Бурятский орнамент
Орнамент – одно из проявлений народного творчества. В переводе с латинского языка означает «узор, украшение».
Бурятские узоры – это национальные узоры, которые несут в себе определенный смысл, а не просто графически изображенные закорючки. Такие символы стали популярны как орнамент на одежде или другой вещи, используемой в быту.
Цвет у бурят, как и у всех народов, имеет свое значение. Буряты всегда использовали яркие чистые цвета, не боясь смелых сочетаний. Только надо знать, что означает тот или иной цвет.
Белый – чистота, святость, благополучие. С белым цветом связано все доброе, счастливое, священное.
Золотой цвет – имеет высшую ценность. Это вечность, прочность, нетленноость, величие, блеск, и сияние Солнца и власть. Золотой дракон приносит людям счастье и безопасность.
Голубой – отец цветов, Вечно Синее Небо, верность, постоянство.
Желтый – то же что и золотой.
Красный – радость, красота, огонь, тепло и свет, целительная сила, борьба, агрессивность.
Зеленый – цвет травы, листьев, цвет Земли. Это плодородие, бескорыстие, рост и не увядание.
Черный – несчастье, гибель, горе. Все плохое, злое, несчастливое.
Бурятский орнамент по виду изобразительного элемента или мотива разделяется на виды:
1. Геометрический: точки, линии (ломанные, прямые, зигзагообразные), круги, ромбы, многогранники, звезды, кресты и пр.
2. Анималистический, зооморфный, стилизующий фигуры или части фигур реальных или фантастических животных (бараний рог, орел и т.д.)
3. Растительный, стилизующий листья, плоды, цветы, деревья и т.д.
Бурятский орнамент всегда обладал глубокой содержательностью играл роль оберега, талисмана, благопожелания. в сложной или наоборот, лаконичные узоры были включены пожелания здоровья, долгих лет жизни, многочисленного потомства, счастья и богатства. И вещи с такими узорами приносят в дом мир и удачу.
Узор по-бурятски звучит так «угалза»
Орнамент как у бурятского народа, так и на Руси служил не только украшением, но и защитой от недобрых, злых духов. На рукавах и воротниках рубашек делались вышивки, которые “охраняли” от всякой нечисти.
Орнамент тесно связан с бытом народа, с его обрядами и обычаями.
Бурятский орнамент имеет свои выразительные особенности, отличающиеся от узоров других народов традиционными мотивами, формой, цветовой гаммой, композиционным решением. Он находит универсальное применение при украшении предметов быта, народного костюма, ювелирных украшений и др.
Каждый орнамент рассказывает свою историю.
Геометрические орнаменты
Это целый набор разнообразных фигур, отличающийся невероятно большой вариативностью их использования. Данная группа включает точки, линии, круги, ромбы, многогранники, звезды, кресты… Геометрическим орнаментом украшают деревянные части юрты, мебели, войлочные ковры, одежду, посуду, упряжь, музыкальные инструменты
Круг с древнейших времен имеет свое символическое выражение в культуре многих народов. Образцом изначального круга служил диск Солнца, и все остальное строилось по этому подобию. Линия круга – это единственная линия, которая не имеет ни конца, ни начала. Центр круга, от которого равноудалены все точки, является точкой бесконечного вращения в пространстве и времени.
Улзы – “плетенка” – древний орнамент, символизирующий счастье, благополучие, долголетие. Это очень почитаемый и распространенный в наше время узор.
Часто встречающееся в бурятских узорах и в гербе Бурятии - язычки пламени, символизирующие «огонь». Земным эквивалентом Солнца является «огонь». Огонь с древнейших времен не только согревал, но и давал надежду, пищу, кров – символ жизни, тепла и света. Трехязычковое пламя символизирует в эмблеме Бурятии – символизирует прошлое, настоящее и будущее. Обратите внимание в центре – симметрия 3 порядка, не имеющая осей симметрии.
Данная группа наиболее обширна и представлена четырьмя видами узоров:
Молоточный орнамент наносился на предметы из жестких и мягких материалов. Его можно встретить на деревянных частях юрты, мебели, на войлочных коврах, вышивках, одежде...
Плетенка.
«Улзы» («плетенка») - древний орнамент, символизирующий счастье, благополучие, долголетие. Улзы принято считать буддийским по происхождению. В буддийском искусстве – мистическая диаграмма, означающая бесконечный цикл перерождений в мире людей.
Круг
«Дугуй хээ»(круг) - еще один очень популярный геометрический орнамент. Круг символизирует вечность, цикличность бесконечность. Цикл смены событий человек «подсмотрел» в природных явлениях чередования времен года и эта аналогия переносится на общественную жизнь. Все время от рождения до смерти - это движение по кругу, «колесу жизни» (сансарын хγрдэ). Канун празднования Сагаалгана - встречи Нового года у бурят – называется «бγтγγ γдэр» (глухой, закрытый вечер).
Этот вечер замыкает круг старого года и все, что зародилось в нем, должно выйти из этого закрытого пространства, начиная новый виток следующего года. Поэтому изображение круга часто встречается на изделиях из металла, колчанах, мужских и женских украшениях, на ритуальных предметах и одежде, в росписи мебели, а бурятский круговой танец «ёохор» исполняют, двигаясь по кругу. В круг могут быть оформлены и другие элементы орнамента.
Круг – это Солнце. Солнце почитали все народы мира. Покланялись Солнцу и буряты. Круглое украшение, круглая юрта, круглая посуда, главный танец бурят – Ёхор - тоже круг. Круги орнаментов – поклонение Великому Светилу
Круг символизирует вечность, бесконечность, представляет небесную сферу. Символ солнца.
Свастика.
Свастика (санскр. свасти, приветствие, пожелание удачи) — крест с загнутыми концами
Свастика – древний солярный знак, символ жизни, света, щедрости и изобилия.
Свастика - это тот орнамент, который встречается у многих народов на планете. Особенно часто его использовали буддисты, которые подобным узором покрывали одежду, а также стены религиозных сооружений.
Свастика символизирует единение четырех стихий, сторон света, времен года, а также противостояние противоположностей - светлого и темного, доброго и злого.
Зооморфные орнаменты
Это группа орнаментов, без которой трудно представить себе бурятское народное искусство. На самых разных предметах встречаются изображения пяти главных видов скота (табан хушуу мал). Популярны изображения животных 12-летнего цикла восточного календаря, в совокупности символизирующих пожелание долголетия, благоденствия. Самым распространенным орнаментом этой группы является “эбэр угалза” (буквальный перевод – “роговидный орнамент”), вторым по значимости считается “хамар угалза” (“носовидный орнамент”).
Далее следуют: Дракон – мифический персонаж, в переводе с греческого – “видящий”; Лев – в основном, его фигурами украшаются предметы культа; Гаруда – образ царя птиц; Черепаха – с его образом связан орнамент в виде круга, разделенного на симметричные сегменты – “шоу”;
Слон – символ власти и силы, олицетворяющий элемент земли; Бабочки – эти орнаменты используются при изготовлении украшений, при декоре элементов костюма, обуви, кисетов, рукавиц, головных уборов, существует около 30 вариантов ее изображения.
Зооморфные узоры можно разделить на группы:
-Табан хушуу мал. Данный рисунок наносится наиболее часто и представляет собой домашних животных, которых издревле разводят кочевники. К ним относятся верблюды, коровы, козы, бараны и лошади.
-Животные бурятского календаря. До сегодняшнего дня восточный календарь, который используют монголоязычные племена, а в частности буряты, отличается от принятого в Азии. Каждое животное здесь имеет свое название и призвано призвать в дом определенные блага. Например, бишэн (обезьяна) поспособствует развитию творческих способностей, а могой (змея) подарит мудрость.
-Эбере угалза. Этот орнамент часто называют "роговидный" и он считается одним из самых часто используемых
Растительные орнаменты
Изображать на различных предметах деревья, цветы и листья люди начали в самые древние времена. Изначально подобный орнамент носил магический характер, ведь каждое растение воспринималось как часть природы, а, следовательно, подпитывалось ее силами. Не только буряты, но и многие другие народы использовали элементы растительного орнамента в украшении одежды и предметов быта. В общем смысле узоры, где используются изображения растений, символизируют силу и жизненную энергию. Также они могут использоваться как символ материнства
Растительный орнамент в целом – это символ красоты и жизни.
Растительный узор получил широкое распространение на кузнечных работах в орнаментации колчанов, налучников, конской упряжи, поясов, онив, женских украшений. Стилизованные украшения деревьев часто используют в декоре рукавиц.
Орнаменты данной категории делятся на следующие группы:
Деревья, растения – символы материнства, плодородия и воплощения жизненной энергии, многозначный символ, известный практически всем народам мира.
Отдельно в этой группе орнаментов выделяется цветок лотоса, пришедший в искусство бурят, монголов вместе с буддизмом. Символизирует жизнь и процветание, в некоторых странах составляют основу для национальных эмблем и орнаментов.
Цветок лотоса – обязательный элемент буддийской иконографии.
Различают несколько вариантов лотоса, каждый из них имеет разные цветовые оттенки, при этом форма остается неизменной, т. е. имеет единый общепринятый характер цветка и листьев.
Бурятские орнаменты многообразны, создают красоту и гармонию, неразрывно связаны с традиционным укладом и бытом народа, являются результатом длительного исторического развития.
Современный бурятский орнамент не теряет своей глубокой связи с народной традицией. Он развивается, принимает новые формы, насыщается богатой цветовой гаммой, но по-прежнему имеет глубокий смысл и несет сильную энергетику бурятского народа.
Много труда и творческих сил вложили в дело собирания и развития народного орнамента художники Б. Будаев, Р. С. Мэрдыгеев, Г. Е. Павлов, Ф. И. Балдаев. Все они неоднократно выезжали в районы республики, Иркутской области, Агинского Бурятского национального округа, где срисовывались орнаменты с предметов быта.
Орнаменты, созданные профессиональными художниками, имеют большое практическое значение.
Самый известный в Бурятии художник, который придумывает и рисует бурятские орнаменты это Лубсан Доржиев, его живопись очень индивидуальна и неповторима. Известность к художнику пришла не сразу. Л. Доржиев, не имея академического образования, долгое время показывал свои работы на выставках самодеятельного искусства. Лишь в 1988 году прошла его первая персональная выставка (70 лет), через два года его приняли в Союз художников, а еще через год ему было присвоено звание народного художника Бурятии. Художник работал в разных жанрах живописи-пейзаже, портрете, жанровой живописи и конечно же писал многочисленные орнаменты. Для орнаментов мастера характерно разнообразие композиций, мотивов, цветовых решений. Автор создал на сегодняшний день несколько сотен композиций, написанных на картоне темперой.
Узор по-бурятски звучит так «угалза», орнамент как у бурятского народа, так и на Руси служил не только украшением, но и защитой от недобрых, злых духов. На рукавах и воротниках рубашек делались вышивки, которые “охраняли” от всякой нечисти. Орнамент тесно связан с бытом народа, с его обрядами и обычаями.
Народный художник Бурятской АССР
Лауреат Государственной премии Бурятской АССР в области литературы и искусства
Доржиев
Лубсан Доржиевич
родился в 1918 г. в улусе Тохой Селенгинского аймака.
С 1973 - художник стал заниматься искусством. Первые работы – бурятские
орнаменты и картины в стиле «буряад зураг».
С 1986 – пишет танка с изображением божеств ламаистского пантеона.
С 1990-х – работает по сбору и творческой обработке национальных орнаментов.
С 1970 – участник республиканских, зональных, российских выставок
самодеятельного искусства, в т.ч. персональных в г. Улан-Удэ (1988, 1998,
2007).
Автор работ: «Домог. Зеленый жеребенок» (1986), «Любители астрономии.
Прохождение Меркурия по диску Солнца» (1990), «Портрет Агвана Доржиева» (1991),
«Луу» (1994), «Манжушри» (1995), автор многих орнаментальных композиций.
Произведения находятся в Республиканском художественном музее им. Ц.С.
Сампилова, в Республиканском центре народного творчества (Улан-Удэ), в
частных коллекциях.
Живопись
Лубсана Доржиева характеризуют стилем «буряад зураг», который соотносится
с направлением традиционной монгольской живописи «монгол зураг» и
свидетельствует о родственности исторических судеб двух народов.
Известность к художнику пришла не сразу. Л. Доржиев, не имея академического
образования, долгое время показывал свои работы на выставках самодеятельного
искусства. Лишь в 1988 году прошла его первая персональная
выставка (70 лет), через два года его приняли в Союз художников, а еще через
год ему было присвоено звание народного художника Бурятии. Художник работал в
разных жанрах живописи-пейзаже, портрете, жанровой живописи и конечно же писал
многочисленные орнаменты. Для орнаментов мастера характерно разнообразие
композиций, мотивов, цветовых решений. Автор создал на сегодняшний день
несколько сотен композиций, написанных на картоне темперой.
Умер 30 апреля 2011 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.