Тема: Уважай старших.
Цели: дать понятие, кто такие люди старшего поколения и почему мы должны их уважать;
разъяснить содержание и необходимость моральных норм уважения к старшим;
убедить в том, что дети несут моральную ответственность к людям старшего поколения.
Задачи:
Образовательные:
Расширить знания детей о таких понятиях, как «старость», «пожилой человек».
Добиваться усвоения детьми умений оценивать чувства и поступки сверстников в совместных играх и ситуациях, мотивировать, объяснять свои суждения.
Учить воспитанников оценивать свои собственные поступки и поступки товарищей.
Развивающие:
Развивать социальные чувства (эмоции): сочувствие, сопереживание к близким людям, осознанные доброжелательные отношения.
Развивать мыслительную активность, культуру речи: ясно и грамотно излагать свои мысли;
Развивать творческие способности у воспитанников, наблюдательность.
Воспитательные:
Воспитывать нравственные основы, культуру общения, дружеские взаимоотношения, желание поддерживать пожилых людей, заботиться о них.
Прививать желание заботиться о пожилых людях, оказывать помощь в делах, уметь своими поступками приносить им радость.
Универсальные учебные действия:
Личностные:
самостоятельно определять и высказывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения,
умение делать выбор
Метапредметные:
-познавательные:
самостоятельно делать выводы
добывать новые знания из рассказа учителя
перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы
-регулятивные:
определять цель деятельности на занятии с помощью учителя.
учиться совместно с воспитателем выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий)
-коммуникативные:
слушать и понимать речь других;
вступать в беседу и обсуждение на занятии и в жизни;
донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи.
Методы организации деятельности: словесные, наглядные, практические.
Формы: фронтальная ,индивидуальная.
Оборудование: компьютер, презентация, иллюстративный и раздаточный материал.
1.Организация начала занятия.
Прозвенел звонок для нас!
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Все легонечко вздохнём
И час общения начнём!
Психологический настрой учащихся на работу
Игра «Приложи ладошки и зарядись хорошим настроением.»
Мотивация
- Ребята, чтобы узнать тему часа общения предлагаю посмотреть сказку
« Как ослик Алфавит уважал старших».
-Ребята, как вы думаете о чём эта сказка?
-Тема нашего занятия «Уважай старших.»
Беседа по мультфильму « Как ослик Алфавит уважал старших,»
-Как вы думаете , научился ослик уважать старших?
-Какие правила узнал ослик от козлёнка?
- Чему научился ослик у лошади?
-Какие ещё советы могли дать ослику?
-Что решил сделать ослик в конце сказки?
-Теперь бабушка будет сердиться на ослика?
-Каким теперь стал ослик?
(Чутким, внимательным и совершил добрый поступок.)
-Скажите , чему научила вас эта сказка?
(Старших надо уважать.)
-Как вы думаете, что означает слово « уважать»
(быть вежливым, внимательным , помогать, делать добрые дела)
Уважение - это хорошее отношение к другому человеку.
-Для того чтобы стать добрыми и уважать старших мы должны пользоваться волшебными словами , от которых становится теплее и радостнее.
Игра « Вежливые слова»
1. Расстает даже ледяная глыба от слова тёплого….(спасибо)
2. Зазеленеет старый пень, когда услышит….(добрый день)
3. Если больше есть не в силах скажем маме мы (спасибо)
4. Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь….(здравствуйте)
5. Когда нас бранят за шалости. говорим (простите пожалуйста)
6. И во Франции и в Дании на прощанье говорят (до свидания).
-В окружающей жизни вы часто наблюдаете как положительные, так и отрицательные поступки взрослых и сверстников.
В автобусе, вы, например, замечали, как одни пассажиры, увидев вошедшего в салон пожилого человека, женщину с очень тяжёлой сумкой проявляют о них заботу, а другие остаются безучастными, порой делают вид, что не замечают их, продолжая читать книгу или смотреть в окно.
Сценка
-Бабуся, не хотите ли вы сесть на моё место?
- Да , внучёк.
-Не отходите от меня , через две остановки мне сходить.
- Правильно ли поступил мальчик?
- КАК нужно было поступить?
Стихотворение «Устал»
Серёжа с футбольного поля идёт,
А рядом старушка с кошёлкой идёт,
Серёжа сказал : «Я вам бы помог,
Да сам от усталости падаю с ног».
-Как поступил мальчик Серёжа?
-А как надо было поступить?
Физкультминутка
Это пальчик- дедушка,
Это пальчик- бабушка,
Это пальчик- папочка,
Это пальчик- мамочка,
Это пальчик- я
Вот и вся моя семья!
Семья - самое главное в жизни для каждого из нас. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению, ощущение своей нужности близким, веру, что есть на земле место, где тебя ждут и любят.
С. Михалкова « Лапуся»
Я не знаю, как мне быть —
Начал старшим я грубить.
Скажет папа:
— Дверь открыта!
Притвори её, герой! —
Я ему в ответ сердито
Отвечаю:
— Сам закрой!
За обедом скажет мама:
— Хлеб, лапуся, передай! —
Я в ответ шепчу упрямо:
— Не могу. Сама подай! —
Очень бабушку люблю,
Всё равно — и ей грублю.
Очень деда обожаю,
Но и деду возражаю…
Я не знаю, как мне быть —
Начал старшим я грубить.
А они ко мне:
— Голубчик,
Ешь скорее! Стынет супчик!.. —
А они ко мне:
— Сыночек,
Положить ещё кусочек? —
А они ко мне:
— Внучок,
Ляг, лапуся, на бочок!..
Я такое обращенье
Ненавижу, не терплю,
Я киплю от возмущенья
И поэтому грублю.
Я не знаю, как мне быть —
Начал старшим я грубить.
До того я распустился,
Что грублю я всем вокруг.
Говорят, от рук отбился.
От каких, скажите, рук?!
Беседа по содержанию прочитанного стихотворения.
- Кого называют «люди старшего поколения»?
- Можно ли к этой группе людей отнести всех, кто старше вас?
- Как вы думаете, имеем ли мы право грубить людям старше себя?
- Необходимо ли помогать старикам?
- Убеждены ли вы в том, что наш долг уважать дедушек и бабушек?
- Любите ли вы маму и папу?
- А бабушку и дедушку?
- Согласны ли вы, что родителям нужно подчиняться во всем?
- Имеете ли вы право отказаться выполнять просьбу своих родителей?
Дети отвечают на вопросы, ситуации обсуждаются.
- С уважением вы должны относиться не только к своим дедушкам и бабушкам, но и ко всем пожилым людям. Ведь рядом с нами живет много стареньких людей, и они могут нуждаться в вашем милосердии, чуткости, тактичности, помощи.
«Опираясь на палочку, идёт старый человек. Он останавливается, чтобы отдохнуть. И снова бредёт. Мальчики начали подражать его походке, сгорбились, еле передвигают ноги, смеются».
- Что бы вы сказали о таких мальчиках?
Вывод.
Нельзя смеяться над старыми людьми.
К старым людям нужно относиться заботливо, помогать им.
Итог занятия
На доске цветок , на лепестках которого написаны Правила уважительного отношения к старшим.
1.Уступай дорогу старшим.
2.Вежливо разговаривай со старшими.
3.Не спорь со взрослыми людьми.
4.Всегда прислушивайся к советам старших.
5.Обязавтельно помогай старшим.
Подведение итогов.
Учитель. Какой же урок вынесли для себя?
Ученики. Нужно уважать старших, не обижать их, прислушиваться к ним, быть более
чуткими и отзывчивыми к пожилым людям, уметь разделять и горе, и радость
близких вам людей, помогать им во всём
Учитель : Я очень надеюсь и верю, что наше занятие помогло вам понять, что к пожилым людям надо относиться с добротой, пониманием, стараться помогать им. Берегите близких, относитесь уважительно к ним, окружите их теплом и заботой Они заслужили наше почтение и уважение. Ведь это наши с вами бабушки и дедушки. Старость ждёт каждого из нас. Быстро идёт время. Скоро и вы станете взрослыми и сильными, а ваши родители - слабыми и старенькими. Давайте будем милосердны к старости!!! Не обижайте стариков!
Рефлексия
Всем детям были даны волшебные лепестки с правилами уважительного отношения к старшим и правилами вежливости.
Учитель:В заключение нашего занятия я хочу вам пожелать, что бы вы всегда помнили о своих родных и близких, помогали им, а так же доброжелательно относились к незнакомым людям. Всем спасибо за работу!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.