Создание психологически безопасной образовательной среды в детском саду
1. Доброжелательность и поддержка
• Используйте приветливый тон и доброжелательное выражение лица.
• Обращайтесь к ребенку по имени, проявляйте искренний интерес к его переживаниям и достижениям.
• Хвалите за усилия, а не только за результат.
2. Уважение к личности ребенка
• Учитывайте индивидуальные особенности и темп развития каждого ребенка.
• Уважайте чувства ребенка, давайте возможность выражать эмоции без страха осуждения.
• Не используйте унижающие или обесценивающие фразы.
3. Эмоциональный комфорт
• Создавайте предсказуемую и стабильную обстановку.
• Объясняйте правила и границы поведения доступным языком.
• Предоставляйте возможность выбора в рамках воспитательного процесса. 4. Поддержание позитивных взаимоотношений
• Способствуйте формированию дружелюбных отношений между детьми.
• Обучайте навыкам сотрудничества, взаимопомощи и решения конфликтов.
• Привлекайте детей к групповым играм и коллективным видам деятельности. 5. Безопасное пространство для обучения и игр
• Обеспечьте безопасную физическую
среду:
отсутствие травмоопасных
предметов. ГКДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 194
• Поддерживайте порядок и уют в группе. Г.О. МАКЕЕВКА» ДНР
• Организуйте пространство так, чтобы оно способствовало свободной игровой и познавательной деятельности.
6. Эмоциональная поддержка и обратная связь
• Будьте внимательны к эмоциональному состоянию детей.
• Поддерживайте ребенка в сложных ситуациях, помогайте справляться с Психологическая безопасность негативными эмоциями. образовательной среды.
• Давать обратную связь мягко, объясняя причины замечаний.
7. Взаимодействие с родителями
• Постройте партнерские отношения с родителями.
• Делитесь положительными моментами о ребенке.
• Вовлекайте родителей в жизнь группы через совместные мероприятия.
8. Личный
пример воспитателя
• Демонстрируйте уважение и заботу в общении со всеми детьми.
• Будьте терпеливы и последовательны в своих действиях.
• Развивайте эмоциональный интеллект и навыки самообладания. Давайте помнить: маленькие шаги каждого воспитателя создают большую картину благополучия наших воспитанников
С уважением, педагог-психолог детского сада. Сибилева И.В.
Психологически безопасная среда — это пространство, где каждый ребенок чувствует себя комфортно, защищенно и уверенно.
Что это значит?
• Проявление искренней заботы и внимания к каждому ребенку.
• Использование позитивных формулировок, даже при необходимости корректировать поведение ребенка.
• Улыбка, приветливое обращение, мягкий тон голоса.
Почему это важно? Доброжелательное отношение помогает ребенку чувствовать себя принятым, снижает тревожность, способствует доверию к взрослым и сверстникам.
Принцип 2. Уважение Что это значит?
• Признание ценности личности каждого ребенка, его уникальности.
• Уважение к чувствам и переживаниям ребенка.
• Использование «Я-высказываний» вместо обвинений («Я замечаю, что тебе сейчас грустно» вместо «Почему ты такой расстроенный?»).
Почему это важно? Когда ребенка уважают, он учится уважать окружающих, его самооценка формируется в позитивном ключе.
![]() |
Что это значит?
• Создание атмосферы, в которой ребенок может свободно выражать свои эмоции без страха быть осужденным.
• Поддержка в сложных ситуациях: если ребенок переживает, важно быть рядом, помочь назвать эмоции и переживания.
• Предсказуемость: установление четких правил, понятных детям, снижает тревожность. Почему это важно? Эмоциональный комфорт способствует формированию доверительных отношений, помогает детям раскрыть свои способности, легче адаптироваться к новым условиям.
Признаки благоприятного климата в группе:
‒ в течение всего дня хорошее настроение детей;
‒ свободное отправление детьми всех естественных потребностей; ‒ доброжелательность по отношению к взрослым и сверстникам; ‒ умение детей занять себя делом; ‒ возможность уединиться; ‒ со стороны взрослых отсутствие давления; ‒ знание детей о том, как будет проходить их день и что каждый из них может сделать интересного; ‒ высокая степень эмоциональной включенности, сопереживания в ситуациях, взаимопомощи; ‒ желание участвовать в деятельности коллектива;
‒ удовлетворенность детей тем, что они принадлежат к группе сверстников.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.