Государственное общеобразовательное учреждение
Луганской Народной Республики
«Стахановская средняя школа №18»
Час общения « Поговорим о маме»
Составитель
учитель начальных классов
Нохтенко Елена Ивановна
Цели:
• формирование духовно – нравственных качеств личности, чувства уважения,
доброты, сострадания, нежности;
• воспитание любви к матери, уважения к старшим.
1.Орг. момент (психологический настрой)
-Здравствуйте, ребята. Садитесь. Покажите мне свое настроение. Замечательно. Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому.
2.Актуализация знаний.
-А чтобы понять, о ком пойдет речь, отгадайте загадки.
-Кто сварит нам борщ или вкусную кашу?
-Кто торт испечёт, новый свитер нам свяжет?
-Кто ловко сошьёт вам рубашку и брюки?
-Кто с мылом отмоет вам грязные руки?
-Кто в доме порядок всегда наведёт,
Починит игрушку и книжку прочтёт?
-Кто песню споёт или сказку расскажет,
Царапину сыну зелёнкой намажет?
-Лучше её не бывает на свете,
Знают об этом с рождения дети!
Хоть мы бываем сердиты, упрямы,
Всё нам прощает любимая… ( все хором…мама)
Учитель.
-Правильно, ребята. Молодцы. О ком же мы сегодня будем говорить?
Ученик.
- О маме.
Учитель.
-А как вы думаете, почему мы поговорим о маме именно на этом классном часе?
Ученик.
. -Скоро наступит День Матери.
Учитель. -Верно.
3.Работа по теме.
В последнее воскресенье ноября отмечается замечательный праздник-День Матери. Ведь самое прекрасное слово на земле- мама. У мамы самые ласковые руки , она все умеет. У мамы -самое доброе сердце.
На свете добрых слов немало,
Но всех добрее и важней одно:
Из двух слогов простое слово: «мама»
И нету слов дороже, чем оно.
Физминутка «Дружно маме помогаем.»
Дружно маме помогаем – пыль повсюду вытираем.
Мы белье теперь стираем, полощем, отжимаем.
Подметаем все кругом и бегом за молоком.
Маму вечером встречаем, двери настежь открываем,
Маму крепко обнимаем.
(Подражательные движения по тексту.)
4.Основная часть.
О маме написано много рассказов, стихотворений и сказок. Сегодня мы будем читать сказки В.А. Сухомлинского
- Первая сказка В.А.Сухомлинского - «Самые ласковые руки.»
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь?
Маленькая девочка приехала с мамой в большой город. Пошли они на базар. Мама вела дочку за руку. Девочка увидела что-то интересное, от радости захлопала в ладоши и потерялась в толпе. Потерялась и заплакала.
– Мама! Где моя мама?
Люди окружили девочку и спрашивают:
– Как тебя зовут, девочка?
– Оля.
– А как маму зовут? Скажи, мы ее сейчас же найдем.
– Маму зовут…. мама… мамочка…
Люди улыбнулись, успокоили девочку и снова спрашивают:
– Ну, скажи, какие у твоей мамы глаза: черные, голубые, синие, серые?
– Глаза у нее… самые добрые…
– А косы? Ну, волосы какие у мамы черные, русые?
– Волосы… самые красивые…
Опять улыбнулись люди. Спрашивают:
– Ну, скажи, какие у нее руки… Может быть, какая-нибудь родинка у нее на руке есть, вспомни.
– Руки у нее… самые ласковые.
И объявили по радио:
«Потерялась девочка. У ее мамы самые добрые глаза, самые красивые косы, самые ласковые в мире руки».
И мама сразу же нашлась.
Беседа по содержанию
- Вам понравилась эта сказка?
- О ком она?
- Правильно ли девочка описала свою маму?
- Почему же мама сразу нашлась?
- Кто может так же, как героиня сказки, описать свою маму? (приглашаю детей к доске – к портрету мамы)
Но не всегда дети бывают внимательны к своим матерям. Вторая сказка В.А. Сухомлинского называется «Семь дочерей».
Было у матери семь дочек. Однажды поехала мать к сыну, который жил далеко. Вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по матери.
- Я скучала по тебе, как бабочка по солнечному лугу, - сказала первая дочь.
- Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды, - проговорила вторая.
- Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке, - сказала третья.
- Мне тяжело было без тебя, как пчеле без цветка, - щебетала четвертая.
- Ты снилась мне, как розе снится капля росы, - молвила пятая.
- Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья, - сказала шестая.
А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу - помыть ноги.
Беседа по содержанию:
- Чем седьмая дочка отличалась от своих сестёр?
- Как вы думаете, что труднее: говорить красиво или поступать красиво?
- Подумайте и расскажите, что каждая дочка из сказки могла бы сделать для своей мамы.
- Что вы делаете для мамы, когда она устаёт?
Учитель: Давайте назовём ласковые слова для мамы (Мамуля, мамочка, мамулечка…)
Цветок помощи
- Мы живем на удивительной планете заботливых мам.
- Наши мамы имеют ещё одну профессию – хозяйка дома. Дом держится на маме. Ранним утром поднимаются наши мамы. Надо и домашние дела переделать, и на работу не опоздать. Их руки постоянно трудятся для того, чтобы вам было хорошо
Можем ли мы помочь маме в ее домашних делах? Как?
--Ребята, я предлагаю вам создать цветок помощи маме. Выберите и приклейте на лепестки цветка виды помощи, которые вы будете оказывать маме.
Виды помощи: полить цветы, подмести пол, вымыть посуду, сходить в магазин, вытереть пыль, поиграть с сестрой, полить грядки, расчистить снег.
Проверка.
Вывод: старайтесь делать то, что советуют вам лепестки.
Ситуации «Загляните в мамины глаза»
Глаза миллионов матерей мокры от слёз. И мы должны сделать всё, чтобы глаза мам всегда светились радостью и счастьем. Открывая двери своего дома, мы внимательно смотрим в глаза мамы. Ведь говорят, что глаза – зеркало души.
- Вы часто заглядываете в глаза своей маме?
- Какие чаще всего бывают глаза у ваших мам – грустные или радостные?
- Давайте вдумаемся, а не можем ли мы сократить минуты грусти, душевных огорчений наших мам? Как?
Знакома ли вам такая ситуация?
Я расскажу вам один случай про Витю и мамины слезы. Витя заявил маме, что придет домой ровно в 7 часов. Но его неожиданно пригласил друг посмотреть телевизор. Передача была интересная и Витя забыл о своем обещании Вот уже 8 часов , а его нет у мамы слезы на глазах. Где же мальчик? А в это время он смотрел телевизор и весело смеялся.
Как вы думаете, что нужно было сделать Вите в этой ситуации?.
Никогда не забывайте о том, что обещали маме. А если нарушили данное слово, имейте мужество признаться в этом и попросить прощения. От наших плохих поступков материнское сердце болеет. Запишем на листочках свой плохой поступок или плохое качество, порвем листок и выбросим его.
Или другая ситуация.
Вы просите маму купить вам что-нибудь, потому что у всех есть, а у вас нет. Мама объясняет, что не может вам купить это. У нее нет денег. Но вы продолжаете требовать, обижаетесь на неё, обвиняете в том, что она вас не любит, можете даже уйти и не разговаривать с ней.
- Хорошо ли вы поступаете?
Вывод: Так что же должны сделать мы, чтобы в маминых глазах чаще светилась радость?
(беседа с учащимися)
Практическая работа.
( во время выполнения практической работы звучит песня мамонтенка)
-Мне хочется, чтобы ваших мам встречало солнышко, сделанное вашими руками.
( Каждый ребёнок обводит на листе жёлтого цвета свою ладошку, вырезает по контуру и из красной бумаги вырезает маленькое сердечко, которое наклеивает на «ладошку». Это «лучики», отходящие от солнышка по имени «МАМА».
Подведение итогов.
- Какому дню мы посвятили наш классный час?
- Ребята ,хочу пожелать беречь своих мамочек, любить, заботиться о них, не причиняйте им боли словами, поступками. Почаще спрашивайте маму, чем ей помочь, помогайте по дому, приносите хорошие вести из школы, говорите маме много нежных и добрых слов, не стесняйтесь целовать маму, а если случится, что виноваты, подойдите к маме, посмотрите прямо в глаза и скажите “Прости!”
Обойди весь мир вокруг,
Только знай заранее:
Не найдёшь теплее рук
И нежнее маминых.
Не найдёшь на свете глаз
Ласковей и строже.
Мама каждому из нас
Всех людей дороже.
Сто путей, сто дорог
Обойди по свету,
Мама – самый лучший друг
Лучше мамы нету.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.