Правильная артикуляция звука [Р] требует специальных подготовительных упражнений для управления мышцами языка и губ. Все движения следует проделывать неторопливо, четко, ритмично под мысленный счет «раз-два» (вверх), «раз-два» (вниз), постепенно ускоряя темп на последующих занятиях. «Трубочка» Вытянуть губы трубочкой: «Улыбка» Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы и удерживать это положение 5-7 секунд. «Двери открываются» Медленно открывать рот до получения расстояния в 10-15 мм между верхними и нижними зубами, удерживать губы в положении «Улыбка». «Качели» Губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт. Поднять широкий кончик языка к бугоркам за верхними зубами (к альвеолам), и опустить широкий кончик языка за нижние зубы, губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт. В упражнении нужно чередовать движения широкого кончика языка вверх и вниз.
Какое положение занимают артикуляционные органы при произнесении звука [Р] ? • рот раскрыт в зависимости от последующего гласного звука; • язык широкий, плоский, слегка приподнятыми боковыми краями плотно прижат справа и слева к боковым верхним зубам до резцов; • широкий тонкий кончик языка загибается вверх и касается средней части переднего края твердого нёба - альвеол; • средняя часть языка, его спинка, несколько опущена, а задняя часть приподнята. Таким образом сверху язык напоминает форму неглубокого ковшика; • мягкое нёбо поднято и закрывает воздуху проход в нос; • голосовые связки вибрируют.
Как научить произносить звук [Р]? · Вибрацию языка удается получить приемом: на кончик языка положить плотный комочек бумаги (привязанный к длинной нитке, которую ребенок держит в руках), убрать язык за верхние зубы и сильной воздушной струей сдуть его с языка. Важно: Необходимо строго следить, чтобы ребенок не вдохнул в себя комочек бумаги. · Вибрацию языка можно получить, если в момент произнесения «д-д-д» постучать ладонью внизу под подбородком. Ребенок произносит слова с обратные слогом, взрослый постукивает ладонью под подбородком снизу (например, «а-д-д, и-д-д, ка-д-д, па-д-д...»).
Развитие речевого дыхания играет большую роль в воспитании правильной речи. «Бабочки» Вырезать из бумаги бабочек. К каждой бабочке привязать нитку и прикрепить на уровне лица ребенка. Взрослый предлагает малышу подуть на бабочку так, чтобы она полетела. Ребенок делает длительный плавный выдох.
|
«Кошечка»
Загнуть широкий кончик языка вверх к носу. Если такое движение не получается, то предварительно следует поупражняться в облизывании справа налево верхних зубов под губой, затем в облизывании верхней губы.
«Чашечка» Открыть рот, высунуть язык изо рта. Поднять кончик, переднюю и боковые части языка вверх так, чтобы получился «ковшик».
Эту чашечку, дружок, Сделал ловкий язычок.
«Гармошка»
Губы в положении «Улыбка», зубы разомкнуты. Присосать переднюю часть языка к твердому нёбу. Удерживая язык в этом положении, соединять и размыкать зубы.
«Маляр» Улыбнуться, открыть рот и погладить кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад.
Буква Р. Пять лет Серёже в январе, пока четыре, пятый, но с ним играют во дворе и взрослые ребята. На брата сердится сестра. Её зовут Марина, а он стоит среди двора, кричит: «Ты где, Малина?» Твердит Марина: «Рак, ручей». Марина учит брата. Он повторяет: «Лак, лучей»,- вздыхая виновато. Сестра твердит: «Прижми язык, прижми покрепче к нёбу». Он, как прилежный ученик, берётся за учёбу. Она твердит: «Скажи - метро. В метро поедем к дяде». - Нет,- отвечает он хитро,- В автобус лучше сядем». А как на санках, например, он с гор летает смело. Серёже только буква Р немножко портит дело. Не так легко сказать ремень, мороз, река, простуда. но вот в один прекрасный день с утра случилось чудо. Чихнула старшая сестра, он крикнул: «Будь здорова!» А ведь не мог ещё вчера сказать он это слово. А. Барто.
Во сколько лет ребенок начинает говорить [Р]? Поскольку все дети индивидуальны по своим уровню развития и способностям, то и произношение чёткого [Р] проявляется в разном возрасте. Однако логопеды отмечают, что допустимый порог - это возраст 5 лет, либо до зачисления малыша в ряды школьников.
|
«Пулемет» Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук [Д]: «д-д-д». Сначала звук [Д] произносить медленно, затем постепенно убыстрять темп. «Чьи зубы чище?» Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону. «Грибочек» Губы в положении «Улыбка», зубы разомкнуты. Присосать переднюю часть языка к твердому нёбу. Удерживая язык в этом положении.
«Лошадка» Пощелкать кончиком языка. Присосать кончик языка к переднему краю неба и оторвать, широко раскрыв рот.
Психолого-медико-педагогическая консультация г. Кировское
Буклет №1
Работа по устранению недостатков произнесения звука [Р] требует длительных и кропотливых действий. Но возможно эту работу сделать увлекательной для Вас и ребенка.
2019 г.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.