буклет "Слушаем звуки, играем со звуками

  • Памятки
  • docx
  • 30.09.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

С самого рождения ребенка окружает множество звуков: шум ветра и дождя, шелест листьев, лай собак, сигналы машин, музыка, речь людей и т.д. Но все эти слуховые впечатления воспринимаются малышом неосознанно, сливаясь с другими, боле важными для него сигналами. Ребенок пока еще не умеет управлять своим слухом, порой просто не замечает звуков, не может сравнивать и оценивать их по громкости, силе, тембру. Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слышать и понимать речь, основное средство общения.
Иконка файла материала буклет Слушаем звуки, играем со звуками.docx

Игры, развивающие силу голоса и темп речи

 Голосовой аппарат малыша еще недостаточно окреп.

 Ребенок не всегда может правильно им пользоваться, часто говорит тихо, шепотом или наоборот крикливо.

 Поэтому для развития голоса необходимо проводить игры, в которых одни и те же звуки или слова надо произносить с различной громкостью.

 Для того, чтобы речь малыша была выразительной, яркой и красочной, чтобы он мог говорить как быстро, так и медленно, его необходимо научить пользоваться умеренным темпом речи.

 Это полезно не только для развития голоса, но и для формирования хорошего слуха, умения воспринимать ритм и скорость произнесения звуков.

ГРОМКО – ТИХО

   Цель: Развивать умение менять силу голоса: говорить то громко, то тихо.

   Оборудование: Большая и маленькая собачки или другие игрушки.

   Ход: Взрослый показывает двух собачек и говорит: «Большая собачка лает громко: «Ав-ав». Как лает большая собачка? (ребенок повторяет громко). А маленькая собачка лает тихо: «Ав-ав». Как лает маленькая собачка? (ребенок повторяет тихо)».

ИДИТЕ С НАМИ ИГРАТЬ

    Цель: Вырабатывать умение пользоваться громким голосом.

    Оборудование: Игрушечные мишка, зайчик, лиса или другие звери.

    Ход: На расстоянии 2 – 3 метров от малыша взрослый расставляет игрушки и говорит: «Мишке, зайке и лисичке скучно сидеть одним. Позовем их играть вместе с нами. Чтобы они услышали нас, звать надо громко, вот так: «Мишка, иди!». Малыш вместе с взрослым зовет мишку, зайку и лисичку и играют с ними. Важно следить за тем, чтобы ребенок звал игрушки громко, но не кричал.

НЕ РАЗБУДИ КУКЛУ

   Цель: Развивать умение пользоваться тихим голосом.

   Оборудование: Кукла с закрывающимися глазами, кроватка с постельными принадлежностями, мелкие игрушки (кубик, мячик, машинка и др.), коробка для игрушек.

   Ход: Взрослый говорит, показывая на кроватку со спящей куклой: «Катя много гуляла, устала, пообедала и уснула. А нам надо убрать игрушки, но очень тихо, чтобы не разбудить Катю. Скажи мне тихо, какую игрушку надо убрать в коробку». Ребенок тихо называет игрушку. Важно следить, чтобы малыш говорил тихо, но не шептал.

Семейный клуб

       «Ладушки»

 

Слушаем звуки, играем со звуками.

        С самого рождения ребенка окружает множество звуков: шум ветра и дождя, шелест листьев, лай собак, сигналы машин, музыка, речь людей и т.д. Но все эти слуховые впечатления воспринимаются малышом неосознанно, сливаясь с другими, боле важными для него сигналами. Ребенок пока еще не умеет управлять своим слухом, порой просто не замечает звуков, не может сравнивать и оценивать их по громкости, силе, тембру.

       Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слышать и понимать речь, основное средство общения.

       Для того, чтобы ребенок научился чисто и ясно произносить звуки, отчетливо выговаривать слова, правильно пользоваться голосом (говорить выразительно, там, где необходимо, менять громкость и скорость речи), он должен научиться напрягать слух, улавливать и различать звуки.

Эта способность не возникает сама собой, даже если у ребенка острый слух от природы. Ее нужно развивать с первых лет жизни. Лучше всего делать это в игре.

         Цель игр, приведенных ниже, - открыть для малыша особый мир звуков, сделать их привлекательными и значимыми, говорящими о чем-то важном. Вслушиваясь в слова, играя с ними, ребенок формирует свой слух, улучшает дикцию, стараясь приблизить звучание своей речи к тому, что он слышит от окружающих.

Обращайте внимания ребёнка на звуки вокруг, различайте «звучание» знакомых предметов, голоса животных, птиц и людей.

 

КТО ЧТО УСЛЫШИТ?

     Цель: Развивать слуховое внимание, пополнять активный словарь, развивать фразовую речь.

   Оборудование: Ширма, колокольчик, бубен, молоточек, «шумелка», барабан и т.п.

   Ход: Взрослый за ширмой по очереди издает звуки выше перечисленными предметами и предлагает детям отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы ребенок мог их угадать.

 

КТО ВНИМАТЕЛЬНЫЙ?

    Цель: Развивать остроту слуха, умение правильно воспринимать словесную инструкцию независимо от силы голоса, которым ее произносят.

   Оборудование: Кукла, игрушечный мишка, машинка.

   Ход: Взрослый сидит около стола, на котором лежат игрушки. Ребенок находится на расстоянии 2 – 3 метров от него. Воспитатель предупреждает ребенка: «Я буду говорить шепотом, поэтому сидеть надо тихо, чтобы было слышно. Будь внимательней!» Затем говорит:

 - Возьми мишку и посади в машину

 - Возьми мишку из машины.

 - Посади в машину куклу.

 - Покатай куклу машине.

 Ребенок должен услышать, понять и выполнить эти поручения. Задания нужно давать краткие и простые, а произносить их тихо, но очень четко.

 

ГДЕ ПОЗВОНИЛИ?

     Цель: Развивать направленность слухового внимания, умение определять направление звука, ориентироваться в пространстве.

    Оборудование: Колокольчик.

    Ход: Ребенок закрывает глаза, а воспитатель тихо встает в стороне от него (слева, справа, сзади) и звенит в колокольчик. Ребенок, не открывая глаза, должен указать направление, откуда доноситься звук. Если малыш ошибается, то отгадывает еще раз. Игру повторяют 4 – 5 раз. Необходимо следить, чтобы ребенок не открывал глаза. Указывая направление звука, он должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук. Звонить надо не очень громко.

 

УГАДАЙ, НА ЧЕМ ИГРАЮ?

    Цель: Развивать устойчивое слуховое внимание, умение различать инструменты на слух по их звучанию.

    Оборудование: Барабан, бубен, дудочка и др.

    Ход: Взрослый поочередно показывает ребенку музыкальные инструменты, уточняет их названия и знакомит с их звучанием. Когда воспитатель убедится, что малыш усвоил название и запомнил звучание инструментов, игрушки убирает за ширму. Взрослый повторяет так игру на разных инструментах, а малыш по звуку пытается угадать, «чья песенка слышна». Дайте возможность самому ребёнку поиграть с инструментами.

 

 

 

МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ

   Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

   Оборудование: пузырек с мыльным раствором, рамка для выдувания пузырей, трубочки различного диаметра - коктейльные, из плотной бумаги, пластиковая бутылка с отрезанным дном.

   Ход игры: Поиграйте с ребенком в мыльные пузыри: сначала взрослый выдувает пузыри, а ребенок наблюдает и ловит их. Затем предложите ребенку выдуть пузыри самостоятельно. Следует учесть, что выдувание мыльных пузырей часто оказывается для малышей довольно трудной задачей. Постарайтесь помочь ребенку - подберите разные рамки и трубочки, чтобы ребенок пробовал и выбирал, с помощью чего легче добиться результата. Можно самостоятельно изготовить жидкость для мыльных пузырей: добавить в воду немного жидкости для мытья посуды и сахара.

Не забывайте

 следить

за безопасностью

ребенка –

не позволяйте

пробовать и

пить жидкость.

ВЕРТУШКА

    Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.

   Оборудование: игрушка-вертушка.

   Ход игры: Перед началом игры подготовьте игрушку-вертушку. Можно изготовить ее самостоятельно при помощи бумаги и деревянной палочки. Покажите ребенку вертушку. На улице продемонстрируйте, как она начинает вертеться от дуновения ветра. Затем предложите подуть на нее самостоятельно: Давай сделаем ветер - подуем на вертушку. Вот как завертелась! Подуй еще сильнее - вертушка вертится быстрее.

 

ПЁРЫШКО ЛЕТИ

     Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.

     Оборудование: птичье перышко.

     Ход игры: Подбросьте перышко вверх и дуйте на него, не давая упасть вниз. Затем предложите подуть ребенку. Обратите его внимание на то, что дуть нужно сильно, направляя струю воздуха на перышко снизу вверх.

 

 

 

Семейный клуб

       «Ладушки»

 

 

Игры, развивающие речевое дыхание

     Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слов и фраз.

    Для того чтобы научиться выговаривать многие звуки, ребенок должен делать достаточно сильный вдох через рот.

    Ниже приведены упражнения, в которых ребенку в игровой форме предлагается подуть на различные предметы. Такие игры помогут ребенку достичь плавного вдоха и быстрее освоить «трудные» звуки, развить речевое дыхание. Эти упражнения полезны при нарушении плавности и темпа речи.

 

 

 

 

 

 

 

ОДУВАНЧИК

     Цель: Развивать умение длительно и плавно выдыхать воздух через рот, активизировать мышцы губ.

    Ход: Упражнение проводится на улице. Воспитатель предлагает ребенку сорвать отцветший одуванчик и подуть на него так, чтобы слетели все пушинки. Ребенок может сделать это, дунув на цветок 3 – 4 раза. Важно следить за правильностью выдоха. Используйте художественное слово.

 Одуванчик, до чего ж

 Ты на облачко похож.

 Страшно даже и взглянуть:

 Как бы облачко не сдуть.

 (Г. Виеру)

 

СНЕЖИНКИ

     Цель: Развивать речевое дыхание, формировать умение делать плавный и длительный выдох (не добирая воздуха).

    Оборудование: Несколько рыхлых кусочков ваты.

     Ход: Взрослый показывает кусочек ваты и говорит: «На улице падает снежок. Там – снегопад. Давайте устроим снегопад». Затем кладет на ладошку ребенку «снежинку» и показывает, как надо дуть. Потом дует ребенок. Упражнение выполняется 2 – 3 раза.

 Снег, снег кружится,

 Белая вся улица!

 Собралися мы в кружок,

 Завертелись, как снежок.

 (А. Барто)

 

ЧЬЯ ПТИЧКА ДАЛЬШЕ УЛЕТИТ?

      Цель: Вырабатывать длительное, направленное, плавное ротового выдоха. Активизировать мышцы губ.

       Оборудование: Фигурки птиц, вырезанных из тонкой бумаги и ярко окрашенных.

      Ход: Двух птичек садят на стол у самого края на расстоянии 30см друг от друга. Двое детей садятся напротив птичек. По сигналу «Птички полетели!», дети начинают дуть на фигурки птиц. Важно следить за тем, чтобы дети не надували щеки, когда дуют на птичек; не должен сильно напрягаться.

 

БАБОЧКА, ЛЕТИ!

     Цель: Вырабатывать длительный непрерывный ротовой выдох.

     Оборудование: 2 – 3 бумажные ярко окрашенные бабочки (к каждой бабочке привязывают нитку длиной 50см и прикрепляют их к шнуру на расстоянии 30см друг от друга. Шнур натягивают между двумя стойками так, чтобы бабочки весели на уровне лица ребенка.)

     Ход: Взрослый предлагает ребенку подуть на бабочек так, чтобы они полетели. Важно следить, чтобы ребенок стоял прямо, при вдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед. Дуть малыш должен не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.

Бабочка-коробочка,

Полети на облачко,

Там твои детки –

На березовой ветке!

 (Русская народная приговорка)

 

КОРАБЛИК

     Цель: Вырабатывать длительное, направленное, плавное ротового выдоха. Активизировать мышцы губ.

    Оборудование: Таз с водой и бумажные кораблики.

   Ход: Таз с водой должен стоять так, чтобы ребенку было удобно дуть на кораблик. Воспитатель объясняет, что для того, чтобы кораблик двигался, на него нужно дуть плавно и длительно.

 Ветерок, ветерок,

 Натяни парусок!

 Кораблик гони

 До Волги-реки!

 (Русская народная приговорка)