Буклет "Идущему на олимпиаду по экологии". Пособие для школьников (9-11 класс).
Оценка 5
Занимательные материалы
doc
экология +1
Взрослым
02.03.2019
В буклете "Идущему на олимпиаду по экологии" собран большой материал для подготовки к олимпиаде по экологии любого уровня, от школьного до всероссийского. В пособии собраны экологические классификации живых организмов в зависимости от их отношения с абиотическими факторами среды. Будет полезно для школьников 9-11 классов.
Буклет экология. Идущему на олимпиаду. Ю.С. Мешкова. Гимназия 19 города Кургана..doc
Идущему на
олимпиаду по
экологии
Курган, 2018.
пособие для
обучающихся
По отношению к температурекак экологическому фактору организмы делятся на две
группы:
ü Холодолюбивые (криофилы) – способны жить в условиях сравнительно низких
температур и не выносят высоких. Могут сохранять активность при температуре клеток
до 8, 10°С, когда жидкости их тела находятся в переохлажденном состоянии. Пример:
бактерии, грибы, моллюски, членистоногие, черви.
ü Теплолюбивые (термофилы) – жизнедеятельность приурочена к условиям довольно
высоких температур. Например: насекомые, паукообразные, моллюски. В горячих
источниках Калифорнии при температуре 52°С обитает рыбка – пятнистый ципринодон.
В зависимости от ширины интервала температуры, в которой данный вид может
существовать, организмы делятся на :
o Эвритермные – организмы выдерживают широкие колебания температуры.
o Стенотермные – морские и почвенные животные, способные жить лишь при
определённой или меняющейся в узких пределах температуре. Пойкилотермные –
беспозвоночные, рыбы, амфибии, рептилии. Лишены способности поддерживать
температуру тела в узких пределах. Они зависят от тепла, поступающего извне, у них
низкая интенсивность обмена и отсутствие механизма сохранения тепла.
Гомойотермные – птицы и млекопитающие. Способны поддерживать достаточно
постоянную температуру тела. Мало зависят от внешних источников тепла, высокая
интенсивность обмена.
По степени связи со средой обитания в эдафоне выделяются три группы:
∙ Геобионты – постоянные обитатели почвы (дождевые черви (Lymbricidae), многие
первичнобескрылые насекомые (Apterigota)), из млекопитающих кроты, слепыши.
∙ Геофилы – животные, у которых часть цикла развития проходит в другой среде, а часть
– в почве. Это большинство летающих насекомых (саранчовые, жуки, комары
долгоножки, медведки, многие бабочки). Одни в почве проходят фазу личинки, другие –
фазу куколки.
∙ Геоксены – животные, иногда посещающие почву в качестве укрытия или убежища. К
ним относятся все млекопитающие, живущие в норах, многие насекомые (таракановые
(Blattodea), полужесткокрылые (Hemiptera), некоторые виды жуков).∙ Особая группа –
псаммофиты и псаммофилы (мраморные хрущи, муравьиные львы); адаптированы к
сыпучим пескам в пустынях.
По отношению к влажности различают эвригигробиотные и стеногигробионтные. Есть
эфемеры и даже рыбы, обитающие в небольших водоемах, лужах. Например: африканские
нотобранхи и афиосемионы из отряда карпозубообразных.
По отношению к свету:
∙ Дневные животные животные (преобладающее большинство), активные в дневное
время суток. Их активность регулируется интенсивностью освещения. Так, дневные
птицы на рассвете пробуждаются при определенной освещенности (“освещенности
пробуждения”), зависящей от высоты солнца по отношению к горизонту.
∙ Сумеречные – кенгуру
∙ Ночные – животные, активные ночью (летучие мыши, совы и др.). Для ночных животных
характерны определенные адаптивные признаки – высокое развитие органов слуха,
способность к эхолокации (напр., у летучих мышей) и др.
Животных по отношению к снежному покрову А.Н.Формозов предложил
разделить на две группы: хионофобов "снегоненавистников", для которых
снежный покров неблагоприятен, так как они ведут надснежный образ жизни, и
Составитель:
учитель биологии
МБОУ «Гимназия №19»
Ю.С.Мешкова
Буклет "Идущему на олимпиаду по экологии". Пособие для школьников (9-11 класс).
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.