МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ»
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ КРУЖКА «МУЗЕЕВЕДЕНИЕ»
(В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
Тема, занятие № 4
ЧТО ПРЕДМЕТЫ СТАРИНЫ РАССКАЗАТЬ ТЕБЕ ДОЛЖНЫ
Руководитель музея «Русская изба» :
Якушина Лидия Николаевна
Щекино КРУЖОК «МУЗЕЕВЕДЕНИЕ». ЗАНЯТИЕ №4.
ЧТО ПРЕДМЕТЫ СТАРИНЫ РАССКАЗАТЬ ТЕБЕ ДОЛЖНЫ
Руководитель музея «Русская изба» Якушина Лидия Николаевна
ЦЕЛИ:1.
Познакомить учащихся с интерьером русской избы, внутренним и внешним его убранством.
2.Рассказать о предметах старины.
3. Развивать интерес к истории своих предков.
4.Прививать любовь и чувство прекрасного к культурным достижениям русского народа.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.
Здравствуйте, ребята!
Я рада вас приветствовать в музее «Русская изба». Тема нашего сегодняшнего занятия посвящена предметам старины.
Сегодня мы с вами побываем в гостях у крестьянина в деревенском доме. Узнаем, как строился деревянный дом, как выбирался материал для строительства, познакомимся , как выглядел дом снаружи и изнутри., познакомимся со многими старинными вещами, многие из которых можно увидеть сегодня только в музее или на чердаке в бабушкином доме.
II РУССКАЯ ИЗБА
( 1-й слайд)
Итак, мы начинаем
Отгадайте загадку:
Стоит бычище –
Проклеваны бочища.
(2-й слайд) (изба)
(3- й слайд) Издревле на Руси жилище строили из дерева. Тому было немало причин. Во-первых, русская земля всегда славилась лесами. Поэтому дерево стоило дешево.
Во-вторых, дерево легко поддается обработке, а значит, строительство идет быстро. Жилой дом артель плотников могла сложить за один световой день.
К тому же деревянные сооружения легко разбираются и перевозятся на новое место. Наконец, по всеобщему признанию деревянное жилище более гигиенично. Оно «дышит». В нем всегда сухо. Летом прохладно, зимой тепло. Ученые установили, что в сорокоградусной мороз вас могут защитить от холода сосновые стены толщиной всего в 20 см, кирпичные же понадобились в три раза толще.
(4-й слайд)
Однако есть у дерева заклятые враги. Как вы думаете, какие?
Это огонь и вода. Поэтому среди сохранившихся деревянных построек нет ни одной крестьянской избы старше XIX века.
(5 – й слайд) Лучший материал для строительства – хвойные породы древесины: лиственница, сосна, ель. Лиственница особенно устойчива к сырости. Из нее старались сложить если не весь дом, то хотя бы его нижние венцы.
У сосны ценится ее удивительная прямизна. Ели хуже сопротивляется влаге, и поэтому ее охотно используют для внутренней отделки. А вообще все хвойные деревья обладают смолистостью, что препятствует гниению.
(6 – й слайд) Однако в строительном деле используется немало и лиственных пород. Дуб, как известно, обладает очень прочной древесиной.
(7 – й слайд) Широко известно, что в старину плотники строили дома без единого гвоздя. Каждый из вас пытался складывать игрушечный домик из спичек. Кладутся параллельно две спички, на них поперек еще две и так далее. Постепенно вырастает что- то вроде колодца или башни. По такому же принципу строили дома древние мастера. Чуть отступив от конца бревна, они вырубали округлые углубления. В них вставляли концы поперечных бревен. Как видим, возвести стены без гвоздей не так уж сложно.
( 8 –й слайд) Другое дело крыша. Ведь на Руси крыши делались высокими, с крутыми скатами. Кровлю делали из тесаных досок. Нижним концом они упирались в желоб водотечника, а верхний прижимался тяжелым бревном. (9 – 10 слайды) Плотник нередко придавал его концу форму конской головы. Отсюда произошло название «конек». Конь для русского крестьянина был древним символом солнца. Поэтому конь на крыше стал солнечным знаком,, защищающем дом и людей, живущих в нем.
Многое в устройстве старинного русского жилища непривычно для нас. Например, зачем были нужны высокие пороги и низкие притолоки дверей? Чтобы пройти в такую дверь, не споткнувшись и не набив шишку, надо было высоко поднять ногу и одновременно низко опустить голову. Однако, все эти странности не случайны. Именно такая, на первый взгляд неудобная, конструкция двери помогала сохранять в жилище тепло: высокий порог препятствовал проникновению в дом холодного воздуха, а низкая притолока задерживала отток теплого.
(11 – й слайд) ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКУ:
Много соседей рядом живут,
а никогда не видятся.
(12 слайд) Окна
Окна в избах тоже делались маленькими. До 18 века на Руси не знали оконного стекла. Его заменяла промасленная холстина, или бычий пузырь, а в домах богатых людей – слюда. Окно – око – связь с большим миром, белым светом. Дом смотрел на мир окнами – очами, оно связывало мир домашней жизни с внешним миром.
(13 – й слайд) Как видим, русская изба была устроена практично: в былые времена каждый хозяин старался также украсть свое жилище.
(14 – й слайд) Богаче всего наряжался фасад дома, выходивший на улицу. Это было его лицо. Не случайно некоторые детали фасада получили соответствующие названия.
(15 – й слайд) Древнерусский строитель очеловечивал свое жилище. Уподоблял его живому человеку. И это проявлялось в названии деталей избы, которые дошли до нас из глубины веков.
Вслушайтесь в них! Во-первых, у избы, как и у человека, есть лицо, и повернуто оно к дороге – улице. Улица – это дорога, которая проходит перед лицом домов. С лица избы глядят на мир глаза – окна. Окна, Око, очи – это однокоренные слова. А ведь око – славянский синоним слову глаз! «Наличники» - это рама, располагающаяся вокруг окна, часто украшенная резьбой или росписью. Считалось, что изображения животных, птиц, орнамент охраняют жилье крестьянина от нечистой силы. Наличник – украшение на лице дома.
Наконец, у избы передняя часть – фронтон – носит название чело ( по -древнерусски – лоб), а боковые планки, которыми обрамлена двускатная крыша по фасаду – причелины. Итак, на лице дома есть лоб – чело, причелины, глаза- окна. А рот? Звучание слова дверь не напоминает нам слово рот! Чаще вместо слова дверь употребляли слово ворота. Через ворота попадали в усадьбу к русскому крестьянину. Ворота были тем ртом, который красовался на лице русской избы.
(16 – й слайд) Нарядный дом был гордостью хозяев и украшением всей деревни.
III ИНТЕРЬЕР РУССКОЙ ИЗБЫ
(17 – й слайд) А теперь заглянем внутрь крестьянского дома.
Отгадайте загадку:
Два брата всегда видятся,
А вместе не сойдутся.
( 18 – й слайд) (пол и потолок)
( 19 – й слайд) Слово «половица» знакомо всем, но мало кто знает, откуда оно произошло. А объяснение просто: толстое бревно раскалывали пополам и образовавшиеся половинки или половицы настилали на пол.
( 20 – й слайд) «Догадлив крестьянин, на печи избу поставил», - гласит русская пословица. Действительно, печь – душа крестьянского дома. Без печи нет избы. Само слово «изба» произошло от древнего «истба», «истопка». Избой изначально называлась отапливаемая часть дома.
Большую часть дома занимала печь.
( 21 – й слайд) Русская печь – удивительное изобретение.
В старину крестьянские дома топились по-черному: печь не имела трубы. Конечно, дым в доме – вещь неприятная. Но дым хорошо дезинфицировал жилище, в нем не водились насекомые. Если же крестьянин занимался рыболовством, то под потолком в курной избе развешивали сети, которые, прокоптившись, служили в несколько раз дольше, чем обычные.
Каких только профессий не знает русская печь! Назовите некоторые из них.
( 22 – й слайд) Главное из них – давать людям тепло, ведь мороз в 30 градусов – не редкость на Руси. Печь – огромное кирпичное сооружение, занимавшее подчас чуть ли не четверть площади жилища. Она долго, несколько часов протапливается, но нагревшись, держит тепло и обогревает помещение в течение целых суток.
В печи готовили пищу: пекли пироги и хлеб, варили кашу, щи, тушили мясо, рыбу, овощи. И все получалось удивительно вкусно и питательно.
Кроме того, в печи сушили грибы, ягоды, рыбу. На самой печи спали постоянно мерзнущие старики, а на пристроенных сбоку полатях – дети.
И, наконец, о самой экзотической функции русской печи. В ней крестьяне, не имевшие бани, … парились. Эта процедура считалась на Руси лечебной. Для этого после топки из печи удаляли угли. Внутри хорошенько подметали и настилали солому. Любитель попариться залезал ногами вперед и ложился на солому. За ним закрывали заслонку. Если требовалось поддать пару, прыскали водой на раскаленный свод. Парясь, похлестывали себя березовым веником. Правда, обмываться водой приходилось уже в сенях.
( 23 – 25 й слайды) Во многих русских народных сказках печь играла немаловажную роль. Назовите эти сказки.
( 26 – й слайд) Печь обычно ставили в углу избы слева или справа от входной двери. Угол напротив устья печи был рабочим местом хозяйки дома и назывался бабий кут. В нем было все приспособлено для ведения домашнего хозяйства и приготовления пищи.
( 27 – й слайд) Если один ближайший угол к двери занимала печь, то другой считался рабочим местом хозяина дома. Здесь же стояла лавка, на которой он спал. В ящике под ее сиденьем хранился хозяйский инструмент. В свободное от полевых работ время крестьянин в своем углу занимался поделками и мелким ремонтом: плел лапти и лукошки, резал ложки, чинил сети.
( 28 – й слайд) По диагонали от печи находился красный угол избы. Это было почетное место. Здесь на специальной полке стояли иконы, хранились священные книги, горела лампада. Всякий гость, входивший в избу, у порога первым делом находил глазами красный угол, снимал шапку, трижды осенял себя крестным знамением и низко кланялся образам, а уж только потом здоровался с хозяевами. В красный угол сажали самых дорогих гостей. Во время свадьбы здесь сидели молодые. В обычные же дни это было место хозяина дома.
Таким образом, каждый из четырех углов крестьянской избы имел свое определенное назначение.
Что же касается мебели, то ее в избе было немного, да и разнообразием она не отличалась.
Стол, лавки, скамьи, сундуки, посудные полки – вот, пожалуй, и все.
( 29 – й слайд) Главным предметом мебели в избе считался обеденный стол. Он стоял в красном углу. Каждый день в определенный час за столом собиралась на обед вся крестьянская семья. Поэтому размеры стола определялись ее численностью.
( 30 – й слайд) Вдоль стен жилища стояли широкие лавки. На них не только сидели, но и спали. Ныне мы не видим разницы между лавкой и скамьей, а для крестьянина она существовала. Если лавки были намертво прикреплены к стенам,
( 31 – й слайд) то скамьи свободно передвигались по комнате. Их придвигали к столу, когда требовалось рассадить много народа.
( 32 – й слайд) Свою одежду крестьяне хранили в сундуках. Их количеством в доме измерялся достаток семьи. Мастерили сундуки из дерева, а обивали для прочности железными полосами. Сундуки нередко снабжались хитроумными врезными замками, так как в них хранилось то, чем дорожил крестьянин. Если в крестьянской семье росла девочка, то ей чуть ли не с малых лет в отдельный сундук начинали собирать приданое. Этот сундук она после свадьбы увозила с собой в дом мужа.
IV. ПРЕДМЕТЫ СТАРИНЫ
В низенькой светелке с створчатым окном
Светится лампадка в сумраке ночном
Слабый огонечек то совсем замрет,
То дрожащим светом стены обольет.
Новая светелка чисто прибрана;
В темноте белеет занавес окна;
Пол оструган гладко, ровен потолок,
Печка развальная стала в уголок,
По стенам – укладки с дедовским добром,
Узкая скамейка, крытая ковром,
Крашеные пяльцы со стулом раздвижным…
И кровать резная с пологом цветным.
( 33 – й слайд) А вот еще стихи А.С.Пушкина:
Дверь тихонько отворилась,
И царевна очутилась
В светлой горнице, кругом
Лавки, крытые ковром,
Под святыми стол дубовый
Печь с лежанкой изразцовой…
ЭКСКУРСИЯ В МУЗЕЙ.
1.Давайте и мы с вами отворим дверь в комнату старинного быта и попытаемся все вместе определить, о каком предмете идет речь в загадке:
( 34 - й слайд) Четыре ноги,
два уха,
один нос,
да брюхо
(самовар)
( 35 – й слайд) Самовар – это символ добра, домашнего уюта и гостеприимства. Ни в одном доме без самовара не обходились О самоваре уважительно отзывались, ставили на самое почётное место, а хозяйки садились рядом. Все известно, что самовар- это устройство для приготовления кипятка. «Сам варит» - отсюда и слово произошло. Его изобрели русские мастера.
Чаепитие, а тем более приготовление чая – занятие многотрудное. И сегодня далеко не все знают, как приготовить этот напиток. А в прежние времена дело доходило до конфуза. Вот отрывок из стихотворения, повествующий об этом.
Раз прислал мне барин чаю
И велел его сварить.
А я отроду не знаю,
Как проклятый чай варить.
Взял тогда налил водички,
Всыпал чай я весь в горшок
И приправил перцу, луку,
Да петрушки корешок.
Разлил варево по плошкам,
Хорошенько размешал,
Остудил его немножко,
На господский стол подал.
Гости с барином плевались,
Сам он сильно озверел…
И, отправив на конюшню,
Меня выпороть велел.
Долго думал, удивлялся,
Чем же мог не угодить?
А потом-то догадался,
Что забыл я посолить
2.ЧТО ЭТО ЗА ПРЕДМЕТЫ?
В комнате старинного быта вы видите множество предметов знакомых и незнакомых вам. На карточках у меня написаны названия старинных предметов. Определите, что это за предметы, как ими пользовались и укажите их местоположение в музее.
( 36 – й слайд) 1.СВЕТЕЦ
( 37 – й слайд) (Использовали для освещения помещений.)
( 38 – й слайд) 2.РУШНИК
( 39 – й слайд) Умывались ключевой водицей,
Утирались рушником.
Изо льна его соткали,
Украсив вышивкой потом.
( 4 0 – й слайд) 3.РУБЕЛЬ
( 41 – й слайд) Вот рубель – в названье чуден,
В примененье легок он.
Гладил с легкостью лен,
Из дерева рублен
( 42 – й слайд) 4.ПРЯЛКА.
( 43 – й слайд) Вечерами при свете лучины девушки – подружки собирались в чьей – нибудь избе со своими прялками и куделью (сырьем для прядения). Рассаживались по лавкам на донце прялок, а кудель пристраивали к их вертикальным лопастям. Левой рукой пряха вытягивала прядево, а правой, послюнявив пальцы, вращала веретено, похожее на рыболовный поплавок. Оно кружилось, словно волчок, скручивая прядево в нить и наматывая ее на себя.
( 44 – й слайд) 5.ШЕПТУНЫ ИЛИ ДУБОЧАРЫ.
( 45 – й слайд) Это лапоточки.
Прыгали в них через кочки.
Плели их из лыка
не обходились без кочедыка.
Лапти – это плетеная обувь, которая крепится к ноге с помощью веревок – косичек. Плели лапти из липового лыка. Лыко – это тонкий слой мягкой коры под основной, толстой корой дерева. Для одной пары лаптей нужно было ободрать 3 -4 молодых деревца. Это только кажется, что изготовление лаптей – дело нехитрое; хороший мастер за день мог сплести не более двух пар. А лаптей делали немало – и себе, и на продажу. Да и снашивались лапти очень быстро, недаром говорили в те времена: «В дорогу идти – пять пар лаптей плести». Обувь эта считалась незаменимой в деревне – удобная, легкая, дешевая. Единственный недостаток – недолговечна. Из рук настоящего мастера выходили такие лапти, что можно было по болоту ходить – не промокнут. Не случайно торговцы этой обувью, зазывая покупателей, кричали: «Моими лаптями хоть щи хлебай»
Крестьяне носили лапти круглый год. Летом их обували на холщовые онучи, зимой – на шерстяные. Онучи (по-другому портянки) – это ткань, которой обматывали ногу, прежде, чем надеть лапти.
У лаптей много названий. В округе Чернигова лапти из коры молодых дубов называли дубочарами. Лапти плели не только из липового лыка, но и из веревок, из пеньки. Были у таких лаптей и другие названия: курпы, крутцы и шептуны. В районах, где лыка не было, а закупать его было дорого, крестьяне плели волосянки – лапти из конского волоса.
( 46 – й слайд) 6.ТУЕС
( 47 – слайд) Берестяные туеса использовались как емкости для воды. Крестьянин брал их с собой в поле. Вода не только не протекала, но и сохранялась холодной и вкусной на протяжении всего дня.
3. Во многих русских народных сказках Бабу-Ягу обычно изображают с одними и теми же предметами. Назовите их. Для чего они служат ей?
А для чего они крестьянину?
(Ступа, пест и помело)
Баба Яга садится в ступу, пестом погоняет, помелом след заметает..
В ступе пестом толкли зерно, очищая его от шелухи. Помелом подметали внутри печи, а затем лопатой сажали туда тесто будущего каравая.
4 ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКИ
1)Что в избе за коровьи рога?
(ухват)
Ухватом хозяйка ловко цепляла пузатые горшки или чугунки и отправляла их в печь или доставала из печи.
У печи стояли важно,
Как стойкие солдаты.
Из печи горшочки с кашей
Тянут железные ухваты
2)Черный конь прыгает в огонь.
(кочерга)
Кочергой выгребали золу из печи и ворошили угли.
3) Встану рано,
Пойду к роману:
К длинному носу,
К пустой голове
(рукомойник)
Рядом с печью обязательно висели полотенце и рукомойник глиняный кувшин с двумя сливными носиками по сторонам. Не раз в течение дня хозяйка ополаскивала свои испачканные руки.
4)
Идет пароход –
То взад, то вперед,
А за ним такая гладь –
Ни морщинки не видать.
(утюг)
Перед вами утюг
Это бабушкин старый друг.
Грелся он в то время на углях,
Который был во всех дворах.
5) Был ребенок
Не знал пеленок.
Стар стал –
Пеленаться стал.
(печной горшок – чугун)
Даже когда чугунок становился очень старым, его не выкидывали, а чинили В чугунах на стол подавали пищу – она долго не остывала.
6)Три братца
Пошли в реку купаться.
Два купаются,
Третий на берегу валяется.
(ведра и коромысло)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Почти до конца X века наши предки были язычниками.
Поклонялись они многим богам. Но особенно же чтили домашнего бога – домового.
После постройки дома на Руси повсеместно звали в новостройку домового:
«Домовой, домовой! Пойдем домой».
Считалось, что живет он под печкой или за ней.
Домовой - добрый дух. Он страж не только дома , но и , главным образом, всех живущих в нем. А всем, кто любит свой дом и порядок в нем, он приносит счастье.
А вы, ребята, любите свой дом?
ЛИТЕРАТУРА
1 М.В.Прасолова « Предметы старинного быта» (Экскурсия)
2 О.Ф.Бетехтина «Праздник песни «За околицей» (Викторина загадок «Русская изба»)
3 3. Ю.С.Рябцев «Мир русского крестьянства»
4 4.М.В.Корокова «Путешествие по древнему городу» 1998 г.
5. Е.В.Кислова «Лапти - лапоточки» «Читаем, учимся, играем» № 3 2008 г.
6.Н.П.Томилина «Внутренний мир русской избы» http: // festival. 1 september. .ru
7.О.Л.Кобелева «Русская изба. Мир добрых и злых духов» http: // festival. 1 september. .ru
8.Т.Я.Дьяконова «Интерьер крестьянской избы» http: // festival. 1 september. .ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.