Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
Муниципальное автономное образовательное учреждение МАОУ-СОШ № 93 города Екатеринбурга
«Никто не забыт, ничто не забыто!
(80-летию Победы в Великой Отечественной войне посвящается)»
Автор проекта: |
Обучающиеся 6 Б класса МАОУ-СОШ № 93 г. Екатеринбурга
|
Руководитель: |
Султангулова Лениана Павловна |
Екатеринбург
2024-25
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………5
1.1 История праздника Дня Победы…………………………………………5
1.2 Что празднуется в День Победы…………………………………………5
1.3 Традиции праздника……………………………………………………,,.6
1.4.История термина "День Победы" в ВОВ………………………………..7
1.5 Значение праздника Дня Победы……………………………………….8
II ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………..9
2.1 План работы над проектом………………………………….................. ..9
2.2 Реализация проекта……………………………………………………...11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….14
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ…………………………………..15
ПРИЛОЖЕНИЯ
№1. Советы родителям "Как рассказать детям о войне"
№2.Сценарий тематического занятия "Помним, гордимся"
№3. Сценарий конкурса стихов "Салют героям"
№4. Викторина "Нам этот мир завещано беречь"
№5. Сценарий торжественного мероприятия "Подарили наши деды славный праздник - День Победы
2025 год объявлен в нашей стране Годом защитника Отечества! В мае этого года исполняется знаменательная дата – 80 лет со Дня Победы в Великой Отечественной Войне. Все больше и больше становится временной разрыв от этой памятной даты. Современным детям все сложнее понять значимость этого праздника, значимость многих слов, понятий, связанных с ВОВ. Сложно представить все тягости, сложности, страх того времени.
Проект направлен на сохранение памяти о ключевом событии истории России и мировой истории — Великой Отечественной войне. Этот проект важен для подрастающего поколения, потомков людей, героически сражавшихся за освобождение нашей Родины, как летопись судеб целого народа и знаменательных событий, изменивших ход истории.
Создание проекта «Ни кто не забыт, ни что не забыто» направлено на работу по воспитанию чувства привязанности, верности, чувства собственного достоинства, гордости за свою Родину.
Проблема: время всё дальше и дальше отодвигает события Великой Отечественной войны, и всё меньше и меньше, к сожалению, остаётся ветеранов. Важно сейчас не прервать живую нить памяти о великом, героическом подвиге нашего народа в те годы и сохранить ростки памяти о героях Великой Отечественной войны и их мужестве.
Гипотеза работы: если прослеживать связь между историческим прошлым и сегодняшним днём, знать героические примеры, исторические события, народные традиции и правила, по которым веками жила великая Россия, только так можно стать настоящим патриотом своей Родины.
Цель работы: сохранение памяти о ключевом событии в истории России и мировой истории – Великой Отечественной войне, воспитание патриотических чувств через различные виды деятельности.
Задачи работы:
1. Расширить представления о событиях Великой Отечественной войны через различные источники информации (просмотр художественных фильмов, ответы на вопросы викторины «Нам этот мир завещано беречь», посещение выставки военной техники, воспоминания родителей о героях своей семьи и их роли в приближении Победы).
2. Обратиться к героической истории своей Родины.
3.Отдать дань уважения народу, победившему в Великой Отечественной войне.
4.Расширить знания о государственных праздниках и историческом наследии нашей страны.
5. Обогатить кругозор через знакомство с песнями, созданными в дни ВОВ; с произведениями поэтов, писателей на военную тему, с военной техникой.
6.Привлечь родителей к совместным познавательно-тематическим мероприятиям.
В процессе работы были освоены как теоретические (анализ литературы, обобщение), так и практические (моделирование, рисование, выразительное чтение и т.д.) методы исследования.
Основные формы реализации проекта: беседы, экскурсии, занятия, мини-выставки, составление рассказов.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что в ней осуществлены конкретные шаги по формированию чувства патриотизма через различные виды деятельности, гордости за свой народ, что очень важно в современных условиях России. Работа над темой проекта позволяет понять значимость праздника Дня Победы, представить все тяготы и сложности времён Великой Отечественной войны, сохранить память о ключевом событии в истории России и мировой истории.
1.1 История праздника Дня Победы
Великая Отечественная война длилась 4 года — с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года. За это время не вернулись домой больше 26 миллионов советских жителей, среди которых были не только погибшие воины, но и мирные жители, скончавшиеся в годы войны или вывезенные на другие территории.
В январе 1945 года началось активное наступление советских войск, которое закончилось героическим взятием Берлина. В битве за этот город армия СССР потеряла более 325 тысяч солдат и офицерского состава. За каждую улицу и каждый дом в Берлине фашистские солдаты дрались до последнего, в городе даже были использованы танки. И вот в 00:43 9 мая был, наконец, подписан акт о капитуляции Германии. Из-за разницы во времени день окончания Второй мировой войны отмечается в России 9 мая, а в Европе — 8 мая. Уже в 6 утра 9 мая 1945 года по всем громкоговорителям Советского Союза был зачитан Указ Президиума Верховного Совета СССР о назначении 9 мая государственным праздником — Днем Победы. Вечером состоялся торжественный салют, состоявший из 30 залпов из тысячи орудий.
Первый военный парад в честь Дня Победы прошел на Красной площади в Москве 24 июня 1945. Однако 9 Мая был выходным днем недолго, в 1948 году советские власти решили сконцентрироваться на восстановлении страны и отменили пышное празднование. День Победы снова стал выходным при Брежневе — в 1965 году, когда отмечался двадцатилетний юбилей окончания страшной войны. Торжественные парады и праздничные салюты прошли во всех городах-героях, ветеранов и участников тыла приглашали в учебные заведения и на производства.[1]
1.2 Что празднуется в День Победы
На территории бывшего СССР нет ни одной семьи, которую не затронула бы Великая Отечественная война. У каждого есть предки, которые помогли спасти Землю от фашизма. Именно их подвиг мы вспоминаем в этот день и не перестаем гордиться. Даже в тяжелые 90-е годы люди не забывали этот светлый и одновременно грустный праздник, отмечая его хотя бы с членами своей семьи.
Во время войны тяжело пришлось не только солдатам и офицерам. Те, кто по состоянию здоровья или в силу возраста не мог пойти на фронт, трудились в оборонной промышленности. На производствах места рабочих заняли подростки и женщины. Поэтому победа над немецко-фашистскими оккупантами — это гордость всего советского народа, потомки которого живут, в том числе, в современной России.[5]
1.3. Традиции праздника
Одной из основных традиций в День Победы является вынос красного знамени. Традиция соблюдается с 1965 года, когда был вынесен именно тот флаг, который советские солдаты повесили над рейхстагом в 1945-м. Позже знамя поместили в музей вооружённых сил, а на парад выносят полную копию флага.
Традиционно с утра 9 Мая проходит Парад Победы на Красной площади в Москве. В Санкт-Петербурге проводится парад с участием флота. Также мероприятия проходят в городах-героях и городах воинской славы. Вечером — обязательно торжественный салют с залпами из орудий и фейерверками.
В День Победы россияне направляются к местным памятникам и мемориалам, возлагают к ним цветы и венки. В парках и на площадях проходят различные концерты с участием известных артистов и самодеятельных коллективов. В городах проходят акции, митинги и шествия.
В последние годы одним из атрибутов праздника стала георгиевская ленточка, которую россияне и граждане других стран стали носить с 2005 года как символ героизма, мужества и отваги. С начала мая волонтеры бесплатно раздают ленточки в общественном транспорте, учебных заведениях и других публичных местах. С ленточкой в праздничные дни ходят и дети, и взрослые, отдавая дань памяти тем, кто не пожалел свой жизни за Победу.
Также в последнее время появилась еще одна традиция, связанная с Днем Победы — гражданско-патриотическая акция «Бессмертный полк». Изначально идея была такая: участники акции проходят колонной по центральным улицам городов, неся в руках таблички с фотографиями своих великих предков, прошедших войну. Таким образом в шествии «встречаются» ветераны армии и флота, партизаны, блокадники, дети войны и все-все, кто подарил нам мир на земле.
Кроме того, военные истории своих семей можно записать в Народную летопись на сайте движения «Бессмертный полк». Сейчас акция проходит в 80 странах и территориях.
Основная цель празднования Дня Победы — не веселые гуляния, а напоминание нынешним поколениям о той цене, которую отдали герои за мир и свободу.[2]
1.4. История термина «День Победы» в Великой Отечественной войне
Первое в русской литературе употребление словосочетания «День Победы» появилось в ходе Битвы за Москву, спустя неделю, после того, как Красная Армия впервые перешла к решительному контрнаступлению. 12 декабря 1941 года в статье писателя Ильи Эренбурга «Судьба Победы», опубликованной в газете «Московский железнодорожник» и посвящённой труженикам стальных магистралей, в частности, говорилось :
«Железные дороги — сосуды, по ним течёт кровь страны: снаряды и хлеб, бомбы и нефть. С доверием смотрит Красная Армия на железнодорожников: это братья по оружию — один стреляет, другой подаёт патроны. Наши железнодорожники показали себя отважными бойцами. Наряду с лётчиками, танкистами, артиллеристами, моряками они делают всё для Победы. Я видел в Брянске, как работали железнодорожники под огнём. Падали бомбы, но смелые люди спокойно отцепляли вагоны с боеприпасами… Когда настанет День Победы, наши бойцы первые вспомнят о железнодорожниках».[3]
1.5. Суть и значение праздника Дня Победы
День Победы - это не просто празднование в честь завершения одной из самых страшных войн в мировой истории. День Победы - это прежде всего праздник мужества, чести и отваги, напоминание о том, как важно быть единым народом, ведь именно сплотившись, дружно встав на защиту Родины, наша страна сумела одержать Победу над фашизмом. Праздник 9 мая - это также напоминание о том, какие ужасы, боль и страдание принесла эта война людям во всем мире. В День Победы часто говорят о том, как важно сохранять память о событиях Великой Отечественной войны, чтобы подобное больше никогда не повторилось. [4]
2.1 План работы над проектом
В начале учебного года был составлен план работы над проектом.
ПЛАН ПРОЕКТА
№ |
Наименования мероприятий |
Сроки |
Ответственные |
Подготовительный этап |
|||
|
- Создание творческих групп - Постановка цели и определение основных задач - Разработка и утверждение плана мероприятий (планирование системы мероприятий, определение сроков, выбор и назначение ответственных) |
Сентябрь 2024 |
Руководитель проекта: Султангулова Л.П.
|
|
- Обсуждение темы и перспективного плана работы с родителями воспитанников
|
Сентябрь 2024 (родительское собрание №1 -12.09.2024) |
Руководитель проекта: Султангулова Л.П.
|
Основной этап |
|||
|
Участие в акции «Всё для Победы» |
25.10.2024 |
Руководитель проекта: Султангулова Л.П. Бахтиарова Р. Погарцев К. Сухарева А. |
|
- Советы родителям «Как рассказать детям о войне»
|
Ноябрь 2024- (родительское собрание № 2 – 14.11.2024) |
Руководитель проекта: Султангулова Л.П. (Приложение № 1) |
|
Разговоры о важном: «День снятия блокады города Ленинграда»
|
27 января 2025 |
Руководитель проекта: Султангулова Л.П. все участники проекта |
|
Участие во Всероссийской акции, посвященной 81-летию освобождения Ленинграда от фашистской блокады (площадь Труда) |
27 января 2025 |
Комарова Д.В. Журавлёва Меньшикова Евполов Ладыгин Пересмехин Трубицын |
|
Чтение литературы о любви и защите Родины, ее защитниках, о героизме, смелости и храбрости героев-солдат, солдатской дружбе и товариществе
|
В течение основного этапа |
Учитель литературы Вахитова В.Р., родители |
|
Познавательные беседы: «Дети и война», «История георгиевской ленточки», «Бессмертный полк», «Дети - герои», «Животные в годы ВОВ», «День Победы».
|
В течение основного этапа |
Руководитель проекта: Султангулова Л.П.
|
|
Просмотр видеосюжетов, фильмов о Великой Отечественной Войне с последующим обсуждением
|
В течение основного этапа |
Учитель истории Долгих А.А., родители |
|
Участие в военно-патриотической игре «Зарница 2.0»
|
11 марта 2025 – отборочный этап на базе школы Районный этап – март 2025 |
Заместитель директора по воспитательной работе Мордвина Н.Д. Комарова Д.В. |
|
Сдача норм ГТО |
В течение основного этапа |
Учитель физкультуры Канышева А.Д. |
|
Прослушивание музыкальных произведений: «Священная война», «День Победы», слушание и разучивание песен военных лет |
В течение основного этапа |
Учитель музыки Мордвина Н.Д. |
|
Проведение тематического занятия: «Помним, гордимся!»
|
04.05.2025-
|
Руководитель проекта: Султангулова Л.П. (Приложение № 2) |
|
Выставка –конкурс «Парад военной техники», обелиски |
03.05.2025
|
Учитель технологии Тетюшкина Т.А. |
|
Детский конкурс стихов, посвященных ВОВ «Салют героям» |
Май 2025 |
Учитель литературы Вахитова В.Р. (Приложение № 3) |
|
Викторина «Нам этот мир завещано беречь» |
Май 2025 |
Все участники проекта Руководитель проекта: Султангулова Л.П. (Приложение № 4) |
|
Конкурс рисунков «Священная война» |
Май 2025 |
Учитель ИЗО Самсонова А.К. |
Заключительный этап |
|||
|
Торжественное занятие, посвящённое 80-летию Победы в ВОВ «Подарили наши деды славный праздник- День Победы». |
17.04.2025 |
Все участники проекта Руководитель проекта: Султангулова Л.П. (Приложение № 5) |
|
Презентация проекта родителям и воспитанникам ДОУ |
15.05.2025 |
Все участники проекта |
2.2 Реализация проекта
Все 30 обучающихся класса стали участниками викторины «Нам этот мир завещано беречь» на знание основных вопросов из истории Великой Отечественной войны, присутствовали на тематическом занятии «Помним, гордимся!» и торжественном мероприятии «Подарили наши деды славный праздник- День Победы» (17.04.2025).
В акции «Всё для Победы» приняли участие Бахтиарова Розалия, Погарцев Константин и Сухарева Александра» (25.10.2024).
25.01.2025 все участники проекта присутствовали на Разговорах о важном, тема которого «День снятия блокады города Ленинграда»; Журавлёва Ульяна, Меньшикова Вероника, Евполов Михаил, Ладыгин Михаил, Пересмехин Иван, Трубицын Захар стали участниками Всероссийской акции «Освобождение Ленинграда от фашистской блокады» на Площади труда в городе Екатеринбурге 27.01.2025.
В течение всего времени работы над проектом дети совместно с родителями и под руководством учителя литературы Вахитовой В.Р. осуществляли чтение литературы о любви и защите Родины, ее защитниках, о героизме, смелости и храбрости героев-солдат, солдатской дружбе и товариществе, писали сочинения про войну (Деменьшина Ульяна), учили стихи на военную тематику (Евполов Михаил, Плотникова Екатерина, Погарцев Константин), осуществлялся просмотр видеосюжетов, фильмов о Великой Отечественной Войне с последующим обсуждением при участии учителя истории Долгих А.А.; прослушивание музыкальных произведений: «Священная война», «День Победы», слушание и разучивание песен военных лет под руководством учителя музыки Мордвиной Н.Д. Учитель технологии Тетюшкина Т.А. организовала моделирование военной техники и обелисков, посвящённых Великой Отечественной войны (Бахтиарова Розалия, Головин Иван, Пермякова Дарья, Устьянцев Артём). Под руководством учителя ИЗО Самсоновой А.К. был проведен конкурс рисунков «Священная война» (Деменьшина Ульяна, Говорухина Вероника, Комаров Роман, Коновалова Валерия, Лешуков Александр, Рябков Захар, Сухарева Александра). Галстян Левон, Ладыгин Михаил, Минаков Семён и Хохлов Егор рассказали о прапрадедах, героях своей семьи и их роли в приближении Победы). В военно-патриотической игре «Зарница 2.0» под руководством заместителя директора по воспитательной работе Мордвиной Н.Д. на отборочном этапе приняли участие Галстян Левон, Головин Иван, Евполов Михаил, Пермякова Дарья, Погарцев Костя. На районный этап этой игры вышли Евполов Михаил, Галстян Левон и Пермякова Дарья, открытие которого состоялось 13.03.2025, 14.03.2025 команда проходила тестирование «Основы Российской государственности и военной истории», 17.03.2025 тестирование «Общевойсковая грамотность», 24.03.2025 – военизированная эстафета, 25.03.2025 – состязание операторов БПЛА (Галстян Левон),26.03.2025 – состязание военкоров (Пермякова Даша). Зарегистрировались на сдачу норм ГТО при содействии учителя физической культуры Канышевой А.Д. следующие учащиеся: Плотникова Екатерина, Ладыгин Михаил, Евполов Михаил, Лешуков Александр, Сухарева Александра, Комаров Рома, Головин Иван, Пермякова Даша, Погарцев Константин.
Таким образом, участниками проекта стали все обучающиеся класса, а также их родители и педагоги.
Итак, работая над проектом, удалось выполнить поставленную цель и решить все задачи.
За это время были созданы все условия для формирования представлений о Великой Отечественной войне, сути, истории возникновения и значения праздника Дня Победы как знаменательного события, важного для подрастающего поколения, потомков людей, героически сражавшихся за освобождение нашей Родины, что способствовало воспитанию патриотических чувств у нас через различные виды деятельности.
Произошло:
1. формирование интереса к героической истории нашей Родины, уважения и чувства благодарности к ветеранам войны, труженикам тыла; бережного отношения к семейным фотографиям и реликвиям;
2. формирование понятия о войне: страшной, жестокой, разрушительной;
3. формирование представлений о мужестве, героизме, отваге нашего народа, победившего в ВОВ;
4. Расширение знаний о государственных праздниках и историческом наследии нашей страны;
5. Обогащение музыкального кругозор через знакомство с песнями, созданными в дни ВОВ; развитие речи через выразительное чтение стихов, составление рассказов о ветеранах, о ВОВ.
6. Ознакомление с произведениями поэтов, писателей на военную тему, о военной технике, о земляках-героях, о героях своей семьи.
1. Алексеев С. П. Подвиг Ленинграда 1941-1944: рассказы для детей [для детей среднего школьного возраста] - Москва : Детская литература, 2018. – 81стр.
2. Балашов А.И. История Великой Отечественной войны (1941-1945). – Санкт-Петербург, 2006
3. Великая Отечественная война, 1941 – 1945. События. Люди. Документы: краткий исторический справочник/ под общ. ред. О.А. Ржешевского; сост. Е.К. Жигунов. – Москва : Политиздат, 1990. – 464с.
4. Левтов В.Е. Парад Победы: сквозь годы памяти и судьбы поколений-Санкт-Петербург, 2005
5. https://ru.wikipedia.org/День Победы
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.