Час общения "Права и обязанности несовершеннолетнего гражданина РФ"
Оценка 4.8

Час общения "Права и обязанности несовершеннолетнего гражданина РФ"

Оценка 4.8
docx
27.04.2020
Час общения "Права и обязанности несовершеннолетнего гражданина РФ"
Час общения на Права и обязанности.docx

Час общения на тему: «Права и обязанности несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации». Подготовила Сечень Т.Г.

 

«Право – это все то, что истинно и справедливо».

Виктор Гюго

 

Цели:

- Воспитание правовой грамотности учащихся;

- закрепить знания у учащихся своих прав и обязанностей;

- учить детей определять, что такое « можно», а что такое « нельзя» в школе.

- формировать коммуникативные умения школьников.

Задачи:

- познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конституции РФ, Конвенции о правах ребёнка, Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

- помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.

- содействовать воспитанию чувства уважения к социальным и правовым нормам;

- развивать навыки групповой работы, публичного выступления.

Оборудование: ноутбук, карточки с определением «свобода», карточки с пословицами, кроссворд, карточки с цитатами.

 

Вступительное слово воспитателя:

На сегодняшнем часе общения мы поговорим о правах ребёнка, то есть о ваших правах. Знаете ли вы свои права? Что входит в ваши обязанности? В каких документах отражены ваши права и обязанности? За что вы можете быть наказаны, и в какой форме выражается это наказание? Этому посвящен наш час общения.

Давно и очень давно, ещё в древние времена у людей возникла необходимость отстаивать свои права. Право древний человек отстаивал силой. Слабый не имел никаких прав, если не имел заступника, желающего отстоять его право на собственность и на жизнь. Не так-то быстро люди поняли, что сильным заступником может быть государство. Долгое время в истории человечества царил закон « око за око, зуб за зуб». Но как только появилось государство, у слабых, обманутых и обиженных появился могущественный заступник.

Мы живём в Российской Федерации и действующая Конституция Российской Федерации провозглашает в качестве базового принципа охрану и защиту материнства и детства (ст. 38).

Права ребенка определены не только на уровне российского законодательства, но и в Конвенции о правах ребенка, принятой Резолюцией № 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН 20.11.1989. Положения Конвенции основаны на том, что ребенку необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания.

Согласно ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 03.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» государственная политика в интересах детей основана на принципах законодательного обеспечения прав ребенка, ответственности должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда, а также поддержки семьи в целях обеспечения воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе.

Воспитатель: А теперь я предлагаю Вам дать определение следующим понятиям:

- права;

- обязанности;

- долг;

- ответственность;

-свобода.

( Дети должны дать свою версию этих определений).

 

Воспитатель: Ребята, какие даты, связанные с правами человека вы знаете?

( 1 июня - Международный день защиты детей;

4 июня - международный день детей - жертв агрессии;

20 ноября - Всемирный день прав ребёнка;

12 декабря - день Конституции РФ.).

К нашему мероприятию я попросила подготовиться наших юных правоведов.

 

1 выступающий: 20 НОЯБРЯ - ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ПРАВ РЕБЁНКА.

20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка, Россия безоговорочно присоединилась к ней. ООН (Организацией Объединенных Наций) – это всемирная международная организация, а Конвенция – международно-правовой документ.

Декларация прав ребёнка и Конвенция о правах ребёнка являются документами высокого международного стандарта. Они провозглашают ребёнка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права. Определяя права детей, которые отражают весь комплекс гражданских, политических, экономических, культурных прав человека, Конвенция о правах ребёнка устанавливает и правовые нормы ответственности государства. Они призывают и взрослых, и детей строить свои взаимоотношения на нравственно – правовых нормах, в основе которых лежат подлинный гуманизм и демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребёнка, его мнению, взглядам. Одновременно происходит формирование у подрастающего поколения осознание законов и прав других людей, уважительного отношения к ним. Основная идея Конвенции заключается в наилучшем обеспечении интересов ребёнка.

15 сентября 1990 года КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЁНКА вступила в силу для РФ. Кстати, в Конвенции сказано, что «ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста». По российским законам совершеннолетие как раз наступает с 18 лет.

Специальная охрана и забота, включающая правовую защиту, обеспечиваемые государством и родителями (лицами, их заменяющими), обусловлены тем, что ребёнок пребывает в состоянии физической и умственной незрелости.

 

Воспитатель: Спасибо за познавательную информацию. А сейчас давайте более подробно поговорим о правах и обязанностях.

Вы по цепочке называете сначала права, потом обязанности.

Права школьника:

- право на бесплатное образование;

- право на получение дополнительного образования;

- право на охрану жизни и здоровья;

-право свободы выражения своих убеждений;

- право на защиту;

-право на отдых;

-право пользоваться библиотекой;

- право избирать и быть избранным;

- право на обучение по индивидуальным программам;

- право на выбор образовательного учреждения;

- право вступать в общественные организации;

- право на уважение собственного достоинства.

Обязанности школьника:

- добросовестно учиться;

- беречь школьное имущество;

- уважать учащихся и работников школы;

- выполнять устав школы;

-выполнять правила внутреннего распорядка.

 

Воспитатель: Теперь мы поговорим о свободе. Что такое свобода?

(Учащимся раздаются карточки  с определением «свободы», нужно выбрать правильные варианты). Карточка с определением «свобода»

Свобода – это:

- возможность делать всё, что хочешь;

- независимость от кого-то;

-отсутствие стеснения, ограничений;

- возможность выбора;

 - право делать всё, что не вредит другим.

Итак, можно сделать вывод из ваших ответов, что свобода человека ограничивается запретами, но в то же время, каждый запрет защищает чьи-то права.

 

Воспитатель: Ответьте на вопрос – чью свободу данные запреты ограничивают, а чьи права защищают?

Запрет курить в общественных местах;

Запрет пропускать занятия без уважительных причин;

Запрет играть на проезжей части дороги.

Спасибо за ваши ответы, а сейчас послушаем выступление нашего юного правоведа.

 

2 Выступающий:

К числу основных прав несовершеннолетнего относятся:

· жить и воспитываться в семье, насколько это возможно;

· знать своих родителей, право на их заботу, воспитание, совместное проживанием с ними, за исключением случаев, когда это противоречит интересам ребенка;

· на имя, фамилию и отчество;

· на защиту, обеспечение его интересов;

· на всестороннее развитие, отдых и досуг, участие в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих возрасту ребенка;

· на медицинскую помощь;

· на уважение человеческого достоинства;

· на образование, в том числе дополнительное;

· на труд (трудовой договор может быть заключен с лицом, достигшим 14 лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесса обучения);

· на общение с родственниками;

· на выражение своего мнения по вопросам, затрагивающим интересы ребенка;

· на получение содержания от своих родителей и других членов семьи;

· право собственности на доходы, полученные ребенком, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка.

При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.

Помимо прав несовершеннолетние также имеют ряд обязанностей, к числу основных из них относятся:

· слушаться своих родителей (законных представителей);

· учиться (при этом начальное общее, основное общее и среднее общее образование являются обязательными),

· соблюдать устав, другие локальные акты образовательного учреждения;

· соблюдать нормы поведения в обществе,

· не нарушать требования закона,

· в случае осуществления трудовой деятельности – соблюдать трудовую дисциплину, правила внутреннего трудового распорядка;

· юношам по достижении возраста 17 лет встать на воинский учет (с 1 января по 31 марта).

За неисполнение указанных обязанностей в предусмотренных законом случаях и с определенного возраста ребенок несет ответственность.

К примеру, в силу ст. 43 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучающийся, достигший возраста 15 лет, за неоднократное совершение дисциплинарных проступков может быть отчислен из образовательной организации.

Воспитатель: А сейчас мы проведем конкурс «Умников и умниц»

Я предлагаю Вам пословицы, которые вы должны соотнести с правами.

Попрошу моих помощников, юных правоведов раздать карточки с пословицами:

Тот герой – кто за Родину горой! (право на гражданство).

Грамоте учиться - всегда пригодится ( право на образование ).

Жить - Родине служить (право принимать участие в управлении своей страной, право на гражданство).

Делу - время, а потехе - час (право на отдых и досуг).

Любишь кататься - люби и саночки возить ( право на труд ).

Правда суда не боится (право на защиту своих интересов и свобод с помощью суда).

При солнышке тепло, при матери - добро (право на достойный уровень жизни).

Один в поле – не воин (право на свободу мирных собраний).

Дружба дружбой, а денежки врозь ( право на достойное вознаграждение за труд).

Дело мастера боится  (право на труд).

Всякому мила своя сторона (право на свободу передвижения).

Петь хорошо вместе, а говорить врозь (право наслаждаться искусством).

Волка ноги кормят (право на свободу передвижения, право на труд).

Хочешь есть калачи, так не сиди на печи (право на труд).

По заслугам и почёт (право принимать участие в управлении страной, право на труд).

( По итогам конкурса лучшие три участники получают шоколадные медали)

 

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что получится, если мы будем следить за выполнением своих прав, не обращая внимания на права других людей? Ваши одноклассники подготовили для вас сценку, давайте посмотрим.

 

Сценка.

Семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.

Сын:

- Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть. (Садится за стол, начинает есть)

Мать:

- С грязными руками за стол?! Помой руки!

Сын:

- Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребёнка знакомились!

Бабушка:

- Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.

Сын:

- Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. (Встаёт из-за стола.) Спасибо, я так наелся.

Мать:

- Помой посуду, сынок.

Сын:

- Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор).

Отец:

- Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!

Сын:

- Это проявление жестокости, папа.

 

Воспитатель: Спасибо нашим актёрам, а теперь давайте обсудим увиденное. Что получилось в этой семье? (ответы детей)

-Сын требует соблюдения своих прав, но сам не хочет нести никакой ответственности перед правами других. Человек должен не только требовать соблюдение своих прав, но и выполнять обязанности перед государством и другими людьми.

                

Какая самая главная обязанность у вас в семье? (ответы детей)

                

Существуют ли обязанности у учеников? Какие? (ответы детей)

 

А откуда вы это знаете? (Устав школы).

 

Где могут быть записаны обязанности учеников? (Устав школы).

 

Воспитатель: Вот в уставе нашей школы тоже есть обязанности учеников, которые мы должны неукоснительно выполнять.

Но случается, что несовершеннолетний нарушает закон, совершает преступление или кражу. Что его ждёт? Давайте послушаем выступление наших юных правоведов.

 

3 Выступающий:

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ.

 Уголовная ответственность несовершеннолетних:

Несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет.

По общему правилу уголовная ответственность наступает с 16-ти лет.

С 14-ти лет подростки подлежат в соответствии с УК РФ уголовной ответственности за убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, похищение человека, изнасилование, насильственные действия сексуального характера, кражу, грабёж, разбой, вымогательство, неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения, терроризм, захват заложника, заведомо ложное об акте терроризма, хулиганство при отягчающих обстоятельствах, вандализм, хищение либо вымогательство оружия, взрывчатых веществ и т.п.

 

4 Выступающий:

Назначение наказания.

За совершённые преступления несовершеннолетнему может быть назначено наказание – штраф, лишение права заниматься определённой деятельностью, обязательные работы, исправительные работы, арест, лишение свободы на определённый срок, либо применены принудительные меры воспитательного воздействия.

С 14 лет несовершеннолетние несут самостоятельную имущественную ответственность по сделкам совершенным ими самостоятельно или с письменного согласия родителей (законных представителей), а также за причиненный ими вред. В случае если у несовершеннолетнего нет имущества или заработка, достаточного для возмещения вреда, вред возмещают его родители (законные представители).

За вред, причиненный несовершеннолетним в возрасте до 14 лет, ответственность несут его родители (законные представители).

С 16 лет несовершеннолетние несут административную ответственность за совершение административных правонарушений. За противоправные действия несовершеннолетних в возрасте до 16 лет ответственность несут их родители (законные представители).

С 16 лет несовершеннолетние несут уголовную ответственность за совершение преступлений. За отдельные виды преступлений уголовная ответственность наступает с 14 лет (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, кража, грабеж, разбой, вымогательство, приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения, я и другие преступления, предусмотренные п.2 ст.20 Уголовного кодекса Российской Федерации).

 

Воспитатель: Итак, закон определил границы наших прав и свобод с целью защиты прав и интересов других лиц, защиты общественной морали и охраны конституционного строя. Только соблюдая эти ограничения, мы вправе рассчитывать на защиту своих прав и свобод.

А сейчас проверим ваши правовые знания. Предлагаю решить Кроссворд

По горизонтали:

3. По Конвенции им является каждое человеческое существо до 18 лет.

4. То, на что имеет право ребенок, и что он обязан получать в школе в течение 11 лет.

5. Вид уголовного наказания, предусматривающий денежное взыскание, назначаемое в пределах, предусмотренных УК РФ.

 6. Определенное действие, возложенное на кого-либо и безусловное для выполнения.

По вертикали:

1.Кодекс, устанавливающий преступность и наказуемость деяний на территории РФ.

2. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность за особо тяжкие преступления.

Ответы:

По горизонтали: 3. Ребенок, 4. Образование, 5. Штраф, 6. Обязанность.

По вертикали: 1. Уголовный, 2. Четырнадцать.

( Три лучших игрока получают шоколадные медали)

 

Воспитатель:

Сейчас юные правоведы положат на каждую парту  карточки с цитатами. Внимательно изучите их, выберите наиболее понравившуюся вам. Объясните, почему вы сделали такой выбор.

 

Люди рождаются свободными и неравными. (Грант Ален)

 

Нет закона, который удовлетворил бы всех. (Катон)

 

В конечном итоге люди друг другу равны, только не всегда, не везде и не во всем.

(Владислав Бисегорчик)

 

Право — это искусство добра и справедливости. (Античный афоризм)

 

Сознание права развивает сознание долга. Всеобщий закон — это свобода, кончающаяся там, где начинается свобода другого. (Виктор Гюго)

Все люди рождены равными и до смерти против этого борются. (Лешек Кумор)

 

Власть и право нераздельно связаны между собой и вместе с тем находятся в постоянной борьбе. (Б. Вышеславцев).

(Обсуждение цитат).

 

Воспитатель: Итогом может быть утверждение, что каждая точка зрения имеет право на существование.

После всего того, о чём мы говорили, я хочу чтобы вы ответили на вопрос:

- Как сделать так, чтобы и ваши права выполнялись и права других людей не нарушались?

( по мере ответов детей на доску вывешиваются высказывания)

- чтобы твои права не нарушались, они не должны ущемлять права других;

- заявляя о своих правах, помни, что права есть у всех;

- уважай окружающих так же, как ты хочешь, чтобы уважали тебя.

 

Воспитатель:  Соблюдайте свои обязанности и помните о своих правах. Живите по закону, поступайте по совести.

Закончить нашу встречу можно такими словами:

Я – ребенок, я — человек, я должен иметь права

На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идет война.

Я имею права, на то, чтоб любить и на то, чтобы быть любимым,

Я имею права, на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым.

Я имею права, чтобы мир на Земле царил всегда и везде.

Я имею права, чтобы в небе большом всегда была тишина.

Наш час общения еще раз доказал, что у всех у нас есть права и обязанности. Спасибо за внимание!


 

Час общения на тему: «Права и обязанности несовершеннолетнего гражданина

Час общения на тему: «Права и обязанности несовершеннолетнего гражданина

Воспитатель: А теперь я предлагаю

Воспитатель: А теперь я предлагаю

Вы по цепочке называете сначала права, потом обязанности

Вы по цепочке называете сначала права, потом обязанности

При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка…

При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка…

Воспитатель: А сейчас мы проведем конкурс «Умников и умниц»

Воспитатель: А сейчас мы проведем конкурс «Умников и умниц»

Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор)

Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор)

В случае если у несовершеннолетнего нет имущества или заработка, достаточного для возмещения вреда, вред возмещают его родители (законные представители)

В случае если у несовершеннолетнего нет имущества или заработка, достаточного для возмещения вреда, вред возмещают его родители (законные представители)

Право — это искусство добра и справедливости

Право — это искусство добра и справедливости
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.04.2020