток сей орех
был, однако, слава богу, счастливо разгрызен» (слова Петра I после взятия
г.Нотебурга, русской крепости Орешек, который был захвачен шведами –
переименован в Шлиссельбург – ключ-город)
ü После одной из битв Северной войны Пётр писал. О какой битве
шла речь? «Итако, шведы над нашим войском викторию получили, что есть
бесспорно; но надлежит разуметь, над каким войском оную учинили, ибо только
один старый Лефортовский полк был; два полка гвардии только были на двух атаках
у Азова, а полевых боёв, а наипаче с регулярными войски, никогда не видали.
Прочие же полки, кроме некоторых полковников, как офицеры, так и рядовые, сами
были рекруты, как выше помянуто; к тому ж за поздним временем великий голод
был, понеже за великими грязьми провианты привозить было невозможно, и единым
словом сказать, все то дело яко младенческонье играние было, а искуства ниже
вида… » (битва под Нарвой, 1700)
ü Когда на Руси появилась первая книга с арабскими цифрами? (в
1703 г. До этого числа обозначались буквами: 1 – а; 2 – В; 3 – г и т.д. Вверху
– волнообразная линия (титло) – чтобы не спутать цифры и буквы. Книга
называлась: «Арифметика, сиречь наука числителькая» Леонтия Магницкого)
ü Под руководством архитектора Доминико Трезини возведено было
здание, которое имело простую и экономичную композицию, достигавшуюся
многократным повторением отдельных трёхэтажных зданий одинаковой архитектуры,
объединенных в одно целое крышей и галереей внизу. Над каждым зданием
воздвигалась четырёхскатная крыша с изломом над чердачным этажом. Равенство
размеров отдельных зданий, однотипность из внешнего оформления подчёркивали
равенство занимавших эти здания учреждений. Что это за здание? (здание
Двенадцати коллегий)
ü Во времена Петра I появились дворяне, которых называли
«нетчиками». Иногда их искали с помощью воинских команд. За что они получили
такое прозвище? (Многие дворяне старались уклониться от службы, где-либо
отсидеться – в лесу или у родственников – на то время, когда в усадьбу прибывал
курьер или воинская команда, чтобы доставить укрывавшегося недоросля в полк.
«Нетчик» - от слова «нет», т.е. отсутствует)
· Назовите царевну, правительницу русского государства, при малолетних братьях Иване и Петре.
· В истории России их было трое. И второй, и третий были внуками первого. На то, чтобы называться третьим, было много претендентов. Первого звали Великий. Назовите имя.
· Как звали сына Петра Первого, который по приказу отца был брошен в Петропавловскую крепость?
· Конкурс «История в стихах»
· Участники должны отгадать стихотворение. Каждое стихотворение -3 балла
Вопросы к рубрике «История в стихах»
· 1.О каком неудачном для русских сражении говорится в этом поэтическом отрывке:
О, кто в то мгновение ведал –
Жгла очи метельная мгла,
Что дальней предтечей победы
Контузия эта была.
2.Где происходило сражение, о котором говорит поэт:
· По льду летели с лязгом, громом,
К мохнатым гривам наклоняясь,
И первым на коне огромном
В немецкий строй врубился князь.
· 3.О каком событии говорится:
Черной тучей конница Мамая
Затянула весь простор степной,
Но её удары принимая,
Выстроились русичи стеной.
· 4.Назовите дату и событие:
Государь прочитал и, спокоен и строг,
Повернулся к Ахметовым людям.
Бросил наземь ярлык под сафьянный сапог
И сказал: «Дань платить мы не будем!»
· 5.О каком событии говорится:
С вождём покой в объятьях сна
Дружина храбрая вкушала;
С Кучумом буря лишь одна
На их погибель не дремала.
Страшась вступить с героем в бой,
Кучум к шатрам , как тать презренный
Прокрался тайною тропой,
Татар толпою окруженный.
· 6.О каком событии говорится:
И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложён
Назло надменному соседу.
· 7.О каком городе говорится:
Древнерусский город – до сих пор он молод,
Оружейный там завод и молва давно идет,
О пряниках печатных
И самоварах знатных.
· 8.О каком городе говорится:
Град, что строил Долгорукий
Посреди глухих лесов,
Вознесли любовно внуки
Выше прочих городов.
3.Конкурс «Неотосланные депеши»
Каждой команде предлагаются отдельные листы.Команды должны отгадать авторов предложенных строк .Каждый правильный ответ- 3 балла
Вопросы к конкурсу :
Кто, когда, в связи с чем мог послать каждое их этих донесений? Ничего, что они, может быть, и не были отправлены в свое время.
1-й команде:
1)«Основали на Воронеже верфь добрую, строим галеры ладные. Будет Азов взят».
2 ) «Противник разбит наголову. Генералы его пленены. Сам Карл ранен».
(Петр I 27 июня 1709г. после полной победы над шведами под Полтавой).
2-й команде:
1) «Шведы бьют нас. Погодите, они научат нас бить их».
(ноябрь 1700г., поражение русских войск под Нарвой, Петр I).
2) «Правда, что зело жесток сей орех был, однако ж, слава богу, счастливо разгрызен».
Что общего между Петром I и урядником Петром Михайловым? (
7.Петр диковинки любил,
Собирал их и копил.
Из причуды царской сей
Первый создан был музей ……
Слово жюри.
Конкурс 7 : «Думай, размышляй, отвечай».
-А теперь все вместе подумаем, поразмышляем и ответим на вопросы:
-Что вам больше всего нравится в Петре I и в его деятельности?
-С чем вы не согласны в деятельности Петра I?
-Как вы думаете: в чем его ошибки?
-Сколько названий имеет город Петра?
(Дети говорят о “+” “ - « при правлении Петра I)
5.Итог урока:
-Вклад Петра I в развитии России был очень большим. При нём она стала
могучим и сильным государством. И сегодня мы в этом убедились на уроке
истории.
Слово жюри.
Жюри объявляет победителей и активных игроков. Вручаем медали,
грамоты, Ордена Умников. Ставлю оценки в журнал.
Учитель:
И дело не в том, кто победил.
А в том, что все мы сегодня приняли участие в историческом Брейн-ринге.
Показали свои знания, сообразительность, фантазию, память. Умение готовить модели кораблей, говорить, анализировать, рисовать. Помогали друг другу в трудную минуту.
Молодцы, ребята!
Вы очень порадовали нас своими ответами в познании истории нашей страны.
И я хочу вам пожелать:
Пусть каждый день и каждый час,
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет!
6.Домашнее задание:
1. Повторить ещё раз все об эпохе Петра I.
2. Нарисовать рисунки понравившихся дел Петра I или его корабли и на следующем уроке проведем защиту ваших рисунков.
3. Подготовить сообщение о детстве и юности Ломоносова. (Раздаю отпечатанные сообщения ученикам)
4. Кто желает, ещё сам может подготовить сообщения о
Ломоносове.
Литература
1.А.Некрасов. От самых первых до самых сильных.
2.В.О.Ключевский. Исторические портреты. - М,1991.
3.Я познаю мир: Дет. энцикл.: История/ Сост.Н.В.Чудакова, А.В.Громов. - М.:ООО «Фирма Издательство АСТ»,1998.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.