Брошюра "Рекомендации по изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта"
Оценка 4.7

Брошюра "Рекомендации по изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта"

Оценка 4.7
Книги
docx
администрации +1
Взрослым
08.05.2018
Брошюра "Рекомендации по изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта"
В методических материалах представлены рекомендации по изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта: характеристика и критерии передового педагогического опыта, план изучения и обобщения педагогического опыта, формы описания передового педагогического опыта, примерная структура написания реферата, оформление документации педагога по обобщению опыта работы.В брошюре даны рекомендации педагогам по обобщению передового опыта работы
рекомендации по обобщению пед.опыта.docx
201 6 Рекомендации по изучению, обобщению и распространени ю передового педагогического опыта Методические материалы адресованы руководителям, методистам и педагогам дополнительного образования. Составитель: Пристинская О.В.., методист МКУ ДО «Дом детского творчества» г.Новопавловска Рекомендации  по изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта К передовому педагогическому опыту, в более узком и строгом смысле этого понятия,   относят   такую   практику,   которая   содержит   в   себе   элементы творческого   поиска,   новизны,   оригинальности,   то,   что   иначе   называется новаторством.  Такой   педагогический   опыт   особенно   ценен   потому,  что   он прокладывает новые пути в педагогической практике и педагогической науке, поэтому   именно   новаторский   опыт   в   первую   очередь   подлежит   анализу, обобщению и распространению. Между простым мастерством и новаторством часто бывает трудно провести границу, потому что, овладев известными в науке   принципами   и   методами,   педагог   обычно   не   останавливается   на достигнутом. Находя и используя всё новые и новые оригинальные приёмы или   по­новому,   эффективно   сочетая   старые,   педагог­мастер   постепенно становится подлинным новатором. Из этого следует, что распространять и внедрять   в   практику   ОУ   надо   любой   положительный   опыт,   но   особенно глубоко и всесторонне нужно анализировать, обобщать и распространять опыт педагогов­новаторов. В   педагогическом   словаре   под   редакцией   Г.М.Коджаспирова педагогический опыт определяется как «активное освоение и реализация педагогом   в   практике   законов   и   принципов   педагогики   с   учётом конкретных   условий,   особенностей   детей,   детского   коллектива   и собственной   личности;   передовой   опыт   характеризуется   тем,   что педагог   получает   лучшие   результаты   за   счёт   усовершенствования имеющихся   средств,   оптимальной   организации   педагогического процесса». Набор   документов   и   материалов   для   оформления   обобщённого передового педагогического опыта: 1. Решение   педагогического   (методического)   совета  (выписка   из протокола)   общеобразовательного   учреждения   об   изучении   и обобщении передового опыта работы по конкретной проблеме. 2. План изучения и обобщения педагогического опыта 1. 2. 3. 4. 5. Тема педагогического опыта  Автор Состав рабочей экспертной группы Цель изучения педагогического опыта Этапы работы Содержание деятельности Примечания Формы изучения опыта, характер помощи Сроки, даты Ответственные Этапы, временные границы 1 этап Изучение теоретических основ ПО 2 этап Изучение и анализ практической деятельности педагога­ новатора. 3 этап ­ Обобщение материалов, описание ПО. 6. 7. Форма  описания опыта Формы распространения опыта Формы описания передового педагогического опыта: Автореферат (описание собственного опыта педагогической деятельности) 1. Введение.   Данные   о   педагоге   (ФИО,   фото,   адрес   учреждения,   преподаваемый предмет, стаж) Решаемые автором противоречия, актуальные для массовой практики. Главная идея опыта: кратко сформулированная модель педагогических действий, обеспечивающая решение указанных противоречий Научное обоснование опыта, т.е. указание на те педагогические идеи, теории, концепции, которые лежат в его основе. Результат работы педагога. Основная часть. 2. Характеристика   главных   элементов   практической   деятельности   данной педагогической системы. Это могут быть: Особенности   организации   содержания   обучения:   корректировка содержания   (иная   логика   построения   курса);   дифференциация содержания   по   уровням   сложности   и   объёму;   расширение   , углубление краеведческая   направленность, усиление прикладного аспекта и др.;  профилизация,   содержания:     Особенности   организации   учебно­познавательной   деятельности обучающихся:   нетрадиционная   система   уроков;   оригинальные методы,   приёмы,   формы,   средства   обучения,   контроля   и   оценки знаний, умений учащихся (описание их технологий); новые правила, алгоритмы   учебной   деятельности,   оригинальные   виды   задач, упражнений, разработанные автором опыта.  3. Заключение.             3.1   Указание   на   объективные   трудности,   возникающие   в   процессе внедрения данной      системы, пути их преодоления.        3.2  Нерешённые проблемы (недостатки, недочёты данной методической системы).              3.3  Перспективы развития данной системы: как педагог собирается развивать, совершенствовать свою методику.        3.4. Рекомендации к использованию данного опыта.        3.5. Использованная литература.  Описание  педагогического опыта ( составляется администрацией, методической службой при непосредственном участии педагога – автора опыта)   место   работы,   должность, Сведения о последователях опыта, их отзывы и замечания. Сведения о том, какими материалами представлен опыт, где их можно Тема опыта. Сведения   об   авторе   опыта   или   коллективе   авторов   (ФИО,   фото,   преподаваемые   предметы, Информационный раздел. 1. 2. образование, квалификация, награды…) 3. 4. изучить. 5. Степень новизны опыта: в чем заключается новаторский подход автора. 6. Широта опыта: с каким звеном учебно­воспитательного процесса связан опыт:   с   общеобразовательной     программой,   отдельными   педагогическими ситуациями, с системой занятий, воспитательной деятельностью. 7. Длительность функционирования опыта. Технологический раздел. 1. Актуальность опыта. 2. Средства реализации актуальных задач: используемые формы учебных и внеучебных занятий, преобладающие виды деятельности (учебная, трудовая, художественно­эстетическая,   физкультурно­спортивная   и   др.),   формы   и приемы организации деятельности, приемы стимулирования, взаимоконтроля и самоконтроля деятельности и др. 3.  Педагогическая технология (технология действий): вычленяются этапы внедрения опыта в учебную деятельность, описываются основные приемы и формы деятельности. 4. Результативность опыта. Внедренческий раздел. 1. Условия   функционирования   опыта:   тип   учебного   заведения, преподаваемые   предметы,   классы,   в   которых   работает   учитель, материальная   база   и   особенности   оборудования   учебного   кабинета, уровень профессиональной культуры учителя, его видение актуальных проблем образования и др. 2. Главная идея опыта и его теоретическая база. 3. Рекомендации по распространению опыта. Творческое досье педагога (составляется администрацией, рук методической службой совместно с автором изучаемого опыта) 1. Педагогическая   характеристика   педагога.   Информационная   справка (ФИО, фото, образование, образовательное учреждение, педагогический стаж, квалификация и др.) 2. Описание системы работы:  Тема  Ведущая идея опыта  Своеобразие   и   новизна   опыта   с  опорой   на   психолого­педагогические теории, научную литературу  Аргументация   преобразований   в   сфере   организации   учебно­ воспитательного процесса, в выборе педагогического инструментария  Описание предлагаемых технологий, методов и приемов, и др.  Раскрытие показателей результативности в сравнении с традиционными методиками обучения. 3. Приложение:   авторские   дидактические   и   методические   материалы, конспекты   занятий,   авторские   программы,   творческие   работы обучающихся,   сценарии,   выступления   на   педагогических   советах, публикации,   награды,   отзывы   коллег   по   работе,   фотографии, отражающие работу педагога с обучающимися . Методические   рекомендации   как   форма   описания   педагогического опыта (составляются автором изучаемого опыта)      Методические рекомендации ­ один из наиболее распространённых видов печатной   методической   продукции,   способ   выражения   и   распространения методических знаний. Они издаются обычно в виде брошюры или являются заключительной   частью   научного   отчёта.   Это   ­   методическое   издание, содержащее   комплекс   кратких   и   чётко   сформулированных   предложений   и указаний   по   актуальной   проблеме   обучения,   воспитания   учащихся   и управления учреждением образования на основе литературных источников, изученного   и   обобщённого   опыта   работы   или   специально   проведенного исследования.        Методические рекомендации создаются для оказания помощи педагогу, педагогическому   коллективу   в   выработке   решений,   основанных   на достижениях   науки   и   передового   практического   опыта.             Методические   рекомендации   содержат   в   себе   раскрытие   одной   или нескольких   частных   методик.   Их   задача   ­   рекомендовать   наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий, применительно к определённой группе лиц или деятельности. В методических рекомендациях возможны   указания   по   организации   и   проведению   одного   или   нескольких видов   деятельности,   иллюстрирующих   методику   на   практике.        Рекомендации должны иметь конкретного адресата: педагога, директора школы,   методиста,   педагогический   коллектив   и   др.   Терминология,   стиль, объём   методических   рекомендаций   строго   регламентируется   с   учётом адресата. специфики                                                                        Оформление методических рекомендаций ­   На   титульном   листе   вверху   указывается   учреждение,   которое   издаёт методические рекомендации. ­ Посередине листа – тема написания рекомендаций, в скобках необходимо обозначить:   "методические   рекомендации",   ниже   справа     ­   инициалы   и фамилия   издания. ­ автора.   деятельности конкретного указывается Внизу место год     и                             Примерная структура написания методических рекомендаций 1.   Вступительная   часть.   В   ней   даётся   обоснование   актуальности, необходимости   издания   рекомендаций   по   заявленной   проблеме;   краткий анализ   состояния   проблемы   по   литературным   источникам   и   опыту практической   деятельности;   указывается   адресат,   которому   предназначено издание; разъясняется характер помощи, предложенной в данной публикации. 2. Изложение главного тезиса ­ общая характеристика основных подходов к оптимальному проблемы. 3.   Методические   указания   по   содержанию   и   организации   педагогического (управленческого) процесса. 4.   Примерные   варианты   осуществления   эффективных   видов   деятельности. 5.   Описание   результатов   и   перспектив   развития   предложенных   в рекомендациях деятельности. 6.   Рекомендации   адресату   по   организации   работы,   направленной   на использование деятельности: ­   условия,   необходимые   для   внедрения   предложенных   рекомендаций; существующей рекомендации практике способов решению в ­   конкретные   действия   по   определению   результатов   и   их   анализу; ­ работы; ­   возможные   трудности,   способы   их   предупреждения   и   преодоления.   7. Список использованной и рекомендуемой литературы по проблеме. планирование и     коррекция   4. Формы распространения передового педагогического опыта:  педагогические советы, совещания по проблемам педагогики;  научно­методическая и научно­практическая конференции;  педагогическая выставка;  педагогические чтения;  семинарские занятия по проблемам педагогики;  педагогические консультации;  творческий отчет;  авторская школа;  методическая панорама;  печатная продукция;  и другое… 5. Для   формирования   и   пополнения   банка   данных   по   обобщению передового   педагогического   опыта   рекомендуется   заполнение личной карточки педагога: Карточка     передового   педагогического   опыта   (с   приложением) предоставляется  в методический  центр  образовательного учреждения и муниципальный методический центр ( по запросу) Титульный лист МКУ ДО  «Дом детского творчества» г.Новопавловска Передовой педагогический опыт Личная карточка педагога  Данные об авторе(ах) опыта: ФИО Должность, Квалиф  Звания, Педагог. предмет категория награды стаж Адрес  ОУ,  телефон Дом. адрес, телефон, преподав. e­mail Характеристика передового педагогического опыта 1. Полное наименование опыта (тема):  ____________________________________________ __________________________________________________________________ ___________  2. Цель опыта (решение задач обучения, воспитания, управление  педагогическим процессом…):  __________________________________________________________________ ___________  __________________________________________________________________ ___________ __________________________________________________________________ ___________  3. Ведущая педагогическая идея:  _________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ _________________________________ __________________________________________________________________ ___________ 4. В каких классах (группах)  реализуется опыт:  ____________________________________ 5. Обоснование актуальности и перспективности опыта, его практической  значимости и новизны:  __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________ 6. Где, когда и кем изучался опыт (школьный, районный, региональный,  всероссийский, международный уровни):  __________________________________________________________________ ___________  __________________________________________________________________ ___________ __________________________________________________________________ ___________ 7. Библиография (публикация опыта, данные издания, дата):  _________________________ __________________________________________________________________ ___________ К карточке прикладывается описание технологии  педагогического опыта объемом не более двух страниц. 6.Приложение к рекомендациям для образовательных учреждений по изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта 6.1.    Критерии передового педагогического опыта Актуальность,   то   есть   соответствие   потребностям   учреждения,   социальному   заказу, тенденциям   общественного   развития,   региональной   и   федеральной   образовательной политике 2..Новизна: • в радикальном преобразовании образовательной системы: разработка новых средств и правил   их   применения,   постановка   и   решение   новых   педагогических   задач. •   в   рационализации,   усовершенствовании   отдельных   сторон   педагогического   труда; • в комбинации элементов известных методик.        По своему объективному смыслу и значению результаты педагогического творчества подразделяются   на  открытия,   изображения   и   усовершенствования,   т.е.   существуют   три уровня педагогического творчества. Наиболее масштабные и новаторские педагогические решения – это открытия. Они связаны   с   выдвижением   новых   педагогических   идей   и   их   воплощением   в   конкретной системе учебно­воспитательного процесса.        Второй уровень педагогического творчества (изобретения) связан с преобразованием, конструированием отдельных элементов педагогических систем, средств, методов, условий обучения и воспитания.       Третий уровень – наиболее распространенный, представляет собой непосредственную деятельность педагога, который по­своему использует и оригинально компонует известные формы и методы работы. Главная ценность его в том, что он дает образцы педагогической гибкости, прозорливости, умение применять общие правила в конкретной ситуации. Этот рационализаторский   уровень   творчества   –   результат   и   проявление   педагогического мастерства педагога. 3. Высокая результативность: • на уровне знаний обучающихся; • в личностном развитии обучающихся; • в методическом и научно ­ методическом обеспечении учебно ­ воспитательного  процесса; • в совершенствовании методической работы и управленческой деятельности. 4. Оптимальность, то есть достижение более высоких результатов при экономной затрате сил и времени. 5. Стабильность: • подтверждение эффективности опыта при некотором изменении условий; • достижение устойчивых положительных результатов на протяжении длительного  времени.  Научность,  то   есть   соответствие   основополагающим   положениям   педагогики, 6. психологии, методики. 7.  Возможность творческого применения,  то есть опыт не может быть связан только с особенностями личности его автора, а должен содержать рациональную идею, которую могут сделать своим достоянием другие педагоги.           6.2.  Памятка «Как обобщать опыт» (в помощь педагогу) 1. Избирая тему для обобщения опыта, постарайтесь учесть успехи и недостатки в  вашей работе и работе ваших коллег. Целесообразно взять тему, которую вы  считаете наиболее важной и нужной, по которой имеются накопленные материалы.  Постарайтесь ее оформить как можно точнее, конкретнее 2.  Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт вашей работы: планы,  конспекты, дидактические материалы, тексты сочинений и контрольные работы  учащихся, их вопросы, ответы, свои наблюдения за развитием школьников.  Отмечайте при этом ваши сомнения, неудачи. 3. 4. 5.  Внимательно следите за научно­методической литературой, ведите библиографию  литературы по интересующему вас вопросу.  Приведите в систему ваши методические материалы (планы, карточки, схемы, виды самостоятельных заданий для обучающихся и др.), сопроводив их краткими  разъяснениями.  Работая над темой, советуйтесь с коллегами, рассказывайте им о своих трудностях, сомнениях. Так могут появиться ценные мысли, нужные факты. 6. Определите форму обобщения. Это могут быть доклад, статья, методическая  разработка или рекомендации. Лучшей формой является целостное описание опыта. 7. Набросайте краткий план темы (3­4 основных вопроса), затем составьте по теме  тезисы. Вспомните и поместите в плане факты, которые будут использованы как  основание для ваших выводов. Снова и снова уточните план, в нем должна быть  основная идея и логика изложения темы. 8. Используйте литературу не для повторения уже сказанного, а для углубления и  систематизации своих наблюдений и выводов. Старайтесь, чтобы собственный опыт  не «потонул» в потоке общих рассуждений и теоретических обоснований. 9. Главный критерий хорошего опыта — результаты. Рассказ об опыте неубедителен и  малоинтересен, если в нем не показано, как растут и развиваются обучающиеся. 10. Говоря об успехах, не забудьте рассказать о недостатках, трудностях, ошибках. 11. При оформлении доклада тщательно работайте не только над содержанием, но и над текстом рукописи. До предела сокращайте введение, избегайте общих фраз, не  стремитесь писать «наукообразно». Материал старайтесь излагать кратко, просто,  логично, стройно, избегая повторений. Следите за связанностью и правильностью  речи (проверьте, нет ли стилистических, грамматических, орфографических и  пунктуационных ошибок). 12. Подберите и надлежащим образом оформите приложения (схемы, карты, таблицы,  работы учащихся, списки литературы и др.). 13. Работая над обобщением собственного опыта, поддерживайте связь с каким-либо педагогическим учреждением и пользуйтесь его консультациями, обращайтесь в методическую службу.    6.3.  Рекомендации по обобщению передового педагогического опыта. 1. Методика обобщения передового педагогического опыта.  1. Изучение деятельности педагога, длительное наблюдение за его  работой, посещение занятий, воспитательных мероприятий и т.д..  2. Анализ качества знаний, умений, навыков детей, уровня их  воспитанности, динамики общего развития. 3. Выявление способов, приёмов, опыта управления и организации  познавательной деятельности детей, посредством которых  достигнут положительный опыт.  4. Определение в опыте работы элементов новизны.  5. Определение соответствия изучаемого и обобщаемого опыта  критериям оценки передового педагогического опыта. 6. Описание опыта. 7. Обсуждение передового педагогического опыта на  педагогическом совете, вынесение решения о его распространении и пропаганде.  8. Распространение передового педагогического опыта на  методических мероприятиях образовательного учреждения. 9. Оформить личную карточку педагога и предоставить её в  методическую службу учреждения.                 6.4. Правила и образцы оформления материалов обобщения  актуального педагогического опыта в форме целостного описания опыта. Оформление титульного листа. Первая страница печатного варианта обобщения актуального  педагогического опыта ­ титульный лист. Нумерация целостного описания  опыта начинается с титульного листа, но цифра «1» на титульном листе не  ставится. Если опыт обобщается на уровне образовательного учреждения,  вверху по центру размещается название образовательного учреждения и  вышестоящего органа управления образования. По центру титульного листа  печатается тема опыта. В правом нижнем углу указывается фамилия, имя,  отчество автора (составителя) опыта, его должность, место работы. Внизу по  центру страницы размещается наименование населённого пункта и год  составления.  Оформление страницы с указанием содержания опыта. Вторая страница печатного варианта обобщения актуального  педагогического опыта – содержание. Со второй страницы  в нижнем  колонтитуле, в правом углу с цифры «2» начинается нумерация целостного  описания опыта. Так же со второй страницы и в остальных последующих  в верхнем колонтитуле по центру размещаются данные объекта обобщения  опыта. В содержании печатаются названия всех основных разделов целостного описания опыта с указанием страниц начала разделов.  Например: Содержание:                                                                 стр Введение  ……………………………………..3 Информация об опыте  ………………………4 Технология опыта  …………………………...5 Результативность опыта  …………………...15 Выводы и  рекомендации…………………...17 Библиографический список  ……………….19 Приложение                ……………………… 20 Далее с третьей страницы начинается описание опыта.  Оформление библиографического списка         Есть различные способы  построения библиографических списков. Мы  будем использовать алфавитный способ группировки используемых  источников. Этот способ характерен тем, что фамилии авторов и заглавия  (если автор не указан) размещены по алфавиту.     Правила последовательности постановки знаков препинания, расстановки  фамилий авторов, названия книги, издательства, год издания. Например: Библиографический список:  1. 2. 3. Границкая А.С. Научить думать и  действовать:  адаптивная система  обучения в школе/ А.С. Границкая.–  М.: Просвещение, 1991. – 300 с. Оформление приложения к описанию опыта. Объем и содержание приложений к целостному описанию опыта зависит от   темы   опыта.   В   приложении   должны   быть   представлены   только   те материалы,   которые   имеют   отношение   к   представленному   целостному описанию   опыта   и  на   эти   приложения   в   тексте   описания   опыта обязательно   имеются   ссылки   в   качестве   примеров.  Каждая   разработка должна   иметь   список   литературы   и   сопровождаться   пояснением   педагога (цель, задачи, оборудование). Страница с указанием разделов приложения  нумеруется в тексте  описания опыта последней. Страницы приложений нумеруются отдельно. В  правом верхнем углу на каждом листе приложения должно быть отмечено, к  какому из разделов приложения принадлежит этот лист: «Приложение № 2»  или «Приложение № 8».                                                                                         Приложение 1. Приложение №1 ­ Программы.  2. Приложение №2 – Календарно­тематическое планирование. 3. Приложение №3 ­ Разработки ключевых занятий. 4. Приложение №4 ­ Сценарии . 5. Приложение №5 – Творческие, исследовательские  работы  учащихся. 6. Приложение №6 ­ Доклады (тезисы выступлений) педагога  на  педсоветах, семинарах, научно­практических конференциях и т.п. 7. Приложение №7 ­ Подборка творческих работ педагога по  совершенствованию методики преподавания и воспитания: ­ изложение отдельных тем программы;  ­ система дидактических материалов. 8. Приложение №8 ­ Перечень выступлений педагога по обмену  опытом работы, индивидуальных консультаций, которые он  ведет; участие в конкурсах, проектах,  методическом  объединении.

Брошюра "Рекомендации по изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта"

Брошюра "Рекомендации по изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта"

Брошюра "Рекомендации по изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта"

Брошюра "Рекомендации по изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта"

Брошюра "Рекомендации по изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта"

Брошюра "Рекомендации по изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта"

Брошюра "Рекомендации по изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта"

Брошюра "Рекомендации по изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта"

Брошюра "Рекомендации по изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта"

Брошюра "Рекомендации по изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта"

Брошюра "Рекомендации по изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта"

Брошюра "Рекомендации по изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта"

Брошюра "Рекомендации по изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта"

Брошюра "Рекомендации по изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта"

Брошюра "Рекомендации по изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта"

Брошюра "Рекомендации по изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта"

Брошюра "Рекомендации по изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта"

Брошюра "Рекомендации по изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта"

Брошюра "Рекомендации по изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта"

Брошюра "Рекомендации по изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта"

Брошюра "Рекомендации по изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта"

Брошюра "Рекомендации по изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта"

Брошюра "Рекомендации по изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта"

Брошюра "Рекомендации по изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта"

Брошюра "Рекомендации по изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта"

Брошюра "Рекомендации по изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта"

Брошюра "Рекомендации по изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта"

Брошюра "Рекомендации по изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта"

Брошюра "Рекомендации по изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта"

Брошюра "Рекомендации по изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта"

Брошюра "Рекомендации по изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта"

Брошюра "Рекомендации по изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.05.2018