Час общения на тему "Милосердие" (3 класс)

  • Работа в классе
  • docx
  • 07.05.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Событийная встреча. Обсуждение понятия "милосердие", истоков этого слова, примеров милосердного поведения литературных героев и детей и взрослых из реальной жизни. Формирование понимания того, что без милосердия, сострадания невозможно жить в этом мире. Составление кластера "по отношению к кому мы должны проявлять милосердие".
Иконка файла материала Час общения. Милосердие.docx
Час общения в 3Б классе Классный руководитель Грачева Т.В. Тема: Милосердие Цель: Воспитание эмоциональной отзывчивости к людям, нуждающимся в участии, помощи. Задачи: ­сформировать понятие милосердия  ­воспитывать потребность быть милосердным ­развивать коммуникативные умения учащихся через взаимодействие в ходе  обсуждения ситуаций Оборудование: проектор, интерактивная доска, презентация,  видеомультфильм, «сказочный сундучок» с предметами, словарь Ожегова  На доске таблички с высказываниями великих людей о милосердии:  Милосердие начинается дома                                                                                    Английская пословица  Если милосердия в сердце нет ни на грош, то и совести в нем никогда не  найдешь.  Источник зла есть тщеславие, а источник добра – милосердие…                                                                                               Франсуа  Шатобриан  Кость, брошенная собаке, не есть милосердие. Милосердие – это кость,  поделенная с собакой, когда ты голоден не меньше её.                                                                                                  Джек Лондон   Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством.                                                                                                        Конфуций   Истинное милосердие – это желание приносить пользу другим людям, не  думая о вознаграждении.                                                                                                   Хелен Келлер Ход событийной встречи                                      Эпиграф. "Без сострадания,                                                       милосердия невозможно                                                       жить в мире".                                                                     Зигфрид Ленц 1. Работа над смысловым значением слова милосердие. ­ Сегодня я приглашаю вас к разговору о милосердии.Прочитайте,   пожалуйста,   строчки   эпиграфа   и   скажите,   как   вы   понимаете значение слова  милосердие.  (несколько ответов) ­ Какое  толкование  этого слова вы нашли в словарях? (зачитывают по словарю,  в группах)  Милосердие – сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное  отношение к другому человеку. Энциклопедия «Кругосвет» Милосердие – готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней  нуждается. Толковый словарь русского языка Ушакова Жизненный опыт людей передаёт нам  высказывания о милосердии.  Познакомимся с ними.  (чтение с доски, обсуждение) Работа на интерактивной доске:распределение предложенных слов на  группы  слов с противоположным значением. равнодушие, сердечность, эгоизм, чёрствость, душевность,  бездушие,     жестокость, доброжелательность, сострадание,  участие, забота, безжалостность. Получаются группы:  милосердие  благотворительноть  сердечность   сострадание  душевность доброжелательность забота участие равнодушие чёрствость жестокость безжалостность бездушие эгоизм 2.Определение круга обсуждения  ­ Мы попробуем сегодня разобраться в следующих вопросах:­         Нужно ли милосердие в наше время? ­         В чем оно проявляется? Примеры. ­         Можно ли воспитать милосердие в себе?             Слайд 3. Примеры проявления  милосердия Милосердие ценилось всегда на Руси как высшее человеческое качество.   Создавались специальные Общины милосердия.  На слайде вы видите одну из  первых Общин сестёр милосердия. В марте 1844  года в Санкт­Петербурге по инициативе и на средства Великой княгини  Александры Николаевны была основана первая в России Свято­Троицкая община  сестер милосердия. Согласно уставу ее целью было попечение о бедных больных,  утешение скорбящих, т.е. страдающих людей, приведение на путь истинный лиц,  предававшихся порокам, воспитание бесприютных детей и исправление детей с  дурными наклонностями.                                                   Слайд  ­ В наше время проявлением милосердия является работа  благотворительных  организаций, помогающих нуждающимся людям. Вы слышали о таких  организациях? Благотворительный фонд «Подари жизнь»                                        Слайд  Миша Волков Возраст: Город: 2 года с. Варна Челябинская обл.Необходима сумма: Деньги собраны! Возраст: Город: Диагноз: Дима Клюков 9 лет Москва острый лимфобластный лейкоз Необходима сумма: Деньги собраны! ­ И вы, наверное,  с родителями участвовали, например,  в благотворительной  акции, в ходе которой отправляли какие­то деньги на лечение какому­то ребёнку. Было такое? Но вы пока дети, вы не работаете, не зарабатываете денег, поэтому ваше  милосердие  чаще всего проявляется в ваших словах, ваших поступках. ­ Я предлагаю вам послушать несколько историй и проанализировать , обладают  ли описанные в них герои  милосердием. Если да, то в чём это проявляется.  История 1. (инсценировка, 3 ученика) О человечестве Автор: Агния Барто Готов для человечества Он многое свершить, Но торопиться нечего, Зачем ему спешить? Пока еще он подвига Себе не приглядел, А дома (что поделаешь!) Нет подходящих дел!Дед от простуды лечится, Лекарство дать велит, Но он не человечество, Он старый инвалид. С утра Наташка мечется (Гуляйте с ней с утра!). Она не человечество, А младшая сестра. Когда судьбой назначено Вселенную спасти, К чему сестренку младшую На скверике пасти?! Пока еще он подвига Себе не приглядел А дома (что поделаешь!) Нет подходящих дел! В своем платочке клетчатом В углу ревет сестра: ­ Я тоже человечество! И мне гулять пора! Дети высказывают своё мнение о героях произведения                                 А дома (что поделаешь!)                                 Нет подходящих дел!                         Слайд У англичан есть такая пословица. Давайте прочитаем её   «Милосердие начинается дома»  Иногда мы ищем добрых дел на стороне, проявляем сердечность и участие к тем, кого видим в первый раз. И это неплохо. Но можно тотчас определить  качественность свершаемого добра по  нашему отношению к домашним. Как  трудно, оказывается, постоянно творить добро для тех, кто живёт с нами бок о  бок!  История 2. (чтение стихотворения, 2 ученика)Кот и пёс Они купили нового кота —  Шикарного сиамца, дорогущего.  А беспородного — от носа до хвоста —  Швырнули за порог. И он, мяуча,  Прильнул к дверям: «Хозяин, отвори!  Впусти меня обратно, замерзаю!  Я голоден!» — как будто бы молил.  Ну почему никто не открывает?  Котёнок плакал. Он не понимал,  Что не домашний он теперь, бродяга!  Ну, а мороз тем временем крепчал.  И у порога замерзал бедняга…  Вдруг чей­то тёплый ласковый язык  Лизнул котейку. Это был Полкан,  Лохматый пёс, почти уже старик.  Соседний дом он в будке охранял…  Вот так и зажили они вдвоём —  В собачьей будке пёс и кот при нём.  Полкан кота кормил и согревал,  Свою подстилку в стужу подстилал,  Делил с ним поровну еду и кров.  Котейка снова весел и здоров.  Полкан, котёнка взявший под опеку, —  Намного человечней человека… Дети оценивают поступок бывших хозяев  котёнка. ­Кто же оказался милосердным в данной истории? Полкан, котёнка взявший под опеку, —  Намного человечней человека… Слайд  Очень бы хотелось услышать примеры положительные, добрые.1 ученик: Милосердие в моем понимании – Это ласка, любовь, сострадание. Это ­ маме усталой помочь Это ­ бабушку навестить. И обиду свою превозмочь, И того, кто обидел ­ простить. Это ­ птичек и кошек кормить. И цветы на окне поливать. Всё живое на свете любить, И жалеть, и ценить, и прощать. ­Что, по мнению автора стихотворения, можно назвать милосердием? Ласка    любовь к близким, к природе     сострадание   умение прощать    помощь братьям нашим меньшим                                                                                                                                                                                         Слайд 2 ученик: Если ближний замерз ­ согрей, Если он неодет ­ одень Если голоден ­ накорми Если жаждет он ­ напои. Если он скорбит ­ утешай, Заболеет он ­ навещай. Жизнь тебе Господь подарил, Для того, чтоб людей ты  любил. 3 ученик: Мама спит, она устала. Ну и я играть не стала… ­ Добавим в список поступков:    помощь больным, попавшим в трудную жизненную ситуациювнимание к людям                                                                              Слайд               4 ученик:  Где ДОБРО ­ там свет, а как иначе?  Жизнь без милосердия пуста.  Если от чужого горя плачем,  значит не иссякла ДОБРОТА! ­А какие примеры милосердия из жизни вы бы могли привести сами? ­Учиться милосердию  помогают нам  не только наши родители, учителя, но и  старые, добрые сказки. Наш дальнейший путь лежит в Сказочную долину. Ведь  именно в сказках Добро всегда побеждает зло. Давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела,  приносили радость окружающим. А поможет нам в этом Сказочный сундук. Нам нужно догадаться, кому принадлежат эти предметы? Из сундучка вынимаем по очереди  предметы: скорлупка грецкого ореха, стрела,  розы, яблоко, стальное колечко, цветик­семицветик. Дети вспоминают сказку,  авторов и рассказывают, кто из героев и как проявлял милосердие.                                                                        Слайды с иллюстрациями из сказок Последним предметом был цветик­семицветик. Давайте просмотрим  фрагмент мультфильма, поставленного по произведению В.Катаева, и  вспомним, как девочка Женя потратила последний лепесток. 4. Фрагмент мультфильма (5 минут) ­ Почему волшебнице удалось вырастить для ребят новый цветик­семицветик?  С помощью  лепестка, который был потрачен на доброе необходимое дело,   появился новый волшебный цветок.  А в жизни так бывает? 5. Обобщение работы ­А сейчас я предлагаю вам в группах обобщить нашу тему с помощью кластера.  Обсудите, так по отношению к кому же мы должны проявлять своё милосердие. Работа в группах.Обобщение:                 больные, слабые                                                                                                                                                                     пожилые, старые                                                                                                               люди                                                     МИЛОСЕРДИЕ       малыши                                                                             наши близкие             братья наши  меньшие Ученица рассказывает притчу.  Один старый индеец открыл  своему  маленькому внуку жизненную истину. В  каждом человеке происходит борьба, похожая на борьбу двух волков. Один из  волков – олицетворение доброты, милосердия, отзывчивости, трудолюбия,  красоты, а другой – лени, трусости, жестокости.  ­ А кто же из этих двух волков побеждает?­ спросил внук. ­ А побеждает тот волк, которого человек лучше кормит. ­ Как эту притчу вы поняли? 6. Рефлексия Оказывается,  милосердие можно развивать в себе целенаправленно.  Подумайте, как это делать. Может быть вы выведете формулу милосердия?  Может быть сочините синквейн. Поможет вам в этом памятка.  Памятка  Как развить в себе милосердие     Больше читай, чтение учит милосердию. Участвуй  в благотворительных акциях.  Никого не осуждай. Проявляй чуткость и внимательность к окружающему миру.  Только тот, кто способен «расслышать» чувства другого человека может быть по­ настоящему милосердным.­На ваших столах в конвертах лежат сердечки, на которых вы напишите, какие  милосердные поступки вы захотели совершить.  ­Наклеиваем сердечки на доску ­А я всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе. Помните:  Добрые слова ­ корни  Добрые мысли ­ цветы  Добрые дела ­ плоды  Добрые сердца ­ сады. Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами